Что такое богадельня: от истории становления до современности

При Петре I

Великий Реформатор запретил не только нищенство, но и всякую частную благотворительность. В 1712 году царь велел в каждой губернии открыть дополнительные приюты для увечных и престарелых, то есть людей, неспособных к работе. Богадельни основаны были, как всегда, на территории монастырей. Однако церковных средств оказалось недостаточно.

Стоит сказать, что и последователи Петра издавали заказы о преследовании нищенства и открытии новых домов призрения. Но людей, лишенных крова и неспособных к работе, почему-то не становилось меньше. В конце XVIII века, согласно новому закону, в богадельнях содержались не только старики и инвалиды, но и преступники, которых следовало сослать в Сибирь, в том случае, если по состоянию они не могли туда следовать.

Бывшая городская богадельня с домовой церковью

Прямо у главного входа на старое городское Князь-Владимирское кладбище расположено необычное здание с элементами старинной архитектуры из красного кирпича. Сегодня оно увешано яркими вывесками и эмблемами магазинов и различных фирм. А когда-то это была главная городская богадельня, построенная в конце XIX веке на средства благотворителей.

Даже сейчас легко заметить, что здание построено по принципу «два в одном». Левая, более старинная двухэтажная часть — это и была богадельня. А правая часть здания, более высокая, – это бывшая домовая церковь богадельни, пристроенная позднее. Над церковью был и купол, но во время последней реконструкции его решили не восстанавливать.

Вторая половина XIX века – это было время активного строительства богаделен и приютов по всей России, причем, не только в городах, но и в селах. Были богадельни при монастырях, были «именные», построенные по инициативе и на средства богатых меценатов (такой во Владимире была богадельня Зинаиды Дмитриевны Рахмановой для неимущих дворянок на Студеной горе). Но богадельня у городского кладбища изначально была главной во Владимире, городским социальным зданием, которым ведала городская дума.

Известно, что с инициативой о необходимости этого приюта для бедных одиноких стариков выступили на заседании городской думы староста кладбищенской Князь-Владимирской церкви и городской голова. Было это 26 мая 1888 года. А год-то был юбилейный – 900-летие Крещения Руси.

Этой круглой годовщине и решили посвятить новое «богоугодное заведение». Проектировалось оно двумя ведущими архитекторами города. Сначала по проекту Михаила Кнопфа в 1889-1890 годах появилось здание собственно богадельни. Декоративные элементы говорят о псевдорусском стиле. Примерно через 10 лет, на рубеже XIX и XX века, архитектор Сергей Жаров нашел решение, как пристроить к имеющемуся корпусу домовую церковь в том же стиле. Причем, ее апсида имела выступ на север, в сторону кладбища. Сегодня апсида не сохранилась, и заменена позднейшей пристройкой. К ней и примыкают ворота, ведущие на кладбище.

Значение городской богадельни было чрезвычайно велико. Вложить в нее средства и заботу — для видных горожан было делом чести и просто хорошим тоном. За такую внебюджетную, спонсорскую поддержку городская дума не уставала выражать благодарность. Уже само строительство практически обеспечили купцы Владимирской губернии. Кирпич предоставил купец Тарасов, железом помог купец Кузнецов, стекло выделил фабрикант Нечаев-Мальцев (Мальцов).

Целому ряду известных людей забота о богадельне помогла получить звание «Почетный гражданина города»: например, купцам Ефиму Васильеву, Александру Лосеву и даже бывшему губернатору Ивану Сазонову, которого повысили до сенатора в 1914 году. В честь Сазонова в богадельне были учреждены две именные койки. Кстати, присуждал звание Почетного гражданина города по ходатайствам с мест сам император. Упоминание в ходатайствах про вклады в богадельню нравилось на самом властном верху.

Но грянула революция. В 1919 году богадельню закрыли и превратили просто в жилой дом у кладбища на все советские годы. Под жилье пошла и церковная часть здания. Над ней, прямо на уровне звона бывшей церкви, сверху пристроили третий этаж.

Постоветская история здания, пожалуй, не менее примечательна, чем досоветская. Ведь в 90-е годы бывшая богадельня оказалась заброшенной! Ее довели практически до состояния усадьбы Храповицкого в Муромцеве. Окна полуразрушенного дома у кладбища зияли пустыми глазницами. Молодежь лазила туда тусоваться и фотографироваться на фоне ободранной старинной кирпичной кладки.

Но памятник архитектуры регионального значения не был потерян. «Чудо возрождения» произошло в 2003-2004 годах, причем, за счет частных инвестиций с целью превратить здание в торгово-офисный центр и сдавать помещения в аренду. При этом по максимуму был восстановлен первоначальный облик здания.

Особенно эффектно стала смотреться освобожденная от «несвойственного» ей третьего этажа бывшая церковь со звонницей в три пролета. Как раз под ней разместился салон красоты.

XIX век

Итак, состояние в приютах в России находилось в плачевном состоянии, несмотря на всяческие усилия властей. В XIX столетии земские собрания заботились о помещении в дома призрения только беспомощных нищих, при этом настаивали на отмене содержания в таких заведениях обычных бродяг. В то же время рассматривался вопрос о заботе над сиротами. Значительные преобразования были проведены в Санкт-Петербурге. В остальных городах все так же часто можно было видеть на улицах «бродячих или лежащих» нищих.

Что такое богадельня, мы выяснили. Как уже было сказано, слово это больше не употребляется, по крайней мере в официальных документах. За исключением одного из благотворительных проектов, основанных не так давно.

Чем отличается от дома престарелых?

Фото: Miloserdie.ru

Как же сразу отличить церковное заведение от светского? Внешние отличия, конечно, есть – в богадельне всюду встречаются иконы, часто можно встретить священников и послушниц или монахинь. Но они – не обязательный ее атрибут.

Нельзя сказать, что в богадельне всегда хорошо, а в заведении социальной защиты всегда плохо. И светские дома престарелых могут обеспечить своим клиентам хороший уход, вежливое, корректное отношение и замечательные бытовые условия. Если близких людей нет, или они не могут дать комфорт и уход старикам, то эту функцию берет на себя социальное учреждение. Но в нем все равно главным является материальная часть жизни – питание, чистое белье, медицинский уход.

То есть перед уходом в мир иной люди снова думают не о том. Они обсуждают не то, как у них спокойно и легко на душе, а то, какая была каша на завтрак, да скоро ли им пододеяльники поменяют… Не о вечном думают, а о бренном. И помочь направить им мысли в нужное русло некому, вот пустота и заполняется суетой, которая завтра уже никому не будет нужна. Вот главное отличие, и оно в корне меняет представление о том, как нужно провести последние годы своей жизни.

Современное понимание

Для сегодняшнего человека богадельня – это место, населенное людьми, мягко сказать, не самого высокого достатка. Как правило, такое обозначение используется в современном мире в составе устойчивых словосочетаний вроде «развели богадельню», причем действуют такого рода выражения в ситуациях, по меньшей мере, малоприятных.

По сути же богадельня – это вовсе не лишенное принципов общество и даже не захламленное помещение. Первоначально смысл слова был совершенно иным, однако со временем он постепенно утрачивался и трансформировался, как это бывает с лексемами, означающими явления, исчезающие в действительности.

Еще раз о разнице в понимании

Как видно из всего сказанного выше, понимание самого названия данной организации претерпело существенное изменение. На сегодняшний день выражение «отправить в богадельню» не сулит человеку ничего хорошего, а уж «развести богадельню» и вовсе никто не хочет. Исконное же значение упомянутых фраз было едва ли не диаметрально противоположным для человека имущего и страждущего.

Примечательно, что сами богадельни никуда не исчезли, а лишь сменили свое название на более современное – хоспис. И, если с ними и сиротскими приютами вопросов особо не возникает, то отправка в богадельню нищенствующих, ночующих на улицах и вокзалах была бы хорошим и благородным поступком.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Кэффри, Хелен (2006). Богадельни в Западном Йоркшире 1600-1900 . Кингз Линн: Наследие. ISBN 1-905223-21-8.
  • Клей, Ротта Мэри (1909). . — Текст, являющийся общественным достоянием, включая повседневную жизнь, уход и «Офис при изоляции прокаженного»
  • Гусь, Найджел; Кэффри, Хелен; Лэнгли, Энн, ред. (2016). . Милтон Кейнс: Общество исторических исследований семьи и сообщества (FACHRS). ISBN 978-0-954-81802-9.
  • Хит, Сидней (1910). . Лондон: Ф. Гриффитс.
  • Хоупвелл, Питер (1995). Святой Крест: старейшая богадельня Англии . Чичестер, Англия: Филлимор.
  • Ротман, Дэвид Дж., Изд. (1971). Опыт богадельни . Бедность США: Исторические записи. Арно Пресс. ISBN 0-405-03092-4.
  • . SeniorLiving.org .

Цель создания богаделен

Фото: Nne.ru

Отсюда понятна цель – создать такие условия, когда старички могут прийти к глубокой, непоколебимой вере и в ней подготовиться к вечности. Обдумать, вспомнить то, что мешает им стать перед Судом, не склоняя скорбно голову под тяжестью грехов. Успеть покаяться, потрудиться на благо своей души. Духовые труды никак не легче физических, а порой и много тяжелее.

Но забота о душе не может быть отделена от заботы о теле. Чистота, сытость, постоянная ухоженность – вот то, что является неотъемлемой частью богадельни. Ведь тело – это вместилище души и за ним также нужно следить, хранить его, но не забывать при этом, что оно вторично.

История становления

Первые духовные приюты для престарелых появились в ранние христианские времена. Сначала их открывали при лазаретах, однако потом они стали строиться, как часть церковного прихода или обители.

До XVIII века

Первое время богадельни открывались при каждом приходе, собирая всех желающих. Из-за отсутствия специальной проверки насельниками становились не только нищие, но также люди с достатком. Последние платили приюту, который удерживался за счет государства, из своего кармана, занимая места действительно нуждающихся. Чтобы исправить ситуацию, царь издал указ о переписи обнищавших, прокаженных, состарившихся. После было организовано два божьих дома: мужской и женский, к ним приставлены священнослужители, а денежное содержание стало зависеть от собранных пожертвований.

Во второй половине XVII столетия царь Федор Алексеевич постановил создать два новых приюта, которые перешли бы под контроль Знаменской обители и Архангельского епископа. Таким образом правитель практически полностью очистил улицы Москвы от нищих.

XVIII век

Петр Великий продолжил искоренение нищенства, однако сделал упор на недееспособные воинские чины. На их содержание он не выделял средств из казны, а повелевал церкви обеспечивать божьи дома за счет милостыни, собранной у прихожан. Однако денег у храмов постоянно не хватало, а потому затея царя с треском провалилась.

К концу XVIII столетия была совершена попытка реформировать богадельни. Теперь, кроме военных чинов, туда следовало помещать тяжелобольных, стариков, нищих, нетрудоспособных ссыльных, преступников и попрошаек.

Богадельня имени Геера

Богадельня Фирса Садовникова

Богадельня в Ярославле

Значение слова «богадельня»

Даль составлял свой словарь тогда, когда русская речь значительно отличалась от современной. Поэтому определение, данное им, сегодня довольно странно звучит. Итак, что означает слово «богадельня» по Далю? Заведение для призора увечных, дряхлых, неисцелимых, нищих. Синонимы – божий дом, приют. Всем известна народная мудрость, согласно которой, от сумы и от тюрьмы не стоит зарекаться. Это упрощенный вариант. В оригинале фразеологизм звучит несколько иначе: «за тюрьму, суму, богадельню не ручись».

В происхождении слова легко разобраться. Что такое «богадельня»? Существительное, которого когда-то образовалось от «бог» и «дел». То есть для Бога сделано. Еще одно понятие, близкое по значению – «дом престарелых» – звучит менее милосердно. Православные верили и верят в то, что доброе дело приближает к Богу. Отсюда и происхождение слова, значение которого мы рассматриваем.

Дом престарелых

Богадельня – заведение, существовавшее в дореволюционной России. В советское время подобные дома называли иначе – домами престарелых. В таких заведениях содержатся, конечно, не только люди, не имеющие жилья. В доме престарелых пожилой человек освобождается от необходимости готовить себе пищу, совершать уборку. Здесь находятся те, у кого нет родственников. Либо дети и внуки имеются, но не выражают желания позаботиться о своем близком.

Дома престарелых бывают как государственными, так и частными

Пожилые люди, содержащиеся в заведениях первой категории, не всегда получают должное внимание и качественное медицинское обслуживание. Здесь находятся не только старики, но и молодые люди с ограниченными возможностями, проведшие детство в специальных интернатах

Для того чтобы получить представление об отечественных в домах престарелых, стоит прочитать книгу Рубена Гальего «Черное на белом». Согласно рассказам автора этого автобиографического произведения, подростки и молодые люди, не имеющие физической возможности обслуживать себя, находились в таких заведениях в ужасных условиях.

О жизни в богадельне

Стать насельником может любой желающий, обратившись к сотруднику божьего дома, который организовывает прием жильцов. Трудоспособные граждане, как правило, занимаются какой-нибудь несложной физической работой, помогая лежачим, а также поддерживая порядок в приюте. Большую часть времени они проводят за молитвами или чтением православной литературы. Обязательным является посещение богослужений с прохождением Таинства Исповеди и Причастия.

Престарелые насельники, живущие в богадельне, становятся одной семьей. Здесь можно встретить ветеранов войны, бывших атеистов, ученых или просто высокообразованных людей со своими удивительными историями. Персонал божьего дома очень деликатный, относится к своим подопечным с любовью и терпением, ведь большинство стариков склонны к унынию, частым жалобам или капризам.

Дома престарелых в Москве

Из-за того, что в древние времени церковь принимала на попечение людей, которые имитировали нищету, был принят отдельный закон. На Стоглавом соборе царь приказал выделить только настоящих нищих. Для этого выполнили перепись всех постояльцев, устроили разделение женских и мужских богоугодных заведений.

Таких людей содержали на деньги, которые получали от милостыни.

В период Екатерининской и Петровской эпохи это были большие по территории места, где служащие могли решить любые социальные проблемы.

Постепенно начали увеличиваться маргинальные слои общества, поэтому деятельность приостановили. Власть заинтересовалась поддержкой таких заведений, поэтому начали активно выделять финансы на обеспечение благотворительности.

Когда приняли городскую и Земскую реформы, спонсированием занималось местное самоуправление. Начали активно открываться новые организации, задача которых заключалась в том, чтобы решить острые социальные проблемы.

Главная цель – искоренение нищеты. Покровительство в конечном результате разделили между царскими семьями, монастырями, общественными организациями. В начале 20 века активно строились богоугодные заведения.

Заведения располагались в разных районах столицы. Наиболее известные и активные организации – Андреевская и Покровская.

В те времена существовали и другие учреждения, в которые могли обращаться люди за помощью:

  • для сиделок;
  • купеческих приказчиков;
  • сестер милосердия;
  • военных людей;
  • лиц, которые имеют духовное звание.

Еще несколько столетий назад люди могли написать прошение, чтобы их определили в заведение под названием Николаевская Измайловская военная богадельня, которая активно развивалась и осуществляла свою деятельность, имела богатую историю.

Строительство ее началось в 1814 году. Николай первый принял такое решение, чтобы обеспечить и дать покров людям, которые не имеют достатка и нуждаются в оказании срочной помощи.

Территория бывшей царской резиденции имела печальный вид. Здесь можно было увидеть вырубленные и запущенные рощи, иссякшие родники, озера, а также разрушенные мосты.

Проект остался без внимания, поэтому строительные работы решили приостановить. Активное возведение здания началось ближе к 1840 году. В этот период вышел и официальный указ.

Богадельню планировалось сделать для отставных солдат и офицеров, которые в силу возраста закончили несение службы. У людей, большую часть жизни проводящих на военной службе, после увольнения, как правило, не было дома, имущества и средств на пропитание.

Первыми жителями богадельни стали ветераны, принимавшие участие в Кавказской войне. На обеспечение взяли также людей, которые несли службу в Семеновском и Преображенском полках. Территория была маленькой, здесь трудилось небольшое количество рабочих, поэтому принять смогли только 20 офицеров и порядка 450 солдат.

Спустя 10 лет открыли второй корпус богадельни. Люди смогли получить бесплатное лечение, питание.

Им не нужно было платить за форму и проживание на территории благотворительной организации. Дополнительно их обеспечили пенсией.

Руководители заботились о своих подопечных. Территория облагораживалась, высаживались деревья, кустарники, цветы.

Воду в прудах очищали, на обед и ужин давали зелень, натуральные овощи. Рядом располагалось кладбище.

Сейчас здание богадельни частично разрушено. Рядом расположена станция московского метрополитена «Измайловская». В 1918 году это учреждение перестали финансировать.

Теперь престарелые и нуждающиеся люди могут устроиться в другие учреждения. До нашего времени сохранилась баня, мастерская, канцелярия, корпус для офицеров. С 2007 года здание считается музеем-заповедником. Теперь это культурное наследие столицы.

Богадельни современного мира

Сегодня, как и в былые времена, церковные приходы продолжают ухаживать за одинокими и немощными стариками. Рассмотрим деятельность таких организаций на конкретных примерах.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Это небольшой приют в Москве, который организован в обыкновенном жилом доме в 1999 году. Для размещения насельников имеется две квартиры по 4 комнаты каждая. Богадельня может вместить 10-12 человек, за которыми ухаживают сестры Свято-Димитриевского сестричества

Важно, что данное сестричество имеет разрешение проводить медицинские манипуляции, что позволяет выхаживать насельников с серьезными заболеваниями

Очень большое значение сестры придают качеству ухода за больными. В богадельне нельзя работать механически и просто выполнять какие-либо действия по уходу за человеком. Необходимо помогать морально и духовно, разделять с человеком его боль и немощь. Это очень облегчает последние дни жизни пожилого человека.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Большим плюсом этого приюта является домашняя атмосфера, отсутствие больничных стен. Для проживающих тут все, как дома. К тому же такие домашние небольшие организации в меньшей степени подвергаются проверкам контролирующих органов. Духовное окормление совершает священник сестричетва, который постоянно приезжает и совершает Таинства исповеди и причастия.

Первые приюты в России

Что такое богадельня? Это прежде всего архаизм. Сегодня это слово используется в иронической или грубой форме. Богадельни в России появились давно — с принятием христианства. Долгое время подобные заведения курировала церковь. Богадельня при монастыре была обычным явлением. Церковь покровительствовала всякому без разбора.

В приютах проживали не только немощные и престарелые. Нередко здесь обитали и относительно здоровые люди, не имеющие крова. Встречались и мошенники. Правда, со временем один из русских царей заподозрил, что в домах призрения содержатся не только нищие. Здесь жили люди, оплачивающие помещения приказчикам. Определить, кто из обитателей богадельни является настоящим нищим или немощным, а кто лишь выдает себя за такового, должны были опять же церковнослужители.

Богадельни существовали за счет частной милостыни, кроме того, цари поддерживали такие заведения за счет казны. Во второй половине XVII столетия в столице существовало около семи богаделен. Самой известной была Моисеевская, рассчитанная на сто человек. Были также богадельни Боровицкая, Покровская, Петровское, Кулиженская.

О приютах до конца XVII столетия в России правительство все же слабо заботилось. До тех пор, пока Федор Алексеевич не приказал организовать подобные заведения по европейскому образцу. Приюты были открыты в Китай-городе, на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. Как сказано было в одном из официальных документов, «впредь по улицам лежащих и бродячих нищих не было».

Кто работает в этом заведении?

Фото: Miloserdie.ru Разумеется, контингент в богоугодном заведении самый разный. Все люди приходят сюда с определенным багажом жизненных привычек, опыта и своими сформировавшимися характерами. Но те, кто работает здесь, обращаются друг к Другу «матушка, сестра, батюшка», определяя тем самым круг этой Христовой семьи.

Главное качество, поэтому, для работников, персонала богадельни – это терпение. Истинное христианское терпение, которое Господь определил, как испытание истинной веры. Работающим в этом заведении приходится трудно. Ведь не всегда финансовое благополучие позволяет делать все так, как хотелось бы. Приходится ущемлять себя во многих вещах, кажется порой, что упираешься в стену. Но если перетерпеть, то потом вдруг все разрешается само собой, по Воле Божьей. Это приходит вознаграждение за то, что испытание выдержано.

Нелегко мириться и с неблагодарностью, непримиримостью тех, кто начинает жизнь в богадельне. Не все насельники сразу становятся кроткими и богобоязненными, как по мановению волшебной палочки. Они себя перевоспитывают, отрываясь от корнями проросших грехов, но процесс это длительный и, даже не у всех успевающий завершиться.

Заведения при монастыре

На территории России сегодня действует несколько десятков благотворительных учреждений, которые работают при монастырях. Желающие могут купить новую книгу, которую выпустил Синодальный отдел по церковной благотворительности и осуществлению социальной деятельности.

Каждый дом престарелых имеет свои отличия: ресурсы, возможности, тип помещения. Некоторые из них расположены в городских квартирах, но при этом действуют от лица определенного монастыря.

Также для помощи престарелым людям строят отдельные помещения

Особое внимание нужно обратить на вид деятельности, потому что в некоторых домах постояльцам могут предлагать только уход, лечение или реабилитацию

В городе Рязани работает геронтологический , который осуществляет свою деятельность под патронажем святой обители.

Прихожане и добровольцы помогают социально незащищенным и немощным людям, которым требуется уход.

Финансирование осуществляется из муниципального бюджета. Здесь помогли огромному количеству людей, которые быстро поправились после длительного лечения.

Немощные люди приобрели второй дом и смогли прожить жизнь в заботе и любви.

Википедия предлагает свою трактовку понятия богадельня. Это любое благотворительное учреждение, где помогают нетрудоспособным лицам: престарелым людям, немощным, инвалидам, калекам или выздоравливающим гражданам, которые прошли длительное лечение и не имеют родственников.

В России такие заведения начали открывать христиане. В Древней Руси возле каждой церкви был дом для престарелых. Рядом с монастырем образовывались целые поселения нищих. Церковь принимала каждого человека, который обращался за помощью. В те времена такие заведения содержались за счет царской казны.

Что такое богадельня

По назначению богадельня практически ничем не отличается от аналогичного государственного учреждения — сюда так же приходят престарелые люди, чтобы дожить земной век. Однако внутреннее устройство здесь совершенно другое.

Учреждение для недееспособных людей

Главное отличие божьего дома — акцент на духовной жизни согласно православной вере.
Живущих в христианском приюте называют насельниками, палаты — кельями, а комнату приема пищи — трапезной.

Как правило, здания строят неподалеку от церкви или монастыря, чтобы старики могли посещать богослужения. Так как целью богадельни является воцерковление, это условие обязательно. Здесь точно так же обеспечивают круглосуточный уход, медицинское обслуживание и питание. Однако значимый акцент делается на сближение с Господом. Поэтому не следует отдавать своих престарелых родственников сюда без их согласия. Желание посвятить остаток жизни служению Всевышнему должно быть добровольным.

Ссылки [ править ]

  1. Бремнер, Роберт Гамлетт. . Издатели транзакций. ISBN .
  2. Дент, Сьюзи (2012). . Эдинбург: Chambers Harrap Publishers . 32. ISBN 978-0550-107-640. Архивировано из на 2011-07-08 . Проверено 17 июня 2019 .
  3. . www.ancestraldeeds.co.uk . Архивировано из 19 сентября 2016 года . Проверено 15 сентября 2016 года .
  4. Национальная циклопедия полезных знаний (1847), Том III, Лондон, Чарльз Найт, стр.76.
  5. Day, Phyllis J. (2008). Новая история социального обеспечения (6-е изд.). Бостон, Массачусетс, США: Пирсон. ISBN 978-0205624157.
  6. ^ Паркер, Чарльз Х. (1998). . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. С. 49–52. ISBN 0-521-62305-7.
  7. . www.dokpro.uio.no . Проверено 15 сентября 2016 года .
  8. . Myasiannanny.com . Проверено 15 сентября 2016 года .
  9. .
  10. .
  11. ↑ Nielsen, Kim (2012). История инвалидности Соединенных Штатов . Бостон, Массачусетс: Beacon Press. п. 38.
  12. ↑ Nielsen, Kim (2012). История инвалидности Соединенных Штатов . Бостон, Массачусетс: Beacon Press. С. 37–39.
  13. Бремнер, Роберт Гамлетт. . Издатели транзакций. ISBN .
  14. Херд, Генри; Унылый, Уильям; Дьюи, Ричард; Пилигрим, Чарльз; Blumer, G .; Берджесс, Т. (1916). Институциональная помощь душевнобольным в США и Канаде . Балтимор, Мэриленд: Пресса Джона Хопкинса. С. 250–251.
  15. . Нью-Йорк Таймс . 26 октября 1901 г.
  16. Парри, Манон С. (2006). . Am J Public Health . 96 (4): 624–625. DOI . PMC .
  17. Spellen, Suzanne (ака Montrose Morris) (20 марта 2012). . Браунстонер . Браунстонер ООО . Проверено 10 декабря 2017 .
  18. Берн-Klug, Mercedes (2010). . В Берн-Клуг, Мерседес (ред.). Преобразование паллиативной помощи в домах престарелых: роль социальной работы . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Издательство Колумбийского университета. п. 87. ISBN 978-0-231-13224-4. Проверено 10 декабря 2017 .
  19. ^ . Уокингем, Беркшир, Англия: Ассоциация богаделен . Проверено 26 марта 2020 года .

Как попасть в богадельню для проживания?

Фото: Vrataby.com Человек, который стремится закончить свои дни в духе православной веры и под сенью храма, может найти для себя такое заведение неподалеку от своего места жительства. Для этого лучше всего обратиться за помощью в ближайший храм, а там уже помогут определиться с направлением поисков. При богадельне есть специальный сотрудник, который занимается отбором, заселением новых членов семьи. Он же поможет оформить все документы, помочь с переездом и устройством. У многих богаделен есть свой сайт, поэтому с помощью знакомых или самостоятельно можно найти такое заведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector