Заиконоспасский монастырь — от школы подьячих до академии

Обращение духовного собора Заиконоспасского монастыря

Духовный собор Заиконоспасского монастыря обращается ко всем прихожанам обители.

В настоящее время в мире распространяется угроза новой коронавирусной инфекции. Ради пастырской заботы, а также в ответ на запрос санитарных властей в монастырях и приходских храмах града Москвы усилены санитарно-гигиенические меры, в соответствии с инструкцией утвержденной Священным Синодом Русской Православной Церкви.

Призываем всех не смущаться! Просим следовать указаниям священнослужителей и сотрудников монастыря. Мы видим, как во многих странах храмы закрыты, богослужения прекращены или совершаются без прихожан. Воздадим благодарение Богу, что мы не лишены великого блага приступать к Святым Христовым Тайнам.

Следует отметить, что формы причащения в истории Православной Церкви изменялись, тогда как в традициях Поместных Церквей они до сих пор различаются, что не затрагивало и не затрагивает главного – теснейшего соединения со Христом Спасителем в Таинстве Евхаристии.

Призываем вас проявлять послушание и доверие Священноначалию. Принимаемые меры основаны на канонических правилах и историческом опыте Церкви.

Призываем не бояться угрозы инфекции, подобно тем, кто, по слову святого пророка Давида: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс.13, 5). Вместе с тем не стоит проявлять беспечность и самоуверенность.

Слушатели Высших Знаменских Богословских Курсов совершили паломничество по местам преподобного Тихона Калужского

19 июля слушатели курсов совершили паломническую, просветительскую поездку в Калужскую область, по местам преподобного Тихона Калужского.

Маршрут заранее был спланирован. Выехали из г. Москвы рано утром. Паломничество предварила воскресная Литургия в храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова в деревне Ярлыково Калужской области. Этот храм является духовно окормляемым храмом Заиконоспасского монастыря -уже почти год как здесь были возобновлены богослужения, в которых ежемесячно принимает участие и братия нашей обители. Интересна версия происхождения названия деревни. Некоторые исследователи считают, что именно это место во время татаро-монгольского ига было одним из тех где русский князья получали ярлыки на правление.

По окончании Литургии группа паломников направилась в Калужскую Свято-Тихонову Пустынь – древний монастырь, основанный в ХV в., где все сразу были погружены в атмосферу умиротворения, святости и причастности к родной истории. Ведь именно здесь проходили важнейшие события в истории нашей страны. В 1480 г. неподалеку от места где теперь монастырь располагалась ставка Ивана III, откуда он руководил военными действиями, получившими название «Стояние на реке Угре» и приведшими к освобождению от татаро-монгольского ига. Очень красочно и ярко, со своими стихами об этом нам рассказал экскурсовод обители Сергей. В ходе экскурсии мы стали буквально свидетелями тех событий, которые положили конец 257-летнему игу Татарскому. Сергей отметил, что вся русская история полна свидетельствами о том, что многие векторные события отмаливались обращениями к небу таких светлых и сильных людей как преп. Тихон Калужский, мощам которого мы поклонились в обители.

Тихонова Пустынь — монастырь, который можно уподобить мифической птице феникс; на протяжении всей своей истории он неоднократно возрождался из пепла. Его жгли татары и литовцы, секуляризировала Екатерина, разрушили немцы и Советская власть. 5 раз за 5 веков он возрождался почти из небытия!

Обитель имеет несколько скитов, один из которых примечателен расположенным на его территории святым источником с необыкновенно чистой и вкусной водой, а в другом помимо храмов и церковных построек находится Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре» — первый в России музейный комплекс, посвященный военной компании 1480 года. Он создан по инициативе и трудами монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь. В этом уникальном музее рассказывается о победе русской армии под командованием великого князя Иоанна III над войсками ордынского хана Ахмата, о конце татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 243 года, о рождении в XV веке Московской Руси. Диорама выполнена в формате 3D студией военных художников им. М.Б. Грекова. На холсте длиною 23,6 и высотой 6,7 метра, заслуженный художник России П. В. Рыженко изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря. При просмотре диорамы слышаться выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов, ощущается запах осенней листвы. В отдельном зале представлены археологические находки, образцы воинского вооружения той эпохи и многое другое.

Возвращались в Москву уже довольно поздно вечером, но несмотря на это от поездки остались теплые воспоминание и ощущение сопричастности Русской истории. Паломничество прошло легко и радостно. Мы вернулись наполненными духовной силой и благодатью земли Калужской.

Архимандрит Петр (Афанасьев)

20.11.1938 – 11.04.2016

Игумен, наместник и духовник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

Архимандрит Петр, в миру Александр Николаевич Афанасьев, духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова), архимандрита Наума (Байбородина).

Родился 20 ноября 1938 года в селе Реп-Плата Курской области в семье Николая Ивановича и Евдокии Григорьевны (позднее монахини Евпраксии) Афанасьевых. В младенчестве принял Святое Крещение в местном соборе Архангела Михаила.

С 1963 по 1965 годы служил в ракетных войсках. В 1965 году окончил Московскую государственную консерваторию по классу контрабаса, а в 1975-м – по классу дирижирования.

С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977 год), гастролировал по России и за границей, около двадцати лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. В 1975 году им создана при Московской областной филармонии «Московская инструментальная капелла».

В 1997 году он основал мужской камерный хор «Благозвонница».

16 февраля 1989 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил хиротонию Александра Николаевича Афанасьева в сан диакона, 10 декабря 1991 года – в пресвитера. В 1994 году иерей Александр окончил Московскую Духовную семинарию. В 2000 году на Вербное воскресение по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принял монашеский постриг от наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) с наречением имени Петр в честь святителя Петра Московского.

С 1994 года основатель, духовный отец приходской общины Спасского собора бывшего Заиконоспасского монастыря. С 1998 года настоятель Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей. В 2006 году возведен в сан игумена. В 2010 году решением Священного Синода назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского монастыря. В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил отцу Петру игуменский жезл и удостоил его права ношения креста с украшениями. В 2013 году возведен в сан архимандрита.

В 1999 году батюшка стал основателем женской монашеской общины в селе Шостье Касимовского района Рязанской области, был настоятелем и духовником Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье, преобразованного решением Священного Синода в 2015 году в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь.

С 2005 года отец Петр – настоятель Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александра Невского в селе Акатово Клинского района Московской области, основатель и духовный отец акатовской женской монашеской общины. С 2013 года духовник Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря.

С 2006 года он настоятель храма Трех святителей в селе Волынщино Рузского района Московской области, о котором имел попечение с 1997 года.

По благословению архимандрита Петра при Заиконоспасской обители были основаны Высшие Знаменские богословские курсы и воскресная школа, Славяно-корейская община, Спасский православный молодежный центр, Миссионерский центр «Божья Нива»; открыты Служба помощи семье и детям при монастыре в Шостье, Православная женская Александровская гимназия при монастыре в Акатове; проводились конференции и издавались книги.

11 апреля 2016 года в 7 часов утра архимандрит Петр (Афанасьев) преставился ко Господу после принятия Святых Христовых Таин. 13 апреля отпевание почившего совершил в Заиконоспасском монастыре наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) в сослужении многочисленного духовенства.

Архимандрит Петр (Афанасьев) погребен в храме Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в селе Акатово, в приделе во имя св. вмч. Пантелеимона.

Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Петра и сотвори ему вечную память!

Заиконоспасский монастырь посетила группа ученых из Южной Кореи

27 марта сего года Заиконоспасский мужской монастырь посетила группа ученых из Южной Кореи, руководство Исследовательского Центра Коре Сарам и Исследовательского центра Мемориала истории независимости Кореи. Гости встретились с руководителем Славяно-корейского православного общества священником Александром Соном, чтобы ознакомиться с деятельностью и планами Общества и договориться о сотрудничестве.

В заключение встречи был подписан меморандум о намерениях между Исследовательским Центром Коре Сарам в лице директора проф. Юн Сан Вона и АНО содействия духовно-просветительской, культурной и образовательной деятельности русскоязычных корейцев Славяно-корейское Православное Общество, которое было создано Заиконоспасским монастырем по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в июле 2018 г. Сотрудничество между двумя организациями предполагает обмен информацией в целях развития корееведения, совместные научные мероприятия и научно-исследовательские проекты.

Исследовательский Центр Коре Сарам был учрежден при Государственном университете Чонбук в г. Чонджу, Республика Корея в сентябре 2018 г. Коре сарам – это самоназвание русскоязычных корейцев на корейском языке (северокорейцы назвают себя Чосон сарам, южнокорейцы – Хангук сарам). Центр ставит своей задачей изучение 150-летней истории русскоязычных корейцев, сбора фактического материала как базы для научных исследований и интерес его простирается на все постсоветское пространство, где проживают коре сарам.

Примечательно, что один из гостей проф. Хон Унхо, зам. Директора Центра и представитель Университета Донгук (г.Сеул), уже бывал в Заиконоспасском монастыре в 2014 г. на научно-практической конференции «Корейцы и Православие. К 150-летию добровольного переселения корейцев в Россию», которая проводилась монастырем по благословению Святейшего Патриарха Кирилла.

Расписание экскурсий

православные пешеходные экскурсии в историческом центре Москвы (Китай-Город, Белый Город)
В 2015-2016 уч. году состоится цикл следующих экскурсий:

1. «Заиконоспасский монастырь и храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря»

В план экскурсии входит знакомство с Заиконоспасским ставропигиальным мужским монастырем на ул. Никольская, храмом Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря в Богоявленском переулке, а также знакомство с историей первого высшего учебного заведения в Москве – Славяно-греко-латинской Академией, просуществовавшей в стенах Заиконоспасского монастыря почти 130 лет.

В ходе экскурсии вы сможете подняться на  колокольню Заиконоспасского монастыря и обозреть с нее окрестности Китай-Города, а при посещении храма  Богоявления Господня вас проведут в его древнюю подземную часть, где проводились археологические раскопки.

2.  «Никольская — улица просвещения»

В план экскурсии входит знакомство с Казанским собором на углу Красной площади и ул. Никольской, Заиконоспасским и бывшим Николо-Греческим монастырями, храмом Успения Божией Матери, с историей  Печатного двора и Синодальной типографии, в зданиях которой теперь располагается Историко-Архивный Институт РГГ,  а также знакомство с прочими памятниками истории и культуры на Никольской улице.

3. «Семь  храмов улицы Варварка»

В план экскурсии входит знакомство с семью храмами на улице Варварка и близ нее, включая Знаменский собор бывшего Знаменского монастыря, основанного царем Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом.

Вы узнаете  историю т.н. Старого Государева двора  (ныне это Историко-архитектурный памятник 15-17 вв. под названием «Палаты бояр Романовых» на Варварке).

Экскурсовод расскажет о   древнейшем уникальном строении на Варварке —  палатах Старого Английского двора — являющегося свидетелем  истории зарождения торговых, культурных и дипломатических отношений между Россией и Англией в 16-17 вв.

4. «Улица Ильинка и другие  окрестности Китай-Города»

В план экскурсии входит знакомство с храмом Илии Пророка и Старым Гостиными Двором на Ильинке, храмами Косьмы и Дамиана в Старо-Панском переулке,  Николы Красный Звон в Никольском переулке, Троицы в Никитниках, а также бывшими монастырским подворьями и другими строениями на Биржевой площади.

5. «Храмы Ивановской Горки»

Экскурсия проводится по живописной местности с историческим называнием «Ивановская горка», располагающейся в  восточной части Белого города (ближайшая станция метро – Китай-Город). Эту местность можно назвать архитектурным заповедником, поскольку в ней сохранились почти все церкви и монастыри, существовавшие здесь до революции.

В план экскурсии входит знакомство с историей Иоанно-Предтеченского монастыря, который и дал название местности – Ивановская горка, а также со следующими храмами на Кулишках (по старинному названию местности «Кулижки»): Всех Святых на Варварской площади, Святителя Николая в Подкопаях, Трех Святителей в Малом Трехсвятительском переулке, Петра и Павла в Петропавловском переулке, Рождества Богородицы на Солянке, другими храмами и гражданскими строениями, являющимися памятниками истории и культуры.

По усмотрению экскурсовода, маршрут любой экскурсии может несколько отличаться от представленного в настоящем анонсе. Также маршрут может быть изменен в зависимости от проводимых на объектах экскурсии мероприятий.

На экскурсии приглашаются ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ! телефон для записи 8–968–534–17–87   Елена

  • Возможно проведение индивидуальных экскурсий.
  • Возможна организация экскурсии в соответствии с возрастом, пожеланиями и возможностями экскурсионной группы.
  • По пожеланию родителей для организованных детских групп после экскурсии может быть организована  беседа с батюшкой и чаепитие.

Священноархимандрит

Заиконоспасский мужской монастырь  имеет ставропигиальный статус, т.е. относится к монастырям, подчиненным непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси. Слово ставропигия переводится с греческого как «водружение креста», это указывает на то, что в ставропигиальных монастырях в древней церкви крест водружался патриархами собственноручно. В современной церкви эта традиция поддерживается тем, что Патриарх, или Патриарший местоблюститель, лично освящает все храмы, благословляет совершение постригов, утверждает все важные назначения в монастыре. В действующем Уставе Русской Православной Церкви, говорится: «Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление». Назначение статуса ставропигии для монастыря, а также назначение его наместника обычно осуществляется на основании определения Священного Синода РПЦ. Святейший патриарх официально считается Священноархимандритом ставропигиального монастыря, его имя возносится за богослужением.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде. Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.

С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.

С 1970 по 1971 годы — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии. 12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита.

С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.

С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.

С 26 декабря 1984 года — архиепископ Смоленский и Вяземский.

С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области.

С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.

С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.

25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.

27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.

1 февраля 2009 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла.

Круглый стол на тему «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях»

8 и 9 августа 2017 года в Санкт-Петербурге прошел круглый стол на тему «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях» в котором принял участие и.о. наместника монастыря иеромонах Даниил. В работе круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга, организованного Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Комиссией Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, приняли участие 5 архиереев, 42 архимандрита и игумена, 45 игумений, иеромонахи, монахи, иноки.Всего в работе приняли участие 160 монашествующих из 65 епархий Русской Православной Церкви: России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, из Русской Зарубежной Церкви, а также братских Поместных Церквей Румынии и Греции.Докладчики затронули наиболее животрепещущие вопросы современной монашеской жизни, аспекты духовного окормления насельников монастырей и паломников, что вызвало неподдельный интерес собравшихся и конструктивную дискуссию.

Иеромонах Даниил (Константинов), и.о. наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы, в докладе «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в связи с особенностями жизни в городе» познакомил собравшихся с историей столичной обители, расположенной в самом центре Москвы, и рассказал, как братия монастыря, окна келий которого выходят на пешеходную зону, где гуляют туристы и проводятся концерты, изыскивает возможности для устроения полноценной духовной жизни. У монастыря есть скит в Рязанской области и храм в Подмосковье, куда регулярно выезжают насельники. В основе жизни братии — молитва и труд, который спасает человека от уныния. Большая часть келейного правила совершается утром, так как за день бывает слишком много впечатлений. Чтобы братия имела возможность молиться отдельно от прихожан, насельники испросили благословение у Святейшего Патриарха совершать братские службы в отдельном храме. Братия старается чаще исповедоваться, так как такое соседство не может не сказываться на духовном состоянии. Иеромонах Даниил выразил надежду, что в ближайшее время монастырю будут переданы его исторические здания, где можно будет разместить келии таким образом, чтобы их окна не выходили на пешеходную часть.

Обобщающая мысль выступлений была отражена в словах — Дай Бог нам услышать похвалу прп. Феодора Студита: «Находясь в городе, живете, как в пустыни, пребывая среди шума, соблюдаете тишину и спокойствие». Ибо «немного славы в том, чтобы безмолвствовать в пустыни и соблюдать тишину в одиночестве. Напротив, слава в том, чтобы в городе жить, как в поле, и среди шума, как в пустыни».

Подводя итоги круглого стола, участники выразили глубочайшую благодарность Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести этот круглый стол, а также благодарность Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, управляющему делами Московской Патриархии, за возможность собраться для проведения круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Архитектурные памятники

От старинного ансамбля монастыря до наших сохранились собор, доходный дом с колокольней и торговые ряды. Кроме того, на территории обители можно увидеть братский корпус и здание, в котором раньше располагалось духовное училище.

Соборный храм стоит посреди монастырского двора и является главным украшением обители. Живописная барочная церковь несколько раз перестраивалась, сохранив до наших дней части старого собора 1661 года. Свой современный вид она приобрела в 20-е годы XVIII века.

Собор представляет ярусный четырехстолпный храм — восьмерик на четверике, который венчает вытянутый восьмерик с аккуратной декоративной главкой. Здание окружено двухэтажными кельями. Над входом в церковь можно увидеть отливающий золотом мозаичный образ Спасителя, а внутри — красивые росписи и богато украшенные иконы.

Напротив ворот возвышается братский или учительский корпус. Двухэтажное кирпичное здание было построено в 1686 году, а спустя 200 лет архитектор Владимир Дмитриевич Шер возвел над ним еще один этаж и оформил фасады. Рядом стоит двухэтажный корпус, построенный в 20-е годы XVIII века.

Здание духовного училища еще моложе — оно появилось в монастыре в 1822 году. На кирпичной постройке закреплена мемориальная доска, посвященная одному их выдающихся учеников академии — М. В. Ломоносову, которому довелось осваивать здесь азы различных наук.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь — самый известный монастырь Москвы, чей архитектурный ансамбль признан достоянием всего человечества и вошел в список Всемирного наследия в качестве шедевра человеческого созидательного гения. Архитектурная композиция обители представляет собой превосходный образчик стиля московского барокко.

Несмотря на статус действующего, Новодевичий монастырь находится в совместном управлении РПЦ и Государственного исторического музея. Также в стенах обители действует Церковный музей. Монастырь можно посетить с экскурсией, в ходе которой посетители могут познакомиться с историей обители и осмотреть ее основные шедевры. Заказать её можно на нашем сайте:

Серафим Смоленский

Серафим (Остроумов) (1880 — 1937), архиепископ Смоленский и Дорогобужский, священномученик. Память 25 ноября, в Соборах Новомучеников и исповедников Российских, Брянских, Липецких и Смоленских святых В миру Остроумов Михаил Митрофанович, родился 6 ноября 1880 года в Москве в семье псаломщика. Окончил Московское Заиконоспасское духовное училище, затем — Московскую духовную семинарию. В 1904 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. 14 сентября 1904 года пострижен в монашество епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым). Был рукоположен во иеродиакона, а 19 сентября 1904 года — во иеромонаха. После пострижения в монашество посетил Оптину Пустынь, где нес послушание простого монаха: сначала на кухне, а потом исполнял обязанности канонарха, и только после некоторого испытания вернулся в Академию, где приступил к обязанностям преподавателя. 28 октября того же года назначен исполняющим должность доцента Московской духовной академии по кафедре теории и истории проповедничества. В 1905 г. молодой преподаватель вместе с профессором Академии М.М. Тареевым посетил Холмщину, которую полюбил с ее своеобразной религиозно-национальной жизнью. В результате чего он без колебаний оставил службу в Академии и отдал себя на служение в этом крае, в положении простого монаха самой бедной обители, Яблочкинского мужского монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector