Николай заболоцкий: стихи — страница 2

Анализ стихотворения «Портрет» Заболоцкого

Талантливый поэт Николай Заболоцкий предпочитал писать на тему любви. Почти все свои стихотворения он посвящал своей жене Екатерине. В произведении «Портрет» мужчина описал образ возлюбленной.

Это стихотворение было создано в качестве послания в будущее. Начинается оно с рассматривания портрета красивой женщиной, которая жила несколько веков назад. Выделяются ее глаза, «как два обмана, покрытые мглою неудач»

Внимание на одежде не акцентируется, поэтому невозможно точно понять во что одета героиня. Есть только небольшое упоминание, где говорится о том, что она закутана в атласную ткань

Для него пока существует образ глаз, а остальное теряется в туманной памяти.

В портрете этой девушки соединяются две эмоции: полувосторг и полуиспуг. Здесь поэт использовал такой приём, как оксюморон. Также существует сравнение: как два тумана и как два обмана. Эти выразительные средства необходимы для создания романтичной атмосферы. В ее взгляде читается полуулыбка и полуплач. Это становится загадкой и вызывает наибольший интерес. Поэт написал об этих чувствах, потому что именно их он прочёл во взгляде своей супруги Екатерины Клыковой, вернувшейся к нему после длительной разлуки.

Николай Заболоцкий не хочет думать о том периоде времени, когда он жил в течении нескольких лет один, без женщины, от которой был без ума. Все это время поэт надеялся, что возлюбленная вернётся и они снова будут вместе. Когда она вернулась, то он понял, что любимая страдала не меньше. Последние строчки посвящаются именно супруге писателя. В них присутствует признание в том, что со дна его души мерцают ее очаровательные глаза. Один единственный взгляд смог сказать автору намного больше, чем любые слова или фразы. Он хранил его в сердце до конца своих дней, сравнивая с чувствами, которые отражались в глазах другой представительницы прекрасного пола, которая была изображена на холсте много лет назад. Лирический герой представляется человеком, который увлёкся образом, созданным в голове. Он восхищается и боготворит свой идеал женщины. В целом стихотворение перекликается с мужскими и женскими рифмами, создавая гармоничность и музыкальность.

«Портрет» был написан в 1953 году. Образ, о котором говорится в стихотворении, относится к супруге поэта. Он ее очень любил, поэтому простил ей измену. Екатерина уходила от него, но потом вернулась. В ее взгляде Заболоцкий увидел, что она тоже страдала.

Анализ стихотворения «Завещание» Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий поэтически изложил свое мировозрение в стихотворении «Завещание». На тот момент поэту было 44 года, 8 из которых он провел в ссылке по надуманному обвинению в антисоветской деятельности.

Стихотворение написано в 1947 году. Автору 44 года, он прошел тюрьму и ссылку, напечатанным сборник собственных стихов он видел 8 лет назад. Он отец двоих детей, переводчик, и в письменном столе его лежит рукопись новой книги.

По жанру — философская лирика, по размеру — шестистопный ямб со смежной и перекрестной рифмой, 6 строф. Лирический герой — сам поэт. Композиция одночастная. Лексика возвышенная, стихотворение напоминает торжественный слог поэзии начала XIX века. По этой причине оно кажется академичным, однако форма обманчива. Содержание его возвращает в пору молодости Н. Заболоцкого, когда он впервые узнал натурфилософию, проникся идеями пантеизма (одушевления всего существующего), вел переписку с К. Циолковским.

Поэт думает, что человек рождается не во времени, а существует всегда, что много лет назад частица поэта жила в первобытном кристалле, капле росы. Верит он и в то, что после смерти продолжит жить — в цветах, чувствах, делах, творчестве других людей. Такой своеобразный круговорот жизни, превращения одного в другое, единства всего во всем. Поэт обращается не к современникам, даже не к подрастающему поколению — он глядит вперед на сотни лет.

Эпитеты: необозримый мир туманных превращений, бедный прах, далекий правнук, безжизненный кристалл, дальний потомок. Метафоры: иссякнет жизнь, приютит лес, погасив свечу, склоне лет, сверкание чудес. Олицетворения: почуял жизнь, дыханием цветов. Сравнения: как птица, как зарница, как дождь. Поэт представляет себя, возможно, куском мрамора, который в будущем попадет в руки талантливому скульптору: взяв меня в ладонь, доделав. Основные мотивы стихотворения: я не умру, я недаром жил. В последней строфе восклицание: о, я недаром в этом мире жил! Чтобы подчеркнуть бесчисленное множество грядущих поколений людей, на которое Н. Заболоцкий смотрит с оптимизмом, он употребляет слово «мильоны». Его завещание — в утверждении вечного торжества жизни и созидательного труда всего человечества.

Стихотворение «Завещание» — пример самобытной лирики Н. Заболоцкого, выдающегося поэта, переводчика XX века. В молодости авангардист, здесь поэт пишет произведение в традициях классической русской литературы.

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого

Николай Заболоцкий считается одним из ярких представителей русской советской поэзии. Он отличался ото всех своим нестандартным видением процессов, происходящих на тот момент в обществе и в целом в мире. Николай не понимал само устройство мира, не понимал той суеты и спешки, тех придуманных противоречий между людьми. Поэтому произведения Заболоцкого зачастую имели оттенок трагизма и пессимизма.

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано поэтом в 1947 году после того, как он вернулся со сталинских лагерей. Шесть лет, проведенные в ссылке, наложили сильный отпечаток на его творчестве: Заболоцкий начинает искать философскую основу для своих произведений.

В стихотворении поднимается тема поиска гармонии в природе. Она предстает для него как хаос и тюрьма, в которой невозможно достичь идеальную гармонию. Он пишет, что бессмысленно искать разумную соразмерность в ней. Мир для поэта кажется дремучим, однако автор отмечает, что можно восхищаться некоторыми его пейзажами, но за этой внешней красотой всегда кроется её обратная сторона — жестокость и боль, из-за которого сердце не может услышать «правильные созвучия». Только в моменты сна и тишины, «в тихий час осеннего заката» лирический герой видит в ней умиротворение, когда большой мир противоречий наконец-то мирится с самим собой. Это состояние окружающего мира поэт сравнивает напрямую с матерью и ребенком, чьи взаимоотношения кристально чистые и неподдельные, потому что в их основе лежит искренняя любовь. Это прекрасное чувство побуждает мать жертвовать собой, а ребенка принимать эту жертву, чтобы растянуть моменты счастья — «солнце увидать», то есть превзойти все земные страсти и предрассудки ради единства души. А это возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые так характерны для матери и ребенка.

Жанр стихотворения – философская лирика. Для выражения своих рассуждений и мысли автор использует такие художественные средства, как эпитеты («ясном небосводе», «мир дремучий», «тревожном полусне», «потемневшая вода»), метафоры («в ожесточенном пении ветров», «сияньем немощным объята»), сравнение (природа сравнивается с матерью, «мир противоречий как бы прообраз боли человечьей»).

При создании своего произведения Николай Заболоцкий применил пятистопный ямб с пиррихием, что позволяет заметить пессимистический настрой автора.

Таким образом, это стихотворение является отображением мировоззрения поэта в тот тяжелый период его судьбы.

Анализ стихотворения «Птицы» Заболоцкого

Произведение «Птицы» Николая Алексеевича Заболоцкого перекликается с одноименной поэмой, посвященной отцу поэта.

Стихотворение создано в начале 1930-х годов. Автору этих строк исполнилось около 30 лет, он уже выпустил дебютный сборник, который подвергся нещадной критике, новую книгу стихов ему издать не позволили. Оставалась работа в детских журналах, утешала и переписка с К. Циолковским, чьи идеи произвели на поэта глубокое впечатление. В жанровом отношении эксцентрическая пейзажная зарисовка, рифмовка перекрестная, 6 строф. Лирический герой присутствует, но обнаруживает себя лишь в финале произведения. Начинается стихотворение вполне лирически. Птицы противятся ветру в небе. Поэт подбирает для них трогательное сравнение с лампадами. Однако уже во 2 строфе гармония рушится, в строчках косо проглядывает абсурд, угроза. Оказывается, «легкие птицы» высматривают жертв. Люди, к счастью, их не интересуют. Подумаешь, клопики. А вот бегущая мышь – это уже серьезно. Обезображенный трупик деловито втаскивается в камыши, где благополучно обгладывается. Натуралистическое описание изобилует неприглядными деталями. Например, пальцы (звучит так по-человечески) обедающей птицы. Или водичка изо рта пойманной мышки. Лексический повтор «телескопики» забавен сам по себе, однако не в данном контексте. Птица-потрошитель своей ролью не гордится, принимает положение вещей за неизбежность. Собственно, об этом она и думает: а для чего еще нужны мыши? В эту минуту мимо катит тарантас с лирическим героем. Он любуется пейзажем, обозревает охоту птиц и предается грустным размышлениям. Похоже, у него в груди тоже погребена ни одна мышка. Впрочем, и в ее роли он не раз бывал. Запятнанный мир, между тем, сверкает всеми красками радуги. Казалось бы, поэт почти нейтрально показал пресловутый естественный отбор. Неизбежный, давно оправданный, законный. Однако финальное четверостишие недвусмысленно переводит стихотворение в иную плоскость. Поэт изображает себя едущим в тарантасе мимо этого праздника – и пиршества – жизни. Старомодный тарантас – ниточка к поэзии А. Пушкина (скажем, к его «Дорожным жалобам»), тоже любителя проехаться по ухабам с ветерком. Уменьшительные суффиксы, ироничные или наводящие жуть: телескопики, водица, трупик, холмике. Инверсия: катился тарантас. Перечислительные градации. Эпитеты: потухших, легкие. Метафора: долю на сердце. Лексика разговорная, интонация будничная, бодрая.

Фантасмагоричный в своей банальности мир – лейтмотив произведения «Птицы» Н. Заболоцкого.

Анализ стихотворения «Признание» Заболоцкого

Стихотворение Николая Заболоцкого «Признание» знают многие, потому что на его слова композитор Михаил Звездинский написал романс «Очарована, околдована…», полюбившийся людям разных поколений.

Написано произведение было в 1957 году. Это зрелый взгляд зрелого мужчины на такое чувство, как любовь. Ведь поэту исполнилось в это время уже 54 года. Стихотворение относится к циклу, который так и называется — «Последняя любовь.»

В жизни Заболоцкого наступил драматический период: он расстался со своей женой Екатериной Клыковой, с которой прожил много лет. Вместе они прошли страшные испытания. В 1938 году поэт был по несправедливому доносу осуждён за антисоветскую деятельность и отбывал наказание в ГУЛАГе. Только через восемь лет он вернулся к нормальной жизни, но с уже подорванным здоровьем. Друзья считали, что выжить поэту помогла только любовь к жене и детям. Однако отношения супругов со временем испортились, и они расстались. В жизни Заболоцкого появилась другая женщина, 28-летняя Наталья Роскина. Девушка была поклонницей его таланта.

Кому из двух женщин посвящено стихотворение, неизвестно. Скорее всего это собирательный образ. Автор называет героиню «красавицей», но внешность её очерчена только несколькими штрихами: «тяжёлые очи», «чёрные восточные брови», «полуголые руки». Поэта больше интересует душевное состояние и внутренний мир любимой. Для него эта женщина неземного происхождения, «с тёмного неба сошедшая», «сумасшедшая звезда». Она тонкое, возвышенное существо. «С ветром повенчана», — говорит о ней автор.

Душевное состояние возлюбленной не очень понятно поэту. Она «не печальная, не весёлая», то ли плачет, то ли нет. Автор называет её «горькой», видимо, намекая на измену жены, которая была для него, по воспоминаниям друзей, как гром с ясного неба. И в тоже время он так дорожит этой женщиной, что называет «драгоценной». Он благодарен возлюбленной за минуты счастья, которые они прожили вместе. Что будет дальше, неизвестно, и поэт смиряется перед судьбой. Он говорит: «Что прибавится — не убавится, что не сбудется — позабудется».

Произведение написано трёхстопным анапестом. Оно состоит из 5-ти катренов с перекрёстной рифмой. Употребляются различные тропы: метафоры — «ты песнь обручальная», «с ветром обвенчана», эпитеты: — «горькая», «милая», сравнение — «словно в оковы закована».

Это стихотворение считается одним из самых лучших у Заболоцкого. «Признание» — настоящий шедевр русской любовной лирики.

Анализ стихотворения «Метаморфозы» Заболоцкого

Стихотворение «Метаморфозы» Николая Алексеевича Заболоцкого – попытка осмыслить мир в его сложности и простоте.

Стихотворение написано в 1937 году. Автору его исполнилось 34 года, он много пишет, но публикуется в этот период больше как детский поэт. Выходит его очередной сборник стихов, готовятся к печати переводы грузинской поэзии. Вместе с тем, близится его арест за так называемую «антисоветскую пропаганду». По жанру – философская лирика, размер – двусложник с рифмовкой смежной и перекрестной. Лирическим героем является сам автор. В интонации сильна тютчевская нота. «Как мир меняется!» — с этого восклицания начинаются стихи. «Я сам меняюсь»: как часть мира, бессмертный дух в смертном теле. «Нас много»: отзвуки излюбленной поэтом натурфилософии, взаимопроникновения всего во все. «Я умирал не раз»: его жизнь и смерть неразрывны с рождением и гибелью всего живого в этом мире. «О, сколько мертвых я отделил от собственного тела!»: междометие с восклицанием, которыми он свидетельствует о своей кровной связи с поколениями людей, давно уже ушедшими, теми предками, от которых у него, например, цвет глаз, звук голоса или привычка. Быть может, и талант, как знать.

Почти в духе классицизма, в духе од М. Ломоносова и Г. Державина, он утверждает: если б разум мой прозрел, увидал бы среди могил меня. На эти строки приходится анжамбеман, специфическая организация строки (интонационная пауза): лежащего меня. Лексика, безусловно, самая возвышенная. Анафора: меня. Человек и в ветре, и на дне морском, всюду частицы его «бедного праха», его предков и потомков, следы его ног и души. «Когда-то так любимый»: чуть наивная строка о себе. «А я все жив!»: убежденность поэта в бессмертии крепнет. «Жива природа»: тема вечного возвращения. «Звено в звено и форма в форму»: завораживающая аллитерация. Мир не умирает «ни в радости, ни в буре»: нет места сожалениям и страху. Герой считает, что нужно стать великодушнее, принимать все метаморфозы из живого в живое, удивляться и любить. Рефрен «как все меняется!». Эта мысль неотступна, сродни прозрению. Поразительное стихотворение, если знать, в какую эпоху, и в какой стране оно написано. О том же ощущении чуть раньше писал В. Ходасевич в «Стансах»: слышу, как растет трава. Роль звена вовсе не унизительна для человека, уверяет Н. Заболоцкий. Истлевшая птица в земле становится источником, питающим соки деревьев, а те, в свою очередь, становятся «написанной страницей», новой книгой. Еще живой, герой чувствует себя уже умершим, причастным миру растений. В таком круговороте физического и метафизического он видит «бессмертие». Апострофа в финале: о, суеверья наши! Это учение, впрочем, совсем не новое, он в XX веке дарит миру. Эпитеты: чудных, живой, медленным.

«Метаморфозы» Н. Заболоцкого созданы в духе классической русской поэзии.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Биография

1903 — 1958

Страна: Россия

русский поэт. Переводчик грузинской поэзии и «Слова о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре»
Родился 7 мая 1903 г. в Казани в семье агронома. Учился в сельской школе, затем в реальном училище города Уржума.
Писать стихи начал в детстве. Окончил в 1925 г. факультет русского языка и словесности Педагогического института имени А. И. Герцена в Ленинграде.
В 1926—1927 гг. служил в армии.
В конце 20-х гг. XX в. Заболоцкий примкнул к группе обэриутов — молодых писателей, создавших Объединение реального творчества (А. Введенский, Ю. Владимиров, Д. Хармс и др.). Вместе с обэриутами начал пробовать силы в детской литературе, печатался в журнале «Ёж».
В 1929 г. вышел первый сборник поэта «Столбцы», вызвавший, по его собственным словам, «порядочный скандал» и принёсший ему популярность.
В 1929—1933 гг. он пишет поэмы «Торжество земледелия», «Безумный волк», «Деревья». Взаимоотношениям человека и природы посвящено у Заболоцкого много произведений, в том числе одно из лучших его стихотворений «Всё, что было в душе…» (1936 г.).
В 1937 г. увидела свет «Вторая книга», подтвердившая мастерство и самобытность поэта.
В конце 50-х гг. Заболоцкий перевёл грузинскую средневековую поэму «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели (1953—1957 гг.). В 1938 г. Заболоцкий был арестован по ложному политическому обвинению. Находясь в заключении, он продолжал писать, сделал вольное переложение «Слова о полку Игореве». После освобождения в январе 1946 г. приехал в Москву.
Стихи Заболоцкого конца 40-х—50-х гг. стали классикой русской лирики («Завещание», «Гроза», «Ещё заря не встала над селом…», «Я не ищу гармонии в природе…», «Ласточка», «Некрасивая девочка», «Журавли», «Уступи мне, скворец, уголок…», цикл «Последняя любовь» и др.). Их отличает философская глубина; автор открывает в жизни всё новые грани и тайны, находит новые соответствия своему изменяющемуся внутреннему миру.
Заболоцкому принадлежат также многочисленные переводы с немецкого, венгерского, итальянского, сербского, таджикского, узбекского, украинского языков.
Особенно значительны его переводы из грузинской поэзии. Итогом долголетней работы явился вышедший в Тбилиси в 1958 г. двухтомник «Грузинская классическая поэзия» в переводе Н. Заболоцкого.
Последнее его стихотворение — «Не позволяй душе лениться…».
Скончался 14 октября 1958 г. в Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище.

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает

Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости

Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью

Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector