Свято-троицкий собор в саратове

Запечатленный лик

По преданию, во времена земной жизни Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгарь. Он заболел проказой. Узнав о великих чудесах, творимых Господом, Авгарь послал к Нему своего живописца Ананию. Анания пришел в Иеру­салим и пытался издали написать образ Христа. Спаситель, видя его неудачные попытки, попросил принести воду и плат (убрус), затем умыл Свое лицо и вытер его убрусом, на котором запечатлелся Его лик. Анания передал Нерукотворный образ царю Авгарю, который при виде лика Христа сначала исцелился частично, а после крещения — полностью. Сам образ был очень почитаем в Едессе. Плат поместили над городскими вратами. Когда один из правителей после Авгаря вернулся к язычеству, образ пришлось заложить камнями в нише городской стены, чтобы не допустить его поругания. Со временем место это было совершенно забыто. В 544 году во время осады города войсками персидского царя Хозроя едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике — глиняной доске, закрывавшей убрус. После общегородского молебна перед образом войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны. Нерукотворный образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года, когда византийский император Роман Лакапин добился передачи Нерукотворного образа Византии и с великими почестями перенес его в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. По преданию, его похитили крестоносцы, когда во время IV крестового похода грабили Константинополь. Но традиция ежегодно праздновать перенесение Нерукотворного образа из Едессы в Константинополь осталась.

Достопримечательности Саратова

Саратовская набережная

Один из символов Саратова является набережная. Здесь можно полюбоваться как закатом, так и восходом. Место действительно красивое, оно прекрасно в любое время суток. Днем вы можете погулять по самому большому мосту в Европе, который соединяет Саратов и Энгельс. Вечерняя набережная выглядит еще более захватывающе, после заката здесь зажигается сотни огней, отражаясь в воде, они еще больше наполняют ее светом, создавая незабываемую картину, которой можно любоваться вечно.

Сад Липки в Саратове

Сад Липки в Саратове — не менее значимый для города и его жителей объект. Он расположен в центре города, богатый зеленью, тропинками и уютными местами для отдыха, сад всегда собирает тысячи желающих отдохнуть и полюбоваться девственной природой. На территории множество мест для отдыха семьей: игровые площадки для детей, баскетбольные и футбольные поля, масса аттракционов и каруселей на любой вкус. Все это и многое другое делают саратовский Сад Липки излюбленным местом горожан и гостей города.

Цирк братьев Никитиных в Саратове

Саратов без цирка братьев Никитиных — не мыслим! Прекрасный местный цирк, достойное место для веселого времяпровождения. Этот цирк — стационарный, основан еще 1873, он входит в пятерку лучших в стране. Яркие представления, экзотические животные, редкие хищники и мастерство сплоченной труппы сделают ваш отдых веселым и незабываемым.

Святыни храма

Не только туристов и меломанов привлекает Саратовский кафедральный собор. По преданию, город был основан московскими стрельцами. Воины принесли с собой хоругвь с образом Спасителя. Эта орифламма некогда вела стрельцов в бой. Позже холст был наклеен на доску и упрятан под серебряный позолоченный оклад. Еще одной святыней собора является чудотворная икона Казанской Богоматери. Не менее почитаемыми являются мощи Серафима Саровского и Феодосия Черниговского. Немало картин представляют художественную ценность. Это чудотворный лик Иверской и Августовской Богоматери, «Скоропослушницы», Троицы, Пантелеймона и «Взыскание погибших».

Тревожные времена и чудо спасения

Революционные времена привели к упадку религиозной деятельности храмов. Средств на их содержание катастрофически не хватало, что привело к обветшанию и частичному разрушению собора.

В 1934 году прозвучал страшный вердикт — храм закрыть и передать в собственность музея.

Несмотря на просьбы православной общины в феврале 1936 года деятельность Саратовского Троицкого храма была прекращена, он стал государственной собственностью. Краеведческий музей, ставший собственником святыни, приложил все усилия для спасения православного храма, обустроив в нем хранения архивов.

Война и тяжелое время вновь привели людей к Богу, духовную опору прихожане нашли во вновь открытом храме, переданном в октябре 1942 года в аренду православной Церкви.

Святыни

Самой древней достопримечательностью собора Троицы в Саратове является святой образ Спаса Нерукотворного, его еще называют Стрелецким Заступником или Троицким Спасом.

Главная святыня города является его хранительницей. Икона нерукотворного Спаса от дня основания собора находится в стенах храма. Около великой святыни всегда людно, пронзительный взгляд Спасителя не оставляет ни одну душу равнодушной, приходит покаяние, очищение и особая благодать.

Храмовая икона Святой Троицы в Саратовском соборе

Паломники и прихожане приносят свои молитвы к иконам Богородицы:

  • Казанской;
  • Иверской;
  • Августовской.

Святые образа святителей Иннокентия, Василия великого, Спиридона Тримифунтского, Никола чудотворца, Серафима Саровского и многие другие по сей час дарят молитвенникам чудеса исцеления и ответы на волнующие проблемы. Всегда людно у ковчега с мощами святых праведников, Божьих угодников.

Интересно! Нижняя Успенская церковь является хранительницей мощевика с 132 частями святых мощей. Афонская братия передала саратовской православной жемчужине несколько святых образов Богородицы, среди них «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Иверская». Икона целителя Пантелеимона также была привезена со святой горы Афон.

Архитектура

Троицкий собор построен в духе нарышкинского барочного стиля. Это строение корабельного вида: полукруглое, с алтарным выступом. В центре Восьмерик, устремляется ввысь, как бы ведет за собой четверик, роскошь и грациозность вида растет с высотой.

За несколько лет было проведено полное восстановление фасадов и возвращен его исторический внешний вид. Заново были оформлены детали храмового украшения: обрамления, перекладины, были покрыты позолотой купола. Внесена новая цветовая композиция, заменена кровля и выступающие стороны парадного фасада перекладин и контрфорсов собора на медный материал. Полностью заменены галерейные узоры, восстановлено мозаичное напольное покрытие и сооружена новая ограда.

Лучшая статья для Вас, переходите: Спасо-Преображенский собор Нижний Новгород

Три года проводился капремонт внутреннего помещения, его расширили за счет углубления пола. Изображения шестидесятых годов двадцатого столетия не представляли ценностей и были удалены. Иконописцами Палехской мастерской были расписаны стены. Росписи на сводах, стенах, оконных проемах выполненные в духе семнадцатого века, позволили приблизить строение к архитектурному стилю и придают собору неописуемую красоту.

Первое столетие

20 мая 1712 года произошел один из самых страшных пожаров в истории Саратова. Город выгорел весь без остатка. Троицкий собор после пожара выглядел ужасающе. Деревянные пристройки, оконные переплеты, двери, иконы, облачение, утварь — все погибло в огне. На пепелище остался только покрытый сажей каменный остов храма.

В ходе ремонта собора были значительно удлинены трапезные на нижнем и верхнем этажах. Оба храма, таким образом, имеют по две трапезных, соединенных друг с другом арками. Сверху была устроена открытая галерея, в это же время была построена соборная колокольня. Как отмечает В.П. Соколов, «кроме прямого своего назначения — служить местом для подвешивания колоколов, колокольня соборная могла иметь и другое, чисто стратегическое назначение — служить пунктом для наблюдений за движением неприятелей, что в то время было крайне необходимо, так как неприятели (кубанские и крымские татары) даже в 1717 году подступали к Саратову и разоряли его предместья».

Здание колокольни, представляющее собой традиционный восьмерик на четверике, увенчанный восьмигранным шатром, вначале стояло совершенно отдельно и только во время ремонта 1837 года было соединено с храмом. Изящество и легкость колокольне Троицкого собора придают окна в форме равноконечного креста с закруглениями на концах. К средине XVIII столетия на колокольне появились куранты. Вероятнее всего, эта перестройка собора продолжалась до 1722 – 1723 годов. Сохранилось предание о том, что во время своего второго посещения Саратова император Петр I всходил на леса, окружавшие Троицкий собор.

Известно, что Петр I прибыл в Саратов вместе с императрицей Екатериной I 10 июня 1722 г. В Троицком соборе для отправлявшегося в Персидский поход царя был отслужен напутственный молебен. Во второй половине XVIII века Саратов неоднократно страдал от опустошительных пожаров. После пожара в мае 1774 года богослужения в Троицком соборе совершались только в нижней церкви вплоть до 1781 года. К этому времени для отремонтированной верхней церкви мастером Авраамом Степановичем Добрыниным, крепостным крестьянином села Холуй Владимирской губернии, был изготовлен новый иконостас. Кроме этого, мастер по договору с настоятелем собора протопопом Георгием Ивановым написал два храмовых образа: Троицы и Успения, «мерою в аршин».

Летом 1774 года Саратов пережил нашествие Пугачева. Как писал саратовский краевед А.Ф. Леопольдов, заставший старожилов, помнивших явление самозванца, «5 августа Пугачев подошел к Саратову и остановился верстах в трех от города. Шайка его состояла из 300 яицких казаков, 150 донских, около 10000 калмыков, башкирцев, ясачных татар, господских крестьян, холопов и всякой сволочи. Пушек у них было тринадцать… Страх и трепет объял жителей Саратова. Многие скрылись заранее в лесах, ущелиях и на островах Волги, не жалея домов и имуществ, но многие, уговоренные храбрыми сынами отечества, остались в городе и положились на волю Божию…». Первоначальный вид собора значительно изменился на рубеже XVIII – XIX столетий. К этому времени стало очевидным, что его стены нуждаются в укреплении. В 1786 году в стенах собора были обнаружены сквозные трещины. 3 апреля 1786 года губернатору П.С. Потемкину была прислана архиерейская грамота, предписывавшая разборку Троицкого собора и строительство на его месте нового храма.

Саратовцы, успевшие полюбить собор, не торопились с исполнением архиерейского указа. Трещины вроде бы перестали расширяться, и службы в аварийном храме продолжались до 1795 года. 1 мая 1795 года настоятель собора протоиерей Михаил Нилов получил указ из Астраханской консистории о прекращении богослужений и о немедленном начале работ по укреплению храма.

Троицкий собор был запечатан 5 июня 1795 года и оставался закрытым до 1800 года Затем богослужения возобновились, но в мае 1811 года были снова прекращены. Впрочем, и в это время в нем совершались разовые богослужения на Троицу и на Успение, а также во время приезда из Астрахани или Пензы правящих архиереев.

За трещинами в соборе наблюдал специально приставленный комитет из почетных прихожан. В него входили управляющий Саратовской соляной конторой М.А. Устинов и купцы Г.Я. Волков и И.М. Пулькин. Трещины не расширялись. Считая здание достаточно прочным, М.А. Устинов, живший по соседству с собором (ныне в его особняке — областной Краеведческий музей), на собственные деньги подвел под стены, начиная от фундамента, контрфорсы. Для того чтобы здание не казалось уродливым, над ним была построена крытая галерея, завершенная в западной части мощной двухэтажной папертью, увенчанной треугольным фронтоном. Вероятно, в это время «луб и дранье» на крыше собора были заменены кровельным железом.

Сегодняшний день собора

Новая страница в истории Троицкого собора открывается летом 2003 года — с назначением правящим архиереем Саратовской епархии Преосвященнейшего Епископа Лонгина (Корчагина)

Прибыв на кафедру, он обратил самое серьезное внимание на состояние приходских храмов, многие из которых не ремонтировались в течение десятилетий. В 2004 году по благословению Владыки началась капитальная реставрация Свято-Троицкого собора

Работы возглавил настоятель собора игумен Пахомий (Брусков). Проект реставрации был разработан специалистами Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства Культуры РФ, главный архитектор проекта — Е.К. Рукавишникова.

За несколько лет была произведена полная реставрация фасадов собора, был воссоздан его исторический архитектурный облик. Заново были выполнены утраченные элементы храмового декора: наличники, сандрики, карнизы. В 2007 году были позолочены оба купола собора, а также изготовлены позолоченные подзоры куполов и четверика. Архитекторами было предложено новое цветовое решение фасадов собора, учитывающее воссозданные элементы декора. Была заменена стропильная конструкция кровли, выполнено ее медное покрытие. Также были покрыты медью выступающие части фасада храма: карнизы, контрфорсы. Полностью были заменены витражи на закрытой галерее, воссоздано мозаичное покрытие пола на открытой галерее. Построена новая ограда храма, возведена трансформаторная подстанция.

Архитектором Еленой Ивановной Марченко был разработан подробный проект благоустройства храмовой территории, который включает в себя не только наружное благоустройство, но и отражает вертикальное планирование и водоотвод с территории. В течение трех лет производился капитальный ремонт внутреннего убранства нижнего Успенского храма Троицкого собора. Храм стал значительно просторнее за счет углубления пола. Потемневшие и осыпавшиеся настенные изображения 60-х годов XX века, не имеющие художественной ценности, были полностью удалены. Мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса были заново расписаны стены храма. Росписи, выполненные в стиле XVII столетия, приблизили интерьер храма к стилю его архитектуры. Артелью иконописцев из Палеха изготовлен новый иконостас, сохранивший основные художественные формы прежнего иконостаса, к которому привыкли прихожане. Палехские иконописцы выполнили также фреску «Гостеприимство Авраама» на фронтоне собора, освященную 24 октября 2008 года.

Росписи, покрывающие своды, стены, проемы окон, придают храму неповторимую красоту. В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Над царскими вратами — образ Спаса Нерукотворного. Роспись центральной части храма повествует о последних днях земной жизни Христа; ее сюжеты — моление о Чаше, предательство Иуды, суд, несение Креста и Распятие. Композиции, размещенные на стенах трапезной части, посвящены Богородичным праздникам. Притвор Успенского храма расписан сценами из Ветхого Завета. По древней традиции, на западной стене храма изображен Страшный Суд.

Тему росписи паперти составило предание об основании града Саратова московскими стрельцами и принесении ими из Лавры преподобного Сергия чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, поныне пребывающей в Троицком соборе.

10 декабря 2006 года было совершено Великое освящение нижнего Успенского храма Свято-Троицкого собора. Его совершил Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, неоднократно служивший в Троицком соборе в 1994-1995 годах, когда ему было поручено временное управление Саратовской епархией. Ему сослужили Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, духовенство Саратовской и других епархий. В настоящее время на территории Троицкого собора завершается строительство нового корпуса, в котором будут располагаться воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.

Интенсивная реставрация храма не мешает развитию духовной жизни прихода. Настоятель собора игумен Пахомий регулярно проводит занятия с прихожанами, на которых обсуждаются различные темы, касающиеся приходской и общецерковной жизни, благоустройства храма, смысла богослужения, читаются сочинения святых отцов, выдающихся православных мыслителей.

История собора во имя Живоначальной Троицы

История Троицкого собора Саратова начинается с переноса города с левого берега Волги на правый. Именно тогда, в 1674-1675 годах была возведена деревянная Троицкая церковь. Престолов в первом деревянном храме было четыре: в верхнем храме во имя Святой Троицы, в нижнем в честь Успения Божией Матери (главный), во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый) и во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии (левый). Церковь, как и сам Саратов, неоднократно страдала от пожаров, и в 1684 году сгорела дотла. В следующем году он был восстановлен, но вновь из дерева. В 1695 году после очередного пожара началось строительство каменного здания Троицкого собора в стиле нарышкинского барокко. В 1701 году каменный Троицкий собор был готов.

Пожар 1712 года нанес собору существенный ущерб. При реконструкции, которая шла без малого десять лет, к Троицкому собору были пристроены трапезная, открытая галерея вокруг верхнего храма и колокольня. В 1723 году строительство колокольни и реконструкции в целом была завершена. В середине XVIII века на колокольне установили единственные в городе механические часы с боем. Со значительными перерывами эти часы работали до 40-х годов XIX века.

После строительства Троицкого собора сложилось придание, согласно которому в 1722 году Саратов посетил Пётр I, он осмотрел собор, где тогда заканчивали строить колокольню, и нашёл спящих в тени строителей. Они были собственноручно побиты личной дубиной императора.

В 1774 году храм вновь cгорел (уже четвертый раз, если мы не ошибаемся). По распоряжению императрицы Екатерины II из имущества, конфискованного у пугачёвцев, половина была выделена на восстановление Троицкого собора. Но это не помогло. В 1786 году митрополит Астраханский Антоний прислал грамоту, разрешающую разобрать церковь из-за её ветхости. Троицкий собор был особо любим горожанами, и саратовцы тогда только лишь временно закрыли храм. В 1795 году в нижнем Успенском храме возобновилось богослужение.

В 1798 году на средства саратовского купца М.А. Устинова была проведена новая реконструкция саратовского храма – укрепление здания каменными контрфорсами и устроение в обоих храмах иконостасов. В последующие несколько лет здание трижды охватывал пожар, и в результате сильно повреждённый и обветшавший храм был закрыт.

В 1814 году была завершена очередная перестройка здания, которой руководили архитекторы В. И. Суранов и Н. В. Урюпин. Фасад Троицкого собора был украшен портиком с шестью колоннами. Они весьма органично вписались в нарышкинское барокко, в стиле которого был построен собор.

В 1836 году в Успенском храме на средства купца Ф.Я. Пулькина был устроен правый придел во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1837 году на средства того же Пулькина был создан левый придел во имя апостола Иакова Алфеева, брата Господня, и преподобномученицы Евдокии. До наших дней приделы не сохранились. В 1872 году вокруг собора была установлена ограда. Тогда собор приобрёл практически тот вид, который имеет сейчас. В начале XX века по проекту архитектора В.А. Люкшина были произведены некоторые переделки фасада.

С приходом в страну власти советов, в 1936 году нижний этаж собора использовался под хранилище научных фондов краеведческого музея. С 1937 по 1942 годы богослужения в храме не проводились. За эти пять лет было полностью утрачено внутреннее убранство Троицкого собора, сохранилась лишь настенная роспись. После Великой Отечественной Войны здание храма было передано Православной Церкви.

30 августа 1960 года Собор во имя Живоначальной Троицы был признан памятником истории и культуры общесоюзного значения. В 1972–1976 годах производились реставрационные работы, под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова : купола собора были покрыты медью и позолочены. Масштабный ремонт аварийного здания собора был начат в 2000-х годах. В ходе реставрации к 2008 году были обновлены колокольня и купола, проведены штукатурные работы, восстановлены кладка и декор. Также была расширена прихрамовая территория. При храме открыта воскресная школа, организована помощь престарелым.

Восстановление Свято-Троицкого собора

В первые несколько месяцев были собраны около 6 млн рублей на реставрацию храма. Они включали пожертвования от жителей Санкт-Петербурга, Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Бенедикта XVI.

Работы по ремонту начались практически сразу. На зиму купола были укрыты от повреждений, после этого начал разрабатываться проект по их восстановлению. Правительство Санкт-Петербурга взяло на себя полную ответственность за восстановление памятника архитектуры.

Решено было соединить деревянные опоры с железобетонными. 27 мая 2008 года была закончена реставрация малых куполов храма.

Немного позже было восстановлено внутреннее убранство церкви и полностью отреставрирован главный алтарь, который был задействован вскоре на Божественной Литургии, возглавленной Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. В 2012 году восстановили придел Святой Марии Магдалины, в следующем году протоиерей Г. Бартов произвел освящение.

Позже сюда привезли часть от мощей Матрены Московской и ковчеги с другими святынями. 2015 год стал датой 180-летия со дня освящения собора. Спустя год свой 130-летний юбилей отпраздновала колонна “Воинская Слава”, без нее уже нельзя было представить общий ансамбль комплекса.

История

Строительство первого предка Троицкого собора датируется 1675 г. Храм успел прослужить лишь 10 лет, так как был из дерева: церковь сгорела, ее еще несколько раз восстанавливали после пожаров. После очередного уничтожения в 17 веке было решено строить абсолютно новый храм, который в целом без потерь простоял до 20 века.

В 1936 г. собор был национализирован, его здание передали Краевому музею. Это сыграло ключевую роль в сохранении церкви, музей приспособил здание под хранилище фондов. В 1939 г. в Троицком соборе планировалось открыть Музей истории религии и атеизма. Начавшаяся война эти планам помешала.

В 1942 г. в соборе разместилось Главное архивное управление НКВД СССР. Осенью этого же года городские власти приняли историческое решение: Свято-Троицкий собор отдали в аренду верующим. Таким образом, в тяжелейший для города и страны 1942 г. собор стал духовной опорой для прихожан. Горожане приносили сюда деньги и вещи, которые затем отправлялись на фронт.

После войны церковь была отреставрирована — специалисты выполнили ремонт фасада, воссоздали новые фрески.

Это интересно: Свято-Троицкий Измайловский собор в Санкт-Петербурге — рассматриваем вопрос

Свято-Троицкий собор (Саратов): описание Успенского (нижнего) храма

Этот ярус был полностью заменен. Из-под культурного слоя были извлечены цоколи здания. Также были проведены новые коммуникации, заменены полы. Росписи середины ХХ века, не имеющие художественной и исторической ценности, были полностью счищены со стен. Для создания новых фресок была приглашена артель иконописцев из Палеха. Расписывали храм мастера, опираясь на сохранившиеся старые фотографии, стараясь максимально придерживаться стиля восемнадцатого века. Таким же образом был воссоздан иконостас Успенского храма. Немало внимания реставраторы уделили стенам здания. Были починены контрформы, фрагментарно заменена кирпичная кладка. Храм был наново освящен в декабре 2006 года.

Святыня земли Саратовской

В восточной иконописной традиции существовали два основных вида изображений Нерукотворного образа — Спаса на убрусе и Спаса на чрепии (т. е. керамике). Эти изображения оглавные (только лики). Икона Свято-Троицкого собора относится к типу «Спас на убрусе». Саратовские краеведы полагали, что ее принесли с собой стрельцы, основавшие наш город в конце XVI века.

Издавна этот образ был чтимой святыней. Особо стали почитать икону после одного события 1812 года, когда рязанский купец Яков Михайлов, исцелившись от опасной болезни, написал об этом своему саратовскому приказчику с просьбой отыскать образ Спасителя над южной дверью Троицкого собора и сделать на этот образ ризу. Икону отыскали и внесли внутрь храма; как отмечал саратовский краевед В. П. Соколов в своей книге о Троицком соборе, изданной в 1904 году, «приказчик сделал ризу сребропозлащенную и отслужил перед образом благодарственный молебен». С тех пор молебны и акафисты Спасителю служились перед этим образом ежедневно, как в храме, так и в частных домах. Со временем на окладе иконы появились «подвесы» из чистого серебра — благодарственные дары тех, кто получал исцеления, молясь перед нею. Почитание образа Спаса Нерукотворного было столь велико, что в XIX веке с него было сделано несколько копий для христолюбивого воинства, в частности, для солдат, отправлявшихся на Русско-турецкую войну 1877–1878 годов. Еще одна точная копия была изготовлена для того, чтобы вывозить ее на требы в дома горожан.

Начавшиеся после революции гонения на Церковь не прошли мимо образа Спаса Нерукотворного. После закрытия в 1934 году Троицкого собора обе иконы — и древний образ, и список с него — у Церкви изъяли и передали в Саратовский краеведческий музей. Одна из икон была безвозвратно утрачена. Когда в 1942 году Свято-Троицкий собор вновь открыли и вернули ему сохранившийся образ, никто не мог с уверенностью сказать, та ли это икона, которую некогда принесли в наш город стрельцы, или же ее позднейшее воспроизведение, выполненное в XIX веке.

История Свято-Троицкой церкви Каменского завода

История основания Свято-Троицкой церкви в г. Каменске-Уральском неразрывно связана с историей Каменского казённого завода и Далматовского Успенского мужского монастыря .

В конце XVII века Россия готовилась к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. В 1697—1700 годах последовал ряд царских указов Верхотурскому и Тобольскому воеводам о поисках железной руды и строительстве железных заводов на реках Нейве и Каменке.

В 1699 году царским указом повелено было Тобольским воеводам Михаилу Яковлевичу и Алексею Михайловичу Черкасским испытать железную руду, добываемую из рудников Далматовского монастыря. Присланный в Москву образец железа оказался весьма хорошим. Вслед за тем речка Железенка, называемая уже Каменкою, с окрестными железными рудниками взята была в казну, и начато строение большого казенного завода с настоящей уже доменной печью, из которой первый чугун пошел в конце 1701 года.

В 1703 году на Каменском чугуноплавильном заводе уже отливались большего размера пушки. Для строительства Каменского завода и выплавки чугуна требовалось много рабочих и деловых людей. Правительством к заводу было приписано более трех тысяч крестьян Катайского и Колчеданского острогов, Камышевской и Багарякской слобод.

В 1701 году при Каменском заводе был построен деревянный храм во имя Трех Святителей, с приделом во имя святого праведного Артемия Веркольского. Этот храм сгорел при пожаре в 1768 году. В 1770 году построен был второй храм с оставлением прежних антиминсов, который так же сгорел во время пожара в 1815 году.

Так как храм был построен из плохого соснового леса то еще в 1790 году было дано разрешение на строительство каменного трех престольного храма с главным престолом во имя Святой Троицы, и двух приделов: южного — в честь Трех Святителей, северного — в честь святого праведного Артемия Веркольского. Строительство церкви возобновилось по новому проекту, В 1805 году были построены и освящены придельные храмы. Освящение основного храма Святой Живоначальной Троицы состоялось в 1813 году.

Вскоре появилась угроза обрушения новой колокольни. Было принято решение произвести реконструкцию всей церкви с возведением новой колокольни на новом фундаменте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector