Московские монастыри
Содержание:
- Свято-Данилов монастырь
- Богородице-Рождественский монастырь
- Богородице-Рождественский Женский Монастырь
- Богородице-Рождественский монастырь
- Новоспасский ставропигиальный монастырь
- Список и адреса действующих мужских и женских монастырей Москвы
- Как подготовиться к уходу в монастырь?
- Николо-Перервинский монастырь
- Новодевичий монастырь
- Заиконоспасский монастырь
- Марфо-Мариинская обитель
- Покровский монастырь
- Богоявленский мужской монастырь (Москва)
- Новодевичий монастырь
- Какими бывают православные монастыри?
- Данилов
- Покровский монастырь
- Старейший монастырь на территории России
- Житие Амвросия Оптинского
- Новоспасский мужской монастырь (Москва)
- Почему уходят в монастырь сегодня
- Борисоглебский мужской монастырь
- Формы монашеского жительства
Свято-Данилов монастырь
Свято Даниловский монастырь обязан своим появлением основателю Москвы великому князю Даниилу, воздвигшего церковь в честь своего небесного покровителя на правом берегу реки в 1282 году. Эта древняя обитель становится самым первым мужским монастырем Москвы. Перед кончиной сам князь основатель принял здесь постриг, и был похоронен в ее стенах.
Удивительно, что и возрождаться Данилов монастырь начал одним из первых еще при советской власти. В 1982 году Генсек СССР Леонид Брежнев подписал указ о возвращении его Патриархии. Ко дню празднования тысячелетия Крещения Руси реставрационные работы в обители закончены. Он стал средоточием празднования этих событий и началом возрождения духовной жизни страны.
Не так давно в обитель чудесным образом удалось вернуть выкупленные у советской России в 30-е годы американским промышленником исторический набор колоколов, подаренный им университету в Гарварде.
На сегодняшний день Данилов монастырь является центром русского православия не только из-за расположения действующей синодальной резиденции Патриарха, но и по причине активнейшего участия обители в религиозной и общественной жизни современного общества.
Добраться до него можно на метро:
- От станции «Тульская» легко дойти пешком.
- От станции «Павелецкая» придется ехать на трамвае до одноименной монастырю остановки.
Обитель доступна для посещения паломников с 6 часов утра до 9 вечера. Богослужения совершаются каждый будний день с 6 часов утра. В воскресенье и в праздники проводятся две литургии: с 6-45 и с 8-45. Вечернее богослужение всегда начинается в 17 часов.
Богородице-Рождественский монастырь
Обитель своим основанием в 1386 году обязана княгине Марие Серпуховской, в иночестве Марфа. Первыми ее насельницами стали вдовы, матери и сестры павших воинов Куликовского сражения. Сергий Радонежский был первым духовником обители. Здесь подвизалась преподобная София Суздальская, святая новомученица Татиана Бесфамильная.
До революции обитель процветала. Здесь был открыт приют для сирот, приходская школа. Красивейший Рождественский собор был построен в 1505 году, и до сих пор является украшением столицы.
Ближайшие станции метро:
- «Кузнецкий мост»;
- «Цветной бульвар»;
- «Чистые пруды»;
- «Трубная».
Церковные службы проходят в 7 и 17 часов.
Богородице-Рождественский Женский Монастырь
На углу улицы Рождественка и Рождественского бульвара расположен Богородице-Рождественский женский монастырь, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Традиционно считается, что он был основан в 1386 году княгиней Марией Андреевной Серпуховской, которая стала монахиней и умерла в монастыре в 1389 году.
- Место расположения: улица Рождественка 20.
- Станция метро: Цветной Бульвар.
Если вы думаете, поехать в Москву туром или самостоятельно, то советуем вам посмотреть цены на туры. Снизу в форме вы можете выбрать свой город, желаемые даты и нажать на кнопку «Найти». Вам отобразятся все возможные варианты.
Богородице-Рождественский монастырь
Богородице-Рождественский монастырь — одна из старейших женских обителей в столице, основанная в конце XIV столетия.
Старейшим сохранившимся строением монастыря является Собор Рождества Богородицы (1505 г.) — классический образец древнерусской архитектуры. Также сохранились другие храмы обители — Церковь Иоанна Златоуста (XVII век) и Трапезная церковь (1906 год).
Святыни хранящиеся в монастыре:
- Частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца
- Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (датируется около 850 года)
- Частица мощей святой великомученицы Варвары (по приданию избавляет от душевных и телесных недугов)
Новоспасский ставропигиальный монастырь
Новоспасский монастырь был основан еще в конце XV века по распоряжению Ивана III Великого.
Обитель вошла в историю как историческая усыпальница дома Романовых до момента их становления в качестве царской династии. Здесь находятся усыпальницы бояр Захарьиных-Романовых, а также другой знати допетровских времен — Оболенских, Нарышкиных, Трубецких, Шереметевых, Куракиных и т. д.
В архитектурном ансамбле монастыря особенно выделяются Покровский собор в московском стиле и грандиозная барочная колокольня высотой 78 метров, возведенная в XVIII веке. Монастырь действующий, вход на территорию свободный.
Список и адреса действующих мужских и женских монастырей Москвы
Монастыри Москвы, действующие сегодня, — это удивительное явление современной столицы. Там протекает совсем иная жизнь без шума и суеты. Распорядок каждой обители подчинен определенному уставу, и не в любое время туристам можно попасть внутрь и посмотреть.
Монастыри Москвы, действующие сегодня | |
Мужские | Женские |
Свято Даниловский ставропигиальный
улица Даниловский Вал, дом 22 |
Новодевичий Богородице-Смоленский
Новодевичий проезд, дом 1 |
Донской ставропигиальный
Донская площадь, 1-3 |
Зачатьевский ставропигиальный
2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 19 |
Новоспасский ставропигиальный
Крестьянская площадь, дом 10 |
Марфо-Мариинский ставропигиальный
улица Большая Ордынка, дом 34, строение 3 |
Николо-Перервинский
Шоссейная улица, дом 82 |
Покровский ставропигиальный
Таганская улица, дом 58 |
Сретенский ставропигиальный
улица Большая Лубянка, 19, строение 1 |
Богородице-Рождественский ставропигиальный
улица Рождественка, дом 20 |
Высоко-Петровский
улица Петровка, дом 28, строение 2 |
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный
Малый Ивановский переулок, дом 2 |
Андреевский ставропигиальный
Андреевская набережная, дом 2 |
Алексеевский
2-й Красносельский переулок, дом 7 |
Заиконоспасский ставропигиальный
Никольская улица, 7-9 |
Как подготовиться к уходу в монастырь?
Сначала нужно пожить приближенной к монастырской жизнью в миру.
- Читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, помещенное в каждом молитвослове и занимающее около 15 минут. (У монахов оно еще больше).
Посещать богослужения храме каждый субботний вечер и воскресное утро.
Приступать не реже раза в месяц к Таинствам Исповеди и Причастия.
Знать основы Православной веры, больше читать духовных книг и наставлений святых отцов Церкви, Евангелие.
Максимально ограничить просмотр телевизора и развлекательных сайтов в интернете.
Ограничить праздное общение с друзьями и родными, дружеские походы в развлекательные места (в монастыре монахам это не запрещается, однако только через некоторое время после ухода. Так что стоит сначала попробовать отказаться от этого).
Соблюдать строго постные дни и большие посты (Великий, Петров, Успенский, Рождественский).
Попытаться полностью воздерживаться от мяса (по монашескому уставу монахи мяса не едят).
Избавиться от вредных привычек: курения, алкоголя (монахи пьют алкоголь, но только в маленьких количествах и по праздникам).
Попробовать пустить в свою комнату или квартиру постояльца – ведь в кельях монахи обычно живут по несколько человек.
Постараться по минимуму тратить деньги на себя (в монастыре их почти не будет).
Каждый пришедший в обитель и каждый уже принявший постриг монах – не ангел. Каждый боролся и со своими привычками, и с недостатками. Многие победили себя. Ничего страшного, если вам будет очень трудно: вы поймете, действительно ли готовы идти в монастырь. И даже в монастыре вам будет непросто – опять же, монашеский постриг совершается с согласия человека и далеко не сразу, бывает, через несколько лет после прихода в монастырь.
Николо-Перервинский монастырь
Николо-Перервинский является бывшим мужским монастырем, сегодня это Патриаршее подворье. Был основан после победы на Куликовом поле в тихом удаленном от столицы месте. Расцвет обители пришелся на конец XVII века, в связи с использованием ее в качестве летней патриаршей резиденции.
Согласно преданию, от Николо-Перервинской обители идет тайный поземный ход на другой берег реки до Казанской церкви в Коломенском. Он был прорыт для укрытия в стенах монастыря членов царской семьи и защиты от смутьянов или бунтовщиков.
Никольский одноглавый храм возведен в 1700 году на центральном месте обители. Главным ее украшением стал второй по величине после Христа Спасителя собор русско-византийского стиля Иверской Богоматери, построенный в начале XX века архитектором Виноградовым.
Церковную службу можно посетить в любой день недели с 7-30 утром и в 17 вечером, в воскресенье они смещаются утром на 6-30 и 9 часов. Кроме того по воскресным дням дополнительно совершается с 8 часов божественная литургия для детей. Из-за неудобного расположения Николо-Перервинский монастырь не самое посещаемое место в Москве.
Добраться можно:
- На электричке Курской железной дороги станция «Депо», далее пешком.
- От станции метро «Печатники» или «Текстильщики» ходит много автобусов.
- На личном автомобиле.
Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь — самый известный монастырь Москвы, чей архитектурный ансамбль признан достоянием всего человечества и вошел в список Всемирного наследия в качестве шедевра человеческого созидательного гения. Архитектурная композиция обители представляет собой превосходный образчик стиля московского барокко.
Несмотря на статус действующего, Новодевичий монастырь находится в совместном управлении РПЦ и Государственного исторического музея. Также в стенах обители действует Церковный музей. Монастырь можно посетить с экскурсией, в ходе которой посетители могут познакомиться с историей обители и осмотреть ее основные шедевры. Заказать её можно на нашем сайте:
Заиконоспасский монастырь
Заиконоспасский монастырь — действующая обитель, основанная Борисом Годуновым на рубеже XVI и XVII столетий. Монастырь вошел в русскую историю в качестве прародителя отечественной науки и просвещения. Именно в его стенах во второй половине XVII века был открыт первый «вуз» страны — Славяно-греко-латинская академия.
Из архитектурного ансамбля прошлого здесь сохранились собор, братский корпус и часть хозяйственных построек, а также здание Коллегии Славяно-греко-латинской академии. Несмотря на действующий статус обители, часть зданий занята сторонними организациями, поэтому доступ в них ограничен.
Марфо-Мариинская обитель
Основана обитель в 1909 году, ныне прославленной святой мученицей княгиней Елизаветой Романовой, после ужасного убийства ее мужа, Великого князя Сергия. На собственные деньги Елизавета Федоровна приобрела для устроения обители двухэтажную усадьбу, окруженную большим садом. Здесь была открыта больница и домовая церковь в честь праведных евангельских сестер Марии и Марфы.
Марфо-Мариинский монастырь (обитель) в Москве — это целая организация которая помогает людям в беде, имеет свою школу и дом для детей сирот
В обитель принимали только вдов и девиц православного вероисповедания для оказания бесплатной медицинской помощи всем нуждающимся и обездоленным. Но обитель милосердия не была обычным монастырем. По истечении времени сестры могли уйти из нее и создать семью.
Марфо-Мариинская обитель продолжала вести активную работу и при советской власти, после ареста и гибели Великой княгини. Закрыли ее только в 1926 году. Сегодняшняя обитель является действующим женским монастырем, сохраняющим особый уклад своей основательницы, продолжая дела милосердия великой Святой княгини Елизаветы.
Для паломников проводятся ежедневные экскурсии в 11 и в 15 часов. Работает музей. Церковные богослужения совершаются утром в 8 часов, и в 18 часов вечером. От станций метро «Третьяковская» и «Полянка» легко дойти пешком.
Покровский монастырь
Основал изначально мужской монастырь царь Михаил Федорович в память о скончавшемся в день Покрова отце – Патриархе Филарете. Современный архитектурный комплекс окончательно сложился в начале XIX столетия.
В постсоветское время произошло возобновление обители, но уже в качестве женского Покровского монастыря. А в мае 1998 года сюда привезены мощи блаженной Матроны, к которым с тех пор не оскудевает поток паломников со всей страны.
В 2005 году Патриархом Алексием II освящен воссозданный источник, где сегодня любой посетитель может умыться и попить святой воды. Монастырь Москвы действующий открывается для посещения в 7 часов утра, а в воскресные дни на час раньше. Закрываются ворота Покровской обители вечером в 20 часов.
Чтобы попасть в обитель, надо доехать на метро:
- станция «Марксистская», на улицу Таганская, а там любым транспортом до Большой Андроньевской;
- «Крестьянская застава» или «Пролетарская».
Церковные службы совершаются каждый день в 7-30 утра и в 16-45. В воскресенье служится две литургии: в 6-15 ранняя, и в 9 часов поздняя.
Богоявленский мужской монастырь (Москва)
Богоявленский монастырь традиционно считался древнейшим в Москве, на посаде; церковное предание приписывает его основание родоначальнику московского княжеского дома Даниилу. В этом отношении с ним соперничает Данилов монастырь, но тот в 1330 г. был перенесён в Кремль к Спасу на Бору, после чего не существовал до 1560 года и, вообще говоря, находился до XX века за пределами города.
Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом.
Первое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было выстроено на рубеже XIV и XV вв. из белого камня. Собор сильно пострадал в 1451 году во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада. Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новая трапезная), монастырь снова сильно пострадал в 1547 году во время великого московского пожара. А в 1571 году Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.
Адрес:
109012 Богоявленский пер., дом 2, стр. 4, г. Москва..
Новодевичий монастырь
Новодевичий действующий монастырь Москвы – это одна из красивейших женских обителей страны, возникла в 1524 году при Василии III после взятия Смоленска. По преданию, он намеревался заточить сюда свою бездетную супругу Соломию.
Архитектурный монастырский комплекс стиля московского барокко полностью сложился к XVII столетию, и с того времени практически не менялся. Древнейшая обитель поражает своей сохранностью. Она объявлена всемирным общечеловеческим достоянием.
За основательными монастырскими стенами с уникальными башнями находится знаменитое Новодевичье кладбище, где покоятся останки многих великих деятелей искусства и исторических личностей:
- Чехов;
- Гоголь;
- Булгаков;
- Маяковский;
- Шукшин.
С середины XX века это самое престижное место захоронения советской элиты. Рядом с обителью находится пруд и необыкновенно красивый парк с живописными видами на стены и башни монастыря. Легко добраться от станции метро «Спортивная» пешком за 5 минут. Территория обители доступна для посещения с 9 часов утра до 17 вечера. Вход свободный.
Богослужения проходят ежедневно:
- Начало божественной литургии на неделе в 7-40.
- В праздничные дни и воскресенье совершаются два богослужения: в 6-20 и в 8-40.
- Вечерняя служба всегда начинается в 17 часов.
Музейный комплекс работает с 10 до 16-30, кроме вторника и первого понедельника месяца.
Какими бывают православные монастыри?
В православной традиции существует несколько разновидностей монашеских обителей.
Лавра
Фото: Mmatrona.ru
Лавра – это самый значимый и масштабный монастырский комплекс. Само понятие имеет греческие корни, дословно переводится как «многолюдный монастырь» или «улица». Изначально его начали применять к монастырям, начавшим открываться на Ближнем Востоке. В те времена монастыри нередко подвергались набегам, поэтому их обносили защитными стенами в целях обороны. Лавры находились в прямом подчинении у Патриарха или Синода. Руководили ими влиятельные архиереи.
Скит
Фото: Azbyka.ru
Скитами называют небольшие по площади монастыри, основанные на значительном расстоянии от крупных населенных пунктов. Это может быть жилье одинокого монаха-отшельника, а также монастырь, находящейся под непосредственным управлением более крупной и влиятельной обители. Например, в настоящее время скиты в своем подчинении имеют Соловецкая и Валаамская обители. Монахи, проживающие в скитах, следуют более строгим обетам.
Пустынь
Фото: Forum.optina.ru
Пустынь – это монашеский скит, расположенный в незанятой никем местности. В перспективе пустынь может разрастись до полноценного монастыря, но в этом случае она все равно сохранит свое название, чтобы все помнили, с чего все начиналось.
Подворье
Фото: Temples.ru
Подворье — так называют монашескую общину, находящуюся за пределами основного монастыря. Как правило, их располагают в городах, они находятся в непосредственном подчинении у архиерея. Среди основных направлений деятельности подворий обязанности по приему паломников и сбору пожертвований. Если они размещаются на сельхозугодьях, то послушники занимаются выращиванием овощей и фруктов. Известны случаи, когда крупные подворья в перспективе сами превращались в монастыри.
Данилов
Упоминания об этом мужском монастыре встречаются еще в документах, датированных концом XIII века, что делает его старейшим в Москве. Основан он был сыном Александра Невского, а в первое советское время здесь собиралась московская оппозиция митрополиту Сергию. В 30-х годах его храмы постигла незавидная участь изолятора для детей репрессированных лиц, и в том месте, где массово хоронили погибших малышей, сейчас стоит православная часовня. Сегодня при монастыре действует воскресная школа, курсы катехизиса для взрослых, часто проводятся экскурсионные службы и работают различные мастерские.
Покровский монастырь
Покровский монастырь — старинная обитель, открытая в середине XVII века. Первоначально был мужским, после возрождения 1994 году получил статус женского монастыря.
Архитектурный облик обители определяют стены и Храм Воскресения Словущего, возведенные в XVII веке. Главной святыней обители считаются мощи святой Матроны Московской. Ежедневно сюда приходит множество страждущих, чтобы поклониться святой Матроне и попросить ее о заступничестве.
Это очередь к иконе Матроне Московской. По преданию она исцеляет женщин и дарует детей тем кто давно их ждёт
По будням в монастыре проводятся экскурсии для паломнических групп продолжительностью в 30 минут. Запись на экскурсии проводятся в виде прошения на имя настоятельницы обители.
Старейший монастырь на территории России
Фото: Monasterium.ru
Если обратиться к летописям, то выяснится, что старейшим монастырем на территории России является Спасо-Преображенский в Муроме. Его основал князь Глеб, сын Владимира, крестившего Русь. Это произошло в конце X века.
Первое официальное упоминание о монастыре относится к 1096 году, когда на его территории похоронили князя Изяслава, сына Владимира Мономаха, погибшего в проходившем неподалеку сражении против Олега Святославича.
На эпоху Московского царства приходится настоящий расцвет Спасо-Преображенского монастыря. Царем Иваном IV монастырю были жалованы земли, издано распоряжение о строительстве главного собора. В XVII столетии послушники монастыря сопротивлялись реформам патриарха Никона, однако настоятеля Антония, который был одним из главных противников нововведений, в результате сместили и сослали на покаяние в отдаленную обитель.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт. Поначалу он действовал как приходская церковь, а затем на его территории на несколько десятилетий поместили воинскую часть. Спасо-Преображенский монастырь восстановил свою деятельность в середине 1990-х годов.
Житие Амвросия Оптинского
Будущий преподобный родился в 1812 г. Отец будущего святого вскоре умер, и Александра вместе с семью другими братьями и сестрами воспитывал дед. С детства Александр имел склонность к монашеской жизни, молитве и подвигам, однако не сразу решился на монастырское послушание, решив поначалу стать обычным батюшкой. В 12 лет будущий святой поступил в Тамбовское духовное училище, затем в семинарию. Известно, что в последнем классе семинарии – как раз когда нужно было определяться с женитьбой и служением в качестве священника на приходе или постригом и служением в монастыре – Александр сильно заболел. В угрожающем жизни состоянии он много молился и дал обет Богу принять монашеский постриг.
Однако будущий святой не сразу исполнил обет. Закончив семинарию, он устроился учителем в семью местного помещика, затем преподавал в Липецком духовном училище. Он рассказывал, что долго откладывал послушание, несмотря на укоры совести – ведь любой святой такой же человек, как каждый из нас; он не Ангел и делает ошибки, грешит, кается. Главным отличием святого человека от грешника является то, что он всю жизнь соизмеряет с Божиим заповедями, делает целью ее Богоугождение, готов ради этого на подвиги, то есть ухудшение своих жизненных условий, отказ от комфорта. Известно, что во время учебы и работы у помещика Александр был «душой компании», хорошо пел и даже танцевал (что удивительно для семинариста), много вращался в светском обществе и знал настроения интеллигенции.
Так святой Амвросий не сразу просветился благодатью Божией, но возрастал в святости и не смог сразу отказаться от мирских удовольствий. Возможно, он даже надеялся жениться. Главным поворотным моментом в судьбе преподобного стало паломничество в Троице-Сергиеву лавру, где он почти случайно встретил духоносного старца-подвижника. Исповедуясь, он рассказал о себе, и подвижник благословил его отправиться в недавно открытую Свято-Введенскую Оптину пустынь. Теперь молодой человек решительно порвал связи с миром и уехал в обитель, даже не испросив разрешения начальства училища, где он работал, и поступив сразу на послушание в монастырь. Так начался трудный, скорбный, но светлый в утешении Божием путь преподобного Амвросия – старца-утешителя всей России.
Читать молитву Амвросию Оптинскому о верном решении при уходе в монастырь и перед монашеским постригом можно на русском языке онлайн:
О великий старец и угодник Божий, преподобный отец наш Амвросий, похвала Оптиной пустыни и всей Руси учитель благочестия! Прославляем твою смиренную жизнь во Христе и чудеса, которым Сам Бог превознес имя твое над другими людьми еще при земной жизни твоей. Особенно же увенчал Он тебя небесной честью после отшествия твоего с бренной земли в чертоги небесные славы вечной. Прими сейчас молитвы наши, недостойных детей твоих (имена) и рабов Божиих, почитающих тебя и зовущих имя твое святое, избавь нас твоим ходатайством перед престолом Божиим от всех скорбей и жизненных трудностей, душевных и физических болезней, нападений злых духов и неправедных людей, растлевающих и обманчивых искушений. Посылай Отечеству нашему и Родине от подающего благодать Бога мир, тишину и дни спокойные, будь неизменно покровителем святой обители твоей, где ты сам подвиги молитвенные совершал и угодил всеми в Троице прославляемому Богу нашему, Которому подобает слава, честь и торжество, Отцу, Сыну, Духу Святому вечно. Аминь.
Молитвами всех святых да хранит вас Господь!
Новоспасский мужской монастырь (Москва)
Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний возник около 1330 года при великом князе Иване Калите.
Первый каменный собор Спаса Преображения построен был в 1494 году. Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти рода Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон.
Монастырь был закрыт в 1918 году и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Памятники монастыря, имеющие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря.
Возрождение монашеской жизни началось в апреле 1991 года. В июле того же года создан мужской хор Новоспасского монастыря.
Адрес:
115172, Москва, Крестьянская пл., 10
Телефон:
(495) 676-95-70
Почему уходят в монастырь сегодня
рекомендуем к прочтению
- Молитвы Матроне Московской разные
- Молитвы перед Причастием и Исповедью
- Икона Оптинских старцев
- Ченстоховская икона Божией Матери
«Уйти в монастырь» – интересное устоявшееся выражение, фразеологизм. Если поразмыслить, можно прийти в монастырь, а можно уйти в монастырь от чего-то. Святые отцы, духовные наставники всех времен предостерегали: уходить в монастырь нужно только если чувствуешь, что не можешь жить без Бога.
Если у вас жизненные неурядицы, несчастная любовь, негде жить, не получается найти работу – уходить в монастырь от проблем нельзя! Увы, зачастую и сегодня идут в монастырь за легкой жизнью без проблем. Однако в монастыре таким людям рано или поздно приходится еще труднее, чем в миру (вне монастыря).
К счастью, в монастыре можно некоторе время просто пожить – вы не будете платить за проживание и еду, но будете выполнять любую порученную работу – это называется трудничество. Оно не накладывает никаких обязательств, вернуться из монастыря вы можете в любой момент, однако находясь в монастыре, вы будете жить по уставу обители и сможете ощутить на себе монашескую жизнь хотя бы отчасти.
Нужно понимать, что монастырь – это, в первую очередь, отречение от своей воли. Вы не будете постоянно и сколько захотите молиться – вы будете духовно совершенствоваться под руководством духовного отца, выполняя и физический труд, и духовную работу.
Борисоглебский мужской монастырь
Основан преподобным Ефремом около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имен князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.
Борисоглебский мужской монастырь. (wikimedia.org)
Трижды монастырь горел в междоусобных войнах. В 1237 году подвергся нападению ордынцев. От Литвы и поляков обитель страдала дважды: в 1258-м, когда литовцы захватили Торжок, разорили монастырь и разогнали братию, и в 1609-м, когда поляки сожгли деревянную церковь Введения Пресвятой Богородицы.
Расцвет обители приходится на вторую половину 18 века: на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Ее строительство вел архитектор Яков Ананьин.
Борисоглебский мужской монастырь. (wikimedia.org)
В 1925 году монастырь был распущен. На его территории сначала находилась тюрьма строгого режима, затем лечебно-трудовой профилакторий и позднее Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и церковью.
Формы монашеского жительства
С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.
Отшельничество
Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.
Скитское житие
Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.
Общежитие
Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.