Сколько церквей в суздале? церкви и монастыри суздаля

Церкви, которые стоят в суздальских слободах

Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря

, на центральной улице города. ЛетняяСмоленская церковь и зимнийхрам святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.

Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)

Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.

Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.

Вид на храм Ильи Пророка

На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка

. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.

В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи

иБогоявленской церкви . Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.

Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)

Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.

На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь

. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.

Вид на Тихвинскую церковь

Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения

иЗнаменский храм . Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».

Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)

Возле Музея деревянного зодчества

, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичныйхрам Бориса и Глеба . Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.

Одноглавая Космодемьянская церковь

и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.

Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне

В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви

иНикольского храма . Раньше здесь находился женский Покровский монастырь.Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.

Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе

За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.

Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)

Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Кремль: встреча веков и стилей зодчества

Суздаль выстроен на берегах реки Каменки, притока Нерли. Он старше Москвы: первое письменное упоминание о нем относится к 999 году. Хотя официально годом основания все же считается 1024 год, когда запись о нем появляется в летописях. В августе 2018 года город Суздаль отметит свой 994-й день рождения.

Исторический центр Суздаля – всего девять квадратных километров. Можно исходить его пешком вдоль и поперек. И на каждом шагу встретятся музеи, древние монастырские стены и церкви, архитектурные памятники и внезапно открывающиеся виды – как подарок города лично тебе.

Начать прогулку стоит с Кремля. Когда-то Кремль был мощной крепостью, с кольцом земляных валов, на которых возвышались бревенчатые стены и башни. Он был построен в XI—XII вв. Внутри Кремля помещались городской собор, жилища князя и епископа. А еще там жила дружина князя, княжья свита и ближайшее окружение епископа.

Деревянные постройки Кремля сгорели во время пожара в 1719 году. От кремлевского комплекса укреплений остались земляные рвы и валы, поросшие травой, по которым сейчас гуляют туристы и на которых сидят подростки с мольбертами, поскольку виды оттуда открываются потрясающие! Но главный интерес представляют ансамбль архиерейского двора с собором Рождества Богородицы и церкви, относящиеся к комплексу Кремля.

Каменные Архиерейские палаты внутри Кремля начинали строиться в XV веке, а потом многократно перестраивались вплоть до XVIII века. Сейчас они выглядят как целый комплекс построек. Приковывает взгляд собор Рождества Богородицы – древнейшее здание Суздаля. Собор этот уникален тем, что, многократно перестроенный, он совмещает нижнюю часть, построенную в XIII веке, с верхней XVI века, причем внутри сохранились росписи разных столетий.

Каменные Успенская, Никольская и Христорождественская церкви завершают исторически сохранившийся архитектурный ансамбль Кремля. Еще один небольшой храм, стоящий на территории Кремля – деревянный Никольский (1766 г.) – был перенесен сюда в 1961 году из села Глотово Юрьев-Польского района, как образец деревянного зодчества.

Успенская же церковь построена в редком в здешних местах архитектурном стиле московского барокко. Раньше она была деревянной, но после пожара в XVII веке была восстановлена в камне, а в XVIII в верхней своей части перестроена, поэтому ее низ и верх имеют очертания, характерные для разных эпох.

Никольская церковь также построена взамен своей сгоревшей предшественницы в 1720—1739 годах. Это одноглавый храм с колокольней и соединяющей их трапезной. Гладкие стены основного объема-четверика просто и изящно украшены резными узорами. Это так называемая «летняя» церковь, имеющая парную «зимнюю»: маленькую церковь Рождества Христова (1775 год). Та и вовсе имеет самую скромную форму, напоминающую прямоугольный сруб с двускатной кровлей. Никольская и Христорождественская церковь вместе фигурируют в качестве декораций в популярном некогда фильме «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли.

Что делать в Суздале: день 1

Кремль

Что нужно сделать, приехав в новый город? Нет, не поесть. Познакомиться с историческим центром. А в Суздале он впечатляющий — Кремль, который раньше выполнял оборонительную функцию, а теперь стал главной достопримечательностью города. На его территории можно найти церковь и Богородице-Рождественский Собор с причудливыми фресками. Все объекты включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и датируются X–XIII веками.

Кремлёвская ул., 27

Цена билета 400 рублей

Перекус

Нагуляли аппетит? Направляемся к Торговым рядам. Здесь расположилась кофейня-кондитерская, самое время сделать перерыв. Кексы, безешки, тортики, эклеры… Рай для сладкоежки.

ул. Ленина, 63А

Пара десертов и кофе — 600 рублей

Музей восковых фигур

Конечно, до Музея мадам Тюссо ему далеко, зато здесь представлены наши соотечественники из разных эпох: Иван Грозный, Пётр I, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, — и другие любимые писатели, советские актёры и исторические личности. Кому нужен этот Бред Питт, когда есть Чехов.

Кремлёвская ул., 3

Вход в музей — 300 рублей

Дегустация огурцов

Он — главный овощ города, его тут выращивают и обильно добавляют везде. Солёные, жареные, маринованные. Может, повезёт и вы найдёте десерт из огурца. Ищите блюда в ресторанах, пробуйте соленья у местных бабушек и в ларьках около достопримечательностей.

Русская банька

Холодно на улице или жарко, суздальская банька всегда хороша. И обязательно возьмите услуги банщика, чтобы всей кожей ощутить процесс парения. Всё чистенько, в лучших традициях русской бани — после нужно окунуться в купель с холодной водой. После можно попить чай.

«Светлая баня», Комсомольская улица, 1

1500 рублей за час

Блеск в глазах

Отправляемся в Торговые ряды, вход со стороны речки. Будем дегустировать местную медовуху. Для блеска в глазах. Мероприятие проходит в помещении, декорированном под царские палаты с троном посреди зала. Такая вот торжественная атмосфера из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Ещё и десять сортов веселящего напитка с русскими закусками. Понравившийся можно прихватить домой.

ул. Ленина, 63А

Алкогольный сет — 280 рублей

Новомодная русская кухня

За этим идём в ресторан Le Bazar. Стильное заведение в европейском формате. Много интересных вегетарианских блюд, например, стейк из цветной капусты (390 рублей) и большой выбор морепродуктов: мурманский гребешок с трюфельной пастой (670 рублей), жаркое из мидий (650 рублей).

ул. Ленина, 82

Ценник за горячее и вино — около 800–1000 рублей

Потусить?

Если в ваших планах как следует потусить, то забудьте о модных заведениях. Здесь они будто застряли в прошлом десятилетии. Но для танцев вполне себе ничего.

Клуб «Смайл»

Два коктейля — 700 рублей

Достопримечательности

  • Курганный могильник «Мжарский» («Панки») — некрополь средневекового Суздаля (XI—XII вв.), расположенный на юго-восточной окраине современного города между реками Мжарой и Каменкой.
  • Пожарная каланча в центре города.

Архитектурные памятники

Суздаль сохранил большое число архитектурных памятников:

Центр Суздаля

  • Суздальский кремль и относящиеся к Кремлю три церкви у крепостных валов:

    • Успенская (XVII век)
    • Никольская (1720—1739)
    • Рождества Христова (1775)

Спасо-Евфимиев монастырь

  • Монастырские ансамбли
    • Спасо-Евфимиев монастырь
    • Покровский монастырь
    • Александровский монастырь
    • Ризоположенский монастырь
    • Васильевский монастырь

Торговые ряды

  • Александровский монастырь

    Ансамбль Торговой площади

    • Торговые ряды (1806—1811, арх. А.Вершинский)
    • Церковь Воскресения (1732)
    • Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1739)
    • Церковь Константина и Елены (Цареконстантиновская) (1707)
    • Церковь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость (1750—1787)
    • Церковь Входа Господня в Иерусалим (1702—1707)
    • Церковь Параскевы Пятницы (1772)
  • Памятники Посада
    • Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1720 г.)
    • Церковь Святого Антипия (1745)
    • Церковь Святого Лазаря (1667)
    • Церковь Кресто-Никольская (1770)
    • Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе (1725)

Церковь Бориса и Глеба

Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе

  • Памятники Заречной стороны
    • Церковь Знамения на Мжаре (1749)
    • Церковь Ризоположения на Мжаре (1777)
    • Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне (1749 г.)
    • Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе (1744 г.)
    • Церковь Богоявления в Кожевенной слободе (1781 г.)
    • Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кожевенной слободе (1739 г.)
    • Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (конец XVII в.)
    • Церковь Святого Николая у Покровского монастыря (1712)
    • Церковь Петра и Павла у Покровского монастыря (1699)
  • Памятники слободы Скучилихи
    • Церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1696—1707)
    • Церковь Симеона Столпника (1749)
    • Каменный посадский дом (конец XVII в.)
  • Памятники близлежащих сёл
    • Крестовоздвиженская церковь в Коровниках (1696 г.)
    • Церковь Косьмы и Дамиана в Коровниках (XVIII век)
    • Церковь Флора и Лавра в Михалях (1803)
    • Церковь Михаила Архангела в Михалях (начало XVIII в.)
    • Церковь Александра Невского в Михалях (начало XX века)
    • Церковь Михаила Архангела в Ивановском (середина XVIII в.)

Амбары на сваях XVII в. в музее деревянного зодчества

  • Памятники музея деревянного зодчества
    • Преображенская церковь из села Козлятьево Кольчугинского района (1756)
    • Воскресенская церковь из села Патакина Камешковского района (1776)
    • Изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района (XIX в.)
    • Изба из д. Каменево Камешковского района
    • Двухэтажный дом зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района
    • Дом с мезонином из села Тынцы Камешковского района (вторая половина XIX в.)
    • Ветряные шатровые мельницы из с. Мошок Судогодского района.(XVIII в.)
    • Амбар-лабаз из села Мошок (XIX в.)
    • Колесный колодец из села Кольцова Селивановского района. (XIX в.)
    • Баня из с. Ново-Александрово Суздальского района (XIX в.)
    • Два овина (XIX в.)

В 4 км от Суздаля расположено село Кидекша, служившее загородной резиденцией Юрия Долгорукого. В селе сохранился памятник домонгольского зодчества — Борисоглебская церковь (ок. 1152 г.).

Скульптурные памятники

  • Бюст Дмитрия Пожарского (, скульптор Заир Азгур)
  • Памятник Владимиру Ленину (, скульптор Александр Тюренков)
  • Памятник жителям города, погибшим во время Великой Отечественной войны ()
  • Памятник подводнику Алексею Лебедеву (, скульпторы Андрей Балашов, Игорь Черноглазов)
  • Памятник Андрею Тарковскому и его фильму «Андрей Рублев» (2017, скульптор Мария Тихонова)

Музеи

Архиерейские палаты

На территории Суздаля находятся музейные объекты Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника

  • Кремль
  • Спасо-Евфимиев монастырь
  • Музей деревянного зодчества
  • Посадский дом
  • Приказная изба Покровского монастыря

В Никольской церкви работает иконописная мастерская священника Андрея Давыдова, действует музей восковых фигур.

Чемпион по количеству храмов и монастырей

Суздаль – это город церквей и монастырей. Одних церквей тут более трех десятков. Куда ни глянешь – везде блестят подсвеченные солнцем купола – серебряные, голубые, золотые. Так что гулять по историческому центру Суздаля и не видеть в каждый момент времени какого-нибудь храма почти невозможно. Нигде в мире на каждого жителя города не приходится столько церквей, сколько в маленьком Суздале.

Недалеко от Кремля виднеется Входо-Иерусалимская церковь, а за ней Пятницкая и Ильинская церкви, все три XVIII века. Одними из самых красивых в городе считаются храмы Святого Антипия и Святого Лазаря, стоящие недалеко от Гостиного двора. Они являются «зимней» и «летней» церквями.

Церковь Святого Лазаря – настоящее чудо белокаменного зодчества. Она построена в 1667 году на месте ее сгоревшей деревянной предшественницы. Это первая из суздальских пятиглавых церквей, построенная на пяти световых барабанах, поэтому внутри нее много теплого света. Белокаменные стены, золотой блеск крестов, множество подковообразных кокошников и пояс изразцов на широком карнизе снаружи создают ощущение пышности и величавости.

Церковь святого Антипия построена позже и дополняет весь ансамбль своей удивительной красоты колокольней. Ее верхний высокий восьмерик, стоящий на четырёхгранном основании, увенчан изящным вогнутым шатром с тремя рядами маленьких окошек. А фасады оформлены в нескольких цветах. Колокольня такая красивая и самобытная, что на нее нельзя не залюбоваться!

Прекрасная панорама на Покровский монастырь и Покровскую слободу открывается с высокого берега реки Каменки у стен Спасо-Евфимиева монастыря. Монастырь был основан в 1364 году на низком берегу реки и сейчас является действующим женским монастырем. Его церкви и кельи обнесены каменной стеной с девятью башнями. Он знаменит тем, что в разное время фактически являлся местом ссылки многих знатных особ.

А еще в Суздале есть Ризоположенский и Васильевский монастыри, а также самый древний из сохранившихся в городе Александровский монастырь. Все три монастыря за последние 15-20 лет возвращены Русской православной церкви и в них восстанавливается та духовная жизнь, которой они жили многие века до революции.

Золотые ворота

Золотые ворота Рождественского собора в Суздале — это уникальное произведение древнерусских мастеров, созданное в 20–30-х годах XIII века. Ворота состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин, установленных в два ряда и обитых снаружи медными листами.

Пластины стыкуются между собой с помощью металлических валиков. Все детали ворот покрыты золочеными рисунками с орнаментом, изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы.

Техника изготовления золотых ворот называлась огненным золочением. На черной медной основе с помощью проволоки выполнялся рисунок, который заполнялся золотом, растворенным в ртути. После нагрева пластин ртуть испарялась, а золото навечно сливалось с медью.

Ручки дверей сделаны в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.

Рождественскому собору был нанесен значительный урон во время монголо-татарского нашествия в 1238 году. Предполагают, что именно тогда были вывезены северные Золотые ворота, а южные и западные сильно пострадали и были восстановлены в конце XIII века.

Одна из достопримечательностей Суздальского Рождественского Собора — царь-фонарь XVII века. Его вес составляет 160 килограммов и использовался он во время крестных ходов.

История создания и развития монастыря

Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.


Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.

Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.

Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно

Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.

Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми

Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:

  • Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
  • Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
  • Федор Шаховский, декабрист;
  • Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
  • священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.

Годы советской власти

Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.


Спасо-Евфимиев монастырь окружен каменными стенами

И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.

Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.

В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.

С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.

Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.

История Успенской церкви

История Успенской церкви берет начало во второй половине 17 века. Согласно сохранившимся документам именно в это время появилась нижняя каменная часть храма. Как и в большинстве подобных случаев, возведена она была на месте своей деревянной предшественницы.

В начале 18 века ей пришлось пережить перестройку после большого пожара, охватившего весь город. Из-за этого сейчас она состоит из форм, характерных для разных строительных эпох. В изначальном варианте конструкции у церкви была шатровая колокольня, а также придел Сергия и Никона Радонежских. Все это находилось в окружении невысокой ограды и опорных столбиков-башенок вместе с воротами. Но до наших дней эти архитектурные элементы не сохранились в результате печальных событий начала 20-го века. Тогда директору суздальского музея пришла разнарядка из Спасо-Евфимиевого монастыря, где разместился политизолятор. В ней предлагалось снести одну из кремлевских церквей, для того, чтобы использовать освободившиеся в итоге кирпичи для различных производственных нужд. Директор музея принял решение сохранить именно Успенскую церковь, как наиболее ценную в архитектурном плане. Особо он старался уберечь единый ансамбль самой церкви, придела и колокольни. Но, увы, и это в полной мере ему не удалось. В результате разрушительных работ сохранился только храм. Таким образом особый ансамбль был разбит. Уже значительно позже колокольня была восстановлена на основе имеющихся исторических данных, и вновь дополнила конструкцию.

Архитектура церкви

Специалисты называют Успенскую церковь одним из скромных, но изящных памятников Суздаля. Ее особенность в архитектурном стиле, который нехарактерен для этих мест. Храм выполнен в формате нарышкинского барокко. Для этого стиля определяющими чертами являлись элементы европейского барокко, детали готики и ренессанса, тесно переплетенные с традициями русского деревянного зодчества и каменной архитектуры.

 Сама церковь представлена широким восьмериком, размещенном на четверике. На ней нет каких-то пышных украшений, но редкие элементы декора выглядят очень изящно. Купол храма покрыт барабаном и главкой небольших размеров. В середине 20 века церковь прошла реставрацию, которая позволила ей сохранить свой архитектурный облик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector