Молитвенное правило монаха

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Блаженны
нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны
плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны
кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны
алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся.

Блаженны
милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны
чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны
изгнанные за правду, ибо их есть Царство
Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Публикации:

Игумения София (Силина)

«Никто не остается без «мзды своея»»

/Интервью

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

«Чтобы русское монашество было молитвенно крепким и духовно здоровым…»

/Интервью

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

«Все монастыри – Христовы»

/Интервью

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

«…Эти встречи нужны нам как воздух»

/Интервью

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

«В монашеской среде есть взаимопонимание и единомыслие…»

/Интервью

Обращение у духовенству

Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс, сложите руки крестом: правую на левую, преклоните голову и попросите благословить Вас. Получив благословление, поцелуйте руку священника, благославляющую Вас, как невидимую руку Христа.

Если Вы не знаете имя священника, то скажите просто «батюшка». Если имя священника Вам известно, то можно назвать его, например, «отец Андрей». Не принято распространившееся сейчас обращение «святой отец». При обращении к священнику в более официальной ситуации или в письме употребляются следующие выражения: «Ваше Высокопреподобие» (для протоиереев) и «Ваше Преподобие» (для иереев). Фамилии в церкви не употребляются. Если Вам прийдется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить «Владыко».

Доклады:

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор

О формировании «богослужебного сознания» монашествующих

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Игумен Петр (Мажетов)

О воспитании литургической культуры, или возрастание познания Литургии как Таинства Царства

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

О внутреннем приготовлении к богослужению

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав

Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях на примере обителей Тихвинской епархии

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Епископ Петергофский Силуан

Богослужения суточного круга как основной «средообразующий» фактор монастырской жизни

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий

О значении богослужения и келейного правила в жизни каждого монаха и всего братства общежительного монастыря

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор

О формировании «богослужебного сознания» монашествующих

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Игумен Петр (Мажетов)

О воспитании литургической культуры, или возрастание познания Литургии как Таинства Царства

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

О внутреннем приготовлении к богослужению

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав

Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях на примере обителей Тихвинской епархии

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Епископ Петергофский Силуан

Богослужения суточного круга как основной «средообразующий» фактор монастырской жизни

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий

О значении богослужения и келейного правила в жизни каждого монаха и всего братства общежительного монастыря

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

ЗАПОВЕДИ ДЕСЯТОСЛОВИЯ

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоей и всеми силами твоими. И да будут слова эти в сердце твоем, и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая:

Я
Господь, Бог твой, да не будет у тебя
других богов.

Не
сотвори себе кумиров. Не поклоняйся им
и не служи им.

Не
произноси имени Господа, Бога твоего,
напрасно.

Помни
день субботний, чтобы святить его.

Почитай
отца своего и мать.

Не
убивай.

Не
прелюбодействуй.

Не
кради.

Не
произноси ложного свидетельства на
ближнего твоего.

Не
желай владеть домом ближнего твоего и
ничем, что есть у него.

В чём мы можем просить совета монахов

Очень хорошая традиция — иметь духовника в монастыре. Когда человек или вся его семья обращается за духовным советом опытного наставника — это прекрасно. Такой священник может служить не только в монастыре: в мирских храмах тоже встречаются замечательные духовники.

Есть одно «но». У монашествующих не следует испрашивать совета в некоторых вопросах семейной жизни: об отношениях между мужем и женой, нюансах воспитания детей. Ведь они монахи и им всегда была или стала теперь абсолютно чуждой семейная жизнь. Далеко не во всех случаях было бы правильным обращаться с семейными вопросами к монахам.

Сегодня очень часто христиане спрашивают духовника абсолютно о каждом моменте своей жизни. Это тоже неправильно. Священник не должен за нас жить нашу жизнь. К нему мы обращаемся за духовным советом, с вопросами, в которых действительно не можем сами разобраться.

Полезно для мирян обращаться и к духовной литературе, написанной монахами. Мирянин в ней тоже может почерпнуть для себя полезное

Читая «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника и другие книги, важно помнить, что каждая из них писалась в определённую эпоху, когда, возможно, христиане жили совсем по другим правилам, а в обществе царили другие обычаи. Многие книги были написаны в XII, XV, XVIII веке

Сегодня на дворе XXI век. Не всё, что было применимо в то время, можно применить сейчас. Жизнь меняется.

Приведу такой пример. В правилах Древней Церкви есть постановление христианам не вкушать пищу в месте, где кроме них находятся иноверцы. Представьте себе ситуацию: заходит православный христианин поесть в кафе и, окинув взглядом находящихся там людей, спрашивает: «А все ли вы здесь, братья, православные?» Как это будет выглядеть? Абсурдно. Мы сегодня не следуем этому правилу, за нарушение которого, к слову, Древняя Церковь предписывала довольно серьёзное наказание.

Следовать всему, написанному в древней духовной литературе, невозможно, тем более если она создавалась монахами, но это не отменяет её духовную пользу во многих вопросах. Каждый может почерпнуть в ней что-то полезное — о борьбе со страстями и о том, как обрести подлинную христианскую радость.

Ежедневные короткие молитвы для православного христианина

Короткие молитвы православному христианину нужно использовать каждый день. С них следует начинать день и заканчивать его.

Краткие утренние молитвы

Проснувшись, каждое утро, нужно обратиться своим внутренним взором к Господу Богу, и представить себя стоящим пред ним.

После этого нужно произнести короткую молитву, которая считается начальной:


«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь».

Эта короткая молитва имеет глубокий смысл. Произнося «во имя», верующий восхваляет Господа.

Вся фраза является ничем иным, как обращением Бога к Апостолам, когда он говорил им:


«Идите и приобщите к вере все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого духа».

Слово «аминь» означает конец молитвенного обращения, но кроме этого оно используется для усиления сказанного. Начиная день с такой короткой молитвы, верующий сообщает Господу, что он проживет его по законам Божьим.

Через некоторое время произносится другая короткая молитва, которая звучит следующим образом:


«Боже, милостивый будь милостив ко мне грешному».

Этой молитвой, которую по преданию произнес мытарь, раскаявшийся в своих грехах, верующий человек просит заведомо прощения в своих ведомых и неведомых грехах, которые он может совершить в грядущий день.

О милости Божьей верующий человек должен попросить Господа, проговорив следующую короткую молитву:


«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери и всех Святых, помилуй нас. Аминь».

И наконец, короткая молитва, в которой прославляется Господь. Звучит она следующим образом:


«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Это основной набор обязательных кратких утренних молитв. Но после них можно использовать и другие короткие обращения к Богу, если возникает желание и для этого имеется время.

Краткие вечерние молитвы

В вечерний час нужно больше времени уделить молитвам. Перед сном верующий человек также должен прочитать все те короткие молитвы, которые приведены выше. А уже после них читается другая часть, состоящая из кратких молитв.

Вначале трижды читается молитва «Трисвятое», которая звучит следующим образом:


«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Эту молитву произносят Ангелы на небесах, окружая трон Бога.

Далее проговаривается короткое прославление Господа Всевышнего:


«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Далее следует молитва просительная, к которой верующий обращается к Святой Троице в общем и к каждому действующему лицу в отдельности: Бога Отца он просит об отпущении грехов, к Богу Сыну обращается с просьбой простить беззакония, а Бога Святого Духа просит об исцелении от немощи.

Текст короткой молитвы звучит следующим образом:


«Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи, очисти нас от грехов наших. Владыка, прости беззакония наши. Святой, посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего».

После этого произносится три раза древнейшая и общая у всех христиан короткая молитва:


«Господи помилуй».

Ее нужно проговаривать и в течение дня каждый раз, когда вспоминаются собственные грехи. Для того, чтобы получить благословения Господа ее нужно произносить 20 раз, а для освящении всей жизни верующий должен проговорить ее в храме 40 раз.

По следованной Псалтыри

По Следованной Псалтири перед началом правила читаются семь кратких молитв:

  • Боже, милостив буди мне, грешному.
  • Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
  • Создавый мя господи, помилуй.
  • Без числа согреших, Господи, прости мя.
  • Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго.
  • Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя.
  • Святый (апостоле, мучениче, преподобный отче «имя») моли Бога о мне .

Далее: повечерие, каноны (Каноны и акафисты, входящие в правило, в монастырях читаются на повечерии, а кафизмы, поклоны и молитвы исполняются в келье), четыре кафизмы с тропарями и молитвами, пророческие песни, 300 поклонов, 600 Молитв Иисусовых и 100 Богородице. Монахам новоначальным и слабым дозволялось читать по три кафизмы, затем совершать 100 поклонов, 300 Молитв Иисусовых и 100 Богородице. В некоторых древних монастырях это правило исполнялось полностью, кроме чтения девяти пророческих песней по Псалтири.

Также в Псалтири указано, что есть практика чтения во время правила Чина 12 псалмов.

Перед входом в храм

Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты.

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человечества

Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом

Нужно заметить, что все православные храмы, по древней традиции ориентированы на восток – вход напротив алтаря с запада. Встречаются и отклонения, но они обусловлены необходимостью вписаться в городскую застройку или другими причинами. Есть храмы расположенные с юга на север, но это исключение из общих русских православных правил.

Правила написания и прочтения святых слов

Как уже было сказано выше, существует множество трудов православной литературы. Многие из текстов, представленных в священно писаниях, гораздо длиннее, чем самая большая молитва, представленная в нашей статье. С целью экономии места, некоторые наиболее известные христианские формулы принято заменять сокращениями.

Более опытные прихожане могут быстро распознать, что именно перед ними написано. Для новичков приведем ниже некоторые наиболее часто встречаемые сокращения с их расшифровкой.

В завершении можно сказать, что православные утренние и вечерние молебны являются одними из самых простых и действенных способов связаться с Создателем, попросить о помощи и поддержке Святых и приобщить себя к вере и церкви.

Примечания

  • Почти во всех монастырях сотницы совершались отдельно от канонов повечерия, и если совершались в храме, то через некоторое время после повечерия или после вечерней трапезы.
  • Там, где каноны не совершались на повечерии или кто не мог быть на повечерии, то каноны совершали в келлии.
  • Начало келейного правила лучше совершать по Псалтири.
  • Оканчивать сотницы желательно как показано выше, по уставам Саровскому и Юрьевскому: “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее, что делалось во многих обителях.
  • В Рижском уставе “Молитвами святых отец наших” поставлено после “Отче наш”. Это предначинательная молитва монахинь, вместо священнического возгласа: “Благословен Бог наш”.

Распечатать

Когда появилось «келейное правило»

Евангелие донесло до нас лишь одну молитву, заповеданную Христом — «Отче наш». Но в ней мы произносим слова не от себя, а от собрания верующих. Книга «Деяния апостолов» повествует, что по Вознесении Христа и после Пятидесятницы апостолы пребывали в постоянном общении и совместных молитвах.

Вообще, для христиан первых веков ежедневная молитва была преимущественно общим делом и совершалась «в собраниях», а затем – в храмах. Личная молитва лишь дополняла общую и была лишена какой-либо регламентации. Появление частного правила связано с распространением монашества, начавшемся с IV века.

Основными принципами жизни в скитах были уединение, небольшое количество иноков, духовное наставничество и общее богослужение, совершавшееся раз в неделю и по праздникам. В дни, когда богослужение не совершалось, монахам надлежало молиться келейно, для чего созданы были особые молитвенные правила, довольно большие. Обычно это были в сокращённом виде те же тексты, что прочитывались в храме, но с дополнением небольших молитв.

На Руси первое подобное келейное правило для монастырей создал в XII веке епископ Кирилл Туровский. Он написал цикл неделю из 21 молитвы, рассчитанный на каждодневное чтение. С течением времени такое правило преобразовалось в домашнее правило для мирян. Те тексты, которые составляют современный молитвослов, являлись лишь частью бывшего некогда правила, а нынешнее сформировалось и утвердилось Русской Православной Церковью примерно 200 лет назад.

Внутри храма

Входя на паперть, мы еще раз осеняем себя крестным знамением, потому что здесь уже есть святые иконы. Не обязательно каждую святую икону целовать, но нужно ощущать себя как в святом месте. Необходимо оставить все разговоры. Миновав паперть, мы входим в храм. Сделав несколько шагов, чтобы не мешать тем, кто входит за Вами, мы лицом к алтарю совершаем три поясных поклона с крестным знамением. Если Вы пришли в храм, когда богослужение уже началось, разговаривать не следует до его окончания. Вы можете поставить свечи к иконам и приложиться к святыням. Прикладываться нужно следующим образом: дважды совершить крестное знамение с поклонами, благочестиво поцеловать икону, и снова перекрестившись поклониться святыне. Во время богослужения переходить с места на место не следует.

Никогда не уходите раньше, чем кончится богослужение.

Поведение в келье

Придя в свою келью, монашествующий может немного передохнуть, после чего встает на правило. У насельников есть свое келейное монашеское правило, обязательное к ежедневному выполнению. У всех оно разное, в зависимости от благословения игумена: кому-то дают больше, иным — меньше. Самое короткое включает в себя:

  • утренние молитвы;
  • главу из Евангелия;
  • кафизму из Псалтыри;
  • деяния и послания апостолов;
  • пятисотницу;
  • вечерние молитвы;
  • акафисты и молитвенное правило по благословению духовника или игумена обители.

У монахов не принято разговаривать с соседом по келье. Да-да, они проживают по двое, а комната разграничена перегородкой. Но это не значит, что даже двух слов сказать нельзя, поздороваться, пожелать спокойной ночи или доброго утра не запрещено. Главное — чтобы не было праздных разговоров, когда монашествующие забывают о своем правиле, слишком увлекаясь ими.

Келейное правило

По словам святых отцов, у каждого монаха есть жизненно важная потребность — предстоять в своей келье одному пред Лицом Единого Бога. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «существенное делание монаха — молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом».

Поэтому каждому монашествующему назначается личное келейное правило, включающее в себя определенное количество молитв Иисусовых и поклонов, а также другие молитвословия.

Келейное правило определяется сообразно с духовным устроением брата, телесными силами и исполняемыми послушаниями. На исполнение келейного правила необходимо выделять определенное время в течение дня, согласно уставу обители.

Правило, исполняемое ежедневно в одно и то же время, «обращается в навык, в необходимую естественную потребность»

и закладывает прочный фундамент, на котором строится духовная жизнь монашествующего. Благодаря постоянному правилу монах приобретает мирный дух, память о Боге, духовную ревность и внутреннее радование.

Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой. Время уединения посвящается совершению молитвенного правила, чтению Священного Писания, прежде всего Евангелия, Апостола, Псалтири, святоотеческих толкований и аскетических творений.

При совершении келейного правила насельнику необходимо придавать значение не только количеству прочитанных молитвословий, но и их совершению с сокрушенным и смиренным сердцем, неспешностью и внимательностью.

Игумен должен тщательно заботиться о гармоничном сочетании телесных трудов и келейных молитвенных занятий братьев, придавая особое значение внутреннему молитвенному деланию каждого брата, его усердию и постоянству в совершении молитвы.

Пятисотница

Мы не можем привести текст монашеского правила, ибо оно у каждого свое, как отмечалось выше. Но текст пятисотницы читатели увидят, отметим что он дан для общего развития и ознакомления, а не для прохождения на собственном опыте.

  • Первая сотня — молитва Иисусова. Читается она следующим образом: первые десять молитв с земными поклонами после каждой, 20 последующих — с поясными, а оставшиеся 70 читаются с умносердечными поклонами.
  • Вторая и третья сотня такие же, как и первая.
  • Четвертая сотня посвящена Пресвятой Богородице. Читают по образу и подобию первой сотни, с такими же поклонами.
  • Пятую сотню разделяют на две часть. Одна из них в размере 50-ти молитв посвящена ангелу-хранителю, вторая половина — всем святым.
  • Заканчивается чтение пятисотницы молитвой «Достойно есть».

Монашеское правило пятисотницы приводим ниже.

Ежедневное правило для мирян

Все благочестивые христиане ежедневно вычитывает молитвы. Правило установлено церковью, и по мере сил его следует соблюдать. Это необходимо для того, чтобы мы не проводили свои дни и жизнь без Бога, духовно возрастали и укреплялись в вере.

У кого-то правило содержит больше молитв, у других – меньше. Ежедневный объем зависит от усердия и желания, а также сил и занятости христианина. Но есть ряд молитв, рекомендуемый церковью к ежедневному прочтению для всех:

  • утренние;
  • вечерние;
  • глава из Евангелия;
  • две главы из Апостолов;
  • псалтырь (одна кафизма).

Ежедневные молитвы можно прочесть в православных молитвословах. Существуют сокращенные варианты этих текстов. Они предназначены для тех христианин, которые не имеют возможности выполнить молитвенное правило полностью. Сборники сокращенных молитв берут с собой в дорогу или в больницу, их используют мамы с маленькими детьми или загруженные работой люди. Преподобный Серафим Саровский, зная о занятости людей, предложил свое краткое правило, его можно найти в святоотеческой литературе.

Некоторым христианам трудно день за днем, из года в год читать одно и то же молитвенное правило. Хочется разнообразить его новыми текстами. Многие святые отцы советовали творчески относится к молитве. То, правило, которое мы имеем сегодня, было сочинено в средневековье монахами, подвижниками. Туда вошли молитвы из разных сборников, например, из полунощницы, из утрени и вечерни. Современным христианам их состав можно немного изменять или дополнять, но, конечно, делать это, советуясь с духовным отцом.

Иногда появляется желание кроме обязательных молитв читать акафисты, каноны и другие тексты, что, по сути, похвально

Но к этому нужно отнестись очень осторожно. Бывает, что бесы подбрасывают такое «благое» намерение с целью низвергнуть подвижника

Чересчур усердный христианин начинает изнемогать под тяжестью взятого на себя непосильного молитвенного правила и вскоре бросается в другую крайность, — полностью отказывается от всякого духовного делания. Поэтому любое благое начинание нужно согласовывать с опытным духовником.

Новости:

25 июля 2019

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» подвели итоги работы

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 июля 2019

В Санкт-Петербурге завершился первый день работы круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 июля 2019

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре

/Новости епархиальных монастырей

03 июля 2018

Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» подвели итоги работы

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

02 июля 2018

В Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга завершился первый день работы круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

11 декабря 2017

В Сретенском монастыре состоялось собрание епархиальных ответственных за монастыри

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

25 июля 2019

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» подвели итоги работы

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 июля 2019

В Санкт-Петербурге завершился первый день работы круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 июля 2019

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре

/Новости епархиальных монастырей

03 июля 2018

Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» подвели итоги работы

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

02 июля 2018

В Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга завершился первый день работы круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

11 декабря 2017

В Сретенском монастыре состоялось собрание епархиальных ответственных за монастыри

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

О книжном и настоящем монашестве

Везде есть правила, обязательные к соблюдению. Но если в миру эти правила нарушаются или корректируются, то в монастыре такого нет. Здесь происходит полное отсечение своей воли, предание в подчинение игумену или игуменье, в зависимости от вида монастыря.

Одного старца спросили: каким должен быть настоящий монах? Он снял с себя мантию, бросил на пол, истоптал и только после этого ответил: пока человек не будет истоптан, как эта мантия, и не смирится с этим, он не станет настоящим монахом.

Бывает, что человек решает уйти в монастырь, начитавшись книг о подвижничестве и жизни в обители, среди братьев или сестер. Спешим разуверить, современное монашество не такое, как оно описывается в старых книгах. Еще в 90-ые годы оно было совсем иным. А сегодня не каждый священник благословит уходить в монастырь.

Кроме того, что придется соблюдать правила монашеской жизни, посещая богослужения и неся послушания, это еще и огромная работа над собой. Просто не каждому по силам нести подобный крест, и многие ломаются, сбросив его на полпути.

Последствия необдуманного ухода в монастырь

Главное правило монашеской жизни — отречение от самого себя, стремление к Богу. Монах не должен искать развлечений, для него нет ничего слаще молитвы. Закончив послушание, он стремится в келью, чтобы отдаться ей полностью.

Готов ли человек, горящий желанием уйти в монастырь, отвергнуть собственную волю? Полюбить одиночество, молитву и смирение? Если нет, то в монастыре он долго не выдержит. Дело в том, что там обостряются все черты характера: как положительные, так и отрицательные. Последние надо убирать, приходится ломать себя, а тут еще и прессинг идет со стороны старших по чину. Иной просто не выдерживает такой жизни, сбегая из обители при первой возможности.

И великое счастье человеку, если он понял, что не в силах понести крест монашества еще до принятия пострига. Хотя бытует мнение, что надев послушническое облачение, можно вернуться в мир. Якобы ничего страшного в этом нет, послушник еще не дает обетов Богу. Это можно сравнить с облачением невесты: представьте, что близится время свадьбы, невеста уже наряжается к торжеству. Она надевает нижнюю сорочку под платье, и в какой-то момент понимает, что замуж-то и не хочется. Тогда девушка снимает ее, откладывает и говорит жениху, что передумала выходить за него замуж. Так же и здесь: одежды послушника можно сравнить с нижним платьем. И как это будет выглядеть, если он снимет их?

Что касается ухода из монастыря после иноческого или монашеского пострига, то здесь отдельный разговор. Это не проходит бесследно для таких людей, отражается на них самих и их детях, если они дерзнут стать родителями. В книге «Несвятые святые» приведено замечательное четверостишие академика Лосева. Он не давал Богу обетов, и не в чем не виноват перед Ним. Но академик был сыном монаха, и вот как он подвел итоги своей жизни:

«Я сын монаха — плод греха.

Я нарушение обета.

И Богом проклят я за это,

К чему ни прикоснусь — труха».

Поэтому не стоит принимать опрометчивые решения и уходить в монастырь, начитавшись книг о духовных подвигах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector