Митрополит макарий
Содержание:
О чем молятся
Будучи величайшим молитвенником, преподобный Макарий помогает всем обращающимся к нему научиться настоящей, правильной, действенной и угодной Богу молитве.
Также, святому молятся об укреплении веры, о стяжании Духа Святаго и нисполании благодатной помощи Божией. Особенно это актуально при принятии жизненно важных решений.
По усердным молитвам к преподобному, святой помогает обрести душевный покой, избавиться от бесовских искушений и всяческих колдовских наветов.
Наконец, великому подвижнику молятся о том, чтобы стяжать дух смирения и покаяния, обрести решимость исправить свою жизнь.
Цитаты
Учение прп. Макария Великого, содержащееся в его творениях, получило в богословии условное наименование «сердечная мистика». Понятие «мистика» в данном случае следует переводить как «духовность».
Святой отец писал о правилах и тонкостях духовной жизни и молитвенной практики, об устройстве человеческой души, о ее болезнях и способах исцеления от них, о бесчисленных искушениях лукавых духов и борьбе с ними.
Главной темой всех писаний преподобного является обожение. В широком смысле обожение – это спасение, достижение состояния вечного блаженства в раю. В более узком смысле обожение близко по значению к таким понятиям, как святость, наитие Духа Святого, озарение Божественным Светом, созерцание Бога и т.д.
Обожение является целью жизни вообще и целью подвижничества в частности:
Учил святой и о благодати Святого Духа как о действительной силе, свете, сиянии, — исходящем от Самого Бога, но Самим Богом, конечно, не являющемся. Этот опыт через тысячу лет сформулирует святитель Григорий Палама в учении о нетварном фаворском Свете. Преподобный же Макарий описывал явление Благодати Божией термином «плототворение» (нечто похожее на воплощение) Духа Святого:
Признаками правильного духовного устроения и присутствия в человеке благодати Святого Духа являются многоразличные духовные дарования (мудрость, прозорливость, исцеления, видения и др.), особое место среди которых занимает дар созерцательной (умной, сердечной) молитвы или созерцаний.
Это состояние описано многими как ранними египетскими, так и более поздними афонскими исихастами. Характеризуется оно прекращением какой бы то ни было чувственной, познавательной активности человека: подвижник не только перестает видеть, слышать и чувствовать окружающее, — но перестает и мыслить. И в этом состоянии чувственной пассивности, мысленного «мрака», полной остановки активного познания – Сам Бог касается души (ума и сердца) молитвенника, озаряет его Своим Божественным Светом, согревает, питает, наставляет, врачует и доставляет неописуемое наслаждение.
Труды
Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия (+ 1504). И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в году. Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в году, вторая в 50-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.
Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непосредственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора, Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами псковских святых.
Литература
- «Церк. Вед.» 1890, № 18, с. 198.
- -«- 1890, № 19, с. 211.
- -«- 1895, № 11, с. 89.
- -«- 1902, № 20, с. 171.
- -«- 1902, № 48, с. 367.
- -«- 1903, № 18-19, с. 139.
- -«- 1906, № 18, с. 207.
- -«- 1912, № 48-49, с. 426.
- -«- 1913, № 22, с. 317.
- -«- 1914, № 18-19, с. 133.
- -«- 1917, № 915, с. 69.
- «Приб. к «ЦВ» 1889, № 19, с. 530-537.
- -«- 1890, № 17, с. 558-559.
- -«- 1891, № 34, с. 1149-1150.
- -«- 1892, № 26, с. 931.
- -«- 1892, № 27, с. 968-971.
- -«- 1893, № 18, с. 703-707.
- -«- 1900, № 24, с. 958-959.
- -«- 1905, № 15, с. 646-647.
- -«- 1905, № 29, с. 1198-1203.
- -«- 1910, № 31, с. 1312.
- -«- 1911, № 13, с. 590-592.
- «Кормчий» 1912, № 50, с. 502, 593.
- -«- 1912, № 52, с. 531.
- «Прав. Благ.» 1915, № 2, с. 111-122.
- -«- 1915, № 3, с. 136-154.
- -«- 1915, № 9, с. 304-325, 330, 335, 336.
- -«- 1915, № 10, с. 249, 250.
- «Русск. Паломн.» 1906, № 10, с. 148, 151.
- -«- 1910, № 8, с. 116-121.
- -«- 1911, № 16, с. 251, 253-256.
- -«- 1912, № 49, с. 776.
- -«- 1913, № 40, с. 649.
- -«- 1914, № 4, с. 63.
- -«- 1915, № 10, с. 158, 159.
- -«- 1916, № 30, с. 431.
- «Мисс. Календарь» 1907, с. 135.
- «ЖМП» 1931, № 2, с. 3.
- -«- 1959, № 4, с. 61.
- «Прав. Собес.» 1897, ноябрь с. 582, 597.
- -«- 1897, декабрь, с. 7.
- -«- 1900, июнь, с. 767.
- -«- 1905, март, с. 543.
- -«- 1905, май, с. 49-65.
- «Церк. Вестн.» 1891, № 23, с. 364.
- -«- 1891, № 42, с. 666.
- -«- 1891, № 46, с. 731.
- -«- 1891, № 49, с. 780.
- -«- 1891, № 50, с. 796.
- -«- 1895, № 5, с. 162-163.
- «Прав. Собес.» 1899, т. 1, с. 6.
- «Мисс. Обозрен.» 1899, т. 1, с. 14.
- «Самар. Еп. Вед.» 1903, № 6, с. 314.
- «Русск. Архив» 1904, кн. I-я, с. 52.
- «Голос Церкви» 1913, январь, с. 9-14 (Биография).
- «Изв. Каз. Еп.» 1884, № 4, с. 97.
- -«- 1895, № 4, с. 92-93.
- -«- 1896, № 23, с. 615.
- -«- 1912, № 45, с. 1351.
- -«- 1912, № 46, с. 1401-1404.
- -«- 1913, № 1, с. 22.
- -«- 1913, № 39, с. 1174.
- -«- 1913, № 42, с. 1254-1255.
- -«- 1914, № 11, с. 334.
- -«- 1914, № 46, с. 1464.
- Каталог Тузова, с. 143, 144.
- Скобелева М.Д. «Поучение при заупокойном поминовении в Бозе почившего Макария, митр. Московского (40-й день по кончине)», с. 174.
-
Путинцев М. Прот. — «Алтай» — Его святыни, миссионерство, дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Воспоминания о почивших миссионерах». Москва, 1891, с. 8, 22, 68.
- Харлампович. «Высокопреосв. Макарий (Невский)». Казань, 1905.
- Беликов Дм. «Высокопреосв. Макарий (Невский) как проповедник». «Приб. к «ЦВ» 1911, №№ 30, 31, 32.
- П.М. «Высокопреосв. Макарий (Невский), митрополит Московский». «Приб. к «ЦВ» 1912, №№ 48-49, с. 1941-1948.
-
Чевалков свящ. «Памятное завещание», с. 52-94.
- К.Е. «Обозрение Томским Пресвященным архиепископом Макарием своей епархии в 1905 г.» Томск, 1906.
- «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», с. 14-15.
- «Памятная книжка Петроградской духовной академии на 1915/1916 уч./г.», с. 10.
— закрытый доступ
- «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, № 479, с. 71.
- ФАМ II, № 49, с. 7.
- Булгаков, с. 1415.
- БЭС т. II, стб. 1545, 2170-2171.
- НЭС т. XXV, стб. 415 и дополн. т. II, с. 122.
- J.W. Cunningham, A vanquished Hope (New York 1981) 324-326.
- Regel’son 203.
↑ Становление
В монастыре он молился, исплнял подвиг послушания и смирения, много трудился. Монастырское хозяйство переживало период расцвета. Стараниями Макария многое изменилось. Сам он интересовался и изучал иконописание.
В 1526 году происходит перелом в его судьбе. Он становится архиепископом Новгородским и Псковским. Огромные культурные богатства Новгорода поражают его, и он начинает их тщательно изучать.
Он выясняет, что в Новогородской земле много язычников, и посылает своих священников и монахов разорять языческие капища и крестить язычников. Также это время Макарий занимается постройкой новых храмов и реконструкцией новых. Ремонтирует Софиевский собор, приглашает художников для украшения храмов. Под его руководством делают новую церковную утварь.
Макарий много помогает своим соотвечественникам. Известно, что в то время в Великом Новгороде был мор и болезни. Макарий хоронит мертвых, ухаживает за больными, молится за всех. Его стараниями составляется новый летописный свод.
В монастыре были работы Андрея Рублева и Дионисия, по ним Макарий учился художественному мастерству. Так, были привезены новые фрески, поновлены старые. Люди смотрят на его деятельность с одобрением, по мнению большинства, возрождает исконную русскую веру. Макарий способствует развитию на Руси книгопечатного дела. Он приглашает мастеров-печатников в Москву, и они открывают там типографию.
В это время группировка князей Шуйских низлагает митрополита Иоасафа, и Макарий становится митрополитом Московским и Всея Руси 19.03.1542г. Он борется с Шуйскими, защищая малолетнего Ивана Грозного. Макарий учит царевича жизни, и способствует его возведению на престол. Также митрополит проводит большую работу по канонизации святых, и помогает составлять их житие.
Макарий был человеком добрым, Шуйские хотели воспользоваться им, чтобы иметь влияние на Иоанна Грозного. Но оказалось, что Макарий сторонник иосифлян, и он хочет сделать их главными в государстве.
Митрополит Макарий является сподвижником царя. В 1552 году он предсказывает царю победу над неверными при Казани. И его прогноз оправдывается. В 1547 и 1549 годах он созывает соборы, которые затем получили название Макарьевских. На этих соборах решается вопрос почитания святых. В 1551 году под руководством Митрополита Макария проходит Стоглавый собор, на котором рассматривается вопрос о моральном облике православного христианина.
В это время проходит Стоглавый собор, и Макарий принимает деятельное участие в его работе. Митрополит изменял жития, добавляя в литературные произведения церковнославянские слова. Под его руководством проходил сбор всех необходимых данных.
«Великие Четьи-Минеи» составлены во многом благодаря его заслугам, и также он написал жития новых святых. За короткий срок Макарий смог наладить жизнь церкви и епархии. Многие люди видели преображение епархии, и считали, что все это происходит благодаря трудам Макария.
Он основал множество мастерских, где создавались иконы и предметы утвари. Поэтому многие уважали и чтили его. К людям относился ровно и не делил их на богатых и бедных. Многим помогал, выкупал пленных у татар.
Митрополит Макарий известен как «Собиратель русской церкви». Он всегда отстаивал интересы церкви, и помогал своим собратьям. Он добился того, чтобы у церкви не отбирали земли. Выступал против попыток государственных органов ограничить права церкви.
Про Макария сохранилась самая лучшая память. Он состоял в Избранной Раде, которая в 1560 году была распущена. Всех ее членов судили, кроме Макария. Царь его бесконечно уважал.
После крестного хода, посвященного мученику Никите в сентябре 1563 года, митрополит простудился и заболел. Его не стало 31.12.1563 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля. К лику святых причислен в 1988 году. День памяти 30 декабря.
Литература
- Демидов В. Макарий, митр. Московский и Коломенский. Его жизнь и деятельность. СПб, 1879.
- Добромыслов В. Макарий Булгаков, митр. Московский как расколовед, в 2-х частях. Рязань, 1900.
- Извеков Н. Д. Истор. очерк состояния правосл. церкви в Лит. еп. за время с 1839-1889 гг.
- Его же О деятельности митр. Макария по управлению Литовской еп. (Христ. чтен., 1898, январь, февраль).
- Никанор, архиеп. Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 253, 268, 269, 322.
- Титов Ф. И. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. Киев, 1895.
- Костров М. 12-й том истории митр. Макария в полемике с расколом, 1912.
- Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1882 г.
- Родосский А. Слов. восп. дух. акад., с. 21.
- Булгаков, с. 1404, 1405, 1414, 1416.
- Толстой Ю., № 326.
- Гатцук Календарь на 1883 год, с. 455.
- Денисов, с. 408, 426.
- Строев П., с. 550-551, 892, 966, 1013.
- Юбилейный сборник, с. 122, 168, 196, 326, 438, 483, 488, 538, 542, 559, 564, 565, 580, 585, 591, 629, 636, 640, 643, 705.
- Летопись Е. А., с. 807, 865.
- Прав. собес., 1902, ноябрь, с. 634.
- Рус. палом., 1889, № 17, с. 205, 206, 1904, № 15, с. 262.
- Рус. старина, 1872, сентябрь, с. 292-293, 1880, январь, с. 123, 126; март, с. 629, 1881, февраль, с. 340; июнь, с. 205, 1883, июнь, с. 669-680, 1886, июнь, с. 686-687, 1888, ноябрь, с. 547, 1910, март, с. 665-679; май, с. 404-422; июль, с. 86.
- Труды К. Д. А., 1869, сентябрь, с. 349, 1870, июнь, с. 22, 1875, январь, с. 143; май, с. 165-169, 1881, июль, с. 1-2, 1882, сентябрь, с. 206-207, 1884, август, с. 168-169.
- Вестн. Европы, 1873, т. 6, с. 235.
- Сам. еп. вед., 1867, № 11, с. 195, 1868, № 19, с. 417.
- Христ. чтен., 1851, кн. 3-я, с. 257-261, 1869, III, с. 486, 1870, февраль, с. 326-328, 337, 343-344, 1872, май, с. 184; июнь, с. 207; октябрь, с. 181-275, 1873, III-IV, с. 597-657, 1874, июль-сентябрь, с. 497-500, 1875, июль-декабрь, с. 504, 1876, ноябрь-декабрь, с. 529.
- Красн. архив, 1930, т. 40.
- Истор. вестн., 1880, февраль, с. 431-434, 454, 1882, февраль, с. 336; март, с. 724-725; июль, с. 222, 1883, февраль, с. 292, 1884, февраль, с. 342-344, п/с. 1; июль, с. 113-114, 205; август, с. 464, 1885, март, с. 695; декабрь, с. 33, 1887, декабрь, с. 6, 1888, январь, с. 256; ноябрь, с. 8, 1889, август, с. 370, 1896, февраль, с. 181; май, с. 695; июль, с. 167, 1900, август, с. 752-753.
- Известн. (?) Казан. еп., 1869, № 1, с. 31, 32, 1870, № 3, с. 71, 72, 1872, № 5, с. 129, 1873, № 16, с. 491, 1879, № 9, с. 233, 1880, № 11, с. 291; № 23, с. 598, 1882, № 13, с. 329-334; № 17, с. 462-463, 1887, № 22, с. 538, 541, 1912, № 16, с. 517.
- Прав. обозрен., 1864, январь-апрель, с. 100, 228-230, 1866, ноябрь, с. 140, 1867, май, с. 63, 64, 1868, январь, с. 38; ноябрь, с. 140-141, 1870, январь, с. 14, 15, 18, 19; декабрь, с. 391, 392, 1871, январь-декабрь, с. 450, 1873, январь-декабрь, с. 65, 277, 1878, май-август, с. 385, 1879, сентябрь-декабрь, с. 39-43, 417-419, 355-357, 566, 567, 613-615, 626-628, 1880, май-август, с. 186-191, 465-467, 668-671; сентябрь-декабрь, с. 3-7, 1881, май-август, с. 182-186, 785, 772, 1882, январь-апрель, с. 403, 801, 802, 1888, май-август, с. 3-39, 1889, сентябрь-декабрь, с. 202-210, 1890, сентябрь-декабрь, с. 781, 782, 1891, май-август, с. 1-96.
- Рус. архив, 1887, кн. 3-я, с. 234, 237, 313, 373, 378, 379, 385-389 (Филарет, архиеп. Черниговский), 1898, кн. 1-я, с. 308, 309 (Письма В. В. Гречулевича к архиеп. Могил. Анатолию), 1900, кн. 2-я, № 7, с. 341 п/с. 6; кн. 3-я, № 10, с. 237, 1904, кн. 1-я, № 2, с. 299; кн. 2-я, № 6, с. 231, 1910, № 2, с. 312.
- Моск. церк. вед., 1882, № 24-29.
- Лит. еп. вед., 1876, № 2.
- БЭС, т. II, с. 1528, 1546, 1547, 1602, 2145, 2272.
- БЭЮ, т. 4, с. 43.
- ЭС, т. XVIII (кн. 35), с. 397, 398.
- Н. Д., с. 15, 62, 68, 71, 75.
Иконография
Иконографические изображения преподобного Макария соответствуют общим правилам письма аскетов-пустынников: суровый худощавый лик, длинные волосы и борода, власяница (колючая подвижническая одежда из верблюжьей или козьей шерсти). На некоторых иконах святого изображают как бы полностью покрытым волосами.
Одним из древнейших изображений преподобного, сохранившихся в России, является фреска на западной стене Спасова храма на Ильине улице в Великом Новгороде. Собор этот расписывал легендарный византийский иконописец – прп. Феофан Грек. Изображение святого Макария монохромное довольно бледное, темным цветом выделены лик и ладони. Из остальных деталей различаются только седые волосы и власяница.
прп. Макарий ЕгипетскийФеофан Грек1378 г.Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, РоссияФреска в камере на хорах
Есть еще насколько довольно древних фресок с изображением Макария Египетского. На южной стене храма Усекновения под Бором в Москве, на восточной стене трапезной братского корпуса Преображенского скита в Подмоклово (Московская обл.), в трапезной части Богородице-Рождественской церкви на Махрищском подворье в Талицах (Московская обл.).
Тропарь, кондак, молитвы
Тропарь преподобному Макарию Великому, Египетскому, глас 1
Пусты́нный жи́тель и во пло́ти А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Мака́рие,/ посто́м, бде́нием, моли́твою, Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою приходя́щих ти́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.
Кондак преподобному Макарию Великому, Египетскому, глас 1
Блаже́нную жизнь сконча́в в житии́ с му́ченическими ли́ки,/ в земли́ кро́тких досто́йно водворя́ешися, Богоно́сне Мака́рие,/ и пусты́ню, я́коже град насели́в, благода́ть прия́л еси́ от Бо́га чуде́с,// те́мже тя почита́ем.
Молитва первая преподобному Макарию Великому
О преподобие отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжженые на рабов Божиих (имена) стрелы диавольскии, да не прикоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва вторая преподобному Макарию Великому
Преподобне отче Макарие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья преподобному Макарию Великому
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Житие митрополита
Михаил Андреевич Парвицкий, будущий проповедник Слова Божьего у язычников Российской империи, митрополит Московский и Коломенский, родился в 40-х годах XIX века. Отец был клириком в храме села Шапкино Владимирской губернии. Мать с детских лет приучала мальчика к молитвам и чтению священных книг.
В 1854 году, по окончании семинарии Михаил Невский (такую фамилию ему дали в семинарии) по своему желанию стал членом Алтайской миссии.
В миссии Михаил выполнял любую работу:
- ухаживал за больными иноверцами;
- выращивал овощи;
- работал на пекарне.
Он часто сопровождал миссионеров в отдаленные места, где обучал крещенных в православие алтайцев молитвам. Михаил преподавал в Катехизаторской школе, одновременно изучая язык алтайцев. Через 7 лет Михаил принимает монашеский постриг с именем Макарий. В течение 3-х дней его посвящают сначала в иеродиаконы, а затем – в иеромонахи.
С этого периода Макарий Невский начинает самостоятельное миссионерское служение. К этому времени он в совершенстве изучил все диалекты алтайского наречия. Отец Макарий считал, что Слово Божье надо нести людям на их родном языке. Многие годы он посвящает переводу и изданию богослужебных книг на алтайский язык.
Народы Алтая жили, испытывая большую нужду. Они плохо слушали и понимали проповеди, жалуясь отцу Макарию на голод и болезни. Святитель, как мог, старался облегчить их участь: обмывал, лечил, утешал. Добросердечие и участие Макария нашли отклик в душах инородцев. Они поверили и полюбили миссионера, стали вслушиваться в его проповеди, креститься в православие.
В 1875 году Макарий Невский становится помощником начальника Алтайской миссии, с 1883 по 1891 год возглавляет миссию в сане епископа Бийского.
Макарий Невский, будучи начальником миссии, добился:
- увеличения числа приходов с 1 до 49;
- крещеных в православие до 19216 человек;
- отделений миссии на Алтае с 2 до 192;
- от 1 ученика церковно-приходской школы до 1168;
- открытия 49 церковно-приходских школ и училищ.
В 1891 году владыка Макарий возглавил Томскую епархию. Епископская деятельность Макария в Томске была обширна. Попечительство просвещению и благотворительности было его постоянной заботой. Во время голода 1891 года стараниями епископа было открыто более 500 церковно-приходских попечительств и одно при епархии в Томске. В 1892 году во время холеры святитель учредил Дом трудолюбия, в котором женщины могли получить временную работу.
К концу служения в Томске при его участии было организовано одиннадцать попечительских советов при храмах, занимавшихся помощью бедным, открыто 6 приютов для детей, ночлежный дом, пять приютов для стариков, в том числе один – для лиц духовного звания. Святитель прилагал усилия для просвещения народа. При храмах было организовано 229 школ.
В 1906 году Макария Невского возвели в сан архиепископа. В 1912 году, по воле царя Николая II, он был назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и членом Священного Синода.
Москвичи невзлюбили архиепископа из Сибири за его требовательность к соблюдению патриархальных нравственных норм. Не нашел он поддержки и у части пастырей московской православной церкви, ставивших на первое место личные житейские выгоды.
Митрополит Макарий после Февральской революции 1917 года отказался присягать Временному правительству. За неподчинение святителя принуждают подать в отставку, не приглашают на Всероссийский Поместный собор 1917-1918 годов. Он обращается с «Посланием к православным русским людям», призывая сохранить православие и страну.
Священный Собор Православной Российской церкви был важнейшим этапом в организации церковной деятельности, призванный решить вопросы управления церковью и ее отношениям с государством. Митрополит Макарий, выдающийся просветитель и организатор, был лишен возможности принять участие и высказать свое мнение.
Митрополит Макарий в 1917 году, во время правления Временного правительства, под страхом заключения в Петропавловскую крепость был вынужден подать в отставку и отправиться в ссылку в Николо-Угрешский монастырь.
Это было нарушением регламента: московские митрополиты находились в должности пожизненно, не зависимо от состояния здоровья и возраста; местом пребывания до смерти должна была быть Троице-Сергиевская Лавра.
На последние годы святителя выпало испытание болезнью и забвением. Парализованный, покинутый всеми он прожил до 1926 года. При его кончине присутствовал узкий круг самых близких и преданных людей.
Cвятитель Макарий, Митрополит Московский — 12 января
Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом.
Святитель Макарий — это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях.
С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея — Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература.
Главное книжное детище святителя Макария — это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея
Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия
Великие Макарьевские Минеи Четьи — сокровище духовной письменности, собранное под руководством святого иерарха Русской Церкви, просветителя Земли Русской. Макарьевские Минеи содержат агиографические, гомилетические, патриотические и другие творения.
Наряду с переводными памятниками христианской письменности в Минеях в месяцесловном порядке помещены и творения русских авторов. Это духовное наследие использовалось в последующее время другими авторами — составителями Четьих Миней. Издания Великих Миней Четьих являются библиографической редкостью, и теперь, благодаря предпринятым усилиям, их содержание становится доступным современному читателю.
Архимандрит Макарий (Веретенников). 2009 г.
Молитва святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу
О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребный им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.
Детство и юность
Мирская биография Митрополита Макария началась в районе 1482 года. Мальчик, названный в честь Архангела Михаила, родился в доме верующих граждан Великого княжества Московского. Предки верой и правдой служили православным правителям.
В семье религиозного деятеля было много людей, связанных с церковью. В семейных поминальниках значились Иосиф Волоцкий, игумен Вассиан, священноиерей Игнатий, архимандрит Кассиан и еще ряд обладателей духовных званий.
Икона Митрополит Макарий
О родителях известно немного. Отец по имени Леонтий скончался вскоре после того, как сын появился на свет. Мать, оставшаяся без мужа, ушла в монастырь и приняла постриг как инокиня Ефросинья.
В детстве Михаил, воспитанный в традициях православной веры, решил отречься от мира и стать послушником. В Пафнутьев-Боровском монастыре, располагавшемся на слиянии рек Истерьмы и Протвы, он получил имя в честь отшельника Макария Великого (Египетского), почитаемого прихожанами в лике преподобного.
Затем молодой человек поступил в обитель, доставшуюся Иосифу Волоцкому от преподобного отца Пафнутия. Учитель и основатель Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря оказал огромное влияние на мировоззрение будущего митрополита.
На протяжении нескольких лет инок изучал церковную литературу. Старшие товарищи помогали постигать смысл молитв и обрядов, а также искусство иконописи. Уединяясь в келье, сын Леонтия проводил дни в раздумьях о смирении и монашеских подвигах, это помогало привыкнуть к лишениям во время длинных строгих постов.