Иерей сергий ситников. преподобный ефрем сирин

Неприятное событие и дивное предзнаменование

Мать ребенка знала о предназначении сына. Все дело в том, что Ефрема заключили в темницу, предъявив ему обвинение в краже овец. Именно тогда матери приснился сон, который пророчил судьбу сына. Именно в стенах темницы он смог сосредоточиться на своем состоянии и услышать душу. После освобождения из заключения Ефрем был еще очень молод, но, тем не менее, он смог принять твердое решение отправиться в горы к отшельникам. Именно там ему было суждено встретить своего первого учителя по имени Иаков. В последующие годы Иаков стал епископом Низибийским. Многие церковные служители считают, что каждый серьезный христианин обязательно должен изучить житие Ефрема Сирина, чтобы почувствовать настроение истинного послушника Бога.

Почитание памяти преподобного

Церковь почитает подвижника с тех пор, как людям открылась информация о его аскетической жизни и наставлениях. До этого о святом отце мало кто знал, так как он старался избегать мирской славы.

Дни памяти

Преподобный Исаак Сирин причислен к лику святых Православной Церкви. В XVI столетии в России было три дня памяти святого: 28 декабря, 17 и 28 января. В настоящее время сохранилась лишь одна из этих дат в конце января.

На святой горе Афон (Греция) подвижника прославляют 28 сентября. Был период, когда чествование преподобного практически не совершалось. Но оно было возобновлено усилиями канонизированного святого наших дней отца Паисия Святогорца.

Преподобный Исаак Сирин причислен к лику святых Православной Церкви

Иконы

Изображений преподобного времен его земной жизни и следующих нескольких веков не сохранилось. Самые древние иконы, дошедшие до нашего времени, принадлежат к XIV ст. На них святой изображен прямостоящим, облаченным в монашеские одежды и головную черно-белую повязку, подобную чалме. Эта повязка указывает на то, что святой жил и трудился на востоке. В руке подвижника изображен свиток, на котором написаны одни из наиболее известных слов его сочинений, взятые из книги «Слова подвижнические»: «Страх Божий есть начало добродетели».

Существует икона XVI ст., украшающая собой иконостас Успенского собора Московского Кремля. На ней преподобный изображается также со свитком в руке, но без головного убора, стоящим посредине вместе с преподобными отцами Феодосием Великим и Ефремом Сириным.

Ефрем Сирин – юродивый?

Житие святого Ефрема Сирина могло повернуть совершенно в другую сторону, и ему пришлось пойти на крайние меры, а именно, притвориться юродивым. Он носился по городу, доставлял неудобства и творил другие шалости. После того как на пост выбрали другого человека, Ефрем вернулся в нормальное состояние и продолжил свою прежнюю деятельность.

Сон и вкушение пищи занимали самое последнее место в жизни преподобного. Спал он несколько часов, ел совсем мало, да и делал это с целью, чтобы не умереть преждевременной смертью. Ежедневно он каждую свободную секунду проводил, уповая в слезах, упоминая страшный для него Суд. Он считал, что нищета больше богатства, поэтому был бесконечно рад своему положению. Свою смерть преподобный чувствовал заранее, знал о ней и говорил. Перед тем как умереть он оставил для своих учеников завещание с поучениями. День смерти припадает на 372 год, но если верить другим источникам, то это произошло в 373 году. Ученики погребли тело со всеми почестями близ города Эдессы.

Труды

Преподобный Ефрем оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

В сочинениях самого Ефрема видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с «эллинской мудростью», с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях преподобный Ефрем нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, «выше богатства».

Русский перевод творений преподобного Ефрема (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий).

Первое место между сочинениями Ефрема занимают его толкования на Священное Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви преподобный Ефрем занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины.

Гораздо ниже по достоинству догматствование преподобного Ефрема. По умственному развитию церкви сирийской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Ефрем по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с «эллинской мудростью» он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Ефрема Сирина составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев.

Лучшую часть сочинений Ефрема Сирина составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. «Сирский пророк» (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он — истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях — умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их — учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов; другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы — диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые — настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Ефрема Сирина: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.

Творения преподобного Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин преподавал в Едесской школе, развивая заложенные святым Иаковом еще в Нисибине основания экзегетической традиции, которая c этого времени стала называться персидской школой. В этот же период была написана большая часть замечательных творений преподобного Ефрема, в которых познание Господа и священных догм облачено в драгоценное одеяние несравненного поэтического языка. Считается, что преподобный Ефрем написал более 3 миллионов строк на сирийском языке: толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против ересей, гимны о рае, девстве, вере, о великих таинствах Спасителя и праздниках всего года. Большая часть этих гимнов вошла в богослужебные книги Сирийской Церкви, поэтому преподобного Ефрема называют также цевницей Святого Духа и вселенским учителем. Другие весьма многочисленные сочинения дошли до нас под его именем на греческом языке. Это в основном сочинения о сокрушении, подвижничестве и монашеских добродетелях.

Успение преподобного Ефрема Сирина

Во время голода 372 года преподобный Ефрем организовал помощь нуждающимся жителям Едессы. На следующий год он отошел ко Господу, окруженный многочисленными монахами и подвижниками, пришедшими из монастырей, пустынь и пещер, чтобы почтить последние минуты жизни святого. Преподобный Ефрем оставил им трогательное «Завещание», исполненное смирения и сокрушения, в котором настоятельно просил всех любящих его не устраивать пышных похорон, но бросить его тело в общую могилу для чужеземцев и вместо цветов и благовоний помочь ему молитвами.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Для этой статьи использовано в основном «Житие преподобного Ефрема», приписываемое святителю Григорию Нисскому (PG. 46. 819–850), но, скорее всего, написанное в VI в. Учение и духовная практика преподобного Ефрема освещаются на основе его сочинений, сохранившихся на сирийском и армянском языках. См.:Brock S. L’Oeil de lumiere. Abbaye de Bellefontaine, 1991 (Spiritualite orientale. 50). Греческие тексты, сохранившиеся под именем святого Ефрема и переведенные на русский язык, по большей части не совпадают c его аутентичными сирийскими творениями. – Прим. ред

  • «Отцы пустынники и жены непорочны…»
  • Преподобный Ефрем Сирин. Молитва о возвращении мирных времен

Последние годы земного пути преподобного

Вернувшись из путешествия, Ефрем Сирин предполагал до конца своих дней предаться уединенному общению с Богом. Но Бог распорядился иначе. В то время Едессу потряс сильный голод и святой, силой своего увещевания принялся убеждать богачей не гневить Вседержителя, проявить милосердие к бедным. Проповедь увенчалась успехом: богатые стали жертвовать средства, которые, затем, распределялись среди нуждавшихся. Ещё одним плодом благотворительной деятельности преподобного стала организация богадельни.

После нормализации ситуации Ефрем удалился в пещеру. Вскоре он заболел. Весть о случившемся облетела местное население, побудила стекаться к нему толпы людей, желавших получить последнее напутствие. Перед смертью Ефрем написал завещание, в котором, помимо прочего, заповедовал не оказывать ему пышных проводов, исповедовал верность Богу и просил посмертных молитв. Вскоре сердце святого остановилось, и он мирно отошел ко Господу. Считается, что это произошло в 372 или 373 году.

Творческое наследие

Хотя о жизни подвижника не сохранилось подробных сведений, до наших дней дошли многочисленные труды, наставления и поучения святого, например:

  1. Труд «Подвижнические наставления». Представляет собой сборник высказываний, кратко изображающих подвижнический образ жизни. В наставлениях затронуты темы страха Божия, удаления от мира и приближения к Богу, о пути духовного роста.
  2. «Слова подвижнические». Входят в состав I тома сочинений преподобного, которые были опубликованы в 1907 году.

В наставлениях преподобного собраны поучения по большей части для монашествующих о спасении, отречении от мира, о борьбе с помыслами. Содержатся советы относительно молитвенного правила, аскеты, воспитания добродетели и пр. Многие высказывания подходят для использования мирянами как руководством в духовной жизни. Подвижник не делал большого различия в своих записях между монахами и мирянами, больше уделяя внимания душе человека в целом.

В основе всех трудов преподобного отца – внутренняя жизнь и борьба человека. Он редко касается темы видений и откровений, хотя обладал даром пророчества. По слову святого Исаака главной добродетелью является смирение, без которого Господь не войдет в человеческое сердце.

Преподобный прославился своими литературными трудами

Подвижник учил, что человек не способен смириться без скорби, без вразумления от Господа. Скорбь – спасительный путь, идя которым люди приближаются к своему Творцу

При этом важно укрепляться, терпеть и не роптать, ведь Господь по милости и человеколюбию терпит всякого грешника, кроме тех, кто постоянно ропщет. Таким людям посылаются вразумления

В древние времена перевод трудов Исаака Сирина имел ряд сложностей. Греческий вариант опускал сложные места, а так как манера написания и составления наставлений преподобного считалась одной из наиболее сложных, то в греческом переводе есть много пропусков. С другой стороны, в переводах не во всех местах сохранился смысл, заложенный автором.

Встреча с Василием Великим

Однажды Ефрему явилось видение, в котором был огромный огненный столб, и голос говорил о том, что этот столб есть сам Василий. Речь шла о Святом Василии Великом. В те времена он был Архиепископом Кесарии Каппадокийской. Преподобный Ефрем принимает решение отправиться в путь, чтобы встретиться с Василием. По прибытию он застал его в храме, по окончанию службы они имели искреннюю дружескую беседу. Как выяснилось в беседе, Василий очень много слышал о деяниях Ефрема, поэтому общался с ним как с давно знакомым человеком.

Святой Василий видел, что Ефрем достоин большего, но не стал принуждать его к своей воле. Он прочел над ним молитвы. Ефрем решил погостить три дня и затем снова отправился в свой город продолжать проповедовать людям. Делал он это абсолютно бескорыстно, пытаясь подарить окружающим свою любовь. Он избегал похвалы, уважения или почитания, пытаясь уделять каждую свободную минуты общению с Богом. Однажды люди хотели сделать его епископом.

Когда преподобного обвинили в краже овцы и поместили в тюрьму, он раскаялся в своих грехах

Однажды по просьбе родителей Ефрем Сирин отправился по делам за город. Здесь он встретил пастуха овец. Ночью волк утащил овцу, а утром пастух обвинил Ефрема в краже. Его доставили к судье, который решил на время разбирательства заточить его в тюрьму.

Вместе с ним в темницу поместили двух человек. Одного обвинили в убийстве, а другого в прелюбодеянии, хотя они были также невиновны. Юноша мог получить серьёзное наказание, но на восьмой день заключения ему явился некто и предложил ему покаяться за свои прошлые грехи.

Святитель Иаков Нибизийский. Фреска. Армения. Святитель Иаков стал первым духовным наставником преподобного Ефрема Сирина. Фото: pravmir.ru

Это видение, а также общение с заключенными оказали на Ефрема огромное воздействие, и он решил переменить свою жизнь, посвятив её служению Богу. В результате его оправдали по его делу. Настоящим же виновником кражи оказался сам пастух. Дело в том, что он украл хозяйскую овцу, будучи пьяным.

Под началом святителя Иакова Нибизийского Ефрем сирин находился 14 лет.

Вскоре преподобный Ефрем Сирин решил удалиться от мира и поселился жить в пустыне вместе с отшельниками. Он познакомился со многими из них, но особенное влияние на святого оказал праведный Иаков.

Впоследствии он прославился как прославленный святитель Иаков Низибийский. Под его началом преподобный Ефрем 14 лет духовно самосовершенствовался.

Почему Ефрем Сирин так почитаем?

Преподобный Ефрем Сирин почитается православием, как отец Церкви.

Святыми отцами, — или учителями Церкви, — называют тех святых, которые своими трудами сформулировали, основали или помогли устояться какой-либо из сторон Церковной жизни.

См.также: кто такие святые отцы?

Преподобный Ефрем Сирин оставил после себя огромное количество творений (возможно больше 1000, но многие из них не сохранилось). Это и толкование на священное писание, и тексты молитв, и проповеди.

Преподобный Ефрем имел дар слова и убеждения. Его произведения, может быть, не настолько систематичны в плане богословия, как у некоторых других святых отцов — (Ефрем Сирин больше поэт) — но по духовной силе мало кто мог и может до сих пор с ним сравниться.

Собрание сочинений Ефрема Сирина.

Стойкая вера

Одна из блудниц, которая пыталась искусить, начала беседу с Ефремом. В этом случае он смог все ей объяснить, и даже склонить к покаянию и походу в храм. В скором времени блудница в прошлом стала усердной монахиней в одном из монастырей. Именно эта встреча стала для нее судьбоносной, полностью перевернула жизнь и подарила истинный путь, который выстлал дорогу в храм Божий.

Но помимо молитвы и питания души своей приходилось заботиться и о теле. Чтобы купить себе кусок хлеба, приходилось работать у человека, который содержал собственную баню. Также в свободное время Ефрем Сирин читал проповеди, чтобы спасти души окружающих.

Новая жизнь

После ряда определенных событий Ефрему пришлось перебраться в другой город под названием Эдесса. Населенный пункт по своей инфраструктуре был более живой и густонаселенный. Это означало, что вокруг появляется большое количество ненужных соблазнов, которые могли повлиять на состояние души. Именно в этом городе ему повстречались блудницы, которые пытались вывести праведника из духовного равновесия. Несмотря на такие дерзкие соблазны, Ефрем сдерживал не только внутреннее, но внешнее спокойствие. И смог дать отпор даже с легким сарказмом. Этот случай лишний раз продемонстрировал силу духа и безразличие к человеческой похоти.

Святой Ефрем Сирин умер после тяжёлой болезни

По возращению из путешествия преподобный Ефрем Сирин собрался до конца своей жизни в уединении молиться с Богом. Господь же распорядился иначе. В Едессе в то время начался страшный голод.

Святой стал увещевать богатых людей не гневить Его и проявить милосердие к малоимущим. Проповедь увенчалась успехом: богатые стали жертвовать средства, которые, затем, распределялись среди нуждавшихся. Кроме этого в Едессе организовали богадельню.

Успение прп. Ефрема. Книжная миниатюра. Минологий Василия II. Византия. X век. Ватикан. Апостолическая библиотека. Преподобный Ефрем Сирин мирно скончался после тяжёлой болезни. Фото: pravlife.org

После того, как угроза голода отступила, преподобный Ефрем ушёл в свою пещеру. Вскоре после этого он заболел. Весть о случившемся облетела местное население, побудила стекаться к нему толпы людей, желавших получить последнее напутствие.

Перед смертью святой составил завещание. В нём он указал не оказывать ему пышных проводов, исповедовал верность Богу и просил посмертных молитв. Скорее преподобный мирно скончался. Произошло это 372 или 373 году.

Преподобный Ефрем Сирин: житие, икона

Преподобный Ефрем Сирин: икона

Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем Сирин обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова.

Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза преподобного Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз. Они превратили лик преподобного Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости. Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез – молитва, из молитвы – проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений преподобного Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце. Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями преподобного Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.

Через некоторое время после крещения, в возрасте около 20 лет, преподобный Ефрем бежал от городской суеты в пустыню, чтобы в тишине общаться c Господом и жить в окружении ангелов. Он переходил c места на место, свободный от всякой привязанности, и шел туда, куда вел его Святой Дух ради пользы его души и душ его братьев. Так преподобный Ефрем пришел в город Едессу поклониться святыням и найти святого человека, чтобы вместе c ним вести монашескую жизнь.

По дороге он встретил женщину дурного поведения. Святой сделал вид, что принимает ее предложение, и велел следовать за собой. Однако вместо того, чтобы искать уединенное место, подходящее для греха, он привел ее на людную городскую площадь. Блудница спросила: «Зачем ты привел меня сюда? Тебе не стыдно быть здесь, на глазах у людей?» Святой ответил: «Несчастная! Ты боишься человеческих взглядов, но почему ты не страшишься очей Господа, Который видит все и Который в последний день будет судить все наши дела и все наши мысли, даже самые потаенные?» Охваченная страхом, женщина покаялась. Тогда святой отвел ее туда, где она могла трудиться ради своего спасения.

Значение в православии

Православная церковь считает святого великим аскетом и молитвенником, который сочетал уединение и миссионерскую работу, направил свой литературный талант на прославление Господа. Прп. Ефрем создавал свои творения на сирийском языке, но яркость и проникновенность текстов быстро оценили церковные иерархи. Его труды еще при жизни переводили на греческий, а затем – на другие языки. Известно, что слава святого началась еще при жизни. Имя преподобного упоминается в трудах многих современников Сирина, отмечающих общехристианское значение его работ и личности.

Скромность и аскетизм были главными чертами святого, он подчеркивал, что считает себя неученым. Но труды опровергают его слова. Святой хорошо разбирался в церковных текстах, знал географию, был знаком с трудами выдающихся эллинов, мифами язычников и даже естественными науками. Познания святого в разных областях поразили даже Василия Великого, известного ученостью и эрудицией.

Тексты Ефрема Сирина отличались красотой звучания и глубоким смыслом. В кратких словах святой умел выразить глубокое благоговение перед Господом и передать суть христианской веры. В церквах во время богослужений сочинения преподобного читали после Священного Писания. Такой чести удостаивались труды немногих авторов.

По форме творения преподобного заметно отличаются от произведений других христианских писателей. Ефрем Сирин не стремился к догматически четкому изложению христианского учения, не углублялся в дебри богословских определений.

Справка: тексты преподобного изобилуют поэтическими образами, обращаются к чувствам и душе верующих.

Святой богослов не мудрствовал о Господе, а воспевал Всевышнего в молитвах. Сирин заложил основы православного способа славить Бога – с помощью молитвенного опыта верующих, прочувствованного и пережитого во время богослужений и самостоятельно, в уединении.

Большое место в трудах святого занимает разоблачение ересей, которые поразили христианство в 4 веке. Труды Сирина имели конфессиональную православную направленность, что отличает их от текстов большинства его современников-богословов. В этих текстах святой использует ту же линию – не углубляется в догматику и детали, а указывает на отступничество от подлинной веры и скорбит о грехах и вольнодумстве еретиков.

Значительную часть творений святого составляют проповеди, в которых прославляется жизнь «для Бога». Условием вхождения в Царство Небесное Ефрем Сирин считал покаяние, осмысление своих грехов, отказ от стяжательства, борьбу с унынием и праздностью. Господь решает, кто достоин Царствия Небесного, но человек обязан неустанно развивать в себе крупицы Духа Божьего трудом и ежедневными усилиями. Святой писал, что в покаянии человек сам воскрешает себя из мертвых.

После того, как преподобный Иаков Низибийский умер, Ефрем Сирин поселился в Едессе

В 350 году умер Иаков Низибийский и преподобный Ефрем перебрался в город Едессу. Здесь находился священный образ «Спас Нерукотворный», кроме того, здесь же проповедовал апостол Фаддей. В окрестностях Едессы процветала иноческая жизнь. Так как святой не имел материальных средств к существованию, он устроился работать в местную баню.

Святой Апостол Фаддей, апостол от 70-ти, бейрутский епикоп. Святой апостол Фаддей проповедовал в Едессе, когда туда пришёл преподобный Ефрем Сирин

В это время в Едессе проживало большое количество язычников. Святой часто беседовал с ними, движимый желанием распространить христову веру. Одни раз в процессе такой беседы Ефрема заметил один старец из находящейся рядом обители. Поговорим с ним и выяснив, что преподобный желает присоединиться к местному иночеству, он его отвел на гору, где жили местные монахи.

Отшельники жили трудом и молитвой, в качестве келий им служили пещеры, в качестве пищи они употребляли местную растительность. Келья Ефрема находилась рядом с кельей благочестивого старца Иулиана. Он стал пример для него на пути аскетического подвига. Предание гласит о том, что таланты Ефрема Сирина первым заметил как раз старец Иулиан.

Едесса, Турция. Остатки древнего города. После смерти святого Иакова Нибизийского преподобный Ефрем Сирин поселился в Едессе. Фото: upload.wikimedia.org

В это время святой Ефрем слыл образованным человеком, так как много читал. При этом он ещё не пришёл к писательской деятельности. К ней он приступил лишь только тогда, когда через откровение от прозорливцы получил на это Божие благословение.

Творения преподобного Ефрема Сирина признаны во всем мире

Несмотря на то, что преподобный Ефрем Сирин считал себя человеком «неученым и маломысленным», его учености, как говорил Феодорит, восхищался сам Василий Великий. Богословы рекомендуют читать толкования святого на Священное Писание.

Эти толкования, а также иные сочинения Ефрема, переведённые на греческий читались и читаются в храмах. Святой составил умилительные молитвы и песнопения, а также сочинения аскетического характера. Особенно известна его покаянная молитва: «Господи и Владыка живота моего».

Феодорит Кирский. Мозаика. Святой Феодорит в своих сочинениях говорил о том, что святой Василий Великий чтил ученость Ефрема Сирина. Фото: dishupravoslaviem.ru

Ефрем Сирин хорошо разбирался не только в христианском «богословии», но и «эллинской мудрости», то сеть языческой мифологией и началами естествознания. Он указывал на пользу образования. При жизни преподобного его сочинения переведены на греческий язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector