Внешнее устройство православного храма (общие сведения)

Содержание:

Золотые купола — это не признак роскоши, а дань традиции

Есть две причины, по которым купола часто красят в зелёный цвет: символическая и практическая (точнее, уже традиционная):

  1. Символическая. Золото напоминает о власти, о царствовании. То есть, о Царе небесном. Это металл славы, а потому он как нельзя лучше подходит для украшения храмов в честь Спасителя. Он очень популярен, потому что желание воздать должное Иисусу Христу часто становится определяющим при выборе цвета.
  2. Практическая. Эта сторона уже не актуальна и осталась данью традиции. Но всё же нужно её упомянуть. Прежде на Руси не могли изобрести качественное кровельное железо. Нужно было обладать хорошими познаниями в химии, а таковых не хватало. Погодные условия разрушали многие металлы. Но золото — исключение. Оно не окисляется, так что если покрыть купол тончайшим золотым покрытием, то проблема с погодными условиями сразу решится.

Конечно, это не единственный пример. Купола можно было делать из других металлов, которые не окисляются. Но выбор пал на тот, что не только практичнее, но и красивее.

Сегодня есть достаточно материалов, так что купола принято красить в золотые. Реальное золото для покрытия купола — это расточительство. Металл, который часто принимают за золото, это нитрид титана.

Купол унаследован христианством от Римской империи

Купола намного старше мусульманства и христианства. Археологи обнаружили при раскопках купола на острове Кипр. Датируются эти изделия пятым веком до нашей эры.

В мире ещё стояли недошедшие до наших дней Чудеса Света, а архитектурная традиция, которая будет актуальной до сегодня, уже существовала.

Примечательно — купол старше арки, хотя выглядит более сложным изделием.

Но не стоит переоценивать сложность старейших куполов.

Это были примитивные конструкции, а схожие с сегодняшними головы храмов изобрели в древнем Риме.

Примерно тогда, когда стали широко применять бетон.

В храме Пантеон есть старейший купол, некогда здесь действовала христианская церковь

Настоящим годом рождения куполов можно считать 128 год — когда его использовали в конструкции ротонды храма Пантеон. Кстати, да, там поклонялись всем богам. Оттуда и пошло это слово.

в 609 году император Фока подарил храм папе Римскому.

Его превратили в церковь Святой Марии и мучеников. Освещение произошло 13 мая, тогда и стали праздновать день всех святых. Лишь через пару тысячелетий дату сместили на 1 ноября. Так языческий праздник повлиял на датировку католического.

А христианство унаследовало у Рима не только храмы, но и традицию использовать купола. Позже их перенял и мусульманский мир, теперь купола присутствуют на мечетях и мавзолеях. А ещё позже купол стал частью русской архитектуры.

Страшное золото

После прихода православия на Русь встал вопрос о необходимости возведения храмов. Но на наших землях не было мастеров и архитекторов, которые могли бы это сделать. Именно по этой причине пришлось приглашать «ромейских» умельцев. Именно они и привнесли традицию покрытия куполов золотом.

Могут просто уволить и другие последствия непрофессионализма на рабочем месте

Остановка посредине никуда не приведет: советы, как покорить «лестницу к успеху»

Не идти на компромисс: как боссу справиться с очень сложными сотрудниками

Интересен тот факт, что такой обычай не закрепился ни в одной другой конфессии. Одним из первых храмов с золотым куполом на Руси стала церковь в Нерле, возведенная в двенадцатом веке в честь Покрова Богородицы. По приказу князя Андрея Боголюбского купол был покрыт золотом.

В то время подобное покрытие носило не только сакральный смысл, но и весьма практический. Все дело в том, что кровельное железо тогда еще не умели анодировать. Оно очень быстро ржавело. А покрытый золотом купол мог без ремонта простоять не менее ста лет. Золото надежно хранила поверхность металла от коррозии.

Надо сказать, что профессия мастера-золотильщика в то время была невероятно вредной, поскольку в средние века кровлю покрывали смесью ртути и золота, после чего металл прогревали, чтобы ртутные пары ушли. Подобную процедуру повторяли несколько раз. Поэтому мастера жили очень мало. В истории зафиксирован факт, что в девятнадцатом веке при золочении Исаакия в Петербурге погибло 60 мастеров от отравления. В общей сложности на купала было потрачен целый центнер золота.

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определённую символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три — Святую Троицу.

Статья по теме

Багровые купола. Как Русская православная церковь выживает на Украине Пять куполов обозначают Спасителя и четырёх евангелистов. Семь куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

Цвет купола может нести символическое значение, но не обязательно

Купола и храмы встречаются разного цвета. В этом есть смысл. Но далеко не всегда стоит его искать. Если речь о бедной одноэтажной церкви, купол которой покрасили тем, что нашли в гараже, лишь бы не ржавел, то вряд ли тут какое-то сакральное значение.

Никто не обязывает отдельные приходы определять цвет храма или купола по какому-то своду правил. Часто о таких вещах даже не задумываются, потому что в церковной жизни они не второстепенные и даже не третьестепенные.

Но всё же вложить смысл в цвет купола можно. Выделяют цветовые соответствия. Цвет купола указывает на то, кому он посвящён:

храм с белыми куполами — ясность, прозрачность, это храм, освящённый в честь Преображения, или Вознесения Господня;

Церковь Вознесения Господня. Село Каринка

храм с голубыми куполами (также с синими куполами) — это целомудрие, чаще всего подразумевается Пресвятая Богородица;

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе

церковь с зелёными куполами посвящена какому-либо преподобному. Зелёные купола — знак обновления. Также купола на церкви красят в зелёный в честь Святого Духа, либо всех Святой Троицы;

Свято-Троицкий собор Краснодара имеет зелёные купола — цвет Святого Духа

жёлтый — в честь святителя;

Храм Святителя Николая Чудотворца в Магнитогорске

красный — храм в память мученика. Для храма красный цвет, очевидно, выражает жертвенность человека, напоминают о крови. Но красный купол — это редкость, даже если церковь в честь мученика;

Церковь Святого Пантелеймона имеет красные купола

Красные купола встречаются очень редко

синие купола со звёздами — напоминают об истории рождения Иисуса Христа;

Троице-Сергиева Лавра

серебряные купола на церкви — признак, что у её есть святой-покровитель, как и у тех храмов, что имеют зелёные купола;

Церковь Николы на Липне под Великим Новгородом

разноцветный купол напоминает о небесном Иерусалиме. Такие главы имеет храм Василия Блаженного в Москве, едва ли не главный храм страны;

Храм Василия Блаженного в Москве

чёрные купола на церкви вызывают у людей пугающие ассоциации. Но не стоит делать преждевременные выводы. Никакой сатанизм тут не причём. Чёрный — цвет монашества.

Найти подобные строения обычно можно в монастырях. Но не только в них. Одну из церквей с чёрными куполами приказал Александр III, когда спасся при крушении поезда. При себе он имел икону Спаса Нерукотворного. Император распорядился поострить Храм Всемилостивого Спаса (Нижний Новгород). У этой церкви чёрные купола.

Храм Всемилостивого Спаса (Нижний Новгород)

Значение цветов и форм куполов православных храмов

Окраска и форма церковных куполов, а также художественная настенная роспись — это не просто проявление идеи, воплощённой архитекторами и художниками в православных строениях. Каждый цвет имеет собственный скрытый смысл и духовную ценность. Помимо этого, он символизирует образ того святого, которому посвящён храм.

Каких форм бывают купола храмов

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви.

Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, но позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковицами. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, установлены на барабане, а их высота обычно превышает ширину.

Хотя самые ранние сохранившиеся постройки с таким типом купола относятся к XVI веку, иллюстрации из исторических хроник свидетельствуют, что они появились уже не позднее конца XIII века.

Как и шатры, купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже. Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан.

Овальная форма, напоминающая куриное яйцо, произошла от античного стиля барокко, ставшего популярным в XVII—XVIII веках, и само название происходит от латинского слова ovum, означающего яйцо; Форма купола в виде зонта позволяет архитекторам расположить витражи между рёбрами на основании купола. Заполнение пространства между рёбрами расположено в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Купол овальной формы с элементами зонта можно увидеть в Исаакиевском и Казанском соборах Санкт-Петербурга и других православных храмах грандиозного масштаба.

Значение купольных цветов

Независимо от того, какая роспись используется при раскрашивании потолочных сводов, она говорит людям о красоте Небесного Иерусалима. Чаще всего можно увидеть святые места с куполами золотистого цвета, что говорит верующим о нетленности, бессмертности, величественности. Золотой свод символизирует небесную славу.

Не редки в России и купольные строения синего цвета, украшенные звёздами — это свидетельствует о посвящении храма Божией Матери. Дополнительные декоративные элементы служат отсылкой к Вифлеемской звезде, рассказывающей о приходе на землю сына Божьего. Зелёные оттенки считаются цветами Святой Троицы и других святых.

А чёрный оттенок куполов говорит о принадлежности храма монастырской территории.

О чём говорит число куполов

Святые места отличаются не только формой или расцветкой, но и количеством сводов. Для православной церкви характерно возведение соборов с нечётным числом голов. Количество сводов соответствует значимости и типу построения небесной церкви.

Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры, которая отличает её от архитектуры других православных народов и христианских конфессий.

Исторически первыми примерами подобных русских церквей являются деревянный предшественник Софийского собора в Новгороде с тринадцатью куполами (989 год основания) и первый храм на месте каменной Десятинной церкви с 25-ю куполами в Киеве (989—996 годы основания).

Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской архитектуре, например, Семикупольные церкви — символизируют 7 таинств и добродетелей, Девятикупольные храмы — ангельские чины, святыни с 13 куполами посвящаются Иисусу Христу и 12 апостолам, с 25 сводами — возводятся в качестве хвалы Божией Матери, с 33 главами — говорят о числе христовых лет жизни в земном царстве.

Почему именно луковица?

Фото: Tagileparhiya.ru В чем смысл такой интересной и сложной формы купола? Здесь есть четыре версии:

  • прежде всего, существует практическая версия, которая говорит о том, что на такой крыше не скапливался снег. Ведь в России зимы бывают порой очень многоснежные и очищать его с вершин храма было крайне проблематично;
  • архитектурно-техническая версия говорит о том, что на Руси купола делали из дощечек, и именно луковичная форма проще удавалась из такого материала;
  • версия археологов говорит о том, что с любой стороны такой купол выглядел заметным и величественным;
  • такие купола похожи на зажженные свечи, которые символизируют стремление человеческой души к Богу.

Эти объяснения совершенно не исключают друг друга, а вполне дополняют. Поэтому каждый из смыслов логично сочетается с другими.

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России — московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) — главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трех даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Что символизируют синие купола?

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть ещё серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три — Святую Троицу.

Пять куполов обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Семь куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Если цвет церкви зеленый, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если желтый, то строилась в честь святителя.

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия. Например, православный храм в честь Святой Троицы в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала. Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

По материалам «АиФ»

Откуда пришел обычай?

Традиция покрывать купола золотом пришла на Русь из Византии. В то время на русских христиан большое впечатление произвел самый огромный храм в Константинополе, называемый собором Святой Софии. Представьте себе, что на его возведение ушли доходы империи за три года. Таким образом император Юстиниан хотел превзойти самого царя Соломона, построившего храм в Иерусалиме. У императора было желание покрыть золотом фундамент, стены и купола Софии. Но от подобного шага его предостерегли мудрецы, предрекшие приход в Константинополь бедных царей, которые уничтожат храм до основания.

Две высокие гульки и еще 9 причесок, которые не стоит делать на работу

Неясные цели без прогнозов на будущее: наиболее частые причины неудач в бизнесе

Снятие коронавирусных ограничений спровоцировало рост конфликтов в бизнесе РФ

Сохранилось описание Софии епископа Антония, посещавшего Византию в тринадцатом веке. Священнослужитель восхищался внутренним убранством и золотым иконостасом, крестом с жемчугом и драгоценными каменьями.

«ДОМО-КОНТАКТ»

Спустившись с третьего этажа, где расположен детский сад, в подвальное помещение приходского дома, вы попадете в тренажерный зал, укомплектованный не хуже некоторых спортивных клубов. Любой желающий может приобрести абонемент и приходить сюда заниматься. А в смежном с «тренажеркой» помещении проходят тренировки детей и взрослых по смешанному виду единоборств «ДоМо-контакт», разработанному во второй половине прошлого века нашим соотечественником Валерием Боровковым. Занятия проводятся по понедельникам и средам. Тренер Андрей Томилин, а по совместительству алтарник храма, занимается и с самыми младшими спортсменами — возрастом до четырех лет, и со взрослыми. Правда, малыши больше просто бегают, приседают и играют в подвижные игры — никаких спаррингов и отработки боевых приемов в их расписании, конечно, нет.

Приходской спортивный клуб, носящий имя Александра Невского, существует с самых первых дней прихода. Открыт он для всех, вне зависимости от конфессиональной принадлежности.

— Бывает, что люди приходят в храм через спортзал, бывает, наоборот, прихожане интересуются тренировками, — говорит тренер.

Справка

Стиль «ДоМо-контакт» объединяет в себе арсенал ударной и бросковой техник, а также техники владения деревянными предметами в качестве оружия. В первые годы обучения стилю «ДоМо-контакт» изучаются базовые позиции (стансы), жесткие атакующие действия и мягкие лаконичные формы защиты и уходов, навыки владения шестом и круглой гимнастической палкой. По мере освоения в занятия включаются элементы акробатики и бросковой техник: прыжки, броски, кувырки и падения.

В детстве Андрей Томилин, сын военного, хотел пойти по стопам отца и думал поступать в Рязанское военное училище. Но подвело плохое зрение.

— С 1993 года я начал преподавать, был и старшим тренером Школы единоборств «ДоМо», был и вице-президентом. О религии стал всерьез задумываться после окончания психологического факультета университета имени Герцена. Недолго интересовался восточными учениями, в основном системой Шри Ауробиндо, но чувствовал, что не наше это. Пришел к православию, понял, что если у человека Бог на первом месте, то всё остальное выстроится само. Сейчас веду в Духовной семинарии уроки ОБЖ и физкультуры, студенты хотят, чтобы открылась и секция по единоборствам, но посмотрим, что скажет на это владыка ректор.

СТРОЙКА И ФРУКТОВЫЙ САД

До завершения строительства приходского комплекса еще далеко. Тут и там снуют рабочие, тяжелая техника подвозит строительные материалы к зданию будущей хлебопекарни — здесь будут выпекать не только и не столько просфоры, но просто натуральный вкусный хлеб. Но время, пусть и прошло его совсем немного, не щадит и уже готовые постройки. За последние годы прохудилась кровля храма, в этом году её пришлось местами ремонтировать, местами менять:

— Меняли порядка тысячи квадратных метров кровельного покрытия, — говорит настоятель. — Кто виноват? Наш климат. В Петербурге больше сотни колебаний температуры от плюса к минусу и обратно за сезон. Срок службы металлической кровли в таких условиях — 10 лет.

Прихрамовая территория тоже не обрела еще свой окончательный вид. Большой вклад в её оформление вносят сами прихожане, вернее, прихожанки. Радующее глаз разноцветье клумбочек — полностью их начинание. А рядом с приходским домом разбит небольшой яблоневый сад. Но в этом году урожай не задался, в отличие от прошлого:

— С яблонями всегда так, — поясняет отец Евгений, — год плодоносят, год отдыхают.

Не готово пока и внутреннее убранство храма. Сейчас мастера расписывают алтарную часть — и это только начало.

Откуда пришел обычай?

Традиция покрывать купола золотом пришла на Русь из Византии. В то время на русских христиан большое впечатление произвел самый огромный храм в Константинополе, называемый собором Святой Софии. Представьте себе, что на его возведение ушли доходы империи за три года. Таким образом император Юстиниан хотел превзойти самого царя Соломона, построившего храм в Иерусалиме. У императора было желание покрыть золотом фундамент, стены и купола Софии. Но от подобного шага его предостерегли мудрецы, предрекшие приход в Константинополь бедных царей, которые уничтожат храм до основания.

Кому из знаков зодиака финансовый гороскоп в июле обещает хорошие перспективы

Участки с контрактной ценой: как добиться снижения цен на жилье в РФ

К 2024 году: россиянам раскрыли сроки роста пенсии до 20 тысяч рублей

Сохранилось описание Софии епископа Антония, посещавшего Византию в тринадцатом веке. Священнослужитель восхищался внутренним убранством и золотым иконостасом, крестом с жемчугом и драгоценными каменьями.

Страшное золото

После прихода православия на Русь встал вопрос о необходимости возведения храмов. Но на наших землях не было мастеров и архитекторов, которые могли бы это сделать. Именно по этой причине пришлось приглашать «ромейских» умельцев. Именно они и привнесли традицию покрытия куполов золотом.

Во втором квартале 2021 года обвалился спрос на строящиеся дома

Россияне начали массово жаловаться на падение зарплаты

Самодостаточность и 50 тысяч рублей: стоит ли работать флористом в России

Интересен тот факт, что такой обычай не закрепился ни в одной другой конфессии. Одним из первых храмов с золотым куполом на Руси стала церковь в Нерле, возведенная в двенадцатом веке в честь Покрова Богородицы. По приказу князя Андрея Боголюбского купол был покрыт золотом.

В то время подобное покрытие носило не только сакральный смысл, но и весьма практический. Все дело в том, что кровельное железо тогда еще не умели анодировать. Оно очень быстро ржавело. А покрытый золотом купол мог без ремонта простоять не менее ста лет. Золото надежно хранила поверхность металла от коррозии.

Надо сказать, что профессия мастера-золотильщика в то время была невероятно вредной, поскольку в средние века кровлю покрывали смесью ртути и золота, после чего металл прогревали, чтобы ртутные пары ушли. Подобную процедуру повторяли несколько раз. Поэтому мастера жили очень мало. В истории зафиксирован факт, что в девятнадцатом веке при золочении Исаакия в Петербурге погибло 60 мастеров от отравления. В общей сложности на купала было потрачен целый центнер золота.

Символичность золочения

Традиция золочения куполов до сих поражает умы европейцев, которые считают это бесполезной расточительностью. Но недаром волхвы, принесшие дары Божественному младенцу, кроме смирна и ладана преподнесли ему золото – металл, который никогда не меняется. Этот металл в душе православного человека неразрывно связано не с богатством, а с Богом, с вечной жизнью, с небесной славой. Он является знаком бессмертия, величия и пламенеющей в душах русских людей веры. Священник Андрей Чиженко указывает, что золотые купола в форме луковицы символизируют горящую свечу и являются молитвой православных людей к Богу. Этот архитектурный прием раскрывает сыновью любовь созданий к Создателю и является жертвой Господу. Со временем в русском православии сложилась традиция золотить купола храмов, посвященных Христу. Если на храме купола синего цвета со звездами, то храм, скорее всего, посвящен Богородице, а звезды и небесный цвет куполов напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Спасителя. Зеленые и серебристые купола свидетельствуют о том, что храм воздвигнут в честь Святой Троицы либо какого-нибудь святого, а черные купола говорят о том, что перед вами – монастырское строение. Однако всё это не более чем традиция. Например, храм во имя Святой Троицы, воздвигнутый в самой северной точке планеты – в Антарктиде покрыт деревом.

Почему именно луковица?

Фото: Tagileparhiya.ru В чем смысл такой интересной и сложной формы купола? Здесь есть четыре версии:

  • прежде всего, существует практическая версия, которая говорит о том, что на такой крыше не скапливался снег. Ведь в России зимы бывают порой очень многоснежные и очищать его с вершин храма было крайне проблематично;
  • архитектурно-техническая версия говорит о том, что на Руси купола делали из дощечек, и именно луковичная форма проще удавалась из такого материала;
  • версия археологов говорит о том, что с любой стороны такой купол выглядел заметным и величественным;
  • такие купола похожи на зажженные свечи, которые символизируют стремление человеческой души к Богу.

Эти объяснения совершенно не исключают друг друга, а вполне дополняют. Поэтому каждый из смыслов логично сочетается с другими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector