Что такое страсти христовы?

Все, что нужно знать о Страстях Христовых

Подробно рассматривая тему Христовых Страстей, стоит сказать, что начались страшные мучения Иисуса с его торжественного въезда в Иерусалим

В тот день, практически все воспринимали Иисуса, как Царя, радовались его прибытию, не обращая внимание на недовольство первосвященников и учителей того времени. Люди стелили под ноги Спасителя, пришедшего к ним, чтобы спасти, не только пальмовые ветки, но и собственную одежду, доказывая свое уважение

Народная радость и восхищенные оклики, за пару дней превратились в сплошное недовольство, а люди, которые видели в Иисусе истинного Царя, превратились в разъяренную толпу, желающую увидеть смерть Иисуса на кресте.

Можно долго рассуждать, почему случилось именно там, но скорее всего, восхищенные оклики превратились в ненависть и желание распять Спасителя по следующим причинам:

  • народ ожидал увидеть в Иисусе именно политического лидера, который сможет обеспечить безбедное существование и освободит от прежних законов, а не спасителя души;
  • люди рассчитывали, что Иисус возьмет в Свои руки правление Израилем, но никак не рассчитывали услышать, что Его Царствие не от мира сего;
  • проповедуемое Иисусом Царство не обещало физических благ, денег, роскошной жизни, прекращения гонений израильского народа, поэтому люди пришли к выводу, что от такого Правителя им толку точно не будет.

В то время, когда люди ожидали победы земной, Иисус предложил им постичь Царство Небесное, чтобы находиться вместе с Господом вечно. Конечно же, не получив ожидаемого, люди зажглись изнутри невероятной ненавистью и готовы были отдать Иисуса на смерть, что в итоге и произошло. Даже несмотря на то, что в день торжественного входа в Иерусалим, Иисус был окружен толпой, Он постепенно стремится уединится, поскольку знает, какое будущее Его ожидает. Полностью один, Христос остался именно в Гефсиманскую ночь, когда после Тайной Вечери вышел в сад молиться. Именно в этот момент началась череда Его мучений и страданий, которая закончилась смертью.

Петр и Павел (1981)

  • Оригинальное название: Peter and Paul
  • Год: 1981
  • Страна: США
  • Длительность: 198 мин.
  • Режиссер: Роберт Дэй
  • Жанр: драма, биография, история
  • В главных ролях: Энтони Хопкинс, Роберт Фоксуорт, Эдди Альберт, Рэймонд Бёрр, Хосе Феррер, Джон Финч, Дэвид Гвиллим, Герберт Лом, Джин Питерс, Джон Рис-Дэвис
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,39

Первых последователей Иисуса Христа жестоко преследовали римские власти и представители ортодоксальных учений. Два ведущих апостола, Петр и Павел, боролись за утверждение веры в Сына Божьего. Их жизнь была наполнена драматичными событиями, когда на протяжении 30 лет, вместе и порознь, они отстаивали учение Христа, страдали и боролись до конца.

В фильме вы увидите множество библейских событий, описанных в книге Деяний Апостолов: избиение Стефана камнями, дорога Савла в Дамаск, возвращение в Иерусалим, миссионерские путешествия Павла в Малую Азию и Грецию, споры Петра и Павла об иудейском Законе, их жертвенный путь в Рим. Оба апостола приняли мученическую смерть во времена правления жестокого императора Нерона. Павел был обезглавлен, Петр — распят.

Немного о хронологии Христовых страстей

Фото: Pravkipr.ru

Как уже упоминалось выше, можно считать, что Страсти Иисуса начались со въезда в Иерусалим, но основные мучения, которые привели к смерти, начались именно в Гефсиманском саду. После того, как Христос пошел в Гефсиманский сад, начались следующие события:

  • отдалившись от учеников на небольшое расстояние, Христос начинает молиться, попросив их бдеть;
  • ученик Иуда приводит к Христу учителей того времени и воинов, выдав Его поцелуем;
  • после того, как Спасителя забирают воины, Он отправляется на суд у Пилата;
  • над Иисусом издеваются, насмехаются, одевают в терновый венец, дают нести тяжелый крест на Голгофу;
  • Иисуса распяли на кресте вместе с двумя разбойниками.

Фото: Elitsy.ru

Многие думали, что со смертью Иисуса все закончилось, нет никакого Небесного Царствия, никаких Господних чудес, а распятый был самозванцем. Судя по тому, какие мучения пришлось перенести Иисусу, как человеку, можно было подумать, что Он терпит это действительно из-за Своей полностью человеческой природы и, ни о каком Божественном происхождении речи быть не может. На самом деле, все происходило именно так, чтобы Сын Господний спас человечество, а поскольку сделать это возможно было именно через мучения, Ему пришлось пережить Страсти и смерть.

Фото: Elitsy.ru

Своей мучительной смертью на кресте, именно как человек, Христос смог воссоединить человека с Богом для вечной жизни, что и было Его основной миссией. Иисус взял на себя все последствия, которые принес грех человеку, вытерпел все страдания в человеческом теле, которые длились практически целую неделю, чтобы каждый сейчас смог задуматься, какое последствие имеют недобрые дела. Такая жертва Господа заставляет задуматься о том, что все же стоит менять свою жизнь к лучшему, ведь если даже читая слова о Страстях из Евангелия мурашки идут по коже, то какие ощущения должны быть у каждого, осознавая, что он распинает Христа своими поступками каждый день. Страсти Христовы имеют очень глубокий смысл, который стоит осознать каждому, чтобы спасти свою душу и, наконец-то воссоединиться с Богом.

Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» заслужил критику религиозных кругов. 16+

Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» заслужил критику религиозных кругов. Французские епископы посчитали, что страдания Христа в картине слишком «осовременены», а Евангельские послания упрощены. По их мнению, некоторые сцены могут шокировать зрителей, а другие  вызвать антисемитские настроения. Впрочем, судебные инстанции Франции не нашли оснований для запрета фильма, и сегодня он выходит на экраны. В арабских странах протестующих еще больше. Кувейтские богословы обратились к властям с призывом запретить картину. По их словам, «дерзкий фильм» содержит «неправду и очернение Христа». О человеческих страстях по «Страстям Христовым» и о том, что думают о творении Мела Гибсона в Московской Патриархии  корреспондент НТВ Егор Колыванов.

Мэл Гибсон старался строго следовать Священному Писанию, и в основу сценария фильма «Страсти Христовы» положил четыре Евангелия. Герои говорят на арамейском и латинском языках, и первоначально Гибсон не хотел даже титры использовать.

Мэл Гибсон: «Я хотел, чтобы люди поверили в правдивость этой истории, чтобы они ее пережили, прочувствовали».

Кому-то фильм покажется чересчур натуралистичным и жестоким. Христа в кино истязали и раньше, например, в картине «Иисус Христос  суперзвезда». Но в «Страстях» эта же сцена изображена с помощью современных технологий и сложного грима.

У Дзефирелли распятый Иисус из Назарета кажется умирающим из необходимости, а не от многочасовых издевательств, как у Гибсона. А как иначе достучаться до аудитории с ее пониженным порогом чувствительности?

Уже в ходе съемок Гибсона спрашивали: считает ли он евреев виновными в смерти Спасителя? В ответ режиссер взял в руки молоток, и это он в фильме вбивает в крест гвозди, снимая вину с кого бы то ни было. Но избежать упреков в антисемитизме Гибсон все равно не смог.

Вокруг «Страстей Христовых» кипят страсти вполне человеческие, и уже не разберешь, где заканчивается PR-кампания. От того, что Папа сказал после просмотра «так оно все и было», Ватикан открестился, если и говорил, то сказано это было не для паствы.

В остальном Католическая церковь фильм одобрила, Папа Римский даже принял у себя актера Джеймса Кевезела и благословил.

В Москве для представителей церкви провели специальный просмотр. Православные священники встретили фильм сдержанно, немного поругали, немного похвалили. Но если учесть непримиримость церкви в отношении фильм Скорсезе «Последнее искушение Христа», это уже можно считать успехом.

Мэл Гибсон сознательно, а, может, просто деньги кончились, не стал делать фильму большую рекламную кампанию, сэкономил и на актерах. Одно узнаваемое лицо  Моника Белуччи в роли Марии Магдалины, одно узнаваемое имя  исполнительница роли сатаны Розалинда Челентано.

Любопытно, что во время съемок в исполнителя роли Христа ударила молния. Вроде бы знак недобрый, но ведь, с другой стороны, выжил.

Фильм производит сильное впечатление, но в то же время оставляет тяжелое чувство. После двухчасовых страданий Христа чуду воскрешения уделено от силы 30 секунд. Смысл самопожертвования остается за кадром.

Протоиерей Максим Козлов о фильме «Страсти Христовы»

Интервью газете «Известия» с о. Максимом Козловым:

Один из первых отечественных зрителей «Страстей Христовых» настоятель домового храма святой мученицы Татианы МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов отвечает на вопросы Елены Лахтиной.

— Вы будете рекомендовать «Страсти Христовы» вашим прихожанам?

— Я шел на этот фильм с довольно большим внутренним предубеждением, с одной стороны, опасаясь неадекватности трактовки евангельского повествования — булгаковщины или толстовщины, с другой — смещения акцентов в духе западной политкорректности, поскольку уже был наслышан о том, что по требованию «прогрессивной общественности» Гибсон исключил из фильма евангельский текст «Кровь Христа на детях наших». Но должен сказать, что фильм преодолел эти предубеждения и сомнения. Он почти удивителен для современного состояния кинематографа и общественного сознания — я не ожидал, что в западном обществе возможно такое глубокое и искреннее обращение к основам нашей веры. Крестная жертва Христа, его страдание за нас, предательство Иуды, жестокость римлян, малодушие Пилата, слезы Девы Марии — все это возвращает нас к изначальным реалиям христианства. В этом смысле очень для многих этот фильм может оказаться полезным подспорьем в более непосредственном и приближенном восприятии самих основ нашей веры. Мне кажется, что «Страсти Христовы» — уже не факт истории кино, а факт религиозной истории христианства.

— Мне показалось, что Гибсон сознательно отбросил все последующие трактовки и попытался приблизиться к исходному тексту Нового Завета. Так ли это?

— Это то, что более всего ценно в его фильме. Трактовки в духе «я и Евангелие» для христианина по определению кощунственны

Прочтение евангельского текста в его изначальной чистоте и адекватное его донесение средствами того вида искусства, с помощью которого он реализуется (будь то иконопись, литература, драматургия или — как сейчас — кинематография), — вот что важно и нужно для Церкви

— Тем не менее в фильме используются визуальные приемы, которые можно назвать чисто голливудскими. Например, изображение дьявола и ада…

— Как вы объясняете, что «Страсти Христовы» вызвали такой интерес и отклик во всем мире?


— Это тоже удивительно. С одной стороны, мы знаем, что Гибсону никто не хотел давать денег, ни одна серьезная голливудская компания не стала его финансировать. Потом его заставили сделать политкорректные вырезки из евангельского текста (о них можно поскорбеть, но в целом адекватность этих фрагментов сохранилась). Вывод напрашивается такой: сколько бы нам ни пытались представить современное общество как постхристианское и обезбоженное, на самом деле во многих миллионах простых человеческих сердец христианство является вполне живой верой. Тяга людей к фильму Гибсона говорит как раз об этом. Совершенно разные вещи — то, каким мир и общество хотят представить и каким оно на самом деле является.

— Интерес к Новому Завету, вызванный фильмом Гибсона, может иметь разные последствия: человек, который захочет углубиться в предмет, найдет в открытом доступе не только христианские источники, но и тексты людей, иначе смотрящих на проблему зарождения религии.

— Для меня принципиально важно, чтобы люди задумались над вопросами «я и вечность», «я и Бог», «я и нравственная ответственность за свою жизнь». В этом смысле христианину нечего бояться

Человек, который задумается и прочитает Евангелие, — найдет правильный путь.

/ Протоиерей Максим Козлов /

Мария Магдалина (2018)

Мария, юная жительница галилейского города Магдала, отличалась от ровесниц неприятием традиционной женской доли, ограниченной замужеством и материнством. Родня и земляки не понимали ее стремлений и даже подозревали в связях с нечистой силой. Но бесстрашная девушка продолжала искать свое призвание и нашла его, встретив Иисуса из Назарета. Уверовав в Спасителя, Мария покинула отчий дом и последовала за ним, чтобы быть рядом и при распятии, и при воскресении, войдя в историю под именем христианской святой Марии Магдалины.

Оригинальное названиеMary MagdaleneЖанрДрама, биографияАктерыРуни Мара, Хоакин Феникс, Чиветель Эджиофор…СтранаВеликобритания, Австралия, СШАРейтингКинопоиск – 6.3, IMDb – 5.9Возрастные ограничения16+

Иуда (2013)

Экранизация повести «Иуда Искариот» российского писателя-экспрессиониста Леонида Андреева, по сюжету которой знакомство Иуды и Христа состоялось на базарной площади. Мессия проповедовал, а будущий его ученик, впоследствии – предатель, воровал. Пойманный с поличным, похититель пожертвований Иуда был прощен Иисусом и эта доброта так поразила его, что заставила заинтересоваться христианским учением и уверовать. И даже предательство Учителя знаменитый антигерой совершил из лучших, по его мнению, побуждений.

ЖанрДрамаАктерыАлексей Шевченков, Сергей Фролов, Андрей Барило, Иван Добронравов…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.5, IMDb – 6.3Возрастные ограничения12+

Последнее искушение Христа, 1988

Эту экранизацию романа Никоса Казандзакиса “Последнее искушение” снял легендарный Мартин Скорсезе. Картина считается одной из наиболее значительных работ в творчестве режиссёра.

В основе идеи фильма — исследование двойственности Иисуса Христа — божественного и человеческого начала. Картина затрагивает весьма неоднозначные для религиозного мира темы, чем навлекла на его создателей массовую критику со стороны официальных представителей церкви и верующих разных конфессий христианства.

Здесь Христос — это простой плотник из Иудеи. Он зарабатывает тем, что делает кресты, на которых казнят государственных преступников. Его постоянно посещают голоса и видения — он понимает, что избран для высокой миссии, но не может понять, в чём его истинное предназначение, и кто его избрал: Господь или сатана.

Пытаясь ответить на все эти вопросы, Иисус отправляется странствовать вместе со своим другом Иудой. Ему предстоит пройти тяжелый путь Спасителя: он спасает от жестокой расправы Марию Магдалину, посещает мифический иудейский монастырь, затем его крестит и благословляет Иоанн Креститель, обращается с Нагорной проповедью к иудейскому народу, удаляется в пустыню, подвергаясь там искушениям дьявола, изгоняет торговцев из храма Божьего, провоцируя своими проповедями о любви смуту в городе.

В итоге, Иисус понимает в чем его истинное предназначение — очистить род людской от грехов, приняв мучительную смерть на кресте. Он добровольно просит Иуду сдать его властям. Иуда пытается отговорить его, но тот остается твёрд в своем решении.

После встречи Тайной вечери Иуда идет к учителю римских легионеров, и они берут под стражу Иисуса. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, поддавшись воле разъярённой толпы, выносит Иисусу смертный приговор.

Христа распинают на кресте. В минуту самых тяжелых страданий перед ним предстает прекрасная девочка, ангел-хранитель, которая зовёт его за собой. Она помогает ему сойти с креста. Далее Иисус спускается в прекрасную цветущую долину, где его встречает свадебная церемония. Он сочетается браком с Марией Магдалиной, у них появляются дети.

Он проживает долгую жизнь. У кровати состарившегося и умирающего Христа появляются его пожилые ученики. Они обвиняют учителя в том, что он променял миссию Спасителя на обыкновенную жизнь земного человека. Иуда говорит, что та самая девочка, спасшая его, была на самом деле Сатаной.

Иисус с усилием стряхивает с себя дурман искушения и возвращается к реальности. Он снова оказывается на кресте, а на его губах появляется едва заметная улыбка.

Бен-Гур (2016)

Эпичный зарубежный фильм от мастера блокбастеров Тимура Бекмамбетова основан на романе XIX века «Бен-Гур: история Христа», экранизация которого в 1959 году получила 11 «Оскаров». Действие современного фильма начинается в захваченной Иудее, где высокородный еврей Иуда Бен-Гур вступает в конфликт с римлянином Мессалой. Отказавшись предать своих, благородный Бен-Гур попадает в рабство на галеры. Чудом освободившись, герой возвращается с планом мести, но не возмездие станет началом его духовного возрождения.

Оригинальное названиеBen-HurЖанрБоевик, драма, приключения, историяАктерыДжек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Родриго Санторо, Морган Фриман…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 5.9, IMDb – 5.7Возрастные ограничения16+

К лекции

«I.N.R.I» (Иисус Назаретянин, Царь Иудейский; 1923) — черно-белый немой фильм Роберта Вине, экранизация Евангелия. Изначально «I.N.R.I» был экранизацией романа Петера Розеггера (социалист убивает правителя, его приговаривают к смерти; его история сравнивается с историей Иисуса). Но в большинстве версий (в том числе предлагаемой здесь) история социалиста выпала, осталось только евангельская половина. Христа играет Григорий Хмара, русский эмигрант, бывший актер МХАТа.

«Евангелие от Матфея» (1966) — шедевр Пьера Паоло Пазолини. Снятая в документальной манере, лента хочет показать евангельские события «как они могли бы быть в реальности». При этом Пазолини, будучи марксистом, изображает Христа как «первого революционера», борца против властей мира сего.

«Страсти Христовы» (2004 г.) — нашумевший фильм Мела Гибсона, экранизация — весьма натуралистичная — последних часов жизни Иисуса Христа (от Гефсимании до Воскресения).

Мессия (сериал, 2020)

На одной из охваченных гражданской войной территорий современного Ближнего Востока появляется загадочный незнакомец, повлиявший на исход сражения. Измученные местные жители видят в нем надежду на спасение и нарекают Мессией

Слава о чудесах, творимых таинственным мужчиной, распространяется по миру и привлекает внимание ЦРУ. На место событий отправляется агент Эва Геллер, чтобы разобраться в ситуации

Разоблачит ли героиня самозванца или тоже уверует в явление Мессии?

Оригинальное названиеMessiahЖанрТриллер, драмаАктерыМехди Дехби,Томер Сисле, Мишель Монахэн…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 7.5, IMDb – 7.6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector