Истинно православная церковь /, истинно православная церковь

Содержание

Заголовки для www.ripc.info

Веб-сервер

Информация о дата-центре
Время загрузки веб-сервера составляет 0.44 секунды
ROSNIIROS Russian Institute for Public Networks
AS25535 Autonomous Non-commercial Organization ‘Regional Network Information Center’
Moscow
Moscow City
Russian Federation
55.7522, 37.6156
Серверами доменных имён являются ns27.domaincontrol.com (216.69.185.14), ns28.domaincontrol.com (208.109.255.14). ИП адрес сайта 195.208.3.31
ИП: 195.208.3.31
Тип сервера: nginx/1.10.1 (Rucenter)
Кодировка: UTF-8
ПИНГ www.ripc.info (195.208.3.31) Размер пакета составляет 30 байт.
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=1 TTL=65 46.8 мс
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=2 TTL=65 47.4 мс
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=3 TTL=65 48.3 мс
— www.ripc.info результаты пинга —
4 запроса отправлено, 4 пакета получено, 0 потеряно (0% потерь)
Средний пинг до сервера составляет 35.6 мс, и среднее время загрузки сайта 0.44 секунды.
Конфигурация веб-сервера
Контроль кеша: max-age=0
Язык: ru
Длинна содержания: 20220
Тип содержания: text/html; charset=utf-8
Дата: Fri, 31 Mar 2017 03:16:38 GMT
Истекает срок: Fri, 31 Mar 2017 03:16:38 GMT
Веб-сервер: nginx/1.10.1 (Rucenter)
Х-поддержка: PHP/5.5.38
П3П:
Добавление куки:
Разное:
Е-тэг:
Содержание MD5:
Штифты открытого ключа:

Данные являются приблизительными*
Последнее обновление: 05.04.2017 21:36:14

Крещение Руси

Официальная история Русской Церкви берет своё начало в 988 году, когда по решению князя Владимира Русь приняла крещение по греческому образцу. Это событие описывается в Повести временных лет. Это самая ранняя из дошедших до нас летописей, которая датируется 12 веком. В ней описывается красивая легенда о том, почему Владимир выбрал именно греческий вариант христианства. Согласно ей, к князю приходили послы от разных религий: мусульмане, иудеи, посланники Папы Римского и византийцы. Мусульманам Владимир отказал из-за запрета на вино, иудеям, так как они не имели собственного государства, посланникам Папы из-за давней вражды, а вот рассказ посла из Византии произвёл на князя впечатление. Позже Владимир отправил посланников, чтобы посмотреть на обряды каждой из религий, но лишь византийские произвели на них впечатление.

Говорить о том, что это, скорее всего, не более чем легенда нам позволяют выводы современных историков. Вероятно, выбор религии был обусловлен политическими факторами. Во-первых, славяне имели давние связи с Византией. Во-вторых, в 10 веке эта страна была одной из самых могущественных в военном и культурном плане, и объединение с ней на религиозной основе было очень выгодно для молодой Киевской Руси.

Первые пять столетий Русская церковь не имела самостоятельности и подчинялась константинопольскому патриарху, которой назначал главу Русской церкви (митрополита) из числа греков. Эта ситуация изменилась в 1051 году, когда князь Ярослав Мудрый добился того, чтобы главой впервые стал русский – митрополит Иларион.

Практически сразу после официального распространения христианства, на Руси основываются монастыри, которые становятся центрами духовной и культурной жизни. В них пишутся летописи и книги, создаются иконы. Один из самых известных монастырей — Киево-Печерская лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остаётся одной их важнейших православных святынь.

До 13 века резиденцией митрополита был Киев, однако, ввиду его упадка после нашествия Золотой Орды, в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, а позже, в 1325 году, в Москву.

Последним митрополитом, которого назначал Константинополь был грек Исидор (1436 год). Он был сторонником т.н. Унии – объединения римской и византийской церквей. Однако, в самой Византии это начинание поддержали только патриарх и император. В конечном итоге сближения церквей не состоялось. Так произошло окончательное их разделение, и становление католичества и православия как разных ветвей христианства.

Московские Патриархи

Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов Святой Иов и Русская Церковь в период его Патриаршества Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его патриаршества Русская Церковь после смуты, в период «Межпатриаршества» (1612-1619 гг.) Русская Церковь в патриаршество Филарета (Романова) Патриарх Иоасаф I и Русская Церковь в период его патриаршества Русская Церковь При Патриархе Иосифе. Часть 1 Русская Церковь При Патриархе Иосифе. Часть 2 Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть I Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть II Жизненный путь и Патриаршее служение Патриарха Никона Богослужебная реформа Патриарха Никона Русская Церковь в период Патриаршества Иоасафа II

Непоминающие

Часть церковной оппозиции м. Сергию, представители которой отрицательно отнеслись к Декларации и перестали поминать Сергия за богослужением как своего первоиерарха, но не стали отделяться от его церкви и строить собственную независимую церковную структуру, как это сделали иосифляне. У непоминающих было полное с сергианами, поэтому для истинно-православных они и сами были сергианами. К известным непоминающим относятся, например, священник Сергий Мечев, пострадавший от большевиков и расстрелянный в 1941 году, и епископ Афанасий (Сахаров). После создания Московской Патриархии в 1943 году большинство непоминающих воссоединились с официальной сергианской церковью.

Церковное управление

Православная Церковь децентрализована, в ней нет центральной власти, земного главы или единственного епископа с руководящей ролью. Таким образом, Православная церковь канонически использует синодическую систему , которая существенно отличается от иерархически организованной католической церкви, которая следует доктрине папского верховенства . Упоминания Вселенского Патриарха Константинополя как лидера являются ошибочной интерпретацией его титула (« первый среди равных »). Его титул скорее почетный, чем авторитетный, и на самом деле Вселенский Патриарх не имеет реальной власти над Церквями, кроме Константинопольского. Его уникальная роль часто связана с тем, что Вселенский Патриарх в некоторых источниках упоминается как «духовный лидер» Восточной Православной Церкви.

Автокефальные церкви обычно находятся в полном общении друг с другом, поэтому любой священник любой из этих церквей может на законных основаниях служить любому члену любой из них, и ни один член любой из них не исключен из какой-либо формы поклонения в любой из других, включая прием Евхаристии .

В раннем средневековье , то ранняя христианская церковь управлялась пятью патриархами как государственной церкви Рима : епископы Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима; все вместе они именовались Пентархией . Каждый патриарх имел юрисдикцию над епископами в определенном географическом регионе. Так продолжалось до 927 г., когда автономное болгарское архиепископство стало первым патриархатом, недавно получившим статус патриархата, присоединившимся к первоначальной пятерке.

Патриарх Рима был «первым на почетном месте» среди пяти патриархов. Разногласия по поводу пределов его власти были одной из причин Великого раскола , условно датированного 1054 годом, который расколол церковь на католическую церковь на Западе во главе с епископом Рима и православную церковь во главе с четыре восточных патриарха (Константинополь, Иерусалим, Антиохия и Александрия). После раскола это почетное первенство перешло к Константинопольскому Патриарху, который ранее занимал второе место на Первом Константинопольском соборе .

В 5 веке восточное православие отделилось от халкидонского христианства (и, следовательно, отдельно от Восточной православной и католической церкви), задолго до Великого раскола 11 века . Его не следует путать с восточным православием.

Автокефалия Русской Церкви

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.

Иона

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (-), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в — годах.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.

Непризнанные церкви

Хронология основных непризнанных и Истинно Православных Церквей, вышедших из Сербской Православной Церкви

Хронология основных непризнанных и Истинно-Православных Церквей, вышедших из Русской Православной Церкви

Истинно православный

Это церкви, которые с 1920-х годов отделились от основного сообщества по вопросам экуменизма и календарной реформы . Из — за того , что эти церкви воспринимают как ошибки модернизма и теорию ветвей (которые они называют «экуменизм») в основном православии, они воздерживаются от сослужения о Божественной Литургии с мейнстрят православные, сохраняя при этом , что они остаются полностью в пределах канонические границы Церкви: т. е. исповедание восточно-православной веры, сохранение законной апостольской преемственности и существование в общинах с исторической преемственностью.

Церквами, которые следуют за Истинным Православием, являются:

  • Старостильная Болгарская Православная Церковь
  • Румынская Православная Церковь Старого Календаря
  • Сербская Истинная Православная Церковь
  • Русская Истинно Православная Церковь (Лазарь Журбенко)
  • Русская Православная Автономная Церковь
  • Автономная православная митрополия Северной и Южной Америки и Британских островов
  • Истинно-православная митрополия Германии и Европы

Непризнанные церкви, которые добровольно не участвуют в общении

Эти церкви не практикуют общение с другими восточно-православными юрисдикциями и не склонны признавать друг друга. Тем не менее, как и вышеупомянутые Истинные Православные Церкви, они считают себя находящимися в канонических границах Церкви: то есть исповедуют восточно-православную веру, сохраняют то, что они считают законной апостольской преемственностью , и существуют в сообществах с исторической преемственностью. Тем не менее, их отношения со всеми другими Восточными Православными Церквями остаются неясными, поскольку Восточные Православные Церкви обычно признают и признаются другими.

  • Греческие старостильники (с многочисленными церквями)
  • Русская Православная Церковь в Америке

Старообрядцы

Старообрядцы делятся на разные церкви, которые не признают друг друга, а также на основные восточно-православные церкви.

Церкви, которые не признаются, несмотря на желание

Следующие церкви признают все другие основные восточные православные церкви, но не признаны ни одной из них из-за различных споров:

  • Абхазская Православная Церковь
  • Американская Православная Католическая Церковь
  • Белорусская Автокефальная Православная Церковь
  • Ассоциация хорватских православных верующих (гражданское объединение)
  • Македонская православная церковь — Охридское архиепископство
  • Черногорская Православная Церковь
  • Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат
  • Турецкая Православная Церковь

Церкви, которые не являются ни признанными, ни полностью восточно-православными

Следующие церкви используют термин «православные» в своем названии и выражают веру или традиции Восточной православной церкви, но смешивают верования и традиции других конфессий за пределами Восточного православия:

  • Евангелическая православная церковь ( сочетается с протестантскими — евангелическими и харизматическими — элементами)
  • Православно-католическая церковь Америки (сочетается с католическими и восточно-православными элементами)
  • Католическая церковь северных стран в Италии (первоначально называвшаяся Православной церковью в Италии, была связана с УПЦ КП; теперь связана с Католической церковью северных стран и Союзом Скрэнтона )
  • Лузитанская православная церковь (сочетается с католическими элементами)
  • Причастие западных православных церквей (сочетается с восточными православными элементами)

    • Кельтская Православная Церковь
    • Французская Православная Церковь
    • Православная Церковь Галлов

Трафик

Страна Место в странах Посетители % Просмотры страниц %
Россия, Украина, Казахстан, Германия, Индия, Белоруссия, США являются самыми популярными странами.
Россия 227053 72.54% 70.98%
Украина 2132922 2.52% 2.34%
Казахстан 2904166 1.08% 1.13%
Германия 7070160 1.24% 0.97%
Индия 9364014 1.08% 0.81%
Белоруссия 9601593 1.07% 0.97%
США 9818879 0.76% 0.86%
Средняя статистика за последние 3 месяца
Место в мире 4,497,743 -280,659
Месячная посещяемость 2,070 6.24%
Позиция по месячной посещаемости 4,484,162 -279,812
Просмотры страниц в месяц 16,230 4.2%
Позиция по просмотрам страниц 3,278,731 -137,707
Просмотров страниц 1 посетителем 7.85

Москва – Третий Рим

Стремления митрополита Исидора не были поддержаны и в Москве. В 1448 году Московский князь Владимир назначает главой Русской церкви епископа Иону. Данное назначение он не согласовывает с Византией (напомним, что император и Византийский патриарх поддерживали Унию). Таким образом с 15 декабря 1448 года Русская церковь де-факто становится самостоятельной.

При правлении Ивана III (1462-1505) происходит объединение значительного количества русских земель вокруг Москвы, проводятся важные экономические и политические реформы. На фоне падения Константинополя в 1453 году от турок, укрепление Московской государственности формирует концепцию, которая позже будет названа «Москва – Третий Рим». Русская церковь объявила себя единственный наследницей истинного учения Христа. Приверженцы других христианских течений не считались истинными, и должны были заново проходить обряд крещения при переходе в русское православие.

В конце 16 века Русская церковь признается независимой де-юре, а митрополиты получают сан патриарха. Это самое высокое звание в православной церкви. С этих пор глава Русской церкви и формально и официально равен в правах с греческими патриархами.

Синодальный период

Пётр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь в государстве, это мешало ему в полной мере проводить намеченные реформы. Когда в 1700 году умирает патриарх Адриан, Пётр I запрещает избирать нового главу церкви и некоторое время спустя учреждает Священный Синод. Синод — это своего рода парламент, который может принимать решения, связанные с жизнью церкви. В большинстве православных церквей такой орган существовал давно и был призван ограничивать власть патриарха, однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви.

Синод, который создал Пётр I являлся государственным органом, членом которого был и сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви, которая теперь стала более закрытой, был ограничен доступ к духовенству из других сословий. По сути все священнослужители становятся государственными чиновниками. Такой порядок сохраняется до революции.

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (-).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в — годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также
не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Обновленцы

Еще их называли “живоцерковники” или Живая Церковь, – церковное движение, которое было возведено большевиками в статус официальной православной церкви в 1920-е годы, чтобы расколоть и ослабить российское православие. Обновленцы создали Высшее Церковное Управление (ВЦУ), и в 1922 году оно было признано в качестве единственной каноничной церковной власти тремя епископами (одним из них был митрополит Сергий Страгородский). При этом с точки зрения церковной обновленцы постоянно нарушали и фактически от Церкви сами себя отделили.

Обновленческому расколу противостоял патриарх Тихон, за что он и его приверженцы, “тихоновцы”, стали подвергаться гонениям со стороны властей. Потом советская власть разочаровалась в обновленческом проекте как инструменте подчинения себе православной церкви и пошла по другому пути – включения уже самой “тихоновской” церкви в государственную машину. На этом этапе власти сначала попытались заставить патриарха Тихона пойти на сотрудничество и выступить перед верующими в поддержку коммунистического государства. Тихон действительно пользовался безусловным авторитетом — став первым патриархом после двухсотлетнего синодального периода, он был с момента своего избрания в 1918 году символом свободы и возрождения Российской Церкви в XX веке. Патриарх Тихон не согласился на компромисс с коммунистами, но после его смерти в 1925 г. они нашли более сговорчивого кандидата в лице митрополита Сергия.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия

Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия

Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия

Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия

Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия

Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия

Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия

Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия

Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия

Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия

Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия

Второй патриарший период

В 1917 году Русская церковь воспользовалась сложной политической ситуацией, чтобы вновь увеличить свой вес в обществе. Несмотря на то, что многие члены Временного правительства были против восстановления власти патриарха, успех большевиков, которые были антирелигиозны в своих взглядах, позволил церкви «продавить» свою позицию.

Однако, стоит заметить, что церковная иерархия не была восстановлена в своём первоначальном виде. Был оставлен Священный Синод и организован Высший церковный совет. Оба эти органа не позволяли патриарху иметь абсолютную власть над церковью, и каждому были даны свои полномочия. Так Синод занимался вопросами церковного служения, а Высший церковный совет административными делами.

Победив в гражданской войне, большевики взяли курс на искоренение религии. Изначально был принят лишь указ о полном отделении церкви от государства и о прекращении финансирования церкви. На деле же, любая активность священнослужителей воспринималась как призыв к саботажу. Многие были репрессированы: расстреляны или отправлены в лагеря.

К 1939 году была практически уничтожена структура церкви, отсутствовало централизованное управление. Большинство духовенства ушли в подполье, организовав так называемую Катакомбную церковь, которая смогла сохранить несколько сотен приходов и единую структуру управления.

Во времена Второй мировой войны советскому руководству требовались дополнительные стимулы для поднятия боевого духа и сплочения солдат, и оно прибегло к помощи церкви. Несмотря на официальную политику, в стране оставалось очень большое количество верующих, для которых патриарх был авторитетом. Так во время войны была разрешена религиозная деятельность, восстанавливались многие храмы.

Вторым важным поводом для ослабления антирелигиозной политики стали условия западных союзников, в основном президента Рузвельта, который через своего личного представителя в октябре 1941 года заявил, что оказание помощи Советскому Союзу напрямую зависит от позиции государства в отношении церкви.

В послевоенное время Русская церковь уже не встречала такого жёсткого противостояния. Но государство, всё же, старалось её контролировать и не допускать масштабного расширения. Церковная деятельность была обложена налогами, которые заметно превышали остальные. Порой, священнослужителям требовалось отдавать вплоть до 85% своих доходов.

Новая антирелигиозная кампания развернулась при Никите Хрущёве. Церковные структуры были загнаны в ещё более жёсткие налоговые и правовые рамки, в СМИ велась агитация, призванная показывать религию как пережиток прошлого

Однако, что самое важное, не принимались никакие попытки уголовного преследования

После отставки Хрущёва, вплоть до 1980-х годов отношения государства и церкви были довольно стабильными. Активная антиклерикальная кампания была прекращена, немного ослабли налоги, которые, несмотря на это, всё равно значительно превышали те, которые взымались с других организаций.

Во время Перестройки впервые за многие годы значительно увеличилось количество новых храмов, были сняты почти все ограничения на религиозную деятельность, ослаблены финансовые обязательства церкви перед государством. Переломным моментом стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Был снят запрет на освещение религиозной жизни по телевидению. Впервые в СССР люди смогли увидеть прямые трансляции богослужений. Важным маркером стало и то, что в 1989 году порядка 300 священнослужителей стали народными депутатами различных уровней.

РПЦЗ — Зарубежная церковь

В основном сформировалась из представителей русской эмиграции. Ее каноничность подтверждается указами патриарха Тихона 362 и 424, в которых он предоставил автономию русским Церквям в Западной Европе. После смерти Тихона зарубежники отказались признать сергианскую Московскую Патриархию, считая “красных” патриархийных священников чуть ли не служителями диавола. После распада СССР началось сближение РПЦЗ и РПЦ МП. В результате этого процесса в 2007 году большая часть зарубежников вернулась в Московскую Патриархию. Те, кто не захотел воссоединяться с сергианской МП, образовали так называемые осколки РПЦЗ, которые относятся также к Истинному православию. Недавно «Острова» опубликовали обзор таких ИПЦ в России и карту их приходов.

Византийский инициал Т. Надпись сверху «святые отцы», снизу — «Арий и Несторий, богоненавистники»

Крещение Руси

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (-) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (-), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Первый патриарший период

Под таким названием в историю Русской церкви вошёл отрезок с 1589 по 1700 год. В этот период церковь укрепляет своё влияние, а патриарх, как её глава начинает играть все большую роль в политической жизни страны. В том числе, церковь добивается того, что с 1625 года на принадлежащие ей земли (которых было не мало) не распространяется юрисдикция государства. По сути, она становится государством в государстве.

На протяжении 17 века Русская церковь активно занимается миссионерской деятельностью в Сибири, Карелии и Казанском крае. Создаются новые типографии, развивается духовная литература. В середине века патриарх Никон проводит реформы, которые главным образом касаются исправления богослужебных книг. В результате реформ происходит раскол церкви и появляется старообрядчество. С 1666 года старообрядцы преследуются уголовно на государственном уровне. В итоге это вызовет довольно масштабные репрессии против противников церковной реформы Никона. Многие старообрядцы будут вынуждены переселиться на окраины страны или за границу. Так большая община староверов появилась на территории нынешней Латгалии (восточной части Латвии), которая тогда была в составе Речи Посполитой. В том числе, немалая староверская община проживает и в Даугавпилсе.  Конфликт между православными и староверами полностью не исчерпан до сих пор.

Катакомбная церковь

— истинно-православные общины, существовавшие в СССР нелегально до конца 1980-х годов. Когда в 1930-е годы стало понятно, что советская власть настроена на уничтожение православной Церкви (а Сергий по сути помогает ей в этом своей Декларацией, разделившей верующих по принципу лояльности власти), многие церковные деятели ИПЦ стали говорить о необходимости переходить на подпольное, катакомбное положение, то есть не регистрировать приходы (после 30-х годов такая регистрация в принципе уже была невозможна) и совершать богослужения тайно на квартирах, в частных домах, в лесу. Такие общины обычно формировались вокруг священников и монашествующих. Исповеди часто передавались духовнику в письменном виде, а Святые Дары перевозились верующими на дальние расстояния. Часто катакомбники не хотели иметь с коммунистическим государством никаких отношений – ни работать на советской работе, ни служить в армии, ни получать советский паспорт. Гонения на катакомбников продолжались до самой перестройки.

  • Воспоминания катакомбных христианок, прошедших тюрьмы и лагеря.
  • Катакомбные священники: Амфилохий (Фурс), Тихон (Зорин), Клавдий (Савинский), Антоний (Жеретиенко), крестьянин Иван Ручин.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector