Богородице-алексеевский монастырь (>kikjk;ney-glytvyyfvtnw bkugvmdj,)

История

До середины 18 века Богородице-Алексиевский монастырь владел обширными землями и богатым рыбным промыслом. В его стенах была устроена первая в округе больница и создано «Русское духовное училище».

Царь Алексей Михайлович присылал в монастырь колокола, иконы, книги, церковное облачение. Царь Федор Алексеевич лично покровительствовал обители.

В 1776 г. в монастыре заложили каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и двумя боковыми приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и во имя святых Флора и Лавра. Позже церковь украсили колокольней.

Осенью 1836 г. в Сибири появился человек по имени Феодор Кузьмич, удивительно похожий на императора Александра I. Он был отлично образован, легко рассуждал о дворцовой жизни и войне 1812 г. Страждущие шли к праведнику Феодору за помощью и получали ее. Погребли старца в любимом им монастыре. В начале 20 века рядом с могилой возвели часовню, но уже спустя 30 лет ее разрушили, а заодно с ней — и колокольню. В 1984 г. Феодор Томский был причислен к лику сибирских святых, а в 1995 г. произошло обретение его мощей.

Настоятели

  • Ефрем (Березовский) (1605 — 1663) строитель
  • Варлаам (упом. 1648)
  • Исаия (1660 — 1668) схиигум.
  • Варлаам (1668 — 1698)
  • Иона (1698 — ?) архим.
  • Павел (1703 — 1705) строитель
  • Мартиниан (1705 — 1706) архим.
  • Савватий (1706 — 1711) архим.

    Иосиф (1711) иером.

  • Василид (1711 — 1722) архим.
  • Сильвестр (1722) архим.

    Дионисий (1723) иером.

  • Рафаил (1733 — 1738) иером.
  • Лаврентий (1738 — 1744) архим.
  • Авксентий (1744 — 1746) иером.
  • Герасим (1746 — 1750) иером.
  • Феодосий (1760 — 1769) архим.
  • Нафанаил (1769 — 1774) игум.
  • Прокопий Петров (1774) прот.
  • Филофей (1775 — 1777) игум.
  • Алексий Михайловский (1780) прот.
  • Иннокентий (1781 — 1786) игум.
  • Феофилакт (1807 — 1818) архим.
  • Иннокентий (Солодчин) (31 августа 1898 — 9 февраля 1899)
    1908 — нач. 1920-х — см. список епископов Барнаульских
  • Гавриил (Воеводин) (14 сентября 1921 — не позднее 1923)

Храмы

Казанский храм

Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь через 10 лет, в 1789 году, был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря.

После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана.

В начале 1980-х годов храм, по отзывам корреспондентов местных газет, представлял собой «…обрубок старинного здания с остатками купола». Ко времени начала воссоздания монастыря в конце века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма.

В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.

Часовня прав. Феодора Томского, Богородице-Алексеевский монастырь г. Томска, нач. XX в.

Часовня св. Феодора Томского В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича.

В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий.

В 1997 — 1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах.

Трехсвятительский храм

Построен в конце — начале XXI века.

Храм при вратах

Построен в конце XX — начале XXI века.

Святыни

в синодальный период

  • ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых
  • запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери, утрачена в советское время
  • деревянное резное распятие (высота — 3 аршина 14 вершков, ширина — 1 аршин 19 вершков), выполненное в Кузнецке в 1662 году по заказу строителя Исаии

в настоящее время

  • мощи святого праведного старца Феодора Томского, в Алексиевском приделе монастырского храма
  • Казанская икона Божией Матери, приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
  • икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
  • ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
  • ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи, Лазаря Четвертодневного, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Евфимии Всехвальной, свтт. Феодосия Черниговского, Никиты Новгородского, Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Иннокентия Московского, прпп. Иова Почаевского, Нила Столобенского, блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
  • икона с мощами свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом года

Святыни

в синодальный период

  • ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых
  • запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери, утрачена в советское время
  • деревянное резное распятие (высота — 3 аршина 14 вершков, ширина — 1 аршин 19 вершков), выполненное в Кузнецке в 1662 году по заказу строителя Исаии

в настоящее время

  • мощи святого праведного старца Феодора Томского, в Алексиевском приделе монастырского храма
  • Казанская икона Божией Матери, приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
  • икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
  • ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
  • ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи, Лазаря Четвертодневного, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Евфимии Всехвальной, свтт. Феодосия Черниговского, Никиты Новгородского, Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Иннокентия Московского, прпп. Иова Почаевского, Нила Столобенского, блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
  • икона с мощами свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом 2004 года

Могочинский монастырь основали иеромонах Иоанн (Луговских) и монахиня Ирина (Селивёрстова)

Могочинский монастырь основан года. Именно тогда в только что открывшийся Никольский приход приехал иеромонах Иоанн (Луговских) с монахиней Ириной (Селивёрстовой).

Они оборудовали под храм деревенский дом, кроме того также приобрели три близлежайших дома. Это стало основой территории будущего монастыря.

Свято-Никольский монастырь в посёлке Могочино. Матушка Ирина Селивёрстова. Матушка Ирина — одна из основательниц Свято-Никольской обители в Могочино. Фото: radiologos.ru

Обитель строилась без централизованного финансирования, исключительно за счёт пожертвований. Основатели монастыря связывают его появление подвигом невинно сосланных сюда в период репрессий.

Кроме того, они также хотели принести христианскую веру в древнюю языческую местность. Именно поэтому строительство монастыря шло в тяжелейших условиях, так как в селе, которому 270 лет, никогда не было церкви и дорог. Все необходимое сюда завозили по реке.

Иоанн Луговских в 1998 году стал духовником Могочинского Свято-Никольского женского монастыря.

В это местности суровой климат: зимой морозы достигают -50 градусов Цельсия, летом стоит жара, снег выпадает уже в конце сентября. Строительный сезон, поэтому длится иногда всего 3-4 месяца. Стройматериалы нужно доставлять или по реке, или на грузовиках через паромную или ледовую переправу.

Архимандрит Иоанн (Луговских), наместник Преображенского Большеволоцкого мужского монастыря, духовник Свято-Никольского Могочинского женского монастыря Томской митрополии. Основатель и строитель этих монастырей. Фото: iskitimeparhia.ru

Большую роль в строительстве могочинского Свято-Никольского монастыря сыграл игумен Иоанн (в миpy Василий Михайлович Луговских). В 35 лет был призван на церковное служение услышанными словами Богородицы: «Приходи ко Мне работать». Отец Иоанн построил немало церквей.

В апреле 1993 года указом епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона отец Иоанн утвержден наместником мужского Преображенского монастыря в бывшем поселке Большой Волок в 14 километрах от Могочино, а в мае того же года епископом Тихоном батюшка возведен в сан игумена.

В 1998 году по благословению епископа Томского и Асиновского Аркадия игyмен Иоанн назначен духовником Свято-Николъской обители.

Это интересно: Свято-Никольский казачий собор в Омске: объясняем досконально

История обители

Богородице-Алексеевский монастырь (Томск) – это православная мужская обитель, которая была основана, по одной версии в 1605 году, а по другой — в 1622 году. Доподлинно известно, что монастырь существовал в 30-е годы XVII века.

Такое раннее появление обители в только что отстроенном и основанном городе некоторые ученые объясняют изданным правительственным указом о строительстве монастыря, а не большим количеством монахов.

Изначально население города Томска состояло из разгульных казаков, корыстных промышленников, иностранных авантюристов, мечтающих быстро разбогатеть, каторжан, высланных поляков и местных татар. С учетом сложившейся ситуации правительством было принято решение о возведении Богородице-Алексеевского монастыря в Томске.

Использованные материалы

  • Исторический очерк на официальном сайте монастыря:

  • Информация о святынях монастыря:

  • Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. — Томск; М.: Водолей Publishers. 2004. С. 378, 379, 380 — 385.
  • Православные монастыри Российской империи / Сост. Л.И. Денисов. — М., 1908, с. 865-866.
  • Справочная книга по Томской епархии за 1898 — 99 год. — Томск: Типография епархиального братства, 1900, с. 76-78.
  • «400 лет Томскому Богородице-Алексиевскому монастырю» // ЖМП, декабрь 2005 (только фотографии)

  Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год / Сост. по ред. Д.Е. Березова. — Томск: Типография епархиального братства. 1903. С. 68.

  Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе — марте месяцах 1914 г. — Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». 1914. С. 54.

  Упоминается у Денисова.

  Вторая дата — дата кончины.

  В книге Нарымская Голгофа настоятелем в 1740 году указан поп Афанасий Григорьевич Шлехтин, 74 лет.

  Помощником его был поп Михаил Григорьев.

  Фактически монастырем управлял поп Симеон Шелковников.

  Родился в 1731 году. Его помощником был протоиерей Прокопий Петров.

  Умер в 1777 году, оставив монастырю в подарок очень богатую личную библиотеку с весьма редкими и ценными книгами.

  Заказчик (благочинный) Красноярский и Томский.

  Родился в 1746 году. Видный миссионер и церковный проповедник.

  В книге Нарымская Голгофа настоятелем в 1791 году указан игумен Иосиф (Хмылев).

  Родился в 1765, умер в 1818 году. Сотоварищем был свящ. Лапин.

  Томские епархиальные ведомости, 1897, №17, отдел офиц., с.7.

  Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 17, отдел офиц. С. 340.

  Фамилия — по данным Справочной книги Томской епархии. Согласно Нарымской Голгофе — Петров.

  Освящение креста, новостное сообщение на официальном сайте монастыря, 8 сентября 2015 —

История

Сведения о времени основании монастыря расползаются — по одним источникам он был основан в 1605, по другим — в 1622 году. Понятно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Настолько преждевременное возникновение монастыря в только-только основанном городке А. Латышев разъясняет правительственными указами, а не огромным количеством возможных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, зарубежных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство отыскало и подражателей». «Правительство лицезрело, как нужно в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…»

В 1630—1650-х годах Богородицкий монастырь находился у впадении реки Киргизки в Томь (Усть-Киргизский монастырь). В 1658 году перенесен на Юрточную гору. При строительстве были устроены подземные склады и ходы к реке Ушайке (на кирпичный свод натолкнулись рабочие, производившие земельные работы сначала ноября 1888 года во дворе столоначальника томской казенной палаты В. Б. Орлова, жившего в конце тянувшейся от монастырской ограды к реке Ушайке улицы).

В 1663 году освящена церковь во имя Св. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.

Из Богородице-Алексеевского монастыря производилось управление иными восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии обладателем 400 крепостных фермеров, также обладал земляными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта поликлиника, а в 1746 году 1-ая томская школа — Томское российское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с широкой библиотекой.

Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица.

Основным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Вначале постройка была древесная, не один раз сгорала. В 1789 году было выстроено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией мамы «Неопалимая купина».

В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенками и башнями-часовнями (проект томского конструктора К. Г. Турского). На местности находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря — монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.

Культурное наследство Русской Федерации, объект № 7000138000 объект № 7000138000

Игумен Матфей (Черевкин) — старейший монах в Могочине

года на 71 году жизни скоропостижно скончался основатель Свято-Никольской обители и многолетний игумен Спасо-Преображенского мужского монастыря с. Большой Волок архимандрит Иоанн (Луговских).

года на его место был назначен насельник обители игумен Матфей (Черевикин). Отец Матфей многие годы прожил в селе Могочино, собственным трудом участвуя в возведении Свято-Никольской обители.

Игумен Матфей (Черевикин). Отец Матфей — настоятель строящегося Спасо-Преображенского монастыря в селе Большой Волок и самый известный старец в Могочино. Фото: svjatoynarym.ru

Родился игумен Матфей (в миру Аркадий Юрьевич Черевикин), года. Окончил математический факультет Новосибирского Государственного Университета.

22 года отработал в Новосибирском Филиале Института Точной Механики и Вычислительной Техники. Принял Крещение в Вознесенском кафедральном соборе г.Новосибирска в 1989 году.

Отец Матфей (Черевикин) — самый известный старец в Могочино.

В марте 1992 году отец Матфей приехал в село Могочино Томской области. Здесь же в этом году он принял монашеский постриг. Работал он на строительстве вновь возводимого Свято-Никольского женского монастыря.

Также участвовал в строительстве Спасо-Преображенской мужской обители с. Большой Волок. За это время он приобрёл богатый опыт монашеской жизни и потом часто говорил следующее: «мы все учились в Могочино».

Здание Томской духовной семинарии. Отец Матфей окончил Томскую духовную семинарию и долгое время духовно окормлял её воспитанников. Фото: upload.wikimedia.org

года рукоположен во иеродиакона, а года в иеромонаха. В 2003 году окончил Томскую Духовную Семинарию. В 2004 году возведен в сан игумена. года награжден крестом с украшениями.

Неоднократно принимал участие в паломничестве на Святую Гору Афон. Здесь отец Матфей познакомился с тысячелетней традицией святогорского иночества.

Многичесленные паломники как Свято-Еикольской, так и Спасо-Преображенской обители считают его старцем, и приезжая в монастыри находят у него духовное окормление и поддержку. Всего же игумен Матфей имеет стаж пребывания монастырях более 25 лет.

Что говорят в самом монастыре?

В понедельник стало известно о смерти отца Анатолия, протодиакона Свято-Никольского монастыря. По информации его близких, у мужчины была пневмония и признаки COVID-19.

О причинах смерти протодиакона в монастыре не знают, однако поясняют, что жил он не в самом монастыре, а в Могочино. Что касается здоровья остальных проживающих в Свято-Никольском людей, то серьезных заболевших отвозят в районную больницу, но коронавирус ни у кого с начала пандемии не подтвердился. Об этом корреспонденту рассказала матушка Анастасия.

«Одну увозили в Молчаново, думали — точно COVID, но анализ не подтвердился. И так было со всеми. Всего — около четырех человек. Конечно, смертность в монастыре высокая, у нас тут большинство престарелых — в районе 80 лет. Но что говорят про нас — не стоит верить. Знаете, лет 15 многие собирают неправду. Мы уже и судились. Нет бы что хорошее сказать», — сказала Анастасия.

Медпункт в монастыре скудный, признается матушка. Во многом потому, что падает выручка от паломничеств. При этом, несмотря на пандемию и ряд ограничений, подобные мероприятия не прекращены в монастыре. К примеру, в начале ноября Могочино собирается посетить группа паломников из Кузбасса. Будут они чествовать икону Казанской Божьей Матери. Сейчас формируется группа на двухдневный визит. Обычно большая часть из них пожилые люди.

«В самом монастыре о коронавирусе ничего не слышали. У нас просто болеют, кто болеет — едут в больницу. Кого забирают — легкие чистые. Приезжали к нам врачи в «скафандрах», и ничего. Мы думаем — это сезонно, да и старенькие все. У некоторых брали мазки. <…> Не знаю, кто вам это сказал. Наверное, те люди, которым вечно что-то нужно, как-то хотят осквернить, расшатать. Мы монахи готовы к смерти», — рассказали корреспонденту в монастыре.

Обитель в настоящее время

В 1992 году Казанский храм был возвращен в ведение Томской епархии, в нем начали проводить регулярные богослужения. Келейный корпус постепенно начали восстанавливать. В июле 1995 года на месте разрушенной часовни были найдены мощи Федора Томского, которые стали одной из главных монастырских реликвий. Спустя два года часовня была восстановлена.

В 2010 году в бывшем здании архиерейского дома, а ныне келейном монастырском корпусе, освятили домовую церковь во имя Трех Святителей. В ней установили новый иконостас, выполненный из мрамора. Церковь декорирована в византийском стиле.

В 2012 году было принято решение о реставрации Казанского храма, который к тому времени обветшал. Министерство культуры, по специальной программе, выделило средства из бюджета для этих целей. В настоящее время все работы завершены, и храм радует верующих и паломников своим обновленным внешним видом и внутренним убранством.

Казанская церковь является одной из самых почитаемых в Томске. Здесь ежедневно можно встретить большое количество прихожан. В большие православные праздники в храм приезжают тысячи паломников, чтобы помолиться и прикоснуться к мощам Св. Феодора Томского. Помимо духовной ценности, монастырь является памятником архитектуры храмового барокко.

Современность

В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.

В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома, построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды), была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.

В 2012 году из федерального бюджета по программе «Культура России» было выделено 15 миллионов рублей на реставрацию Казанской церкви.

Святыни

В интерьере Никольской части Успенского (Никольского) храма по ныне сохраняются иконы XV-XVII веков. На год главным образом в алтаре храма была икона Божией Матери называемая «Голубицей»: на Её руках восседал Младенец Христос в белой одежде, держащий на руках белого голубя.

Ныне несколько икон прежде бывших в Никольском единоверческом монастыре находятся в Третьяковской галерее. Среди них:

  • Рождество святителя Николая Чудотворца, с житием, г., мастер Семейко Бороздин (на обороте иконы выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря), поступила в году из Государственного исторического музея
  • Принесение убруса Нерукотворного образа, 1-й четверти XVII в., мастер Первуша (под верхней шпонкой выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря), поступила через Центральные государственные реставрационные мастерские в году

Что говорит оперштаб?

Оперативный штаб Томской области информацию о вспышке и о нехватке лекарств не подтверждает.

По официальным данным, на сегодняшний день в Могочино диагноз «коронавирусная инфекция» подтвержден у восьми жителей поселка. Беременная женщина госпитализирована в Томск, остальные заболевшие находятся на самоизоляции под наблюдением врача, инфекция у них протекает бессимптомно или в легкой форме.

«Эпидемиологическое расследование продолжается, контактные лица отправляются на карантин. В Могочино действует общая врачебная практика, где прием ведет врач-терапевт. Противовирусных препаратов в аптеке имеется в достаточном количестве, подана заявка на получение дополнительных антибактериальных препаратов», — рассказали в оперштабе.

Редакция vtomske.ru просит томичей побеспокоиться о своем здоровье, ограничить социальные контакты и по возможности оставаться дома. Берегите себя!

Настоятели

  • Ефрем (Березовский) (1605 — 1663) строитель
  • Варлаам (упом. 1648)
  • Исаия (1660 — 1668) схиигум.
  • Варлаам (1668 — 1698)
  • Иона (1698 — ?) архим.
  • Павел (1703 — 1705) строитель
  • Мартиниан (1705 — 1706) архим.
  • Савватий (1706 — 1711) архим.
  • Иосиф (1711) иером.

Василид (1711 — 1722) архим.
Сильвестр (1722) архим.

Дионисий (1723) иером.

Порфирий (Боровский) (12 июня 1723 — 1733)
Рафаил (1733 — 1738) иером.
Лаврентий (1738 — 1744) архим.
Авксентий (1744 — 1746) иером.
Герасим (1746 — 1750) иером.
Исаия (Русанович) (1750)
Феодосий (1760 — 1769) архим.
Нафанаил (1769 — 1774) игум.
Прокопий Петров (1774) прот.
Филофей (1775 — 1777) игум.
Виктор (Калиновский) (1777 — 1780)
Алексий Михайловский (1780) прот.
Иннокентий (1781 — 1786) игум.
Палладий (Флоровский) (1787 — 1798)
Даниил (Черкасов) (1798)

Григорий Стефановский (1805 — 1807) прот.

Феофилакт (1807 — 1818) архим.
Иероним (Кириллов) (1818 — 1829)
Иоанникий (Агишев) (1829 — 1836)
Амфилохий (Свешников) (1836 — 1839)
Виктор (Лебедев) (1839 — 1883)

Лазарь (Генерозов) (1883 — 31 августа 1897 ) и.о.

Иннокентий (Солодчин) (31 августа 1898 — 9 февраля 1899)
Сергий (Титов) (июль — 6 октября 1899 ) игум.
Иона (Изосимов) (1901 — 27 июля 1908)

1908 — нач. 1920-х — см. список епископов Барнаульских

Гавриил (Воеводин) (14 сентября 1921 — не позднее 1923)

Настоятели

  • Ефрем (Березовский) (1605 — 1663) строитель
  • Варлаам (упом. 1648)
  • Исаия (1660 — 1668) схиигум.
  • Варлаам (1668 — 1698)
  • Иона (1698 — ?) архим.
  • Павел (1703 — 1705) строитель
  • Мартиниан (1705 — 1706) архим.
  • Савватий (1706 — 1711) архим.
  • Иосиф (1711) иером.

Василид (1711 — 1722) архим.
Сильвестр (1722) архим.

Дионисий (1723) иером.

Порфирий (Боровский) (12 июня 1723 — 1733)
Рафаил (1733 — 1738) иером.
Лаврентий (1738 — 1744) архим.
Авксентий (1744 — 1746) иером.
Герасим (1746 — 1750) иером.
Исаия (Русанович) (1750)
Феодосий (1760 — 1769) архим.
Нафанаил (1769 — 1774) игум.
Прокопий Петров (1774) прот.
Филофей (1775 — 1777) игум.
Виктор (Калиновский) (1777 — 1780)
Алексий Михайловский (1780) прот.
Иннокентий (1781 — 1786) игум.
Палладий (Флоровский) (1787 — 1798)
Даниил (Черкасов) (1798)

Григорий Стефановский (1805 — 1807) прот.

Феофилакт (1807 — 1818) архим.
Иероним (Кириллов) (1818 — 1829)
Иоанникий (Агишев) (1829 — 1836)
Амфилохий (Свешников) (1836 — 1839)
Виктор (Лебедев) (1839 — 1883)

Лазарь (Генерозов) (1883 — 31 августа 1897 ) и.о.

Иннокентий (Солодчин) (31 августа 1898 — 9 февраля 1899)
Сергий (Титов) (июль — 6 октября 1899 ) игум.
Иона (Изосимов) (1901 — 27 июля 1908)

1908 — нач. 1920-х — см. список епископов Барнаульских

Гавриил (Воеводин) (14 сентября 1921 — не позднее 1923)

Святыни

в синодальный период

  • ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых
  • запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери, утрачена в советское время
  • деревянное резное распятие (высота — 3 аршина 14 вершков, ширина — 1 аршин 19 вершков), выполненное в Кузнецке в 1662 году по заказу строителя Исаии

в настоящее время

  • мощи святого праведного старца Феодора Томского, в Алексиевском приделе монастырского храма
  • Казанская икона Божией Матери, приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
  • икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
  • ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
  • ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи, Лазаря Четвертодневного, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Евфимии Всехвальной, свтт. Феодосия Черниговского, Никиты Новгородского, Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Иннокентия Московского, прпп. Иова Почаевского, Нила Столобенского, блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
  • икона с мощами свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом 2004 года

Богородице-Алексиевском мужском монастыре г. Томска Епархиальные монастыри РПЦ

В первый же год обитель настигло испытание – только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. Однако это не спасло его от другой напасти. В те времена Сибирь представляла собой край дикий и пустынный, заселенный непокорными туземцами, как называли раньше коренных обитателей завоеванных земель. Но особенно страшны для русских служилых людей и монахов были набеги кочевых киргизов и татар. На удалении от Томской крепости положение монастыря было еще более опасным, несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью. Пространные списки убитых защитников, а иногда и женщин, и детей заполняли монастырскую хронику: «В 7122 (1614) году июля в 14 день побили под Томском служилых людей киргизские люди и тем побитым имена. Помяни Господи раб своих (40 мужских имен)…

В 7138 (1630) году ноября в 15 день приходили под Томской калмыцкие люди и побили Томских служилых людей и тем служилым людем имена (19 муж. имен)…» Набеги эти проводились неоднократно, по свидетельству историков, до 6 раз.

Усугубил положение обители и пожар 1656 года, уничтоживший новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств. Наконец, монастырь решено было перевести в Томск. К сожалению, имен основателей Усть-Киргизского монастыря не сохранилось. Известно лишь, что в 1648 году насельниками монастыря были «черноризец Варлаам с братией», да то, что в 1653 году монастырем управлял игумен Ефрем (Березовский). Именно он и задумал перевести монастырь в Томский острог.

В 1663 году освящена церковь во имя преподобного. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.

Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году первая томская школа — Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.

Главным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией матери «Неопалимая купина».

В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями, построенными по проекту томского архитектора К. Г. Турского. На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря — монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.

В 1922 году сам монастырь был закрыт, но община верующих при Казанском храме существовала до 1929 года. Монахи в этот период проживали под арестом в братском корпусе, а после закрытия храма вместе с архимандритом были казнены на горе Каштак.

В 1930 году в помещениях монастыря расположился Индустриально-педагогический институт.

Решение Томского облисполкома от 17 февраля 1978 года комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану.

В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.

В 2010 году в келейном корпусе монастыря была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector