15 главных храмов арзамаса
Содержание:
Светский Арзамас и его достопримечательности
Исторический центр города практически сплошь занимают узкие улочки. От соборной площади идут торговые ряды, где почти каждое здание – памятник архитектуры или отголосок той, купеческой эпохи.
С 1802 году Профессор живописи А.В.Ступин основал в Арзамасе первую и единственную в России провинциальную школу живописи. В ней могли учится представители всех сословий, включая крепостных. Именно в этой школе учился замечательный русский художник В.Г Перов. Ученики Ступинской школы живописи принимали участие в росписи арзамаских храмов, писали картины.
Но город хранит и другие тайны. Здесь находился в ссылке писатель Горький. Отсюда родом Гайдар, и в Арзамасе есть музей его имени, где можно узнать историю семьи советского писателя и вехи его творчества.
Часть городского парка занимает дендрарий с разнообразными видами растений средней полосы.
В Арзамасе есть свой театр, причем очень хороший для провинциального города. В трупе играют настоящие артисты и энтузиасты. И горожане любят свой театр, практически все спектакли проходят при полных залах благодарных зрителей.
Как и в любом современном городе, в Арзамасе соседствует прошлое и настоящее. Новые районы разрастаются и поглощают историческую часть. И сейчас здесь можно встретить весь набор большого города: кинотеатр, торговые центры, кафе и гостиницы, центры развлечений. Все, как и везде. Но – удивительная вещь – атмосфера в Арзамасе особенная, как будто город окутан молитвой его прошлых насельников. Он уютный и добрый, гостеприимный.
Татьяна Страхова
Следующая статья >
Виртуальный тур из 3D-панорам по Воскресенскому собору.
Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе занимает доминирующее положение на Соборной площади. Величественный храм — главное украшение города — стоит на высоком холме, завершая ансамбль его главной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города.
Построенный целиком на народные деньги, Воскресенский собор воздвигнут в благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, как памятник героизму русских воинов.
Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса Михаила Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма, ученика знаменитого архитектора Андрея Воронихина. Строительство продолжалось 28 лет. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.
Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина храма равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).
Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи Александра Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах, работы профессора живописи Николая Алексеева (зятя А.В. Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна
Арзамас – город Церквей
Город Арзамас был основан в 1578 году. Иван Грозный проходил здесь со своим войском, когда шел походом на Казань.
Развивался город – по тем временам – стремительно, и уже в XVII столетии имел огромное торговое значение. Интересный факт, что даже для дореволюционного города, Арзамас был своего рода чудом. В нем было возведено более 30 церквей и открыто 4 монастыря! И это были не просто маленькие церквушки! Строительство велось с поистине столичным размахом. Вот что об этом говорят писатели.
– это изречение принадлежит князю Владимиру Соллогубу, современнику Пушкина, который был покорен Арзамасом. А вот что писал о городе в 1916 году К. Паустовский.
Месторасположение церкви
Воскресенский собор расположен в городе Арзамасе Нижегородской области. Входит в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви и является второй кафедрой правящего Нижегородского архиерея.
Как добраться
Жителем Нижнего Новгорода добраться проще всего (на поезде, автобусе и собственном автомобиле), так как Арзамас находится приблизительно в ста километрах от него. Из других городов можно попасть на поезде, станция в городе удалена от его центра, но можно воспользоваться общественным транспортом. Через Соборную площадь проложены все маршруты.
Оформление внутренних помещений
Благодаря обилию света, проникающего в собор через 24 вертикально прорезанных окна, внутри него создаёт ощущение обширности и пространства. В целом оформление интерьера выполнено в приглушённых коричневых тонах, что способствует концентрации внимания и создания у присутствующих молитвенного настроения.
Кроме многочисленных фресок, на которых представлены эпизоды из земной жизни Иисуса Христа, а также традиционных для любого храма икон, внутренние стены собора украшает целый ряд живописных полотен, большинство из которых являются копиями работ известных европейских мастеров прошлого, писавших на библейские сюжеты.
Примером тому может служить помещённое над главным алтарём изображение «Тайной вечери», являющееся точным воспроизведением знаменитой картины Леонардо да Винчи. Между окнами, прорезанными в главном куполе, помещены изображения 12 апостолов, а под ними на парусах- той части конструкции, которая является связующим звеном между плоскостями стен и окружностью купольного барабана, — написаны фигуры четырёх евангелистов.
Основатель города Иван Грозный
По его же указу к юго-востоку от нынешнего собора, а тогдашнего кремля, был создан женский Никольский монастырь (1570 год), существующий и поныне, тоже входящий в ансамбль Соборной площади. Находящийся между храмом и монастырем крутой Никольский съезд запечатлен на картине В. Перова «Тройка». Когда-то здесь же у спуска находился Соборный садик (теперь здесь новостройки), были у низовий спуска и Настасьинские ворота.
По преданию, Иван Грозный дал главному въезду в город со стороны Москвы имя своей любимой жены Анастасии, которая должна была вот-вот родить. В ансамбль площади входил и расположенный севернее теплый (отапливаемый) собор Живоносного Источника.
Сколько церквей в Арзамасе: главные храмы и монастыри
Спасо–Преображенский монастырь
Первый мужской монастырь в Арзамасе был основан царем Иоанном Грозным как миссионерский форпост на земле, где подавляющее большинство населения составляла языческая мордва. На территории монастыря построили Спасо-Преображенский собор (1638-1643), сохранившейся до наших дней. Это чуть ли не первое каменное строение в городе.
Воскресенский собор
Этот храм возведен в честь победы в войне 1812 года и является памятником героизму русских воинов. Интересно, что собор полностью построен на энтузиазме и на пожертвования горожан без каких-либо указаний сверху. Примечателен и тот факт, что люди жертвовали не только деньги. Почти каждый дееспособный гражданин старался поучаствовать в строительных работах: лепил или обжигал кирпичи, плавил руду, перевозил грузы.
Закладка собора произошла в 1814 году по проекту арзамасца Михаила Петровича Коринфского, талантливого архитектора. Он был слушателем Художественной Академии Петербурга и принимал участие в строительстве Казанского и Исаакиевского соборов. Неудивительно, что Воскресенский собор в Арзамасе так похож на храмы Петербурга.
Воскресенский собор – не отапливаемый и церковные службы там справляют в летний период – с Пасхи до Покрова. В зимнее время приход переходит в теплый храм – церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник».
Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник»
Церковь возведена в 1794 году на месте старого храма. Внешне лишенный пышных украшений, храм удивляет внутренней отделкой. Особенно поражает изящный резной иконостас, выполненный мастерами – братьями Мирящевыми.
Свято-Николаевский монастырь
Свято-Николаевский женский монастырь располагается рядом с Воскресенским собором. Его основание датируется 1580 годом. В XIX монастырь прославился женскими рукоделиями. Около 1840 года там появился необычный промысел: вязаные ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Городские модницы были покорены новой обувью, в монастырь посыпались заказы. Но монастырь с ними не справлялся и вскоре горожанки сами освоили новый промысел.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Это белый храм, построенный в стиле барокко в 1775-1784 годах. Высокая колокольня составляет единое целое с церковью.
Храм Рождества Христова
Церковь Рождества Христова является еще одним детищем «золотого века» Арзамаса. В 1845-1852 годах ее построили благодаря пожертвованиям арзамазского купца Заяшникова. Проект храма был составлен архитектором Константином Тоном. После долгих лет запустения в 1990 году церковь вновь была открыта.
На данный момент эту церковь, а также храм в честьСмоленской иконы Божией Матери, отдали Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. С 1998 монастырь восстанавливает разоренные церкви и устроил здесь свое подворье.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Церковь Владимирской иконы Божией Матери была построена в 1802 году вместо пришедшей в негодность Зосимовской церкви. Выполненный в стиле классицизма, храм заметно отличается от церквей того же времени постройки. Он увенчан ротондой с круглыми окнами и высокой колокольней с широким шпилем.
Церковь святого Духа
Храм заложен в 1752 году, в 1766 году основные работы были завершены. Но несмотря на то, что спустя год освятили главный алтарь, отделочные работы продолжались еще 11 лет.
Из Арзамаса в Саровскую пустынь
Самая главная связь Арзамаса с Дивеевом не в основных туристических и паломнических маршрутах, ведущих из города в Дивеевскую обитель. Дело в том, что благодаря Арзамасу, а точнее, иноку Арзамаского Введенского монастыря, и зародилась Саровская пустынь, где впоследствии подвизался преподобный Серафим Саровский.
Вышеупомянутый инок, Иоанн Федоров, решил уединится в саровском лесу, где и подвизался в молитвенном подвиге 7 лет. Впоследствии он построил храм, в 1706 году основал монастырь, стал его настоятелем и в 1711 году написал общежительный устав.
Спустя столетие из Арзамаса вновь пришел в Саровскую пустынь человек, но на этот раз художник Осип Семенович Серебряков. За пять лет до кончины преподобного Серафима Саровского он нарисовал его портрет.
Родом из Арзамаса была и великая дивеевская подвижница – блаженная Пелагея Ивановна. Свой подвиг она начала еще в городе. Но в 1837 году ее забрали с собой в монастырь дивеевские монахини, чем и исполнили батюшкино пророчество о блаженной. В обители она прожила 46 лет, а ныне причислена к лику местночтимых святых. Ее мощи покоятся в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.