Устройство и убранство православного храма
Содержание:
- Камень Иакова
- Описание иконостаса Свято-Успенского храма с.Успенского
- СВЕТИЛЬНИКИ
- Архитектурные особенности храмовых построек
- Краткое описание: какие бывают иконостасы
- Описание внутреннего строения храма
- Зачем ходить в церковь?
- Описание икон Свято-Успенского храма с.Успенского
- История
- Чины иконостаса
- Девушке, незамужней
- Архитектура Закавказья
- О чем рассказывают мозаики и росписи
- История
- Флоренский «Иконостас»– анализ иконописи
- Жертвенник
Камень Иакова
Согласно Библии, Бог, единый для иудеев, христиан и мусульман, не сразу привел людей к мысли построить Ему храм. Первым указанием можно считать сон Иакова, сына Исаака и внука Авраама, того самого, который за чечевичную похлебку купил у брата Исава право первородства. Отправившись в путь, чтобы избежать гнева обманутого брата, Иаков заночевал в дороге и устроился спать прямо на земле, подложив вместо подушки камень:
Так пастух Иаков, еще не умея построить настоящий храм, обозначил главные принципы храмового строительства. Во-первых, он отметил место присутствия высших сил, установив памятный знак. Во-вторых, освятил его, совершив специальный ритуал с помазанием камня елеем (оливковым маслом). В‑третьих, назвал это место домом Божьим. Наконец, он дал этому месту еще одно определение — «врата небесные», то есть место, откуда открывался путь в иной мир. С тех пор всякое сакральное сооружение авраамической религии может быть признано таковым по наличию этих признаков.
Пейзаж со сном Иакова. Картина Михаэля Лукаса Леопольда Вилльмана. Около 1691 года Wikimedia Commons
Описание иконостаса Свято-Успенского храма с.Успенского
Верхний ярус — святые апостолы и святители:
1 — Святитель Московский Петр
2 — Святитель Василий Великий
3 — Апостол Иоанн Богослов
4 — Апостол Андрей Первозванный
5 — Апостол Петр
6 — Архангел Гавриил
7 — Деисис (одной, а не тремя иконами: Спаситель на Престоле, с предстоящими Божией Матерью Крестителем, Пророком и Предтечей Господним Иоанном)
8 — Архангел Михаил
9 — Апостол Павел
10 — Апостол Иаков Зеведеев
11 — Апостол Филипп
12 — Святитель Иоанн Златоуст
13 — Святитель Московский Алексий
Сразу под верхним ярусом на всю ширину иконостаса – тропарь Успению Пресвятой Богородицы на церковно-славянском языке, глас 1:
В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Средний ярус — Пасха Христова и двунадесятые праздники:
14 — Рождество Пресвятой Богородицы
15 — Введение во храм Пресвятой Богородицы
16 — Благовещение
17 — Рождество Христово
18 — Сретение Господне
19 — Крещение Господне
20 — Тайная вечеря
21 — Пресвятая Троица
22 — Преображение Господне
23 — Вход Господень в Иерусалим
24 — Пасха. Воскресение Господне
25 — Вознесение Господне
26 — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Нижний ярус — иконы Спасителя, Божией Матери и чтимых святых:
27 — Преподобный Сергий Радонежский
28 — Великомученик Пантелеимон
29 — Великомученик Георгий Победоносец
30 — Дверь в алтарь: икона архангела Михаила
31 — Образ Божией Матери «Спорительница хлебов»
32 — Богородица
33 — Апостол и евангелист Иоанн Богослов
34 — Архангел Гавриил
35 — Апостол и евангелист Лука
36 — Апостол и евангелист Матфей
37 — Пресвятая Дева Мария
38 — Апостол и евангелист Марк
39 — Иисус Христос
40 — Спаситель
41 — Дверь в алтарь: икона архангела Гавриила
42 — Успение Пресвятой Богородицы
43 — Святитель Николай Мирликийский
44 — Преподобный Серафим Саровский
СВЕТИЛЬНИКИ
Особое место в ряду церковной утвари занимают светильники.
Еще в византийской империи зародились предметы церковной утвари для освещения храмов, изготавливаемые и поныне: лампады, хоросы, паникадила, церковные подсвечники и церковные люстры.
Наиболее древними светильниками считаются лампады (или ломпада), тусклый свет которых освещал древние пещерные храмы ранних христиан.
Лампада является переносным светильником (подсвечником), который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Такую лампаду специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий) вручает архиерею при его входе в храм.
Еще древние греки для освещения храмов подвешивали лампады к деревянным или металлическим обручам или навешивали их на протянутые через храм цепи. Развитие такого способа подвески светильником привело к появлению висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр.
Более ранними, чем паникадила, церковными светильниками являются хоросы, которые занимают промежуточную ступеньку в эволюции церковных светильников между лампадой и паникадилом.
Хорос имеет вид горизонтально расположенного металлического или деревянного колеса, подвешиваемого на цепях к потолку храма. По всей окружности колеса крепились лампады или свечи. Иногда в центр колеса устанавливалась полусферическая чаша, в которой также размещалась лампада.
Позднее хоросы эволюционировали в громоздкие паникадила, которые со временем преобразовались в более изящные люстры. Впрочем паникадило это практически люстра, которая, по типу хоросов, состоит из многочисленных ярусов концентричных колец. В центре паникадила размещается характерное сферическое «яблоко» из позолоченной бронзы.
Еще одним типом светильников, которые применяются в храмах, является многосвечный напольный подсвечник, который часто содержит много ярусов или уровней. В качестве светильника используется также поставная или тощая свеча.
Одним из главных подсвечников, устанавливаемых в алтаре, является семисвечник, который символизирует Семь Таинств Церкви и Семь Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, искупившего их грехи ценой своей жизни.
Таким дошло до нас устройство и убранство православного храма.
См. также «Виды храмовой утвари», «Церковные облачения», «Виды церковных облачений».
Архитектурные особенности храмовых построек
Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.
Князе-Владимирский храм в Иркутске
Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:
- один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
- три купола возводят в честь Святой Троицы;
- пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
- семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
- иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.
Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.). При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:
При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:
- крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
- прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
- круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
- звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).
Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле
Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.
Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.
Краткое описание: какие бывают иконостасы
Обычно считается, что иконостасы бывают двух видов: тябловые или рамочные. Кроме того, существуют небольшие иконостасы, предназначенные для походных храмов или просто частной молитвы во время путешествия.
Тябловый
Тяблами называются балки, из которых собирается каркас. На этих балках расположены иконы. На Руси это – самая распространенная форма алтарной преграды
Рамочный
Такие иконостасы стали появляться по России с XVII в. Иконы расположены не на балках, а вправлены в великолепные рамы, по сути, самостоятельные произведения церковного искусства. Иногда частью таких рам становятся скульптуры, что не очень характерно для православных храмов.
Иконостас Покровского храма Свято-Данилова монастыря.
Походный
По-другому он именуется «складнем», имея центральную часть, к которой на шарнирах крепятся створки. Его можно сложить для перевозки.
Обычно походные иконостасы деревянные или металлические. Но сейчас встречаются также, по сути, завесы с изображениями святых, соответствующими по размерам храмовым. По центру– особая завеса, царские врата.
Каменный
Это «капитальная», глухая преграда, на которой написаны иконы святых.
Каменный иконостас. Православный монастырь Осиас Лукас в Фокиде 1030-40х гг. Греция
Деревянный резной
Он встречается чаще всего. Если иконостас тябловый, резьбой украшены балки, если рамочный – это ряд деревянных художественно оформленных обрамлений для икон.
Фарфоровый
Считается, что один из первых появился в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой, во 2 пол. XVII в. Основатель обители, Патриарх Никон, пытался точно воспроизвести мраморные интерьеры Иерусалимского храма Воскресения, но дороговизна мрамора привела его к решению сделать алтарные преграды девяти приделов монастырского храма из фарфора. Работу выполнили белорусские мастера.
Керамический иконостас в Троицком соборе города Щёлково
Описание внутреннего строения храма
План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.
Притвор
Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.
Внутреннее устройства христианского дома
Основная, или средняя часть
Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.
Солея
Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.
Амвон
Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.
Клирос
Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.
Зачем ходить в церковь?
Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.
Фото: serafim.kz
Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», — говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.
В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.
Описание икон Свято-Успенского храма с.Успенского
- Божия Матерь «Владимирская»
- Успение Божией Матери
- Преподобная Мария Египетская
- Преподобномученица великая княгиня Елисавета
- Великомученик Дмитрий Солунский
- Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мати иъ София
- (киот) благоверный великий князь Александр Невский
- Равноапостольная великая княгиня Ольга
- Мученица Татиана
- Мученица Людмила
- Равноапостольный великий князь Владимир
- (киот) Божия Матерь «Неугасимая Лампада»
- Божия Матерь «Почаевская»
- Божия Матерь «Казанская»
- Божия Матерь «Владимирская»
- Божия Матерь «Скоропослушница»
- (киот) блаженная Ксения Петербургская
- Блаженная праведная Матрона Московская
- Преподобный Александр Свирский
- Великомученик и целитель Пантелеимон
- Великомученик Георгий Победоносец
- (киот) Божия Матерь «Феодоровская»
- Божия Матерь «Смоленская»
- Божия Матерь «Неопалимая Купина»
- Божия Матерь «Спорительница хлебов»
- Божия Матерь «Благодатная»
- Божия Матерь «Иерусалимская»
- Божия Матерь «Печерская», с предостоящими: преподобными Антонием и Феодосием
- Божия Матерь «Достойно есть»
- Божия Матерь «Умиление» Дивеевская
- РАСПЯТИЕ ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА
- Царственные страстотерпцы (Романовы)
- Божия Матерь «Прибавление ума»
- Покров Пресвятой Богородицы
- Преподобный Варлаам Хутынский
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник
- Преподобные Сергий и Герман Валаамский
- Страстотерпцы князья Роман и Глеб
- Апостол и евангелист Иоанн Богослов
- Божия Матерь «Валаамская»
- Преподобный Иоанн, затворник Святогорский
- Праведный Иоанн Кронштадтский
- Святитель Тихон Задонский
- 40 мучеников Севастийских
- Собор Архистратига Михаила
- Центральный аналой с главной иконой
- Аналой с иконой Богородицы перед амвоном; с.диаконские врата
- Божия Матерь «Семистрельная»
- Божия Матерь «Неупиваемая Чаша»
- Божия Матерь «Достойно есть»
- Мученица Параскева
- Божия Матерь « Всецарица»
- Мученицы Киприан и Иустина
- Преподобные Петр и Феврония
- (киот) Преподобный Серафим Саровский
- Великомученица Варвара
- Святитель Спиридон Тримифунтский
- Преподобномученица Параскева Римская («с глазами», память 8 авг. н/ст.)
- Великомученица Екатерина
- (киот) Божия Матерь «Утоли моя печали»
- Божия Матерь «Неупиваемая Чаша»
- Божия Матерь «Иверская»
- Божия Матерь «Умягчение злых сердец », или «Симеоново проречение»
- Божия Матерь «Державная»
- (киот) Преподобный Сергий Радонежский
- Божия Матерь «Неувядаемый Цвет»
- Божия Матерь «Неустанной Помощи» (или «СтрастнАя»)
- Божия Матерь «Взыскание погибших»
- Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» («с грошиками»)
- (киот) Святитель Николай Мирликийский
- Пророк Божий Илия
- Апостол Андрей Первозванный
- Божия Матерь «Нечаянная Радость»
- Древо икон Богородицы
- Божия Матерь «Знамение»
- Пояс Пресвятой Богородицы
- Божия Матерь «София – Премудрость Божия» (Киевская)
- Собор преподобных старцев Оптинских
- Божия Матерь «Живоносный Источник»
- Пресвятая Троица Ветхозаветная
- Божия Матерь «Экономисса» («Домохранительница»), с преподобным Афанасием и святителем Михаилом, исповедником
- Великомученица Анастасия Узорешительница
- Мученица Дария
- Мученица Вера
- Спаситель
- Собор преподобных отцев Печерских
- Мученики Гурий, Самон и Авив
- Равноапостольные Кирилл и Мефодий
- Первоверховные апостолы Петр и Павел
- «Усекновение главы Иоанна Крестителя»
- Аналой с иконой Иисуса Христа перед амвоном, юж.диаконские врата
- Аналой для совершения таинства исповеди
(6614)
История
Самым первым храмом считается горница, где происходила Тайная Вечеря. На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Потом первые христиане выбирали под храмы чистые просторные помещения. Позже, во время гонений на христиан, приходилось молиться в потаенных местах. Они располагались в подземельях и назывались катакомбами. До сих пор сохранились эти молитвенные места, например в Риме.
Потом стали строить храмы лицом на восток. В Риме между гонениями появилось около тридцати церквей. Сначала священники стояли лицом к народу и так молились, видя в каждом присутствующем образ Самого Бога. Но потом во избежание искушений они стали поворачиваться лицом на восток. Появились первые алтари, иконостасы.
Особый всплеск в строительстве храмов пришелся на времена святых Константина и Елены. Среди них – храм на Гробе Господнем. В христианские храмы превращали бывшие языческие капища или административные здания (базилики). Они были прямоугольной формы. Постепенно стали появляться пристройки под алтарь, притворы.
Чины иконостаса
Рядов бывает от 2 до 5, иногда также встречается 7, или даже больше.
В каком порядке чаще всего располагаются ярусы иконостаса в храме?
Это расположение особым образом представляет соединение неба и земли: ведь смысловой центр – так называемый Деисус, ряд, где представлен Христос с предстоящими святыми. К Нему устремлены чаяния пророков и праотцев, особый ряд представляет Его земную жизнь.
Схема древнерусского иконостаса
Как называется первый ряд иконостаса?
Обычно первым считают нижний ряд. Его именуют местным, так как здесь расположен храмовый образ, так что посвящение церкви легко «прочитать» по иконе рядом с образом Христа, справа от царских врат. Кроме того, ряд обязательно включает икону Богородицы и особо чтимых святых храма, города.
Следующие ряды
Выше местного – главный ряд иконостаса, Деисис (по-гречески — моление). Центр ряда – Христос, Чья икона находится над царскими вратами. Ему предстоят Богородица, Иоанн Креститель, Апостолы (чаще всего – Петр и Павел), Ангелы. Здесь могут также изображаться другие святые. Особенность чина – молитвенное положение, обращенность к Христу всех изображенных угодников Божиих: главы их склонены, руки протянуты к Господу.
Иконостас в пещере Ильи Пророка на Синае (Египет).
Еще выше следуют чины:
праздничный – его иконы представляют земную жизнь Господа;
До XVI в. в этом ряду можно было увидеть несколько икон, представляющих Страсти Христовы. Сейчас из них здесь сохранился только образ Распятия.
- пророческий – здесь находятся иконы предвозвестивших Его пришествие пророков; верующий, знакомый с их писаниями, узнает угодников Божиих по словам, написанным на свитках, которые держат святые;
- праотеческий –иконы изображают древних праотцев.
С XVII в. сначала на Украине, потом по России появляются очень высокий иконостасы с 7-8 ярусами. Здесь есть дополнительные ряды, посвященные:
- Страстям Христовым;
- кончине Апостолов.
Были некоторые храмы, где ниже местного ряда, буквально на уровне пола, находились образы языческих философов, не знавших Бога, но, может быть, неосознанно предвосхитивших приход Мессии.
Полный пятирядный иконостас
Девушке, незамужней
Ощутили радостное воодушевление — так и будет в реальном мире. Заслужите расположение власть имущих легким, безропотным нравом.
Беременной
Легкие роды, крепкое здоровье малыша. Надо потихонечку интересоваться методами самосовершенствования. Подготавливайтесь к новой роли воспитательницы любимого чада.
Мужчине
Неблагоприятные картинки:
- Вошли, а любимую не пустили. Партнерша подумывает о разрыве.
- Полностью разобранный остов, валяющиеся на земле кресты — потрясение, связанное с финансами.
- Залетать внутрь в седле — подведут партнеры, контрагенты. Предприятие обанкротится.
Архитектура Закавказья
Крестово-купольные конструкции в Армении начали строить в 6−7 столетии. В это время построили храмы в Цроми, Мрене, Эчмиадзине. В конструкциях были значительные изменения: стены рукавов креста преобразовали в тонкие столбы. Так исчезли угловые помещения. Получился цельный интерьер, состоящий из трех нефов, разделенных между собой тонкими столбами.
В Закавказье широкое распространение получили здания, которые напоминали план трех- или четырехлистника (триконхи и тетраконхи). Интерьер этих сооружений не делился столбами и не имел неф. Основное помещение имеет форму креста, который образуется за счет четырех апсид, сходящихся к купольному пространству. Угловые комнаты отделены от центрального помещения. Западная ветка креста часто остается прямоугольной формы.
Среди храмов Грузии также существуют уникальные строения. К примеру, главный собор Светицховели был сооружен в 1028 г.
О чем рассказывают мозаики и росписи
Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля
Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство мира. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержителя (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконография — «Отечество»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырехпарусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон треугольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точечные опоры.помещают четырех евангелистов, а на опорах Опоры — в архитектурной терминологии любые свободностоящие столбы и колонны. — столпов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, восточной и северной стенах изображены главные события священной истории. На западной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторонам христианского вероучения — таинству евхаристии (благодарения, причащения), в котором участвуют апостолы, и Богоматери.
История
Самым первым храмом считается горница, где происходила Тайная Вечеря. На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Потом первые христиане выбирали под храмы чистые просторные помещения. Позже, во время гонений на христиан, приходилось молиться в потаенных местах. Они располагались в подземельях и назывались катакомбами. До сих пор сохранились эти молитвенные места, например в Риме.
Потом стали строить храмы лицом на восток. В Риме между гонениями появилось около тридцати церквей. Сначала священники стояли лицом к народу и так молились, видя в каждом присутствующем образ Самого Бога. Но потом во избежание искушений они стали поворачиваться лицом на восток. Появились первые алтари, иконостасы.
Особый всплеск в строительстве храмов пришелся на времена святых Константина и Елены. Среди них – храм на Гробе Господнем. В христианские храмы превращали бывшие языческие капища или административные здания (базилики). Они были прямоугольной формы. Постепенно стали появляться пристройки под алтарь, притворы.
Флоренский «Иконостас»– анализ иконописи
Создавая домашний «красный угол», важно помнить о значении иконы, ее символике. Разобраться с этими сложными вопросами поможет работа священника Павла Флоренского (1922 г.) Просто, ясно автор объясняет:
- происхождение иконы, ее отличие от живописной картины;
- рассказывает о символике изображений;
- об особенностях духовной жизни иконописца;
- о том, почему икона обычно пишется на камне или дереве, а живописное полотно – на холсте.
С туманом «у грани видимого и невидимого» сравнивает иконостас о. Павел:
таков «туман, окутывающий горную вершину: бушуют окрест горы ветреные бури, а туманное покрывало не шелохнется… Он заволакивает собою недоступное немощному зрению, но он же и указует наличие того, что превыше мира». Таков и «облак свидетелей» (Евр. 12:1) — святых. Они обступают алтарь, ими, «живыми камнями», построена живая стена иконостаса, ибо они — одновременно в двух мирах и совмещают в себе жизнь здешнюю и жизнь тамошнюю».
Именно поэтому преграда иконостаса – на самом деле ничего не преграждает. Напротив, это путь к Небу.
Наталья Сазонова
Жертвенник
Еще одним важным алтарным элементом является жертвенник. Он располагается по левую сторону молитвенного дома в северной части престола. Второе название жертвенника — предложение или протисисот. По размерам он мало отличается от престола, не отличается он и высотой. Когда возводились первые православные храмы, жертвенник располагался в другой части церкви, позднее его начали переносить в алтарь.
Жертвенник предназначен для размещения различных священных предметов. Здесь находится Священная чаша или потир, куда наливается вино и вода. Данный элемент символизирует кровь Сына Божьего. Здесь же находится дискос, имеющий вид плоского округлого сосуда из металла в форме диска. Именно сюда помещается хлеб для священного причастия, символизирующий тело Иисуса Христа. Также на жертвенники устанавливается копие — палка из металла, которая визуально похожа на нож, с его помощью вынимаются частицы из причастной пищи. Символизирует металлическая палочка копье, проткнувшее тело Христа.
Также в жертвеннике есть звездица, имеющая вид двух переплетающихся дуг, соединенных крестом. Она предназначена для того, чтобы частицы хлеба для причастия, покрывающиеся покровцами, не падали на пол. Тут же можно увидеть чашу из металла для теплой воды, получившая соответствующее название — теплота. Также для причастия используется специальная ложечка лжица. На жертвеннике еще находится воздух — тканый отрез с четырьмя углами (70*70 см), покровцы (ткань в форме креста), губка и многое другое.