Богоявленский кафедральный собор в елохове

Святыни

Елоховский собор в Москве может похвастать значительным собранием важных православных святынь. Это, например, такие известные иконы, как:

  • Список чудотворного образа Казанской Божьей Матери,
  • Богоматерь «Избавительница»,
  • Божья Матерь «Млекопитательница».

Первый из образов особо важен, поскольку представляет собой список XVIII века, находившийся в Казанском соборе на Красной площади. По сути, это была одна из главных богородичных святынь Москвы.

Когда в 1946 г. собор был закрыт и разрушен, икону перенесли в Елоховский храм и поместили в иконостас, сам по себе являющийся значимой реликвией.

Богоматерь «Избавительница» также поступила в храм из другой закрытой московской церкви – Покрова в Филях. Этот образ считается чудотворным и привлекает к себе немало паломников, как и Божья Матерь «Млекопитательница», которая находится в храме с конца XIX века и является подарком настоятеля афонского Ильинского скита архимандрита Гавриила.

Елоховский храм, который знает вся Москва, помимо чудотворных икон славится и другими реликвиями. Речь в частности идет о мощах святителя Алексея Московского, которые были переданы храму в 1947 г. Тогда же для них была изготовлена бронзовая рака с вышитым изображением святого на крышке. Автором проекта стал художник М.Е. Губонин, который создал и деревянную сень над ракой.

Рядом с северной стеной храма находится Распятие второй половины XIX века, под которым стоит металлическая рака, содержащая в себе сразу несколько святынь — частицу Древа Животворящего Креста, главу св. Ионна Златоуста, десницу апостола Андрея Первозванного, частицы мощей святителя Петра и Николая чудотворца.

Важной для современной истории святыней является погребение патриарха Сергия. Беломраморное надгробие для него создал в 1949 г

великий архитектор Щусев, для которого это было одно из последних творений. Рядом, под стеклянным колпаком, выставлен патриарший куколь Сергия.

История строительства

В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.

Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.

Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.

В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.

Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.

В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.

Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы

В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов. Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.

Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.

Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.

Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы

История

Святыня ведет свою историю от небольшой деревянной церквушки, которая стояла в месте, которое тогда было не центром столицы, а подмосковной деревушкой — Елох или Елохово. По преданию, именно здесь на паперти увидел свет знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, чье имя носит один из самых знаменитых храмов Москвы.

Но первое документальное упоминание встречается в 1687 г., тогда строение все еще было деревянным. Уже через 30 лет его сносят и возводят вновь в камне. Новая святыня строилась на пожертвования прихожан, а кирпич был подарен самим императором Петром I.

Правда, новому зданию не суждено было простоять больше столетия – Елоховская церковь на Бауманской оказалась теперь в самом центре стремительно растущего города и больше не могла вместить всех прихожан.

В 1837 г. здание частично разбирают и начинают перестраивать в модном тогда стиле ампир под руководством зодчего Евграфа Тюрина. Теперь он должен был стать полноценным пятикупольным собором. Архитектору удалось прекрасно соединить каноны православного строительства с лучшими образцами классической архитектуры.

План строения, представляющего собой пятиглавый куб, – типичное решение для русских церквей. Но сами купола выглядят очень легко, практически паряще, благодаря тому, что барабаны, в соответствии с заветами ампира, превратились в ротонды с огромными оконными проемами. В 1853 святыню украсил роскошный резной иконостас. При этом часть Елоховского собора в Москве осталась не тронутой. Речь в частности о трапезной, которая сохранилась с XVIII века.

ХХ век принес одному из самых известных храмов Москвы серию испытаний и одновременно сделал его важнейшей православной святыней столицы и всей Русской Церкви. С установлением советской власти богослужения в Елоховском соборе должны были прекратиться. Долгое время ему прочили то судьбу рабочего клуба, то кинотеатра.

Когда в 1938 г. был снесен Богоявленский собор в Дорогомилове, бывший кафедральным, все ожидали, что такая же судьба постигнет и Елоховскую Богоявленскую церковь. Но Великая Отечественная война все изменила, и вслед за восстановлением патриаршества именно этот храм стал главным для всей Русской Православной Церкви.

Вплоть до восстановления храма Христа Спасителя он был местопребыванием патриарха Московского, и Елоховский собор в Москве, чей адрес теперь был известен каждому православному, занял особое место в жизни верующих нашей страны.

История[править]

В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

Богатая история

Елоховский собор в Москве, расположенный в Басманном районе на Спартаковской улице, принадлежащий ЦАО, имеет свою славную историю. В нем крестили А. С. Пушкина (1799 год, на 8-й день от рождения). С 1938 года собор становится кафедральным, а с 1945 по 1991 год – Патриаршим (сейчас, после переноса кафедры Патриарха Всея Руси в Успенский собор в Кремле, Богоявленский собор остается кафедрой Московского Патриархата). Именно здесь в 1943, 1945, 1971 и 1990 годах проходили возведения вновь избранных предстоятелей церкви (епископов) на кафедру. Обряд интронизации происходит во время литургии. Иерарха одевают в одежды, соответствующие его сану. В 1925 году в праздник Сретения литургию в соборе служил патриарх Тихон. Елоховский собор в Москве знаменит тем, что в северном Никольском приделе похоронен, после отпевания в мае 1944 года, патриарх Сергий. Место его захоронения украшает надгробие из мрамора. Автором является знаменитый А. В. Щусев. Алексий II, 15 ПМ, тоже захоронен в этом соборе – в южном Благовещенском приделе, в 2008 году.

Деятельность Богоявленского Елоховского собора

Храм открыт для верующих ежедневно. Его адрес: г. Москва, ул. Спартаковская, дом 15. Начало Литургии — в 8 часов, затем происходит молебен и освящение воды. Вечерняя служба начинается в 17-00 зимой и в 18-00 летом. По воскресеньям и праздничным дням литургия проводится два раза в день: в 6-30 и в 9-30. Вечерняя служба происходит перед святынями собора. Во вторник — иконой Божией Матери «Взыскание погибших», в пятницу — образом Божией Матери «Казанской», в среду — чудотворным образом свт. Николая, а в воскресенье — ракой с мощами чудотворца Алексия. Службы проходят с особым церковным песнопением — акафистом.

Окрестить ребенка (или взрослого) можно ежедневно: по будням в 11-00 и в 15-00, а в субботу и воскресенье — в 9-00, 12-00 и 15-00. Обряд венчания, в котором принимает участие церковный хор, происходит в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. Атрибутика, необходимая для проведения таинств, такая же, как и в других храмах. При соборе действует бесплатная воскресная школа для детей. Она находится по адресу: г. Москва, Елоховский проезд, дом 15. Помимо просветительской работы и преподавания основ вероучения, здесь обучают церковному песнопению. Заведение содействует подготовке слушателей к поступлению в духовные учебные заведения.

Историческая справка

Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.

Возникновение названия собора

Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.

Основание и строительство

Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.

Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.

Реставрации и расширения

Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.

Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново

К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.

На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.

Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.

Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.

Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:

  • Архитектор П. П. Зыков (2-й) руководил созданием новой трапезной в 1889 г.
  • Праздник Сретение в 1925 году ознаменовался прибытием патриарха Тихона. Он сам совершил литургию и благословил прихожан.
  • К 1929 году живопись куполов состарилась и требовала основательного обновления. Реставрацией ее занялся архитектор И. С. Кузнецов.
  • С 1938 года стал кафедральным столичным собором, поскольку собор Богоявления, располагающийся в Дорогомилове, был закрыт 2 июля того года.
  • Храм несколько раз пытались закрыть, но постоянно что-то мешало. Так, даже после воскресной литургии 22 июня 1942 года сделать этого не удалось, поскольку всех огорошила новость о том, что фашистские войска начали военные действия против страны.
  • Резкое изменение статуса настигло собор в холодные февральские дни 1945 года. 25 февраля он был признан Патриаршим собором. Основной кафедрой, где постоянно проводили священнодействия Патриархи Московские и всея Руси, собор оставался несколько десятилетий. Потом, в 1991 году, передал он этот статус обратно кремлевскому Успенскому собору.
  • В 1945 году под сень собора из Кремля перенесли мощи митрополита Московского святителя Алексия.
  • В 70-е – 90-е годы ХХ века, когда ктиторство было возложено на Н. С. Капчука, было проведено ряд реставрационных работ и изменений. В те дни все купола были покрыты свежей позолотой, алтарь расширили, были созданы новые пристройки во дворе храма. Кроме того, в здании были установлены лифты и пробиты новые проходы. Это значительно исказило внешний вид храма с северной стороны.

Расписание богослужений

Елоховская церковь имеет расписание богослужений, которое достаточно стандартно для крупных московских соборов. Это довольно удобно не только для прихожан, но и для многочисленных паломников из других городов и регионов, которым удобно планировать посещение святынь.

С понедельника по пятницу на службу можно попасть:

  1. в 8:00 — на часы с литургией,
  2. в 17:00 — на вечерню с утреней.

По субботам служба проходит в такое время:

  1. в 8:00 — часы с литургией,
  2. в 17:00 — всенощное бдение.

И в наиболее святой день недели — воскресенье:

  1. в 6:30 — ранняя литургия,
  2. в 9:30 — поздняя литургия, которая является наиболее посещаемой,
  3. в 17:00 — вечерня и утреня с акафистом святителю Алексию Московскому.

Архитектурные особенности собора

Величественное здание Елоховского собора — прекрасный образец позднего русского ампира. Четверик на высоком подклетье завершают пять элегантных глав, а массивная ротонда в центре напоминает римский собор Святого Петра. Купола с золотыми крестами поднимаются на 56 м и хорошо видны с окрестных улиц. Просторная церковь площадью более 1100 кв. м может вместить до 3000 человек.

Старейшие части собора – трапезная и нижняя часть колокольни были построены в конце XVIII – начале XIX веков. Трехъярусная колокольня возвышается на 65 м и имеет 17 колоколов. Самый крупный был изготовлен в 1900 году. Общий вес церковных колоколов превышает 6,8 тонн.

Фасады храма богато декорированы карнизами, нишами, наличниками и фронтончиками. Затейливая отделка делает здание очень нарядным и легким.

Вход в Елоховский собор

Святыни и мощи собора

Важнейшие реликвии хранятся в стенах Елоховского Богоявленского собора:

  • копия иконы «Казанская Богоматерь», датируемая VIII веком, по преданиям она спасла страну от польских интервентов;
  • икона Богоматери Избавительницы, написанной в XIX веке;
  • образ святого Серафима Саровского, с частями камня, на котором молился православный святой и лоскутами его одежды в окладе;
  • бронзовая рака, в которую в 1947 г. поместили мощи митрополита Алексия, перемещенные сюда из Успенского собора;
  • усыпальница белого мрамора с мощами Патриарха Сергия;
  • куколь Сергия в стеклянном сосуде хранится у его надгробия;
  • икона Богоматери Владимирской, над которой прихожане молились в смутное время.

История собора

Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.

Елоховский собор в Москве

Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.

В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.

По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.

И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.

А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.

Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.

О других храмах столицы:

  • Храм Воздвижения Креста Господня
  • Храм апостолов Петра и Павла
  • Храм святого Александра Невского

У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.

Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.

Елоховский собор, вид с южной стороны

То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.

Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.

Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны

Духовенство

Духовенство Богоявленского собора неоднократно менялось, всегда защищая интересы паствы.

В XX – XXI веках настоятели собора:

  • протопресвитер Николай Колчицкий – с1924 по 1961
  • протопресвитер Виталий Боровой – с1973 по 1978
  • протопресвитер Матфей Стаднюк – с 1978 по 2013, почетный настоятель с марта 2013 года
  • протоиерей Александр Агейкин – 24 марта 2013

Архидиаконами, служившими здесь, были: Георгий Антоненко (1943-1958); Владимир Прокимнов (1963-1990); Стефан Гавшев – (1975-1990); Андрей Мазур – с 1990 года. Эти люди, служа Богу, отстаивали интересы Церкви в тяжелые для нее времена, когда на нее шло давление со стороны властей. Во многом благодаря их деятельности храм удалось отстоять от закрытия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector