В чужом глазу соринку видеть, а в своем бревна не замечать

Печальные последствия клеветы

Сплетни и злословие приводят к тому, что страдают не только жертвы сплетен, но и сами клеветники или подстрекатели. Сплетники и клеветники также теряют внутренний покой, любовь людей, репутацию. Давая волю своему языку, они позволяют «плоти» господствовать над жизнью и духом. Люди, привыкшие обсуждать недостатки других, как правило, не замечают собственных пороков, которые иногда бывают более страшными, чем у их жертв.

Мудрость покидает их, и они превращаются в глупцов. «Глупого поглощают собственные уста. Начало его речей — глупость, их конец — злое безумие. Глупый наговорит много слов» (Еккл. 10:12-14).

Передавая сплетни, человек может не знать, что передает ложную информацию, однако, все равно будет повинен во лжи.

Иисус Христос на страницах Библии говорит нам: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:1-5).

Бревно в своем глазу

Но почему-то мы с вожделением, сопровождающимся активными химическими процессами в организме, клянем чиновников, олигархов, священноначалие, знакомых, друзей, родственников, коллег, батюшку и прихожан нашего храма, да и вообще всех, кто попался под горячую руку нашей страсти в качестве дров для всепожирающего огня души. Надо опомниться.

Гравюра, иллюстрация к притче о бревне в глазу, Пискаторы

Сплетни – именно так стоит
именовать разговор о человеке за спиной – также одна из форм осуждения. Либо
хорошо, либо ничего – к живым это относиться как нельзя лучше. Осуждая
человека, мы наносим вред себе, уничтожая добрый настрой внутри, ввергая душу в
беспокойство, подпитывая рост гнева и недовольства, которые могут быть
выплеснуты на кого угодно. А главное – взращивая грех, мы лишь продолжаем
выступать могильщиками своей души. Хороня себя под завалами греха, мы разрушаем
собственную жизнь.

Добродетель трезвения, о
которой мы уже говорили, может помочь избавиться от осуждения. Нам просто стоит
внимательно заглянуть в глубины собственной души.

О сплетнях и клевете

«Никогда не позволяйте вашим ушам поверить в то, чего не видели ваши глаза» Омар Хайям

Библия о сплетнях

«Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды» (Исх. 23:1).

«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Прит. 13:3).

«Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело» (Прит. 11:13).

«Иной пустослов уязвляет, как мечом, а язык мудрых — врачует» (Прит. 12:18).

«Что молот и меч, и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего» (Прит. 25:18).

«Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь» (Прит. 19:16).

Человек — существо любопытное. В каждом заложено желание узнать что-то новое, интересное. И не только узнать самому, но и рассказать другим. Иногда рассказываемое нами — доброе и позитивное, но, бывает, рассказываем мы что-то, не делающее нам чести и даже являющееся грехом.

Типы разговоров между людьми, которые являются грехом:

. Намеренная клевета, распространение слухов, злословие с целью навредить, испортить мнение окружающих о ком-то, опорочить его в глазах других, сделать тому человеку больно. Намеренное злословие всегда является грехом.

. Пустые, праздные разговоры, пересуды и сплетни, не имеющие целью навредить человеку. Эта беспечная болтовня о других тоже иногда способна подорвать дружбу, разрушить брак и будущее человека.

. «Честная сплетня» — это, как правило, выпячивание напоказ скрытых грехов и просчетов других и унижение согрешившего. «Честные сплетники» говорят правду. Но говорят ее для того, чтобы выглядеть выше жертвы, словесно наказать человека, а не помочь ему. Библия говорит: «Прикрывающий проступок ищет любви, а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Прит. 17:9)

. Злоупотребление доверием. Это, пожалуй, самый болезненный тип сплетни для жертвы. Иногда, делясь личными подробностями своей жизни с близкими людьми, человек надеется, что эта информация не пойдет дальше, но часто его доверие бывает обмануто.

Люди всегда говорят больше всего о том, что наполняет их сердце, что важно для них, чем они живут и дышат, как сказано в Писании: «От избытка сердца говорят уста» (Мф 12:34). И какое же состояние сердца должно быть у человека, если он любит говорить плохое о людях, распространять сплетни, злословить?

Про бревно в глазу

Есть такая русская народная мудрость — «В своём глазу бревна не видит, а в чужом соринку разглядит». Если перефразировать, то можно сказать так: человек видит в других только те недостатки, которые в той или иной степени присутствуют в нем самом.

Почти у каждой национальности есть подобные пословицы, вот некоторые из них:

— У кого много недостатков, тот легко находит их у других (Адыгейская пословица).

— Не замечать своих недостатков — страшнее всех других недостатков (Персидская пословица).

— Без недостатка только Бог, без грязи только вода (Казахская пословица).

— Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга (Турецкая пословица).

— У любимого недостатков не видишь (Корейская пословица).

— Глупый никогда не видит своих недостатков, а всегда их ищет в других (Персидская пословица).

— Друга без изъянов не бывает; если будешь искать изъян, останешься без друга (Китайская пословица).

— Много недостатков замечают, если мало любят (Английская пословица)

— Если жене не укажешь на её недостатки, она будет находить их в тебе (Абхазская пословица)

— Кто рассказывает тебе о недостатках других, тот расскажет другим о твоих недостатках (Крымско-татарская пословица).

Как оказывается, многие совершенно не понимают, почему, если видишь чужой недостаток, то он есть и в тебе? Точнее, на подсознательном уровне конечно же все понимают, что это так, но как обосновать такое утверждение логикой?

Часто, когда кто-то из друзей или близких кого-то обсуждает, я в очередной раз упоминаю эту пословицу, на что в ответ слышу оправдания, что мол я совсем не такой. Но с формулировкой пословицы, как ни странно, соглашаются все. Факт недопонимания налицо…

Я все думал, какую же привести аналогию, чтобы очень четко проиллюстрировать смысл этой пословицы. Напридумывал их множество, но всё не совсем то. Или даже совсем не то.

В предыдущей редакции этого поста здесь была аналогия, связанная с животными. Но по происшествии 3-х лет, она кажется мне неудачной.

Очевидно, что чужие недостатки могут увидеть все, но данная пословица относится только к тем людям, которые видя чужие недостатки начинают проявлять негативные эмоции.

— Позитивный (добрый) человек никогда не видит зла в нехороших поступках других людей. Скорее всего он будет считать такие поступки либо невезением, либо минутной слабостью, либо стечением обстоятельств, либо недостатком образования и так далее. Вместо злобы у него будет желание помочь и научить, в вместо зависти — радость, что кому-то повезло.

Напоследок, в тему поста, забавное стихотворение А.С.Пушкина:

Осуждение или рассуждение?

Что такое осуждение в бытовом смысле? Данным термином мы, как правило, называем вменение вины, обвинение в каком-либо поступке другого человека. Осуждение должно прозвучать явно, с вынесением личного вердикта, нотками гнева и агрессии в голосе.

Так понимают слово «осуждение» в мире людей. Христианская трактовка гораздо шире.

Глубина нашей веры кратна глубине человеческой души, его внутреннему «космосу». И каждое внешнее явление человеческой жизни исходит из сердца. Не всякий поступок можно однозначно интерпретировать, не зная, какая причина лежит в его основании.

Причина всегда нематериальна, даже если внешним поводом становится вполне осязаемая и твердая материя. Причина – это ценностный ориентир, руководствуясь которым, человек принимает решение на совершение поступка. Парадокс, но доброе или злое действие, с точки зрения человеческой морали, в христианстве оценивается, прежде всего, исходя из внутренней мотивации конкретной личности.

И осуждение с позиции православной веры есть вынесение вердикта и негативная оценка одним человеком другого, его поступков, образа жизни, внешности и всего остального.

Христиане знают, что осуждать, вроде бы, и нельзя. Но соблазн и внутреннее «кипение» порой бывают куда сильнее запретов. И верующие могут попытаться оправдать свою обструкцию (которая по законам жанра ВСЕГДА происходит за спиной обсуждаемого)… рассуждением, переживанием о тяжком духовном состоянии «брата» или «сестры», желанием обличить совершенный грех. Ну и поупражняться в демонстрации собственного красноречия и благочестия на фоне «падшего» человека.

Ничего нового под солнцем не происходит, но имеем ли мы, православные христиане, право и вот на такое «рассуждение»?

В чужом глазу соринку видят, в своём — бревна не замечают

Женщина, оставившая пост «От лихости удалой — один шаг до могилы», во многом вы, безусловно, правы. Вот только заключительные фразы испортили всё впечатление… Ну, словно та самая пресловутая ложечка дёгтя, которая может испакостить целую бочку отличного мёда.

Никто не спорит, попадаются мужчины, которые ведут себя глупо. И приведённые вами примеры весьма красноречивы.

Но!

Разве мало женщин, которые ведут себя ничуть не умнее, будто нарываясь на неприятности там, где их спокойно можно избежать? Таких примеров — тьма-тьмущая!

Безусловно, тот парень, который в лютые сибирские морозы ходил без шапки — … ладно, не будем плохо говорить о покойнике, мир его праху, он уже расплатился за свою глупость самой дорогой ценой. Но ничуть не умнее его те женщины, особенно молодые и стройные, которые зимой ходят в тонюсеньких курточках, едва прикрывающих поясницу — чтобы лишний раз показать свою красоту и, упаси Боже, не выглядеть толще, чем есть. А потом они мучаются от целого букета болезней! Моя мама-врач в своё время лечила таких вот модниц, не уставая удивляться их глупости и легкомыслию.

Кого-то удаётся вылечить. А кто-то становится инвалидом, или даже отправляется на кладбище, в молодом и красивом виде…

Про жертв пластической хирургии слышали? Абсолютное большинство из них — женщины. Не были довольны той внешностью, которую дала им природа, решили исправить. В результате — любящий муж, которого в жене устраивало всё (!), овдовел, ребёнок остался без матери… Совсем недавно читал «крик души» очередного вдовца: «У неё была прекрасная грудь, на кой чёрт ей захотелось увеличить?! Будь проклята эта клиника!» Хотя проклинать тут нужно было не столько клинику, сколько жёнушкину глупость и упрямство.

И ваш бывший коллега-музыкант, ставший жертвой зелёного змия, безусловно, сам виноват в своей преждевременной смерти. Увы, этот порок присущ многим мужчинам… Но ведь и женщин-алкоголиков хватает! А у слабого пола в 99% случаев алкоголизм развивается куда быстрее и лечится труднее. Видел таких, зрелище страшное.

Тот «романтик», который не рассчитал своей силы и ловкости, когда полез на балкон к любимой женщине, погиб глупо, согласен. А умнее ли поступают женщины, которые «клюют» на сказки заграничных альфонсов и бросаются в авантюры, очертя голову и не слушая добрых советов, предостережений? Сколько их потом находит тамошняя полиция — нередко уже в виде трупов, увы… В лучшем случае, возвращаются домой без денег, с озлобленными глазами и разбитыми иллюзиями.

Перефразируя вас, спрашиваю: женщины, кто вам мешает вести себя разумно? Мужчины? Так мы наоборот, хотим, чтобы вы жили долго, не болели и не получали других неприятностей!

А что до разных идиотов, упомянутых авторшей… Поверьте, идиоток и среди слабого пола предостаточно. Например, среди тех, которые с маниакальным упорством твердят, что злобные мужики спят и видят, как бы отравить им жизнь.

Так что давайте лучше не задалбываться, любить и уважать друг друга. Жить сразу станет легче!

Что побуждает клеветать и сплетничать?

Во-первых, гордыня и большое самомнение. Люди, стремящиеся возвыситься, желающие славы, успеха, ненавидят тех, кто достиг большего, стал успешнее их. Поэтому, произнося что-либо порочащее, приуменьшая успехи других, они ощущают собственное превосходство.

Во-вторых, низкая самооценка. Тот, кто не уверен в себе, унижая других, компенсирует неуверенность в собственных силах.

В-третьих, стремление быть принятым. И это — самая главная причина того, что человек Именно из желания оказаться «своим» человек участвует в пересудах и сплетнях. Он стремится не выглядеть «белой вороной», а потому выслушивает сплетни и не останавливает сплетников.

В-четвертых, зависть. Это страшное чувство может довести до желания унизить более успешного и талантливого человека. Зависть — нравственная болезнь, накопление обиды, приводящее к полному разрушению жизни человека.

В-пятых, злоба. Она порождает преднамеренную клевету. Злоба возникает из-за желания отомстить. Ложь, клевета, ненависть являются главным оружием дьявола. Поэтому люди, которые клевещут и сплетничают, поступают, как он и не смогут избежать заслуженного наказания.

Не судите, да не судимы будете

В этих евангельских словах для вразумления, прежде всего, «обличителей», прекрасно все.

  • Во-первых, Христос говорит о согрешившем против тебя лично человеке. Это не разбор сторонней ситуации, например, услышанного по радио коррупционного скандала, а рассмотрение столкновения двух конкретных людей.
  • Во-вторых, Господь призывает человека быть твердым, прямым и мужественным, что уже для любителей «обличения» представляется почти невозможным. Сказать в лоб, что думаешь – это ведь гораздо сложнее, чем рубить с плеча в гостиной за чаем с совершенно незаинтересованными людьми. А поговорить о проблеме с глазу на глаз куда сложнее. И пыл утихнет, и слова будут подобраны иные. И даже придет некое внутреннее желание примириться, а не развозить грязь конфликта и увеличивать его.
  • В-третьих, обличить – ведь целое искусство. «Ты – мерзавец» – не обличение, а оскорбление и напрасное обвинение. Нет плохих людей, есть больные души, говорил  святой Митрофан Сребрянский. Внутренние мотивы поступков людей, тем более тех, с которыми мы знакомы поверхностно (а таких, поверьте, большинство, ибо никто кроме Бога, не знает лучше сердца каждого человека), нам неизвестны.

Но и обличение возможно лишь при определенном соответствии нашей духовной жизни этому. Если имеет место конфликт, то надо задать себе вопрос: почему он произошел? Если мы стали жертвой мести – значит, дали к этому повод? И даже если формально мы повода не давали, и вот сейчас, собираемся высказать все своему брату, как мы планируем это сделать?

Потрясающий способ хоть немного понять человека, примерить на себя его «шкуру» – встать на его место. Представить, что я – это он. Многое встанет на свои места. И удастся подобрать верный тон для разговора.

Главное – с любовью. Грех брата (если уж мы решились на оценку его поступка) – ошибка, а не злой умысел.

Но главный вопрос, который
стоит себе задать, состоит в нашей трезвой оценке самих себя: достойны мы
вообще кого-то обличать? Если я задаю его себе, то уверенно говорю: нет. Люди
святой жизни максимально аккуратно и сдержанно давали советы согрешившим людям.
На что можем рассчитывать мы?

Варианты в русском языке

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона дает такой вариант:

Сучец в чужом глазу видишь, а в своем и бревна не видишь.

Большой словарь русских поговорок:

  • В чужом глазу порошинку видишь, а в своём пенька не видишь.
  • В чужом глазу соломинку видеть, а в своём бревна не замечать.

В книге В.И. Даля «Пословицы русского народа» встречается такой вариант:

В чужом глазу порошинка велик сучец; в своем и бревна не видать.

В копилке народной мудрости есть и такие варианты:

  • В чужом глазу щепку видим, а в своем и бревна не замечаем.
  • В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем.

Выходит, что выражение, впервые упомянутое в Библии (Новый Завет, Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 3), так полюбилось народу, что прочно вошло в обиход. Но в любом случае значение его остается неизменным. Так говорят о человеке, который у других замечает мелкие недостатки, но не обращает внимания на свои собственные:

В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает.

Внимай себе

Мы можем быть судьями лишь своим поступкам. Что доброго мы сделали сегодня? Какой мы хотим видеть свою жизнь, и какая она на самом деле? Что сделано на пути разбора наших вороха проблем? Стал ли я лучше сегодня? И зачем я вообще живу: чтобы есть и спать, или ради чего-то покруче?

Принципиальные вопросы самому себе помогают отрезветь от привычки все подмечать за другими людьми. Мы властны только над своей душой.

Попытки осуждать ближнего обычно напоминают картину со всезнающим советчиком, у которого разваливается дом, но он с видом знатока и эксперта вальяжно рассуждает под носом у активно трудящихся над возведением собственного новенького дома соседей о правильности или ошибочности их затеи.

Наш дом – душа – требует
ежесекундной заботы и внимания. Расслабились, перевели силы на что-то
постороннее, и у нас уже пробоина, кран потек, обои отошли, штукатурка
треснула. Внутри нас. Поэтому и осуждение ближних, прежде всего, есть
безответственное отношение к собственной жизни.

Заниматься собой, делать на отлично свое дело и любить, как можно крепче, – вот чего нам всем не хватает. В любви исцеляется всякая немощь, враги становятся друзьями, отчаявшиеся воодушевляются, больные выздоравливают, слабые становятся сильными. Нам не стоит осуждать. Нам стоит любить. Так, как нас научит Бог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector