Патриарх: кто это, что означает титул
Содержание:
- Патриаршество
- Московские митрополиты и архиепископы (1721–1917)
- Исторические редакции титула и богослужебного поминовения
- Предстоятели
- Митрополиты Московские и всея Руси (1461–1589)
- Патриархи Московские и всея Руси (реставрация, 1917 г. — настоящее время)
- Детство и семья
- Митрополиты
- Куда спешить
- Семейная жизнь Патриарха Кирилла
- Патриарший период № 2 (1917 г. и до настоящего дня)
Патриаршество
К патриаршему престолу митрополит Кирилл пришел благодаря активной общественной и политической позиции. Начиная с 1995 года он вел плодотворную работу с правительством РФ и широко освещал духовно-просветительские вопросы на телевидении во время проповедей в программе «Слово пастыря». Тогда ему удалось создать концепцию РПЦ в области церковно-государственных отношений, и уже в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви.
В 2008 году после смерти Алексия II митрополит Кирилл стал местоблюстителем патриаршего престола. В 2009-м на поместном голосовании он был избран патриархом Московским и всея Руси, набрав 507 голосов и 677 возможных.
Интронизация митрополита Кирилла прошла 1 февраля 2009 года. На церемонии присутствовали первые лица политической элиты страны: действовавший тогда президент России Дмитрий Медведев с супругой Светланой Владимировной, премьер-министр РФ Владимир Путин, супруга экс-президента страны Наина Ельцина и глава Молдовы Владимир Воронин. Руководство России тогда выразило надежду на дальнейшее сотрудничество РПЦ с государством.
Патриарх Кирилл до сегодняшнего дня несет патриарший крест. Он регулярно совершает визиты за границу, где его считают человеком с фундаментальными знаниями, широкой эрудицией и высоким интеллектом. Встречи первосвященника с западными религиозными, да и светскими деятелями существенно укрепили положение РПЦ и расширили границы сотрудничества между Россией и зарубежными государствами.
Патриарх Кирилл и Владимир Путин
За десятилетия служения Церкви у святейшего выработался жесткий график, который окружающие сравнивают с постоянным цейтнотом. У патриарха Кирилла нет выходных. Даже в воскресенье, когда работать согласно требованиям канонов нельзя, он совершает богослужения, в крайних случаях, если есть необходимость, проводит встречи, просматривает документы, готовит публичные выступления.
Предстоятель Русской православной церкви не оставил без внимания ситуацию с автокефалией в Украине. «Объединительный собор» в Киеве, по словам епископа, это антиканоническое, незаконное собрание, решения которого не могут иметь силы на украинской земле.
К сожалению, как отметил Forbes, у патриарха Кирилла нет рычагов влияния, способных изменить складывающееся положение вещей. А разрыв евхаристического общения по политическим мотивам выглядит как протест
«против предстоящего передела территорий, храмов и паствы, в результате которого Московский патриархат может лишиться от четверти до трети от общего числа своих приходов
Это приведет к крушению важного мифа о “нерушимой и неделимой Русской церкви”»
Патриарх Кирилл
В 2019 году СМИ опубликовали новость о присвоении первосвященнику звания почетного профессора Российской академии наук «как человеку веры, говорящему со светским научным сообществом на одном языке». Позднее РАН выступила с опровержением и принесла извинения святейшему.
В марте того же года патриарх посетил Сретенский мужской монастырь в Москве, где состоялось повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского. На богослужении присутствовала делегация Элладской православной церкви. В дар библиотеке монастыря и учащимся Сретенской духовной семинарии святейший патриарх Кирилл передал сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании».
Ситуация в мире с распространением коронавируса не могла не коснуться руководства РПЦ. В храмах были введены меры по сдерживанию распространения болезни, патриарх Кирилл дал свое благословение на специальную молитву, которую начали читать в каждом приходе во время службы. Тем не менее в своих выступлениях иерарх заявил о невозможности заразиться вирусом от святых даров.
Первосвященник озвучил и мнение церкви о вакцинации. На своем примере он показал, что она необходима для стабилизации ситуации. Прививку иерарх сделал в марте 2021 года.
Московские митрополиты и архиепископы (1721–1917)
Нет. | Примас | Портрет | Царствовать | Заметки |
---|---|---|---|---|
1 | Стефан Симеон Яворский 1658–1722 | 1721–1722 | Председатель Святейшего Синода . Стефан отказался подписывать документы Синода, не присутствовал на его заседаниях. Петр I, видимо, назначил его только для того, чтобы дать определенное разрешение новому учреждению. | |
2 | Феофан Прокопович 1681–1736 | 1722–1736 | Заместитель председателя Синода и его главный член с 15 июля 1726 г. | |
Свободное место 1736–1742 гг. | ||||
3 | Джозеф | 1742–1745 | ||
4 | Платон I | 1745–1754 гг. | ||
Иларион | 1754–1757 | Коадъютор | ||
5 | Тимоти | 1757–1767 | ||
6 | Амвросий | 1768–1771 | ||
Самоэль | 1771–1775 | Коадъютор | ||
7 | Платон II | 1775–1812 | ||
8 | Августин | 1812–1819 гг. | ||
9 | Серафима | 1819–1821 | ||
10 | Святой Филарет | 1821–1867 гг. | ||
11 | Святой Иннокентий | 1868–1879 гг. | ||
12 | Макарий I | 1879–1882 гг. | ||
13 | Иоанникий | 1882–1891 | ||
14 | Леонтий | 1891–1893 гг. | ||
15 | Сергий | 1893–1898 | ||
16 | Святой Владимир | 1898–1912 | ||
17 | Святой Макарий II | 1912–1917 |
Исторические редакции титула и богослужебного поминовения
Пять первых патриархов русской церкви (лубок второй половины XIX века)
В дониконовское время наименование страны в титуле выглядело как Русия; в конце XVII века — Россия (на греческий манер). Полная титулатура допетровских патриархов содержала титул и всех северных стран Патриарх. В Уложенной грамоте 1589 года (написанной на русском языке московскими писцами) первый патриарх московский Иев (Иов) именовался различно: «святейший Патриарх царствующаго града Москвы и Великаго Росийскаго царствия» и «Патриарх царствующаго града Москвы и всеа Русии».
Патриарх Никон полностью подписывался как Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх.
На гробнице последнего досинодального патриарха Адриана в Успенском соборе Московского Кремля титул его выглядит как Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх.
Патриарх Тихон (Беллавин) (1917—1925) носил титул Московский и всея России.
Современная редакция титула — Святейший Патриарх Московский и всея Руси — использовалась в древности и была при избрании на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 году выбрана самим Сергием и одобрена Председателем Совета народных комиссаров И. В. Сталиным..
По мнению Владислава Цыпина, причиной перемены титула с «Патриарх Московский и всея России» на «Патриарх Московский и всея Руси» был факт, что «Россией» в СССР называлась только часть страны; а слово «Русь» несло ассоциацию с Киевской Русью, в которой предки православных русских, украинцев и белорусов были единым народом; слово «Русь» поэтому обозначало бо́льшую территорию, чем «Россия».
Портреты московских патриархов в резиденции Патриарха московского и всея Руси в Переделкине
Титулование московского патриарха святейший отмечено уже начиная с Иова; в XVII веке между этим эпитетом и именем нередко вставлялось слово кир (греч. κύριος — господин): например, «Святейший кир Иоаким». Титул святейший не признаётся за московскими патриархами древними восточными патриархатами и прежде всего — Вселенским (Константинопольским) патриархатом, который в своих сношениях с Московским патриархатом использует применительно к московскому патриарху титул блаженнейший (греч. Μακαριότης) — как и в отношении прочих патриархов.
В допетровское время титул патриарха обычно содержал также слова «Божиею милостию»; в XX веке эти слова используются только в особых категориях документов: томосах, посланиях восточным патриархам и некоторых других.
Особый интерес представляют почётные именования патриарха великий господин и великий государь: первое в составе богослужебного поминовения патриарха было введено всероссийским поместным собором 17 ноября 1917 года и вызвало протесты и недоумения некоторых в церковной среде; второе возникло из-за того, что патриарх Филарет приходился отцом царю Михаилу Фёдоровичу и был фактическим соправителем. У его преемника патриарха Никона титулование великий государь стало одним из предметов распри между ним и царём Алексеем Михайловичем и было упразднено. Положение об управлении РПЦ от 31 января 1945 года: «Имя патриарха возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ <…> по следующей формуле: „О святейшем отце нашем (имя), Патриархе московском и всея Руси“». До того слова «отец» не было.
Кандидат в Патриархи должен быть, согласно «Уставу» 1988 года, архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7), быть не моложе 40 лет, а также являться гражданином СССР.
Предстоятели
- свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)
Московские и всея Руси митрополиты
- свт. Феодосий (Бывальцев) (3 мая 1461 — 13 сентября 1464)
- свт. Филипп I (11 ноября 1464 — 5 апреля 1473)
- свт. Геронтий (29 июня 1473 — 28 мая 1489)
- Зосима Брадатый (26 сентября 1490 — 9 февраля 1495)
- свт. Симон Чиж (20/22 сентября 1495 — 30 апреля 1511)
- Варлаам (3 августа 1511 — 18 декабря 1521)
- Даниил Рязанец (27 февраля 1522 — 2 февраля 1539)
- свт. Иоасаф (Скрипицын) (6 февраля 1539 — январь 1542)
- свт. Макарий (19 марта 1542 — 31 декабря 1563)
- Афанасий (5 марта 1564 — 16 мая 1566)
- ? Герман (1566)
- свт. Филипп II (Колычев) (25 июля 1566 — 4 ноября 1568)
- Кирилл IV (11 ноября 1568 — 8 февраля 1572)
- Антоний (май 1572 — нач. 1581)
- Дионисий (февраль 1581 — 13 октября 1586)
- свт. Иов (11 декабря 1586 — 23 января 1589)
Патриархи Московские и всея Руси
- свт. Иов (23 января 1589 — 10 июня 1605)
- Игнатий Грек (24/30 июня 1605 — 17 мая 1606)
- сщмч. Ермоген (3 июня 1606 — 20 марта/1 мая 1611)
- Игнатий Грек, 2-й раз (март — ? 1611)
- Ефрем (Хвостов) (август 1611 — 26 декабря 1613/1614) управляющий, митр. Казанский.
- Иона (Архангельский) (1614 — 21/24 июня 1619) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Филарет (Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
- Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28/29 ноября 1640/1641)
свт. Серапион (Сысоев) (28 ноября 1640 — 27 марта 1642) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иосиф (Дьяков) (27 марта 1642 — 15 апреля 1652)
- Никон (Минин-Ларионов) (25 июля 1652 — 10 июля 1658 (12 декабря 1666))
- Питирим (10 июля 1658 — 6 августа 1664) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иона (Сысоевич) (6 августа — 20 декабря 1664) управляющий, митр. Ростовский
- Павел III (24 декабря 1664 — февраль 1667) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672)
- Питирим (6/7 июля 1672 — 19 апреля 1673)
Павел III (1673 — 1674) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690)
- Адриан (24 августа 1690 — 16 октября 1700)
- Трифиллий (Инихов) (16 октября 1700 — 16 декабря 1701) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Стефан (Яворский) (16 декабря 1701 — 14 февраля 1721) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, митр. Рязанский
- 1721 — 1917 — Святейший Правительствующий Синод
- свт. Тихон (Белавин) (21 ноября 1917 — 7 апреля 1925)
- сщисп. Агафангел (Преображенский) (13 мая 1922 — 25 июня 1923) доверенный патриаршими полномочиями
- сщмч. Петр (Полянский) (12 апреля 1925 — 10/11 октября 1937) местоблюститель, управлял до 6 декабря 1925
- Сергий (Страгородский) (6/14 декабря 1925 — 8 декабря 1926) заместитель местоблюстителя
- Иосиф (Петровых) (8 декабря — 29 декабря 1926) заместитель местоблюстителя, митр. Ростовский
- сщмч. Серафим (Самойлович) (29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) заместитель местоблюстителя, архиеп. Угличский
- Сергий (Страгородский) (12 апреля/20 мая 1927 — 27 декабря 1936) заместитель местоблюстителя
- Сергий (Страгородский) (27 декабря 1936 — 12 сентября 1943) местоблюститель
- Сергий (Страгородский) (12 сентября 1943 — 15 мая 1944)
Алексий I (Симанский) (15 мая 1944 — 2 февраля 1945) местоблюститель, митр. Ленинградский
- Алексий I (Симанский) ((2 февраля) 4 февраля 1945 — 17 апреля 1970)
Пимен (Извеков) (18 апреля 1970 — 3 июня 1971) местоблюститель, митр. Крутицкий
- Пимен (Извеков) ((2 июня) 3 июня 1971 — 3 мая 1990)
Филарет (Денисенко) (3 мая — 7 июня 1990) местоблюститель, митр. Киевский
- Алексий II (Ридигер) ((7 июня) 10 июня 1990 — 5 декабря 2008)
Кирилл (Гундяев) (6 декабря 2008 — 27 января 2009) местоблюститель, митр. Смоленский
- Кирилл (Гундяев) (с (27 января) 1 февраля 2009)
Исторические титулы предстоятеля
- митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 )
- патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 )
- патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 )
- архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
- патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
- патриарх Московский и всея Руси (с 1943)
Митрополиты Московские и всея Руси (1461–1589)
Нет. | Примас | Портрет | Царствовать | Заметки |
---|---|---|---|---|
1 | Феодосий | 3 мая 1461 — 13 сентября 1464 | Стал первым митрополитом, назначенным Великим князем Московским, а не Константинопольским Патриархом. | |
2 | Святой Филипп I | 11 ноября 1464 — 5 апреля 1473 | ||
3 | Святой Геронтий | 29 июня 1473 г. — 28 мая 1489 г. | ||
4 | Зосим | 26 сентября 1490 — 17 мая 1494 | Снят с митрополичьего престола по обвинению в ереси | |
5 | Саймон | 22 сентября 1495 г. — 30 апреля 1511 г. | ||
6 | Варлаам | 3 августа 1511 — 18 декабря 1521 | ||
7 | Даниил 1492–1547 | 27 февраля 1522 — 2 февраля 1539 | Свергнутый Шуйскими после смерти де-факто регента Елены Глинской и пал ее фаворита Ивана Овчина-Телепнева. | |
8 | Святой Иоасаф Скрипицын скончался в 1555 г. | 6 февраля 1539 — январь 1542 | Свергнутые Шуйскими | |
9 | Святой Макарий | 19 марта 1542 г. — 31 декабря 1563 г. | ||
10 | Афанасий умер 1575 г. | 5 марта 1564 — 16 мая 1566 | ||
11 | Святой Герман Григорий Садырев-Полев | Июль 1566 | Избранный митрополит. Изгнан из Москвы после спора с Иваном IV. | |
12 | Святой Филипп II Федор Колычев 1507–1569 | 25 июля 1566 г. — 4 ноября 1568 г. | Свергнут и предположительно убит чиновниками Ивана IV. | |
13 | Кирилл III (IV) (1492–1572) | 11 ноября 1568 — 8 февраля 1572 | ||
14 | Энтони | Май 1572 — 1581 гг. | ||
15 | Дионисий II умер в 1587 г. | 1581-13 октября 1586 | Низложен | |
16 | Святой Иов | 11 декабря 1587 — 23 января 1589 | Возведен в сан Патриарха |
Патриархи Московские и всея Руси (реставрация, 1917 г. — настоящее время)
Нет. | Примас | Портрет | Выборы | Царствовать | Заметки | |
---|---|---|---|---|---|---|
11 | Святой Тихон Василий Беллавин 1865–1925 | 1917–18 | 4 декабря 1917 г. | 7 апреля 1925 г. | ||
— | Петр Крутицкий | — | 12 апреля 1925 г. | Декабрь 1925 г./ 11 сентября 1936 г. | местоблюститель | |
— | Сергия Нижегородского | Декабрь 1925 г. | 27 декабря 1936 г. | Действующий местоблюститель | ||
Сергия Московского и Коломенского | 27 декабря 1936 г. | 12 сентября 1943 г. | местоблюститель | |||
12 | Сергий Иван Страгородский 1867–1944 | 1943 г. | 12 сентября 1943 г. | 15 мая 1944 г. | ||
13 | Алексий I Сергей Симанский 1877–1970 | 1945 г. | 4 февраля 1945 г. | 17 апреля 1970 г. | ||
14 | Пимен Сергей Извеков 1910–1990 | 1971 г. | 3 июня 1971 г. | 3 мая 1990 г. | ||
15 | Алексий II Алексей Ридигер 1929–2008 | 1990 г. | 10 июня 1990 г. | 5 декабря 2008 г. | ||
16 | Кирилл Владимир Гундяев 1946 г.р. | 2009 г. | 1 февраля 2009 г. | Действующий |
Детство и семья
Владимир Гундяев родился в Ленинграде 20 ноября 1946 года в религиозной, несмотря на царившие в те годы антицерковные настроения, семье. Его дед Василий Степанович (1879 г.р.), уроженец Лукояновского уезда, был машинистом по образованию, сам начал изучать богословскую литературу. В 1922 году оказался в Соловках по доносу обновленцев (религиозное течение, вставшее в оппозицию православной церкви после революции и какое-то время поддерживавшееся большевиками), противником которых он являлся. Но и в лагере Василий не отказался от своей веры, проводил тайные богослужения, за что однажды месяц провел в штрафном изоляторе. В ссылке христианин пробыл до 1955 года.
Отец будущего патриарха Михаил Васильевич Гундяев (1907 г.р.) мечтал стать священнослужителем с младых ногтей. После окончания школы он какое-то время работал помощником в церкви Лукоянова, а в 1926 переехал в Ленинград, где поступил на Высшие богословские курсы. Он исправно посещал все лекции и дословно записывал их.
Через два года курсы закрыли, Михаил ушел в армию. Отслужив, он поступил в техникум, затем в индустриальный университет. Изначально он планирован пойти учиться на врача, но из-за отметки о богословских курсах в личном деле его «завернули». В 1934 году его арестовали по «Кировскому делу» за службу в церкви и пение на клиросе – всего за несколько дней до свадьбы. Михаила обвинили в покушении на жизнь Иосифа Сталина.
Его жена, Раиса Владимировна Кучина (1909 г.р.), преподавала немецкий язык в школе. Также будучи религиозным человеком, она с удовольствием пела в церковном хоре, где и познакомилась с будущим мужем. Вместе с женой Михаил три года провел на Колыме, затем вернулся в Ленинград, работал на заводе. В 1940 году на свет появился первенец Николай. В военные годы Михаил помогал укреплять город во время осады, в 1943 ушел на фронт. После победы семья стала жить в городе, оправлявшемся от блокады, вскоре родился их второй сын Владимир. В это время государство стало налаживать диалог с церковью, а потому Гундяев, рискуя потерять высокое положение в обществе, все же попросил о рукоположении. В 1947 году Михаил был возведен в сан дьякона и назначен в храм Смоленской иконы Божией Матери.
Два года спустя потеплевшие было отношения церкви и государства снова начали портиться. За служение на Михаила был наложен немыслимый по тем временам штраф – 120 тысяч рублей (для сравнения, на автомобиль «Победа», который стоил примерно тысяч 15, даже обеспеченные люди копили годами). Часть денег собрали по ленинградским приходам, но до самой смерти Михаила многодетная семья (кроме Николая и Владимира у супругов подрастала дочь Елена, 1949 г.р.) безвылазно пребывала в долгах и терпела страшную нужду. Спасали благодарные прихожане, выручавшие продуктами.
На становление взглядов Владимира сильно повлиял дед, вернувшийся домой в середине 50-х. Он рассказал внуку, что даже во время самых суровых лагерных испытаний, уносивших жизни большинства людей, он никогда не испытывал страха. «Для меня это был живой опыт и живой образ человека, который знал, что такое любовь Божия», – позже вспоминал патриарх. Каждый школьный день был для Владимира испытанием. Противник коммунистического режима, он не стал ни пионером, ни комсомольцем. Когда директор школы убеждал Гундяева надеть пионерский галстук, тот ответил: «Хорошо. Если вы не против, что я буду в красном галстуке ходить в церковь. Потому что я буду». Постоянные педсоветы и выволочки у директора не мешали Вове хорошо учиться. Душа будущего патриарха лежала к физике и другим точным дисциплинам.
Митрополиты
Иларио́н
Имя пишется с одной буквой Л (!).
Первый митрополит Киевский в 1051—1054 (55) гг. из русских (т.е
славянского происхождения, а не вообще 1-й, это важно)
Автор одного из древнейших сохранившихся литературных памятников – «Слова о законе и благодати». Впервые произнесено предположительно в 1049 г. в честь завершения строительства оборонительных сооружений вокруг Киева.
Пётр
Митрополит Киевский в 1308—1326 гг.,
Активно поддерживал московских князей Юрия (1303—1325 гг.) и Ивана (1325—1340 гг.) в их борьбе с Тверью за великое княжение владимирское. Вероятно, первым перенёс свою резиденцию в Москву.
Был инициатором закладки Иваном I Калитой Успенского собора Московского Кремля в 1326 г., в котором в том же году и был похоронен. Канонизирован.
Феогно́ст
Митрополит Киевский в 1328—1353 гг. Окончательно перенёс резиденцию митрополитов в Москву в 1328 г.
В 1329 г. отлучил от церкви Псков, где укрывался бежавший после подавления Тверского восстания 1327 г. князь Александр Михайлович. Для того, чтобы снять отлучение с псковичей, князю пришлось бежать в Литву.
Позже содействовал восстановлению политического равновесия и способствовал возвращению тверского князя на Русь.
Алексей (Бя́конт)
Митрополит Киевский в 1353 (1354)—1389 гг.
С 1359 г. после смерти великого князя Ивана II Красного (1353—1359 гг.) воспитатель осиротевшего московского князя Дмитрия Ивановича (Донского, 1359—1389 гг.).
Способствовал возвращению ранее отнятого суздальско-нижегородским князем Дмитрием Константиновичем ярлыка на великое владимирское княжение в Москву (1362 г.) и династическому браку Дмитрия Ивановича и Евдокии, дочери суздальско-нижегородского князя в 1366 (1367) г.
Иси́дор
Митрополит Киевский и всея Руси ок. 1436—1441 гг.
В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском церковном соборе католической церкви подписал унию, признававшую вслед за Константинопольским патриархатом подчинение Русской Православной церкви Папе Римскому.
Ио́на
Митрополит Киевский и всея Руси в 1448—1461 гг.
Рязанский епископ, в 1448 г. на церковном соборе в Москве возведённый в сан митрополита взамен низложенного Исидора. Не признавал Ферраро-Флорентийскую унию с Римом.
Последний митрополит, имевший кафедру в Москве, но носивший титул митрополита Киевского. Канонизирован.
Мака́рий
Митрополит Московский в 1542—1563 гг., венчавший на царство Ивана IV Грозного (1533—1584 гг.) в 1547 г.
Предположительный автор известного литературного произведения XVI в. – «Великих Четьих Миней».
Инициатор проведения церковного собора (Стоглавого) в 1551 г., принявшего «Стоглав» – нормативно-правовой документ, урегулировавший многие актуальные вопросы церковной жизни.
Филипп II (Ко́лычев)
Митрополит Московский в 1566—1568 гг. Осуждал опричные порядки Ивана IV Грозного.
Убит (вероятно, задушен) опричником Малютой Скуратовым в Отроч Успенском монастыре в Твери в 1569 г. Причислен к лику святых.
Куда спешить
— И ничего не коллекционирует? Книги?
— Не знаю, насколько их коллекционирует, но он любит старые книги, особенно богословскую литературу. Когда ему дарят редкие дореволюционные издания церковных авторов, он принимает их с благодарностью. Святейший ценит предметы, передающие атмосферу прошедших эпох, и призывает бережно относиться к тому, что пришло к нам из прошлого и что несёт в себе смыслы того времени, о котором мы можем судить в том числе и по каким-то отдельным вещам.
— Наверное, это вообще тактика Русской православной церкви — не спешить?
— Вы правы. Только не тактика, а главная стратегия православной церкви — сохранять и преумножать всё то доброе, что существует в нашем мире и в каждом человеке. Всё, что делает Церковь, делается на основании многовекового опыта и понимания, что Церковь не раз переживала в своей истории страшные и трагические моменты. Но, какими бы ни были внешние обстоятельства, Церковь была, есть и будет существовать и нести людям правду о Христе. И, наверное, это во многом отражается в человеческих привычках патриарха. У него глубоко воцерковленное сознание. Он с утра до вечера живёт на 100% церковной жизнью, и в этом смысле очень хочется, чтобы такая жизнь на какой-то заметный процент была и у каждого из нас.
Семейная жизнь Патриарха Кирилла
В двадцать три будущий Патриарх он принял монашество – пройдя ряд трудов, положенных послушнику, принял рясофор с наречением имени Кирилл. Известно, что на постриг Владимира-Кирилла собрались многие ученики семинарии и Академии: будущий Патриарх уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками. Рясофорный постриг – это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время он, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако будущий Предстоятель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия – «малый ангельский образ», малая схима. Он дал обеты послушания, отречения от мира и нестяжания – то есть отсутствия своего имущества, а также целомудрия. Через несколько дней святитель был посвящен в иеродиакона, а затем в иеромонаха – священника, носящего монашеский сан.
Таким образом, с тех пор Святейший Патриарх не может иметь семьи: жены и детей. Его семья – Церковь, жизнь посвящена служение Богу. Однако Его Святейшество очень любит детей и при встрече его в городах и селах всегда вперед выходят дети с караваями, в традиционных русских одеждах. Много времени Его Святейшество уделяет заботе о маленьких сиротах, тяжелобольных и умирающих детях: например, именно при участии Патриарха открылся первый Детский хоспис в Петербурге.
Активно ведет Патриарх и внешнеполитическую деятельность, выступая в ходе обсуждений действий различных стран, обличая зачастую идеологию потребления. Так, он говорил: «Если строить без Бога, то ничего не получится – ни в личной жизни, ни в жизни семейной, общественной, государственной, планетарной. Потому что краеугольный камень выбран не тот, потому что в основе – человеческий грех, который разрушает и личную, и общественную, и планетарную жизнь».
Патриарх высказывался по поводу скандальных информационных поводов, в том числе широко обсуждаемых произведений искусства и культурных событий, например, сопоставляя жизнь современного человека с житиями святых подвижников: «Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник – это тот, кто двигается навстречу Богу. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся».
Просветительская работа Его Святейшества заключается, в первую очередь, в выступлении с пространными проповедями после богослужений. Поскольку каждое Патриаршее богослужение является многолюдным, а также записывается а аудио и видео для размещения на общедоступных сайтах и в СМИ, его слова всегда слышны миру. Кроме того, Его Святейшество создал ряд монографий, научных трудов, и просветительских статей, объединенных в книги. Их тематика очень обширна: от истории Церкви до догматических вопросов.
Кроме того, Его Святейшество является ценителем литературы, в том числе современной, и входит в состав Комиссии по государственным премиям в области литературы, возглавляет Общество русской словесности. Учреждена и Патриаршая литературная премия, лауреатов и победителей которой выбирает он сам. Вот, что говорит Святейший Патриарх о роли литературы: «В России на литературу традиционно возлагалась особая высокая миссия в области интеллектуального, эстетического и духовно-нравственного развития личности. Наши предшественники понимали, что родной язык и литература участвуют в формировании культурной самоидентификации личности, обеспечивают связь с историей родного народа, с предыдущими поколениями. Без этой связи разрушается культурная, а значит, ценностная преемственность».
Патриарший период № 2 (1917 г. и до настоящего дня)
-
Патриарх Тихон (Беллавин Василий Иванович). Был назначен предстоятелем в 1917 году. Издал знаменитое «Воззвание». Умер в 1925 году.
-
Митрополит Петр. (Полянский Петр Федорович). Период предстоятельства: 1925–1936 гг. Почти сразу же был арестован, на допросе сказал, что не одобряет революционный строй. Был расстрелян.
-
Митрополит Сергий (Страгородский Николай Иванович). Годы правления —1936–1943 гг. я. Благословил всех на борьбу с фашизмом. Писал ходатайство о священнослужителях, которые попали под репрессии.
-
Патриарх Сергий (Страгородский Иван Николаевич). Автор многих церковных сочинений и духовных стихов. Был предстоятелем с 1943 по 1944 год.
-
Алексий 1 (Симанский Сергей Владимирович). Годы предстоятельства: 1944–1970. Доктор богословия, кандидат юридических наук. Был предстоятелем самый долгий срок — 25 лет. Совершил первое паломничество по святым местам. В период его правления было совершено много церковных дел, которые имели большое значение для государства.
-
Митрополит Пимен (Извеков Сергей Михайлович). Был предстоятелем с 1970 по 1990 год. Жестко вел контроль всех дел церкви. При нем сократилось количество храмов в стране. Но за последние два года при Горбачеве все встало на свои места.
-
Митрополит Филарет (Денисенко Михаил Антонович). Был предстоятелем всего 3 месяца — с мая по июль 1990 г. Был отлучен от церкви и предан анафеме за высокомерное отношение к духовенству, клевету и вымогательство.
-
Патриарх Алексий 2 (Ридигер Алексей Михайлович). Годы предстоятельства: 1990–2008. Сблизил интересы государства и церкви.
-
Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович). С 2008 по 2009 год – патриарший местоблюститель, а с 1 февраля 2009-го и по настоящее время является патриархом всея Руси. Ведет большую государственную и общественную деятельность. Сплотил государство и церковь.
Здесь перечислены все митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей очень подробный — с годами их правления и основными делами, которые были совершены за время несения службы.