Зодчие москвы xv

Алевиз Фрязин

Алевиз Фрязин в Энциклопедическом словаре: Алевиз Фрязин — Алевиз (Aloisio) Новый, итальянский архитектор кон. 15 -нач. 16 вв. В 1503-04 строил в Бахчисарае дворец хана Менгли-Гирея. С 1504в Москве (Архангельский собор в Кремле, 1505-08).

(Алевиз Миланец) (Aloisio da Milano) — итальянскийархитектор кон. 15 — нач. 16 вв. С 1494 работал в Москве, участвовал встроительстве стен Кремля вдоль р. Неглинная (1495).

Значение слова Алевиз Фрязин по словарю Брокгауза и Ефрона: Алевиз Фрязин

(Aloisio) — итальянский зодчий, родом из Милана, при великом князе Иване III Васильевиче, в 1494 г., был привезен в Москву из Италии русскими послами Мануилом Ангелом и Данилою Мамыревым, отправленными туда за «стенными и палатными мастерами». В 1499—1508 гг. им построен в московском кремле, «на старом дворе, у церкви Благовещения», новый великокняжеский двор с каменными и кирпичными палатами, с ледниками и погребами под ними. Все эти постройки с течением времени исчезли или изменились до неузнаваемости, но в древней, северной части нынешнего большого кремлевского дворца (перестроенной в XVII столетии и потом реставрированной в 1842—1848 гг.), особенно в нижнем этаже теремов, еще сохранились остатки сооружения А. После великокняжеского двора он построил в Кремле на месте старой церкви архистратига Михаила новую (пострадавшую от пожара в 1547 г. и подпертую контрфорсами — нынешний Архангельский собор) и церковь св. Иоанна Лествичника «под колоколами», на том месте, где теперь стоит Иван Великий. А. построено в Москве несколько других церквей, но одни из них погибли от огня или от вражеских нашествий, а другие, вследствие перестроек, совершенно утратили свой первоначальный вид. Кроме того, А., по поручению вел. кн. Василия Ивановича, исполнял инженерные задачи, а именно возвел часть кремлевской стены от великокняжеского двора до Боровицких ворот, обложил камнем и кирпичом ров вокруг города и управлял очисткою прудов этого рва. Последнее из сохранившихся известий о пребывании А. в России относится к 1531 году.

Определение «Алевиз Фрязин» по БСЭ: Алевиз Фрязин — Алевиз Миланец (Aloisio da Milano) (гг. рождения и смерти неизвестны), архитектор. По происхождению итальянец. Приехал в Москву в 1494 по приглашению Ивана III. Работы: каменные палаты в Кремле (1499-1508, позднее вошли в состав Теремного дворца), ров вдоль стен Кремля со стороны Красной площади (1508-16, засыпан в 19 в.), плотина на р. Неглинной (1508). Принимал участие в постройке кремлёвской стены с башнями вдоль р. Неглинной (1495). Лит.: Снегирев В. Л., Московское зодчество. Очерки… XIV — XIX вв., , 1948.

Алевиз Фрязин — Алевиз (Aloisio) Новый, архитектор конца 15 — начала 16 вв. По происхождению итальянец. В 1503-04 работал в Бахчисарае (Крым), где строил дворец хана Менгли-Гирея (сохранился резной каменный портал). В 1504 по приглашению Ивана III прибыл в Москву, где, по свидетельству летописи, построил 11 церквей (не сохранились) и Архангельский собор в Кремле (1505-1508), в декоративной обработке которого использованы элементы архитектуры итальянского Раннего Возрождения. Лит.: Власюк А. И., О работе зодчего Алевиза Нового в Бахчисарае и в Московском Кремле, в сборнике: Архитектурное наследство, 10, М., 1958. Алевиз Фрязин Новый. Портал Архангельского собора в Московском Кремле. 1505-08.

Алебастровый Алевиз Фрязин Алеврит

Биографические данные

Летописи под 1494 годом сообщают про Алевиза Старого: «Того же лѣта пріидоша послы великого князя на Москву Мануйло Аггеловъ Грекъ да Данило Мамыревъ, что посылалъ ихъ князь великій мастеровъ для въ Венецію и въ Медіоламъ; они же приведоша на Москву Алевиза мастера стѣннаго и полатнаго и Петра пушечника и иныхъ мастеровъ». Как установили современные итальянские исследователи, речь идёт об Алоизио да Карезано (Каркано).

Вероятно, Алевиз сменил умершего в 1493 году Пьетро Антонио Солари и с 1494 по 1499 годы был руководителем кремлёвского фортификационного строительства.

Следующее летописное упоминание об Алевизе Старом связано с тем, что в 1499 году «Тоя же весны, мѣсяца Маіа; князь великій велѣлъ заложити дворъ свой каменъ, полаты каменыа и кирпичныа, а подъ ними погребы и ледники, на старомъ дворѣ у Благовѣщеніа, да и стѣну камену отъ двора своего до Боровитцкіа стрѣлници; а мастеръ Алевизъ Ѳрязинъ отъ града Медіолама.». Это строительство было завершено к 1508 году, когда Василий III переехал в построенный дворец:8. То, что речь здесь идёт именно об Алевизе Старом, подтверждается упоминанием города Медиолама (Милана).

В 1504 году в Москву прибыл Алевиз Новый.

В 1508 году «Тоя же весны князь великій Василей Ивановичь вкруз града Москвы повелѣ ровъ дѣлати каменіемъ и кирпичемъ и пруды чинити вкруз града повелѣ Алевизу Ѳрязину.»:8. Летописи приводят и более конкретные сведения об этих работах, начавшихся в 1507 и оконченных в 1519 году, — строились стены, башни, плотины и ров вдоль реки Неглинной.

Фёдор Осипович Шехтель. 1859–1926

В российскую архитектуру Фёдор Осипович вошёл как яркий представитель стиля модерн, а также как автор смелых проектов синтеза готики и неповторимого русского стиля.

Осуществив свою мечту стать архитектором, он приступает к реализации своих замыслов, и первый заказ получает от Саввы Морозова, возведя особняк для его жены. В таком же романтическом стиле был возведён и дом С. Рябушинского. Особняк московского коммерсанта, возведённый на рубеже веков, считается лучшей работой архитектора.

Строения Шехтеля по праву входят в Золотой фонд московской архитектуры, и стали настоящим украшением как старой, так и современной Москвы.

16

Алевиз Фрязин Новый

Алевиз Новый (Алевиз Фрязин,

полное имя, по некоторым источникам, Алоизио (Aloisio) Ламберти да Монтаньяна).Годы жизни: конец XV – 1531(?)г.Биография

По разным источникам, происходил Алоизио Ламберти да Монтаньяна из Милана или Венеции. Из его произведений на родине известно лишь надгробие Томазины Граумонте в церкви св. Андрея в Ферраре; по-видимому, остальное не сохранилось или не идентифицировано. В 1500 году он был приглашен послами Ивана III, Дмитрием Ралевым

иМитрофаном Карачаровым в Россию. В то время царь обязывал своих послов во всех посещаемых ими странах разыскивать искусных зодчих и прочих мастеров и приглашать их для работы в Москве.

В Москву Алевиз (так его имя было трансформировано в русском языке) попал не сразу: больше года (по другим источникам – около трех лет) он вместе с послами провел при дворе крымского хана Менгли-Гирея

и за 15 месяцев выстроил для него Бахчисарайский дворец, от которого сохранился лишь каменный портал с богатой резьбой (т.н. Железный портал или Демир-Капу, стоящий в Посольском садике

). На портале сохранилась дата сооружения – 1503 год. В июне 1503г. ханом было написано письмо Ивану III, где первый сообщает о том, что «нонеча слава Богу, на свои руки взял есми Дмитрия Ларева да Митрофана Федорова Карачарова; и мастеры твои иуня месяца к нам приехав и челом ударили ». Заболоцкий, посол Ивана III при ханском дворе точнее сообщает время приезда посольства: «за две недели до Петрова Заговенья », – то есть, не позже начала июня. Русские послы и итальянцы пробыли у Менгли-Гирея до сентября 1504г. Только после настоятельных требований Ивана III они были отпущены в Москву.

По прибытии ко двору Ивана III Алевиз Новый (это прозвание отличало его от работавшего в Москве ранее Алевиза Старого), или Фрязин (фрязинами в XIV-XV веках на Руси называли генуэзцев и венецианцев, а потом и всех итальянцев) приступает к строительству второго по величине кремлевского собора – Архангельского. Строительство заняло четыре сезона – с 1505 по 1508г. После окончания строительства под его руководством выкапываются пруды и глубокий, выложенный белым камнем ров шириной 34 и глубиной 10 метров, сделавший Кремль еще более неприступным. Этот ров шел от Неглинки вдоль Красной площади к Москве-реке и был засыпан только в XIX веке. Именно от этого рва происходит одно из названий храма Василия Блаженного – собор Покрова на Рву. Некоторыми исследователями, впрочем, руководство строительства этого рва Алевизом Новым ставится под сомнение.

Алевиз строит не только в Кремле, его деятельность простирается дальше в город. С 1514 по 1519гг. он строит одиннадцать церквей в разных частях города; сохранились некоторые из них: в перестроенном виде церковь Владимира в Старых Садех (Старосадский пер.,11); храм Усекновения головы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок 2/4); церковь Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре (Петровка, 28); церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове (ул. Восточная, 6). Также, возможно, участвовал Алевиз и в постройке Теремного дворца в Кремле и церкви Иоанна Лествичника, которая позже вошла в нижний ярус колокольни Ивана Великого.

По летописным сведениям, во время взрыва на пороховом заводе, носившем название «Алевизова двора» (организованного Алевизом Старым), возможно, в числе многих погиб и Алевиз Новый.

Список сооружений

Название церкви Годы Адрес Состояние
Архангельский собор 1505-1508 Кремль перестроен
Рождества Богородицы в Старом Симонове 1509-1510 Восточная, 6 перестроена незначительно
Рождества Богородицы, «что на сенях» 1514 Кремль сохранилась малая часть
Варвары Великомученицы на Варварке 1514 Варварка, 2 новое здание
Владимира, «что в Старых Садех» 1514 Старосадский пер., 11 перестроена
Илии Пророка, «что под Сосенками» 1514-1515 Воронцово Поле, 16 перестроена
Усекновения главы Иоанна Предтечи «что под Бором» 1514-1515 Черниговский пер., 2/4 перестроена
Петра Митрополита собор в Высокопетровском монастыре 1514-1517 Петровка, 28 восстанавливается в первоначальном виде
Вознесения Господня в Воскресенском монастыре 1518 Кремль не сохранилась
Рождества Иоанна Предтечи «что на Бору» 1508 Кремль не сохранилась
Пресвятой Богородицы, «что на Лубянке» 1514-1518 пл. Воровского не сохранилась (1924)
Дионисия Ареопагита 1519 Моховая, МГУ разобрана при строительстве МГУ

Красным цветом помечены не сохранившиеся постройки

Входит в проекты: зодчие

Итальянский архитектор Аристотель Фиоравенти, 15 век

Но так как фамилии этих зодчих не сохранились, то и проверить сейчас это трудно. Начиная с 15-го века, появляются фамилии:

Похоже, что Аристотель Фиоравенти (1415-1486гг) действительно был известен у себя на родине до прибытия в Россию, правда, не как архитектор, а более как инженер. Он смог переместить 25-х метровую башню, с 5-и метровым фундаментом, весом около 400 тонн, более чем на 13 метров в сторону. Об этом имеется информация на русском и итальянском языках. В возрасте 60 лет он прибыл в Россию и прожил там еще 20 лет. Принимал участие в строительстве успенского собора в Москве, и вообще в переустройстве и строительстве Кремля, и возможно даже устройства хранилища для библиотеки Ивана Грозного.

Успенский собор Московского кремля

Литература[ | ]

  • Ульянов О. Г. «ROMA QUADRATA III». К 500-летию строительства дворца великого князя Ивана III в Кремле // Вехи русской истории в памятниках культуры.- Макариевские чтения.- Вып. V.- Можайск, 1998.- С. 508-529.
  • Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы. — М., 2008.
  • Выголов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина. // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. — СПб., 1997.
  • Подъяпольский С. С. Итальянские строительные мастера в России в конце XV-начале XVI века по данным письменных источников. Опыт составления словаря. // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. — М., 1991.
  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — Т. . — С. 14.
  • Алевиз Фрязин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Земцов С. М. Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 68—70. — 302 с.

Фряги в истории Руси

Около XVII века в России начинают появляться и приобретают популярность иконы фряжского письма, написанные не по классическим, византийским канонам, а в традициях, близких к академической живописи позднего Возрождения.

Эстампы русского лубка, близкие к реальному изображению, назывались фряжскими листами

, для отличия их от традиционного русского лубка.

Многие известные итальянцы, в основном архитекторы, работавшие в России в XV и XVI веках, носили прозвище «Фрязин»:

  • Алевиз Фрязин (Старый) (также известен как Алевиз Миланец, Алоизио да Карезано) — архитектор, завершивший постройку стен Московского кремля
  • Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, Алоиз Ламберти да Монтиньяна) — архитектор, известный постройкой Архангельского собора
  • Антон Фрязин (Антонио Фрязин, Антонио Джиларди) — архитектор и дипломат, строитель башен Московского кремля
  • Бон Фрязин — архитектор, строитель Колокольни Ивана Великого
  • Иван Фрязин (Джан Баттиста делла Вольпе) — дипломат, монетный мастер
  • Марк Фрязин (Марко Руффо) — архитектор, строитель башен Кремля и Грановитой палаты
  • Павлин Фрязин Деббосис — пушкарь
  • Пётр Фрязин — под этим именем известны несколько человек: Пьетро Антонио Солари — архитектор, строитель башен Кремля и Грановитой палаты
  • Пьетро Франческо — архитектор, строитель Нижегородского Кремля
  • Петрок Малый (Пьетро Франческо Анибале) — архитектор, строитель стен Китай-города

Этимология

Поскольку исторически слово фрязин писалось через (фрѧзин

), оно и произносилось через носовую гласную —фрęзин () . Звук -з- на замену звука -г- (фрѧговъ ) появился в результате третьей (прогрессивной) палатализации (сравнитекнязь икнягиня ). Таким образом, изначально слово могло звучать как *френгин, где суффикс -ин есть признак притяжательного прилагательного в качестве ответа на вопрос «чей?» (ср. полянин, древлянин, англичанин, датчанин), что и позволило этимологам вывести заимствование из этнонима «франк». В пользу этой этимологии говорит и другая форма этнонима —фряг .

Склонение по множественному числу в данном слове может происходить по типу сын, сыновья

, или в польском языке более точнопан, панове (польск. pan, panowie). Данная форма склонения зафиксирована в ПВЛ:

Леонид Ильич Баталов. 1913–1989

Родившись в Москве, 6-летний Леонид Баталов после революции 1917 года оказался с родителями в Саратовской губернии, но после окончания института коммунальной архитектуры в Ленинграде, вернулся в столицу.

Главный архитектор Останкинской башни был искренне влюблён в своё дело. По его проектам возвели здание аэровокзала на Ленинградском проспекте, и множество других зданий, украсивших главный город страны.

Долгие годы работал в соавторстве с Дмитрием Бурдиным, который возвёл знаменитые «Красные дома» по улице Строителей.

Кстати, о самых красивых жд вокзалах мира вы можете прочитать у нас на сайте TopCafe.su.

Отступление: Голландские печи

Все-таки очень удивительным остается факт, что вплоть до конца 16-го века в России не было дымоходов. И что итальянцы и немцы приезжали в Россию строить печи с дымоходами? Встречала эту информацию в разных источниках, но все равно верится с трудом. Климат в Германии, а особенно в Италии, намного мягче, чем в России. И там более известны камины, чем печи. Так выглядело приготовление пиши в Европе в 18-м веке:

Интерьер кухни с двумя женщинами за работой, Хендрик Нуман

Это открытый очаг, по сути, камин, с прямым дымоходом. Позже появились варочные печи, приставленные к каминам:

openluchtmuseum Het Hoogeland

Это интерьер голландской кухни 19-го века. Такие металлические печи, видимо, в России называли «голландками». Отрывок из книги о «Печном мастерстве», написанной архитектором Василием Собольщиковым в 1865 году:

Или климат был настолько другой, что в Европе было холодней, чем в России? Или обогревали помещения другим способом? В 19-м веке даже не было принято делать тамбуров в богатых домах и общественных зданиях, их пристраивали позже, уже в 20-м веке. Хотя еще раньше в домах были сени:

Т.е. получается, что сначала строили тамбуры, потом перестали, а потом опять начали? В Европе сейчас тоже дома строят с тамбурами. Хотя процесс отопления значительно облегчился по сравнению c предыдущими веками. А средняя температура января, например, в Нидерландах остается плюсовой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector