Константино́польская правосла́вная це́рковь

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Мировое православие объединяет 250-300 млн православных христиан по всему миру. Однако точных цифр не назовет никто. Структура православной церкви очень отличается от католической. Католическая церковь – как большая пирамида, на верхушке которой находится епископ, и он – безоговорочный глава. Православная церковь состоит из 15 таких, равных на первый взгляд, пирамид – автокефальных церквей.

«Если попасть в Гизу или Мексику, то там на одной территории могут стоять несколько пирамид. Все они одной высоты – формально. Но, как и в Гизе или Мексике, некоторые пирамиды построены раньше. Так и с православными церквями», – объяснил Говорун.

В первом тысячелетии самыми влиятельными были Римская (до раскола), Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви. И только в средние века к ним начали присоединяться славянские патриархаты. Все они были частью Константинополя. «Вселенский патриархат играл очень важную роль, – отмечает Говорун. – Хотя он и был равным среди других, все-таки он был первым. Из ближайшей к этому устройству политической модели можно назвать Британское Содружество. Там тоже формально признают политическую роль британской королевы как лидера содружества, но она не вмешивается во внутренние дела государств».

«Первенство чести» вселенского патриарха Константинополя в православном мире признают практически все поместные церкви – до недавних пор включая РПЦ. «Сейчас это больше дань традициям. Конечно, за патриархом Варфоломеем не стоит огромное количество парафий. И это очень раздражает РПЦ. Они считают, что если у них самая крупная церковь, то они и должны диктовать условия», – отметил Горевой.

Патриарх Варфоломей «первый по чести», но не может навязать свое решение другим. «Должно быть согласие церкви, – говорит архимандрит. – Константинополь не может ни одну церковь принудить к чему-то. Он может только убедить. Или поощрить».

Инфографика – Алина Подлесная/LIGA.net

Внутри Вселенского патриархата у предстоятеля гораздо больше влияния. Но и тут оно небезгранично. Позиция патриарха Варфоломея чем-то напоминает светскую должность президента. А синод из митрополитов – Верховную Раду. Он собирается ежемесячно, а каждые полгода – переизбирается. «Нет такого, как в РПЦ, что синод постоянный и годами прикормлен, – объясняет Горевой. – Тут действительно есть элементы церковной игры».

В решении сложных вопросов Варфоломей часто обращается к советникам и экспертам. «Все они очень хорошо образованы, – уточняет Говорун. – Его круг общения очень разнообразен. Он не сидит в теплой ванне, в которую (условно) руководитель офиса заносит ему информацию и формирует взгляды. Он получает разные точки зрения».

Константинополь уже предоставил – до Украины – автономию еще девяти поместным церквям. Сегодня некоторые в корыстных целях отрицают это факт. Какое безрассудство – патриарх Варфоломей

Но все же есть в структуре Вселенского патриархата несколько людей, которые могут влиять на Варфоломея. К его ближайшему окружению относятся: помощник и главное доверенное лицо – митрополит Варфоломей Самарас; влиятельный иерарх Константинополя, митрополит гальский Эммануил Адамакис; американский архиепископ Элпидофор Ламбриниадис.

«Два сильных лидера – Эммануил Гальский и архиепископ Элпидофор в США. Один из них, возможно, в будущем займет престол патриарха», – не исключает Горевой.

Эммануил занимается новой церковной политикой и решает все вопросы, связанные с межцерковными каноническими делами. Он отвечал за всеправославный собор и украинскую автокефалию, участвовал в переговорах по Македонской церкви.

«А Элпидофор – это ястреб, он выстраивает отношения с США. С победой Байдена это сотрудничество усилится. Оно заключается в том, чтобы снизить роль РПЦ во влиянии на другие церкви. Для США церковь Кирилла – это инструмент Кремля», – считает Горевой.

Именно их электронную почту пытались атаковать российские хакеры из группировки Fancy Bear. В 2018 году Associated Press писала, что взломщики рассчитывали получить доступ к перепискам окружения Варфоломея (сам патриарх почтой не пользуется), и это было связано с подготовкой томоса для ПЦУ.

История

В отличие от других четырех патриархальных резиденций Пентархии ( Иерусалим , Рим , Антиохия и Александрия ) Константинопольская кафедра не является апостольской , хотя традиция приписывает ей основание апостолом Святым Андреем . Однако после переоснования города как «Новый Рим» по Константину , в первом Константинопольском Соборе , в , признает его «Превосходство чести после римского епископа, потому что Константинополь есть Новый Рим».

Это решение подтверждается в каноне 28 Халкидонский в , но еще до того времени, патриархи Константинополя принял титул «вселенского патриарха», не уточнив , что это охватывает именно в вопросах юрисдикции. Пап Лев  I — й и Григорий  I — й , претендуя на их место юрисдикции над всеми церквами, отказались поддержать это использование.

Постоянство после варварских вторжений, которые затопили западную часть, восточной части Римской империи означает, что патриарх оставался под опекой имперской власти в системе разделения властей, которая могла меняться со временем. Даже больше, чем раскол 1054 года , это было падение Константинополя сначала крестоносцами в 1204 году , а затем турками в 1453 году , что значительно ослабило авторитет патриарха, еще более ослабившего возведение Москвы. автокефальной патриархии в , затем умножением национальных православных церквей ( автокефалии ) в течение XIX E  века.

Тем не менее, султаны по Османской империи до сих пор предоставил ему некоторую власть над православными империями, под просом системы . В году с приходом Турецкой республики конфессиональная система была упразднена, и эта функция полностью прекратилась: турецкие власти учредили неканоническую Турецкую православную церковь .

История ранних веков

(Архиепископство) Константинопольское имеет непрерывную историю с момента основания города Константином Великим в 330 году нашей эры . После того, как Константин Великий расширил Византию, сделав ее второй столицей в 330 году, было сочтено целесообразным, чтобы ее епископ, когда-то являвшийся суфражистом экзарха Фракии и Македонии, митрополит Гераклейский , был возведен в архиепископство. В течение многих десятилетий главы Римской церкви выступали против этого стремления не потому, что кто-то думал оспаривать их первое место, а потому, что они защищали «Петровский принцип», по которому все Патриархаты произошли от Святого Петра и не желали нарушать старый порядок. в иерархии по политическим причинам.

Тронный зал Константинопольского Патриархата. Евангелие восседает на возвышении ; патриарх восседает на нижнем престоле впереди.

В 381 году Первый Константинопольский собор объявил, что «епископ Константинополя будет иметь первенство чести после епископа Рима, потому что это Новый Рим» (канон III). Престиж офиса продолжал расти не только из-за очевидного покровительства византийского императора, но и из-за его огромного географического значения.

Халкидонский в 451 установлен Константинополе как патриархии с церковной юрисдикцией над Малой Азией (епархии Asiane и Понт) и Фракия , а также за варварскими территории, неконвертированные земли за пределами определенной территории Западного Патриархата (Старый Рим ) и три других патриархата, Александрия, Антиохия и Иерусалим, предоставили ему экстерриториальную апелляционную юрисдикцию над решениями других патриархов по каноническому праву и предоставили ему почести, равные почестям, принадлежащим первому христианскому престолу, Риму, с точки зрения первенства, однако Рим сохранил за собой его старшинство (канон XXVIII). Лев I отказался принять этот канон, ссылаясь на то, что он был создан в отсутствие его легатов . В VI веке официальным титулом стал «архиепископ Константинопольский, Нового Рима и вселенский патриарх».

Нынешним патриархом (с 1991 года) является Варфоломей I, который стал более известен, чем любой из его предшественников в наше время, благодаря своим многочисленным пастырским и другим визитам в многочисленные страны на пяти континентах и ​​созданию постоянного бюро при церкви. Штаб-квартира ЕС, в дополнение к укреплению давно созданного Патриаршего центра в Прени-Шамбези , Швейцария , а также его экологические занятия, которые принесли ему прозвище «Зеленый Патриарх».

Архиепископы Константинополя (330–451)

  • 28. Святой Павел I («Исповедник») (337–339)
  • 29. Евсевий Никомидийский

    Павел I (341–342), восстановлен 1 раз.

    (339–341).

  • 30. Македоний I (342–346)
    • Павел I (346–350), восстановлен во второй раз.
    • Македоний I (351–360), восстановлен
  • 31. Евдоксий Антиохийский

    Флорентий (ок. 363)

    (360–370).

  • 32. Демофил (370–380)
  • 33. Евагрий (370 или 379)
  • 34. Максимус I (380)
  • 35. Св. Григорий I Назианзин Богослов (380–381).
  • 36. Нектарий (381–397)
  • 37. Св. Иоанн Златоуст (398–404)
  • 38. Арсакий Тарсский (404–405).
  • 39. Аттикус (406–425)
  • 40. Сисинний I (426–427)
  • 41. Несторий (428–431)
  • 42. Максимиан (431–434)
  • 43. Св. Прокл (434–446)
  • 44. Св. Флавиан или Флавиан (446–449), также Флавиан I
  • 45. Святой Анатолий (449–458) (Патриарх с 451 г.)

Роль в православном епископстве

Вселенский патриарх играет уникальную роль среди православных епископов, хотя и неоднозначно. Он является primus inter pares («первый среди равных»), так как он старший среди всех православных епископов. Это первенство, выражаемое в канонической литературе как presbeia («прерогативы», буквально «старшинства»), дает вселенскому патриарху право председательствовать на всеправославных соборах .

Кроме того, каноническая литература Православной церкви предоставляет вселенскому патриарху право рассматривать апелляции в случае спора между епископами. Однако вопрос о том, ограничиваются ли эти канонические права только его собственным патриархатом или являются универсальными для всей Православной церкви, является предметом споров, особенно между Вселенским патриархатом и Русской православной церковью .

Исторически сложилось так, что вселенский патриарх слышал такие призывы и иногда был приглашен вмешаться в споры и трудности других церквей. Еще в 4 веке Константинополь сыграл важную роль в смещении нескольких епископов за пределами его традиционной юрисдикции. Это происходит и сегодня, когда в 2006 году патриархат был приглашен помочь в объявлении архиепископа Кипрской церкви недееспособным из-за болезни Альцгеймера . Кроме того, в 2005 годе Константинопольский Патриархат созван всеправославный Синод , чтобы выразить православного мир подтверждения отложения Патриарха Иринея в Иерусалиме . В 2006 году патриархат был приглашен для слушания апелляции русского православного епископа в Соединенном Королевстве в споре с его настоятелем в Москве, хотя последний отклонил и результат этой апелляции, и право на ее подачу.

Вселенский патриарх не имеет прямой юрисдикции за пределами Константинопольского патриархата, предоставленного ему в православной канонической литературе, но его основная функция в отношении всей Православной церкви — это регулирование отношений между автокефальными и автономными церквями. То есть его основная роль заключается в продвижении и поддержании единства Церкви.

Эта уникальная роль часто предполагает, что вселенский патриарх в некоторых источниках упоминается как «духовный лидер» Православной церкви, хотя это не официальный титул патриарха, и он обычно не используется в научных источниках о патриархате. Такое название приемлемо, если оно относится к этой уникальной роли, но иногда приводит к ошибочному мнению, что эта должность, таким образом, эквивалентна православному папе. Однако нет православного понятия, эквивалентного папству: православные церкви действуют в синодической системе, в соответствии с которой церковные вопросы решаются компетентным синодом епископов, в котором каждый епископ имеет один голос. Пять патриархов древней пентархии (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим в указанном порядке) должны получить высшие чести, но не имеют никакой реальной власти над другими епископами, кроме власти синода, который они возглавляют ( и в котором они также обладают одним голосом).

В 2007 году патриарх одобрил Равеннский документ , католико-православный документ, подтверждающий, что епископ Рима действительно является прото («первым») Церкви, как в словах «первый среди равных», а не верховный, хотя в будущем должны быть проведены дискуссии о конкретных экклезиологических упражнениях папского первенства. Согласно Люмену Джентиуму , патриарх является законно посвященным епископом в римской экклезиологии, и существует просто несовершенное церковное общение между Константинополем и Римом, которое, тем не менее, существует и которое может быть улучшено в какой-то момент истории.

Этимология

В русском языке, как в большинстве славянских языков, термин «церковь» восходит к греческому прилагательному Κυριακόν («Господне, принадлежащее Господу»), от которого также происходит название церкви в германских языках. Согласно Фасмеру, прежде, чем попасть в славянские языки слово прошло через языки германские. Однако в греческой христианской традиции, включая новозаветную и святоотеческую, церковь обозначают словом Ἐκκλησία (экклесия — «собрание», перевод на греческий еврейского слова קהל кагал), непосредственно к которому восходит название церкви на латыни, у большинства народов романской языковой группы, валлийцев, армян, грузин, а также у турок и арабов.

От слова Ἐκκλησία также происходит название «экклезиология» — раздел христианского богословия, освещающий вопросы, связанные с церковью.

Отношение к Турецкой Республике

После провозглашения Турецкой Республики 29 октября 1923 года турецкое государство признает патриарха только духовным лидером греческого меньшинства в Турции и официально называет его «греческим православным патриархом Фанара» или «римско-православным патриархом». Патриарх Константинополя »( турецкий : Fener Rum Ortodoks Patriği ) ( Фанар — район в Стамбуле, где расположен патриархат). Согласно турецкому законодательству, все еще действующему сегодня, он подчиняется власти Турецкой Республики; однако Турция разрешает Постоянному Синоду митрополичьих епископов избирать патриарха. Чтобы быть избранным, турецкое законодательство требует, чтобы кандидаты были гражданами Турции по рождению. С момента основания современной Турции пост вселенского патриарха заняли родившиеся в Турции граждане греческой национальности. Поскольку почти все греческие православные покинули Турцию (см. Обмен населением между Грецией и Турцией и Стамбульский погром ), это значительно сужает круг кандидатов на престол.

Правозащитные группы уже давно протестуют против условий, поставленных светским правительством Турции вселенскому патриарху, религиозному учреждению. Та же политика применялась и к институту исламского халифата, который был отменен Турцией. Например, экуменический статус, присвоенный ему традиционно в восточном православии и ранее признанный правительствами Османской империи, время от времени становился источником разногласий в Турецкой Республике. Такая политика приводит к проблемам в функционировании патриархата, поскольку духовенство, прибывающее из-за границы, не имеет права подавать заявление на получение разрешения на проживание и работу. В первые дни своего существования турецкое государство поддерживало конкурирующий Турецкий православный патриархат , прихожане которого, однако, оставались ограниченными.

Правозащитные группы также ссылаются на экспроприацию церковной собственности и условия государственного контроля, наложенные на православную богословскую школу Халки , которые привели к ее закрытию Патриархатом. Однако в 2004 году Патриарху Варфоломею с помощью турецкого правительства удалось через восемьдесят лет изменить состав Постоянного Синода митрополичьих епископов в Константинополе, состоящего из двенадцати членов, таким образом, чтобы он мог включать шесть епископов из-за пределов Турции. Он также каждые два года созывает в Константинополе собрания всех епископов, находящихся в его юрисдикции.

Вселенский Патриархат Константинополя периодически подвергался нападениям с 1993 по 2004 год, включая осквернение патриархальных кладбищ, а также нападения на Вселенского патриарха.

Что такое евхаристи­чес­кое общение

В православии этот термин означает единство между автокефальными церквями и их прихожанами. Простым языком, священники разных церквей могут служить совместные литургии, а прихожане получать святое причастие в любой из них. Это совместное преломление хлеба — главное таинство христианской церкви. 

— Если РПЦ откажется от евхаристического общения с Константинополем, то пойдет на полный раскол, — говорил в комментарии «КП» религиовед Игорь Козловский. — Церковь будет выведена за пределы диптиха — перечня канонических церквей в православном мире. С точки зрения православной ортодоксии действия церкви будут считаться безблагодатными — от крещения до погребения.  Это то, в чем сейчас Московский патриархат обвиняет Киевский.

Проще говоря, если сейчас с точки зрения Московского патриархата прихожанам Киевского Патриархата закрыта дорога в райскую обитель, то после отказа от евхаристии они формально поменяются местами. 

Прихожане Московского патриархата теперь не смогут молиться на Афоне, поскольку гора входит в юрисдикцию Константинопольского патриархата.

— Большинство церквей считают этот конфликт исключительно двусторонним и не собираются в нем участвовать. Полагаю, практически все они готовы одобрить решение Константинополя. Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции, — считает Чапнин.

РПЦ не впервые разрывает отношения с Константинопольским патриархатом. В феврале 1996 патриарх Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат принимает под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Через три дня РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев возобновила его. Сейчас в Эстонии две эстонских православных церкви — Константинопольского патриархата и Московского.

Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь

Притесняемая османскими султанами (носившими также титул «халифа всех мусульман»), Константинопольская Церковь искала поддержки прежде всего у «Третьего Рима», то есть у Российского государства и у Русской Церкви (именно желанием снискать такую поддержку было вызвано согласие Константинопольского Патриарха Иеремии II на установление в 1589 году патриаршества на Руси). Впрочем, вскоре после упомянутой выше мученической кончины священномученика Григория (Ангелопулоса) константинопольские иерархи сделали попытку опереться и на православные народы Балканского полуострова. Именно в то время Окружным Соборным Посланием Восточных патриархов 1848 года православный народ (представители которого в османский период были интегрированы в высшие органы церковного управления всех восточных Патриархатов) был торжественно провозглашен хранителем истины в Церкви. Тогда же получила автокефалию Церковь освобожденной от османского ига Греции (Элладская Церковь). Однако уже во второй половине XIX века константинопольские иерархи отказали в признании восстановления автокефалии Болгарской Церкви (смирившись с таковой лишь в середине XX века). Аналогичные проблемы с признанием со стороны Константинополя испытывали также и православные Патриархаты Грузии и Румынии. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что восстановление в конце второго десятилетия минувшего века единой автокефальной Сербской Православной Церкви не встретило со стороны Константинополя никаких возражений.

Новая, первая в ХХ веке, драматическая страница в истории Константинопольской Церкви была связана с пребыванием на Её Патриаршем Престоле Мелетия IV (Метаксакиса), занимавшего кафедру Вселенского Патриарха в 1921-1923 гг. В 1922 году он упразднил автономию Греческой Архиепископии в США, чем спровоцировал разделение как в американском, так и в греческом Православии, а в 1923 году, созвав «Всеправославный Конгресс» (из представителей всего пяти Православных Поместных Церквей), он провел через этот не предусмотренный каноническим строем Православной Церкви орган решение об изменении богослужебного стиля, чем спровоцировал церковную смуту, породившую впоследствии т.н. «старостильный» раскол. Наконец, в том же году им были приняты под омофор Константинополя раскольничьи антицерковные группировки в Эстонии. Но самой фатальной ошибкой Мелетия IV была поддержка лозунгов «воинствующего эллинизма», что после победы Турции в Греко-турецкой войне 1919-1922 гг. и заключения Лозаннского мирного договора 1923 года стало одним из дополнительных для аргументов обоснования изгнания с территории Малой Азии почти двухмиллионной грекоязычной паствы Константинопольского Патриархата.

В результате всего этого после ухода Мелетия с кафедры едва ли не единственной опорой Вселенского патриаршего престола на его канонической территории стала почти стотысячная православная греческая община Константинополя (Стамбула). Однако антигреческие погромы 1950-х годов привели к том, что православная паства Вселенского Патриархата на территории Турции в результате массовой эмиграции к настоящему времени, за немногочисленными исключениями свелась к нескольким тысячам греков, живущих в константинопольском квартале Фанар, а также на Принцевых островах в Мраморном море и на островах Имврос и Тенедос в турецкой Эгеиде. В этих условиях Патриарх Афинагор I (1949-1972 гг.) обратился за помощью и поддержкой к странам Запада, на землях которых, преимущественно в США, уже тогда проживало подавляющее большинство почти семимиллионной (в ту пору) паствы Константинопольской Церкви. В число мер, предпринятых для обретения этой поддержки, вошло и снятие анафем, наложенных на отделившихся от Православия в 1054 году представителей Западной Церкви Патриархом Михаилом I Кирулярием (1033-1058 гг.). Указанные меры (не означавшие, однако, отмены соборных решений об осуждении еретических заблуждений западных христиан), впрочем, не смогли облегчить положение Вселенского Патриархата, новый удар по которому нанесло принятое турецкими властями в 1971 году решение о закрытии Богословской Академии на острове Халки. Вскоре после реализации Турцией указанного решения Патриарх Афинагор I скончался.

Православные церкви мира (Вселенское православие)

1. Константинопольская (Турция). Претендует на первенство в православном мире. Юрисдикция – Турция, частично Греция, гора Афон, Крит, Финляндия, Южная Корея, Китай, Эстония, греческая, украинская, белорусская диаспора в США и Латинской Америке, русская диаспора во Франции.

2. Александрийская (Египет). Юрисдикция – православные общины всей Африки.

3. Антиохийская (Сирия). Юрисдикция — Антиохийская Православная Архиепископия Северной Америки, православные общины Сирии, Ливана, Ирака, Ирана, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна, Омана, Катара.

4. Иерусалимская (Израиль). Юрисдикция — Синайская православная церковь, Израиль, Палестина, Иордания.

5. Русская (Россия). Претендует на первенство в православном мире. Юрисдикция – Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, другие постсоветские страны и некоторые приходы в европейских странах, Япония, Китай, Монголия.  

Эти церкви, за исключением России, ведут свое начало от Апостолов Иисуса Христа и сами могут быть материнскими церквями. Россия присвоила себе этот статус после падения влияния Константинопольского патриархата (после завоевания Константинополя турками в 15-м веке). 

6. Сербская. Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция — Православная Охридская Архиепископия в Македонии, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Черногория.

7. Румынская. Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция – Румыния и диаспора в Молдове и Украине.

8. Болгарская. Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция – Болгария.

9. Грузинская. Церковь-мать – Антиохийская. Юрисдикция – Грузия, Абхазия.

10. Кипрская. Церковь-мать – Антиохийская. Юрисдикция – остров Кипр.

11.Элладская (греческая). Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция – Греция.

12. Польская. Церковь мать – Русская, но получила автокефалию от Константинопольской. Юрисдикция – Польша и епархии в Португалии и Бразилии.

13. Албанская. Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция – Албания.

14.Чешская и Словацкая. Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция – Чехия, Словакия.

Османская этнархия

Когда турки-османы завоевали Константинополь в 1453 году, патриархат прекратил свое существование. Патриархат был восстановлен правителем-завоевателем, султаном Мехмедом II , который хотел утвердить свою династию в качестве прямых наследников восточно-римских императоров и принял императорский титул Кайзер-и-Ром « римский цезарь», один из своих второстепенные, но значимые. В 1454 году он даровал эту должность выдающемуся византийскому ученому-монаху, который был хорошо известен своим противодействием унии с латинским Западом, Геннадию Схоларию , который стал патриархом Геннадием II.

Патриарх был назначен millet-başı ( этнархом ) Просо в Раме , в которое входили все православные христиане, находившиеся под властью Османской империи, независимо от их этнической принадлежности в современном понимании. Эту роль этнические греки выполняли на свой страх и риск, среди огромных трудностей и ловушек и неизбежно с переменным успехом. Несколько патриархов были казнены османскими властями без суда и следствия, в первую очередь Григорий V , которого варварски линчевали в пасхальный понедельник 1821 года в отместку за вспыхнувшую греческую революцию .

В 19 веке нарастающая волна национализма и секуляризма среди балканских христианских народов привела к созданию нескольких автокефальных национальных церквей, как правило, под управлением автономных патриархов или архиепископов, в результате чего вселенскому патриарху оставался только прямой контроль над православными христианами греческого происхождения. Турция , части Греции и архиепископии в Северной Америке , Азии , Африке и Океании, где растущие греческие и другие сообщества мигрантов постепенно образовали значительную ортодоксальную диаспору. Турецкие и армянские православные христиане в Турции имеют независимые церкви.

Епископы Византии (до 330 г.)

  • 1. Апостол Андрей (38), основатель
  • 2. Апостол Стахис (38–54)
  • 3. Св. Онисим (54–68)
  • 4. Поликарп I (69–89)
  • 5. Плутарх (89–105)
  • 6. Sedecion (105-114)
  • 7. Диоген (114–129)
  • 8. Елевферий (129–136)
  • 9. Феликс (136–141)
  • 10. Поликарп II (141–144)
  • 11. Афинодор (144–148)
  • 12. Евзойс (148–154)
  • 13. Лоуренс (154–166)
  • 14. Алипий (166–169)
  • 15. Пертинакс (169–187)
  • 16. Олимпиан (187–198)
  • 17. Марк I или Марк I (198–211)
  • 18. Филадельфус (211–217)
  • 19. Кириак I (217–230)
  • 20. Кастинус (230–237)
  • 21. Евгений I (237–242)
  • 22. Тит (242–272)
  • 23. Дометий (272–284)
  • 24. Руфин I (284–293)
  • 25. Пробус (293–306)
  • 26. Св. Митрофан (306–314)
  • 27. Святой Александр (314–337)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector