Патриарх иов и его роль в событиях смутного времени

Патриаршество

К патриаршему престолу митрополит Кирилл пришел благодаря активной общественной и политической позиции. Начиная с 1995 года он вел плодотворную работу с правительством РФ и широко освещал духовно-просветительские вопросы на телевидении во время проповедей в программе «Слово пастыря». Тогда ему удалось создать концепцию РПЦ в области церковно-государственных отношений, и уже в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви.

В 2008 году после смерти Алексия II митрополит Кирилл стал местоблюстителем патриаршего престола. В 2009-м на поместном голосовании он был избран патриархом Московским и всея Руси, набрав 507 голосов и 677 возможных.

Интронизация митрополита Кирилла прошла 1 февраля 2009 года. На церемонии присутствовали первые лица политической элиты страны: действовавший тогда президент России Дмитрий Медведев с супругой Светланой Владимировной, премьер-министр РФ Владимир Путин, супруга экс-президента страны Наина Ельцина и глава Молдовы Владимир Воронин. Руководство России тогда выразило надежду на дальнейшее сотрудничество РПЦ с государством.

Патриарх Кирилл до сегодняшнего дня несет патриарший крест. Он регулярно совершает визиты за границу, где его считают человеком с фундаментальными знаниями, широкой эрудицией и высоким интеллектом. Встречи первосвященника с западными религиозными, да и светскими деятелями существенно укрепили положение РПЦ и расширили границы сотрудничества между Россией и зарубежными государствами.

Патриарх Кирилл и Владимир Путин

За десятилетия служения Церкви у святейшего выработался жесткий график, который окружающие сравнивают с постоянным цейтнотом. У патриарха Кирилла нет выходных. Даже в воскресенье, когда работать согласно требованиям канонов нельзя, он совершает богослужения, в крайних случаях, если есть необходимость, проводит встречи, просматривает документы, готовит публичные выступления.

Предстоятель Русской православной церкви не оставил без внимания ситуацию с автокефалией в Украине. «Объединительный собор» в Киеве, по словам епископа, это антиканоническое, незаконное собрание, решения которого не могут иметь силы на украинской земле.

К сожалению, как отметил Forbes, у патриарха Кирилла нет рычагов влияния, способных изменить складывающееся положение вещей. А разрыв евхаристического общения по политическим мотивам выглядит как протест

«против предстоящего передела территорий, храмов и паствы, в результате которого Московский патриархат может лишиться от четверти до трети от общего числа своих приходов

Это приведет к крушению важного мифа о “нерушимой и неделимой Русской церкви”»

Патриарх Кирилл

В 2019 году СМИ опубликовали новость о присвоении первосвященнику звания почетного профессора Российской академии наук «как человеку веры, говорящему со светским научным сообществом на одном языке». Позднее РАН выступила с опровержением и принесла извинения святейшему.

В марте того же года патриарх посетил Сретенский мужской монастырь в Москве, где состоялось повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского. На богослужении присутствовала делегация Элладской православной церкви. В дар библиотеке монастыря и учащимся Сретенской духовной семинарии святейший патриарх Кирилл передал сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании».

Ситуация в мире с распространением коронавируса не могла не коснуться руководства РПЦ. В храмах были введены меры по сдерживанию распространения болезни, патриарх Кирилл дал свое благословение на специальную молитву, которую начали читать в каждом приходе во время службы. Тем не менее в своих выступлениях иерарх заявил о невозможности заразиться вирусом от святых даров.

Первосвященник озвучил и мнение церкви о вакцинации. На своем примере он показал, что она необходима для стабилизации ситуации. Прививку иерарх сделал в марте 2021 года.

Служение Святейшего Патриарха Кирилла

По окончании средней школы будущий Патриарх работал в геологических экспедициях на Севере, чтобы заработан для семьи, совмещая эту занятость с обучением в школе. Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, по ее окончании – в Академию.

После завершения обучения в семинарии в 1969 году Владимир Гундяев был пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) – его духовным наставником. Патриарх Кирилл по сей день в каждый свой приезд в Северную столицу служит панихиду на могиле владыки Никодима.

После окончания Академии с отличием отец Кирилл был возведен в сан архимандрита. Затем он побывал на множестве ответственных должностей. Важнейшим достижением его был пост представителя Московского Патриархата во Всемирном совете церквей. Из-за этой должности в будущем Святейшего Патриарха много критиковали, однако это служение не было связано с уходом его или всей Церкви от истин Православия. Когда в 2015 году произошло встреча уже Патриарха Кирилла с Папой Римским, журналисты вновь напоминали о его служении в Совете. Тем не менее, эта деятельность носила только общественный характер.

В 1976 года отец Кирилл был хиротонисан во епископа и члена комиссии по вопросам христианского единства в Синоде, став затем его постоянным членом. Первой кафедрой Его Святейшества было Выборгское викариатство – это значит, что он был заместителем митрополита Санкт-Петербургского и тогда Новгородского (ныне Ладожского). В это же время он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, выпускником которой он был. Пожалуй, это был самый молодой ректор за всю ее историю. Он стал проводить очень активную работу с молодежью и за это подвергся нападкам властей, через несколько лет будучи «сослан» на отдаленную и бедную Смоленско-Калининградскую кафедру.

Тем не менее, и в Смоленске он смог применить свои силы, совершая множество просветительских акций в регионе. Уже в 1994 году он прославился, создав телепередачу «Слово пастыря», где отвечал на вопросы людей, заданные, в том числе, в прямом эфире – каждый журналист знает, насколько это непросто.

Результатом его общественной деятельности и многих трудов многие считают принятые всей полнотой Церкви Основы социальной концепции Русской Православной Церкви – документ, описывающий отношение Церкви к острым современным проблемам, которых не существовало во времена земной жизни Христа и Святых Отцов, и поэтому отношение Церкви к ним до того не было выработано. Сегодня в «Основах социальной концепции» описано, например, отношение Церкви к контрацептивам, ЭКО, вопросам детского права. Это необходимо, чтобы паства Церкви знала ориентиры и понимала, что полезно для спасения души.

Влияние святителя на царя и формирование государства

Управление Русской Церковью для патриарха Иова совпало с временами кризисов государственной власти и междоусобиц. Деятельность его очень часто была связана не только с управлением церковным, но и гражданским. Хотя сам святитель старался не участвовать в решении государственных дел, понимая, что это не его сфера влияния.

Патриарх твердо стоял на сохранении Православия и укреплении Русской Церкви. Он был против Лжедмитрия и поддерживал Б. Годунова. Многие обвиняли патриарха в том, что он молчит, видя нестроения. Бунтовщики в результате свергли патриарха, незаконно поставили Игнатия, который впоследствии был лишен сана. Царский престол занял князь Василий Шуйский, который должен был избрать патриарха. Формально им оставался Иов, но в силу немощи и слепоты, не мог управлять Церковью. Освященным собором патриархом был избран митрополит Гермоген.

Два патриарха Иов и Гермоген просили прощения у русской паствы, читая покаянную грамоту. Это событие состоялось 20 февраля 1607 г. в Успенском соборе Кремля. Патриарх Иов возвратился в Старицкий монастырь как простой монах, где мирно отошел к Богу 19 июля 1607 г.

Памятник Святителю Иову в Свято-Успенском монастыре (Старица)

Церковная деятельность

Учреждение патриаршества не произвело существенных изменений в правах русского первосвятителя. Иерархический строй Церкви остался таким же, как при митрополитах Московских. Для управления церковных дел были созданы приказы: судный (разряд), казенный, дворцовый. Установлены 4 митрополии (в т. ч. Крутицкий викарный митрополит), 6 архиепископов и 8 епископов в епархиях.

Патриарх стремился распространить православие среди татар. В Казани была создана «слобода с церковью», для «охранения христианства». Под покровительство Русской Церкви отошла Грузия, что свидетельствует о миссионерской политике патриарха Иова. В Астраханское ханство был поставлен архиепископ Феодосий. Крещение Сибири, начавшееся при Иове, стало важным государственным событием.

Были установлены некоторые новые праздники, начинается книгопечатание, хотя за недостатком знающих греческий язык, было много ошибок в текстах. Сам великолепно образованный, он заботился об образовании священнослужителей. Патриарх способствовал прославлению в лике святых многих угодников Божиих: прп. Иосифа Волоколамского, свтт. Петра, Алексия, Ионы, прп. Мартирия Зеленецкого. Были обретены мощи свтт. Гурия и Варсонофия, прп. Антония Римлянина, князя Романа Угличского. Деятельность патриарха сопровождалась открытием новых монастырей и строительством храмов, соборов.

Патриарх уделял внимание низшему духовенству, были созданы «поповские старосты», для регулирования служения священников на приходах. Это позволяло, хотя и не без трудностей, укрепить духовное и дисциплинарное состояние священнослужителей

Тексты молитв

К преподобному Иову за помощью обращаются, используя следующие тексты молитв, которые утверждены Русской Православной церковью.

Тропарь

Правосла́вия побо́рниче,/ ве́ры Христо́вы испове́дниче,/ первоиера́рше Це́ркве Ру́сския,/ святи́телю о́тче И́ове,/ за ны Христа́ Бо́га моли́,/ ве́ру оте́ческую утверди́ти,/ грехо́в оставле́ние нам дарова́ти// и пода́ти ми́ру ве́лию ми́лость.

Перевод: Ревностный защитник Православия, веры во Христа исповедник, первоиерарх Церкви Русской, святитель отче Иов, о нас Христа Бога моли, веру предков утвердить, грехов отпущение нам даровать и подать миру великую милость.

Ин тропарь

Да торжеству́ет Це́рковь Христо́ва/ и да ра́дуется град Москва́/ я́ко возсия́ свети́льник земли́ Росси́йския/ во испове́дании И́стины непоколеби́мый И́ов Патриа́рх,/ его́же моли́твами, Го́споди,/ вся собла́зны ми́ра сего́ и е́реси искорени́,/ лю́ди во благоче́стии наста́ви// и утверди́ в Правосла́вии.

Перевод: Да торжествует Церковь Христова и да радуется город Москва, так как воссиял светильник земли Российской, в исповедании Истины непоколебимый Патриарх Иов, по его же молитвам, Господи, все искушения мира этого и ереси искорени, людей направь к благочестию и укрепи их в Православии.

Кондак

В годи́ну лю́тых искуше́ний/ многострада́льному И́ову подо́бяся,/ в же́ртву жи́ву и непоро́чну/ себе́ Христу́ прине́сл еси́,/ обрати́в па́ству к покая́нию,/ терпели́ве И́ове святи́телю,/ моли́ и нам за вся благодари́ти Го́спода/ и всегда́ воздава́ти// сла́ву Бо́гови.

Перевод: Во времена тяжелых испытаний ты, уподобившись многострадальному Иову и принеся себя Христу, как живую и непорочную жертву (Рим.12:1), обратил паству к покаянию, много за Христа претерпевший святитель Иов, молись о том, чтобы и нам за все благодарить Господа и всегда воздавать славу Богу.

Ин кондак

Свети́льник Це́ркве Ру́сския/ и па́стырь до́брый яви́лся еси́,/ святи́телю о́тче И́ове,/ моли́твою твое́ю ко Го́споду/ храни́ зе́млю Росси́йскую// и спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Светильником Церкви Русской и пастырем добрым (Ин.10:11) явился ты, святитель отче Иов, молитвой твоей ко Господу храни землю Российскую и спаси души наши.

Друзья как жертва

— А друзья?

— У патриарха, и он сам об этом говорил не раз, не может быть друзей в том смысле, что главе Церкви необходимо находиться с окружающими на одинаковой, равной дистанции, для того чтобы не возникало попыток давления. И в этом смысле, конечно же, это крест патриарха. Он пожертвовал ради блага Церкви своими личными интересами, привязанностями, привычками общения. Вокруг него действительно нет приближённых людей, которые могли бы похвалиться статусом «друг патриарха».

— А вне Церкви?

— То же самое. В первую очередь потому, что вообще взаимоотношения предстоятеля Церкви со светским сообществом вообще и с какими-то конкретными людьми в частно­сти — это всегда очень большая ответственность. Хотя, разумеется, это не отменяет того факта, что у патриарха есть много хороших и добрых знакомых, с которыми он на протяжении десятилетий поддерживает тёплые отношения. Они приходят по­здравить его с личными датами, с праздниками, посещают богослужения, и он всегда им очень рад, с удовольствием общается, расспрашивает о жизни, а потом тепло прощается, после чего они чаще всего на протяжении длительного времени не видятся.

— Кто духовник у патриарха?

— Оптинский старец Илий, с которым он учился вместе в духовной академии в Санкт-Петербурге. Отец Илий — объективно признанный православной церковью духовник, человек, к мнению которого прислушиваются тысячи людей. К нему на общение, на исповедь едут со всей России, из других стран. 5 лет назад, после интронизации, патриарх Кирилл попросил его переехать из Оптиной пустыни в Переделкино. С той поры отец Илий живёт в патриаршей резиденции. Там на территории есть отдельный домик для небольшой монашеской общины. Там отец Илий и обитает. Так как он очень известен, то к нему часто приходят посетители — обычные люди — за советом. Он постоянно принимает, совершенно доступен и вместе с этим он духовник патриарха. С моей точки зрения, такое публичное наличие духовного отца — свидетельство неких жизненных приоритетов. Это показывает: духовная составляющая в жизни для патриарха является главной. Не административные функции, не какие-то дипломатические отношения, хотя и это необходимо. Но вот рядом с ним живёт не его пресс-секретарь, а его духовник.

Оптинский старец Илий — духовник патриарха. Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

— У народа бытует мнение: патриарх является духовным отцом президента Путина. Я понимаю, что этого не может быть, но является ли патриарх вообще чьим-то духовником?

— Это вещи, которые лежат в сфере его част­ной жизни, поэтому я тут не могу ничего сказать.

— А есть ли у него какие-то увлечения — книги, театр?

— Он любит классическую музыку — могу перечислить Баха, Бетховена, Рахманинова.

Музыку он обычно слушает, когда работает, принимает некие важные решения. Читать он, конечно же, любит, как любой интеллигент­ный человек, но у него очень мало времени для того, чтобы предаться свободному чтению. Сотни страниц документов ежедневно нужно прочитывать. Понятно, что к концу дня, наверное, уже просто испытываешь лёгкую неприязнь к буквам алфавита. Но из отечественных авторов он любит Достоевского, Чехова, Лескова. С некоторой степенью регулярности он посещает музыкальные постановки, консерваторию, иногда — московские театры. Недавно был на одной из постановок МХАТа имени Горького, чтобы поздравить с юбилеем Татьяну Доронину.

— А кино?

— Публично в кинотеатры не ходит, но несколько раз ездил на предпоказы фильмов, непосредственно связанных с Церковью.

— Телевизор смотрит?

— Новостные программы — часто, и понятно, что это уже область, связанная непосредственно с его работой. Он обязан, так скажем, быть в курсе.

Личность святителя Иова

Будущий святитель Иов, родился около 1530 г. в Тверской губернии, в городе Старице. Родители Иоанна (мирское имя святителя) были благочестивые люди, воспитавшие сына в твердой Православной вере. Уже в ранние годы он учится грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа, который был образцом для будущего святителя. Конечно же, глядя на своего учителя, монаха, в юноше стало возрастать желание монашеского жития. Грамоте отрока обучал сам настоятель архимандрит Герман. Память у мальчика была уникальная. Многие тексты Библии он знал наизусть. Позднее в Старицком монастыре юноша принял монашество с именем Иов.

Постриг в монашество был совершен около 1553 г. В монастырском послушании он прожил больше 15 лет, и стал настоятелем монастыря. За это время формировалась духовно-нравственная личность Святителя Иова

В 1569 году гостивший в обители царь Иоанн Грозный приметил молодого монаха. Благодаря его доброму расположению, Иов становится архимандритом, настоятелем Симонова Успенского монастыря в Москве, а затем – Новоспасского. Участвует в Церковных соборах. В 1581 году он – епископ Коломенский. В 1586-м – архиепископ Ростова Великого. В это время будущий патриарх часто посещает родину преподобного Сергия – село Варницу и основанный в здешних местах монастырь. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры. 

В 1581 г. состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского. Сын Иоанна Грозного царь Феодор относился к преосвященному Иову очень благожелательно. В 1586 г. архиепископа Иова переводят на Ростовскую кафедру, и в 1587 г. следует поставление на Московскую кафедру Первосвятителем.

После долгих рассуждений царь представил трех кандидатов на патриарший престол. Заранее было известно, кто будет патриархом, но формальный выбор нужно было совершить. Так, патриархом был объявлен Иов.  23 января 1589 г. состоялось поставление в патриархи. Чин совершил патриарх Константинопольский Иеремия. Над Иовом была совершена «полная архиерейская хиротония с возложением рук всех епископов».

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную Литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. По отзывам современников он был «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая». 

  • Служебник Патриарха Иова, 1604 г. Государственный исторический музей;
  • Иллюстрация из служебника патриарха Иова. 1604 год
  • Служебник Патриарха Иова, 1604 г.,

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

Статьи на Православие.Ru

История свидетельствует: во время эпидемий градус агрессивности повышается, и поэтому позиция святителя Тихона – прежде всего соблюсти заповедь о любви к врагам – так актуальна сегодня.

19 июня / 2 июля 2017 г. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

Сегодня внутри Церкви, а особенно вокруг нее, необычайно активизировались те силы, которые стараются навязать Церкви мнение о том, каким должен быть истинный, с их точки зрения, путь Церкви, как надо «перестраивать» и «обновлять» церковную жизнь. В последнее время появилось особенно много статей, в которых поучают, обличают, наставляют Церковь, не понимая, что она живет совершенно иными законами, чем законы мира, что управляют ею не люди, и не человеческие организации, а Господь Бог Вседержитель, сотворивший небо и землю.

Возникновение идеи Московского Патриаршества тесно связано с установлением автокефалии Русской Церкви.

Церковно-патриотическая деятельность патриарха Иова в Смутное время

2 июля Церковь празднует пямять святителя Иова. Первый русский патриарх провиденциально получил в монашеском постриге имя библейского праотца Иова Многострадального. И, подобно его небесному покровителю, первая половина жизни святителя Иова прошла благодатно и благополучно. А когда настало Смутное время, он был беззаконно свергнут с престола и отправлен, подобно праотцу Иову, «на гноище», умирать туда, где он появился на свет и где началась его монашеская жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector