Адам и ева

Почему Адам и Ева были наги в Раю

Какова же была природа человека, задуманная и воплощенная Создателем, если ей не требовалось внешнего прикрытия?

  • Господь создал человека по своему образу и подобию и дал ему власть над вещественным миром для того, чтобы человек преобразовал мир до Божественного уровня. Человеку дана была миссия: обожествить Вселенную. Это можно было сделать только через человека как носителя двух начал – духовного и материального. И это материальное в человеке изначально было безгрешным, поэтому стыда он не знал. Ведь стыд – следствие греха, а не первопричина.
  • Человеческое тело было создано совершенным, ничего постыдного в нем не было. До грехопадения на людях были надеты иные одежды, «пошитые» из света и чистоты. Христианские философы говорят о том, что вся наука, с момента ее зарождения, имеет дело с человеческой природой, какой она стала уже после грехопадения. Адам и Ева до познания добра и зла имели тела другие – не нуждавшиеся в прикрытии, потому что не зараженные вирусом греха.
  • Павел Флоренский считает, что в начале сотворения мира блаженство было разлито для человека повсюду, он мог черпать его в каждой точке, потому что блаженство – это духовное состояние. Потеряв Божественную духовность, человек потерял и блаженство, зато приобрел пороки: страх, зависть, лживость, и, как следствие, стыд. До грехопадения человек просто не понимал, что своего совершенного тела можно стыдиться. После познания греха людская природа утратили совершенство, и стыд сразу стал естественным явлением.
  • Некоторые святители, например, Иоанн Златоуст, полагали, что до познания греха нетленным был весь мир, все создания, его населявшие. Другие, как Василий Великий или Григорий Нисский, считали, что нетленным Бог создал лишь человека. Остальной мир, хотя и был совершенным, но повергался изменениям: чередовались поколения растений и животных. И все это «хозяйство» должен был улучшать царь мира – нетленный человек. Человек наделен частицей Святого Духа, животные – нет. Твари созданы в услужение человеку, а он обязан о них заботиться. До грехопадения люди не нуждались в прикрытии своих тел, после же него тленная природа животных перешла к человеку и он обрядился в «скотские одежды» (звериные шкуры).

Грехопадение Адама и Евы

Бог разрешил Адаму и Еве принимать в пищу плоды всех деревьев райского сада. За исключением одного – Древа познания Добра и Зла. Бог предупредил людей, что последствием нарушения этой заповеди будет смерть (Быт. 2:16-17). Сатана в образе змея являлся Еве и хитростью убеждал попробовать плоды запретного дерева. Дьявол говорил ей, что, сделав это, человек не только не умрёт, но станет равным Богу. Ева поддалась искушению и преступила заповедь Бога, после чего дала попробовать плод Адаму (Быт. 3:1-6).

Всё, что почувствовали Адам и Ева после своего преступления – это стыд друг перед другом и страх перед Богом. Они начали прикрывать своё нагое тело листьями и, когда услышали голос Творца, попытались спрятаться от него. Всевышний задавал Адаму и Еве обличающие вопросы и ждал от них покаяния, но те принялись оправдываться. Адам обвинял в соблазне Еву, которая, в свою очередь, говорила, что её искусил змей. Этим упорством люди лишь усугубили своё отпадение от Бога.

Символика имен Адама и Евы

В библейских текстах слово “Адам” имеет несколько значений. Это не только имя первого человека. Слово “Адам” используется в книге Бытия как “человек” (Быт.5:2). В других книгах Священного Писания “Адам” толкуется как “мужчина” (Еккл.7:28), “всякий” (Числ.19:14), “каждый” (Зах.13:5), “люди” (Суд.16:7), “первый человек” (Иов.15:7). Чаще всего еврейское слово adam в первых глава книги Бытия используется в обобщенном смысле “человек”. И только после изгнания из рая становится именем первого мужчины.

Свое имя Ева получила не сразу. В Библии говорится о создании женщины. Адам называет ее женой (Быт.2:23). Но после нарушения заповеди Бога, грехопадения “Ева” становится именем первой женщины. В переводе с иврита hawwa “жизнь” или “дающая жизнь”. 

Храмы в честь Адама и Евы

Прах Адама и Евы погребен в Махпела в Хевроне. Сейчас здесь построена целый комплекс гигантских размеров. Помимо них, тут нашли покой останки еще четырех праведников мужчин и трех праведных женщин. Постройка, которую можно посетить сейчас, является формальной гробницей, что охраняет вход в саму пещеру, закрытую уже более 700 лет. Здесь располагаются надгробия, указывающие, где похоронены Авраам и Сарра, Иаков и Леа, Исаак и Ревекка.

Иудеи верят в то, что могила Адама – это вход в Райский сад, поскольку напротив нее был поставлен шатер прародителей человечества и постоянно находилась перед его взором. Надеясь вернуться в благоденственное место, первые люди так и умерли недалеко от места, откуда их изгнал Всевышний.

Согласно другой версии останки праотцов покоятся в пещере, расположенной под Голгофой, где иудеи распяли Сына Божьего.

По версии англичан, могила Адама и Евы находится на Шри-Ланке. Находится она в северной части страны возле города Джафна.

Последствия Греха [↑]

После греха Всевышний уменьшил рост Адама до ста амот

(около 50 метров) (Санхедрин 38б; Бава батра 75а; Берешит раба 12:6 ). По другой версии, согласно которой Адам был просто высоким человеком, но не гигантом, — из-за греха была «уменьшена» его мудрость (Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а ).

Вследствие греха, совершенного первым человеком, была упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей?!» (Берешит раба 24:5; Седер адорот

). Но если бы Адам устоял в испытании с Древом Познания, мир сразу бы достиг конечной точки развития: и он, и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79 ).

На двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б

). Ведь, поскольку первый человек по-прежнему не раскаялся в совершенном грехе, он мог «протянуть руку и к Древу Жизни» (Берешит 3:22 ), плоды которого наделяют бессмертием, и тогда смертный приговор оказался бы неисполнимым (Берешит раба 21:6; Рамбан, Берешит 3:22 ).

Но уже наступал первый Шабат Вселенной, и изгнание было отложено на одни сутки. И всю субботнюю ночь небо над садом Эдена было озарено первозданным светом, который сиял лишь в первые семь дней Вселенной (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 12:6

).

На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23—24

). При этом Всевышний заменил световую оболочку тела Адама и его жены покровом кожи (Зоар 3, 261б ), исчезло также сияние, окружающее лицо Адама (Берешит раба 12:6, 16:1, Эц Йосеф ). Они были изгнаны на горуМория , так как врата сада Эдена расположены вблизи нее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92 ).

Когда Адам увидел, что наступает полная тьма, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил!». Он еще не знал, что таков порядок, установленный на земле. Но затем он нашел два камня-кремня и, ударяя один о другой, сумел разжечь огонь. Адам произнес благословение: «…Борэ меорей аэш

(Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка Вселенной, создавший свет огня» (Авода зара 8а; Берешит раба 11:2, 12:6; Шохер тов 92 ), — и к этому восходит обычай благословлять на свет огня в знак отделения Шабата от будней (Йерушалми, Брахот 8:5 ).

Всю ночь Адам и его жена постились и плакали. А утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория

жертвенник, принес Ему быка в жертву (Авода зара 8а ). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние. И был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20 ). В дни покаяния Адам подобрал для себя погребальную пещеру у самого входа в сад Эдена, к югу от горы Мория (ныне район Хеврона) и углубил ее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Зоар 1, 57б ).

И в дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б

). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85 ).

Создание Адама и Евы.

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам.  Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат.  Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Тайна саркофага

Больше всего вопросов вызывают размеры саркофага – его длина, по разным данным, составляет от пяти до семи метров. Из-за того, что могила Авеля считается святыней, вскрытие и научное исследование останков (если они там есть), невозможно. Поэтому насчёт содержимого могилы можно лишь строить гипотезы.

В Библии нет упоминаний о том, что первые люди имели необычайный рост. Говорится лишь о большой продолжительности их жизни (Адам прожил 930 лет, а Сиф, младший брат Авеля – 912 лет). Однако Священное Писание упоминает о существовании в древности людей гигантского роста. В Синодальном переводе они названы исполинами, в литературе употребляется также термин «нефилим» (по-древнееврейски – «падшие»).

«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим», – повествует Библия.

По мнению святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина, исполинами становились дети потомков Сифа и каинитов – потомков Каина. Однако есть и другая толковательная традиция, представленная такими отцами церкви, как Иустин Философ, Климент Александрийский и Тертуллиан. Они считали исполинов детьми падших ангелов.

Подробно о тех допотопных событиях повествует апокрифическая «Книга Еноха», которая была в широком употреблении в Палестине новозаветного времени, о чём свидетельствуют кумранские находки. В настоящее время «Книга Еноха» сохранилась в составе Эфиопского канона Библии.

Согласно тексту апокрифа, нефилимы были потомками 200 ангелов-стражей во главе с Семиазом и Азазелем. Эти ангелы были посланы Богом на землю для помощи людям. Однако вместо этого они впали в блуд с земными женщинами. Прежде чем отречься от Бога, ангелы держали совет на горе Ермон (пограничье Сирии, Израиля и Ливана). Таким образом, если останки кого-то из допотопных исполинов и сохранились, то Сирия – теоретически вполне «подходящее» для них место.

Возможно, останки нефилимов находили и в Палестине. Согласно иудейскому преданию, рабби Иоханан бен Заккай однажды показал римскому императору Адриану кости 10-метрового гиганта, лежавшие в пещере.

Связать подобное захоронение с именем Авеля жители Дамаска могли произвольно, в силу того, что открытое почитание древних исполинов было невозможно в авраамических религиях.

Африканское происхождение человека

Если мы возьмем генетический текст, в котором написано, что это, например, шимпанзе, то там тоже будет порядка трех миллиардов букв, но количество различий между средней шимпанзе и средним человеком будет не 0,1 %,
как между людьми, а 1 %. Тем не менее в целом текст все равно очень похожий. Генетический текст других млекопитающих будет отличаться больше, но все равно будет очень похож на наш.

Сейчас ежедневно определяются геномы различных организмов
и сравниваются друг с другом. Подход идентичен тому, как лингвисты ищут корень, допустим, славянских языков. Они сравнивают языки и выделяют наиболее похожие. Так, украинский больше похож на русский, чем каждый
из них в отдельности похож на чешский. Таким образом выстраиваются родовые деревья, на которых в виде веток показаны языки, выходящие
из общего корня, и чем ближе друг к другу ветки, тем ближе языки, которые обозначены этими ветками. Генетики тоже строят такие деревья, и интересным образом оказывается, что генетическое дерево жизни имеет один корень.

Сравнивать генетические тексты людей удобнее, если использовать небольшие участки ДНК длиной в несколько тысяч букв, которые находятся в специальных органеллах наших клеток, называемых митохондриями. Митохондрии и ДНК, находящиеся в них, передаются только по материнской линии. То есть мы получаем свои митохондрии от матери, наши матери получают их от своих матерей и так далее. Если мы начнем сравнивать эти тексты, выяснится, что наибольшее разнообразие митохондриальных ДНК, наибольшее количество «опечаток» в этих похожих текстах концентрируется в Африке, где-то там, где современная Эфиопия. То есть там люди наиболее разнообразны. А в Америках, Европе, Азии, Австралии и Океании они больше похожи друг на друга — часто сильнее, чем жители соседних африканских деревень.

Самое простое объяснение этому неожиданному факту состоит в том, что древние люди исходно жили и эволюционировали (то есть становились более разнообразными и приобретали мутации-опечатки в своей ДНК) в Африке,
а потом некоторые небольшие группы этих людей, составлявшие лишь малую часть общего разнообразия, вышли (а может, были изгнаны) из исходного места обитания и в конце концов распространились по планете, заселив сначала Европу, потом Азию и Океанию, а затем и Америки.

Более тщательный анализ показывает, что таких исходов из Африки было несколько. Постепенно потомки этих выходцев изменялись и накапливали дополнительные мутации-опечатки. Но все равно они все как группа представляли лишь небольшое подмножество всего того генетического разнообразия, всех тех опечаток, которые вышли из исходного места. С другой стороны, те опечатки, которые приобретали переселенцы, в самой Африке отсутствовали — ведь вероятность независимого получения одной и той же опечатки очень мала.

Локомоция животных. Фотография Эдварда Мейбриджа. 1880-е годы

Жизнь после Всемирного потопа

После окончания потопа Ной занялся возделыванием земли. Трое его сыновей (Хам, Сим и Иафет) помогали ему в этом. Согласно преданиям, Ной проклял своего сына Хама и его сына Ханаана за проявленное к нему однажды неуважение и объявил, что отныне они станут служить своим братьям. Сима и Иафета Ной, напротив, благословил. После потопа Ной прожил еще более трех столетий и скончался в возрасте 950 лет.

Все люди, рожденные после него, разделяются на 3 группы:

  • потомки Хама;
  • потомки Сима;
  • потомки Иафета.

Иафет, в свою очередь, имел 7 сыновей, у Сима было 5 сыновей и у Хама 4.

Первое грехопадение и его последствия

Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III — 1-я пол. IV в.

Неизвестно, сколь долгое время Адам и Ева находились в блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились его. Наши прародители не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола, и совершили первый грех, захотев без Бога стать, как боги (Быт. 3, 1-6). Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от него, и этим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам — на жену, а жена — на змея. Страшное наказание постигло всех причастных этому грехопадению, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первым обетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15), сказал Господь.

В результате грехопадения их природа претерпела существенные изменения, хотя они и не носили онтологического характера. Грех стал паразитировать на ней, одновременно препятствуя действию на нее Божественной благодати. Первые люди оказались перед лицом страданий, болезней и смерти. Последствия их греха сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу, и на окружающем мире, в котором, как гласит библейское повествование, стали произрастать «терния и волчцы» (Быт. 3, 18).

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно и имел потомство (Быт 4).

О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать лет и родил по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5, 3-5).

По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.

Другие потомки прародителей

В Библии не упоминается о других детях первых людей, но апокрифические тексты приводят несколько версий, говорящих о существовании большого количества потомства у первых людей.

  1. В апокрифе «Житие» говорится, что после рождения Сифа у Адама и Евы родилось ещё 60 детей мужского и женского пола. Вступая друг с другом в брачные отношения, они заселили землю.
  2. Еврейские исследователи, интерпретируя первые стихи книги Бытия, утверждают, что, скитаясь по земле после грехопадения, Адам и Ева имели отношения с духами, от которых рождались дети, заселявшие землю. Возможно именно они населяли страну Нод, где осел Каин.
  3. До создания Евы Адам был женат на Лилит. По разным источникам она являлась или созданной из глины женщиной, восставшей против воли создателя, или демоном женского пола. Их потомки, расселившиеся по миру, несли в себе печать зла, которое в результате супружеских союзов передавалось потомству Адама и Евы.

Интересно: в некоторых источниках озвучивается мнение, что семья Адама и Евы была лишь одной из немногих созданных Господом. Они выделились из общей массы, совершив грехопадение. Поэтому Каин и Авель были не ограничены в выборе супруги рамками своего рода.

История Церкви Патриархальной. Патриархи рода человеческого

Когда люди умножились на земле, сыны Божии (потомки Сифа) стали прельщаться красотою дочерей человеческих (дочерей потомков Каина) и брать их себе в жены. От этого все люди развратились. Тогда Бог сказал: «не вечно людям этим пренебрегать Духа Моего; они заблудились и сделались плотскими. Дам им сроку на покаяние 120 лет».

В то время были на земле исполины (великаны, нападающие), которые особенно стали рождаться с того времени, как сыны Божии стали жениться на дочерях человеческих. Они еще более увеличили нечестие, развращение и злодеяние на земле. Когда Бог увидел, что велико развращение людей и что земля наполнилась от них злодеяниями, возскорбел и положил истребить людей, а с ними и скотов, и гадов, и птиц.

В это время был человек праведный и непорочный, Ной. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Бог сказал Ною: «земля наполнилась от людей злодеяниями. Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег50, с отверстием вверху51 и с дверью сбоку. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. Осмоли его смолою внутри и снаружи. Вот Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить на земле всякое живое существо. Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег животных всех родов, чистых52 по семи, мужеского пола и женского, а нечистых по два, мужеского пола и женского53. Запаси и всякой пищи». И сделал Ной все, что повелел ему Бог.

В конце шестисотого года жизни своей Ной, со своим семейством и с животными, вошел в ковчег54. Бог затворил за ними ковчег55. В этот же день полился на землю сильный дождь и лился сорок дней и сорок ночей; и воды бездны морской устремились на сушу. Вода покрыла все горы и поднялась на 15 локтей над самыми высокими горами56. Все живущее на земле умерло. Остался только Ной и бывшие с ним в ковчеге, который плавал по водам. Воды поднимались над землею 150 дней. Тогда навел Бог ветер на землю, и вода стала убывать. Ковчег остановился на горах Араратских. Показались верхи гор. Через 40 дней после этого Ной открыл окно у ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал на кровлю ковчега. Через семь дней Ной выпустил голубя. Голубь не нашел сухого места и возвратился в ковчег. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустил голубя. Голубь возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Помедлив еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. Когда земля высохла, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всеми бывшими там с ним57.

По выходе из ковчега, Ной устроил жертвенник, взял от всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес всесожжение Богу. Богу приятна была жертва эта, и Он сказал в сердце своем: «Я не буду больше проклинать землю за грехи человека, и не буду более поражать всего живущего. Впредь, пока земля будет стоять, не прекратятся на ней посев и жатва, лето и зима58, дни и ночи». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все животные, и да будут в ваших руках. Все, что движется и живет, да будет вам в пищу, подобно как зелень травная; только не ешьте крови59. Я взыщу и вашу кровь. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется, ибо человек создан по образу Божию». И поставил Бог завет60 с Ноем и потомством его, что не будет более потопа, и знамением сего завета положил радугу в облаке. (Быт. 6, 7, 8, 9, 1 – 17.)

Ной был прообразом Иисуса Христа, Спасителя мира, а ковчег прообразом Церкви Христовой, в которой одной спасаются люди.

Как жили Адам и Ева до грехопадения

Бог создал человека по Своему образу и подобию, чтобы он был похож на своего Создателя, заключающимся в трёх составляющих:

  • Тела,
  • Души,
  • Духа.

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) – сказал Христос.

Первые люди, Адам и Ева жили в чудесном райском саду – Эдеме. Здесь всё было преисполнено радостью и блаженством. Не было зла, вражды, греха. Звери не нападали друг на друга, люди не убивали зверей ради мяса и шкур. У них не было нужды в мясной пище (все питались травой и плодами райских деревьев), в тёплой, да и вообще, в любой одежде.

Полезные материалы

А главное, с ними всегда был Бог, который являлся им видимым образом, как добрый, всезнающий, мудрый отец. И они находили высшее наслаждение в беседе с Ним – молитве.

Интересный факт

Люди были подобны ангелам, за исключением одной очень важной черты: они не имели возможности сразу, навсегда сделать выбор – быть ли им с Богом, или против Него. И, хотя они были совершенно свободны в этом выборе, им ещё только предстояло научиться любви к Богу

Он не мог и не хотел принуждать людей любить Себя, ведь настоящая, искренняя любовь возможна только при полной свободе, когда право любить или не любить не ограничено никакими запретами.

И тогда, чтобы научить людей этой любви, Бог дал им всего одно ограничение полного райского блаженства, всего одну маленькую заповедь: не есть плодов с одного-единственного растения в Эдеме, дерева познания Добра и Зла: «От дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2:17).

Но по наущению диавола, соблазнившего их своими изощрённо-сладкими речами, они преступили эту лёгкую, малую заповедь, и совершили первый грех.

Искушения Иисуса в пустыне

После обряда крещения Мессия был брошен Святым Духом в пустыню, для того чтобы он смог преодолеть дьявольские искушения. Пробыв там сорок суток, Иисус почувствовал голод. Тут появился Дьявол и молвил ему: «Если Ты — Сын Божий, обрати камни в хлеба». На что последовал ответ: «Не всякими хлебами будет сыт человек, а Божьим Словом». После этого сатана поднял Иисуса на крышу храма и сказал: «Если Ты — Сын Божий, бросься вниз, и тебя подхватят ангелы». Мессия же ответил: «Не искушай Бога». В конце концов поднял Сатана его над всеми городами, садами и полями и сказал, что если только Иисус поклонится ему, то все это получит в свое обладание. В ответ он услышал, что для человека есть только один Бог, и лишь ему он будет поклоняться.

Иконография

Сошествие во ад. Дионисий. 1502-1503 гг.

Быт 2, 7Быт. 3, 1Быт. 4, 1

Сюжеты из истории Адама и Евы подробно иллюстрируются в миниатюрах ранних рукописей.

Святоотеческая традиция сопоставления Христа с Адамом и предание о том, что Голгофа, где был распят Спаситель, является местом погребения Адама, обусловили изображение Адама или главы Адама в композиции «Распятие». Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех Адама в иконографии выражается непосредственным образом — капли крови из ран Христа падают на главу Адама. Изображение главы Адама в пещере под Голгофой известно с IX в. . В византийском искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов Адам и Ева . Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад», известной с IX в. . Адам предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева — в красном платье и мафории.

Коленопреклоненные Адам и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» . В образе старца Адам изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях .

В западной иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой Адама в основании креста .

Вернулись ли Адам и Ева в Рай после смерти

Ни Адам, ни Ева не знали смерти, ведь Бог ее не творил. Смертными они стали, выбрав зло и получив опыт греха. Находиться в Раю дальше они уже не могли. Жизнь Адама и Евы после грехопадения и изгнания была многотрудной и долгой, глубоко было их сокрушение об отпадении от Творца и его последствиях. Но, лишенные прежней благодати, они не лишились надежды на будущее пришествие Спасителя мира. Пребывая на земле, искали способы служения Богу и приносили жертвы от своего скота, урожая.

Адам и Ева после ухода из земной жизни находились в «лоне Авраамовом», куда попали и другие праведники Ветхого Завета. Это не было местом блаженства до прихода Искупителя, но души находились в утешительной надежде на Воскресение Христово и будущую радость пребывания с Ним.

Иисус Христос после Своей крестной смерти душой сошел во ад, проповедуя Евангелие и выведя души праведников, ожидавших Его. Среди них были Адам и Ева.

Куда бежит Адам

Оказывается, что даже в райских кущах человеку чего-то не хватает. Может быть, разнообразия, а может, желания мир посмотреть и себя показать. Как бы там ни было, а Адам все время в бегах. И что удивительно — бегает он время от времени от одной Евы к другой, проходя при этом через все круги ада. И нет бы остановиться, да не выходит. Большинство игр про Адама и Еву представлены в формате приключений с элементами квестов. Встречаются и лабиринты, где любящим сердцам нужно соединиться, но их значительно меньше.

Аниматоры постарались на славу. Все персонажи прорисованы настолько тщательно, что во время игры начинаешь чувствовать себя не просто геймером, а создателем увлекательных комиксов о жизни наших пращуров. Каждый из персонажей уникален по-своему. Интересно во время игры не только решать логические задачи, но и просто исследовать местность. Все здесь шевелится, трепещется, оживает при первом клике мышкой и как минимум заставляет улыбнуться.

В исламе немного другая история об Адаме и Еве

Адам и Ева есть не только в священных книгах иудеев и христиан; они также появляются и в Коране. Но исламская версия несколько иная. Согласно Аль-Исламу, все начинается аналогично: Бог создает Адама и Еву, которые являются особенными по сравнению с животными, и говорит им, что они не могут есть с особого дерева. Затем приходит сатана и обманывает их.

Но Сатана обманывает обоих (а не только Еву). Они оба едят с дерева, и оба одинаково виноваты. Нигде в Коране Ева не является искусительницей, и Бог не дает женщинам наказание, которое он описывается в Книге Бытия. Понятия «первородный грех» в исламе нет. Адам и Ева были наказаны за содеянное лично, а не ценою счастья всего человечества.

Более поздние исламские традиции дополнены. Говорят, когда Адама и Еву изгнали из Эдемского сада, то разлучили на 200 лет. Когда они снова встретились, у них родились два сына, Габил и Хабил, у каждого из которых была сестра-близнец. Точно так же, как Каин и Авель, Габил убивает Хабила. Но было много других детей, потому что у Евы родились 20 «комплектов» близнецов, а до смерти Адама потомство насчитывало 40 000 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector