Православие на руси

Содержание:

Исаакиевский собор в Санкт Петербурге

Самый монументальный в северной столице и четвёртый по величине в мире Исаакиевский собор был построен по приказу императора Николая первого. Удивительная история возведения собора переносит нас  в самое начало 18 века, когда была построена церковь Исаакия Далмацкого, в которой венчался Петр 1 с Мартой Скавронской. По мере ветшания, на площади были заложены вторая и третья церкви. И только в начале 19 века к строительству нового собора был привлечён французский архитектор Огюст Монферран со своим новым проектом в стиле классицизм.

Возведение Исаакиевского собора было трудным и длилось почти на 40 лет. Только на возведение фундамента ушло 5 лет, так как болотистый грунт, на котором шло строительство, требовал большого внимания. Было вбито более 12 000 штук свай, которые призваны были держать собор на болотистой почве. Высота собора составляла 101,5 метр, а масса 300 тысяч тонн. Главный купол сделан не из дерева, а из металла, который был значительно легче. А внутреннее убранство храма было потрачено более 400 кг золота. Примечательно, что храм считается музеем, но в нем проходят богослужения.

Предстоятели

  • свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)

Московские и всея Руси митрополиты

  • свт. Феодосий (Бывальцев) (3 мая 1461 — 13 сентября 1464)
  • свт. Филипп I (11 ноября 1464 — 5 апреля 1473)
  • свт. Геронтий (29 июня 1473 — 28 мая 1489)
  • Зосима Брадатый (26 сентября 1490 — 9 февраля 1495)
  • свт. Симон Чиж (20/22 сентября 1495 — 30 апреля 1511)
  • Варлаам (3 августа 1511 — 18 декабря 1521)
  • Даниил Рязанец (27 февраля 1522 — 2 февраля 1539)
  • свт. Иоасаф (Скрипицын) (6 февраля 1539 — январь 1542)
  • свт. Макарий (19 марта 1542 — 31 декабря 1563)
  • Афанасий (5 марта 1564 — 16 мая 1566)
  • ? Герман (1566)
  • свт. Филипп II (Колычев) (25 июля 1566 — 4 ноября 1568)
  • Кирилл IV (11 ноября 1568 — 8 февраля 1572)
  • Антоний (май 1572 — нач. 1581)
  • Дионисий (февраль 1581 — 13 октября 1586)
  • свт. Иов (11 декабря 1586 — 23 января 1589)

Патриархи Московские и всея Руси

  • свт. Иов (23 января 1589 — 10 июня 1605)
  • Игнатий Грек (24/30 июня 1605 — 17 мая 1606)
  • сщмч. Ермоген (3 июня 1606 — 20 марта/1 мая 1611)
  • Игнатий Грек, 2-й раз (март — ? 1611)
    • Ефрем (Хвостов) (август 1611 — 26 декабря 1613/1614) управляющий, митр. Казанский.
    • Иона (Архангельский) (1614 — 21/24 июня 1619) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
  • Филарет (Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
  • Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28/29 ноября 1640/1641)

    свт. Серапион (Сысоев) (28 ноября 1640 — 27 марта 1642) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)

  • Иосиф (Дьяков) (27 марта 1642 — 15 апреля 1652)
  • Никон (Минин-Ларионов) (25 июля 1652 — 10 июля 1658 (12 декабря 1666))
    • Питирим (10 июля 1658 — 6 августа 1664) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
    • Иона (Сысоевич) (6 августа — 20 декабря 1664) управляющий, митр. Ростовский
    • Павел III (24 декабря 1664 — февраль 1667) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
  • Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672)
  • Питирим (6/7 июля 1672 — 19 апреля 1673)

    Павел III (1673 — 1674) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)

  • Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690)
  • Адриан (24 августа 1690 — 16 октября 1700)
    • Трифиллий (Инихов) (16 октября 1700 — 16 декабря 1701) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
    • Стефан (Яворский) (16 декабря 1701 — 14 февраля 1721) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, митр. Рязанский
    • 1721 — 1917 — Святейший Правительствующий Синод
  • свт. Тихон (Белавин) (21 ноября 1917 — 7 апреля 1925)
    • сщисп. Агафангел (Преображенский) (13 мая 1922 — 25 июня 1923) доверенный патриаршими полномочиями
    • сщмч. Петр (Полянский) (12 апреля 1925 — 10/11 октября 1937) местоблюститель, управлял до 6 декабря 1925
      • Сергий (Страгородский) (6/14 декабря 1925 — 8 декабря 1926) заместитель местоблюстителя
      • Иосиф (Петровых) (8 декабря — 29 декабря 1926) заместитель местоблюстителя, митр. Ростовский
      • сщмч. Серафим (Самойлович) (29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) заместитель местоблюстителя, архиеп. Угличский
      • Сергий (Страгородский) (12 апреля/20 мая 1927 — 27 декабря 1936) заместитель местоблюстителя
    • Сергий (Страгородский) (27 декабря 1936 — 12 сентября 1943) местоблюститель
  • Сергий (Страгородский) (12 сентября 1943 — 15 мая 1944)

    Алексий I (Симанский) (15 мая 1944 — 2 февраля 1945) местоблюститель, митр. Ленинградский

  • Алексий I (Симанский) ((2 февраля) 4 февраля 1945 — 17 апреля 1970)

    Пимен (Извеков) (18 апреля 1970 — 3 июня 1971) местоблюститель, митр. Крутицкий

  • Пимен (Извеков) ((2 июня) 3 июня 1971 — 3 мая 1990)

    Филарет (Денисенко) (3 мая — 7 июня 1990) местоблюститель, митр. Киевский

  • Алексий II (Ридигер) ((7 июня) 10 июня 1990 — 5 декабря 2008)

    Кирилл (Гундяев) (6 декабря 2008 — 27 января 2009) местоблюститель, митр. Смоленский

  • Кирилл (Гундяев) (с (27 января) 1 февраля 2009)

Исторические титулы предстоятеля

  • митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 )
  • патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 )
  • патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 )
  • архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
  • патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
  • патриарх Московский и всея Руси (с 1943)

Успенский собор во Владимире

Памятник древнерусского белокаменного зодчества, пятиглавый красавец  Успенский собор — один из старейших храмов России, построенный в 12 веке по приказу сына Юрия Долгорукого,Андрея Боголюбского. Изначально строительство храма символизировало независимость от метрополии Киева и планировалось на самом высоком месте Владимира для того, чтобы ещё издали просматривалась его мощь и красота. Мастера для строительства были вызваны со всех концов света, что прослеживается в архитектуре собора. Он был задуман монументальным и уникальным. Стены храма были сделаны из белого известняка, присутствовали элементы резьбы по белому камню, а центр покрыт червонным золотом. Владимирская икона Богоматери, находившаяся в храме, являлась главной святыней со времен правления Андрея Боголюбского. Считается, что она была написана самим Евангелистом Лукой. Однозначно уникально и то, что в храме  сохранились фрески, расписанные Андреем Рублёвым. По подобию Успенского собора позже был построен Успенский собор в Москве. Мы можем сказать, что  строительство храма в дальнейшем повлияло на архитектуру Москвы в целом.

Крещение Руси

Официальная история Русской Церкви берет своё начало в 988 году, когда по решению князя Владимира Русь приняла крещение по греческому образцу. Это событие описывается в Повести временных лет. Это самая ранняя из дошедших до нас летописей, которая датируется 12 веком. В ней описывается красивая легенда о том, почему Владимир выбрал именно греческий вариант христианства. Согласно ей, к князю приходили послы от разных религий: мусульмане, иудеи, посланники Папы Римского и византийцы. Мусульманам Владимир отказал из-за запрета на вино, иудеям, так как они не имели собственного государства, посланникам Папы из-за давней вражды, а вот рассказ посла из Византии произвёл на князя впечатление. Позже Владимир отправил посланников, чтобы посмотреть на обряды каждой из религий, но лишь византийские произвели на них впечатление.

Говорить о том, что это, скорее всего, не более чем легенда нам позволяют выводы современных историков. Вероятно, выбор религии был обусловлен политическими факторами. Во-первых, славяне имели давние связи с Византией. Во-вторых, в 10 веке эта страна была одной из самых могущественных в военном и культурном плане, и объединение с ней на религиозной основе было очень выгодно для молодой Киевской Руси.

Первые пять столетий Русская церковь не имела самостоятельности и подчинялась константинопольскому патриарху, которой назначал главу Русской церкви (митрополита) из числа греков. Эта ситуация изменилась в 1051 году, когда князь Ярослав Мудрый добился того, чтобы главой впервые стал русский – митрополит Иларион.

Практически сразу после официального распространения христианства, на Руси основываются монастыри, которые становятся центрами духовной и культурной жизни. В них пишутся летописи и книги, создаются иконы. Один из самых известных монастырей — Киево-Печерская лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остаётся одной их важнейших православных святынь.

До 13 века резиденцией митрополита был Киев, однако, ввиду его упадка после нашествия Золотой Орды, в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, а позже, в 1325 году, в Москву.

Последним митрополитом, которого назначал Константинополь был грек Исидор (1436 год). Он был сторонником т.н. Унии – объединения римской и византийской церквей. Однако, в самой Византии это начинание поддержали только патриарх и император. В конечном итоге сближения церквей не состоялось. Так произошло окончательное их разделение, и становление католичества и православия как разных ветвей христианства.

Топ 5 самых посещаемых храмов России

Храмы России, фото с названиями которых входят во все путеводители по стране, привлекают туристов и путешественников со всего мира.

Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Древнейший соборный храм начала XV века привлекает паломников хранящимися мощами преподобного Сергия радонежского, основателя монастыря и духовного хранителя земли русской. Сам белокаменный собор крестово-купольной архитектуры является уникальным памятником раннемосковского зодчества.

Храмы России поражают своей красотой и масштабностью. Фото с названиями помогут увидеть самые лучшие из них.

Внутреннее убранство храма тоже достойно внимания. Сплошной иконостас и стеновые фрески расписывал знаменитый иконописец Андрей Рублев.

Добраться до станции Сергиев Посад можно на электричке за 1,5 ч. с Ярославского вокзала Москвы или до станции Александров и Балакирево. Можно за час доехать на автобусе № 388 от станции метро ВДНХ.

Казанский собор, Санкт-Петербург

Величественный памятник русской воинской славы возведен в начале XIX столетия по проекту Андрея Воронихина на Казанской площади северной столицы. Однокупольный храм стиля ампир и классицизм с элементами эклектики, дополняется полукруглой колоннадой из 96 гранитных колонн, выполнен по мотивам римского Собора Святого Петра.

Храм является действующим. Ежедневно проводятся 2 божественные литургии в 7 и в 10 ч., вечернее богослужение начинается в 18 ч.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)

Уникальное по сложности и красоте храмовое сооружение середины XVII века задумывалось патриархом Никоном как копия иерусалимского храма Гроба Господня, но в процессе строительства претерпело художественное переосмысление первообраза.

Центральная 4-столпная часть храма освящена в честь Воскресения Господа, к ней с запада пристроена шатровая ротонда с часовней Гроба Господня, на востоке находится подземная церковь Святых Константина и Елены с фрагментами колокольни. Монастырский историко-архитектурный и художественный музейный комплекс находится в поселке Истра на улице Советская 2, строение 3.

Доехать можно примерно за час на личном автомобиле или на рейсовом автобусе № 372 от Тушинской станции метро за 115 руб. До Истры также регулярно ходят электрички от Рижского вокзала. Время в пути 1,15-1,5 ч. Стоимость 120 руб. Время работы в будние дни с 10 до 18 ч., в субботу до 21 ч., в воскресенье до 19 ч. Кассы закрываются на 30 мин. раньше.

Стоимость входного билета без экскурсии 250-450 руб., в зависимости от выбранных объектов. В Воскресенском храме проходят по выходным и праздничным дням регулярные богослужения в 10 ч. литургия, и в 17 ч. всенощное бдение.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного), Москва

Самый узнаваемый столичный храм на Красной площади, объединяет сразу несколько церквей с 11 пределами. Уникальное строение XVI столетия сочетает стили русского шатрового зодчества с итальянским возрождением. Точно авторство проекта не установлено. Является всемирным объектом наследия ЮНЕСКО, входит в семерку чудес России.

Сегодня храм принадлежит совместно православной церкви и государственному историческому музею. Входной билет стоит 700 руб., с экскурсионным обслуживанием 1200 руб. Посещение возможно с 11 до 18 ч. Здесь совершаются регулярные богослужения по выходным дням.

Храм на Крови, Екатеринбург

Огромный собор возведен в 2003 году на месте расстрела царской семьи во имя всех Святых в земле Российской просиявших, стал главным центром культа императорской семьи для паломников всего мира и туристической достопримечательностью Урала.

Представляет целый культурно-религиозный комплекс, куда входит 5-купольный храм русско-византийского стиля на 2 уровнях, с криптой расстрельной комнаты, музеем Святых Царских страстотерпцев, концертным залом.

В храме проходят ежедневные церковные службы в 17 ч. – вечернее богослужение, в будние дни литургия начинается в 8 ч., в выходные и праздничные дни служится 3 божественных литургии: в 6-40, в 8 и 9 ч. Адрес храма: Екатеринбург, улица Царская д.10.

Москва – Третий Рим

Стремления митрополита Исидора не были поддержаны и в Москве. В 1448 году Московский князь Владимир назначает главой Русской церкви епископа Иону. Данное назначение он не согласовывает с Византией (напомним, что император и Византийский патриарх поддерживали Унию). Таким образом с 15 декабря 1448 года Русская церковь де-факто становится самостоятельной.

При правлении Ивана III (1462-1505) происходит объединение значительного количества русских земель вокруг Москвы, проводятся важные экономические и политические реформы. На фоне падения Константинополя в 1453 году от турок, укрепление Московской государственности формирует концепцию, которая позже будет названа «Москва – Третий Рим». Русская церковь объявила себя единственный наследницей истинного учения Христа. Приверженцы других христианских течений не считались истинными, и должны были заново проходить обряд крещения при переходе в русское православие.

В конце 16 века Русская церковь признается независимой де-юре, а митрополиты получают сан патриарха. Это самое высокое звание в православной церкви. С этих пор глава Русской церкви и формально и официально равен в правах с греческими патриархами.

Московские Патриархи

Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов Святой Иов и Русская Церковь в период его Патриаршества Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его патриаршества Русская Церковь после смуты, в период «Межпатриаршества» (1612-1619 гг.) Русская Церковь в патриаршество Филарета (Романова) Патриарх Иоасаф I и Русская Церковь в период его патриаршества Русская Церковь При Патриархе Иосифе. Часть 1 Русская Церковь При Патриархе Иосифе. Часть 2 Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть I Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть II Жизненный путь и Патриаршее служение Патриарха Никона Богослужебная реформа Патриарха Никона Русская Церковь в период Патриаршества Иоасафа II

Православие в годы Советской власти

В 1917 году в нашей стране произошел огромный переворот – после Октябрьской революции монархия пала, власть перешла к большевикам. Начались нелегкие времена для Православной церкви на Руси. Кровавые вожди (Ленин и Сталин) гнали верующих, ссылали в лагеря, где те погибали, отдавали приказ расстреливать священнослужителей. Разрушались храмы, сжигались иконы.

Но, благодаря этим гонениям, было значительно пополнено число ангельское мучениками за веру. Тогда именно и стало понятно, кто же на самом деле истинно верит во Христа. Гонения, как лакмусовая бумажка, показали, чья вера истинная. Верующие без страха, мужественно исповедовали в эти тяжелые времена свою веру, радостно шли в заточения и на смерть.

Революция дала нашей церкви колоссальное число новомучеников, священномучеников (архиереев, священников, пострадавших за веру). В те трудные времена некоторые церкви не закрывались, там шли службы, которые иногда заканчивались расстрелом прихожан и священнослужителей.

Видимо, такое кровавое время нужно было нашему народу для
очищения, прозрения.

В годы Великой Отечественной русский народ от порабощения немецких захватчиков спасла только вера и молитва. Сталин, доселе гнавший церковь, отдал приказ открыть храмы, вернуть священников с поля битвы. Народ воскрес, с верой все молились о победе, ходили крестным ходом с чудотворными иконами. И произошло чудо: несмотря на превосходство вооруженных сил захватчиков, русская армия одержала победу.

Многие приписывают это чудо заступничеству Царицы Небесной, к Которой в то время возносились горячие молитвы. Русь вспомнила о том, что она звалась «святой», и показала свое возрождение.

Однако, после победы в войне не произошло стабильного расцвета православной веры на Руси. Народ как бы расслабился снова, храмов было очень мало, разрушенные храмы не восстанавливались. Люди очень мало ходили в церковь, а участвовали в Таинствах еще меньше. В годы правления Хрущева люди боялись крестить ребенка в храме, опасаясь огласки и увольнения с работы.

Верующих во времена оттепели считали сумасшедшими. А во
времена Брежневского «застоя» отношение к верующим было ни чем не лучше. Над
ними часто смеялись, стыдили. По всей стране, в школах и на производствах
производилась активная атеистическая пропаганда. А накануне больших церковных
праздников верующих уговаривали не посещать храм, завлекали молодежь
популярными концертами по телевидению на Пасху.

Но после того как Советская власть рухнула в нашей стране, вместе с ней пал и атеизм. Россия снова возродилась, начали строиться и реставрироваться храмы, открываться монастыри, которые были часто музеями. Церкви стали отдаваться обратно храмы и монастыри, превратившиеся за годы Советской власти в кинотеатры, клубы, автозаправки, магазины, книгохранилища, овощехранилища и даже жилые дома. Русский народ повалил в церковь толпами. Словно наша страна проснулась от тяжелого сна. И этот расцвет длится, и по сей день.

Синодальный период

Пётр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь в государстве, это мешало ему в полной мере проводить намеченные реформы. Когда в 1700 году умирает патриарх Адриан, Пётр I запрещает избирать нового главу церкви и некоторое время спустя учреждает Священный Синод. Синод — это своего рода парламент, который может принимать решения, связанные с жизнью церкви. В большинстве православных церквей такой орган существовал давно и был призван ограничивать власть патриарха, однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви.

Синод, который создал Пётр I являлся государственным органом, членом которого был и сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви, которая теперь стала более закрытой, был ограничен доступ к духовенству из других сословий. По сути все священнослужители становятся государственными чиновниками. Такой порядок сохраняется до революции.

Как все начиналось

До крещения Русь была языческой. Кругом можно было увидеть
возвышающиеся идольские капища. Население Руси поклонялось разным языческим
богам: Перуну, Яриле и т.д. Наши предки верили, что благополучие и хороший
урожай зависит от благосклонности этих богов. Поэтому строили их идолов и
поклонялись им.

Некоторые историки утверждают, что православие у нас появилось намного раньше крещения Руси. Еще князь Аскольд, правящий в Киеве, пытался насадить православную веру среди наших предков, но ему помешали убежденные язычники, которых на Руси тогда было большинство.

Позже святая Ольга приняла православную веру, но ей тоже не дано было обратить страну в православие. Зато это удалось ее внуку — князю Владимиру. По легенде князю сразу понравилась проповедь грека, но принимать православную веру он не торопился. Сначала выслушал приверженцев  других вероисповеданий.

Послам князя понравилась греческая служба в храме, они утверждали, что были словно на небе. Но православную веру князь принял на политической основе. Он пошел войной на Корсунь, потому что император не выполнил условие договора – отдать свою сестру за Владимира. В конце концов, ему пришлось это сделать, но русский князь должен был принять православие.

Перед принятием Таинства крещения князь ослеп, как повествует предание. Но во время погружения в купель он снова прозрел. Поэтому он получил звание «второго Павла». По возвращении на родину он решил обратить в православную веру всех жителей Руси.

Князь приказал уничтожить всех идолов, выкинув их в реку.
Крестили русский народ священнослужители из Греции. Все семьями спешили на реку
Днепр, где принимали крещение. Однако не все смирились с волей князя. Некоторые
удалились, не желая принять крещение. А другие бежали с плачем за идолами,
плывущими по реке.

Православная вера не сразу прижилась на Руси. Приходилось заменять языческие праздники православными. Например, Ярила превратился в Илию пророка. А праздник Купала стал Рождеством Иоанна Предтечи. Некоторые языческие обычаи сохранились в церковной жизни, например, украшение березками храма.

Насаждение православной веры на Руси

Первыми святыми новопросвещенной Руси стали страстотерпцы
братья Борис и Глеб. Они приняли мученическую кончину от рук своего брата,
стремившегося к власти.

Киевский престол перешел к сыну Владимира – Ярославу. Он
задался целью продолжить дело отца – укрепить православную веру на Руси. Он
упрочил контакт с державами, имеющими богатый опыт в этой вере.

Ярослав распространял соответствующую литературу, вводил
православные обычаи. С целью обучения он принимал христианских послов из разных
стран.

Для того чтобы люди смогли читать православные книги, князь повелел везде улучшить обучение грамоте. Простые люди тоже смогли получить такую возможность. Он создал народную православную библиотеку, воскресные школы в разных местах Руси.

Сын Ярослава Святослав поклялся продолжить дело отца. Стали
создаваться церковные митрополии. В крупных городах Руси появились епархии. Хотя
сначала целый век Русь была под началом греческих митрополитов. А в начале
одиннадцатого века князь сделал первым русским митрополитом Иллариона,
мыслителя, философа и писателя.

В то время отмечался рост ученых, писателей, иконописцев. Появились первые летописи, самым известным автором такой книги стал монах Нестор. Византийские мастера строили храмы на Руси, расписывали их. Ярослав повелел выстроить в Киеве храм в честь святой Софии.

Казанский кафедральный собор

Один из главных символов архитектуры Санкт-Петербурга является Казанский кафедральный собор, который поражает своей красотой и монументальностью. А знаете ли Вы, что Павел 1 устроил конкурс на лучшее архитектурное решение и даже выбрал лучший проект, но граф Строганов убедил рассмотреть работу молодого неизвестного архитектора и оказался прав.

В результате, в строительстве собора принимали участие только русские мастера, причем, использовались только российские материалы, а на его создание ушло 10 лет. Высота собора приблизительно равна высоте двадцати пяти этажного дома, а купол в диаметре составляет 17 метров. Архитектором Андреем Воронихиным, который, кстати, был крепостным, было впервые задумано использовать в отделке купола металлические конструкции.

Собор по праву можно назвать музеем природного камня. Главным материалом для декорирования стен, капителей фризов, стал пористый известковый туф. Вся мощь и великолепие собора представлена во внешней колоннаде, состоящей из 96 колонн, а также  во внутренней колоннаде в 56 колонн. Мастера использовали карельский мрамор, яшму и порфир. Одними из самых знаменитых мастеров того времени, в духе эпохи  возрождения, Карлом Брюлловым и Федором Бруни, расписан Казанский собор изнутри. По сей день храм привлекает множество людей, любующихся его красотой и великолепием.

Патриаршество на Руси

В шестнадцатом веке на Руси появился первый Патриарх Московский и всея Руси.

Первый патриарх — Иов

Им стал Иов, архиепископ Ростовский. В патриархи его поставил константинопольский патриарх Иеремия Второй.

Его заслугами были:

  • открытие новых епархий;
  • основание новых монастырей;
  • издание богослужебных книг.

Иов отказался присягать Лжедимитрию, за это был отлучен бунтовщиками.

Второй патриарх — Гермоген (Ермоген)

Следующим Патриархом стал по ходатайству князя Шуйского – Гермоген (Ермоген). Его служение было сопряжено со Смутным временем. Это было нелегкое время для Руси – войн, голода. Патриарх, как мог, боролся с захватчиками, не благословив занять русский престол польского королевича. При голоде он открыл монастырские хранилища для всех. Гермоген принял мученическую кончину – поляки заключили его в темницу, где он скончался от голода.

Третий патриарх — Филарет

Один из оставшихся в живых наследников на русский престол был Федор Романов-Юрский. Он был племянником царя Иоанна Грозного. Но при восшествии на престол Бориса Годунова, Федора заточили в монастырь и постригли с именем Филарет. Когда после эпохи междуцарствия на престол возвели сына его, Михаила, то Филарета стали называть Патриархом. Он помогать править своему сыну.

Четвертый патриарх — Иоасаф I

Филарет после себя назначил Патриархом Иоасафа, архиепископа Псковского. Он служил на Патриаршем престоле всего шесть лет, но многое успел за это время. Открылись новые монастыри, были напечатаны и исправлены богослужебные книги.

Пятый патриарх — Иосиф

Следующим был Патриарх Иосиф. Именно он предпринял первые шаги к воссоединению России с Украиной. В столице было открыто духовное училище.

Шестой патриарх — Никон

Потом Патриархом стал Никон, известный, как великий реформатор. Он полностью присоединил Украину к Руси, велел заменить двуперстное крестное знамение на трехперстное, исправил богослужебные книги. Именно поэтому появились раскольники – старообрядцы.

Восьмой патриарх — Питирим

Патриарх Питирим служил меньше года, но успел совершить Таинство крещения над будущим царем Петром Первым. Он же основал в Твери женский монастырь.

Одиннадцатый патриарх — Тихон

После перерыва первым был избран Патриарх Тихон, который стал мучеником. Его правление выпало на переворотное время на Руси. Тихон был канонизирован Православной Церковью.

Двенадцатый патриарх — Сергий

В 1925 году был избран Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Сергий. Он правил и в тяжелое время Великой Отечественной, помогал собирать средства на вооружение, раненных и сирот. В 1943 году он стал Патриархом.

Тринадцатый патриарх — Алексий I

В 1945 году Патриархом стал Алексий Первый. Он помогал восстанавливать разрушенные большевиками храмы, устанавливал связи с зарубежными церквами.

Пятнадцатый патриарх — Алексий II

В 1990 году на патриарший престол восшел Алексий Второй. Это было знаменательное время расцвета и восстановления православной веры на Руси. Наша родина возродилась после стольких лет безверия и отступничества, и Патриарх приложил немало усилий для этого. Он подписал акт о каноническом общении Русской и Зарубежной церквей.

Шестнадцатый патриарх — Кирилл

С 2009 года и по сей день правит нашей Церковью Патриарх
Кирилл. Им за десять лет произведено уже немало перемен. Он добился
воссоединения Зарубежной православной Церкви с Русской.

Георгиевский собор в Юрьев-Польском

Одной из самый таинственных загадок истории можно по праву назвать Георгиевский собор в городе Юрьеве -Польском. Если смотреть на стены храма, поражаешься удивительному сплетению узоров каменной резьбы по всему периметру собора. Диковинные звери и фантастические деревья, удивительные сказочные сады с небывалыми растениями, все переплетено в одном необычном рисунке. Сочетание горельефного узора с фигурами святых, лицами людей, звериными мордами очень сложно исполнить технически. Сначала мастера на отдельных камнях вытёсывали горельефные изображения, затем вносили их в кладку стены, и только потом они вырезали ковровый узор, выделяющий все детали.

Другого такого, пожалуй, нет в мире. Кто же создатель этой уникальной каменной резьбы на стенах храма? Это загадка. На протяжении своей жизни, собор претерпевал неоднократные переделки и изменения. Сейчас ему снова требуется реставрация для сохранения уникального памятника архитектуры.

ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь, отколовшаяся от Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Официально не признана другими Православными Церквами.

После революции Октября 1917 г. большая часть православной иерархии и духовенства отказалась признать новую богоборческую власть. В Православной Церкви возникли ожесточенные споры по вопросу об отношении к новой политической реальности, приведшие к целому ряду расколов. Образовалось несколько параллельных юрисдикций.

С началом развертывания «красного террора», направленного в том числе и против «контрреволюционного духовенства», монархически настроенное духовенство, занимавшее наиболее непримиримую позицию, стало готовить Церковь к существованию в условиях подполья. В 1921 г. возник «параллельный» Синод.

Окончательное размежевание Истинно Православной Церкви с Русской Православной Церковью произошло в 1927 г. после обнародования местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) Декларации, в которой содержался призыв к верующим и духовенству быть лояльными по отношению к советской власти.

Многие православные иерархи и отдельные приходы отказались принять Декларацию. Среди тех, кто осудил соглашательство Сергия, был митрополит Иосиф (Петровых), сторонники которого создали в 1928 г. руководящий центр Истинно Православной Церкви.

С весны до конца лета 1928 г. проходил т. н. «кочующий» съезд Истинно Православной Церкви, который обвинил «сергиан» в ереси и анафематствовал их, а также всех, имеющих с ними общение. Совершаемые «сергианами» Таинства были признаны безблагодатными.

Внутренняя организация Истинно Православной Церкви носила строго конспиративный характер: существовало жесткое членство в общинах, при вступлении в Церковь верующие обязаны были давать клятву о неразглашении тайны, члены общины могли знать только своего священника, а священник – только своего епископа и т. п. Члены Истинно Православной Церкви отказывались вступать в колхозы, служить в армии, участвовать в выборах.

В настоящее время в России имеется 5 основных юрисдикций Истинно Православной Церкви. Среди них наиболее многочисленной является т. н. «Геннадиевская» юрисдикция.

Кроме того, существует некоторое число священников, относящих себя к этой Церкви, но не признающих власти ни одного из епископов (акефалы).

Примечательно, что в Истинно Православной Церкви получили рукоположение во священники некоторые основатели сект, например, Иоанн Береславский (Богородичный Центр) и Лазарь Каширский (Церковь Откровения).

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (-).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в — годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также
не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector