Православие и современность

География благочиний

  • Центральное (Кировский, Фрунзенский, Октябрьский р-ны г. Саратова )
  • Аткарское (Аткарский р-н — )
  • Базарно-Карабулакское (Базарно-Карабулакский р-н — ):

    р.п. Базарный Карабулак, с. Алексеевка, с. Вязовка, с. Казанла, с. Кутьино, с. Лесная Нееловка, с. Липовка, с. Максимовка, р.п. Новые Бурасы, с. Стригай, с. Сухой Карабулак, с. Тепловка, р.п. Хватовка

  • Балтайское (Балтайский р-н)
  • Вольское (Вольский р-н — )
  • Воскресенское (Воскресенский р-н)
  • Всехсвятское (Заводской р-н г. Саратова; Александровское, Багаевское, Красный Текстильщик, Рыбушанское, Синеньское муниципальные образования Саратовского р-на)
  • Новобурасское (Новобурасского р-н)
  • Петровское (Петровский р-н — )
  • Петропавловское (Ленинский р-н г. Саратова; Краснооктябрьское, Михайловское, Соколовское муниципальные образования Саратовского р-на — )
  • Татищевское (Татищевский р-н — )
  • Троицкое (Волжский р-н г. Саратова; Вольновское, Дубковское, Расковское, Усть-Курдюмское муниципальные образования Саратовского р-на — )
  • Хвалынское (Хвалынский р-н — )

Эрос и личность

В сегодняшней ситуации очевидным образом происходит обострение конфликта между Христом и эросом, словно они являются двумя противоборствующими божествами. Конечно, в истории христианского мира подозрительное отношение к эросу (сведенному к сексуальности, хотя он и является чем-то гораздо большим) на протяжении долгого времени было оправдано необходимостью защитить полноту откровения о личности против родового начала и тяги к безличным экстатическим слияниям. Надо было утвердить понимание женщины прежде всего как личности, а не просто воспроизводительницы рода, равно как и понимание соединения с Богом как общения, символом которого является любящая верность, а не минутная эротическая экзальтация. Монашество сделало акцент на трансцендентности образа Божия в человеке — в противовес силам биологической жизни. Вместе с тем постепенно эрос все больше становился не столько предметом преображения, сколько отвержения. Следствием этого и было восстание жизни. Удивительные открытия и новации конца XIX века слишком быстро привели к фрейдовскому представлению о праве женщины господствовать над своим порождающим началом. Завороженная небытием современность превозносит эротизм — как праздник плоти и как поиск утраченного другого в одно и то же время… Афродита возрождается из морской пены, истинная богиня Жизни, сверкающая и блистающая, но при этом абстрактная и анонимная, как стюардессы на туристических рекламах.

Однако и здесь мы должны искать пути к единению и преодолению. Я вспоминаю прекрасные комментарии Христоса Яннараса на Песнь Песней. Истинное христианство не боится ни жизни, ни любви — бедной, великой и благородной любви между мужчиной и женщиной. Истинное христианство говорит о смысле любви, оно включает эрос в пространство встречи личностей. И тогда сексуальность больше не связывается ни с отвращением, ни с очарованностью, но становится языком общения. В конечном счете, сексуальности как таковой не существует: есть только встреча, требующая взаимного уважения, и своего рода взаимообмен двух «душ живых», если говорить языком Библии.

Во всем этом нет ничего, что противоречило бы монашеству. По существу, монашеская жизнь, когда она является браком Христа и души, есть исполнение и завершение эроса. Я — старый монах; каждый раз, когда я беру на руки младенца, я испытываю радость старца Симеона, взявшего на руки младенца Иисуса. И я утверждаю: то, что символизирует супружеская чета, свершается в монашестве.

Архиереи

  • Гаий (Такаов) (16 октября 1799 — 4 декабря 1803)
  • 1803 — 1828 — см. Пензенских владык
  • Ириней (Нестерович) (3 ноября — 29 ноября 1828)
  • Моисей (Богданов-Платонов)) (29 ноября 1828 — 12 марта 1832)
  • Иаков (Вечерков) (27 марта 1832 — 13 января 1847)
  • Афанасий (Дроздов) (13 января 1847 — 15 апреля 1856)
  • Иоанникий (Горский) (15 апреля 1856 — 17 июля 1860)
  • Евфимий (Беликов) (29 августа 1860 — 17 октября 1863)
  • Иоанникий (Руднев) (13 января 1864 — 13 июля 1873)
  • Тихон (Покровский) (13 июля 1873 — 6 марта 1882)
  • Павел (Вильчинский) (5 апреля 1882 — 16 декабря 1889)
  • Авраамий (Летницкий) (16 декабря 1899 — 24 октября 1893)
  • Николай (Налимов) (13 ноября 1893 — 16 января 1899)
  • Иоанн (Кратиров) (3 февраля 1899 — 12 марта 1903)
  • Сщмч. Ермоген (Долганёв) (21 марта 1903 — 17 января 1912)
  • Алексий (Дородницын) (17 января 1912 — 30 июля 1914)
  • Палладий (Добронравов) (30 июля 1914 — 25 августа 1917)
  • Досифей (Протопопов) (25 августа 1917 — 1927) (в 1922-? — в заключении)
  • Андрей (Комаров) (14 января 1924 — 6 марта 1926) в/у

Фаддей (Успенский) (27 октября 1927 — 1928)
Серафим (Александров) (15 июня 1928 — 11 августа 1933)
Афанасий (Малинин) (11 августа 1933 — 30 сентября 1935)
Серафим (Силичев) (30 сентября 1935 — сентябрь 1936)
Вениамин (Иванов) (23 сентября 1936 — октябрь 1937)
Андрей (Комаров) (9 декабря 1941 — 28 мая 1942, 13 июня — 26 августа 1942)
Григорий (Чуков) (14 октября 1942 — 26 мая 1944)
Паисий (Образцов) (1944 — 13 января 1947)
Борис (Вик) (13 января 1947 — 4 марта 1949)
Гурий (Егоров) (28 января 1953 — 31 июля 1954)
Вениамин (Милов) (4 февраля — 2 августа 1955)
Вениамин (Федченков) (28 ноября 1955 — 20 февраля 1958)
Палладий (Шерстенников) (20 февраля 1958 — 29 мая 1963)
Варфоломей (Гондаровский) (29 мая 1963 — 22 декабря 1964)
Пимен (Хмелевский) (10 января 1965 — 10 декабря 1993)
Нектарий (Коробов) (26 марта — 19 ноября 1994)
Александр (Тимофеев) (18 июля 1995 — 7 января 2003)

Сергий (Полеткин) (январь — 19 августа 2003) в/у, архиеп. Самарский

Лонгин (Корчагин) (19 августа 2003 — 25 августа 2020)
Игнатий (Депутатов) (с 25 августа 2020)

Уникальные храмы

Собор Серафима Саровского является архиерейским подворьем, настоятелем его назначен протоиерей Димитрий Усольцев. Святыня храма — святой образ Божьей Матери «Умиление».

Настоятелем храма в честь Покрова Богородицы является правящий архиерей митрополит Логин, ключарем назначен архимандрит Евфимий (Митрюков).


Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове

Восстановленный в 2012 году собор привлекает прихожан и гостей города величественной архитектурой и святынями, в числе которых иконы блаженной матроны Московской, юродивой Ксении Петербургской, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, преподнесенных в дар архиереем Логиным.

При храме Иоанна Богослова также располагается архиерейское подворье. Настоятелем собора назначен игумен Варфоломей (Борисов). Богослужения совершаются ежедневно по адресу: Саратов, улице Мичурина, д. 92. Был основан в 1885 году, как домовая церковь. Располагается на территории духовной семинарии.

Церковь равноапостольной Марии Магдалины обладает уникальной, необычной архитектурой, не свойственной русским храмам. Дело в том, что в 19 столетии на этом месте был институт благородных девиц. Главная святыня церкви — икона и частицы святых мощей равноапостольной Марии Магдалины. Настоятель — протоиерей Алексей Аврамов.

Наставником храма Рождества Христова назначен иерей Николай Цаплин, под окормлением которого находятся средние школы, интернаты, дома малютки и другие заведения. Посетить богослужения можно по адресу: Саратов, улица Вокзальная, д. 2


Саратовский храм Рождества Христова

В соборе св. Митрофана Воронежского служит настоятелем Игорь Москвичев. В храме хранится святыня, икона святого Митрофана с частицами его мощей, обладающая чудотворной силой даровать исцеление по молитвам праведников. Трудно поверить, что на территории современного храмового комплекса 19 столетии было болото. Современный храм освящен митрополитом Саратовским Логиным в 2013 году.

Ильинский храм берет свое начало с начала 19 столетия, несколько раз на протяжении веков был полностью разрушен, последний раз восстановлен и освящен в 2016 году, настоятелем его назначен протоиерей Вячеслав Казанцев.

Кирилло-Мефодиевский собор расположенный на улице Московской, д. 155, находится под опекой протоиерея Кирилла Краснощекова, который уделает большое внимание как духовному окормлению прихожан, так и социальной работе с населением. Белоснежный собор в честь Великого князя Владимира, крестителя Руси, освященного в 2010 году, восхищает своей белоснежной архитектурой и золотыми куполами как гостей города, так и его жителей

Белоснежный собор в честь Великого князя Владимира, крестителя Руси, освященного в 2010 году, восхищает своей белоснежной архитектурой и золотыми куполами как гостей города, так и его жителей.


Княже-Владимирский собор в Саратове

Под настоятельством иерей Александра Каткова ведется большая работа по окормлению жителей города и кафедры. Главной святыней храма являются нетленные мощи святых Петра и Февронии Муромских.

В поселке Мирный можно посетить церковь Рождества Пречистой Богородицы, и поклонится святыням, в числе которых главная икона храма — святой образ святителя Спиридона Тримифунтского. Особая гордость храма — церковный хор, известный далее за пределами благочиния. Несмотря на малое количество прихожан по благословению настоятеля церкви иерея Игоря Москвичева действует воскресная школа для детей и взрослых.

Богородицкий собор Благовещения в поселке Агафоновка находится под руководством настоятеля иерея Виктора Копырина. Таинство исповеди совершается после вечернего служения.

Епархия богата больничными церквями и часовнями, служащими центрами укрепления православной веры среди населения, духовными источниками жизни людей.

Общество «Милосердия» Саратовской епархии

Неоязычество и углубление веры

Второе, о чем я хотел сказать, — это необходимость быть внимательными к современному неоязычеству, чтобы преодолевать его путем углубления нашей веры. Распространяющаяся сегодня новая «духовность» принимает чрезвычайно размытые формы — от оккультизма и магии до весьма тонких типов гностицизма — и начинает кристаллизоваться в мистическом движении, получившем название New Age. Эта духовность кажется антихристианской, но разве христианство, которому она себя противопоставляет, не является слишком часто выродившимся, не сводится ли оно к сентиментальному пиетизму и злобному морализму манихейского толка? Остановимся на трех основных темах этого двусмысленного «возврата к религиозному»: на космосе, эросе и преобразующей (сознание) медитации.

Плутарх говорит о великом вопле, пронесшемся над морем: «Умер великий Пан! Умер великий Пан!» Создается впечатление, что сегодня он возрождается. Молодые девушки, ожидающие возлюбленного, генеральные директора, нанимающие служащих, вопрошают звезды и изучают знаки Зодиака. Провозглашается наступление эры Водолея. Люди ухаживают за своим телом в соответствии с космическими ритмами. Превозносится контакт с морем, горами или снегом. Хайдеггер, созерцая молчаливый рост дерева, прославляет тайну бытия. Поэты ищут в красоте мира новые имена божественного, азиатские религии учат нас видеть в космосе теофанию. В нынешней Германии экологическое движение и буддизм объединяются в стремлении более не господствовать над природой, но раствориться в ней — древняя мечта пантеизма!

Таким образом, во всем христианском мире только Православная Церковь сохранила литургическое и мистическое видение природы. Воскресший Христос таинственно преображает Вселенную, и отныне Бог присутствует в мире не только как его причина, но и «энергетически» — Своими энергиями. В Евхаристии реализуются сакраментальные потенции материи: «Я поклоняюсь не материи, — говорит преп. Иоанн Дамаскин, — я поклоняюсь Богу, ради моего спасения ставшего материей». Аскеза делает возможным «созерцание Славы Божией, сокрытой в сущем» — в существах и вещах. Вселенная — это logos alogos, бессловесное слово, говорит Ориген, и мы можем во Христе — воплощенном Логосе — осмысленно прославлять Бога. Призвание человека, который является священником жизни, священником мира, — приносить в дар Богу логосы вещей в великой воссоединительной жертве Христовой.

В новую эпоху эта плодотворная идея была затемнена или же истолкована в чисто монашеской перспективе. Мы должны вернуть ей культурную и социальную значимость и оплодотворить ею экологическое мышление. В начале века это пытались сделать великие русские «софиологи»

Их концепции были не совсем удачными, но они напомнили нам о важности библейского образа Премудрости, особенно в 8 главе Книги Притчей Соломоновых. В этом таинственном образе Бог и Его творение как бы созерцают друг друга, ибо Премудрость есть в одно и то же время и проявление Божественного, и тайная «форма» твари

(Именно в этой перспективе мной написана небольшая книжка под названием «Спасти творение»).

Риск современности

Православные часто испытывают перед современностью страх. Она представляется им навязанной извне — грубым и жестоким вмешательством Запада, искаженного ересью. Не без отчаяния они видят, как культуры, в той или иной мере вдохновленные их верой, и вообще все искусство жизни рушится под натиском ничем не ограниченного техницизма, индивидуализма, деструктивного для традиционных сообществ, а также гедонизма, порой столь неистового и грубого, что, кажется, он должен заставить человека забыть о своем вечном предназначении.

Действительно, современность связана с нигилизмом и с той пустотой, куда низвергается новое идолопоклонство, символы которого — иллюзорность, рынок, эротизм и наркотики. Действительно, современность, которая материально объединяет в одно целое всю планету, кажется неспособной сколько-нибудь справедливо распределить ресурсы и принять культурное многообразие, о чем свидетельствует противостояние Севера и Юга, а конкретнее — Запада и Ислама. На Севере люди гибнут из-за потери смыслов, на Юге — из-за отсутствия воды и пищи, а также всеми признаваемого достоинства. Вместе с этим леса и моря отравляются и установка на «сохранение творения» оказывается скомпрометированной.

В то же время было бы очень опасным замечать только эти аспекты современности — явления весьма сложного и разнородного. Современность сама постоянно ставит себя под вопрос и не перестает искать. В ней есть немало следов, указывающих на ее античное и библейское происхождение.

Само дерзновенное исследование Вселенной, от бесконечно малого до бесконечно большого, имеет своим началом одновременно и созерцательную рациональность античного эллинизма, и библейское понимание пронизанного божественной Премудростью творения, которое было отдано под власть и ответственность человека, в самом начале призванного Богом «наречь имена животным».

Уважение к другому, свобода духа, лучшие черты плюралистической демократии укоренены в евангельском откровении личности и в освобождающем различении, сделанном Иисусом между Царством Божиим и царством кесаря.

Новая евангелизация

В заключение нужно сказать, что наша первейшая задача — это новая евангелизация наших общин. Православное богословие не без основания делает столь сильный акцент на святости, составляющей опору Церкви, ибо опыт святости указывает нам на необходимость постоянного обращения к Господу — для каждой личности и всех членов Церкви, а прежде всего епископов и патриархов.

С этой точки зрения, последние годы были отмечены двумя значительными событиями: покаянием некоторых епископов в странах Восточной Европы, с одной стороны, а с другой — после веков ненависти и оскорблений признанием нашего глубокого единства в вере с нехалкидонцами и принятием решения о снятии анафем, которым мы их предали.

Постичь, что есть полнота Церкви, можно только в эсхатологической перспективе. В трудном исходе истории сила жизни, единства, святости, которая заключена в Теле Христовом, должна непрестанно выявляться и как бы вновь изобретаться в Духе Святом и в свободе — через всегда новые усилия покаяния и творчества. И тогда мы избавимся от страха и боязни. Мы войдем с открытым и свободным сердцем в пространство Богочеловечества.

Все опыты божественного и опыты человеческого, нас захватывающие, таинственно свершаются Духом и сходятся ко Христу, который пришел, чтобы все «возглавить», ибо «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1: 16).

Религиям чистой трансцендентности мы будем говорить о Воплощении. Религиям растворения в безличном мы будем говорить о Божественном Триединстве. Гуманистам атеистического толка мы напомним, что человек был бы ничем, если бы он не был — по ту сторону своей обусловленности — загадкой, возможно — иконой! Всем — и прежде всего самим себе — мы будем напоминать, что христианство возвещает Слово, ставшее плотью для того, чтобы плоть стала Словом, Это — видение Богочеловечества, раскрытое в халкидонском догмате, который прекрасно интерпретирует митрополит Пергамский Иоанн: ни «разделение», которое есть свобода без любви, ни «слияние», которое есть любовь без свободы.

Пусть восстанут люди, прошедшие опыт Пасхи, — умершие и воскресшие во Христе. Разочаровавшимся в революции, так же как и в потребительстве, они укажут путь не к отступлению, но к Воскресению; они укажут путь созерцания, которое не означает самоизоляцию, но воплощается и потрясает основания истории; они укажут путь неутомимой борьбы в смирении, которая, будучи направляемой великим дыханием Духа, становится непреодолимо творческой. Ибо Воскрес Христос!

Выступление на богословском факультете Афинского университета 19 аперля 1991 года. Печатается по изд.: Русская мысль. 1997. N 4173. Церковно-общественный вестник. N 15. С. 4.

Одноименная глава книги:Православная миссия сегодня. Спб.: «Апостольский город», 1999.

Литература

  • Правдин, А. М., Историческая записка о Саратовской епархии (за 50-летие 1828-1878 г.), Саратов, 1879, 48 с.
  • Справочная книга Саратовской епархии, Саратов, 1912, Х, 706 с.
  • Валеев, В., Из истории Саратовских церквей, Саратов: «Приволжское книжное изд-во», 1990, 208 с.
  • Воробьев, М., прот., Православное краеведение. Очерки истории Саратовского края, М.: «Линия График», 2002, 196 с.
  • Ланчиков, Б., прот., История Саратовской епархии, Сергиев Посад: Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999, 202 с.
  • Новиков, А. П., Барзилов, С. И., Святители Земли русской: Биографические очерки саратовских архиереев, Саратов: «Соотечественник», 2000, 367 с.
  • Яковлев, А. А., Теплов, В. В., Плякин, М. Е., Саратовские подвижники, Саратов: «Летопись», 2000, 192 с.

История становления

Саратовские земли во время появления первых христиан, а это конец 5, начало 6 столетий, находились под владением хазар. Затем всплывают некоторые сведения о христианской деятельности в этом крае в конце 9 века, далее почти 400 лет ничего не слышно о православии в Поволжье.

В 1261 году образуется Сарайская кафедра, к 1590 году Саратовщина входит в Казанскую епархию, образованную в 1555 году, в 17 столетии она находится под покровом Астраханских Архиереев.

19 век можно назвать временем расцвета православия в Поволжье. При основании в 1799 году Саратовской и Пензенской епархии под главенством архиерея Гаия (Такаова) с кафедрой в Пензе, в 1803 году происходит изменение названия на Пензенскую и Саратовскую.

Кафедральный Александро-Невский собор был разобран в 1938 году

В 1815 году в Саратове открывается храм Александра Невского, а в 1822 году мужская обитель Преображения господня.

Раскольническое движение стало поводом основания по указу Николая Первого в 1828 году самостоятельной кафедры в Саратове.

Восстановление женской Крестовоздвиженской обители в 1829 году и открытие Духовной семинарии в Саратове в 1830 году значительно оживило духовную жизнь в крае.

В 1869 году открываются училища для женщин в Саратове, в 1900 году — в Вольске.

После 1917 года были взорваны все православные храмы. В течение десяти лет, с 1920 года существовала обновленческая кафедра.

Восстановление Саратовской епархии русской православной церкви начинается в 1942 году, в 1947 году возвращается кафедральный храм Святой Троицы, и открывает двери духовная семинария. Одновременно архиереи Саратова управляют и благочиниями Сталинграда, но в 1964 году снова приходит период подавления христианской деятельности.

Свято-Троицкий кафедральный собор Саратова

Только в 1991 году появляется Волгоградская епархия. 5 октября 2011 — это время появления самостоятельной современной Саратовской епархии, объединившая Покровскую, Балашовскую и Саратовскую кафедры.

Действующие монастыри

На территории епархии действует четыре женских и два мужских монастыря.

Алексеевская Иоанновская женская обитель получила свое название в честь преподобного Иоанна Кронштадтского, служившего здесь службы в 1894 году. Величаво, Божьей свечой она стоит на холме села Алексеевка.


Свято-Алексиевский женский монастырь

Сергиевский женский монастырь в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района стал местом паломничества с 2007 года

Вольская Владимирская обитель, открытая в 2015 году, является хранительницей святыни — чудотворной иконы Богородицы «Владимирская».

Величественные монастырские постройки Саратовского Алексеевского женского монастыря видны издалека. Святыни обители привлекают прихожан и паломников со всего мира.

Никольский мужской монастырь не может похвастаться уникальностью архитектуры, но эта святыня стала настоящим центром окормления жителей города.

В 1994 году был освящен Спасо-Преображенский мужской монастырь в Саратове, хранитель мощей многих святых и праведников.


Спасо-Преображенский мужской монастырь

Сознание «единого на потребу»

Таким образом, нам, христианам, современность совсем не чужда, и мы должны делать усилие, чтобы переориентировать ее изнутри. Я употребляю слово «переориентировать» (ге-orienter) и в буквальном смысле, ибо если чего и недостает современности, так это ее Востока (Orient)!

Поясню свою мысль. В XV веке великие византийские гуманисты нашли прибежище в Италии и во Франции и дали решающий импульс Ренессансу. Но богословие и духовная практика, связанные с понятием божественных «энергий», излучаемых Воскресшим, чтобы преобразить вселенную, остались тайной восточных монахов, а под оттоманским владычеством утратили потенции культурного созидания — так, как они проявились, например, в творениях св. Николая Кавасилы и Феофана Грека. В результате современные наука и техника, порожденные эллинизмом и Библией, оказались отвергнутыми христианством, которое стало акосмичным, и подпали под власть «иных духов».

Так же и дивное патристическое видение бытия как общения, как ипостаси, осуществляющей свою уникальность в единении по образу Божественного Триединства, было утрачено за время долгого «вавилонского пленения» православного богословия, если использовать знаменитое выражение о. Георгия Флоровского. Вследствие этого на Западе динамизм личности и свободы утратил онтологическое измерение любви и слишком часто оборачивался индивидуализмом.

«Переориентировать современность» — для нас, православных, это означает смело нести двойное свидетельство: о божественных «энергиях» и о личности в общении. Тем самым девизу Всемирного Совета Церквей: «Мир, справедливость и сохранение творения» — мы сможем придать содержание собственно богословское и подлинно духовное — в перспективе творческой духовности.

Но свидетельствовать мы сможем, только свободно и ясно сознавая, что наша Традиция — это не просто ностальгическое повторение прошлого, но творческая верность. Владимир Лосский говорил, что истинное Предание есть жизнь Святого Духа в Теле Христовом и что Святой Дух является также и критическим духом Церкви. В своих лучших проявлениях современная цивилизация — это беспокойство, вопрошание, диалог, гипотеза. Она действительно во многом совпадает с нашим взыскательным Преданием и побуждает нас к тому осознанию времени, о котором я говорил. Друзья, мы вступаем в эпоху, когда уже ничто не будет происходить само собой, когда вера не устоит без осмысления веры, ибо, по слову Николая Кавасилы, «целый человек состоит из сознания и свободы».

Новости

Архив

18:49

Восемь банковских услуг, которые можно получить, не выходя из дома

18:41

В Энгельсе две собаки напали на пенсионерку и повалили ее на землю

18:39

В Саратове хотят увековечить память летчика-героя. Мэр рекомендовал лицею сделать мемориальную доску за свой счет и отдать администрации

18:06

Сотрудник ГБР вывернул пенсионерке руку и уронил женщину на пол в почтовом отделении: ситуацией заинтересовались в прокуратуре

18:04

«Потребители могут быть обмануты»: Центробанк нашел в Саратовской области уже восемь компаний с признаками нелегальной деятельности

18:01

Глава УФСБ попросил наказать главврачей, которые едва не сорвали нацпроект «Здравоохранение», но не попали под уголовную статью

17:59

«Уже колеи от колясок образовались в этих ямах с грязью»: пешеходы обратили внимание на недоделки, оставшиеся после ремонта дороги и тротуара в центре города

17:37

В Энгельсе десятки домов и школа останутся без света: адреса

17:34

В Саратовской области закрыли шесть ковидных госпиталей, сокращено более 1000 коек

17:26

Стало известно, сколько жители региона готовы тратить на еду, ЖКУ и проезд и сколько они тратят на самом деле

17:23

В Марксе назначили наказание водителю KIA, который пьяный и на высокой скорости насмерть сбил женщину-пешехода

17:12

Нацпроекты. Завершился ремонт участка трассы, по которой жители региона ездят в ГИБДД, военкомат и налоговую

17:11

Губернатор о качестве работы общественного транспорта в Саратове: «Пока жалобы единичные»

17:05

В Энгельсе нашли магазин, в котором обнаружили очаг африканской чумы свиней

17:02

Жилье семьи с двумя детьми залило водой. В Госжилинспекции не нашли нарушений со стороны управляющей компании

16:54

Радаев снова вспомнил о спорткомплексе, который не могут достроить уже 8 лет (за год почти ничего не изменилось)

16:35

Глава Следственного комитета призвал отменить ЕГЭ

16:12

К дому на 1-м Московском проезде вызвали медиков из-за лежащей на земле пенсионерки

16:09

Правительство выделяет 92,8 миллиона рублей на мобильные пункты юридической помощи

16:02

В Саратовской области возбуждено 8 уголовных дел по фактам фиктивной вакцинации и подделки справок об отсутствии ковида

15:32

Из бюджета заплатят миллион, чтобы по первому требованию депутата Госдумы отвезти его на белой иномарке в любую точку региона

14:53

В Красноармейском районе полицейские остановили «Ниву», в багажнике которой были разделанные туши косули

14:43

Дело о взятке Горбачева. Вместо Саратова профессор МГУ улетел до Нового года в Никарагуа

14:34

В России предлагается лишать свободы за хулиганство на дорогах

14:12

Валерия Радаева просят поставить памятник на месте убийства лося в Лысогорском районе

14:03

«Это меня ни на миллиметр не подвинуло ближе к идее контроля за личной жизнью граждан»: депутат Госдумы от КПРФ Алимова заболела ковидом и ушла на самоизоляцию

13:43

«Несмотря на благие цели создания фонда защиты прав дольщиков, реальной помощи он не оказывает»: после жалобы жительницы региона глава федерального СК поручил начать проверку

13:42

Женщина нашла на подоконнике заброшенного дома 100 долларов и стала фигуранткой уголовного дела

12:54

По итогам реализации нацпроекта «Экология» на родине губернатора Радаева возбуждено уголовное дело

12:49

От коронавируса в регионе умерли еще 24 человека в возрасте от 43 лет. Общее количество умерших приближается к 4500

Отвечать на «аргумент зла»

Среди самых насущных задач свидетельства я выделил бы две наиболее важные: с одной стороны, отвечать на доводы зла — от Книги Иова до «Братьев Карамазовых» — и на провокации «театра насмешки», восстанавливающего нас против Бога и побуждающего к Его отрицанию, с другой стороны, быть внимательными к современному неоязычеству — не столько ради того, чтобы его проклинать, но чтобы его преодолевать через углубление нашей веры, по примеру св. Иустина (II век), различавшего во всем «семена Слова».

Нам говорят: «Вы утверждаете, что ваш Бог всемогущ, и однако мир представляет собой абсурдистский хаос; вы утверждаете, что Он благ, и однако для бесчисленных осужденных Он приготовил вечную камеру пыток. На всем протяжении истории вплоть до сего дня люди убивают друг друга во имя Бога. Вы говорите, что Бог милосерд, а нам кажется, что Он, напротив, провоцирует жестокость и ненависть». Французский философ Рене Жирар не без основания сближал насилие и сакральность: каждое сообщество цементируется через отвержение какого-либо «козла отпущения», каждое сообщество функционирует благодаря механизмам исключения, которые охотно проецируются в вечность!

Скажем определенно: пора покончить с этим образом «дьявольского Бога», порожденным, с одной стороны, старческими систематизациями св. Августина, а с другой, искаженной проекцией тревоги, потребностью в мщении или жаждой компенсации, в том числе и так называемых православных христиан (увы!), одержимых стремлением к недостижимому могуществу. Наш Бог есть Бог Распятый (святые Отцы сказали об этом гораздо раньше Мольтмана). Создавая другие свободы — человека и ангела, Он вступил в трагическую историю любви, а затем был исключен из сотворенного Им мира и стал «царем без града», по выражению того же Николая Кавасилы. Ему чужда идея зла, и Его Лик истекает кровью во мраке — до тех пор, пока «да» какой-нибудь женщины не позволит Ему войти в сердце Своего творения, чтобы его восстановить, пересоздать и соединиться с нами во тьме смерти и ада — чтобы все наполнить Своим светом и вырвать человечество из состояния зачарованности небытием, открывая ему пути к Воскресению.

Распятый Бог не имеет ничего общего с властью тиранов или стихий. Он может действовать лишь как прилив мира, света и любви, то есть действовать через сердца, свободно открывшиеся Ему — по образу Богородицы, Он — не Бог «священных войн» и крестовых походов; Он — Бог животворящего Креста. И благая сила Воскресения нисходит на нас всякий раз, когда мы отождествляем наш крест — с Его

Крестом, наши раны — с Его язвами, из которых исходит Его свет.

Между религиями, конечно же, существуют различия и даже противоречия. Однако эти различия и противоречия не должны быть поводом для вражды, но — для дружбы. Мы можем восхищаться всеми теофаниями (богоявлениями), поскольку мы знаем, что Христос все их «рекапитулирует» — собирает в себе и превосходит, как говорили св. Ириней Лионский и преп. Максим Исповедник. Мы можем видеть во всяком человеке лик нашего Господа, потому что знаем, что все создано посредством Логоса — Слова Божия и воссоздано через Его Воплощение. Следовательно, пытаться жить во Христе — это значит включать в свою молитву, в свое служение и в свою любовь все человечество.

И так мы поймем, что невозможно поставить предела надежде, ибо это означало бы поставить предел Воскресению, как говорит преп. Исаак Сирин, иракский монах, труды которого, переведенные в IX веке на греческий язык, оказали глубокое влияние на афонскую и русскую духовность. Молитва о всеобщем спасении — одна из драгоценностей высочайшей православной святости. Ибо спасаются не в одиночку, но в великом потоке жизни сообщества святых, где обратившиеся сердцем мытари и блудницы предшествуют стольким фарисеям…

Роль православия

Роль этой веры невозможно переоценить. Появившись на Руси, эта конфессия достаточно быстро стала близкой для простого народа. Конечно, не обошлось без крови и бунта, но в скором времени русскую землю стали украшать первые белокаменные храмы. Народ настолько сильно проникся духом православия, что позже оно становится и основой национальной культуры.

В настоящее время православие представляет собой сообщество автокефальных или поместных церквей

Кроме того, теперь догматы и заповеди веры определяли мировоззрение людей, их моральные и ценностные нормы.

Вместе с собой православие принесло и первые книги, что пусть и медленно, но способствовало развитию и распространению грамоты. Неслучайным является и то, что до эпохи Петра I образование в России было исключительно духовным.

Православие сыграло свою роль и в политике. Именно его принятие открыло Российскому государству дорогу на мировую арену, а именно позволяло налаживать более тесные связи с другими странами. Если говорить о России как о царстве, то царем мог стать только тот, кого благословил сам Бог. Народ верил, что истинный правитель идет «от Бога». Это сильно влияло и на политический курс, особенно во времена Смутного времени.

Важно! Православие стало не только механизмом управления, но и надеждой простого народа. В самые трудные времена в истории нашей страны именно вера становилась тылом

Так можно говорить о периоде зависимости от Золотой Орды, о Смутном времени, об Отечественной войне 1812 года и о Великой Отечественной войне. В такие времена не была важна политика государства, идеология или экономический курс. Человеку нужна была надежда или какая-то помощь от Бога, тогда он шел в православную церковь

В самые трудные времена в истории нашей страны именно вера становилась тылом. Так можно говорить о периоде зависимости от Золотой Орды, о Смутном времени, об Отечественной войне 1812 года и о Великой Отечественной войне. В такие времена не была важна политика государства, идеология или экономический курс. Человеку нужна была надежда или какая-то помощь от Бога, тогда он шел в православную церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector