Алексеевский женский монастырь (город москва)

Содержание:

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль, внутреннее убранство

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь, его архитектурный ансамбль сегодня сильно отличается от той обители, которую любовно создавали в XIX веке.

Но он жив, и на его разделенной пополам территории сохранились две старинные церкви.

Храм Алексия, человека Божия

Где бы ни появлялся Алексеевский монастырь, он сразу же возводил церковь имени своего небесного покровителя. Так было всегда, и так же повторилось при переезде в Красное Село. В 1853 году в центре выделенного земельного участка был возведен храм, автором которого стал известный архитектор М.Д. Быковский. Поставили и кирпичную ограду с башнями, сочетающуюся по стилю с главным храмом обители.

Прямоугольное здание церкви усложнено с восточной стороны полукруглыми апсидами и выдвинутым вперед на западной стороне ризалитом. Большой, богато украшенный купол посажен на мощный и высокий барабан, который декорирован полукруглыми арками с оконными проемами, дающими освещение молельного зала сверху.

Храм Всех Святых

Храм, который строился четыре года, был освящен впервые в 1891 году. А.А. Никифоров избрал для своего детища русско-византийский стиль, использовав в работе эскизы Д.Н. Чичагова. Автор создал красивое сооружение из красного кирпича, декорировав его вставками из контрастного, белого камня.

Ново-Алексеевский Ставропигиальный монастырь, названия зданий.

Однокупольная церковь усложнена по фасаду тремя апсидами, с четвертой стороны к ней примыкает стройная колокольня с 3 куполами, значительно превышающая ее по высоте. На переходе из храма в звонницу сооружены хоры.

Некогда в храме стоял уникальный, беломраморный иконостас. Настенная и потолочная роспись, а также мозаичные картины принадлежали мастерам Троице-Сергиевой лавры. Все это утрачено безвозвратно. Разрушена усыпальница, существовавшая прежде в цокольном этаже. Храм после реконструкции вновь был открыт для прихожан в 1991 году.

Воскресная школа

Сразу после открытия Всехсвятского храма был объявлен первый набор учащихся в воскресную школу. В том же году начались занятия в 3 разновозрастных группах. Сейчас здесь работает полноценная среднеобразовательная школа, где есть подготовительные 3-хуровневые группы, где занимаются дети с 3 лет, и укомплектованы учебные с 1 по 11 классы.

Помимо утвержденных школьных программой наук, ученикам преподаются основы православия, церковно-славянский язык, уроки хорового пения и прикладного мастерства. Здесь изучают несколько иностранных языков, работают всевозможные студии и кружки.

При школе для взрослых прихожан работает студия «Народный хор», классы по изучению Священного Писания, ведется паломническая и экскурсионная деятельность. Есть особая группа для будущих мам.

Храмы на территории монастыря

Храм Алексия, человека Божия


Алексиевский храм. Фото Николая Найдёнова, 1882 год В старом монастыре это был двухшатровый храм, построенный в 1634 году, — шедевр архитектуры XVII века. Для его возведения были приглашены ведущие русские архитекторы того времени Антип Константинов и Трифон Шарутинов. Через два года они принимали участие в возведении Теремного дворца. Алексеевский храм был разобран в 1838 году во время подготовительных работ, предшествовавших строительству храма Христа Спасителя.

В 1853 году в самом центре монастырских земель был построен новый храм преподобного Алексия, человека Божия. Автором его проекта стал московский архитектор Михаил Быковский. По его же проекту монастырь был обнесён красивой стеной с башнями.

Основной объём храма представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. С восточной стороны он завершается полуциркульными апсидами, а в центре западного фасада расположен ризалит. Храм венчает огромный купол на широком световом барабане, высота которого практически равна высоте основного объёма.

В 2002 году после долгих лет запустения в храме возобновлены богослужения.

Собор Воздвижения Честного Креста Господня


Крестовоздвиженский собор. За колокольней виден купол Иосифовской церкви при богадельне Геер. Построен в 1692 году. В сильно перестроенном виде частью Ново-Алексеевского монастыря после его переезда в связи со строительством на его старом месте пребывания храма Христа Спасителя. В советское время храм превращен в гражданское сооружение и полностью потерял свой облик: здания храма и ближайших монастырских построек послужили основой для здания Всероссийского института рыбного хозяйства и океанографии и встроены в это здание.

Церковь Алексия Цесаревича

Церковь Алексия Цесаревича при доме-интернате для престарелых «Богадельня цесаревича Алексия» — надстроенный келейный корпус бывшего Алексеевского женского монастыря в Москве. В настоящее время в нём помещается дом-интернат для престарелых «Богадельня цесаревича Алексия» с Алексиевской церковью. Принадлежит Всехсвятскому храму. Надстраивался в 1990-е годы.

Церковь Михаила Архангела

Построена в 1879 году по проекту архитектора М. Д. Быковского. В канун своего столетия, в 1979 году она была снесена, а на её месте возвели жилой дом.

Храм Всех Святых

Храм Всех Святых Был заложен 23 августа 1887 года. Достроен 4 года спустя, в 1891 году. Храм строился по проекту архитектора А. А. Никифорова в национально-романтических формах, использующих мотивы русского зодчества XVI—XVII веков. Здание храма выполнено из красного кирпича с элементами белого камня.

Архитектура: однокупольный, двухэтажный, трёхапсидный храм с примыкающей к нему одноярусной «о трех главах» колокольней имеет форму корабля. В верхнем ярусе перехода к колокольне были устроены церковные хоры и келья. Центральный престол храма посвящён всем святым, а правый придел — в честь чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери.

В 1991 году Всехсвятский храм был передан Русской православной церкви. С этого времени начались восстановительные работы в самом храме и на прилегающих бывших монастырских территориях. В настоящее время (2009 год) на территории храма закончено строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет», вся территория огорожена новым кирпичным забором с красивыми воротами.

С 2013 года является главным храмом Алексеевского ставропигиального женского монастыря.

Социальное служение в нашей обители

Богадельня имени Цесаревича Алексия

При Алексеевском монастыре действует богадельня для пожилых женщин, которая была открыта в 1994 году. Ежедневно за ними ухаживают внимательные сестры, дежурит и старшая медицинская сестра, поскольку многие из подопечных часто нуждаются в медицинской помощи. Проживающие в богадельне имеют возможность молиться на богослужениях в храме Всех Святых, куда немощным помогают дойти дежурные сестры. А тех, кому совсем тяжело ходить, регулярно причащают в кельях священники обители. Телефон: 8-903-218-19-48 Миронов Павел Александрович Подробнее о нашей Богадельне рассказано на отдельной страничке

Работа с просьбами. Помощь нуждающимся частным лицам

Монашеская жизнь, даже если монастырь расположен в большом городе, сокровенна, скрыта от глаз посторонних людей. Как говорил преподобный Силуан Афонский – «монах – молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир, и в этом его главное дело. / …/ Мир стоит молитвами святых, и монах призван молиться за весь мир. В этом его служение».
Наша обитель, расположенная в центре многомиллионной столицы, не закрывает свои ворота от мира. Ежедневно в монастыре совершаются уставные богослужения, каждую ночь читается Псалтирь. И, конечно, обращаются к нам за помощью люди, попавшие в беду, ищущие поддержки. По мере возможности монастырь старается оказать содействие обратившимся.
Подробнее об этой работе рассказано на отдельной страничке
Ответственный:
Миронов Павел Александрович, координатор социальной деятельности (контактный телефон: 8-903-218-19-48).

Взаимодействие с Фондом «Право матери»

Панихида 23 февраля

Алексеевский монастырь взаимодействует с Фондом «Право матери». Ежегодно, 23 февраля в День защитника Отечества, в храме Всех Святых нашей обители, служится панихида по всем погибшим в армии в мирное время. При содействии Фонда «Право матери» на богослужении собираются родители, родные и близкие погибших солдат, с тем, чтобы в молитве помянуть погибших, разделить общее горе.
По окончании панихиды служащий священник обращается к участникам богослужения со словами утешения. Сестры обители дарят собравшимся живые цветы и приглашают на ставшее традиционным чаепитие.
Подробнее о Фонде «Право матери» можно посмотреть здесь.
Ответственный за эту работу: Миронов Павел Александрович, координатор социальной деятельности (контактный телефон: 8-903-218-19-48).

История храма

Собор расположен в Красносельском районе территориального округа столицы России, на территории прежней Новоалексеевской обители, которая была основана в середине четырнадцатого столетия. Много неприятных событий было в жизни обители и после пожара в 1547 году ее перенесли ближе к городу. В середине семнадцатого столетия село вошло в состав города Москвы, и обитель стала местом моления царственных особ, а также в ней отмечались дни рождения наследников царского престола.

Лучшая статья для Вас, переходите: Благовещенский собор в Харькове

В 1812 монастырь полностью был разграблен французами и только несколько икон были спасены причетником, который не побоялся и бросился к ногам французов с просьбой не забирать святыни.

По распоряжению царя Николая второго в середине девятнадцатого века Алексеевскую обитель разбирают и переносят в Красное село. На территории также было разбито новое место захоронения и многие знатные москвичи считали честью быть погребенными на этом кладбище. В 1981 году начинается сооружение собора Всех Святых по проекту Никифорова недалеко от кладбища.

Обитель была самым опекаемым местом многих знатных дворян и благодетелей. Мастерские по рукоделию, шитью золотом и иконно писанию славились на всей Руси.

Начало Октябрьской революции положило конец Храму Всех Святых. В двадцатые годы прошлого столетия обитель закрыли, многие сестры покинули свое пристанище, а те, которые остались проживать, были в тридцатые годы арестованы, сосланы или расстреляны. В строении разместились хозяйственные конторы, городской архив и завод по изготовлению зонтиков.

Как добраться до храма?

Самый простой способ посетить Красное Село в Москве и собственно храм Всех Святых – это воспользоваться услугами метрополитена.

  • Ближайшая к храму станция метро – «Красносельская» (как видим, топонимика в этом районе очень разнообразная, главное, не запутайтесь).
  • От станции метро двигайтесь в левую сторону по улице Краснопрудной, пройдите под Русаковской эстакадой, вновь сверните налево и двигайтесь в заданном направлении, пока не увидите ограду из красного (снова красного!) кирпича. Вуаля, вы практически у цели: по правую руку от вас окажется вход в Алексеевский монастырь, которому и принадлежит Всесвятский храм.

История основания, строительства

Предание гласит, что монастырь был создан в середине XIV века московским святителем Алексием по просьбе его родных сестер, которые и стали первыми его монахинями. Митрополит, принявший при постриге в монашество имя св. Алексия, человека Божьего, основал на русской земле многие обители, прививая в них новые, общежительные порядки.

Впервые женский монастырь с таким уставом был создан в тихом, отдаленном, подмосковном Остожье. Место, которое окружали покосные луга с многочисленными стогами, получило такое прозвище от москвичей. Первым возведенным здесь сооружением стал храм в честь св. Алексия, а чуть позже – церковь Зачатия праведной Анны.

В середине XV века при набеге татар на Москву деревянный монастырь сгорел. Спустя десятилетия по указу московского князя был поставлен каменный храм св. Алексия, который тоже пострадал во время «большого московского пожара». Очередное разорение монастырю нанес хан Гирей в 1571 году. Царь Михаил Федорович, желая обезопасить сестер, позволил перенести монастырь ближе к кремлевским стенам.

Не все монахини покинули обжитые места. Те, что остались, основали свой, теперь уже Зачатьевский монастырь. Обитель, перенесенная в Чертолье, строилась вновь из дерева и еще неоднократно разрушалась и от рук захватчиков, и от городских пожаров. В 1634 году, наконец, основные постройки стали каменными. Пользуясь покровительством царской семьи, монастырь развивался и богател.

После победоносного завершения войны с Наполеоном и изгнания его войск с русских земель Александр I решил поставить в столице большой православный храм, посвященный Христу Спасителю. Место приглядели на Воробьевых горах, но потом отказались от такой идеи, как неподходящей.

Николай I в 1832 году вернулся к этому вопросу и избрал для строительства гигантского храма Христа Спасителя подворье женского монастыря. Монахини были переселены на окраину города, в Красное Село – живописное, спокойное место, где обитель пребывает до сих пор.

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь начинался на новом месте с большого и многолюдного крестного хода, в котором участвовали толпы жителей Москвы. Святыни бережно переносили на руках по улицам города в Крестовоздвиженскую церковь, которая стояла в красносельском местечке с начала XVII века. Она и стала первым монастырским храмом.

Подворье быстро разрасталось. За первые 6 месяцев здесь были поставлены 8 корпусов для проживания и хозяйственных нужд, кирпичная ограда и Святые врата. Территория монастыря обустраивалась в течение всего XIX века. Был выстроен новый Алексеевский храм, после чего занялись реконструкцией и расширением Крестовоздвиженской церкви.

Было разрешено открыть при монастыре кладбище для захоронения не только насельниц, но и знатных горожан. Монахини усердно ухаживали за доверенными им могилами, чем заслужили признание у москвичей. Алексеевское кладбище слыло лучшим в городе, что также сказывалось на материальном благополучии обители и позволяло монастырю заниматься благотворительностью.

В этот период наивысшего расцвета Ново-Алексеевского монастыря среди горожан пользовались спросом изделия, выполненные в мастерских обители:

  • золотое шитье;
  • произведения живописи;
  • чеканка по металлу;
  • переплетные работы.

Монахини открыли школу для девочек, эвакуированных в Россию из воюющих балканских стран. Получив образование, они возвращались на родину учительствовать. К 1917 году в обители проживало 70 сестер. Революционный переворот внес кардинальные перемены в жизнь монастыря и его обитательниц. Были изъяты все ценности, а монахинь в 1922 году выселили на улицу.

Часть их разбрелась по московским квартирам, часть выехала за город. В 30-е годы, в период антирелигиозной кампании, их всех арестовали и сослали на север России или в Казахстан. Несколько сестер были расстреляны. В помещениях монастыря разместились различные городские службы.

На месте кладбища, расчистив территорию от погребальных плит, которые продавались для строительства объектов, разбили городской парк. Перезахоронения праха погребенных родственникам были запрещены. На месте полуразрушенного храма архангела Михаила, поставили многоквартирный дом.

Возрождение обители началось в начале 1990-х годов. За прошедшее время было вложено немало сил и средств, чтобы в Красном Селе вновь появилось монастырское подворье и стали проходить церковные богослужения. Однако его территория претерпела значительные изменения.

Интересные факты про монастырь

В 1629 году после рождения у царя Михаила Федоровича сына, названного в честь Алексия, человека Божьего, монастырь стал пользоваться особой милостью. Царская семья делала большие денежные вклады в развитие обители, здесь каждый год праздновали именины наследника. Подсчитано, что Михаил Федорович посетил обитель до своей кончины (1645 г.) 8 раз, а его сын за 30 лет царствования – 25 раз.

Монастырь был в разные годы прибежищем известных лиц. Например, патриарх Никон перед принятием монашеского пострига убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря. Здесь она скончалась и была погребена на кладбище, которое позже уничтожили. Сюда насильно заточили сестру и единомышленницу боярыни Морозовой, выступавшей за старообрядчество против никоновских реформ.

Ново-Алексеевский женский монастырь официально возрожден в 2013 году решением Патриарха Кирилла и Священного Синода РПЦ, став, таким образом, ставропигиальным. Как и положено по Уставу, этому предшествовало образование монашеской общины в Красном Селе.

В 2012 году был создан музей истории монастыря. Здесь собраны документы, фотографии, книги и личные вещи сестер, которые помогают воссоздать историю образования, развития и разорения Алексеевской обители. Отдельный раздел посвящен настоятельнице Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь в XIX веке стал богатой и щедрой обителью.

В гостях у настоятеля храма всех святых в красном селе протоиерея артемия владимирова

31 января 2013 г. студенты изучали опыт организации социального и миссионерского служения на приходе в храме Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря в Красном Селе.

31 января 2013 г. группа учащихся Николо-Угрешской духовной семинарии во главе с преподавателем А.Ю. Соловьевым побывала в одном из самых больших и активных приходов г. Москвы – в храме Всех Святых, что в Красном Селе.

Встречал семинаристов настоятель – протоиерей Артемий Владимиров. После окончания литургии отец Артемий обратился к воспитанникам духовной школы с пастырским словом.

В нем было все – и краткая история бывшей на этом месте Ново-Алексеевской обители с ее храмами, и воспоминания о первых шагах по воссозданию здесь церконо-приходской жизни в начале 1990-х годов, и опыт организации сплоченной общины, и наставления в духовной жизни, и практические советы для будущих пастырей.

Совет

Слово отца Артемия было живым и непринужденным, а главное, оно смогло совместить широчайший пастырский опыт с кротостью и абсолютной ненавязчивостью.

Казалось, что уже самой речи настоятеля достаточно, чтобы оправдать затраченные силы и время, но семинаристов ждала целая страна со своими гражданами и учреждениями, со своей удивительно стройной и богоугодной жизнью! А центром этой жизни является храм, богослужение.

Этот первый урок правильного построения приходской жизни, полученный студентами семинарии в храме, по праву стал главным. Ведь именно со служения Богу, самоотверженного и всецелого, как неустанно повторял отец Артемий, начиналось все то, что сегодня является неотъемлемой часть деятельности прихода.

А это не просто воскресная школа или более-менее регулярные собрания верующих после служб. Это – целая общеобразовательная школа, богадельня, различные мастерские, трапезные, лавки, активная духовно-просветительская деятельность и многое другое. Здесь семинарист, будущий священнослужитель, может воочию увидеть, что такое реальность молитвы. Как некогда апостол Фома, он может засвидетельствовать масштабы, дотронуться и убедиться в том, что вера и смиренное обращение к Богу составляют костяк жизни и деятельности прихода.

Первым делом, побывали в общеобразовательном учебном заведении – Церковно-приходской школе № 1. Здесь обучается около 120 детей. Классы небольшие и уютные. Вся школа напоминает большую семью.

Судьба Ново-Алексеевской обители в XX веке

К началу прошлого века в монастыре существовало 4 храма, 42 постройки, женское училище, богадельня и больница. Алексеевскую обитель населяло более 70 женщин разных возрастов.

Революция 1917 года кардинально изменила судьбу монастыря. В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковные ценности, а через два года большинство насельниц выселили. Часть из них остались жить в московских квартирах, а другие перебрались в загород.

Трапезная

Потом городские власти закрыли все монастырские храмы и приступили к ликвидации старинного кладбища, территорию которого планировалась переделать под парк. Местные жители с горечью вспоминали, что родственникам запретили переносить прах умерших, а мраморные памятники и надгробные плиты распродали, как строительный материал.

В начале 1930-х годов в стране развернулась активная антирелигиозная кампания. Оставшихся монахинь арестовали, осудили и выслали в ссылку на территорию Казахстана и в северные области России. Потом репрессировали и тех сестер, которые проживали вне стен монастыря. Часть из них тоже отправили подальше от Москвы, а других расстреляли.

В годы советской власти внутри монастырских построек размещались Институт рыбного хозяйства, дом пионеров, архив и даже предприятие, на котором делали зонтики. В 1979 году был снесен больничный храм Архангела Михаила и вместо него вырос жилой многоквартирный дом. Потом по бывшему некрополю проложили автомобильную эстакаду Третьего транспортного кольца, которая разделила монастырские земли надвое.

Бывший Келейный корпус, ныне интернат для престарелых и церковь Цесаревича Алексея

Обитель в бывшем Красном Селе начала возрождаться в начале 1990-х годов. Потребовалось много времени и средств, чтобы привести в порядок здания и территорию, возобновить церковные службы и наладить жизнь монашеской общины.

Храм Всех Святых на Красносельской: контактная информация, богослужения, святыни, история

Православный Алексеевский женский ставропигиальный монастырь (бывший Ново-Алексеевский) примечателен и своей историей, и современностью. Но мы в этом материале хотим рассказать вам о его храме Всех Святых на Красносельской.

О храме

Всехсвятский храм назван Красносельским из-за территориального положения (Красное село, современный Красносельский район Москвы). Верхний его престол был освящен в честь дня Всех Святых, нижний – в честь Казанской иконы Богородицы.

С самого открытия (1991 год) и по настоящее время настоятель Всехсвятского храма – протоиерей Артемий. С 2013 г. храм Всех Святых на Красносельской – главный храм возрожденного Алексеевского монастыря. Кроме того, к нему приписано несколько храмов, в т. ч. московский Тихона Задонского (Сокольники), княгини Ольги (Рязанская область).

При храме сегодня функционирует:

  • Церковно-приходская школа.
  • Детский городской оздоровительный лагерь “Державный”.
  • Народный хор для всех желающих.
  • Православный магазин для духовных семейных нужд.
  • Иконные мастерские.
  • “АРТОСЪ” – благотворительный фонд.
  • Домовой храм имени цесаревича Алексия.

Красносельский храм Всех Святых в Москве расположен по адресу: 2-й Красносельский пер., 7. Найти его просто: выйдите со станции метро “Красносельская” на ул. Краснопрудную, идите до Рустаковской эстакады. Пройдите по дороге под последней и поверните налево. Идите вдоль краснокирпичной ограды, пока по правую сторону не покажется Алексеевский монастырь.

Главные святыни храма

Храм Всех Святых на Красносельской – это еще средоточие святынь, поклониться которым, – светлая цель верующего:

  • Чудотворная икона Богоматерь Пантанасса (Всецарица).
  • Старинная икона с апостолом Павлом.
  • Тихвинская икона Богородицы, “Сретение Господне”, “Сошествие Христа в ад” – иконы XVIII века.
  • Иконы с частицами мощей апостолов Павла и Петра, Николая Чудотворца, преподобномученицы Елизаветы, мученицы Татианы Римской.
  • Икона Серафима Саровского с частицами облачения преподобного.
  • Казанская икона Богоматери.
  • Крест-мощевик (расположен около кануна, в правом пределе) с частицами святых мощей и другими святынями.

Алексеевский монастырь

Женский монастырь, основанный во второй половине XIV в. при покровительстве митрополита Алексия его сёстрами Евпраксией и Иулианией (игуменья монастыря). В летописях Алексеевский монастырь впервые упоминается в 1472. Находился первоначально на месте Зачатьевского монастыря. Назывался также Стародевичьим (по старшинству над другими девичьими монастырями). В 1514 по указу великого князя Василия III зодчий Алевиз Фрязин Новый начал строительство церкви Алексия Человека Божия. После пожара (вероятно, в 1547) Алексеевский монастырь был переведён на берег Москвы-реки, к устью ручья Черторый. Разорён поляками в Смутное время, восстановлен к 1625. Пострадал от пожара в 1629, вновь отстроен благодаря покровительству царя Михаила Фёдоровича в 1634. В 1764 отнесён ко второму классу. При монастыре находилось кладбище, в соборном храме были погребены князь А.И. Шаховской, князь Щербатов и др. В Алексеевском монастыре постриглась жена патриарха Никона (в иночестве Таисия). Монастырь сильно пострадал во время пожара Москвы в 1812, но вскоре был восстановлен. В 1837 в связи с началом строительства храма Христа Спасителя Алексеевский монастырь переведён в Красное село. В новую обитель были перенесены местночтимые иконы, в том числе Грузинской Богоматери, Святых Кирика и Иулитты. В ризнице монастыря хранились дары патриарха Филарета (лампада, 1630), царя Михаила Фёдоровича (кадило, вклад 1631), царя Алексея Михайловича; в библиотеке — Евангелия 1627 и 1681, Требник Петра Могилы. При монастыре действовали богадельня, больница для инокинь, училище для девочек. На кладбище Алексеевского монастыря похоронены писатель А.Ф. Вельтман, публицист М.Н. Катков, художник И.М. Прянишников и др. К 1907 в монастыре находились 51 монахиня, 24 послушницы. В 1930-х гг. Алексеевский монастырь упразднён, стены и башни снесены в связи с реконструкцией Верхней Красносельской улицы, здания перестроены. В монастыре сохранились церковь Алексия Человека Божия (архитектор М.Д. Быковский, 1853; Верхняя Красносельская улица, во дворе д. 17/2), церковь Всех Святых (архитектор А.А. Никифоров, 1887—91, 2-й Красносельский переулок, д. 5—7; в 1960—89 в здании церкви хранился бывший архив земской управы). Соборная церковь Воздвижения (1692, перестроена в 1841) в 1930-х гг. перестраивалась и надстраивалась и фактически поглощена административным зданием (Верхняя Красносельская улица, 17). На месте церкви Архангела Михаила (1879) построено 14-этажное жилое здание (Верхняя Красносельская улица, 17/2).

О.С.

  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

2005—2020 Gufo.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector