Краснодар. собор троицы живоначальной

Краткая история

Так, в 1129 году Великий князь Юрий (в крещении Георгий) Долгорукий заложил на княжеском дворе деревянный храм, освящённый в честь своего небесного покровителя — великомученика Георгия Победоносца. В 1157 году сын Дмитрия Долгорукого — князь Андрей Боголюбский — воздвиг на месте хрупкого деревянного строения белокаменную церковь.

Вид Георгиевской церкви со стороны Большой Московской улицы

Согласно летописям, в средние века при храме Георгия Победоносца существовал монастырь, основанный в 1153 году. В 1770-х годах, после реформы Екатерины II, упразднившей ряд монашеских обителей, Георгиевский монастырь стал приходским храмом.

В 1778 году церковь сильно пострадала во время пожара: деревянные связи сгорели, и потолок обрушился. В 1783 — 1784 годах из кирпича и древнего белого камня построили новый Георгиевский храм в стиле барокко. В 1847 году к главному зданию с юга пристроили придел в честь князя Владимира, объединённый как единое целое с колокольней.

Вид на Георгиевскую церковь

Церковь Георгия Победоносца находится в историческом центре Владимира, близ Золотых ворот. В фундаменте церкви сохранились следы белокаменной кладки XII века. Главный объём храма представляет собой равносторонний четверик, завершённый двумя восьмериками.

Обитель венчает луковичная главка, опирающаяся на цилиндрический барабан. С востока к зданию пристроена небольшая апсида, перекрытая конхой (полукуполом), а с запада к нему примыкает трапезная и колокольня с шатровым верхом.

Вид на церковную колокольню

Наличники, вытесанные из белого камня, декоративные «лопатки», членящие фасад, и ярко выраженный карниз делают Георгиевскую церковь типичным образцом провинциального барокко. Храмовые своды и стены украшены фресками, выполненными талантливыми мастерами в первой половине XIX века.

Архитектура храма. Святыни. Наши дни

Архитектура храма впечатляет и притягивает взоры не только жителей города, но и туристов – зевак, приехавших на Кубань, а также любителей памятников зодчества. Каждый делает себе памятное фото на фоне собора.

Собор очень красивый! Его отделка и снаружи и внутри представляет изысканное единство. Внешние стены выложены из красного кирпича и декорированы различными рельефными узорами. Центральную часть венчают пять куполов на высоких цилиндрических барабанах. По углам основной части расположены башенки с главками. Их шатровые крыши по периметру украшены кокошниками в два яруса. Над алтарной апсидой возвышается золоченный купол.

Трехъярусная колокольня соединена с собором трапезной. Каждый ее ярус изысканно оформлен арочными проемами. На ее шатре видны маленькие окошечки с завершениями-кокошниками.

Окна-витражи в солнечный день отражают внутрь разноцветные солнечные зайчики. Снаружи, между оконными проемами, расположены ростовые иконы святых.

Святыни собора

Святыни, которые были в соборе до его закрытия, не сохранились. Сейчас здесь находится ковчег с частичками мощей святых:

  • прав. воина Феодора Ушакова;
  • прпп. исп. Александра и Феодора Санаксарских;
  • прп. Марии Египетской.

В мае 2018 г. Геннадий Васильевич Бугай (директор компании «Краснодарстрой», меценат краснодарских храмов) привез собору подарок – икону Иоанна Русского с греческого острова Эвбея. Она была освящена на мощах святого.

Храм сегодня

Сегодня прихожан Троицкого собора окормляет настоятель – о. Василий (Байдецкий), сын протодиакона Анатолия Байдецкого, который был старостой храма и положил много трудов на его возрождение в 1990 г.

В выходные и праздничные дни здесь многолюдно. В престольный праздник – День Святой Троицы – литургию возглавляет правящий архиерей – митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, а на клиросе поет хор Екатеринодарской духовной семинарии (стоит отметить, что акустика здесь невероятная).

В этот день храм украшен зеленью – ветками березы, липы, клена. Прихожане приходят с букетами из разнотравья и цветов, священники одевают облачения зеленого цвета. После завершения литургии совершается особая Троицкая служба с коленопреклоненными молитвами, а после нее проходит крестный ход с чтением Евангелия и окроплением святой водой прихожан.

История собора

После крушения императорского поезда во многих городах стали возводить храмы и часовни с целью увековечить событие чудесного спасения семьи Александра ІІІ. Поэтому и в Краснодаре на заседании Городской Управы приняли решение о возведении собора с семью престолами, которые будут посвящены святым покровителям царского семейства.

Узнав о столь важном событии, вдова бывшего городского урядника Ефросиния Абрамовна Щербинина предложила отдать свой земельный участок под строительство церкви с условием что ей выделят небольшой дом и будут платить годовое пособие. Городская Дума на очередном заседании одобрила предложение вдовы и рассмотрела проект храма, разработанный И.К

Мальгербом.

Чин освящения места под строительство и закладка первого камня в основание совершились 3 октября 1899 г. Сначала на точке возведения прихожане собирались на общую молитву в молельном доме, а в 1904 г. они перешли в нижнюю часть строящегося прихода, где был освящен престол в честь св. Серафима Саровского.

Храм Святой Троицы в Краснодаре строили 14 лет. Случалось, что работы приостанавливали из-за нехватки средств. По окончанию внешних манипуляций, после покрытия крыши и возведения колокольни, приступили к внутренним декорациям. Для художественного оформления стен пригласили талантливого живописца – Т.А. Сафонова.

За образец мастер взял храм св. Софии в Киеве, стены которого расписал В.М. Васнецов. Работы в верхнем приходе завершились в 1910 г. и на День Святой Троицы (выпал на 7 июня) при многочисленном стечении народа и духовенства совершилось открытие православной достопримечательности Краснодара и освящение центрального престола.

Тяжелые годы и второй расцвет

Через два десятилетия после открытия собора начались трагические страницы истории Церкви – пришел безбожный большевистский режим. В 1934 г. гонения на православие дошли до Кубани. На судьбу Троицкого храма выпали сложные испытания. Его закрыли, кресты и колокола сняли, внутреннее убранство (иконостас и храмовые иконы) разобрали и вывезли.

Сначала храмовое здание переоборудовали в театр, а затем использовали как овощехранилище и засолочную базу. Годы поруганий тяжело отразились на внешнем облике объекта. Он пришел в такую непригодность, что казалось восстановлению не подлежит. В таком виде его возвратили РПЦ в 1990 г.

Труды по воссозданию легли на плечи протодиакона Анатолия Байдецкого. Во всем чувствовалась помощь Божья – нашлись неравнодушные люди, талантливые мастера и замечательные живописцы, работа «закипела».

В первую очередь отремонтировали кровлю, звонницу, внешние стены, а затем приступили к реставрации храма внутри. От перепада температур и влажности настенная живопись потеряла свой изначальный вид. Еще больший ущерб нанесли люди своим «искусством» — большая часть росписи они закрасили масляной краской.

В центральном храмовом приделе в конце 90-х гг. работал скульптурный цех (высота здания позволяла сооружать высокие монументы), и ходили слухи, что автора, который изготавливал скульптуры, живопись отвлекала и поэтому ее «спрятали». Но для властей была другая версия – «консервирование» настенных фресок в целях сохранения.

Над спасением храмовой живописи работал один из лучших реставраторов церковной росписи г. Краснодара – Алексей Карабанов. Он проделал кропотливую работу по «открытию» авторской живописи и дополнению утраченных фрагментов.

Работы по восстановлению собора закончили в 1996 г., в этом же году прошло повторное освящение (обновление) престола и здания. И опять в его стенах зазвучала молитва, а с колокольни раздается колокольный звон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector