Монастыри суздаля

Как добраться до Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь находится в северной части города Суздаль. Добраться до него можно несколькими способами из двух соседних крупных городов: из Москвы и из Владимира.

Автомобиль. Из Москвы на автомобиле следует ехать по автомагистрали М-7 в сторону Владимира. После въезда во Владимир нужно повернуть влево, на объездную дорогу с указателем на Иваново; по ней едете до указателя на Суздаль, затем снова поворачиваете налево. Время пути — около 4 часов.

Маршрут из Москвы до Спасо-Евфимиева монастыря по автомагистрали — Google Maps

Автобус. Из Москвы до монастыря можно добраться автобусами «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново» — они ходят от Щелковского автовокзала (станция метро «Щёлковская»). Кроме этого, можно садиться на любой автобус до Владимира, затем делать пересадку на Владимирском автовокзале на автобус до Суздаля.

Поезд. С Курского вокзала (станция метро «Курская») можно сесть на поезд до Владимира, а затем на автобус, который курсирует здесь раз в полчаса. Можно и заказать такси, в городе действуют популярные службы Uber, Яндекс.Такси, Gett и другие. Время пути от Владимира до Суздаля — около 40 минут.

Видео о Спасо-Евфимиеве мужском монастыре

Дополнительная информация

На территории Свято-Покровского собора располагается трапезная, которую могут посетить паломники и гости монастыря. Рядом с ней располагается небольшая Зачатьевская церковь в стиле польской архитектуры. Трапезная палата работает ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 11:00 до 16:00. Из меню полностью исключено мясо, всё меню полностью составлено по уставу. Во время постов в трапезной готовят исключительно постные блюда. Телефон трапезной и более подробную информацию можно найти на сайте комплекса.

Здесь также находится церковная лавка, работающая ежедневно. В церковной лавке можно приобрести сувениры, иконы, религиозную литературу, свечи, крестики и т. д. Помимо этого, тут можно заказать молебны, панихиды и поминовения.

Несмотря на то, что раньше на территории монастыря располагался туристический комплекс, на данный момент тут нет гостиницы. Поэтому руководство монастыря подчеркивает, что у комплекса нет возможности принимать на ночь паломнические и туристические группы.

Ludvig14

Краткая история

Будто бы здесь, на восточной окраине Суздаля в 990 году была построена дубовая церковь, в которой суздальцы приняли христианство. Достоверно установлено, что Василевский монастырь уже существовал в XIII веке, о чём свидетельствует запись ростовской княгини Марии (в иночестве Марины) о дарованных обители землях.

Свято-Васильевский монастырь с высоты птичьего полёта

Располагаясь на дороге, ведущей от Суздальского Кремля на Кидекшу и Нижний Новгород, Василевский монастырь был важным форпостом городской крепости. В 1237 — 1238 годах полчища татаро-монголов разграбили обитель, но позднее она была вновь восстановлена. В писцовой книге Суздаля указано, что в 1628 — 1630 годах монастырь имел пять монашеских келий и деревянную ограду.

В XVII веке Васильевская обитель владела пашнями, вотчинами, заселёнными крестьянами, земли обрабатывались «на потребу» монастыря и сдавались внаём. В 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II, изъявшей церковные владения в пользу государства, Васильевский монастырь в Суздале был переведён в разряд заштатных, то есть «оставлен быть на своём пропитании».

Общий вид на Свято-Васильевский монастырь

Заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные пожертвования народа, либо за счёт соседствующих с обителью ненаселённых земель, обрабатываемых монахами собственными силами. В 1923 году Васильевский монастырь был упразднён советской властью, а в 1995 году по благословению Владимирского и Суздальского архиепископа Евлогия началось возрождение обители. Сегодня при Васильевском монастыре в Суздале действует гостиница, где можно остановиться на ночлег, планируя осмотреть достопримечательности города.

Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря

Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.

Спасо-Преображенский собор

Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.

Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковь стала одним из его приделов.


Интерьер Спасо-Преображенского собора

В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.

Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.

Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.

Успенская трапезная церковь

Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.

Звонница монастыря

Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.

Никольская церковь

Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.


Богослужение в в Спасо-Евфимиевом монастыре

На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.

Братский и тюремный корпуса

Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.

Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.

Благовещенская церковь

Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.

Свято-Васильевский мужской монастырь на карте

Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

СПАСО-ЕВФИМИЕВ МОНАСТЫРЬ

ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

РИЗОПОЛОЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КРЕСТО-НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЛАЗАРЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

АНТИПИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦАРЕКОНСТАНТИНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО СИМЕОНА

ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ТИХВИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РИЗПОЛОЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ХРАМ

КОЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПОСАДСКИЙ ДОМ

Архимандритский корпус

Слева от Благовещенской церкви расположен двухэтажный Архимандритский корпус, построенный между 1628 и 1660 годами. Первоначально на первом этаже размещались приказ монастырских дел, присутственная камора и монастырский архив, на втором этаже — казённые и приказные палаты, казначейская келья. Архимандритскими палаты становятся лишь к концу XVIII века. В наши дни первый этаж здания занимает выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий», второй — «Книга шести столетий».

Архимандритский корпусВыставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»Икона «Воскресение — Сошествие во ад» с праздниками, XIX век, эмальВыставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»Древнерусские книгиАрхангельское Евангелие, 1092 год. Обнаружено в Архангельске. Одна из первых датированных древнерусских рукописей. Факсимильное издание 1912 года. Подлинник хранится в Российской государственной библиотеке в МосквеНотная рукописьКраткий обзор всеобщей истории, составленный на основе библейских легенд и византийских источников, XVI векЕвангелие. Вильно, 1575 год. Издано Петром МстиславцемЭкспозиция, посвященная книгам XVIII векаПисьменные принадлежности, XVIII векЭкспозиция, посвященная книгам XIX — начала XX векаЖурнал «Нива»Первые советские книгиЕ.М.Ярославский. Библия для верующих и неверующих, 1925 годБалкон-гульбище Архимандритского корпуса

Покровский женский монастырь

Статья: Покровский женский монастырь

Покровский монастырь с высоты птичьего полёта

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Его основал князь Суздаля и Нижнего Новгорода Андрей Константинович. В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства.

Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодны правящему государю.

Вид на постройки Покровского монастыря

Поскольку судьба несчастных была заранее предрешена, для них в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом.

Первой знатной узницей обители стала Соломония — жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплотной и отправил в монастырь, где несчастную против ее воли постригли в монахини. В качестве бесправных инокинь в Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

Вид на святые ворота с Благовещенской надвратной церковью Покровского монастыря

С 1992 года монастырь возродился как действующая женская обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов каждый день. Много путешественников, приезжающих в древний русский город, стараются попасть на территорию этого монастыря, чтобы увидеть красивый собор Покрова и высокую шатровую колокольню. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Московии — Василием III.

В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке. Кроме того, на территории расположен ссудный дом или приказная изба, в подземелье которого содержали знатных узниц. Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Покровский собор

Собор был возведен в 1510–1518 годах на месте старой деревянной церкви. Храм является главным зданием обители и представляет собой трехкупольное сооружение на высоком цоколе, окруженное двухэтажной галереей, на которую ведут две лестницы.

Внешнее убранство храма скромное, но строгий его вид смягчают мелкие детали, храм украшен белокаменной резьбой, напоминающей резьбу по дереву.

В 1958 году проведена реставрация собора, вернувшая ему первоначальный вид.

Внутри храм не имел стенной росписи, а пол его был покрыт черными керамическими плитками. В ризнице находились подаренные Иваном Грозным драгоценности и утварь.

Расписание богослужений и режим работы трапезной

Богослужения в монастыре проходят ежедневно:

  • 8:00 — Божественная литургия (9.00 в воскресные дни и двунадесятые праздники);
  • 17:00 — вечернее богослужение (16.00 в зимний период).

В субботу и воскресенье перед литургией совершается молебен у
мощей преподобной Софии Суздальской.

У паломников и туристов есть возможность посетить трапезную. В
меню представлены постные блюда, согласно монастырскому уставу.

Часы работы трапезной: 11:00 — 16:30, выходной — понедельник.

Трапезная

Памятник древнерусского зодчества и место паломничества
православных христиан не оставит равнодушным никого. Место, где можно
прикоснутся к истории и насладится умиротворением.

Тюремный корпус

За Спасо-Преображенским собором расположено самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.

Тюремный корпус

Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.

Тюремный корпус

Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А.И.Герцен в романе «Былое и думы»:

Коридор монастырской тюрьмы

В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.

Тюремная камера, реконструкция

В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».

Плакат «Да здравствует НКВД»

Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862-1937), епископ Александр Боярский (1885-1937), экономист Леонид Юровский (1884-1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876-1937), Мартемьян Рютин (1890-1937), Лазарь Шацкин (1902-1937), Иван Смирнов (1881-1936) и другие.

Письма искусствоведа, режиссера, педагога Заскального Силы Даниловича (1897(?)-1937) дочери Наташе

В 1940-1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие. Итальянец Джузеппе Басси запечатлел в своих рисунках облик монастыря и события лагерной жизни.

Стенд, посвященный истории лагеря для военнопленных

Схема размещения объектов офицерского лагеря №160

В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.

Тюремный корпус

Трапезная и Зачатьевская церковь

Первая Зачатьевская церковь XIV века была деревянной, а каменное строение было сооружено в 1551 году на средства Ивана Грозного после смерти его годовалой дочери.

Трапезная представляет собой двухэтажное здание, к которому примыкает небольшая Зачатьевская церковь с маленькой главкой. Единственным украшением здания является орнамент в виде ромбов, выполненный по всему периметру. С западной стороны храма пристроена шестигранная звонница с арочным ярусом. На ней висел великопостный колокол и были установлены часы с «перечасьем». Апсида (алтарный выступ) была пристроена к церкви в XVII веке.

Рядом находились хозяйственные помещения, одно из них — поварня XVII века была восстановлена во время реставрации.

Свято-Васильевский мужской монастырь

Статья: Свято-Васильевский мужской монастырь

Общий вид на Свято-Васильевский монастырь

Возле дороги, ведущей на Кидекшу, на восточной окраине города с XIII века стоит Васильевская обитель. Времена, когда ее создали, были неспокойными, и монастырь построили как форпост оборонительных сооружений города. По преданию, эта обитель возникла на месте, где до нее стоял первый дубовый храм Суздаля, в которой Владимир Красное Солнышко крестил горожан.

Как самостоятельный монастырь, обитель просуществовала до 60-х годов XVIII века. А позже, когда многие монастырские территории были ликвидированы, ее приписали к Спасо-Евфимиеву монастырю. Сегодня почти весь монастырский комплекс принадлежит мужской монашеской общине.

На переднем плане церковь Сретения Господня, на заднем собор Василия Великого Свято-Васильевского монастыря

Паломники и туристы приезжают сюда, чтобы увидеть необычный Васильевский собор, сооруженный в 1660-е годы. Раньше этот храм был трехглавым, а сегодня его венчает одна главка. Оформление фасадов собора настолько лаконично и сурово, что храм скорее напоминает старинную крепость. Кроме него, на территории монастыря сохранились трапезная церковь Сретения, каменная ограда, Святые ворота и некоторые другие постройки, которые сейчас занимают монахи. С монастырской колокольни прекрасно видны живописные суздальские просторы.

Территория обители расположена на Васильевской улице.

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Архитектура Покровского монастыря в Суздале

Исторический комплекс Покровского монастыря дошел до нашего времени в достаточно полной мере. Сохранились собор в честь Покрова Божией Матери (1510-1518, возведен по инициативе и на средства Василия III), Зачатьевский храм с трапезной (1551, построен на средства Ивана Грозного в память о его умершей дочери Анне), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1518), трехъярусная шатровая колокольня (1515, построена при Василии III, шатер надстроен в XVII в.), часовня (XVI в.), Приказная палата (XVII в., в ней находилось управление вотчинами монастыря), поварня (XVII в.), ряд других построек.

Сохранился древний колокол (1589, был подарен князем Демидом Черемисиным). Главной святыней монастыря являются святые мощи преподобной Софии Суздальской (в миру Соломония Сабурова, насильно разведенная жена великого князя московского Василия III), пребывающие в Покровском соборе (в подклети, в усыпальнице знатных инокинь, была устроена ее гробница).

Посещение действующего Покровского монастыря позволяет узнать, как жили в нем монахини и послушницы раньше и как они живут сейчас. В считавшемся в княжеский и царский период привилегированным Покровском монастыре никогда не было подлинного равенства между насельницами. Многое в условиях их пребывания в монастыре зависело от размера их посрижного вклада, пожертвований родственников в этот монастырь, отношений с настоятельницей (игуменей), казначейшей, благочинной, другими членами монастырского совета.

Покровский монастырь был полуобщежительным. Это значит, что послушницы и монахини имели свою собственную одежду, обувь, мебель, утварь, качество которых зависело от средств, выделенных для них. При прибытии нужно было внести большой вклад на пострижение (этот монастырь считался привилегированным, вклад в него был большим, только состоятельные женщины могли себе подобное позволить), размер пострижного вклада влиял на условия расселения и жизни в обители. Чтобы улучшить пребывание конкретной монахини, ее родственники делали богатые вклады в монастырь, думали они и о том, что это будет еще и способствовать замаливанию их грехов, грехов их предков (кроме улучшения условия пребывания их родственниц в этой обители).

Судьба очень многих женщин, ставших монахинями этого монастыря, была трагичной. Нередко страдали не только рядовые монахини, но и настоятельницы. Так, в конце XIX в. жертвой завистников стала даже знаменитая настоятельница этого монастыря Милитина. Она была дружна со многими состоятельными суздальцами, особенно тесной была ее дружба с семьей богатого купца Шишкина. При помощи своих состоятельных друзей и прежде всего Анны Александровны Шишкиной Милитине удалось сделать очень многое для благоустройства монастыря. Тогда построили богадельню для престарелых монахинь и монастырскую баню, открыли церковно-приходскую школу с ремесленным классом (где девочек учили рукоделию), за монастырской стеной возвели гостиницу для богомольцев, церковный монастырский хор стал лучшим в Суздале, на храмовые праздники устраивались торжественная богатая трапеза для монахинь обители и большие приемы для монастырского духовенства и городского начальства. Но успехам требовательной, порой жесткой в делах Милитины многие завидовали, ее оклеветали — незаслуженно обвинили в сокрытии подлога драгоценной ризы из монастырской сокровищницы, поэтому разжаловали в простые монахини. Милитина очень страдала от незаслуженных обвинения и унижения, вскоре она отправилась. Ее похоронили около Покровского собора, у монастырской стены. Последней настоятельницей монастыря была в 1915-1923 гг. матушка Мария (Либеровская), которая после его закрытия стала служить простой псаломщицей в одном из суздальских приходских храмов. Ее незаслуженно обвинили в действиях против советской власти, арестовали, сослали в лагерь на Север, в 1937 г. ее в возрасте 72 лет расстреляли в г.Иванове.

Хотя княжеский и царский периоды Покровский женский монастырь славился прежде всего из-за своей визуальной красоты и строгости религиозной жизни, все помнили о его особой значимости как места заточения опальных княгинь и цариц, своего рода духовной тюрьме для женщин аристократического рода. Почти все они здесь умирали и были похоронены, главным образом в полуподвальном склепе под Покровским собором. Некрополь Покровского монастыря имеет историческое значение, особенно — усыпальница под Покровским собором.

История Покровского монастыря в Суздале

Первоначально монастырь был деревянным, но постепенно в нем увеличивалось число каменных строений. В начале XVI в. монастырь посетил великий князь Московский Василий III, выделивший затем большие средства на строительство в нем каменных построек. В большой мере благодаря вниманию к этому монастырю со стороны Василия III началось обстоятельное визуальное совершенствование и стабильная с финансовых позиций жизнь этой обители.

Любил приезжать в Покровский монастырь в Суздале царь Иван Грозный, делавший в него богатые вклады, наделивший его льготами. Покровскому монастырю в конце XVII в. принадлежали 7 тысяч крепостных; он (как и Спасо-Евфимиев монастырь) был крупнейшим феодалом Суздаля. Покровский монастырь стал местом пострижения для многих представительниц знатных боярских и княжеских родов, при этом нередко в нем постригались насильно или ссылались в него русские великие княгини, царицы и царевны, ставшие ссыльными инокинями и обычно похороненные в нем. Усыпальница монастыря хранит прах знатных инокинь, ставших жертвами влиятельных и даже первых лиц в государстве, в том числе Василия III, Ивана Грозного. При этом нужно особо отметить, что Василий III и Ивана Грозного не столько ценили духовно-религиозные достоинства этого монастыря, сколько оценивали его как надежное место для содержания неугодных им женщин, насильно постриженных в монашество.

В 1923 г. Покровский монастырь закрыли, его ценности национализировали. После косметической реставрации монастырских построек в 1950-1960-е годы в них разместили музейные экспозиции. В 1980-е годы в монастыре разместили туристско-гостиничный комплекс: построили деревянные одноэтажные высококомфортные домики со всеми удобствами для состоятельных и чаще всего иностранных неправославных туристов, коммерческий ресторан, а позже — коммерческую баню с парильней.

В 1992 г. монастырь возродился. Поначалу в возрожденной обители монашеская жизнь протекала в невероятных условиях. В великолепно обустроенных деревянных домиках расселялись и вели светскую жизнь состоятельные туристы, в большей мере — иностранцы, в ресторане гремела музыка, в комфортабельной бане было много посетителей, мужчин и женщин. Но к концу 2000-х годов полными хозяевами в монастырском комплексе стали монахини. Покровский монастырь посещают туристы, экскурсанты, растет в него поток паломников. Постепенно нормализуется жизнь монахинь,которые содержат небольшое хозяйство, пасут коров, ловят рыбу, обрабатывают огород, вышивают пелерины, иконы, облачения для священников высокого сана. Есть в монастыре своя иконописная мастерская. Все чаще экскурсии в монастыре теперь проводят монахини или послушницы. Многие ценности не возвращены еще этому монастырю, в первую очередь это конфискованные у него после 1917 г. иконы, пребывающие в лучших музеях России — в Третьяковской галерее, в Русском музее и других.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь стоит в живописнейшем месте земли суздальской! Его воздвигли на крутом левом берегу прекрасной реки Каменки. Место там защищённое и потому, в минувшие столетия, считалось особо выгодным при строительстве оборонительных сооружений, а именно таковым он и считался изначально, возведённый в северной части города, практически за окраиной старинного Суздаля.

Основан Спасо-Евфимив монастырь был в 1352 году князем Суздальским и Нижегородским Константином Васильевичем. В те далёкие времена монастырь величался в народе мужской обителью Святого Спаса. Читать далее…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector