Корсунь-шевченковский
Содержание:
- Предыстория конфликта
- Описания легенды
- Критика историков
- История древнего города
- Город-музей
- Русские крепости старше Руси
- Русь крестили к XII веку
- Без алкоголя и сахара
- Туризм, достопримечательности
- [править] Последствия
- [править] Источники
- «Из варяг» куда угодно
- Русско-византийский союз
- Экономика
- История
- Особенности посещения
- И пираты, и кочевники
- Наследник Великой Моравии
- [править] Суть трагедии
- Киев – Третий Рим
Предыстория конфликта
Златник Владимира. Лицевая сторона с портретом князя.
После войны киевского князя Святослава с Византией в —971 годах отношения между греческой империей и Русью оставались недружественными. Когда Святослав погиб в в схватке с печенегами на днепровских порогах, на Руси разгорелась междоусобная война между его сыновьями за киевский престол. Победил князь Владимир в и с тех пор совершал военные походы на соседей.
Укрепление древнерусского государства заставило киевского князя задуматься о принятии религии, которая могла бы стать государственной на Руси. Выбор пал на православие. По «Повести временных лет» Владимир к 988 году решил принять крещение в греческом городе Корсунь в Крыму, причём последующий захват города и крещение описываются в рамках агиографической традиции с сопутствующими чудесами.
В Византии с 976 года правил молодой император Василий II, который с самого начала правления столкнулся с разгромом своего войска болгарами и мятежом военачальников. Сначала восстал командующий восточными армиями империи Варда Склир. Для борьбы с ним направили в бывшего мятежника Варду Фоку, популярного в войсках. Однако тот, одержав победу над Вардой Склиром, в провозгласил себя императором. В начале мятежные войска подошли к византийской столице Константинополю, от которого их отделял только пролив Босфор. Одновременно, по словам сирийского историка XI века Яхъя Антиохийского, болгары опустошали владения Византии на западе.
Описания легенды
Летописный вариант говорит о том, что Владимир решил креститься вместе с дружиной. Для чего осадил и захватил Корсунь при помощи предателя Анастаса Корсунянина. Далее князь отправляет послов в Константинополь, сватаясь к Анне — сестре императоров Византии Василия II Болгаробойцы и Константина VIII. Не желая войны, те отдают за него сестру при условии, что князь примет православие. Владимир соглашается. Анна вместе с православными патриархами прибывает в Корсунь, после чего проходит обряд крещения и бракосочетания. Далее Владимир, Анна, Анастас и греческие священнослужители приезжают в Киев. Языческих идолов ломают, и князь приказывает киевлянам креститься.
Корсунская легенда в Житии Владимира имеет более краткий вариант. Но он похож с летописным за некоторым исключением. В частности, Житие говорит, что Корсунь осаждали девять месяцев, а Владимир крестился в церкви Святого Иакова (в летописи — в церкви Святого Василия). Кроме того, в житии нет наставления от епископа, которое состояло из Символа веры, предостережений насчет «учения от Латын» и справки о Вселенских соборах. Причем Символ веры выражался через арианские термины.
Критика историков
Согласно А. А. Шахматову, концепция которого взята за основную, Корсунская легенда — это литературная обработка народного предания конца XI столетия. «Слово, како крестися Владимир» действительно различается с редакцией из ПВЛ фольклорной стилистикой. Например, в захвате Корсуни князю помог не Анастас, а варяг Жберн. Сам Владимир убил корсуньского князя, его жену и овладел их дочерью, после чего отдал ее Жберну, сделав его наместником города. Эти моменты не доказаны, но сам факт взятия Корсуни известен точно (в летописи содержится достаточно топонимов).
Связь же Корсуни и крещения киевского князя тоже вызывает вопросы. В более ранних источниках (Похвала Владимиру, Чтение о святых Борисе и Глебе Нестора) о городе не упоминается. В Памяти же и Похвале Иакова Мниха захват Корсуни датируется тремя годами позже крещения князя.
Кроме того, о спорности места и времени крещения Владимира говорил сам составитель ПВЛ: «Не сведуще право глаголють, яко крьстилъся есть в Киеве, и ини же реша в Василеви, друзии же инако скажють».
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
История древнего города
Античность
Древний город Херсонес был основан примерно в 424–421 годах до нашей эры. И это не самый древний античный полис на территории Крыма. До его возникновения уже существовали древнегреческие Феодосия и Пантикапей (Керчь). В отличие от этих полисов, основанных ионийскими греками, Херсонес создали дорийские греки, прибывшие к этим берегам из Гераклеи Понтийской. Это была обычная практика тех дней. Из разраставшихся греческих городов отправлялись колонисты, чтобы основать новые поселения.
Если побродить по остаткам древних улочек, можно увидеть четкую планировку города-крепости. Обширные территории – хоры, окружавшие его, – были поделены на участки и служили для выращивания винограда, злаков, овощей. И сейчас на этих просторах можно найти следы античных виноградников и усадеб, каждая из которых управляла несколькими наделами. Здесь процветала рыбная ловля, использовавшая природное богатство моря, омывающего город-полуостров. Во многих дворах можно найти остатки огромных емкостей, предназначенных для засолки рыбы. Работали кузницы и гончарные мастерские.
Здесь не было своего царя, Херсонес представлял собой демократический полис, управлявшийся собранием граждан, т. е. мужчин, достигших совершеннолетия. Город был представлен в разнообразных общегреческих спортивных и праздничных мероприятиях. Был и свой главный ежегодный праздник, посвященный Деве – богине, покровительствовавшей античному городу. Собственный херсонесский календарь, несколько отличавшийся от календарей других древнегреческих городов, подсказывал, когда отмечать праздники других местных и общегреческих божеств.
Монетный двор города-государства чеканил немалое количество серебряных монет. Они были в большом ходу на побережье Черного моря. К сожалению, труд историка Сириска, жившего в Херсонесе в III веке до н. э., не дошел до наших дней. Есть только упоминание на мраморной плите о том, что за это произведение, посвященное истории Херсонеса, писатель был награжден золотым венком. Во II веке до н. э. город был завоеван Боспорским царством и стал его частью.
Христианство
К I веку нашей эры город окончательно входит в состав Римской империи. Примерно в то же время люди в нем начинают исповедовать христианство. На территории современного археологического заповедника можно увидеть памятник Андрею Первозванному, ходившему по Крыму с проповедями. С V века это уже византийский Херсон, который на Руси называли Корсунью.
В 988 году князь Владимир, тот, которого в народе прозвали Красно Солнышко, осадил и захватил Херсонес. Сделано это было в целях восстановления справедливости. Перед этим князь оказал военную помощь императору Василию II. За это базилевс обещал выдать замуж за союзника свою сестру – принцессу Анну. Но, увы, император не торопился исполнить обещание, данное «варвару». Осада длилась недолго. После захвата города свадьба состоялась. Ей предшествовало крещение князя Владимира. По приезде князя с женой в Киев началось общее масштабное крещение русского народа.
Средневековье
1204 год ознаменовался 4-м крестовым походом и распадом огромной Византийской империи на мелкие государства. Херсонес попал под контроль Трапезундской империи. Затем были разорительные набеги турок-сельджуков, орд Чингисхана и Ногая. С середины XIII века на побережье возрастает влияние Генуэзской республики. Поблизости от Херсонеса, в Балаклаве, возникает генуэзская крепость Чембало. В середине XIV века город попадает под генуэзское влияние. Новые хозяева именуют его Сарсоной
С этого времени серьезную конкуренцию Херсонесу как важному торговому городу составляет столица Крымских владений генуэзцев – Кафа (современная Феодосия)
Но не только большая конкуренция в торговле мешает Херсонесу вернуть былое величие. В 1363 году войска Литовского князя Ольгерда после победы над крымско-татарским войском ворвались в Крым и разграбили Херсонес. В 1397 году город был вновь разрушен преемником Ольгерда Витовтом. Конечно, горожане пытались восстановить свой город, снова налаживали в нем жизнь.
Но в 1399 году нашествие, возглавляемое Едигеем, заканчивается гибелью города. В начале XV века на его месте находился лишь маленький рыбацкий поселок. Но и он вскоре исчез. Посетивший эти места в XVI веке Мартин Броневский, который на тот момент был польским послом при дворе татарского хана, описывает то, что осталось от Херсонеса, как покинутые людьми развалины некогда великолепного богатого города.
Город-музей
Новое величие и заслуженную славу античный город приобретает уже как знаменитое культурное наследие. История Херсонеса продолжается в его исследованиях и раскопках. Первыми стали археологические работы, произведенные в 1827 году по приказанию адмирала А. С. Грейга, командовавшего на тот момент Черноморским флотом. Археология в середине XIX века еще не была состоявшейся наукой, поэтому раскопки велись хаотично и бессистемно. С 1852 года на территории древнего городища был выстроен мужской монастырь, занимавшийся, кроме молитв и служений, хозяйственной деятельностью и столь же ненаучными бесконтрольными раскопками. Все это, конечно, нарушало исторические слои, вело к потерям и повреждениям важных находок.
Начало научных исследований
С 1888 года Императорской археологической комиссией был назначен первый руководитель раскопками – К. К. Косцюшко-Валюжинич. Под его руководством начались масштабные археологические исследования, сопровождавшиеся подробными описаниями, планами и зарисовками раскопов. Уже в 1892 стараниями Карла Казимировича был открыт музей, который был назван «Складом местных древностей». На том же уровне археологическая и музейная деятельность была продолжена Р. Х. Лепером и Л. А. Моисеевым.
Годы научной работы
С 1920 года Херсонесский музей открывает новую страницу своей истории. В 1925 году под руководством нового директора К. Э. Гриневича экспозиция была расширена, просторно размещена в зданиях, ранее принадлежавших монастырю. Был расширен штат сотрудников. Систематические научные археологические раскопки велись не только в античных кварталах, но и на просторах сельскохозяйственной хоры. С 1926 года издается научный журнал музея – «Херсонесский сборник».
От опасностей Отечественной войны музейные ценности были эвакуированы, вывезены за Урал. Среди развалин античного города были созданы новые военные укрепления. Увы, в боях пострадал археологический слой, строения и оставшиеся оборонительные стены. Уже к 1947 году были восстановлены экспозиции и пострадавшие сооружения. Был возобновлен выпуск «Херсонесского сборника». В 1952 году в музее были открыты новые залы: античный и средневековый.
В 1978 году древнее городище вместе с хорами превратилось в музей заповедник. Систематизированные исследования продолжались крупными учеными. Музей сотрудничал с Московским и Киевским институтами археологии, с Эрмитажем, Государственным историческим музеем и др. Здесь проходили практику студенты, была открыта школа реставрации. Археологическая работа продолжалась и после распада Советского Союза. С 1994 года это национальный заповедник. В 2013 году он вошел в списки ЮНЕСКО. С 2015 года античный город стал особо ценным объектом культурного наследия.
Любопытные факты
- Коллекция заповедника насчитывает больше чем 214 тысяч экспонатов.
- Археологические территории охватывают 418 га.
- В библиотеке музея более 30 тысяч книг, некоторые из них уникальны.
Это одно из интереснейших мест Севастополя и Крыма в целом. Удивительный музей-заповедник постоянно принимает множество посетителей. Круглый год любители археологии и истории едут сюда, чтобы прогуляться по античным улочкам, подробнее узнать истории, легенды и сказания древнего города, посмотреть многочисленные и разнообразные экспозиции музея. Летом тут даже можно посетить представления античного театра. Сюда спешат приехать паломники, чтобы увидеть то место, где крестился князь, который крестил Русь и попасть на службу во Владимирский храм, возвышающийся над древними руинами.
https://www.youtube.com/watch?v=R1g3Gbbs9PEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ СЕВАСТОПОЛЬ КРЫМ (https://www.youtube.com/watch?v=R1g3Gbbs9PE)
Русские крепости старше Руси
Одной из первых каменных крепостей Руси была каменно-земляная крепость в Ладоге (Любшанская, VII в.), основанная словенами. Стоявшая на другом берегу Волхова скандинавская крепость была еще деревянной. Построенная в эпоху Вещего Олега новая каменная крепость уже ничем не уступала аналогичным крепостям Европы. Именно она называлась в скандинавских сагах Альдегьюборг. Одной из первых твердынь на южной границе была крепость в Переяславле-Южном. Среди русских городов лишь единицы могли похвастаться каменным оборонительным зодчеством. Это Изборск (XI век), Псков (XII век) и позднее Копорье (XIII век). Киев в древнерусское время был почти полностью деревянным. Старейшей каменной крепостью был замок Андрея Боголюбского близ Владимира, хотя он знаменит больше своей декоративной частью.
Русь крестили к XII веку
Летописное крещение Руси в 988 году (а согласно данным некоторых историков в 990 году) затронуло лишь малую часть людей, в основном ограничившись киевлянами и населением самых крупных городов. Полоцк был крещен только в начале XI века, а в конце века — Ростов и Муром, где оставалось еще много финно-угров. Подтверждением того, что большáя часть простого населения оставалась язычниками, были регулярные восстания волхвов, поддерживаемые смердами (Суздальское в 1024 году, Ростовское и Новгородское в 1071). Двоеверие возникает позже, когда христианство становится истинно довлеющей религией.
Без алкоголя и сахара
Алкоголизма как явления на Руси не было. Винный спирт пришел в страну уже после татаро-монгольского ига, даже пивоварение в классическом виде не сложилось. Крепость напитков обычно не была выше 1-2%. Пили мёд питный, а также хмельной или ставленый (слабоалкогольные), перевары, квасы.
Простые люди в Древней Руси не ели масла, не знали пряностей вроде горчицы и лаврового листа, а также сахара. Варили репу, стол изобиловал кашами, блюдами из ягод и грибов. Вместо чая пили отвары из кипрея, который позднее станет известен как «копорский чай» или иван-чай. Кисели были несладкими и делались из злаков. Ели также много дичи: голубей, зайцев, оленей, вепрей. Традиционными молочными яствами были сметана и творог.
Туризм, достопримечательности
Корсунь-Шевченковский — просто находка для туристов, ведь именно здесь находится один из лучших садово-парковых комплексов Украины в стиле романтизма — Корсунский дворцовый ансамбль: (построенный еще по заказу князя Станислава Понятовского в 1782 г. живописцем Жан-Анри Мюнцом, в здании на первом этаже находится музей истории Корсунь-Шевченковской битвы); (1782 г. — 1783 г., 1835 г. — 1840-е годы, в здании находится художественная галерея); ордерная галерея (1782 г. — 1783 г.); (ср. XIX ст., возведена в стиле французской средневековой военной архитектуры, в воротах находится научная библиотека); швейцарский дом (1830-1840-е годы, дом находится на так называемом Швейцарском острове и является уникальным парковым сооружением архитектуры раннего романтизма); одноэтажный корпус хозяйственного назначения (ср. XIX ст., в корпусе расположен исторический музей, а в подвальном помещении — кафе-бар «Княжий двор»); конный манеж (ср. XIX ст.); православная часовня (находится внутри княжеского двора возле въездных ворот, ср. XIX ст., имеет черты русской средневековой архитектуры в сочетании с элементами раннего классицизма и неоготики); конюшня-каретная (пристроена к въездным воротам в сер. XIX ст.); главная контора управляющего имением (кон. XIX ст.); каретная (кон. XIX ст.); баня (нач. ХХ ст.); ну и собственно — сам (заложен в 1782 г. для князя Станислава Понятовского архитектором Ж.-А. Мюнцом в стиле английских ландшафтных парков, располагается на нескольких островах р. Роси и «материке», в ср. XIX в. парк был украшен скульптурами и висячими мостиками). Все эти туристско-экскурсионные объекты входят в состав Корсунь-Шевченковского историко-культурного заповедника. В парке также можно осмотреть интересный Княжеский мостик, увидеть реликтовое дерево гинкго. На горе Янталке расположен интересный грот — пещера, а сама гора покрыта зарослями сирени. В парке расположена скульптурная композиция «Ян и Наталка» с фонтаном. Здесь с удовольствием можно пройтись по главной аллее парка и княжеской вековой еловой аллеей. Заслуживает внимания и стела с многофигурной композицией в честь пребывания в городе Тараса Шевченко в 1859 году. Утолить жажду вкусной водой можно в . В парке Вы сможете не только приятно отдохнуть, но и узнать много интересного… Стоит также осмотреть интересный инженерный памятник — Корсунь-Шевченковскую гидроэлектростанцию.
Свои двери туристам гостеприимно распахнут все отели (Княжий двор, Ветряк, Кооператор…), рестораны и кафе (Княжий двор, Рось…) города.
Заслуживают внимания туристов и села Корсунь-Шевченковского района, в частности село Кирово, где находится деревянная Спасо-Преображенская церковь (1738 г.)
Не обойдите вниманием и интересный городок Стеблев, где находится каньйон на реке Рось и музей И.Нечуй-Левицкого. Интересного Вам путешествия!
[править] Последствия
2 апреля 2014 года в Крыму прошла пресс-конференция, на которой очевидцы рассказали о подробностях трагедии. По словам пострадавших жителей Крыма, нападавшие останавливали автобусы на блок-постах, забрасывали бутылками с зажигательной смесью, избивали жителей полуострова и угрожали им. После происшествия около тридцати человек пропали без вести, семеро предположительно были убиты. Было объявлено о начале сбора видео- и аудиозаписей, и прочих подтверждений фактов насилия, чтобы направить упорядоченную информацию в ЕС, ООН и Международный суд по правам человека. Для того, чтобы о столкновениях узнало как можно больше людей, а пострадавшие получили бы правовую и материальную помощь, был создан был создан правозащитный комитет по защите прав людей, пострадавших от «Майдана».
К маю 2014 комитет собрал более 160 доказательств нападения националистов на безоружных антимайдановцев. В созданном очевидцами документальном фильме рассказывается о нескольких засадах, последняя из которых в Корсунь-Шевченковском привела к трагическим событиям. Фильм под названием «Корсуньский погром» был передан в правоохранительные органы Украины, а также отправлен европейским и американским журналистам. Вместе с рядом других преступлений Корсуньский погром был занесён в «Белую книгу нарушений прав человека и принципа верховенства права на Украине».
События, послужившие основой для фильма «Корсуньский погром» получили широкое освещение в российской блогосфере и обсуждались писателем-публицистом Николаем Стариковым, историком Александром Дюковым и др..
В начале 2015 года появилась информация, что первые 14 уголовных дел об издевательствах над крымчанами готовятся к передаче в суд; председатель Ялтинского городского совета Косарев сообщил, что собранные материалы касаются примерно 250 человек. В марте того же года вышел полнометражный документальный фильм «Крым. Путь на Родину», где устами президента Российской Федерации Владимира Путина корсуньские события февраля 2014 года были названы катализатором отделения Крыма от Украины и ввода российских войск.
В апреле 2015 года было опубликовано свидетельство черкасских активистов «Евромайдана», которые подтвердили факт избиений и издевательств, но опровергли версию об убитых среди крымчан. Также насчёт последнего см. .
[править] Источники
Основные темы | Евромайдан • Обострение противостояния на Украине • Российско-украинский кризис (2014) • Новороссия (государство) • Русская весна • Республика Крым • Информационная война • Подполье Новороссии • Война между Россией и Украиной (гипотетическая) | ||||
---|---|---|---|---|---|
Основные события | Разрушение памятника Ленину в Киеве • Снос памятников Ленину на Украине • Законы 16 января • Акции протеста и захват административных зданий в городах Украины (2014) • Соглашение об урегулировании политического кризиса • Дело о киевских снайперах • Смена власти на Украине в 2014 году • Корсуньский погром • Правительство Яценюка • Ввод российских войск на Украину • Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя • Референдум о статусе Крыма • Присоединение Крыма к России (2014) • Украинская Цусима • Пожар в доме профсоюзов в Одессе • Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 72/190 • Харьковская народная республика • Штурм симферопольского фотограмметрического центра | ||||
Предстоящие выборы | Президентские выборы на Украине (2014) | ||||
Оппозиционные силы |
|
||||
Государственная власть |
|
«Из варяг» куда угодно
Путь «Из варяг в греки» по Днепру не был самостоятельной торговой артерией. Скорее это собирательное название сухопутных, речных и морских путей между Балтикой и Византией. Об этом говорит малое количество византийских монет и крупные клады арабских
На важном отрезке пути вообще не найдено кладов монет. Трудностями пути по Днепру были сложность волоков и порожистость (летом и осенью пороги были непроходимы)
Хотя Днепр и играл важную роль, такие реки как Припять, Неман и Западная Двина ничуть не меньше служили связью с Европой и Скандинавией. Таким же разветвленным был и путь «из немец в хозары».
Русско-византийский союз
Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. Яхъя Антиохийский, обычно точно отражающий хронологию событий, так рассказал о русско-византийском союзе:
О размере русской военной помощи Византии сообщил армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира. Он назвал цифру в 6 тысяч воинов. По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Варды Фоки под Хрисополем (на азиатском берегу Босфора) в конце 988 года, а 13 апреля 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Яхъя Антиохийский упоминает о боевых действиях русов в составе византийского войска и после, в северной Сирии в 999 году.
Таким образом, русско-византийский союз был заключён не позднее осени 988 года, после чего русский корпус воевал в составе византийской армии по крайней мере до начала XI века. Согласно восточным источникам союзу предшествовали решение князя Владимира креститься и согласие императора Василия II выдать свою сестру замуж за Владимира.
Владимир крестился в 987 году, так как его самое раннее «Житие», составленное монахом Иаковом, сообщает, что «по святом крещении поживе блаженный князь Владимир лет 28», а также «крестижеся князь Владимир в десятое лето по убиении брата своего Ярополка». Более поздний источник «Повесть временных лет» соединяет крещение Владимира с крещением всей Руси и походом на Корсунь.
Экономика
Корсунь-Шевченковский содержит железнодорожную станцию Корсунь на железнодорожной линии Киев-Звитково . В Корсунь-Шевченковском также есть много промышленных предприятий, а именно несколько механических заводов, завод строительных материалов, асфальтовый завод, винодельческий завод, швейный завод и другие.
Архитектура
- Парковый комплекс, принадлежащий бывшему дворцу знатной семьи Лопухиных-Демидовых, считается одним из лучших природно-парковых комплексов в стиле романтизма в Украине . Парк был построен в 1782 году по заказу знатного Станислава Понятовского , короля Польши и великого князя литовского, писателя и художника. В середине 19 века парк украшали множество скульптур. Кроме того, были добавлены небольшие пешеходные мосты. Общая площадь парка — 97 га .
- Дворец знатной семьи Лопухиных-Демидовых.
- Корсунь-Шевченковский историко-культурный заповедник.
- Музей истории Корсунь-Шевченковской битвы.
Известные люди
- Василий Авраменко , актер, танцор, хореограф, балетмейстер, режиссер, кинопродюсер
- Анатолий Хорозов , президент Федерации хоккея Украины, гостиничный бизнесмен
- Кирилл Стеценко , композитор, дирижер, критик, педагог
История
Город Корсунь-Шевченковский (до 1944 г. — Корсунь) — центр одноименного района Черкасской области. Люди здесь селились давно, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами признаки поселения трипольской и черняхивской культур, эпохи бронзы и скифских времен. Ходят легенды, что название города происходит или от крымского Корсунь (Херсонес, его выходцам — священникам Десятинной церкви Киева — князь Владимир разрешил собирать поборы в поселении, находившемся над Росью — этому поселению и дали название такое, как своему родному городу), или от имени бога солнца Корос…
Ярослав Мудрый с целью обороны Киевской Руси с юга от набегов захватчиков построил здесь 1032 г. крепостной город Корсунь. На протяжении XI в. — XII в. город выполнял важную оборонную роль. Центром удельного княжества рода Мономаховичей Корсунь был в 1195 г. — 1240 г. Около 1240 г. Корсунь был полностью разрушен монголо-татарами. Уже с 1320 г. город отошел в состав Литовского княжества, а с 1569 г. (согласно с Люблинской унией) — в состав Польши. Владельцами города (который тогда был почти безлюдным) с 1580 г. стали братья Вишневецкие. В том году был построен и замок, квадратный в плане, с четырьмя башнями по углам (замок окружали рвы, вал и дубовый палисад, к замку вел разводной мост, в конце которого были ворота с бойницами и помещениями для казаков; над воротами было летнее жилое помещение). Магдебургским правом город пользовался с 1585 г. Местное население принимало активное участие в казацких восстаниях (кон. XVI ст. — нач. XVII ст.), национально-освободительной борьбе украинского народа под руководством Б. Хмельницкого (ср. XVII ст.), гайдамацком движении (нач. XVIII ст.).
Станислав Понятовский стал владельцем Корсуня с 1780 г. и фактически заново построил город: заложил фабрики по производству сукна, замши и селитры, плантации шелковицы, винницы, школу танцев. В конце XVIII в. здесь был построен двухэтажный каменный дворец на берегу Роси и заложен ландшафтный парк с оранжереями и теплицами. С 1793 г. город входит в состав Богуславского уезда в Киевском намесництве. На то время действовало и много церквей: Преображенская, Сергеевская, деревянная Ильинская (построена в 1701 г.), Николаевская, Воскресенская и Спасская церковь, Онуфриевский монастырь (в лесу возле Корсуня), церковь Рождества Богородицы. С 1799 г. здесь властвует князь Лопухин, который построил суконную фабрику (1815 г.). Не отставала и сфера образования: работала в городе одноклассная приходская школа. Бывал в Корсуне и поэт Тарас Шевченко. Во II пол. XIX в. активно развивалась промышленность, а подведение сюда железной дороги значительно ускорило развитие города. В конце XIX в. в Корсуне действуют заводы по производству чугуна, кирпича и пива, фабрика табака, водяные мельницы, мелкие мастерские. Один из крупнейших в Российской империи заводов по изготовлению красок был построен в 1903 г. семьей Лопухиных-Демидовых именно здесь.
Не обошли город стороной и события первой мировой войны. Власть переходит из рук в руки. С 1921 г. Корсунь становится центром уезда. Также нне миновали город ни голод, ни события второй мировой войны (ужасная трехлетняя немецко-фашистская оккупация). В послевоенные годы жизнь в Корсуне-Шевченковском понемногу пришла в привычное русло. В настоящее время Корсунь-Шевченковский входит в список исторических населенных мест Украины.
Особенности посещения
Музей-заповедник не имеет выходных – работает постоянно, зимой и летом. Приходить нужно днем – время допуска посетителей ограничено, ибо вход на территорию платный. Особых ограничений для туристов нет, не разрешены только продукты питания, длинномерные предметы и неадекватное поведение. Дресс-код – обычные пределы здравого смысла. За съемку без целей коммерческого использования платить не нужно.
Из правил поведения особое значение имеет одно: на территории Херсонеса нельзя делать ничего такого, что может нанести вред археологическим артефактам и культурному слою. На практике это означает, что там нельзя копать, ковырять землю, оббивать обувью разного рода неровности почвы и делать другие подобные вещи. Места, где можно ходить, на территории отмечены.
Заходить на сами объекты в большинстве случаев не разрешено (древняя кладка может пострадать). Понятно, что запрещено прихватывать с собой разные мелочи в качестве сувениров – неспециалист никогда не сможет понять истинную ценность «камешка» или «куска горшка». И не надо приставать с расспросами и непрофессиональными советами к работающим археологам, если доведется попасть в заповедник в археологический сезон.
На посещение музейных экспозиций билеты приобретаются отдельно. Оптимальный выход – купить «единый билет»: и сэкономить, и получить право увидеть все и сразу. Экономить можно и другими способами. К примеру, заповедник периодически проводит дни открытых дверей, когда всех желающих всюду пускают бесплатно (расписание таких дней можно посмотреть на официальном сайте).
Есть также немало категорий посетителей, имеющих право на льготный тариф (к примеру, пенсионеры и студенты). Для льготных категорий тоже предусмотрены бесплатные дни – раз в месяц (для разных категорий свои). Дети до 16 лет, члены многодетных семей, ветераны, инвалиды, жители Севастополя и некоторые другие категории посетителей имеют право на бесплатный вход всегда (но не стоит забывать дома подтверждающие документы).
Заказывать экскурсию не обязательно – осмотреть древний город и музеи можно и самостоятельно, пользуясь имеющимися знаниями и пояснительными табличками. Но с экскурсоводом все же будет и познавательней, и понятней. Музей предлагает экскурсии по разным тематикам – общие или с определенным уклоном. Их надо заказывать заранее. Групповая экскурсия, понятно, обойдется много дешевле индивидуальной. Можно также воспользоваться аудиогидом.
Выбирайте — Экскурсии из Севастополя по Крыму
Важно знать: право входа на разные тематические мероприятия оплачивается отдельно, и заповедник не всегда отвечает в таких случаях за уровень цен и права льготного посещения (ибо является только площадкой, а не организатором). Это же относится к посещению театральных представлений – билеты на них приобретаются в театральных кассах, а не в заповеднике
Отзывы туристов о посещении достопримечательности в основном положительные, но в разном ключе. Многие проявляют сдержанность, ибо осмотр полуразрушенных строений все же не слишком напоминает путешествие на машине времени. Поэтому посещение Херсонеса в первую очередь рекомендовано тем, кто действительно интересуется археологией и историей (не обязательно профессионально). На них экскурсия произведет сильнейшее впечатление.
Обязательно посмотрите — 50 достопримечательностей Крыма и Лучшие экскурсии по полуострову
И пираты, и кочевники
Беглые люди различных волостей Руси составляли независимые объединения задолго до казачества. Были известны берладники, населявшие южные степи, главным городом которых были Берлады в Прикарпатье. Они часто нападали на русские города, но в это же время участвовали в совместных походах с русскими князьями. Летописи также знакомят нас с бродниками, смешанным населением непонятного происхождения, имевшим много общего с берладниками.
Морскими пиратами от Руси были ушкуйники. Первоначально это были новгородцы, занимавшиеся набегами и торговым промыслом на Волге, Каме, в Булгарии и на Балтике. Ими предпринимались походы даже в Предуралье – на Югру. Позднее они отделились от Новгорода и даже обрели собственную столицу в городе Хлынов на Вятке. Возможно, именно ушкуйники вместе с карелами разорили древнюю столицу Швеции – Сигтуну в 1187 году.
Иллюстрации — Иван Билибин.
Наследник Великой Моравии
С упадком Великой Моравии, крупнейшей для своего времени славянской державы, начинается возвышение Киева и постепенная христианизация Руси. Так, летописные белые хорваты вышли из-под влияния терпящей крах Моравии, и попали под притяжение Руси. Их соседи, волыняне и бужане издавна участвовали в византийской торговле по Бугу, из-за чего во время походов Олега были известны как переводчики. Неизвестна роль моравских книжников, которых с распадом государства стали притеснять латиняне, однако самое большое количество переводов великоморавских христианских книг (около 39) находилось в Киевской Руси.
[править] Суть трагедии
20 февраля 2014 года возле города Корсунь-Шевченковского Черкасской области вооружённые боевики «Евромайдана» перегородили трассу Киев-Одесса тяжёлой техникой и остановили колонну автобусов с участниками «Антимайдана». Автобусы были расстреляны из огнестрельного оружия, три из них сожжены. Люди были высажены, по отношению к ним применялось насилие, несколько человек было ранено. Пострадавшие сообщили, что нападающие закидывали автобусы камнями и бутылками с зажигательной смесью, а тех, кому удалось покинуть транспорт — били камнями, бейсбольными битами, пытали и унижали, некоторых обливали бензином и угрожали сжечь живьём.
В автобусах находилось более 300 человек, возвращавшихся из Киева в Крым (по некоторым данным, крымчане ехали в Киев на мирную акцию протеста). Лидер Черкасской областной организации УДАР подтвердил, что отряды самообороны задержали несколько автобусов, но по его данным они направлялись в Киев: один автобус с бойцами спецподразделения «Беркут» и два автобуса с титушками.
Киев – Третий Рим
Древний Киев до монгольского ига занимал площадь около 300 га в период своего расцвета, счет церквей шел на сотни, впервые в истории Руси в нем была применена планировка кварталов, делавших улицы стройными. Городом восхищались европейцы, арабы, византийцы и называли соперником Константинополя. Однако от всего изобилия того времени не осталось почти ни одного строения, не считая Софийского собора, пары-тройки перестроенных церквей и воссозданных Золотых ворот. Первая белокаменная церковь (Десятинная), на которой киевляне спасались от набега монголов, была разрушена уже в XIII веке