Общецерковные награды русской православной церкви

Содержание:

Развитие института иподиаконства в истории церкви

Первоначально считалось, что иподиаконы:

  • помогают священникам омывать руки перед совершением Евхаристии;
  • охраняют двери во время совершения Евхаристии: христианам не дозволялось исходить из храма, равно не допускали и входящих, даже верных; при этом «Апостольские постановления» указывают, чтобы иподиаконы следили за соблюдением порядка женщинами, а диаконы – мужчинами.

Помощникам диаконов запрещалось совершать таинства, а также касаться священных сосудов. Впоследствии к обязанностям церковнослужителей добавились:

забота о священных сосудах (если там нет Св. Даров);

выведение из храма оглашенных, не допущенных пока до главного Таинства христианства – Причастия.

Кроме того, иподиакон мог нести крест на церковных процессиях, готовить свечи для епископа. Он же был обязан не допускать недостойных до входа в алтарь.

Священнослужитель или алтарник?

До XIII помощник диакона сам тоже относится к диаконату. Он мог прикасаться к престолу, жертвеннику, освященным сосудам, Св. Дарам. Поэтому:

  • древние богослужебные тексты часто помещают молитву на хиротесию иподиакона вместе с чином поставления в диакона; церковные историки предполагают, что в помощники диакона рукополагали иногда прямо в день диаконской хиротонии, чтобы посвящаемый таким образом прошел по порядку степени церковнослужения;
  • с IV—V вв. установлено правило, что иподиакон не может жениться после рукоположения;
  • женатый же клирик должен воздерживаться от супружеской жизни перед совершением литургии.

В начале XIII в. патриарх Константинопольский Мануил I, посчитав, что иподиаконы неосновательно считаются священнослужителями, низвел их до степени низших клириков.

Ордена

Ордена Русской Православной Церкви установлены в награду за заслуги на поприще духовном и гражданском и в поощрение ревности ко благу и пользе Святой Церкви и Отечества. Верховным начальником всех орденов Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх.

Русская Православная Церковь имеет следующие ордена:

  1. Орден святого апостола Андрея Первозванного
  2. Орден святого равноапостольного князя Владимира
  3. Орден Славы и чести
  4. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси
  5. Орден преподобного Сергия Радонежского
  6. Орден святого благоверного князя Даниила Московского
  7. Орден святой равноапостольной княгини Ольги
  8. Орден преподобного Серафима Саровского
  9. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
  10. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского
  11. Орден святителя Макария, митрополита Московского
  12. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской
  13. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского
  14. Орден преподобного Андрея Иконописца
  15. Орден святого мученика Трифона
  16. Орден святого благоверного царевича Димитрия

Общее празднество для всех орденов устанавливается 21 ноября, в день святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Орденские знамена

Цвета орденского знамени повторяют цвета ленты соответствующего ордена.

На лицевой стороне орденского знамени изображена звезда первой степени соответствующего ордена.

Орденское знамя изготавливается в одном экземпляре и хранится в орденском храме, указанном в статуте ордена, совместно с другими орденскими регалиями (знамя ордена Славы и чести — в Тронном зале Храма Христа Спасителя).

В день главного престольного праздника орденского храма знамя может выноситься для участия в Крестном ходе. Почетное право несения орденского знамени имеет орденоносец, назначенный орденским собранием.

Орденские собрания

Лица, награжденные орденами Русской Православной Церкви объединяются в орденские собрания.

Собрания формируются епархиальным архиереем из лиц, награжденных каждой степенью ордена. Количество членов собрания также определяется епархиальным архиереем.

Собрания несут попечение о благочестивой жизни своих членов, их участии в социальных программах Церкви, об оказании помощи детским домам, приютам, богадельням, местам призрения и всем в них содержащимся, о поддержании лиц, оказавшихся в местах лишения свободы и исправлении их нравственности. Собраниями определяются таковые заведения, выбираются ответственные орденоносцы по каждому из них.

Одним из важнейших направлений в деятельности собраний является забота о воспитании подрастающего поколения в вере Христовой, любви к Святой Церкви. В связи с этим собрания делают все от них зависящее для преподавания основ православной веры в школах, лицеях, институтах и прочих учебных заведениях в соответствии со светским законодательством.

Собраниям вменяется в обязанность постоянная забота, попечение о благолепии и помощь в содержании не только общецерковных орденских храмов, указанных в статутах каждого ордена, но и епархиальных, если таковые будут учреждены решением епархиального архиерея.

Председателем собрания является епархиальный архиерей.

Устройство Церкви

рекомендуем к прочтению

  1. Молитва в дорогу
  2. Молитва задержания зла Пансофия
  3. Молитва Матроне Московской в болезни
  4. Молитва от тюрьмы

Изначальное значение слова «Церковь» – собрание учеников Христа, христиан; в переводе – «собрание». Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм – одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей – например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.

Также древнерусским словом «собор», в переводе «собрание», называют по сей день съезды епископата и христиан-мирян (например, Вселенский Собор – встреча представителей всех Православных региональных Церквей, Поместный Собор – собрание одной Церкви).

Православная Церковь состоит из трех чинов людей:

  • Миряне – обычные люди, не облеченные священным саном, не работающие в церкви (на приходе). Мирян часто называют «народ Божий».

Церковнослужители – это миряне, которые не посвящены в священный сан, но трудящиеся на приходе.

Священнослужители, или клирики и архиереи.

В начале необходимо рассказать о церковнослужителях. Они играют важную роль в жизни Церкви, однако их не посвящают, не рукополагают через Таинства Церкви. К этому разряду людей принадлежат профессии разного значения:

  • Сторожа, уборщики при храме;

Старосты храмов (приходов – это люди наподобие завхоза);

Сотрудники канцелярии, бухгалтерии и других отделов Епархиального управления (это аналог городской администрации, здесь могут работать даже неверующие люди);

Чтецы, алтарники, свеченосцы, псаломщики, пономари – мужчины (иногда монахини), которые совершают служение в алтаре по благословению священника (когда-то эти должности различались, сейчас смешиваются);

Певчие и регенты (дирижеры церковного хора) – для должности регента нужно получить соответствующее образование в духовном училище или семинарии;

Катехизаторы, сотрудники пресс-служб епархии, сотрудники молодежных отделов – люди, которые должны обладать определенными глубокими знаниями о Церкви, они обычно оканчивают специальные богословские курсы.

Некоторые церковнослужители могут иметь отличительную одежду – например, в большинстве храмов, кроме бедных приходов, алтарники, чтецы и свеченосцы-мужчины одеты в парчовые стихари или подрясники (черная одежда немного уже, чем ряса); на праздничных богослужениях певчие и регенты больших хоров одеваются в произвольной формы, пошитую на заказ, благочестивую одежду одного цвета.

Отметим также, что существует такая категория людей, как семинаристы и академисты. Это учащиеся Духовных школ – училищ, семинарий и академий – где готовят будущих священников. Такая градация учебных заведений соответствует мирскому училищу или колледжу, институту или университету и аспирантуре или магистратуре. Учащиеся обычно, кроме учебы, совершают послушания в храме при Духовной школе: алтарничают, читают, поют.

Также есть звание иподиакона. Это человек, помогающий в богослужении архиерею (выносящий посох, приносящий таз для омовения рук, надевающий богослужебную одежду). Иподиаконом может быть и диакон, то есть священнослужитель, но чаще всего это молодой человек, не имеющий священного сана и исполняющий только обязанности иподиакона.

Патриаршие знаки

  • Патриарший знак храмостроителя
  • Патриарший знак святой великомученицы Варвары
  • Патриарший знак материнства. Имеет две степени. Учреждён в 2006 году.
  • Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению» (учреждён в 2011 году)
  • Патриарший знак Великой княгини Евдокии Московской (общественная награда; учреждена Региональным благотворительным общественным фондом имени Великой княгини Евдокии Московской в 2007 году)
  • Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского» (учреждён в 2014 году).
  • Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы» (учреждён в 2019 году)

Вторая ступень священнической иерархии

Рассматривая далее церковные звания по возрастанию, следует остановиться на священниках. Обладатели этого сана именуются также пресвитерами (по-гречески «старец»), или иереями, а в монашестве иеромонахами. По сравнению с диаконами это более высокий уровень священства. Соответственно, и при рукоположении в него обретается большая степень Благодати Святого Духа.

С евангельских времён священники руководят богослужениями и наделены правом совершать большинство святых таинств, среди которых все, кроме рукоположения, то есть возведения в сан, а также освящение антиминсов и мира. В соответствии с возлагаемыми на них должностными обязанностями, иереи руководят религиозной жизнью городских и сельских приходов, на которых могут занимать пост настоятеля. Священник находится в непосредственном подчинении у епископа.

За долгую и безупречную службу иерей белого духовенства поощряется званием протоиерея (главного иерея) или протопресвитера, а чёрного – саном игумена. В среде монашествующего духовенства игумен, как правило, назначается на должность настоятеля обычного монастыря или прихода. В том случае, если ему поручается возглавить крупную обитель или лавру, он именуется архимандритом, что является ещё более высоким и почётным званием. Именно из архимандритов формируется епископат.

Церковная иерархия духовных санов

Священство Церкви имеет основание еще в Ветхом Завете. Они идут по возрастанию и не могут быть пропущены, то есть архиерей должен сначала побыть диаконом, потом священником. Во все степени священства рукополагает (иначе называя, совершает хиротонию) архиерей.

Диакон

К низшей ступени священства относят диаконов. Через рукоположение в диаконы человек обретает благодать, необходимую для участия в Литургии и других богослужениях. Диакон не может в одиночку проводить Таинства и богослужения, он лишь помощник священнику. Люди, которые хорошо служат в сане диакона долгое время, получают звания:

  • белое священство – протодиаконов,

черное священство – архидиаконов, которые чаще всего сопровождают архиерея.

Часто на бедных, сельских приходах диакона нет, и его функции исполняет священник. Также при необходимости обязанности диакона может исполнять и архиерей.

Священник

Человек в духовном сане священника также называется пресвитером, иереем, в монашестве – иеромонахом. Священники совершают все Таинства Церкви, кроме хиротонии (рукоположения), освящения мира (его совершает Патриарх – миро необходимо для полноты Таинства Крещения каждого человека) и антиминса (платка с зашитой частичкой святых мощей, который кладется на престол каждого храма). Священник, который руководит жизнью прихода называется настоятелем, а его подчиненные, рядовые священники – штатные клирики. В деревне или поселке настоятельствует обычно иерей, а в городе – протоиерей.

Настоятели храмов и монастырей подчиняются непосредственно архиерею.

Звание протоиерея – обычно поощрение за выслугу лет и хорошее служение. Иеромонаха обычно награждают саном игумена. Также сан игумена зачастую получает настоятель монастыря (священноигумен). Настоятель Лавры (большого, древнего монастыря, которых не так много в мире) получает архимандрита. Чаще всего за наградой этим саном следует сан епископа.

Архиереи: епископы, архиепископы, митрополиты, Патриархи.

  • Архиерей, в переводе с греческого – начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.

Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями – большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия – область, митрополия – город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.

Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче – викариями.

Высший духовный чин в Православной Церкви – Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).

Низшая ступень священства

Рассматривая церковные звания по возрастанию, следует начать с диаконов. Это низший священнический чин, при рукоположении в который обретается Божья Благодать, необходимая для выполнения той роли, которая отводится им при богослужении. Диакон не имеет права самостоятельно проводить церковные службы и совершать таинства, а обязан лишь помогать священнику. Монах, рукоположенный во диакона, именуется иеродиаконом.

Диаконы, прослужившие достаточно длительный период времени и хорошо себя зарекомендовавшие, получают в белом духовенстве звание протодьяконов (старших диаконов), а в чёрном – архидиаконов. Привилегией последних является право служить при архиерее.

Следует заметить, что все церковные службы в наши дни построены таким образом, что при отсутствии диаконов они без особого труда могут выполняться иереями или епископами. Поэтому участие диакона в богослужении, не будучи обязательным, является, скорее, его украшением, чем неотъемлемой частью. Как следствие ― в отдельных приходах, где ощущаются серьёзные материальные трудности, эту штатную единицу сокращают.

Во времена позднего христианства обязанности диаконов стали многочисленными и разнообразными

В поздней христианской Церкви служение диаконов стало в себя включать многочисленные обязанности и занятия. Так они стали наблюдать за церковным благочинием, а именно:

  • указывать каждому место на богослужении в церкви;
  • смотреть за порядком в храме и соблюдением церковных канонов;
  • наблюдать о том, как ведут себя верующие и какие у них нравы, и сообщать об этом епископу.

Диаконы, согласно указаниям епископа, распоряжались церковным имуществом, а именно: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями.

Таким образом, они выступали в качестве посредников между епископами и паствой: предавали пастве распоряжения епископа и приводили его повеления в исполнение. Именно поэтому их называли ангелами и пророками епископа.

Иерусалимская Церковь рукополагала в диаконы не более 7 человек.

В древней Церкви диаконы имели большую близость к епископам, а также обширный круг обязанностей. Они пользовались уважением и участвовали во всех церковных делах. При этом многие Церкви, по примеру Иерусалимской Церкви ставили во диаконы не более семи человек.

Икона преподобные Иулий пресвитер и Иулиан диакон (5 век). Для того, чтобы напомнить иерархич чинов священнослужителей и подчинённость диаконов пресвитерами, Вселенские Соборы неоднократно издавали соотвествующие постановления. Фото:tatmitropolia.ru Влияние у диаконов было гораздо более весомым, чем влияние пресвитеров, поэтому некоторые из диаконов относились к ним презрительно.

Для того чтобы это пресечь, Соборы часто принимали постановления, в которых указывали на низшую по сравнению с пресвитерами иерархическую степень диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантской церкви диаконам придается значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

Старшинство орденов и медалей Русской православной церкви

Порядок старшинства орденов Русской Православной Церкви

Высшие ордена
  1. Орден святого апостола Андрея Первозванного
  2. Орден святого равноапостольного князя Владимира I степени
  3. Орден Славы и чести I степени
  4. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси I степени
  5. Орден святого равноапостольного князя Владимира II степени
Старшие ордена
  1. Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
  2. Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
  3. Орден святой равноапостольной княгини Ольги I степени
  4. Орден преподобного Серафима Саровского I степени
  5. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского I степени
  6. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского I степени
  7. Орден Славы и чести II степени
  8. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси II степени
Прочие ордена
  1. Орден святителя Макария, митрополита Московского I степени
  2. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской I степени
  3. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского I степени
  4. Орден преподобного Андрея Иконописца I степени
  5. Орден святого мученика Трифона I степени
  6. Орден святого благоверного царевича Димитрия
  7. Орден святого равноапостольного князя Владимира III степени
  8. Орден Славы и чести III степени
  9. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси III степени
  10. Орден преподобного Сергия Радонежского II степени
  11. Орден благоверного князя Даниила Московского II степени
  12. Орден святой равноапостольной княгини Ольги II степени
  13. Орден преподобного Серафима Саровского II степени
  14. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени
  15. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского II степени
  16. Орден преподобного Сергия Радонежского III степени
  17. Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени
  18. Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени
  19. Орден преподобного Серафима Саровского III степени
  20. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени
  21. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского III степени
  22. Орден святителя Макария, митрополита Московского II степени
  23. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени
  24. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского II степени
  25. Орден преподобного Андрея Иконописца II степени
  26. Орден святого мученика Трифона II степени
  27. Орден святителя Макария, митрополита Московского III степени
  28. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской III степени
  29. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского III степени
  30. Орден преподобного Андрея Иконописца III степени
  31. Орден святого мученика Трифона III степени

Порядок старшинства медалей Русской Православной Церкви

  1. медаль ордена святого равноапостольного князя Владимира
  2. медаль ордена Славы и чести
  3. медаль ордена преподобного Сергия Радонежского
  4. медаль «Патриаршая благодарность»
  5. медаль ордена святого благоверного князя Даниила Московского
  6. медаль ордена святой равноапостольной княгини Ольги
  7. медаль ордена преподобного Серафима Саровского
  8. медаль ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
  9. медаль ордена святителя Макария, митрополита Московского
  10. медаль ордена святого благоверного князя Димитрия Донского
  11. медаль ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской
  12. медаль ордена преподобного Андрея Иконописца
  13. медаль ордена святого мученика Трифона

Архиереи православной церкви

Далее, перечисляя церковные звания по возрастанию, необходимо уделить особое внимание высшей группе иерархов – епископам. Они относятся к категории священнослужителей, именуемых архиереями, то есть начальниками иереев

Получившие при рукоположении наибольшую степень Благодати Святого Духа, они имеют право совершать все без исключения церковные таинства. Им даётся право не только самим проводить любые церковные службы, но и рукополагать во священство диаконов.

Согласно церковному Уставу, все епископы обладают равной степенью священства, при этом наиболее заслуженные из них именуются архиепископами. Особую группу составляют столичные епископы, называемые митрополитами. Это название произошло от греческого слова «митрополия», что значит «столица». В тех случаях, когда в помощь одному епископу, занимающему какую-либо высокую должность, назначается другой, он носит звание викария, то есть заместителя. Епископ ставится во главе приходов целой области, называемой в этом случае епархией.

Медали Русской православной церкви

  • Медаль преподобного Сергия Радонежского. Имеет 2 степени (золотая и серебряная медали). Учреждена определением Синода РПЦ от 10 октября одновременно с орденом Преподобного Сергия Радонежского (см. выше).
  • Медаль святого благоверного князя Даниила Московского. Учреждена определением Синода РПЦ от 27—28 декабря 1988 в память 1000-летия крещения Руси, одновременно с орденом Преподобного князя Даниила Московского (см. выше). Выполнена из золота, на обороте надпись «За труд во славу Святой Церкви».
  • Медаль Святого мученика Трифона. Учреждена определением Синода РПЦ от 22 февраля , одновременно с орденом Святого мученика Трифона (см. выше).
  • Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Учреждена определением Синода РПЦ от 27 декабря , одновременно с орденом Святого митрополита Московского Иннокентия (см. выше). В центре медали золотой образ митрополита Иннокентия на голубом эмалевом фоне. На обороте надпись: «За миссионерские труды».
  • Медаль святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Учреждена определением Синода РПЦ от 3 апреля , одновременно с орденом Святого митрополита Макария (см. выше). Медаль имеет форму креста с изображением святого митрополита Макария в центре и надписью: «Покровитель духовного просвещения».
  • Медаль преподобного Андрея Рублёва. Имеет 2 степени (золотая и серебряная медали). Учреждена определением Синода РПЦ от 3 апреля , одновременно с орденом Преподобного Андрея Рублёва. Девиз медали тот же, что и у ордена преподобного Андрея: «К Божественней красоте устремлялся».
  • Медаль святого преподобного Серафима Саровского. Имеет 2 степени (золотая и серебряная медали). Учреждена 25 марта 2004 года.
  • Медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской
  • Медаль «Славы и Чести». Имеет 2 степени.
  • Медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года».
  • Юбилейная медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира». Учреждена Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла № У-01/184 от 6 ноября 2014 года.

Епископы

Фото: Aif.ru

Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение. Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе.

В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства.

Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами.

Патриарх

Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве. Данный титул дословно переводится с греческого как «семья» и «начальствующий».

При этом в отдельных православных странах церковью руководит архиепископ, например, в Польше или Греции. В Грузии и Албании во главе стоит католикос, а Александрийской и Римской церквями управляет папа.

Митрополит

Это словно с греческого переводится как «столичный». Митрополитом называют руководителя значительной по территории церковной области. В православии ее именуют епархией.

В своей структуре епархии подразделяются на благочиния, еще более мелкая территориальная единица – приход. Митрополит – это почетный священнический титул, являющийся также своеобразной наградой за многолетнее служение церкви или особые заслуги.

Архиепископ

В раннем христианстве сан архиепископа в церковной иерархии стоял выше митрополита. В его непосредственном ведении значилось несколько митрополий, находившиеся в подчинении ему.

В настоящее время в РПЦ архиепископ – почетный сан, предшествующий митрополиту.

Епископ

Священник в сане епископа руководит относительно небольшой по площади территорией. В некоторых случаях у него есть в управлении самостоятельная область или он может являться помощником старшего по рангу архиерея. В таком случае его называют викарным. То есть он сам не имеет собственной епархии в управлении, а обязан помогать в руководстве местному архиерею.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

https://www.syl.ru/article/325967/dyakon—eto-kto https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/909178 https://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Чины в православии

Православная церковь состоит из народа божьего. Его делят на 3 типа:

  • миряне,
  • церковнослужители,
  • священнослужители.

Начинают чины в православной церкви миряне. Так называют обычный народ, который не призван к священнослужению. Именно из мирян Церковь выбирает служителей на все необходимые ступени. Именно эта часть людей играет наиважнейшую роль в жизнедеятельности церкви.

К церковнослужителям относят тип служителей, которые редко выделяются из мирян. Они также играют важную роль в жизни церкви. К этому типу относят:

  • сторожа,
  • чтецы,
  • певчие,
  • алтарники,
  • старосты,
  • трудники,
  • катехизаторы и прочие.

Этот тип людей может иметь определенные знаки отличия на одежде или никак не отличаться.

Заканчивают церковные чины православной церкви по возрастанию священнослужители. Их принято называть клиром или духовенством. Также есть разделение на черных и белых:

  • белое носит женатое духовенство,
  • черное – те, кто монашествуют.

Управлять церковью может лишь черное духовенство, которое не имеет семейных забот. Клир также имеет определенную иерархическую степень. Итак, чины в церкви по возрастанию подразделяются на 3 степени:

Первые 2 категории могут включать в себя как монашествующих, так и женатых. А вот в третьей группе могут быть только те, кто приняли монашеский постриг. Относительно этому порядку располагаются и все церковные звания, а также должности у православных.

Священнослужители

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

  • Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.
  • Епископом в современной русской традиции может стать только монах.
  • Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.
  • Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ

— старейший, наиболее заслуженный епископ.

Митрополит

— епископ главного города, области или провинции или наиболее заслуженный епископ.

Викарий

(лат . наместник) — епископ — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх

— главный епископ в Поместной Православной Церкви.

  • Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии, т. е. рукоположения.
  • Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.
  • Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.
  • Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

Звания иереев

Иерей

Протоиерей

— первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер

— особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

Иеромонах

Архимандрит

(греч . начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Игумен

(греч . ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

  • В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.
  • Диакон может непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств и богослужений, но не может совершать их самостоятельно.
  • Таинства и богослужения могут совершаться и без диакона.

Диакон

Протодиакон

— старший диакон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector