Священник дионисий каменщиков: «с мирской точки зрения это абсолютно нелогично»
Содержание:
- Церковь Троицы Живоначальной (Кстинино)
- Оригинальное зодчество
- Использованные материалы
- Интересные факты из истории Храма Николая Чудотворца в Хамовниках
- ХХ век и современность
- Троицкий собор (Яранск)
- Расписание работы и богослужений
- История появления Никольского храма
- Собор великомученицы Екатерины (Слободской)
- Как добраться до храма?
- История
- История храма
- Исторические события
- История церкви
Церковь Троицы Живоначальной (Кстинино)
Архангельский погост на Кстинино в Березовском стану впервые упоминается в 1615 году. Церковь находится на крутом повороте старого Казанского тракта, в центре села. Трасса Киров — Казань проходит в нескольких метрах от здания. Новая теплая каменная церковь середины XIX века соединила старый храм с кирпичной колокольней XVIII века. Декоративное убранство фасадов выполнено из кирпича и по своему характеру разительно отличается на всех трех разновременных его частях: холодной церкви, колокольни, трапезной. Формы и отдельные элементы декора идут от нарышкинского барокко.
Этот храм — единственный на территории Кирово-Чепецкого района! — не закрывался в советское время.
Интересно, что на протяжении полутора веков священнослужителями церкви были представители рода Васнецовых, к которому принадлежат знаменитые художники, братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы.
Адрес: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, село Кстинино, ул. Советская, 61
6
Оригинальное зодчество
У храма Николая Чудотворца в Хамовниках, построенного в стиле московского барокко XVII века, необычайно интересная архитектура. Церковный комплекс включает в себя пятиглавую церковь, трапезную, восьмиугольную шатровую колокольню. Дивилась Москва на силу и красу храма и несла сюда почитание и любовь.
Церковь
Кирпичный храм, отделанный белым камнем и красно-зелеными изразцами, сохранил черты древнерусской архитектуры – узорочья. Необычайным и запоминающимся храм делает яркая окраска: по белым стенам стелется пестрый ковер декоративных элементов. «Буйство красок» – художественный прием, с помощью которого церковь снаружи напоминает корабль.
Центральный фасад украшен колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. Полукруглые завершения стен здания – закомары и поставленные над ними в ряд кокошники (полукруглые декоративные элементы на сводах) визуально устремляют здание ввысь. Барабаны, украшенные цветными поясами, торжественно и изящно смотрятся под прикрытием разноцветных кокошников. Боковые фасады – в нарядных порталах.
Изумительно смотрятся окна, обрамленные резными пестрыми наличниками в виде короны. Яркие цвета наборных элементов контрастируют с белыми стенами. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, изящные пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной – все выполнено из геометрически правильных фигур.
На центральной главе – большой, богато украшенный крест с набором символов: косая перекладина (подножие Страшного суда), сильно развитые трилистники (напоминание о Святой Троице), венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа), полумесяц у основания символизирует чашу.
Колокольня
Праздничное великолепие храма подчеркивает колокольня, создающая с ним единую композицию. Зодчие старались усложнить звонницу. Шатровая двухъярусная колокольня с глухим первым ярусом. Второй ярус – восьмигранный, состоящий из арочных проемов. Трехъярусный шатер декорирован ширинками и изразцовыми вставками, в каждом ярусе – слуховые отверстия-окна.
Кирпичное узорчатое украшение 32-х окон с чуть вытянутым обрамлением усиливает стремление шатра ввысь. Сплошной орнамент из изразцов являет такую красоту, которая достойна сотканных умельцами-ткачами полотен.
Золотые маковки самой высокой колокольни в Москве, сверкающие на солнце, похожи на горящие свечи. Крыльца колокольни устроены в виде лепестков, расходящихся в разные стороны.
Роскошный интерьер
Вход в храм – через подколокольное помещение. Купол и стены богато расписаны, лепнина со сценами из земной жизни Иисуса Христа, ветхозаветными сюжетами и изображениями серафимов. В центре композиции – Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.
Росписи в храме – везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым орнаментом. Четырехъярусный позолоченный иконостас гармонирует с золотисто-голубыми тонами росписей стен. В центре иконостаса – образ святителя Николая Чудотворца, небесного Заступника, свершившего много чудес и особо чтимого народом.
В 1848 году в храме появилась чудотворная икона «Споручница грешных». Поручительница за грешников перед Господом 160 лет находится в храме. Верующие молятся перед святыней об исцелении, об избавлении от отчаяния и уныния, о даровании покаяния.
Список иконы, скопированный с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии, привез в Хамовнический храм богатый купец. Вскоре народ начал замечать исходящий от иконы свет. По желанию дарителя образ не украшали ризами, чтобы не скрыть истечения благодати.
Использованные материалы
-
«№ 23. Никольский единоверческий общежительный мужской монастырь», Паламарчук П. Г., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей. В 4 тт., т. 1: «Кремль и монастыри»:
-
«Москва. Никольский единоверческий мужской монастырь», Народный каталог православной архитектуры Соборы.ру:
-
Страница приходского сайта Московского Никольского храма на Преображенском кладбище, сеть православных сайтов Приход.Ру:
-
«МОСКОВСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ. 8 МАЯ 2015», Живой журнал «hramy_msk» (взято у пользователя «rostovetz»), 12 мая 2015:
Авторство часовни некоторые приписывают не Ф. К. Соколову, а В. И. Баженову.
Миролюбов Иоанн, свящ., Саранча Евгений, свящ., «Единоверие», Православная энциклопедия, т. 18, с. 42-50,
Интересные факты из истории Храма Николая Чудотворца в Хамовниках
- Известно, что в 1625 году в Московской слободе Хамовники, где жили зажиточные ткачи, уже стояла деревянная церковь.
- Как каменный храм упоминается в 1657 году. А в документах 1677 году назван под своим нынешним именем. Что случилось с первоначальным храмом, неизвестно, но в 1679 году был заложен тот, который мы знаем на его месте.
- Следующие полтора века храм миновали серьезные потрясения, и лишь во время нашествия наполеоновской армии он подвергся частичным разрушениям, которые устранили к средине века. В это же время строится ограда, ворота, внутренний интерьер здания украшают росписями.
- Возможно, сыграло свою роль заступничество небесного покровителя, но Храм Николая Чудотворца относительно спокойно пережил лихие революционные годы, массовую антирелигиозную истерию 1920-х годов. Никоим образом не пострадал в Великую Отечественную войну. После ее завершения дважды реставрировался. Богослужения в храме никогда не прекращались.
- В 1992 году на храмовую колокольню установлен новый колокол массой в 1700 кг.
- Храм обладает особо почитаемой святыней – чудотворной иконой Божьей Матери «Споручница грешных», 160-летие перенесения которой под своды торжественно отпраздновал в 2008 году.
- Великий писатель и мыслитель Л. Н. Толстой проживал недалеко от храма, часто заходил сюда и оставил память о нем в своих сочинениях.
- Среди почитателей Храма Николая Чудотворца – всемирно известная исполнительница Мирей Матье. Она оказалась настолько поражена красотой и величием храма, что старается приходить сюда каждый раз, во время приездов в Москву.
- На настоящий момент, помимо богослужений, храм ведет активную общественную жизнь. При нем открыта воскресная школа и молодежный центр.
ХХ век и современность
В 20-е годы ХХ века храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Но в 1926 году она была распущена. Через год в храм пришли о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, при которых активную роль в жизни храма стали играть сестры монашеской женской общины.
Церковь была закрыта в 1929 году, а ее священники арестованы и расстреляны. Сломали кресты и главки приделов и алтаря. В храме сначала устроили жилые помещения. Затем вплоть до 1990 года территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи закрашены. К алтарям приделов, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны одноэтажные пристройки. Каменный одноэтажный технический объем был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.
Троицкий собор (Яранск)
Фото: Яранская епархия
Яранск — небольшой административный центр Яранского района и Яранского городского поселения Кировской области. Это один из старинных городов на Вятке: ему уже почти четыре с половиной века. Едут сюда, чтобы полюбоваться на красивые храмы и купеческие дома.
Самый известный храм в Яранске — Троицкий собор. Он построен в 1857 году по проекту известного архитектора, мастера русско-византийского архитектурного стиля Константина Андреевича Тона. Того самого, который разрабатывал проекты храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.
На этом месте храм с колокольней, впрочем, были и раньше. Известно, что их освятили в 1694 году. Спустя полтора века церковь обветшала и реставрировать её уже не представлялось возможным. В 1844 году старое здание разобрали, оставив лишь колокольню. Часть строительных материалов была использована для возведения нового собора с восемью пределами, который строился, в основном, на пожертвования местных купцов и был освящен уже в 1857 году. Старая колокольня продолжала служить новому собору. Лишь к 1889 году достроили новую колокольню, которая составила единый комплекс с Троицким храмом.
С тридцатых годов ХХ века в Троицкой церкви располагались по очереди: склад, пекарня, котельная. Здание несколько раз горело. Лишь в 1998 году храм передали верующим и придали ему статус собора.
С 2015 года в Троицком соборе Яранска пребывают мощи преподобного Матфея Яранского, местночтимого святого в лике преподобных. С 1899 года святой проживал в Яранском Пророчицком монастыре. Предание приписывает ему факты чудесных исцелений.
Адрес: Кировская область, Яранский район, город Яранск, улица Кирова, 3.
Расписание работы и богослужений
Церковь открыта с раннего утра (с 7.40) и до 8 часов вечера, по выходным даже с 6.40 ч.
Службы идут с 7.40 и 17.00. При этом:
- по вторникам, по окончании вечерней службы совершается акафист пред образом «Споручница грешных» (примерно с 18.20-18.30 ч.)
- по четвергам в то же время совершается акафистное пение свт. Николаю;
в воскресенье служат две литургии: раннюю (с 6.40 ч.) и позднюю (с 9.40 ч.).
Хранитель истории, старинный храм продолжает быть важной частью Москвы. Многие москвичи свидетельствуют, что это – место, где можно выйти из суеты мегаполиса, подумать о душе, помолиться – так, как это было столетия назад
Наталья Сазонова
История появления Никольского храма
В середине XV столетия с благословения митрополита Фотия на высоком холме около места впадения речки Пресни в величавую реку Москву возникла мужская Новинская обитель.
В 1540 году Введенский Богородичный монастырь встречал чудотворную икону Богородицы из Ржева. Это событие послужило основанию по велению царя Иоанна IV церкви Введения Пресвятой Богоматери. Постепенно вокруг построенной обители начали вырастать новые поселения, возникла слобода, в ней появилась церковь Иисуса Навина.
Интересно! По предположению историков именно имя Навина легло в основу названия Новинской земли. Нововозведенные храмы до XVIII века выполняли сторожевую функцию, поэтому монастырь часто называли осадным.
В начале XVIII века патриаршество сменил Синод, монастырь сгорел в пожаре 1736 года, его насельники распределились по другим обителям. Упразднение монастырского подворья состоялось в 1764 году по указу Екатерины Второй, святые земли были отданы в частные владения.
История храма Николая Чудотворца
Владелец Новинского погоста на месте монастыря решил начать строительство деревянной церкви, которая вскоре была освящена в честь Николая Мирликийского. Жители из окрестных деревень, которые впоследствии вошли в состав Зеленограда, стали прихожанами новой обители, а через полвека владелец Андрей Долгоруков начал строительство каменного храма св. Николая.
Через 25 лет в 1827 году была освящена зимняя церковь, в ней было тепло зимой, а через год открыта верхняя обитель, летняя. В этот же году получено разрешение на снесение старого обветшалой обители, все ценные вещи и святыни перенесены в новопосвящённую церковь.
Иконостас церкви святого Николая
Никольский храм постепенно обрастал домами для церковнослужителей, около колокольни построена богадельня для женщин. Декрет 1918 года упраздняет Долгоруковскую богадельню, все больницы, приюты при церквях стали находится под запретом.
Никольский храм, особенно колокольня, пострадал во время войны. Когда немцы подошли к Москве, с колокольной вышки велась корректировка боя.
Восстановление обители
В 1963 году при начале строительства Зеленограда церковь села Ржевки вошла в состав молодого города и стала его старейшим строением.
В конце XX столетия начинается реставрация старинной святыни. Несмотря на то что власти не выделили средств на реставрацию, ее начали делать на пожертвования простых людей.
С 1988 года в полуразрушенном храме начались богослужения, которые проводятся постоянно. От прежних шести приделов и колокольни остались только развалины. Церковь нуждалась в строительстве построек с нуля.
Силами верных прихожан восстановлены все шесть приделов:
- Воскресения Спасителя;
- Покрова Пречистой Богоматери;
- Святого Николая Мирликийского;
- Великомученицы Екатерины;
- Мученика Иоанна Воина;
- Святителя Митрофана.
Интерьер верхнего храма Никольской церкви
Первый настоятель восстановленного Никольского храма в Зеленограде, протоиерей Владимир Харитонов, путем разумного руководства сумел создать поистине народный приход.
Собор великомученицы Екатерины (Слободской)
Церковь, восстановленная в 1699 году хлыновскими зодчими на месте сгоревшего деревянного храма, внешне схожа со Спасо-Преображенской и Трехсвятительской церквями в Вятке. По преданию, мастера-каменщики, которые оформляли окна, соревновались между собой, кто сделает это изящнее. Наличники и кокошники над оконными проемами получились особенно красивыми и разнообразными.
В 1930-х годах церковь была закрыта. В годы войны здесь находилась военная база. В 1945 году Екатерининский собор вновь открыли и больше не закрывали. До 1994 года храм был единственным действующим в Слободском. Святую Екатерину считают покровительницей города.
В храме находится святыня — икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».
Адрес: Кировская обл., г. Слободской, ул. Володарского, 54.
7
Как добраться до храма?
Доехать до Свято-Никольского храма в Севастополе на общественном транспорте без пересадок не получится. Сперва нужно сесть на автобус №109 и доехать до Графской пристани, откуда на катере доплыть до автостанции Северная. Теперь ваш маршрут №46, выходить нужно на остановке «АЗС».
На машине добраться церкви можно таким образом:
Туристу на заметку
Не стоит забывать тех трагических моментов при посещении удивительного и необычного культового сооружения в Крыму. Для тех же, кто путешествует исключительно ради селфи, двери комплекса всегда будут закрыты. Конечно, делать фото никто не запретит, но только не внутри него и не на территории кладбища – это кощунство! Смотрите в завершении небольшое видео о нем.
История
Основан в 1580 году преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 года — уникальную деревянную Успенскую церковь с шестью разновысокими шатрами, о которой дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601) сообщает:
Трифонов монастырь. Рака над мощами Преп.Трифона, 1900-е года
Мужской Трифонов монастырь в начале 1900-х гг.
Рядом с обителью вскоре выросли две монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне. Основатель монастыря Трифон скончался в 1612 году и был погребён в Успенском монастыре, ныне носящем его имя.
Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII веках на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856—1857 годах в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).
Успенский Трифонов Монастырь — серебряная памятная монета Банка РФ
В 1918 году монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания. В 1935 году были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 году южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.
В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-х годах; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.
Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-х годах. В конце XX века на территорию монастыря стали свозить старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.
История храма
В XVII столетии в окрестностях Новодевичьего монастыря в Хамовничьей слободе было сконцентрировано производство тканей. Мастера выполняли государственные заказы и получали заработную плату из казны. Ткачи, будучи, как и весь русский народ, верующими людьми, в своей работе взывали о помощи к святителю Николаю Чудотворцу. Со временем было решено о сборе средств в честь св. Николы Угодника. К тому же святитель, хотя и не имел при своей земной жизни никакого отношения к России, является особо почитаемым святым у русского народа.
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках
Считается, что первый вариант деревянного храма был возведен приблизительно в 1625 году. Уже через 30 лет, в 1657 году, было принято решение о постройке храма из камня – это более надежное сооружение, менее подверженное возгоранию. Новые каменные стены возвели несколько поодаль от деревянной церкви. Именно этот храм стал называться церковью Николая Чудотворца в Хамовниках.
Изначально было возведено основное здание храма, затем достроили трапезную и колокольню. Когда в 1812 году в город вошла армия Наполеона, Москву охватили пожары. Не обошла стороной беда и храм в Хамовниках. Он был поврежден и внутри, и снаружи. К восстановительным работам приступили после отступления французов. Реконструкция длилась до 1849 года.
Кроме восстановления прежнего вида стен, храм дополнили украшениями, создали прекрасную настенную роспись. Уже в 1896 году были проведены первые реставрационные работы, установлены металлические ограждения.
После революции 1917 года в России установилась власть, выжигающая из сознания народа веру. Разорялись православные святыни, рушились храмы и монастыри. Глобальный план по изменениям в черте Москвы предусматривал уничтожение многочисленных древних храмов, даже несмотря на их историческую ценность. Но милостью Божией этот жуткий план не коснулся стен храма св. Николая. Более того, его не закрывали во времена советской власти, а в 1949 и 1972 гг. там проводились реставрационные работы. Во время последней реставрации была восстановлена керамика и цветовое оформление фасада.
Исторические события
В XV веке район, где Пресня впадала в Москву-реку, был богатым и живописным. Здесь по благословению митр. Фотия в уединении на холмистой возвышенности был основан Новинский мужской монастырь. В 1540 г. проходила торжественная встреча чудотворного образа Пресвятой Богородицы, принесенного из Ржева. В честь этого знаменательного события указом царя Иоанна IV был основана церковь. Шло время, и около возведенной ранее обители стали появляться другие постройки, слобода разрослась. Со временем была построена церковь Иисуса Навина.
Историки считают, что именно храм Иисуса Навина дал название Новинской земле. Храмы, которые строились до XVIII ст. были необходимы для укрепления, из-за чего нередко обитель называлась осадной. В тот период, когда на Руси исчезло патриаршество, и его заменил собой синод, в монастыре случилось несчастье – сильный пожар уничтожил всю обитель. Насельникам негде было оставаться, и они разошлись в иные монастыри. В 1764 г. указом государыни Екатерины II подворье было официально упразднено. Освободившаяся земля стала доступна для частного владения.
Никольская церковь в Зеленограде
Начало строительства
Со временем у Новинского погоста появился владелец, который решил на месте, занимаемом ранее мужской обителью, построить деревянный храм в честь свт. Николая Чудотворца. В окрестностях было расположено несколько деревень. Позже они стали частями Зеленограда, а в тот период их жители составили собой приход храма. Через 50 лет землевладелец Андрей Долгоруков начал строить новый, теперь уже каменный храм.
В 1827 г., через 25 лет после начала масштабных строительных работ, освятили зимний (теплый) храм. Спустя год был открыт храм, в котором совершались богослужения в теплое время года. Тогда же было дано позволение разобрать уже обветшавший деревянный храм, а все ценности перенести в новую обитель. Постепенно возле храма стали появляться новые здания: дома для священников, женская богадельня около колокольни.
По наказу большевистской власти от 1918 г. богадельня при храме была ликвидирована. А вместе с ней под запрет попали все больницы и приюты, которые до того времени работали при храмах. Церковь, а особенно ее колокольня, сильно пострадали в годы ВОВ. Когда немецкие войска были на подступах к столице, с колокольни храма корректировался бой.
Церковь сильно пострадала в годы ВОВ
Восстановление обители
В 1963 г. началось строительство города Зеленоград. В его состав был включен храм, расположенный в с. Ржевки. Он стал самым древним зданием молодого населенного пункта. Но только в конце XX ст. начались восстановительные работы в древней обители. Несмотря на значительную историческую и архитектурную ценность, государственные органы не выделяли материальные средства на восстановление здания. Реставрация велась за счет пожертвований православных христиан.
В 80-х гг. XX ст. шесть приделов храма и его колокольня имели вид груды камней – небрежное отношение богоборческой власти превратило церковь в развалины. Требовалось не просто восстановление, а строительство сызнова. Усилиями простых прихожан были восстановлены все приделы храма. В 1988 г. еще в полуразрушенной обители была отслужена первая после длительного вынужденного перерыва литургия. Первому настоятелю прот. В. Харитонову удалось сплотить дружный приход и отладить приходскую жизнь в храме.
Зеленоградское благочиние включает в себя несколько храмов, часовню и молельные комнаты, расположенные в больницах. Все они в настоящее время являются приписными к Никольскому храму
Особенно привлекают внимание храмы прп. Сергия Радонежского и митр
Филарета Московского. Оба храма – маленькие церкви, полностью выполненные из дерева, включая купола. Приписной храм Сергия Радонежского стоит на фоне городской многоэтажки, а Филаретовская церковь – в уединенном уголке города.
История церкви
В давние времена земли вокруг храма принадлежали древнему Чудову монастырю. Здесь, вне Земляного города, находились митрополичьи конюшни, а соседнюю слободу называли Чудовкой.
На Руси любили строить церкви в честь Святителя Николая. О деревянном храме в Хамовниках известно с 1625 года. В 1657 году его заменили на каменный и в документах называли «храмом Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».
В начале XVII века вместо конюшен была устроена новая Хамовническая слобода. На ее улицах поселились ткачи, которых по воле царя перевезли в Москву из тверской деревни Константиново. Мастеровые «хамовники» зарабатывали себе на жизнь тем, что ткали и к царскому двору белое сукно «хамьян». Умелые ремесленники получали денежное довольствие и пользовались немалыми льготами.
Церковь, которая дошла до наших дней, была заложена недалеко от первоначального Никольского храма во время правления российского царя Федора Алексеевича. Об архитекторе и строителях сведений не сохранилось, но известно, что храм возвели на деньги мастеровых-ткачей.
Фундамент был заложен 21 мая 1679 года, а торжественное освящение нового пятиглавого храма прошло 25 июня 1682 года. Трапезную и колокольню пристроили позднее. Население Хамовнической слободы быстро росло, поэтому здание трапезной расширили приделом, который был освящен в честь Дмитрия Ростовского.
В конце XVII века в Хамовнической слободе образовался царский Суконный двор, а к началу XVIII столетия открылась новая полотняная фабрика. Потом богатый предприниматель из Голландии создал здесь новую фабрику на 77 станков, где изготавливали парусину, ленточные материалы и другие ткани.
Как и многие московские церкви, Никольская пострадала во время войны с французами. В 1812 году наполеоновские солдаты частично уничтожили интерьеры, а остальное сгорело во время бушевавшего в городе пожара. К середине XIX века внутреннее убранство восстановили, а стены покрыли новыми красочными росписями.
В 1872 году был освящен еще один придел в честь иконы Богоматери «Споручница грешных». Тогда же в церкви установили новый иконостас, повесили новые паникадила, а вокруг храма появилась ограда с воротами.
Одним из известных прихожан церкви был граф Лев Николаевич Толстой, который жил неподалеку. В своих произведениях знаменитый русский писатель несколько раз упоминал Никольский храм в Хамовниках.
После революции церковь не закрыли. Она оставалась действующей, и москвичи всегда могли прийти сюда помолиться. Дважды – в 1935 и 1958 году власти Москвы хотели снести старый храм, однако этого не случилось.
Примечательно, что с 1912 по 1960 год настоятелем Никольской церкви был один священнослужитель – протоиерей Павел Лепехин. Первая реставрация храма прошла в 1949 году. В 1972 году бригада мастеров полностью восстановила раскраску фасадов и керамическое убранство здания.