Николай заболоцкий

Объединение поэтов

Во время обучения в институте поэт вступил в группу юных литераторов. Они называли себя «обернутами» («Объединение реального искусства»). Никто из участников кружка не был популярным среди читателей, их произведения редко попадали в печать. Несмотря на это, литераторы регулярно выступали перед публикой, читая свои стихотворения. Именно в их компании Николай смог найти свой неповторимый стиль.

В 1920-х годах Заболоцкий проявил себя в области детской литературы. Его стихи были напечатаны в журналах «Чиж» и «Ёж». Также в этот период были выпущены книги в стихах и прозе, среди них «Змеиное молоко» и «Резиновые головы». В 1929 г. увидел свет сборник «Столбцы». В 1937 г. выходит «Вторая книга» поэта. После этого его незаконно репрессируют на Дальний Восток. Там Николай работал строителем. Позднее он попал в Караганду и Алтайский край. Только в 1946 г. литератору удалось вернуться в Москву.

С 1930 по 1940 годы были изданы такие произведения, как «Я не ищу гармонии в природе», «Лесное озеро» и «Метаморфозы». Одновременно с этим поэт работал над переводами грузинских классиков, даже посетил их родину. В 1950-е годы о творчестве Заболоцкого узнали широкие массы. Он стал популярным благодаря стихотворениям «Противостояние Марса», «Некрасивая девочка» и «Старая актриса».

Прощение

Чтобы заглушить боль от разлуки с женой Заболоцкий начал встречаться с Натальей Александровной Роскиной, 28-летней дочерью известного критика, чеховеда А. И. Роскина, и уже на втором свидании сделал ей предложение. Девушка ответила согласием, и Николай Алексеевич переехал к ней, в коммуналку на Первой Мещанской. Вместе они прожили полтора месяца, но ссориться по воспоминаниям самой Роскиной начали едва ли не с первого дня. Наконец, поэт, уставший от бесконечных обид и раздоров, заявил, что хочет быть один, и вернулся в квартиру на Беговой. В память об отношениях с Натальей Александровной он написал своё знаменитое стихотворение, вошедшее в четвёртый, последний прижизненный сборник (1957 г.):

По возвращении домой Николай Алексеевич ушёл в тяжёлый запой. Навещавшие его друзья всегда заставали одну и ту же картину: небрежно одетый поэт сидел за столом и пил водку под «Болеро» Равеля. Когда запись заканчивалась, Заболоцкий нетвердым шагом подходил к проигрывателю и ставил пластинку заново.

Между тем у Екатерины Васильевны и Василия Гроссмана семейная жизнь тоже не складывалась. Оба были слишком ответственными людьми, и беспокойство за бывших супругов их тяготило. Василий периодически навещал свою жену и оставался на Беговой «поработать в своём кабинете». Узнав об этом, Арсений Тарковский намекнул Заболоцкому, что неплохо бы и ему встретиться с Екатериной Васильевной. После нескольких решительных отказов Николай Алексеевич сдался и разрешил супруге приехать. Так Екатерина Васильевна стала дважды в неделю наведываться к поэту, прибиралась, стирала, готовила и однажды вернулась насовсем.

Анализ стихотворения «Метаморфозы» Заболоцкого

Стихотворение «Метаморфозы» Николая Алексеевича Заболоцкого – попытка осмыслить мир в его сложности и простоте.

Стихотворение написано в 1937 году. Автору его исполнилось 34 года, он много пишет, но публикуется в этот период больше как детский поэт. Выходит его очередной сборник стихов, готовятся к печати переводы грузинской поэзии. Вместе с тем, близится его арест за так называемую «антисоветскую пропаганду». По жанру – философская лирика, размер – двусложник с рифмовкой смежной и перекрестной. Лирическим героем является сам автор. В интонации сильна тютчевская нота. «Как мир меняется!» — с этого восклицания начинаются стихи. «Я сам меняюсь»: как часть мира, бессмертный дух в смертном теле. «Нас много»: отзвуки излюбленной поэтом натурфилософии, взаимопроникновения всего во все. «Я умирал не раз»: его жизнь и смерть неразрывны с рождением и гибелью всего живого в этом мире. «О, сколько мертвых я отделил от собственного тела!»: междометие с восклицанием, которыми он свидетельствует о своей кровной связи с поколениями людей, давно уже ушедшими, теми предками, от которых у него, например, цвет глаз, звук голоса или привычка. Быть может, и талант, как знать.

Почти в духе классицизма, в духе од М. Ломоносова и Г. Державина, он утверждает: если б разум мой прозрел, увидал бы среди могил меня. На эти строки приходится анжамбеман, специфическая организация строки (интонационная пауза): лежащего меня. Лексика, безусловно, самая возвышенная. Анафора: меня. Человек и в ветре, и на дне морском, всюду частицы его «бедного праха», его предков и потомков, следы его ног и души. «Когда-то так любимый»: чуть наивная строка о себе. «А я все жив!»: убежденность поэта в бессмертии крепнет. «Жива природа»: тема вечного возвращения. «Звено в звено и форма в форму»: завораживающая аллитерация. Мир не умирает «ни в радости, ни в буре»: нет места сожалениям и страху. Герой считает, что нужно стать великодушнее, принимать все метаморфозы из живого в живое, удивляться и любить. Рефрен «как все меняется!». Эта мысль неотступна, сродни прозрению. Поразительное стихотворение, если знать, в какую эпоху, и в какой стране оно написано. О том же ощущении чуть раньше писал В. Ходасевич в «Стансах»: слышу, как растет трава. Роль звена вовсе не унизительна для человека, уверяет Н. Заболоцкий. Истлевшая птица в земле становится источником, питающим соки деревьев, а те, в свою очередь, становятся «написанной страницей», новой книгой. Еще живой, герой чувствует себя уже умершим, причастным миру растений. В таком круговороте физического и метафизического он видит «бессмертие». Апострофа в финале: о, суеверья наши! Это учение, впрочем, совсем не новое, он в XX веке дарит миру. Эпитеты: чудных, живой, медленным.

«Метаморфозы» Н. Заболоцкого созданы в духе классической русской поэзии.

Стихи

На службу Заболоцкого определяют в Ленинград, откуда тот уже через год увольняется в запас. И если в молодости ранние стихи поэта рассказывали о переживаниях юнца из деревни и его воспоминаниях, то после армии его мировоззрение меняется, что помогает создать собственный, ни на кого не похожий стиль повествования. Так в библиографии поэта появляются первые стоящие произведения.

Николай Заболоцкий в молодости

После армии Николай попадает в обстановку последних лет новой экономической политики, которая стала основой для стихов поэта, пропитанных сатирой. Поздние произведения он объединил в одну книгу, названную «Столбцы». На обложку издания поместили портрет поэта.

Книга издана в 1929 году, сразу после выхода она вызвала в прессе массу негативных комментариев. Несмотря на это, мужчина налаживает отношения с журналом «Звезда», в котором в дальнейшем печатаются другие стихи автора, вошедшие во вторую, неопубликованную, редакцию сборника.

Следующее издание, которое состояло из поэзии Заболоцкого, созданной в период с 1926 по 1932 годы, уже было напечатано, однако читатели так его и не увидели. А произведение Николая Алексеевича «Торжество земледелия», вызвало новый поток негатива на автора. Такое отношение к творчеству заставило поэта все больше убеждаться, что ему не дадут реализоваться в поэзии в собственном оригинальном направлении. Это и объясняет творческий спад Николая, который длился до 1935 года.

Николай Заболоцкий за работой

На жизнь мужчина зарабатывал в двух журналах под руководством Самуила Маршака, писал детские стихи и прозы, а также переводи рассказы зарубежных авторов. Так Николай постепенно укрепил свои позиции в литературных кругах бывшего Ленинграда, и следующие несколько лет написанные им стихи получали одобрение.

В 1937-м он даже выпустил «Вторую книгу», состоящую из 17 стихов. И примерно в то же время работал над переводом произведения «Слово о полку Игореве», собственной поэмой «Осада Козельска», а также другими сочинениями и переводами. Однако кажущееся благополучным время оказалось обманчивым.

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает

Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости

Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью

Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.

Детство и юность

Будущий поэт родился 24 апреля (7 мая по н. с.) 1903 г. под Казанью, в семье агронома Алексея Агафоновича Заболотского и его жены, сельской учительницы Лидии Андреевны (в девич. Дьяконовой). Здесь, в Кизической слободе, прошли его первые детские годы. Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья перебралась в село Сернур Уржумского уезда Вятской губернии. С раннего детства Николай увлекался литературой: ещё в третьем классе сельской школы он начал вести рукописный журнал, в котором помещал стихи собственного сочинения. В круг интересов также входили химия и рисование.

В 1920 г., окончив реальное училище, молодой поэт покинул уездный Уржум и отправился в Москву, где поступил в университет сразу на 2 факультета – историко-филологический и медицинский. Спустя год Николай оставил столицу и переехал в Петроград, где стал студентом Педагогического института имени А. И. Герцена, поступив на отделение языка и литературы. Неустроенность и полуголодное существование ничуть не пугали пытливого юношу, он настойчиво искал свой собственный поэтический стиль, увлеченно читал Мандельштама, Ахматову, Блока, Гумилёва, Есенина, Хлебникова. Последний по мироощущению оказался Заболоцкому особенно близок.

В 1926 г. Николая призвали в армию. Служить пришлось недолго, уже в 1927 г. поэт был уволен в запас, но казарменная жизнь произвела на него неизгладимое впечатление и, как ни странно, помогла в творческих поисках. Уже в 1926–1927 г.г. Заболоцкий написал свои первые, по-настоящему сильные стихотворения. Тогда же Николай Алексеевич начал активно сотрудничать с детскими журналами «Еж» и «Чиж» под редакцией С. Маршака.

Сочинения

Поэт, на долю которого выпало много испытаний, сохранил возможность видеть светлые стороны в жизни. Заболоцкий, каким его описывает биография, всегда изыскивал время для написания стихов, которые помогали ему делиться с читателями своими чувствами и переживаниями.

Н.А. Заболоцкий биография, самое главное

Казанская губерния, Кизическая слобода стали малой родиной Николая Алексеевича Заболоцкого, где он родился 7 мая 1903 г. Отец был агрономом и управлял фермерским хозяйством. Мать — сельская учительница. Детство Заболоцкого Коли прошло не только в Казани, но и в Вятской губернии, в селе Сергул. Заболоцкий, как кратко сообщает биография, свои стихотворения записывал в рукописный журнальчик, который начал писать с 10 лет. Во время учебы в Уржуме в училище любил рисовать, изучать историю и химию.

В 1920 г. поступив в московский институт, Николай Заболоцкий бросил учёбу и уехал в Петербург, где окончил в своей биографии отделения Педагогического института: литературное и иностранных языков.

Биография Николая Алексеевича Заболоцкого сообщает, что после демобилизации из армии, где он прослужил год, получил должность в отделе книги для детей «Объединении государственных издательств». Создал литературную группу «Объединение реальных искусств».

В 1938 г. смысл его стихов переиначили, признав их антисоветскими. Заболоцкий, как повествует биография, был арестован и отправлен отбывать наказание в исправительных лагерях Комсомольска-на-Амуре, а затем на Алтай. В 1944 г. был освобождён и смог вернуться к литературному творчеству. Умер в 1958 г. от повторного инфаркта.

Литературное творчество

Сборник «Столбцы» первый в карьере поэта Заболоцкого. Написанную им поэму «Торжество земледелия» критики ругали.

Его стихи печатали в детских журналах. Там же вышел перевод книги «Гаргантюа и Пантагрюэль» творчества Франсуа Рабле.

В годы заключения отсылал письма семье, которые вышли в печать сборником «Сто писем 1938—1944 годов».

После заключения завершил работу, которую начал в 1937 г. Перевод «Слова о полку Игореве» литературные круги кратко признали лучшим. Для Заболоцкого это признание было самое главное в биографии, позволило поэту перебраться из Караганды обратно в Москву и восстановиться в Союзе писателей.

Поэзия 1946-1948 гг. была принята литературным миром, критики были благосклонны к перу поэта. В это же время вышел третий сборник поэзии Заболоцкого.

В 1949-1952 гг. усилилась цензура, писатель почти не издавал своих произведений, боялся, что его слова снова изменят, и он попадёт в тюрьму.

Во времена хрущевской оттепели воодушевленный поэт создал свои лучшие произведения.

Личная жизнь

С 1930 г. был женат на Клыковой Екатерине. У них родились 2 детей: сын Никита и дочь Наташа. Интересные факты сообщает биография Заболоцкого: в 1955 г. жена ушла от него к Василию Гроссману. Поэт тоже завел роман с Натальей Роскиной. Через 3 года Екатерина вернулась и была с поэтом до конца.

Вступление

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его —
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу.
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей косожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу.

Но не десять соколов пускал
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой,
Ратным духом сердце поострил
И повёл полки родного края,
Половецким землям угрожая.

О Боян, старинный соловей!
Приступая к вещему напеву,
Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава:
Если б ты Траяновой тропой
Средь полей помчался и курганов, —
Так бы ныне был воспет тобой
Игорь-князь, могучий внук Траянов:
«То не буря соколов несёт
За поля широкие и долы,
То не стаи галочьи летят
К Дону на великие просторы!».
Или так воспеть тебе, Боян,
Внук Велесов, наш военный стан:
«За Сулою кони ржут,
Слава в Киеве звенит,
В Новеграде трубы громкие трубят,
Во Путивле стяги бранные стоят!».

Краткий анализ творчества

Первые стихотворения Заболоцкого носили подражательный характер. В числе «объектов» подражания значились Маяковский, Есенин и Блок. Собственную манеру поэт начал обретать в середине 1920-х годов. Важную роль в его творческом становлении сыграло общение с «чинарями» — домашним содружеством молодых философов и поэтов. В частности, в него входили Хармс и Введенский, которые впоследствии стали ядром литературной группы ОБЭРИУ.

Творчество Заболоцкого принято делить на три периода. Первый традиционно связывают с «обэриутами». В дебютной книге поэта «Столбцы» заметно главным образом влияние Хлебникова. Второй период – натурфилософская лирика. После возвращения из ссылки начинается третий период. В поздних стихотворениях Заболоцкий отказывается от экспериментов и становится ближе к классической русской поэзии XIX века.

  • «Я воспитан природой суровой», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Где-то в поле возле Магадана», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Не позволяй душе лениться…», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Я не ищу гармонии в природе», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Журавли», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «О красоте человеческих лиц», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Можжевеловый куст», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Завещание», анализ стихотворения Заболоцкого

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич

https://youtube.com/watch?v=Uty4YAwc1l0

Последняя любовь

Задрожала машина и стала,
Двое вышли в вечерний простор,
И на руль опустился устало
Истомленный работой шофёр.
Вдалеке через стёкла кабины
Трепетали созвездья огней.
Пожилой пассажир у куртины
Задержался с подругой своей.
И водитель сквозь сонные веки
Вдруг заметил два странных лица,
Обращённых друг к другу навеки
И забывших себя до конца.
Два туманные лёгкие света
Исходили из них, и вокруг
Красота уходящего лета
Обнимала их сотнями рук.
Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.
И они, наклоняясь друг к другу,
Бесприютные дети ночей,
Молча шли по цветочному кругу
В электрическом блеске лучей.
А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофёр улыбался устало,
Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни,
Что давно уж их песенка спета, —
То, что, к счастью, не знали они.
1957

Анализ стихотворения «Признание» Заболоцкого

Стихотворение Николая Заболоцкого «Признание» знают многие, потому что на его слова композитор Михаил Звездинский написал романс «Очарована, околдована…», полюбившийся людям разных поколений.

Написано произведение было в 1957 году. Это зрелый взгляд зрелого мужчины на такое чувство, как любовь. Ведь поэту исполнилось в это время уже 54 года. Стихотворение относится к циклу, который так и называется — «Последняя любовь.»

В жизни Заболоцкого наступил драматический период: он расстался со своей женой Екатериной Клыковой, с которой прожил много лет. Вместе они прошли страшные испытания. В 1938 году поэт был по несправедливому доносу осуждён за антисоветскую деятельность и отбывал наказание в ГУЛАГе. Только через восемь лет он вернулся к нормальной жизни, но с уже подорванным здоровьем. Друзья считали, что выжить поэту помогла только любовь к жене и детям. Однако отношения супругов со временем испортились, и они расстались. В жизни Заболоцкого появилась другая женщина, 28-летняя Наталья Роскина. Девушка была поклонницей его таланта.

Кому из двух женщин посвящено стихотворение, неизвестно. Скорее всего это собирательный образ. Автор называет героиню «красавицей», но внешность её очерчена только несколькими штрихами: «тяжёлые очи», «чёрные восточные брови», «полуголые руки». Поэта больше интересует душевное состояние и внутренний мир любимой. Для него эта женщина неземного происхождения, «с тёмного неба сошедшая», «сумасшедшая звезда». Она тонкое, возвышенное существо. «С ветром повенчана», — говорит о ней автор.

Душевное состояние возлюбленной не очень понятно поэту. Она «не печальная, не весёлая», то ли плачет, то ли нет. Автор называет её «горькой», видимо, намекая на измену жены, которая была для него, по воспоминаниям друзей, как гром с ясного неба. И в тоже время он так дорожит этой женщиной, что называет «драгоценной». Он благодарен возлюбленной за минуты счастья, которые они прожили вместе. Что будет дальше, неизвестно, и поэт смиряется перед судьбой. Он говорит: «Что прибавится — не убавится, что не сбудется — позабудется».

Произведение написано трёхстопным анапестом. Оно состоит из 5-ти катренов с перекрёстной рифмой. Употребляются различные тропы: метафоры — «ты песнь обручальная», «с ветром обвенчана», эпитеты: — «горькая», «милая», сравнение — «словно в оковы закована».

Это стихотворение считается одним из самых лучших у Заболоцкого. «Признание» — настоящий шедевр русской любовной лирики.

Московский период

В 1946 году по разрешению властей Заболоцкий вернулся в столицу и ему был возвращен статус члена Союза писателей. Третий сборник «Стихотворения» публикуется в 1948 году.

После творческого подъема первых годов освобождения наступает период затишья. Заболоцкий почти не пишет, опасаясь идеологического преследования и повторения истории с арестом. В довершении к этому в 1955 году у поэта случается первый сердечный приступ, который значительно подорвал его здоровье. Причиной его К. Чуковский, близкий друг Заболоцкого, называл временный уход жены поэта Екатерины к другому мужчине.

К этому времени относится множество переводов сочинений грузинских поэтов Руставели, Чавчавадзе, Пшавелы А. Церетели и др., которые помогали поэту поддерживать себя и свою семью на плаву.

Новый творческий подъем начинается после развенчания культа Сталина и началом оттепели в 1956 году. Этот этап в истории страны нашел отражение в стихах «Где-то в поле возле Магадана», «Казбек». За три года до кончины в 1958 году Заболоцкий создает большую часть произведений, вошедших в последний период творчества.

В 1957 году публикуется последний поэтический сборник – цикл «Последняя любовь». Это лирические стихи поэта, в том числе знаменитое стихотворение «Зацелована, околдована».

14 октября 1958 года у Николая Заболоцкого случился второй инфаркт, который стал смертельным. Поэт был похоронен в Москве.

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого

Николай Заболоцкий считается одним из ярких представителей русской советской поэзии. Он отличался ото всех своим нестандартным видением процессов, происходящих на тот момент в обществе и в целом в мире. Николай не понимал само устройство мира, не понимал той суеты и спешки, тех придуманных противоречий между людьми. Поэтому произведения Заболоцкого зачастую имели оттенок трагизма и пессимизма.

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано поэтом в 1947 году после того, как он вернулся со сталинских лагерей. Шесть лет, проведенные в ссылке, наложили сильный отпечаток на его творчестве: Заболоцкий начинает искать философскую основу для своих произведений.

В стихотворении поднимается тема поиска гармонии в природе. Она предстает для него как хаос и тюрьма, в которой невозможно достичь идеальную гармонию. Он пишет, что бессмысленно искать разумную соразмерность в ней. Мир для поэта кажется дремучим, однако автор отмечает, что можно восхищаться некоторыми его пейзажами, но за этой внешней красотой всегда кроется её обратная сторона — жестокость и боль, из-за которого сердце не может услышать «правильные созвучия». Только в моменты сна и тишины, «в тихий час осеннего заката» лирический герой видит в ней умиротворение, когда большой мир противоречий наконец-то мирится с самим собой. Это состояние окружающего мира поэт сравнивает напрямую с матерью и ребенком, чьи взаимоотношения кристально чистые и неподдельные, потому что в их основе лежит искренняя любовь. Это прекрасное чувство побуждает мать жертвовать собой, а ребенка принимать эту жертву, чтобы растянуть моменты счастья — «солнце увидать», то есть превзойти все земные страсти и предрассудки ради единства души. А это возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые так характерны для матери и ребенка.

Жанр стихотворения – философская лирика. Для выражения своих рассуждений и мысли автор использует такие художественные средства, как эпитеты («ясном небосводе», «мир дремучий», «тревожном полусне», «потемневшая вода»), метафоры («в ожесточенном пении ветров», «сияньем немощным объята»), сравнение (природа сравнивается с матерью, «мир противоречий как бы прообраз боли человечьей»).

При создании своего произведения Николай Заболоцкий применил пятистопный ямб с пиррихием, что позволяет заметить пессимистический настрой автора.

Таким образом, это стихотворение является отображением мировоззрения поэта в тот тяжелый период его судьбы.

Примечания

  1. 123 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011. https://wikidata.org/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/Track:P268″>https://wikidata.org/Track:Q54837″>
  2. 123Роднянская И. Б. Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 9 : Евклид — Ибсен. — С. 264.

    https://wikidata.org/Track:Q4395984″>https://wikidata.org/Track:Q17378135″>

  3. SNAC — 2010. https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
  4. 12Загоскин Н. П., Вишневский А. В. Заболоцкий Николай Алексеевич, поэт (1903—1958)(неопр.) .История в лицах . Казанскіе истории (history-kazan.ru). Дата обращения 20 декабря 2012. Архивировано 23 декабря 2012 года.
  5. Николай Заболоцкий. Проблемы творчества : По материалам международных научно-литературных Чтений, посвященных 100-летию Н. А. Заболоцкого, 1903—2003; . — М.: Издательство Литературного института, 2005. — 335 с. — (Материалы научно-литературных чтений) ISBN 5-7060-0066-2
  6. Открытый список: Заболоцкий Николай Алексеевич (1903)
  7. 12 Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958), поэт, переводчик(неопр.) .Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы . sakharov-center.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  8. 12345 Портал филол. ф-та МГУ.
  9. Алексей Пурин: Воспоминания о Евтерпе: Urbi: Литературный альманах. Выпуск девятый. СПб.: Журнал «Звезда», 1996. ISBN 5-7439-0027-2 С. 189—204.
  10. 123Иван Толстой . «Столбцы»: Памятник гениальной книгеРадио Свобода , 07.05.2017
  11. Большая литературная энциклопедия, С. 495—499, «Заболоцкий» — ред. статьи Филлипов Г. Н.
  12. «В моём лице нанесён ущерб всей советской поэзии»: Арест Николая Заболоцкого // Коммерсантъ. — 2020. — Вып. 13 марта.
  13. Н. В. Лесючевский «О стихах Н. Заболоцкого».
  14. Даугава. — 1988. — № 3
  15. Знамя. — 1989. — № 1
  16. 12Чуковский Н. О том, что видел. — 2005. — ISBN 5-235-02681-0.
  17. Николай Алексеевич Заболоцкий
  18. Литературная карта Алтайского края.
  19. Колкер, 2003.
  20. Чуковский К. И., Юдина М. В. PRO DOMO SUA(неопр.) . chukfamily.ru. — Комментарии Евгения Ефимова. Дата обращения 5 февраля 2013.
  21. Дёмина Н. «Этические принципы в науке повсюду одинаковы»(неопр.) . polit.ru (22 апреля 2008). — Интервью с Н. В. Кавериным. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  22. Леонид Дьяконов: «О Заболоцком я знаю больше всех!» (неопр.) . Дата обращения 3 сентября 2020.
  23. Любовный треугольник Николая Заболоцкого Караван историй
  24. Могила Н. А. Заболоцкого на Новодевичьем кладбище (неопр.) . devichka.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  25. Поэтика Православия : Неизвестный текст перевода Слова о полку Игореве. Заболоцкий Н. А. Архивная копия от 11 октября 2007 на Wayback Machine
  26. Слово о полку Игореве — Перевод Заболоцкого. Архивная копия от 17 декабря 2011 на Wayback Machine
  27. Из писем Заболоцкого Циолковскому от 18 янв. 1932 // Собрание сочинений — Т. 3. — С. 310.
  28. Доходный дом (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  29. Комплекс зданий Придворного Конюшенного ведомства. Жилой корпус (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  30. Состоялась презентация книги доктора филологических наук Таисии Савченко «Заболоцкий: Караганда в судьбе поэта» (рус.) (недоступная ссылка). 2008 Информационный ресурc ГУ «Управление финансов Карагандинской области». Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 8 марта 2020 года.
  31. Берию просили о помощи: “Разрешите Заболоцкому уехать из Караганды!” (рус.). Учредитель ПК «Газета „Новый вестник“». Дата обращения 4 мая 2013.
  32. Реестр культурного наследия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 января 2009. Архивировано 4 марта 2020 года.
  33. Томилин К. А. (составитель). Дом Заболоцкого(неопр.) . begovaya.euro.ru. Дата обращения 28 декабря 2012. Архивировано 5 января 2013 года.
  34. 11 июля в рамках празднования Дня города в Тарусе состоялось открытие памятника Николаю Заболоцкому.

Анализ стихотворения «Птицы» Заболоцкого

Произведение «Птицы» Николая Алексеевича Заболоцкого перекликается с одноименной поэмой, посвященной отцу поэта.

Стихотворение создано в начале 1930-х годов. Автору этих строк исполнилось около 30 лет, он уже выпустил дебютный сборник, который подвергся нещадной критике, новую книгу стихов ему издать не позволили. Оставалась работа в детских журналах, утешала и переписка с К. Циолковским, чьи идеи произвели на поэта глубокое впечатление. В жанровом отношении эксцентрическая пейзажная зарисовка, рифмовка перекрестная, 6 строф. Лирический герой присутствует, но обнаруживает себя лишь в финале произведения. Начинается стихотворение вполне лирически. Птицы противятся ветру в небе. Поэт подбирает для них трогательное сравнение с лампадами. Однако уже во 2 строфе гармония рушится, в строчках косо проглядывает абсурд, угроза. Оказывается, «легкие птицы» высматривают жертв. Люди, к счастью, их не интересуют. Подумаешь, клопики. А вот бегущая мышь – это уже серьезно. Обезображенный трупик деловито втаскивается в камыши, где благополучно обгладывается. Натуралистическое описание изобилует неприглядными деталями. Например, пальцы (звучит так по-человечески) обедающей птицы. Или водичка изо рта пойманной мышки. Лексический повтор «телескопики» забавен сам по себе, однако не в данном контексте. Птица-потрошитель своей ролью не гордится, принимает положение вещей за неизбежность. Собственно, об этом она и думает: а для чего еще нужны мыши? В эту минуту мимо катит тарантас с лирическим героем. Он любуется пейзажем, обозревает охоту птиц и предается грустным размышлениям. Похоже, у него в груди тоже погребена ни одна мышка. Впрочем, и в ее роли он не раз бывал. Запятнанный мир, между тем, сверкает всеми красками радуги. Казалось бы, поэт почти нейтрально показал пресловутый естественный отбор. Неизбежный, давно оправданный, законный. Однако финальное четверостишие недвусмысленно переводит стихотворение в иную плоскость. Поэт изображает себя едущим в тарантасе мимо этого праздника – и пиршества – жизни. Старомодный тарантас – ниточка к поэзии А. Пушкина (скажем, к его «Дорожным жалобам»), тоже любителя проехаться по ухабам с ветерком. Уменьшительные суффиксы, ироничные или наводящие жуть: телескопики, водица, трупик, холмике. Инверсия: катился тарантас. Перечислительные градации. Эпитеты: потухших, легкие. Метафора: долю на сердце. Лексика разговорная, интонация будничная, бодрая.

Фантасмагоричный в своей банальности мир – лейтмотив произведения «Птицы» Н. Заболоцкого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector