Крест
Содержание:
- Что нам расскажет такой старинный крест?
- Надписи на крестах
- Казненный осел: распятия поздней Античности
- История католицизма
- Анкх на иконе и монограмма Троицы: кресты раннего Средневековья
- Различия католического и православного крестного символа
- Символика православного креста
- Форма креста — первое и главное отличие
- Основные стереотипы
- В чём проявляется значимость распятия
- Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.
- Популярное за 7 дней
- Значение креста в христианстве
- Четыре живоносных источника
- «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
- Что означает православный крест
- Восьмиконечный крест
- Преимущества деревянного изделия.
- История христианского креста
Что нам расскажет такой старинный крест?
По внешнему виду и характеру украшения киотного креста можно определить, где он был изготовлен. Например, на Русском Севере использовались некоторые свои особые формы крестов, кроме того, там искусство изготовления пластики зашло далеко, так как существовало много общин старообрядцев.
Такие кресты на обратной стороне содержат надписи. По таким надписям и узорам сейчас оценивается место и время изготовления культового изделия. Даже у практически одинаковых крестов могут отличаться оборотные стороны и содержать, кроме подписей, сложные рисунки и клеймо мастера.
Часто на старинных крестах можно заметить следы чистки. Киотные кресты старообрядцами чистились регулярно, но если это делать правильно, то следы воздействия будут минимальны. Иногда можно встретить следы грубого воздействия, но это обычно означает, что относились к изделию не очень бережно.
У производства крестов из меди и изделий церковного назначения своя продолжительная история. Самые разнообразные изделия делались из благородных металлов, бронзы, покрывались патиной, эмалью и даже позолотой. Сейчас они являются предметом коллекционирования и очень востребованы.
Сколько стоит киотный крест, точно сказать нельзя. Слишком много факторов может входить в цену подобного антиквариата. Дороже других оцениваются кресты с эмалью, особенно с нанесением нескольких оттенков этого покрытия. Кресты, которые имеют большую историю, стоят дороже. Кроме того, цена сильно зависит от размера и сохранности креста.
Многие из таких крестов имеют такие же сложные судьбы, как и их владельцы. Когда пришла власть Советов, зажиточных крестьян раскулачивали и отбирали ценные вещи. Кроме того, Советское государство категорически не признавало церковь, и те экземпляры, которые сохранились до наших дней, прошли, можно сказать, огонь и воду.
Надписи на крестах
«М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть,
«Г.Г.» — гора Голгофа,
«Г.А.» — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении. Череп под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста является символическим изображением головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IC» «ХС» — имя Иисуса Христа;
а под ней: «НИКА» — Победитель;
на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий;
«I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский;
- На верхней перекладине, которая изображает табличку с именем осужденного, пишут символы IНЦI. Так как прокуратор Иудеи не смог окончательно определить вину Христа, на табличке было указано «Иисус назарянин, Царь Иудейский».
- На средней перекладине пишут христограмму, обозначающую настоящее имя Христа.
- Чуть ниже располагаются буквы НИКА, которые переводятся как «победитель».
Казненный осел: распятия поздней Античности
Первое буквальное, а не аллегорическое или графическое изображение распятия Иисуса на кресте дошло до нас не из христианского источника. На так называемом граффито Алексамена, созданном в Риме примерно в I–III веках, мы видим пародию на христианские образы. Человек, названный в надписи Алексаменом, стоит перед распятым на кресте Спасителем с головой осла. Эта странная пародия обязана тому, что многие нехристиане в то время были убеждены, что христиане на самом деле поклоняются ослу.
О том, что все эти утверждения — не выдумка позднейших авторов, свидетельствует высказывание римского богослова II–III веков Тертуллиана, который отвечал своим противникам: «кое-кому из вас пригрезилось, что наш Бог — ослиная голова». Тертуллиану также приходилось доказывать, что христиане не обожествляют виселицу и не поклоняются кресту. При этом он упоминал, что христиане его эпохи рисуют на своих лбах или груди кресты для защиты от демонов.
Убежденность римлян в ослоподобии Иисуса могла происходить из эпизода торжественного въезда Сына Божьего в Иерусалим верхом на осле. Кроме того, римляне до поры считали христиан ничем не отличающимися от иудеев, а греческие и римские историки неоднократно обвиняли иудеев в том, что в иерусалимском храме они поклоняются ослу. В первые века существования христианства всё еще было распространено античное воззрение: некоторые части тела человека при его совокуплении с животным будто бы превращались в части тела того животного. Противники христианства высмеивали Христа, считая, что раз его последователи поклоняются ослу — то это он сам, ставший таким в наказание за свою зоофилию. Пародийный намек на совокупление Иисуса с ослицей содержится в описании Тертуллиана:
Примерно в то же время, в II–III веках, было создано несколько инталий и гемм ((полу)драгоценных камней с резьбой), показывающих распятие Христа. Главная проблема этих изображений заключается в том, что обычно геммами пользовались те, кто хотел защитить себя с помощью их магии, а это плохо сочетается с христианской теологией. На геммах вырезались изображения не только Христа, но и невероятных звероголовых богов, призванных охранять владельца. Поэтому историки полагают, что это изображение использовалось скорее как защитный амулет, чем как предмет поклонения христиан. Об этом же свидетельствуют магические надписи, начертанные позади распятия:
Странные сочетания гласных — это не бессмыслица. Маги в Римской империи, вслед за последователями Пифагора, считали, что семь греческих букв, обозначающих гласные, были связаны с мистико-религиозной пифагорейской теорией о гармонии сфер, несущих на себе планеты. Буквы символизировали семь нот, которые издавали при круговращении по небосводу семь планет. Однако человеку было не дано услышать небесную гармонию, составленную из планетарных нот (хотя пифагорейцы считали, что их учитель был на это способен, а Кеплер в XVII веке утверждал, что гармонию сфер может услышать душа).
В ряде греческих магических папирусов или на папирусных амулетах ученые находят заклинания, содержащие группы букв, обозначающие семь греческих гласных: α, ε, η, ι, ο, υ, ω (a, э, е, и, о, у, о). Иногда они образуют практически невыговариваемые палиндромы: ιαωαωιωιααιωιωαωαι (иаоаоиоиааиоиоаоаи). Буквы и их последовательности служили символами небесной музыки: каждая планета соответствовала определенной ноте, а та, в свою очередь, — одной из семи гласных древнегреческого языка. В Древней Греции не было цифр, вместо них использовались буквы, поэтому каждая гласная — это еще и число. Гласные не были земным отражением небесных звуков, они были числами, через мысленное созерцание которых суть божества являлась жрецам. Маги в Римской империи считали, что эти гласные в определенной последовательности нужно было произносить мысленно, чтобы произвести определенный магический эффект. Их же можно было записать на чем-то, что человек постоянно носит с собой, чтобы этот эффект оказывался на него перманентно.
История католицизма
Как отдельное течение Христианства, он отделился ещё в 1054 г. Произошло это после «Великого раскола», когда Папа и Патриарх придали друг друга анафеме. Последователи также разделились на два «лагеря» и с тех пор, католицизм считается отдельным религиозным течением.
Как и у православных, у них есть свои символы и атрибуты, которые символизируют их веру. Католицизм считается одним из самых распространенных на планете вероисповеданий. В Европе, большинство стран находятся под управлением и сильнейшем влияние церкви на жизнь людей. Например, Польша, Бельгия, Италия и другие. Больше всего католиков на американском континенте.
Анкх на иконе и монограмма Троицы: кресты раннего Средневековья
Кресты — пока что еще не свободные от влияния формы античных монограмм Христа — существовали в мозаиках поздней Античности и раннего Средневековья. Мозаика из баптистерия кафедрального собора итальянского города Альбенга датируется второй половиной V века. На ней схематически изображена Троица в виде тройного повторения хризмы (монограммы Христа Хи Ро). Троекратное повторение греческих букв Альфа и Омега обозначает могущество Господа. Первая и последняя буквы греческого алфавита упоминаются в библейском стихе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22: 13). Сидящие вокруг двенадцать голубей — символы двенадцати апостолов, основоположников христианской церкви на земле. Голуби будут появляться и на других памятниках итальянского искусства, например на кресте XII века в мозаике в римской базилике Святого Климента.
Похожая по стилю мозаика из римской базилики Санта-Пуденциана, созданная около 385 года, демонстрирует уже не хризму, но настоящий крест, украшенный драгоценными каменьями. На мозаике 549 года из равеннской базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в центре драгоценного креста располагается изображение Спасителя.
На первых дошедших до нас иконах, которые сегодня хранятся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, кресты есть в руках у святых, апостолов и у самого Спасителя (распятие изображено на Священном Писании).
Уже по тому, как крест органично встраивается в повествование мозаик и икон, очевидно, что к IV–VI векам распятие стало частью христианской литургии. Некоторые исследователи видят преемственность между главным христианским религиозным символом и анкхом, символом вечной жизни в египетской традиции (позднее он будет заимствован коптами и станет одним из вариантов креста в Африке).
Действительно, на некоторых фаюмских портретах — погребальных раскрашенных досках, которые прикреплялись к саркофагам с мумиями и впервые найдены в регионе недалеко от современного Каира, — есть образы, очень похожие на те, что мы видим на ранних иконах. К примеру, на некоторых портретах, датируемых III–IV веками, нарисованы женщины, держащие анкх в точности так же, как святые на синайских иконах.
Различия католического и православного крестного символа
Для православия не так важна форма креста как то, что на нем написано/изображено. Внимательно изучив надписи на женском крестике, можно с полной уверенностью сказать, к какому течению христианства принадлежит изделие.
Надписи
Табличка с надписью, закрепленной над головой Христа, присутствует на обоих крестах. И даже надпись на ней, которая, по идее, должна описывать проступок Иисуса, одна и та же. Понтий Пилат, осуждая Сына Бога, так и не нашел действительной вины его, и табличка гласит: «Иисус из Назарета Царь Иудейский».
Самый простой способ определить, какой перед вами крестик, это посмотреть на надписи на православных/католических нательных крестах.
До сих пор эта надпись инициальной аббревиатурой гравируется на нательных крестах. На православных по-славянски I.Н.Ц.I., на католических по-латыни INRI. И еще, на православных крестах с обратной стороны может быть выгравировано выражение «Спаси и сохрани», на католических ничего подобного нет.
Изображение
Одно из самых дискуссионных отличий — изображение облика Христа. На католическом нательном кресте Иисус показан страдающим: с ранами и струящейся кровью, в терновом венце, с поникшей головой и закрытыми глазами. Его ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены. Так он должен напоминать христианам о том, какую цену заплатил за спасение людей.
Основной посыл православного распятия не в физических страданиях, а в торжестве воскрешения (ладони Иисуса развернуты к людям), в победе над смертью, Духа над телом.
На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно.
Распятие у католиков выступает над поверхностью, а у православных имеет плоский вид.
У христиан принято носить крестик под, а не поверх одежды, поскольку он считается личным оберегом каждого верующего. По мнению церковников, если крестик важен как символ веры, его не следует демонстрировать окружающим.
Расположение Христа
Если присмотреться к фигуре Христа, то можно заметить еще одну немаловажную деталь. На православном распятии каждая его нога пригвождена по отдельности, а у католиков — скрещены вместе.
Количество гвоздей
Если ноги Спасителя пригвождены к столбу двумя гвоздями — крест православный.
У католической церкви принципиально иное мнение и своя святыня — три гвоздя, хранящиеся в Ватикане. Соответственно, на католическом распятии ноги Иисуса наложены одна на другую и прибиты лишь одним гвоздем.
Символика православного креста
Кроме крестообразной формы и изображения распятия Иисуса, крест содержит ряд аббревиатур и символов, которые отражают различные моменты события:
- В верхней части может быть надпись ГЦС (Господь — Царь Славы).
- Над головой Христа расположена табличка с надписью или титулус. На ней сокращенно написано: IНЦИ (Иисус Назорей, Царь Иудейский). Такие таблички с указанием вины прибивали римляне к крестам с осужденными.
- По обе стороны от распятых рук присутствуют надписи IC XC (Иисус Христос).
- Важный момент: в православии ступни Христа прибиты двумя гвоздями, а в католичестве — одним.
- В нижней части может быть написано ГГ или дается изображение горы (Гора Голгофа, на которой произошло распятие).
- Изображение черепа связано с головой Адама, который был похоронен на этой горе. Также это трактуется победой жизни над смертью.
- И там же или наверху креста может быть написано «NИКА», т. е. Ника, что означает победу или превозносит Христа, как победителя.
Следует заметить, что не всегда на крестике присутствует полный набор вышеперечисленных надписей и символов. Это зависит от его размеров и типа.
Золотая подвеска с бриллиантами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Оборотная сторона «тельника», чаще всего гладкая. Но бывают надписи в виде текста молитвы или «спаси и сохрани».
Выбирая нательный крестик, руководствуйтесь не только эстетическим восприятием изделия, но и отождествляйте его с верой. Вспомните известные строки Заболоцкого Николая Алексеевича:
«… что есть красотаИ почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Нательный крестик и должен являться тем «огоньком» веры, мерцающей в сосуде жизни.
21.05.21
Форма креста — первое и главное отличие
Если вдруг вас спросят, чем отличается православный крест от католического, вы наверняка начнете вспоминать обрядовые и догматические различия двух крупнейших ветвей христианства. А различий имеется немало и первое основное — форма крестика.
В современном христианстве наиболее распространенные: четырехугольный, шести; — восьмиконечный крест. Первый относится к западной традиции. В православии выбор побольше. Тут крестообразные подвесы могут быть всех трех форм.
Крест с шестью концами имеет две горизонтальные перекладины, а с восемью – еще косую нижнюю. Нижняя олицетворяет греховность человека, которая тянет его вниз, а верхняя — его очищение покаянием.
Католический крестик внешне более прост, в нем нет лишних деталей. Как правило, это четырехугольная форма.
Четырехугольный крест
По преданию, на таком кресте был распят Иисус. Четырехконечный крест — классика католицизма. А вот восточные собратья считают его равнозначным всем остальным.
Шестиконечный крест
Фигура с шестью концами имеет дополнительную перекладину (под наклоном), которая символизирует чашу грехов. Нижний конец — тяжесть от не раскаяния, а верхний — облегчение в покаянии, которое открывает путь в Царствие Небесное.
У католиков крест — показатель сана священника. Крест с шестью концами — атрибут власти архиепископов, а с восемью — Папы Римского.
Восьмиконечный крест
Изображение Иисуса на таком кресте находят в римских погребальнях еще в 3 веке. Над средней, самой длинной перекладиной, находится короткая, а под ней маленькая косая — так выглядит православный крест с восемью концами.
Восемь концов символизируют восемь периодов в развитии человечества, последний из которых — путь в духовное царство. Верхний конец на кресте — дорога вверх, в вечное царство, открытое Христом.
Основные стереотипы
Вообще, иногда дело не ограничивается лишь указанием на нательный крест, а приобретает более широкий размах, доходит до принципиальной позиции и привязке к какой-либо из традиций изображения креста как самой главной, важной, правильной и т. п
Если попытаться поискать в интернете заметки о том, чем отличается католический крест от православного, то мы в большинстве случаев найдём набор стандартных штампов.
1. Количество концов креста. Православный – восемь, католический – четыре.2. Положение Тела Христа. На православном кресте Спаситель изображается с распростертыми руками, перпендикулярными туловищу, на католическом – Тело провисает на руках (иногда Господь выглядит уже умершим). Таким образом, в восточной традиции делается акцент на радости, в западной – на страдании.3. Количество гвоздей, которыми прибиты ноги Христа. В православии – два, в католичестве – один.4. Язык надписи над головой Христа. В православии это славянское ІНЦІ (І҆и҃съ Назѡрѧни́нъ, Цр҃ь і҆ꙋде́йскїй), в католицизме – латинское INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum).
В чём проявляется значимость распятия
Любой верующий человек, увидев святое распятие, невольно задумывается о мученической смерти Спасителя, принятой в избавление от вечной смерти человечества после грехопадения Адама и Евы. Эмоциональную и духовную нагрузку несёт православный крест, изображение которого предстаёт внутреннему взору верующего. Как утверждал святой Иустин: «Крест — великий символ силы и власти Христовой». По-гречески «символ» означает «соединение» или проявление невидимой реальности через натуральность.
Привитие символических изображений затруднялось во времена иудеев с возникновением новозаветной церкви в Палестине. Тогда почиталась приверженность преданиям и запрещались изображения, рассматриваемые как идолобесие. С увеличением числа христиан влияние иудейского мировоззрения снижалось. В первые века после казни Господа последователи христианства подвергались гонениям и совершали обряды тайно. Угнетённое положение, отсутствие защиты государства и церкви напрямую отразилось на символике и богослужении.
Символы отражали догматы и формулы Таинств, способствовали выражению слова и являлись священным языком передачи веры и защиты церковного учения. Вот почему крест имел огромное значение для христиан, символизируя победу добра и над злом и даруя вечный свет жизни над мраком ада.
https://youtube.com/watch?v=C4pxyDZXif8
Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.
Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.
С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.
Крест восьмиконечный
Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.
Крест «мальтийский», или «георгиевский»
Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.
Крест каплевидный
«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.
Крест четырёхконечный
Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.
Крест святой Нины
По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.
Популярное за 7 дней
Иконы Георгия Победоносца
16.11.21 12:03
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Как правильно подавать милостыню?
15.11.21 09:43
Митрополит Антоний (Паканич): «Паникёрство и вера – несовместимы»
15.11.21 18:14
В каких случаях мирянин может совершить Таинство Крещения и как правильно это сделать?
15.11.21 11:09
Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви
16.11.21 14:04
Пожар оставил без дома семью клирика Белоцерковской епархии УПЦ
16.11.21 09:56
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
Значение креста в христианстве
Христианский крест является не только символом страданий Господа для искупления наших грехов. Это знак великой жертвенной любви милосердного Бога к падшему человеку. Крест – это оружие христиан против зла, знамя победы над грехом и смертью. Мы поклоняемся кресту не как орудию казни, а как символу торжества любви и вечной жизни. Христиане почитают крест святыней, так как следствием Распятия было Воскресение Христа, освободившее человечество от рабства греха, примирившее и соединившее человека и Бога. В «Отечнике» можно найти слова преподобного аввы Исаии, который называет крест знамением будущего бессмертия.
Поклоняясь кресту, христиане почитают самого Господа. Образ креста имеет благодатную силу. Преподобный Иосиф Волоцкий в сочинении «Просветитель» пишет, что любое изображение креста, созданное по образу и подобию Животворящего Креста Христова, призывает благодать и святость. Святой Симеон Новый Богослов в труде «Слова» указывает на то, что нечистые духи трепещут и бегут при виде крестного знамения. Они являются отступниками и врагами Бог и не могут приближаться к тем, кто использует крест как символ Божьей любви к человеку и победы над злом. Святой Иоанн Кронштадский в книге «Моя жизнь во Христе» пишет, что «где крест, там и любовь». Он отмечает, что множество крестов в церкви призвано непрестанно напоминать нам о Божьей жертве и любви.
В религиозной жизни существует выражение «нести свой крест». Оно прочно вошло в русский язык и часто употребляется в светском контексте. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) объясняет это выражение как смиренное следование за Христом на протяжении всей жизни и безропотное перенесение скорбей, попущенных Богом в соответствии с его Промыслом. «Нести свой крест» – значит уподобиться Христу, самоотверженно довериться Его воле и тем самым спасти свою грешную душу, за которую Господь уже принёс искупительную жертву.
Четыре живоносных источника
Крышка реликвария с изображением Креста, овец и четырех источников. Римская империя. IV век. Италия. Чивидали дель Фриули. Собор Санта-Мария-Ассунта)
В некоторых случаях у основания креста можно увидеть четыре водных источника. В данном случае проводится символическая параллель между крестным древом и Древом жизни посреди библейского рая, а также источником, который разделялся на четыре реки: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки…» (Быт. 2:9–10).
Крест с предстоящими ангелами и четырьмя источниками. Сирия. VI век. Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Но теперь эти источники приобретают умозрительный смысл: «Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя и языки верно научая покланятися Царствию Твоему» (служба 12-ти Евангелий Великого четверга).
«Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
Наперстный крест. Византия. XI век. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
Например, по краям креста появляются диски, символизирующие четыре конца света, поскольку крестом «видеша вси концы земли спасение Бога нашего» (Пс. 97:3), как поется за утреней в честь Воздвижения Креста Господня.
Именно в таком виде встречается в одном из древних описаний Константинополя крест, водруженный на форуме византийской столицы: «В северной части форума стоит крест, каким увидел его в небе великий Константин, позолоченным и с круглыми шарами на концах» .
Как видим, такая форма креста для Византии уже прочно ассоциировалась с видением равноапостольного императора Константина, когда ему перед решающим сражением за обладание императорской властью явился в небе золотой крест с надписью: «Сим победиши» («Этим победишь»).
Такую форму, подобную описанному «константинову кресту» (с шарами-дисками по краям), долгое время византийские мастера использовали для изготовления выносных процессионных крестов, которые несли в крестных ходах или других торжественных шествиях. Такая же форма выносных крестов характерна не только для самой Византии, но и для стран византийского культурного ареала – Грузии, Руси и т. д.
Корсунский крест из Новгорода. Рисунок Ф. Солнцева из «Древностей Российского государства»
Так, на Руси были известны кресты, именуемые «корсунскими», т. е. вывезенными из Корсуня-Херсонеса. Они, очевидно, являлись реальными византийскими прототипами, которые мог действительно перевезти из Херсонеса равноапостольный князь Владимир после венчания с византийской принцессой Анной Багрянородной. Один из таких «корсунских» крестов сохранился до наших дней и представлен ныне в музеях Новгородского кремля.
Новгородский крест имеет свою особенность, которая по всей видимости более свойственна именно процессионным крестам – внизу его боковых лопастей частично сохранились петельки, на которые в свое время нанизывались каплевидные подвески (такие подвески весьма характерны для византийского ювелирного искусства – ими украшались как священные предметы, так и детали императорских одеяний и регалий).
Константинов крест. Камея. IX век. США. Балтимор. Музей Уолтера
Иногда «константинов» крест имеет только один диск или шар – внизу у самого основания, что в данном контексте должно означать, что крест утверждает всю землю, царя над ней. Тот же смысл имеет и одна из византийских регалий, перешедшая позднее практически ко всем европейским монархам – держава (шар, увенчанный крестом).
Что означает православный крест
В распятии кроется много тайн. Для православных — это своего рода сильнейший оберег от злого духа, сглаза, не приятных случайностей. Их носят не снимая. Когда-то в старину, когда ребенок уходил из дому или покидал отчий дом, на шею цепляли крестик. Назывался он нательный.
Разум должен чтить слова молитвы, законы Божьи. Сердце обязано быть в покаянии и слезах о греховных поступках.
Во время крещения, тоже одевается крестик. Считается, что снимая его, Вы открываете дорогу к малышу темным силам. Поэтому веревочку или цепочку делают такой длинны, чтобы ребенку было удобно и снять не было возможности.
Когда заходите в церковь, то знаменуете себя крестом, это праведный знак и вера в его силу.
Восьмиконечный крест
Самый распространённый вид, является символом православной русской Церкви. По-другому называется — Византийский. Восьмиконечье образовалось после акта распятия Господа, до этого форма была равносторонней. Особенностью является нижнее подножие, помимо двух верхних горизонтальных поперечен.
Вместе с Творцом были казнены ещё двое преступников, один из которых стал издеваться над Господом, намекая на то, что если Христос является истинным, то обязан спасти их. Другой осуждённый возразил ему тем, что они настоящие преступники, а Иисус осуждён ложно. Защитник находился по правую руку, поэтому левый конец подножия воздет кверху, символизируя возвышенность над другими преступниками. Правая сторона перекладины опущена, как знак унижения остальных перед справедливостью слов защитника.
Преимущества деревянного изделия.
Самым доступным и оптимальным вариантом считается могильный православный крест из дерева. На его изготовление используют только ценные породы деревьев. В основном древесину получают из таких как осина, мореный дуб, сосна, кипарис, ироко. В современном мире конструкция для могил существует разнообразная и выбор можно сделать на доступной и понравившейся.
Любой более-менее наблюдательный человек наверняка обращал внимание на пропорции православного креста. И, действительно, при всем многообразии видов православных крестов, нельзя не заметить, что геометрия каждого из них строго выдержана, а пропорции строго соблюдены
Является ли это результатом того, что наши предки знали о правилах построения геометрических фигур, или в пропорциях православного креста заложен какой-то ? Вопрос этот не так празден, как может показаться на первый взгляд: одним людям нужно заказать крест на могилу родного человека, другие желают заказать нательный крестик ручной работы. Не каждый ювелир или мастер по изготовлению намогильных крестов разбирается в таких тонкостях, как пропорции православного крестика, поэтому подходить к заказу следует подготовившись.
Пропорции восьмиконечного православного креста
В России наиболее распространен восьмиконечный крест, состоящий из четырех перекладин: одной вертикальной и трех поперечных, или же шестиконечный, в котором присутствует только две поперечные линии. Именно такие кресты чаще всего можно увидеть на куполах и престолах церквей, на могилах, на груди у священников, в иконных лавках.
Пропорции православного креста шести- и восьмиконечного обычно строго соблюдаются, исходя из принципа золотого сечения. Благодаря этому принципу можно добиться идеального соотношения между целым изделием и его частями. Золотое сечение можно повсеместно наблюдать в окружающем нас мире, поэтому его иногда называют Божественным сечением. Пропорции православного креста можно рассчитать по специальной формуле золотого сечения.
Какие размеры православного креста
Размеры православного креста могут быть любыми, главное, чтобы они соответствовали назначению креста. Крайне нелепо выглядят люди, носящие на груди православный крест, размеры которого превышают священнический наперсный. То же самое касается и намогильных крестов: не стоит пытаться “затмить” всех, водрузив на могиле огромный крест, больше напоминающий памятник. Самым лучшим делом, которое мы можем сделать для умерших – это молиться за них и подавать посильную милостыню. Размеры православного крестика никоим образом не облегчают загробную участь людей, так же, как огромный нательный крест не означает, что хозяин его набожен.
У всех народов имеются свои принципы захоронения, но, когда умирает человек, возникает масса вопросов, связанных с оформлением и установкой креста на могиле.
Православный крест на могилу должен быть обязательно установлен сразу же после захоронения.
История христианского креста
Как это не странно впервые века христианства крест не был священным символом, и первые христиане ему не поклонялись. Вместо этого главным символом ранних христиан стала рыба, на греческом языке «ихтос» она содержала в себе акроним, означающий «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».
Наследуя ранних христиан некоторые протестантские течения, а также отдельные секты не признают крест как религиозный символ. Например, самая популярная в мире секта свидетелей Иеговы не признает крест, как впрочем, и некоторые другие подобные секты, например мормоны, на их церквях на верхушке вместо крестов просто высится шпиль.
Примерно с начала III века крест постепенно становится одним из важных религиозных символов новой зарождающейся религии. Так на известном произведении римского настенного искусства начала III века «Граффито Алексаменос» изображены две человеческие фигуры с головой осла и вытянутыми руками в виде Т-образного креста с надписью «Алексаменос поклоняется своему Богу».
В то время христианство было объявлено вне закона в Римской империи и некоторыми критиковалось как религия для глупцов. Карикатура на «Алексамена», возносящего молитвы этой распятой фигуре, была способом изобразить Христа с ослиной головой и высмеять христианство.
Но для христиан крест имел глубокое значение. Они понимали, что смерть Христа на кресте «завершилась» тем, что Бог воскресил Его из мертвых через три дня. Это Воскресение было знаком «победы» Христа над грехом и смертью.
Верующие могли разделить эту победу, приняв крещение, получив прощение прошлых грехов и «переродившись» к новой жизни в христианском сообществе, церкви. Таким образом, христиане часто называли крест Христа одновременно «деревом жизни» и «победным крестом». Многие христиане в наше время (как и века назад) стремятся подчеркнуть свою веру этим символом, например когда одевают крестик с камнями или другие формы креста, призванного служить не просто украшением, но и оберегом.