Грузинская православная церковь
Содержание:
- Собор Христа Спасителя в Цаленджихе
- День памяти святой Нины
- Взаимоотношения между Русской и Грузинской Церковью
- Патриарх и матушка
- Святые грузинской православной церкви
- Как все утроено на государственном уровне
- Арабское иго
- Христианство в Армении и Грузии
- Экскурсия в Кахетию
- Лучшие места для посещения
- Современное состояние Церкви в Грузии
- Современное положение
- Состав
- Архипастыри
- Храм Баграта
- Состав
- Главные церковные праздники
- Главная религия в Грузии
- Храм Метехи. Пятьсот лет скорби
Собор Христа Спасителя в Цаленджихе
Собор Христа Спасителя, расположенный на берегу реки Цхенисцкали, в грузинском городе Цаленджиха, относится к старинным средневековым постройкам страны. Собор с крестово-купольной архитектурой и тремя аркадными галереями, две из которых были впоследствии превращены в семейную часовню, был построен в XII –XIV веках по заказу рода Дадиани, правивших в Мегрели, на западе Грузии. В северо-западной части стены, которая окружает церковь, находится двухэтажная колокольня. Руины дворца Дадиани находятся во дворе храма. Прежде всего, Собор Христа Спасителя в Цаленджихе известен своими уникальными фресками в стиле Ренессанса, которые были выполнены нанятым из Константинополя художником Мануелом Евгеникосом, о чем свидетельствует надпись на одном из столбов храма. Программа настенной живописи очень сложна и интересна и представляет темы, нехарактерные для грузинской живописи Средневековья. В XIX веке в храме выстлали новый пол, в 1960-1980 годы он был частично реконструирован. На сегодняшний день уникальные фрески нуждаются в охране и реставрации.
День памяти святой Нины
Совершив своё апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил её в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своём происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.
Святая Нина завещала, чтобы её тело погребли в Бодбе. Она скончалась 27 января (14 января по старому стилю) 335 года (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).
Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести её останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.
Мощи святой, по повелению её сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила её память 27 января, в день её кончины.
Почему Святую Нину считают покровительницей Грузии?
В Грузии Святую Нину почитают больше всех из святых и считают своей покровительницей. Она прославилась проповедованием Евангелия и обращением жителей Иверии (нынешней Грузии) в христианскую веру. В 326 г. н. э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповедям святой равноапостольной Нины.
Как праздник называется в Грузии?
В Грузии День святой Нины называют Нинооба. Грузинская православная церковь поминает святую Нино дважды в год: 27 января, в день её кончины, и 1 июня — в день её пришествия в Грузию. Только в столице Грузии насчитывается пять храмов, возведённых в честь святой, а в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый её волосами.
Как праздник отмечают в Грузии?
Праздник Нинооба отмечается в Грузии особенно торжественно. Службы в этот день проходят не только в столице, но и во всех других православных храмах страны. Ежегодно летом большая группа детей, подростков и молодёжи совершает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии.
Взаимоотношения между Русской и Грузинской Церковью
Обе Церкви прошли различные этапы взаимоотношений, среди которых был как разрыв отношений, так и сближение Церквей. На протяжении многих столетий созидалось уважение и взаимопонимание между двумя православными Церквями. Дружба русских и грузинских народов началась еще в эпоху противостояния обеих стран Золотой Орде.
Более сильная и могущественная Россия часто шла на помощь единоверной Иверии. Так, грузинский царь Александр I прибегал к помощи и просил о покровительстве великого князя Ивана III (1462—1505). Царь называл великого князя “надеждой христиан, подпорой бедных и ревностным обетником святого Николая”. Сын Александра I ярко описывал плачевное состояние христианской Грузии и с надеждой обращался к православной России.
Развитию отношений вплоть до XIX века содействовали русские и грузинские монастыри на Афоне. С этими святыми обителями обе Церкви имели прочные связи и через них часто общались между собой.
Укреплению дружеских отношений также служили святыни, которые страны привозили в разное время из Грузии в Россию и наоборот. Например, копия Иверской чудотворной иконы Богородицы была привезена в Россию в XVII веке. Икона со временем стала предметом глубокого почитания в православной России.
Более 200 лет Грузия входила в состав Российской Империи, что также сказалось на отношениях между Церквями, о чем сказано выше.
После конфликта между двумя странами в августе 2008 года, казалось бы, отношения должны охладеть. Но на встрече патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II в 2013 году было озвучено обоюдное мнение, что братские связи между грузинами и русскими всегда были и остаются. При этом между Церквями сохраняется духовное и каноническое единство. Архиереи высказали надежду, что политические отношения между странами наладятся.
Патриарх и матушка
На трапезе у Святейшего мне, как священнику Русской Православной Церкви, выпала честь сказать тост. Я произнес несколько слов с благодарностью, пожелал здоровья Святейшему Патриарху Илии, а он тут же сказал алаверды — поднял тост и за меня, и за мою матушку.
Я был совершенно потрясен. Впервые я слышал, чтобы тост говорился не только за священника, но и за его матушку
Какое теплое, глубокое и человечное отношение к простым людям! Он видел меня в первый раз, не знаю, увидимся ли еще — и такое тепло, радушие, внимание, широта человеческая…
После трапезы Святейший объявил, что готов принять представителей редакции портала «Православие и мир» и что я могу прийти с матушкой. Но как-то случилось, что матушка не смогла прийти, и я пришел один. Первый вопрос Святейшего был: «А что же матушка не пришла?»
Святые грузинской православной церкви
Грузинская церковь за века своей истории обзавелась целым сонмом угодников Божиих – святых. Первой своей заступницей и любящей матерью грузины называют Пресвятую Богородицу: не зря Грузия считается ее уделом. Первым иерархом Грузинская церковная традиция называет апостола Андрея, в связи с чем иерархи ГПЦ с древности называются «сидящими на престоле апостола Андрея Первозванного». А среди всех грузинских святых отдельно стоят самые любимые – святая Нина, просветительница Грузии, и Великомученик Георгий Победоносец, которого предание называет двоюродным братом (в других источниках – племянником) святой Нины. Народная традиция даже объясняет латинское название Грузии — Георгия (Georgia) именем Георгия Победоносца. Однако это не так: название произошло от персидского названия грузин — «гург».
Жребий Пресвятой Девы Марии
Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.
Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.
История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:
- Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
- Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
- Святой царицы Наны.
Святая Нино родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.
Грузинские иконы
Среди икон Грузинской православной церкви первое место также занимают образы Девы Марии. В России получила известность чудотворная Грузинская икона Пресвятой Богородицы. По преданию, она имеет грузинское происхождение, во время военных действий ее украли персы. По молитвам перед этой иконой было совершено множество чудес в разных городах России, нынешнее местонахождение ее неизвестно.
Не менее почитаема икона царицы Тамары. Во время ее правления страна достигла своего наивысшего расцвета. Царица Тамара наладила не только экономические и социальные связи государства, но и религиозные. Благоверная царица была милосердна не только к своему народу, но и к врагам, за что и была причислена к лику святых в 1213 году.
Во многих грузинских храмах и в виде фресок, и на иконах можно увидеть большое количество иконописных изображения святой Нины и Георгия Победоносца.
Грузинская церковь отличается своеобразной иконописью и архитектурой. Грузинским храмам свойственно наличие классического купола в виде высокой пирамиды (шатра). Интересно, что такие купола пришли в Грузию не из Византии, а являются, скорее всего, примером влияния персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня, как и традиционные русские «луковичные» купола напоминают свечу – символ молитвы.
Как все утроено на государственном уровне
Если раньше в самом зародыше любые попытки выразить свое желание быть православным сильно наказывалось, то теперь ситуация в стране очень сильно изменилась. В 2011 году, на уровне государства, был принят закон, который позволял любым религиозным деноминациям, получать право действовать в качестве юридического лица. С этого момента Грузинская Церковь больше не имела доминирующей позиции над всеми остальными, и вероисповедание в стране стало действительно свободным.
Что самое интересное, самые большие праздники религиозного характера на данный момент даже сопровождаются помилованием заключенных, так что это один из тех случаев, когда правительство страны в некотором роде сумело создать коллаборацию между законом и верой, давая возможность осужденным искупать свою вину уже в церквях и самостоятельно.
Арабское иго
Христианство на протяжении веков вело борьбу за выживание. В восьмом веке Грузия пострадала от нападения арабов. В 753 году арабский халиф Мурван Глухой провёл опустошительное вторжение в Грузию. Благодаря значительному превосходству в силах он захватил и раздробил обширные грузинские территории. Церковь подверглась гонению, храмы Грузии разрушались, святыни осквернялись. В конце девятого века многие народы, населяющие Грузию, стали исповедовать ислам. Так осетины приняли магометанство и снесли христианские храмы.
Однако грузины боролись за независимость, сохранили христианскую веру и даже в начале одиннацатого века, на некоторое время, объединили Грузинские царства. Примерно в тоже время происходит объединение Церкви.
Христианство в Армении и Грузии
Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.
Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.
Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.
Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.
Также отличия заключается в следующем:
- В совершении евхаристии.
- Производимое на католический манер исполнение креста.
- Отличия некоторых праздников по датам.
- Использование при богослужении, как у католиков, органа.
- Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».
В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.
Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.
Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.
Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.
Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.
В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:
- Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
- Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
- Епархия Восточной Европы.
- Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
- Епархия в Южной Америке.
- Австралийская.
ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.
Экскурсия в Кахетию
Для тех, у кого нет прав, боязнь водить арендованный авто или и то, и другое есть индивидуальные экскурсии в Кахетию из Тбилиси на один день — это самый лучший способ, чтобы с одной стороны, решить проблему транспорта, сэкономить на ночёвке и вернуться в Тбилиси в тот же день, с другой — получить максимум удовольствия от общения с местным жителем. То, ради чего и стоит ехать в Грузию.
Хороших экскурсий много, но лично ме импонирует Михаил и его очень крутая авторская экскурсия по Кахетии — можно уехать на целый день дегустировать вино в Алазанской долине и успеть осмотреть самобытные кахетинские монастыри. От самого Михаила все просто в полном восторге! Достаточно почитать отзывы.
Групповые экскурсии — вариант, но, честно говоря, уже компромиссный. Но тоже вариант. Программа сильно урезана до одного монастыря и одной дегустации. По отзывам неплохая экскурсия в Кахетию.
На заднем плане церковь Богородицы Капникареи в Афинах
Лучшие места для посещения
Для интеллектуального и духовного обогащения, стоит съездить в следующие места:
- Бодбийский монастырь (2 километра от Сигнахи). Как раз здесь хранятся мощи равноапостольной Нино, которая привнесла неоценимый вклад в развитие православия в Грузии. Это место очень живописно в летний период времени, красивое оформление и богатое духовное наследие – атмосфера тут невероятная;
- Патриарший собор Светицховели (город Мцхета). Его считают одним из самых важных духовных центров страны. Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, а сооружен был еще в IV столетии. Имеется информация, что под собором хранится хитон Иисуса;
- Монастырь Самтавро (территория города Мцхета). В монастыре находятся уникальные орнаменты, которые нельзя встретить больше ни в одном из храмов Грузии. К тому же, Самтавро является местом расположения целого ряда святынь, начиная от особых икон, заканчивая могилой царицы Наны;
- Собор Сиони (Тбилиси). Один из двух главных соборов православия в стране. Построили его в VI столетии, но уже много раз реставрировали из-за разрушений. Самый важный атрибут – крест святой Нино. В писаниях указано, что его ей вручила сама Богородица. Собор достаточно большой и красиво оформлен, так что туристам будет на что глянуть;
- Монастырь Джвари (недалеко от Мцхеты). Он также находится в списке ЮНЕСКО, а ко всему прочему, архитектура здания одна из самых необычных во всей стране. Старинные залы и сам монастырь, дадут возможность прочувствовать всю атмосферность этого величественного места;
- Церковь Эртацминда (находится недалеко от одноименной деревни). На стенах постройки повсеместно изображены сюжеты из жизни святых, в формате фресок. Церковь многократно разрушалась, но, тем не менее, её восстановили и сохранили до наших времен.
Помимо этих мест, обязательно стоит съездить в:
- Женский монастырь Ахали Шуамта;
- Бодбе;
- Бетания;
- Вардзия;
- Икалто;
- Сапара;
- Гелатский монастырь;
- Храм Метехи;
- Собор Влахернской иконы Божьей Матери и другие.
Для тех, кому эта тема интересна, Грузия может стать настоящей находкой, поскольку очень старых монастырей и церквей здесь невероятное количество. А самое главное, что на данный момент государство стремится к абсолютной толерантности к любым вероисповеданиям, ведь народов на территории страны живет очень много и принуждать кого – либо к чему-то конкретному никто не планирует насильно.
Современное состояние Церкви в Грузии
По данным социальных опросов в 2009 году большинство граждан (91% опрошенных) доверяли Церкви. Верующие грузины не просто “верят в душе” или иногда заходят в храм “свечку поставить”, а активно участвуют в церковной жизни приходов. В храме на богослужениях присутствует много молодежи и молодых семей.
В настоящее время патриарший престол в Грузии занимает Католикос Илия II. Его активное служение привлекло в ряды священнослужителей и монашествующих молодую грузинскую интеллигенцию. Патриарх-Католикос Илия II пользуется большим авторитетом среди населения. Для поддержания демографии в стране он пообещал стать крестным каждого третьего ребенка в семье. Свое слово патриарх сдержал. И теперь крестным отцом более чем у 14 тысяч детей является предстоятель Грузинской Церкви.
Протоиерей Павел Великанов описывает свою поездку в Грузию:
Грузинская Православная Церковь ведет активную миссионерскую деятельность. Восстановлена духовная академия, финансируется за счет государства.
Но в последние десятилетия в Грузии ощущается влияние либерального Запада. Населению, как и во многих других странах, навязываются антихристианские ценности. Идет пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. В Тбилиси светская власть одобрила проведение гей-парада. Это вызвало негодование среди большинства населения, произошли столкновения между активистами ЛГБТ и их противниками. Патриарх-католикос Илий II выразил обеспокоенность происходящим. После столкновений 17 мая 2013 года патриарх объявил 17 мая Днем защиты святости семьи.
Современное положение
В настоящий момент юрисдикция ГПЦ распространяется на всю территорию Грузии, а также на часть своей паствы в областях Турции, Армении и Азербайджана недалеко от государственных границ. Ее символом является крест со слегка опущенными боковыми перекладинами – «крест святой Нино». Богослужение ведется на грузинском языке.
Вот уже более 40 лет предстоятелем Грузинской церкви является католикос-патриарх Илия II. Членами церкви являются в большинстве своем грузины, а также представители других народов: русские, абхазы, греки, армяне-халкидониты. По поводу последних напомним, что Армянская апостольская церковь в том числе по политическим причинам отделилась от Вселенской православной церкви в 451 году, когда из-за военных действий ее легаты не смогли приехать на Четвертый (Халкидонский) Вселенский собор, осудивший монофизитскую ересь.
Монофизитство признает только одну, Божественную, природу Иисуса Христа, а не две, Божественную и человеческую, как учит православная церковь. Армяне не приняли учение, выработанное на Халкидонском соборе, поэтому их церковь называется дохалкидонской или монофизитской и этим отделяется от православных церквей, в том числе русской и грузинской. Интересно, что поначалу и Грузинская церковь придерживалась той же позиции, что и армянская, так как видела в решениях четвертого Собора возврат к осужденной ранее ереси несторианства. Однако в 607 году признала решения Халкидона и порвала с армянами.
В отличие от Конституции РФ, в грузинской Конституции закреплено доминирующее положение ГПЦ, поэтому православие играет важную роль во внутренней жизни страны. Например, государство приурочивает помилование осужденных к большим церковным праздникам. Также замечательной традицией является ежегодное крещение младенцев лично Илией II.
Состав
Священный Синод
Церковь Святой Троицы ( Цминда Самеба ) Гергети, в горах Хеви
Грузинской православной церковью руководит Священный Синод во главе с Католикосом-Патриархом всея Грузии . Священный Синод — это коллективный орган архиереев церкви. Помимо Патриарха, Синод состоит из 38 членов, в том числе 25 митрополичьих епископов , 5 архиепископов и 7 простых епископов . С 2012 года следующие епископы являются членами Священного Синода в таком иерархическом порядке:
- Митрополит Кутаисский и Гелатский : Калистрат (Маргалиташвили)
- Митрополит Чиатурский и Сачхерский — Даниил (Датушвили)
- Митрополит Западноевропейский : Авраам (Гармелия)
- Митрополит Тианетский и Пшав-Хевсурети : Тадеос (Иорамашвили)
- Митрополит Манглисский и Цалкинский : Анания (Джапаридзе)
- Митрополит Margveti и Убиси : Вахтанг (Akhvledani)
- Митрополит Цилкани и Душети : Зосим (Шиошвили)
- Митрополит Ткибулинский и Терджолинский : Георгий (Шаламберидзе)
- Митрополит Урбнисский и Руисский: Иов (Акиашвили)
- Митрополит Алавердинский : Давид (Махарадзе)
- Митрополит Некресийский : Сергий (Чекуришвили)
- Митрополит Шемокмеди : Иосиф (Киквадзе)
- Митрополит Никозиский и Цхинвальский : Исайя (Чантурия)
- Митрополит Боржомский и Бакурианский : Серафим (Джоджуа)
- Митрополит Никорцминдский : Элиза (Джохадзе)
- Митрополит Потийский и Хобский : Григорий (Бербичашвили)
- Митрополит Ахалкалакский и Кумурдо : Николоз (Пачуашвили)
- Митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский : Феодор (Чуадзе)
- Митрополит Хони и Самтредиа : Саба (Гагиберия)
- Митрополит Батумский , Лазетский , Северной Америки и Канады : Димитрий (Шиолашвили)
- Митрополит Ванский и Багдатский : Антон (Булухия)
- Митрополит Зугдидский и Цаишский: Герасим (Шарашенидзе)
- Митрополит Самтависский и Горийский : Андрия (Гвазава)
- Митрополит Чкондидский и Мартвилиский : Петре (Цаава)
- Митрополит Сенакский , Чхороцкий и Австралийский : Шио (Муджири)
- Архиепископ Цагери и Лентехи : Степан (Калаиджишвили)
- Архиепископ Бодбийский : Давид (Тикарадзе)
- Архиепископ Степанцминда и Хеви : Иегудиэл (Табатадзе)
- Архиепископ Руставский и Марнеульский : Иоанн (Гамрекели)
- Архиепископ Дманиси , Агарак — Тасхири , Великобритания и Ирландия : Зенон (Iaradzhuli)
- Епископ Местии и Верхней Сванетии : Иларион (Китиашвили)
- Епископ Гурджаанский и Велисцихский: Евфимос (Лежава)
- Епископ Ниноцминда и Сагареджо : Лука (Ломидзе)
- Епископ Схалтинский : Спиридон (Абуладзе)
- Епископ Болнисский : Ефрем (Гамрекелидзе)
- Епископ Дедоплисцкаро и Эрети : Мелхиседек (Хачидзе)
- Епископ Гардабанский и Марткопский : Яков (Якобишвили)
- Епископ Сурамский и Хашурийский : Свимеон (Цакашвили)
Католикос-Патриарх всея Грузии
Первым главным епископом Грузинской церкви, носившим титул Патриарха, был Мелкиседек I (1010–1033). С 1977 года Илия II (родился в 1933 году) исполнял обязанности Католикоса-Патриарха всея Грузии и архиепископа Мцхетского и Тбилиси . Вот список Католикосов-Патриархов с тех пор, как церковь восстановила автокефалию в 1917 году:
- Кирион II (1917–1918)
- Леонид (1918–1921)
- Амвросий (1921–1927)
- Христофор III (1927–1932)
- Каллистрат (1932–1952)
- Мелхиседек III (1952–1960)
- Ефрем II (1960–1972)
- Дэвид V (1972–1977)
- Илия II (1977-настоящее время)
Архипастыри
- Варлаам (Эристави) (8 июля 1811 — 14 мая 1817)
- Феофилакт (Русанов) (14 мая 1817 — 19 июля 1821)
- Иона (Васильевский) (1 октября 1821 — 5 марта 1832)
- Моисей (Богданов-Платонов) (12 марта 1832 — 13 июля 1834)
- Евгений (Баженов) (1 сентября 1834 — 12 ноября 1844)
- Исидор (Никольский) (12 ноября 1844 — 1 марта 1858)
- Евсевий (Ильинский) (1 марта 1858 — 8 декабря 1877)
- Иоанникий (Руднев) (8 декабря 1877 — 27 июня 1882)
- Павел (Лебедев) (6 июля 1882 — 29 сентября 1887)
- Палладий (Раев) (29 сентября 1887 — 18 октября 1892)
- Сщмч. Владимир (Богоявленский) (18 октября 1892 — 21 февраля 1898)
- Флавиан (Городецкий) (21 февраля 1898 — 10 ноября 1901)
- Алексий (Опоцкий) (10 ноября 1901 — 1 июля 1905)
- Николай (Налимов) (1 июля 1905 — 9 июня 1906)
- Никон (Софийский) (9 июня 1906 — 28 мая 1908)
- Иннокентий (Беляев) (7 декабря 1909 — 9 сентября 1913)
- Пимен (Пегов) (1912) в/у
- Григорий (Яцковский) (9 сентября 1913 — 4 октября 1913) в/у, еп. Бакинский
- Алексий (Молчанов) (4 октября 1913 — 20 мая 1914)
- Пимен (Пегов), 2-й раз (20 мая — 26 июня 1914) в/у, еп. Эриванский
- Питирим (Окнов) (26 июня 1914 — 23 ноября 1915)
- Платон (Рождественский) (5 декабря 1915 — 13 августа 1917)
Кавказский Экзархат
- Платон (Рождественский) (13 августа 1917 — 22 февраля 1918)
- Сщмч. Кирилл (Смирнов) (1 апреля 1918 — апрель 1920)
Храм Баграта
Храм Баграта стал одним из объектов Всемирного наследия, который находится под охраной ЮНЕСКО. К такому решению пришли специалисты ЮНЕСКО, которые были против решения президента Михаила Саакашвили начать строительство по восстановлению Храма в его первоначальном виде 1003 года. Однако, строительство Саакашвили не только не приостановил, но и 17 августа 2012 года на куполе храма Баграта был установлен двухметровый бронзовый крест весом в 300 кг. На этой церемонии Саакашвили заявил, что собор был разрушен русской артиллерией, в то время как к разрушению Храма имели дело лишь турки.Первый Царь Грузии Баграт III, в честь которого был построен Храм в конце X века, выделил особое предназначение этому месту, здесь не только проводились все значимые мероприятия того времени, но находили защиту местные жители в неспокойное время во время нападений врагов. Поэтому Храм Баграта является символом объединённого грузинского народа. Именно здесь был коронован 16-летний Давид IV.Сегодня это место представляет собой руины, в стенах которых зачастую проходят церковные служения, и где можно увидеть фрагменты фрески Пресвятой Богородицы.
Состав
Однако, вскоре же последовала дальнейшая реорганизация нового Экзархата. 30 августа года «…повелено быть одному Экзарху Святейшего Синода в Грузии и именоваться митрополитом Грузинским и Имеретинским, а в году оставлена в Грузии одна епархия с наименованием Карталинской и Кахетинской. Такой порядок духовного управления Грузинской Церкви оставался до 09/21.04. г. …» . Кроме кафедрального наименования правящий архипастырь титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода. 3 апреля года было учреждено Владикавказское викариатство Карталинской кафедры, которое стало самостоятельной епархией в стоставе Экзархата 23 апреля года, а 10 сентября года было выделено из его подчинения.
К началу XX века Экзархат состоял из четырёх епархий и двух викариатств:
- Алавердское викариатство
Сухумская (древняя Абхазская) (с )
В марте года в связи с провозглашением грузинами самочинной автокефалии Грузинский Экзархат был преобразован в Кавказский, и последние экзархи Платон и Кирилл именовались Тифлисскими и Бакинскими, Экзархами Кавказскими.
Изменения названия экзаршей епархии
- Мцхетская и Карталинская (с 1811)
- Мцхетская, Тифлисская и Карталинская (с 30 августа 1814)
- Карталинская и Кахетинская (с 28 декабря 1818)
- Тифлисская и Бакинская (упом. 13 августа 1917 — 1920)
Главные церковные праздники
- Мцхетоба-Светицховлоба – 14 октября – великий праздник, в основе которого лежит обретение Грузией хитона Господня. В честь обретения такой реликвии был построен храм Светицховели. В этот день проходит праздничная служба и проводится массовое крещение.
- Тамарооба – 14 мая – один из главных национальных праздников в честь мудрой царицы Тамары. Она причислена к лику святых.
- Нинооба – 1 июня – праздник, посвященный прибытию Святой Нино в Грузию.
- День Святого Георгия – 23 ноября. Святой Георгий очень почитаем в Грузии. В этот день все храмы звонят в колокола, а верующие преклоняют колени в молитвах. Это официальный выходной день.
- Рождество – 6 января – один из самых важных христианских праздников. В Рождественскую ночь принято зажигать свечу и ставить её у окна.
- Пасха – значимый христианский праздник. К этому дню проращивают пшеницу, пекут куличи и красят яйца. Начиная со страстной пятницы по понедельник включительно, в стране устанавливаются выходные дни. В понедельник принято ходить на кладбище и поминать усопших.
Несомненно, Грузия – это страна с необычайно интересной историей. Её культура, семейные ценности и традиции неразрывно связаны с православием. Несмотря на это, коренное население Грузии отличается исключительной терпимостью по отношению к другим конфессиям.
Главная религия в Грузии
рекомендуем к прочтению
- Иисусова молитва
- Молитва для успокоения сердца и души
- Молебен о работе
- Молебен Ксении Петербургской
Без преувеличения, христианство, в особенности Православная Церковь, имеет господствующее значение в Грузии. Мировые религии – христианство, ислам, буддизм – это четыре религии, которые наиболее распространены на Земле, но исторически присущей землям Грузии является христианство. Однако и оно имеет деление на конфессии – течения внутри религии.
Давно доказано, что Христос как реальный Человек существовал на Земле. Среди иудеев Его времени было широко известно место Его погребения. Кроме того, после Своего Воскресения Он не раз являлся многим людям, как о том говорят евангелисты. Да и сами апостолы – святые люди по свидетельствам многих – не могли лгать, единогласно утверждая, что Он вознесся на Небо и указывая место, где ныне находится храм Гроба Господня, как место Его погребения.
Важнейший догмат христианства – Иисус Христос, Всемогущий Сын Божий, воплотился от Девы Марии и добровольно принял смерть, чтобы спасти людей от власти греха. Значение смерти, погребения и Воскресения Христа Он Сам показал людям. Его слова и действия остались в Евангелии.
После осуждения на смерть Господь Иисус был Распят на Кресте. Однако Христос воскрес уже через день, явившись святым женам-мироносицам.
Апостолы только после Воскресения уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа. На 40 день после Воскресения Христос призвал апостолов на Елеонскую гору, благословил их и на облаке взошел на небо, то есть стал подниматься все выше, пока не скрылся из глаз. При Вознесении апостолы получили от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы.
Храм Метехи. Пятьсот лет скорби
Вскоре, после кончины царицы Тамары, рассвет Грузинского царства сменили скорбные времена. Сначала набеги монголов, потом ордынцев, а за ними и турки-османы. Завоеватели стремились насильственно обратить народ в мусульманство. Незадолго, вторжения со стороны персов, которые сотни лет хотели уничтожить православие.
Но не только мусульманский народ вторгался в судьбу Православной церкви. Сломать веру грузин хотели и католики. Многократно Папы Римские направляли своих представителей к царям, с желанием переманить их на сторону Католической церкви.
Долгие столетия гонений привело к расколу Грузинской церкви и страны. Сформировалось два Католикосата: Старый – с центром в Мцхете и Новый – в Бичвинте, а потом в Кутаиси.
Храм Метехи – это свидетель набегов монгол и персов. Церковь была построена вновь в 1278-1284 гг. при правлении царя Димитрия II. Изначально, это была придворная церковь. Потом, она стала частью крепости, которая уже при Царской России оказалась тюрьмой. Не один раз разрушали храм и вновь отстраивали. В ХХ в. тюрьму снесли русские власти, но церковь удалось спасти.