Богородице-рождественский женский монастырь в москве

Храмы

Рождественский храм

Церковь в честь Рождества Христова с трапезной — единственная уцелевшая после советского периода церковь обители. Это представительный храм эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. Храм был первоначально устроен в XVII веке как тёплая церковь на месте холодной деревянной. В первом этаже сохраняются части построек XVII века, в том числе старой надвратной церкви. Однако, в целом здание датируется 1864-1866 годами, когда оно было перестроено в виде гражданского здания по проекту архитектора Н. А. Артлебена. Храм был закрыт с 1918 года, после чего в нём размещался танцевальный зал, а в 1924-1927 годах — картинная галерея и спортивный зал УКГБ.

К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины — вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными — в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота. В 2002 году в процессе ремонтных работ храм получил одноглавое позолоченное луковичное завершение, в интерьере появились настенные росписи.

Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр — в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла. Эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором — филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами. В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа — небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей — арочные, частью ложные, со скромными рамками. Барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части отличаются очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками. Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проёмов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.

В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах — плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее — старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные пилястры, архивольты окон, сливающиеся в аркаду и переходящие на торцовые стены, круглые ниши. В западной части лестница ведет в два протяженных помещения, предваряющих церковь.

Приписные

На осень 2012 года приписными к монастырю состояли знаменитый храм Покрова на Нерли; Никольский храм в селе Семёновском-Красном Суздальского района; Суздальские Царе-Константиновский и Скорбященский храмы .

Собор Рождества Богородицы

К сожалению, собор Рождества Богородицы, главный монастырский храм, возведенный еще при Всеволоде III, не сохранился в первозданном виде.

В 1858 году император Александр II, посещая обитель, обратил внимание на ветхость многовекового строения и распорядился выделить средства на его реставрацию. Здание было полностью разобрано, а затем восстановлено в соответствии с прежним видом

Особенно замечательно выглядел позолоченный купол собора.

Однако, в 30-е годы, когда в СССР повсеместно уничтожались храмы, Собор Рождества Богородицы и колокольня с часами также были разрушены.

Спустя 800 лет со дня основания обители началось ее возрождение. Первое богослужение состоялось в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в сентябре 1992 года. В конце XIX века началось воссоздание собора Рождества Богородицы и звонницы. Причем, архитекторы не стремились выполнить копию собора XII века, ими был построен белокаменный храм по образу Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества того времени. В 2004 году восстановленный собор был освящен.

Становление Богородице-Рождественского монастыря во Владимире

Датой основания монастыря принято считать 21 августа 1191 года, в этот день сын Юрия Долгорукого князь Всеволод III Большое гнездо (такое имя он получил по той причине, что у него было 12 детей) заложил белокаменный собор Рождества Богородицы.

Время становления обители тесно связано с именем Всеволода III. Князь покровительствовал над монастырем — отписал ему немалые земли, а настоятелями назначал епископов Владимира.

Ярким событием в монашеской жизни стало погребение в склепе Рождественского собора в 1263 году Великого князя Александра Невского. В дальнейшем, каждый из правящих князей, желая почтить память великого полководца, преподносил дары Богородице-Рождественскому монастырю и делал вклад в его развитие. Это было время, когда обитель укреплялась и процветала.

Правда, в этот период были и мрачные страницы в ее истории. В 1238 году во время нашествия полчищ татаро-монгольского ига монастырские постройки были разграблены и преданы огню, а монахи и настоятель убиты. Много сил и времени потребовалось, чтобы вновь восстановить монастырскую жизнь.

Владимир в деталях: оригинальные здания

Водонапорная башня

Водонапорная башня во Владимире / фото С. Махлов

Необычное сооружение возвели в 1912 году. В резервуар Водонапорной башни помещалось более 103 тысяч литров воды — это запас из 8000 ведер.

Памятник промышленной архитектуры внешне напоминает крепостное сооружение — арочные ниши словно бойницы, над окнами стрельчатые арки. Когда башню переоборудовали под музей в середине 1970-х, сходство усилили — добавили шатровую крышу с флюгером.

Сейчас здесь музей «Старый Владимир». На 4 ярусе есть смотровая площадка, но вид с нее не самый лучший.

  • Где: Козлов вал, 14.
  • Когда: ежедневно с 10:00 до 18:00, выходной — понедельник.
  • Сколько стоит: 150 руб. для взрослых, 100 руб. для школьников.

Дом дружбы — чудо-терем в псевдорусском стиле

Теремок на Большой Московской и памятник Андрею Рублеву / фото С. Махлов

Домом дружбы здание стало десяток лет назад, когда здесь стали встречать официальные делегации и проводить приемы. Здание похоже на терем: килевидные арки, четырехскатная крыша с шатрами, наличники.

Изначально это здание Владимирской городской Думы. Построенное в 1907 году, оно внешне напоминает «старшую сестру» — Думу Московскую (старое здание на Красной площади, сейчас в нем Исторический музей). Тот же красный кирпич, тот же псевдорусский стиль.

Где: Большая Московская, 54.

Мужская гимназия со странной плоской церковью

Мужская гимназия / фото С. Махлов

Эта губернская гимназия (1786 г.) только на первый взгляд кажется обычной. Главный фасад украшен колоннами, многоступенчатой лестницей. В ней учились дети дворян и офицеров — истории, латыни, другим наукам.

Необычное тут нужно искать в торце здания. Это остатки декоративной звонницы из красного кирпича. Сооружение прозвали в народе «странной плоской церковью» — она как бы парит в воздухе, лишь одной из стенок прижимаясь к училищу. Раньше на этом месте была домовая церковь в честь Александра Невского для учителей и гимназистов.

Сейчас в здании Детская художественная школа.

Где: ул. Большая Московская, 35.

Красный крест — скорая помощь с колокольней

Госпиталь Красного креста во Владимире / фото С. Махлов

Здание, построенное в годы Первой мировой войны как госпиталь Красного креста, больше напоминает усадьбу помещика, оформленную в стиле русского узорочья.

Здесь необычно для больницы все:

  • крыльцо-рундук, похожий на вход в гороховецкие купеческие палаты,
  • каменное кружево по всему фасаду здания и затейливые формы окон,
  • резные фризы, полукруглые и килевидные наличники, как во Владимиро-Суздальских церквях,
  • высокая башня, напоминающая звонницу в колокольне.

В период эпидемии Covid-19 здесь развернут инфекционный госпиталь для больных с коронавирусом.

Где: ул. Горького, 5.

Театр кукол или Народный дом трезвости

Здание театра кукол / фото С. Махлов

Красивое здание построили в 1905 году как Народный дом для Общества трезвости. Деньги на постройку выделило императорское Министерство финансов. Здесь смешались ампир, модерн и неоклассицизм — постарался архитектор Яков Ревякин.

В годы революции 1905 года в доме тайно собирались революционеры, устраивали народные собрания, митинговали. А в период Первой мировой войны его отдали под нужды беженцев.

Сейчас здесь театр кукол.

Где: ул. Гагарина, 7.

Монастыри

Действующие монастыри Владимирской области позволяют каждому познакомиться с с культурно-исторической ролью русского православия, познакомиться с историей монастырей, и их духовно-культурными ценностями. В этих стенах царит особенная атмосфера, которая дарует душевное просветление и внутреннее спокойствие. В поездки по святым местам отправляются не только для изучения православия, но и для очищения души и более глубокого понимания собственной сути. Во Владимирской области сохранилось множество храмов и монастырей, которые были основаны еще во времена расцвета столицы Северо-Восточной Руси.

В самом центре города Владимир расположен мужской Богородице-Рождественский монастырь, который до XIV века являлся основным центром церковной жизни страны. Здесь был похоронен Александр Невский, но на сегодняшний день его мощи находятся в Санкт-Петербурге. Но в монастыре сохранилась икона Знамения Божией Матери, которая принадлежала князю. Монастырская обитель перетерпела несколько пожаров, нашествия хана Батыя и других иноземных захватчиков, эпоху атеизма. Но несмотря на непростую судьбу, мужской монастырь во Владимире не утратил своего значения в духовной жизни страны.

Свято- Боголюбский женский монастырь во Владимире был основан князем Андреем Боголюбским на месте, где ему явилась Пресвятая Богородица, и велела оставить перевозимый Андреем из Вышгорода в Ростов Богородичный образ во Владимире, и построить для него храм, а на месте божественного явления – монастырь. Произошедшее событие князь Андрей велел запечатлеть на написанной по его приказу иконе, получившей название «Боголюбивой». Так появился новый иконографический тип Богородичной иконы.

В действующие монастыри Владимира приезжают люди из разных уголков нашей страны, чтобы поклониться святыням. Например, многие едут в Александров Владимирской области в женский Свято-Успенский монастырь к чудотворной Владимирской иконе Божьей Матери. В Александрове есть еще один женский монастырь — Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный, в стенах которого побывали Иван IV Грозный, Сергий Радонежский. В муромском мужском Спасо-Преображенском монастыре хранится икона Божией Матери «Скоропослушница», к которой едут просить о спасении при неизлечимых заболеваниях и других тяжких недугах. В монастыре хранятся частицы мощей Св. Илии Муромца. Мощи св. Петра и Февронии покоятся в муромском Свято-Троицком женском монастыре.

В Покрове Владимирскойобласти есть женский Свято-Введенский островной монастырь. Это уникальное место — обитель находится в середине Введенского озера в окружении живописной природы. Сегодня на территории имеются мастерские, где монахини реставрируют старые иконы и изготавливают утварь для церкви. Также тут действует православный детский пансионат для оставшихся без попечения девочек. Для паломников и туристов работает монастырская трапезная, которая летом располагается на водной террасе.

В каждом городе региона есть святые места, которые нужно посетить хотя бы раз в жизни. Храмы и монастыри Владимира поражают красотой архитектуры, ощущением святости и всепроникающей гармонии.

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.8. Святыни обители. Боголюбская икона Божией Матери.

1157 году святой князь Андрей Боголюбский тайно, без отцовской воли, покинул Вышгород и ушел на свою родину — в Ростово-Суздальскую землю с твердым намерением осуществить там идею сильной княжеской власти, чтобы укрепить ослабленную междоусобицей Русь. В благословение взял он с собой из Вышгородского женского монастыря образ Божией Матери, по преданию, написанный евангелистом Лукой. После краткой остановки во Владимире князь Андрей отправился по ростовской дороге, намереваясь в древнем городе устроить свою княжескую резиденцию. В девяти с половиною верстах от Владимира, вниз по течению Клязьмы, лошади, везшие святую икону Божией Матери, стали, и не было никакой возможности сдвинуть их с места. После перемены лошадей сдвинуть повозку с места тоже не удалось. Горячо, со многими слезами молился князь перед ликом Божией Матери и в полночь удостоился Ее дивного посещения.

Пресвятая Богородица указала князю на город Владимир, будущую столицу Руси, и повелела князю поставить икону Ее во Владимире, а на месте явления Своего создать обитель для иноков. Князь принялся за исполнение повеленного немедленно: утром был заложен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и посланы гонцы, которые должны были привести к князю лучших иконописных дел мастеров. Вскоре, по распоряжению князя была написана икона Божией Матери так, как Она явилась князю в видении. Икону, поставленную в новой Боголюбской обители, назвали Боголюбивой, или Боголюбской, — по месту своего пребывания. «Боголюбская» — одна из первых икон, написанных русскими мастерами. Вместе с Владимирской иконой Божией Матери она стала охранительницей и утешительницей городу Владимиру и всей Ростово-Суздальской земле особенно с того времени, когда Владимирская икона Богородицы была перенесена в Москву (1395-й год). Празднование в честь Боголюбской иконы Божией Матери совершается 18 июня (1 июля по н. ст.).

В 1771 году во время эпидемии моровой язвы жители Владимира пронесли крестным ходом вокруг города Боголюбскую икону Пресвятой Богородицы — после чего эпидемия чудесным образом прекратилась. В память об этом событии ежегодно, за месяц до празднования в честь этой иконы, чудотворный образ приносили из Боголюбова во Владимир и в течение всего месяца с молебными песнопениями его носили по монастырям и приходским храмам, а накануне праздника торжественным крестным ходом возвращали в Боголюбово. В конце XIV века и позднее с чудотворной Боголюбской иконы Богородицы были сделаны многие списки, которые также прославились чудотворениями.

После революции и закрытия Боголюбского мужского монастыря эта величайшая святыня земли Русской находилась в приходском храме, затем в краеведческом музее.

В 1992 году по ходатайству архиепископа Евлогия икона была помещена в Успенском соборе Княгинина монастыря, который тогда еще принадлежал музею; через некоторое время монастырь был открыт (1993 год) и верующие получили возможность молиться перед чудотворной иконой и получать по вере своей помощь и утешение. С тех пор монастырская летопись постоянно пополняется свидетельствами заступничества Царицы Небесной. Известны случаи исцеления больных. Так однажды исцелилась у иконы от заикания девочка. В другой раз в течение месяца встала на ноги попавшая в автокатастрофу девочка, которую врачи сочли почти безнадежной. Зафиксированы случаи исцеления от рака. Есть несколько свидетельств о том, что бездетные супруги вымолили себе долгожданных детей.

С 1993 года по благословению владыки Евлогия ежегодно за месяц до празднования в честь Боголюбской иконы Божией Матери владимирское духовенство по череде каждый день служит молебны с акафистом перед чудотворным образом. 30 июня архиерейским служением перед чудотворным образом в монастырском Успенском соборе совершается малая вечерня с акафистом и торжественное всенощное бдение. А 1 июля, в день празднования иконы, во Владимире проводится крестный ход со списком Боголюбской иконы Божией Матери в село Боголюбове, в женский монастырь. В самый день праздника перед чудотворным образом не умолкает молитва. Служатся Литургия, молебны. После торжеств большой поток паломников устремляется поклониться Пресвятой Богородице, испрашивая Её заступничества и помощи, благодаря Её за неиссякаемый поток щедрот и милостей.

Далее

Богородице-Рождественский мужской монастырь

Успенский собор
Дмитриевский собор
Богородице-Рождественский мужской монастырь
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь
Свято-Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь
Николо-Галейская церковь
Николо-Кремлевская церковь
Георгиевская церковь
Михайло-Архангельская церковь
Троицкая старообрядческая церковь
Спасо-Преображенская церковь
Церковь Казанской иконы Божьей Матери

Богородице-Рождественский монастырь является одним из самых древних в России, он был образован в конце XII века.

В течение 150 лет, до основания Троице-Сергиевой Лавры, обитель была главным духовным центром на всей территории Северо-Восточной Руси. В настоящее время Богородице-Рождественский монастырь является действующим, он расположен в центре города, на возвышенности, над руслом реки Клязьмы.

Архитектурный ансамбль составляют, в основном, строения XVII – XVIII веков, в том числе кельи монахов и палаты архимандрита, церковь Рождества Христова (массивное вытянутое здание) и Святые ворота, собор Рождества Богородицы и другие исторические здания. На территории обители расположена Владимирская духовная семинария.

Здесь можно посетить службу и послушать звон колоколов, ощутить дух древности и истории русского государства.

К сожалению, собор Рождества Богородицы, главный монастырский храм, возведенный еще при Всеволоде III, не сохранился в первозданном виде.

В 1858 году император Александр II, посещая обитель, обратил внимание на ветхость многовекового строения и распорядился выделить средства на его реставрацию. Здание было полностью разобрано, а затем восстановлено в соответствии с прежним видом

Особенно замечательно выглядел позолоченный купол собора.

Однако, в 30-е годы, Собор Рождества Богородицы и колокольня с часами были разрушены.

Спустя 800 лет со дня основания обители началось ее возрождение. Первое богослужение состоялось в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в сентябре 1992 года. В 2004 году восстановленный собор был освящен.

Здесь можно посетить службу и послушать звон колоколов, ощутить дух древности и истории русского государства.

Сейчас это действующий мужской монастырь, на его территории трудятся 10 монахов, есть заочная духовная семинария, центр управления Владимиро-Суздальской епархии.

Адрес: Владимир, Большая Московская улица, 68

Телефон

Сайт: брм33.рф

Открыто: пн-пт 8:00–18:00

Опубликовано: 20.12.2010 17:02:56 Изменено: 31.03.2017 12:03:03

Фото и описание

Успенский Княгинин монастырь был основан в 1200 г. на территории так называемого Нового города, у обращённых к реке Лыбеди черты древних валов владимирским князем Всеволодом. Появление монастыря связано с именем супруги Всеволода — Марии, являвшейся дочерью осетинского князя Шварновна. Мария Шварновна была верной помощницей своего мужа и самоотверженной матерью, которая воспитала двенадцать детей.

В 1198 г. после рождения последнего сына, великая княжна заболела и на протяжении 7 лет безропотно переносила страдания. Во время своей болезни она дала обет основать монастырь, а в 1200 г. Всеволод по её настоянию заложил Успенский Княгинин монастырь. В 1206 г. великая княгиня стала монахиней под именем Марфа. После пострига Мария умерла и была погребена в монастыре.

Во имя княгини Марии монастырь назвали Княгининым. Потом главный храм монастыря стал родовой усыпальницей. Здесь похоронены сестра княгини – Анна, Елена – дочь Марии, две жены Александра Невского, а также его дочь и другие знатные женщины. В более поздний период здесь была упокоена сестра адмирала М.П. Лазарева, первооткрывателя Антарктиды, — Лазарева В.П.

Устроительница монастыря являла собой образ русской святости. Ее потомки также прославились в лике святых. Среди них – ее сыновья Ярослав, Георгий, Константин, Святослав Всеволодичи, внуки Феодор и Александр Невский, Василько, сыновья Георгия, Даниил Московский и др. Сама княгиня Мария тоже прославлена в соборе святых, просиявших в земле Владимирской.

Монастырь не раз страдал от татаро-монгольских и ордынских набегов. В 1411 г. при нашествии на Владимир татар под управлением царевича Талыча монастырь был разорен. Возрождение обители началось только в 16 в. Среди тех, кто участвовал в восстановлении монастыря – великий князь Василий Иоаннович, Иван Грозный, Михаил Федорович и Алексей Михайлович. В монастыре какое-то время находилась супруга сына Ивана Грозного – Пелагия Михайловна. С 1606 г. здесь жила дочь Бориса Годунова, Ксения, которая потом приняла иночество.

В 17 в. в обители были особые царицыны хоромы, за их содержанием следил владимирский воевода. С начала 18 в. во время петровских времен и правления Екатерины II Княгинин монастырь переживает некоторый упадок. Возрождение обители начинается лишь в 19-начале 20 вв. В 1876 г. в монастыре была создана больница для малоимущих. А в 1889 г. здесь была открыта рукодельная церковно-приходская школа для девочек.

В 1923 г. монастырь принудительно закрыли репрессивные органы советской власти. Ликвидация обители происходила в течение 8 месяцев и сопровождалась разграблением монастырского имущества . Монахинь изгнали из их келий. Помещения были заселены ответственными работникам компартии и руководством советской власти. По причине закрытия монастыря и создания поселка для советской бюрократической элиты было ликвидировано и монастырское кладбище. В 1923 г. монастырь как территориальная единица был переименован в поселок им. Воровского.

В 1992 г. Княгинин монастырь начал возрождаться к жизни как женская иноческая обитель Владимирской епархии. Настоятельницей обители выступила монахиня Антония (Шаховцева).

На территории Княгининского монастыря расположено два каменных храма: Казанский и Успенский собор. Успенский собор представляет собой великолепный пример раннемосковского зодчества. Во Владимире – это единственное здание в подобном стиле. Наружные стены храма завершаются закомарами. Над ними в два ряда располагаются килевидные кокошники, являющиеся основанием для барабана с главкой шлемовидной формы

К плавным формам силуэта здания приковывают внимание плоские лопатки, делящие фасад на прясла и узкие щелевидные окна. Стены Успенского собора изнутри расписаны фресками (1648 г.), которые были выполнены московскими изографами по заказу патриарха Иосифа

Руководил мастерами Марк Матвеев.

У храма в честь Казанской иконы Божией Матери два придела: один – в честь Иоанна Златоуста, другой – в честь мученика Авраамия. Казанскую церковь отличают старинные царские ворота с виртуозной резьбой 16 в.

Богородице-Рождественский монастырь в Советское время

За свою историю Богородице-Рождественский монастырь много раз страдал от пожаров, реставрировался и перестраивался. Но самые страшные дни наступили при Советской власти, когда территорию обители занимали различные карательные организации, начиная от ГубЧК (губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем) и заканчивая КГБ. В период сталинских репрессий здесь проходили массовые расстрелы репрессированных, обвиненных в шпионаже и признанных врагами народа.

В память о погибших в монастырском саду установлен памятный белокаменный крест, а на монастырской стене Вы увидите мемориальную доску с фамилиями убитых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector