Зачем человек нужен на земле?
Содержание:
- «Дыхание жизни» — это божественная частица, которую Бог вдул в лицо человека
- Бог создал женщину
- Теория о инопланетном происхождении
- Палеоконтакт: гипотеза о переселении на Землю инопланетных существ
- Собеседник Бога
- Надежда и свобода
- Выбор человечества
- Свободу Буратино!
- Бытие
- Популярное за 7 дней
- Правда ли, что Бог создал человека для греха?
- Акватическая теория
- Искупление
«Дыхание жизни» — это божественная частица, которую Бог вдул в лицо человека
Создание человека Богом сопровождалось тем, что Он вдул в него «дыхание» жизни. Святой Афанасий Александрийский указывал на то, что в акте сотворения человека можно различить собственно творение самой человеческой природы, а с другой — запечатление этой природы Богом, усыновление его Им. Таким образом, по благодати Бог становится Отцом тех, кого Он сотворил.
Святитель Афанасий Великий говорил о том, что по благодати Бог становится Отцом тех, кого Он сотворил. Таким образом Он Отец первочеловека Адама
Современное понимание в православии понятия «дуновение жизни» таково:
При этом необходимо понимать, что Божественная благодать — это не Божественная сущность, которую человек не может иметь в принципе.
Сотворение Адама. Мозаика. XII век. При сотворении человека Бог передал ему свою Благодать, но не Божественную сущность
Православие, в отличие от католицизма, утверждает, что естественно для человека находиться в состоянии облагодатствованном, а состояние безблагодатное — противоестественно. Человек по отношению к Богу в принципе не может находиться в нравственно нейтральном состоянии. Он или с Ним и нет.
Таким образом, человека Бог сотворил в результате единого акта творения, при этом Им одновременно сотворено тело и душа человека. Кроме того, единый акт творения подразумевает запечатление человека благодатью Духа святого и усыновление его Богом.
Бог создал женщину
Когда Бог создал человека, он решил создать ему помощника и партнера. Он создал Еву из ребра Адама. Почему женщина была создана из ребра? Это было сделано таким образом, чтобы не было никаких сомнений в том, что женщина имеет ту же природу и сущность, что и мужчина, и поэтому всегда будет сотрудничество и любовь между ними. Мужчина дополняет женщину, а женщина дополняет мужчину; оба дополняют друг друга. Они живут не в одиночку, а вместе. Женщина не уступает мужчине, и не превосходит его. Она плоть от плоти его. Женщина равна мужчине, так природа человека была установлена Богом.
Все люди являются потомками Адама и Евы. Это кажется странным, особенно если вспомнить, что есть несколько рас и множество языков. Даже после Великого потопа, во времена Ноя,
Это означает, что существует одна раса людей на земле, и что все они говорили на одном языке. Тогда что случилось? Как мы были раздроблены? Люди размножились. Они стали гордыми и перестали уважать Бога. Они решили построить Вавилонскую башню, но не для славы Божией, а для собственной славы.
Бог сошел и смешал их языки – и люди разделились на народы и расселились по земле. Проживая в разных климатических условиях, они изменились внешне. Однако, не стоит забывать, что все люди происходят от одного предка, Адама, от одной пары, Адама и Евы. От одной крови. Апостол Павел в Деяниях:
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деяния святых апостолов, глава 7)
Но что значит для нас быть сотворенными по образу и подобию Бога? Быть сотворенными по образу – не значит быть внешне похожими. Бог не имеет отношения к материальному телу. По образу Божьему означает, что мы суверенны и независимы. То есть, у нас есть свобода выбора. Без свободы выбора человек не был бы совершенным.
«Подобие» – образ в действии, это использование свободной воли человека для того, чтобы морально совершенствовать себя. Это движение к святости и совершенству.
Быть созданным по образу и подобию Бога означает иметь необходимые качества личности, интеллект и ум, чувственность и чувство, и волю, то есть способность делать моральный выбор. Этих качеств нет существуют нет у других существ. Они позволяют человеку общаться с Богом, а также быть морально ответственным за свои действия.
Первая глава Книги бытия дает нам представление о сотворении всего сущего, включая человека
Но человек имеет столь важное значение, что вторая глава Книги Бытия сосредоточена на дополнительных сведениях о создании человечества
То, что человек был кем-то особенным для Бога свидетельствует тот факт, что бог создал дом для человека:
Следует обратить внимание на особую заботу Бога о человеке, он не создал для человека сад, а насадил его, приложил усилия для того, чтобы человеку было хорошо. Бог проявил личную заботу о человеке
Согласно Библии, первый человек был совершенен, создан по образу Бога.
Бог Всевышний согласился поделиться с человеком господством и властью над животным миром.
Бог наделил человека некоторыми из его божественных атрибутов, тем самым отделяя и отличает его от зверей. Какие особые Божественные качества получил человек? Их шесть:
- язык,
- творчество,
- любовь,
- святость,
- бессмертие,
- свобода.
Это интересно: Всенощное бдение в православной церкви: распишем все нюансы
Теория о инопланетном происхождении
Данная версия появления человека основывается на том, что люди не единственная разумная раса во Вселенной. Согласно данной теории свое происхождение человек ведет от инопланетян. При этом существует множество ответвлений этой версии: по одной из них люди потомки выходцев с другой планеты, по другой – человек был искусственно создан для определенных целей, по третьей – люди были получены при скрещивании генов инопланетных существ и приматов для эксплуатации. Последователи последней версии считают, что все человечество является рабами, из-за чего и не могут понять своей природы и смысла жизни. Теория инопланетного происхождения людей также получила широкое распространение в художественной литературе и кинематографе.
Палеоконтакт: гипотеза о переселении на Землю инопланетных существ
Если сравнить всех живых существ на планете, можно сделать вывод, что люди значительно отличаются. Человеческий организм несовершенен, и даже во многом не приспособлен к выживанию в реальных природных условиях. Вот почему уже несколько столетий люди активно обсуждают теорию палеоконтакта. Считается, что Земля была заселена животными, но разумные люди появились на планете не в результате эволюции. Второй вариант гипотезы: на Земле уже жили человекоподобные существа с примитивным интеллектом.
Человек прямоходящий
Космические исследователи посетили нашу планету и стали прародителями человечества. Гипотеза считается псевдонаучной, но довольно активно распространяется с начала 20-го столетия. В качестве подтверждения теории, исследователи приводят исторические артефакты, найденные в разных уголках планеты. Так, например, Стоунхендж, Пума Пунку, статуи острова Пасхи, пирамиды в Гизе относят к объектам, построенным непосредственно при участии инопланетных гостей. Всемирно известную долину Наска и вовсе называют космодромом.
Собеседник Бога
Бог есть любовь. И из любви к человеку Он создал его. Вытащил из небытия, подарив вечность.
Безусловно, Господь самодостаточен, Он ни в чем не нуждается. Будучи Сам совершенной любовью, Он всегда действует исключительно из любви.Любовью Божьей создан человек, любовь стала связующим элементом между Богом и человеком, смыслом отношений и формой общения.
Не совсем корректно наши человеческие чувства переносить на Господа, соотносить с Ним, но порой для лучшего понимания духовных законов и принципов некоторые сравнения допустимы.
Вспомним наши ощущения, когда мы были счастливы. Нас переполняли радость, восторг, блаженство. В такие моменты мы хотели обнять первого встречного и поделиться радостью со всем миром, хотелось, чтобы всем вокруг было так же хорошо и радостно. Любовь разливалась в нашем сердце.
Это отдаленный пример того, как переполняющая любовь требует выхода, желания поделиться с другими.
В результате первые люди отвергли Любовь и, по сути, предпочли битву с Богом. Эта война длится по сей день, испепеляя души, глубоко раня и убивая.
Надежда и свобода
Христос говорит о нераскаянных грешниках: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46)
Здесь очень важно понимать, что вечность — не синоним бесконечности. Между этими двумя понятиями существует принципиальное отличие
Бесконечность мучений подразумевает неограниченный во времени процесс. Вечность, же — отсутствие самого времени вообще. Вечные мучения — это мучения, происходящие в вечности, а не во времени, но это совсем не означает невозможности их окончания. Категории «прошлое-настоящее-будущее» или «начало-окончание» к вечности вообще применить нельзя, поскольку все это — характеристики временных процессов. Григорий Богослов говорил об этом так: «Вечность есть протяжение, непрестанно протекающее не во времени. А время — мера солнечного движения». Нам, живущим во времени, трудно представить, что это такое, у нас отсутствует опыт такого вневременного бытия, нет даже понятий и слов для описания вечности. Но мы имеем грозное предупреждение Христа о том, что в вечности любовь Божия окажется мучением для тех, кто сознательно отвергал эту любовь в своей временной жизни.
Бог вечно любит человека, а человек свободен вечно отвергать эту любовь, воспринимать ее как мучение, в котором окажется повинен только он сам. Логически тут все сходится. Но Бог есть Любовь. А любовь – выше логики. И это не аксиома, а результат личного опыта живого общения с Богом многих и многих поколений христиан. Некоторые из них, подобно преп. Исааку Сирину, были переполнены этой Божией любовью настолько, что верили – такая любовь преодолеет все преграды, ведь для Бога нет ничего невозможного, и Он способен спасти, в конце концов, всех.
Это не догматическое учение Церкви, но это выражение надежды христиан на то, что, вопреки всякой справедливости, логике и законам природы каждый человек, сколь бы он ни был пропащий, получит возможность спасения по милости Всеблагого Бога. Однако каждый человек свободен и отвергнуть это спасение. А адские муки, даже если они (как это полагали Исаак Сирин и святитель Григорий Нисский), будут иметь конец, не перестанут от этого быть муками. Когда болят зубы, человек теряет чувство времени, ему кажется, что эта боль была с ним вечно и никогда не кончится. Что же говорить тогда о геенне, про которую преподобный Исаак Сирин сказал: «Остережемся в душах наших и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».
Выбор человечества
Фото: Temples.ru
Итак, человек сталкивается со злом. В виде жестокости, насилия, несправедливости. Он страдает от них, ему больно, душа его кричит, просит помощи. Но зло не существует, Господь его не создавал. Откуда же оно берется в мире? Зло – это отсутствие добра. Оно просто заполняет вакуум, в котором нет любви. Вот и появляется зло. То есть, оно проистекает от того, что сами люди не хотят наполнять мир любовью. Чем меньше они любят друг друга, тем большей тьмой наполняется мир.
Чем больше людей страдает от проявлений нелюбви, тем большее количество должно понимать, что хватит уже тьмы, пора идти к Свету. И постепенно приходят к Богу, как к единственному непоколебимому источнику любви. Пока этот ручеек мал. Но, это значит лишь одно – что любви в мире еще много. Еще есть возможность терпеть, получая её крупицы, как лекарство от страданий.
Свободный в выборе человек, настрадавшись от жестокости, стремится к добру. И Господь ждет каждого, кто этот выбор делает. Ждет и встречает так, как в притче о блудном сыне отец встретил его – как самого дорогого гостя. И призывает тех, кто уже наслаждается Его дарами, встречать блудных детей так же, как он. И даже сам стучит в сердца людям.
Свободу Буратино!
«Если Бог всемогущ, может ли Он создать такой тяжелый камень, что и сам его не подымет?» — до революции этой каверзной загадкой ставили в тупик неотесанных новичков шкодливые семинаристы. Если не может сотворить, значит — не всемогущ; если сотворит, но не подымет, все равно — не всемогущ. При всем своем кажущемся легкомыслии эта головоломка содержит в себе очень серьезную философскую проблему: может ли в принципе творение быть неподвластным Творцу? Возможно ли, чтобы всемогущий Бог создал нечто, над чем не будет обладать абсолютной властью? Способен ли Он ограничить собственное всемогущество?
Вопросы очень серьезные, но в православном вероучении на них имеется совершенно ясный ответ. Святитель Филарет Московский про загадку о камне сказал: «Бог не только может создать такой камень, но — уже создал его. Камень этот — человек». Церковь учит, что Бог сотворил человека для его участия в блаженстве бытия. Весь мир был устроен так, что существование людей в этом мире наполняло их жизнь радостью и весельем, а главной радостью бытия для человека была любовь к нему Бога. Но ответить на любовь может лишь тот, кто свободен в своем выборе.
И Бог дал человеку эту удивительную возможность – любить или не любить своего Создателя. Так, в огромном сотворенном Им мире, который полностью подчинялся своему Творцу, вдруг появилась территория, над которой Он не имел власти. Это было сердце человека, которое только он сам мог наполнить любовью к Богу. Но так же свободно мог и отказаться от этой любви.
Вот на этой-то, неподвластной Богу территории и рождается зло как результат свободы, неверно употребленной человеком. Зло не имеет сущности, потому что оно не сотворено Богом. Тьма — это всего лишь отсутствие света, а холод — отсутствие тепла. Так и зло — не отдельная категория бытия, противостоящая добру, а просто — отсутствие добра там, куда человек не позволил войти Богу. Поэтому силой уничтожить зло невозможно, как невозможно стереть с земли тень. Зло — это мрак, который живет в сердцах людей, не желающих впустить в себя свет Божией любви. Но если бы Бог насильно изгнал этот мрак из человеческой души, то люди перестали бы быть людьми и превратились бы в зомби, в автоматы, жестко запрограммированные на добро и послушание Богу. И ни о какой любви тогда уже не могло бы быть речи, потому что роботы не могут любить. Святитель Григорий Богослов говорит: «Спасение для желающих, а не для насилуемых». А вот слова Симеона Нового Богослова по тому же поводу: «Никто никогда не стал добрым по принуждению».
В этом смысле проблему человеческой свободы очень хорошо освещает всем известная сказка о деревянном человеке Буратино. Он не послушал папу Карло, проигнорировал наставления мудрого сверчка, прокутил в театре куртку и азбуку, купленные ему отцом на последние деньги, связался с мелкими уголовниками. В результате — получил кучу неприятностей, много страдал, и не погиб в болоте лишь потому, что был абсолютно деревянным. Почему страдал Буратино? Потому что «ушел в тень», пренебрежительно отвергнув любовь всех, кому он был дорог. Но был ли папа Карло виноват в его страданиях? Давайте разберемся.
Предположим, что папа Карло, выстругав из полена Буратино, решил лишить своего любимца самой возможности развлекаться предосудительным образом. И гвоздями приколотил Буратино к полу. Он очень любил его, купил ему самую лучшую азбуку и самую красивую бумажную курточку, кормил его самыми вкусными луковицами и… Нет, пожалуй, хватит. Что-то очень уж мрачная сказочка получается. Такое благополучие пострашнее любого Карабаса-Барабаса. Да и папа Карло здесь выглядит как-то сомнительно.
Лучше уж оставить традиционную версию сказки, которая совершенно очевидно напоминает евангельскую притчу о блудном сыне. Обе эти истории помогают понять важнейший смысл страданий человека, соприкоснувшегося со злом: страдая, люди приходят в себя.
«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк. 15, 17-18).
Бытие
Глава 1.
1В начале сотворил Бог небо и землю.
2Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
9И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево , приносящее плод, в котором семя его по роду его . И увидел Бог, что это хорошо.
13И был вечер, и было утро: день третий.
14И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23И был вечер, и было утро: день пятый.
24И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;
30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Предыдущая книга |
|
« Предыдущая глава |
Следующая глава » |
Популярное за 7 дней
На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14
Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21
Правда ли, что Бог создал человека для греха?
Сотворение Богом человека смущает меня, а связано это с идеей любви. Я понимаю, что Бог родственен нам и Он создал нас такими. Однако я смущен тем, почему Он позволил нам терпеть столько боли. Похоже, что Бог сотворил нас несовершенными намеренно, чтобы у нас была свободная воля и мы решили выбрать что-то другое. Он дал нам «жало в нашу плоть» так, чтобы мы полагались на Него и в нас была какая-то пустота, наполненная Им.
Но Он также создал закон, в котором говорится, что такое грех. Кроме того, Он дал нам желание грешить. Закон, похоже, отрицает желания, которые Он нам дал, и тогда Он наказывает нас за то, что мы оступились. Я знаю, что Библия говорит, что все, что Он создал, было хорошим, но все, что Он создал, также имело потенциал быть плохим и почти хотело быть плохим.
Кажется странным, что, как христиане, мы хвалим Бога за наши благословения и благодарим Его, а Он сотворил человека несовершенным и заставил его хотеть то, что Он назвал грехом. Мы хвалим Его за спасение нас, когда другого выбора не было с тех пор, как Он нас создал. Он обязан спасти нас, потому что, если Он создал кого-то несовершенным и даже дал возможность выбрать Его, их «желания» станут «грехами» и потребуют спасения.
Итак, за что мы хвалим Бога? Мы хвалим Его за то, что Он был готов пожертвовать Тем, Кого Он любил, за тех, кого Он любил, и это потребовало жертвы, потому что Он создал их такими?
Акватическая теория
Она менее известна, чем теория Дарвина, однако также часто встречается в литературе. Согласно этой версии человек вышел из воды. К доказательствам этого последователи акватического происхождения приводят то, что не только обезьяны имеют схожесть с людьми, но и дельфины. Учеными было доказано, что эти животные способны издавать и различать примерно 14 тысяч различных сигналов. Они живут группами, активно общаются друг с другом и нередко спасают людей. К косвенным доказательствам этой версии происхождения человека можно отнести то, что большая часть мирового океана и подводного мира остается до сегодняшнего дня не исследованной и не изученной.
Искупление
Искупление — очень обширное и многозначное понятие. Мы говорим, что кто-то искупил свою вину, когда он сделал — или претерпел — что-то, что позволяет исправить последствия его поступков и восстановить его отношения с людьми. Например, преступник отбыл положенное ему наказание, дурной человек исправился и приложил усилия к тому, чтобы загладить причиненное им зло, тот, кто нанес материальный ущерб, полностью за него расплатился. Но в искуплении, когда в него вмешивается Бог, появляется и другая сторона— оно не просто нейтрализует последствия совершенного зла, оно превращает их в почву, на которой растет какое-то новое добро. Один из примеров мы можем найти в Библии: это история Иосифа, которого братья из зависти продали в рабство вЕ гипет, где он после ряда событий занял высокое положение при дворе фараона и, благодаря свой вере и предусмотрительности, спас множество жизней, в том числе— своих братьев. Как говорит он своим братьям: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей (Быт 50:20).
Распятие СпасителяИспания, конец X века
Я знаю человека, который был героиновым наркоманом — он причинял великий вред себе и тяжкое горе своим родным. Он шел обычным в таких случаях путем: от редкого употребления ко все более частому, от меньших доз — к большим, от относительного житейского благополучия — к полному разорению и конфликтам с законом. Настал, однако, момент, когда он понял, что умрет, и очень скоро. Тогда он возопил к Богу о спасении и обратился за помощью — духовной и медицинской — в преодолении своего порока. Сейчас он уже давно не употребляет наркотики и работает в организации, которая оказывает помощь наркоманам. Его собственный страшный опыт дает ему возможность помогать другим людям, которые находятся в том же положении. Зло, которое он совершил в своей жизни, было не просто прощено и забыто после того как он покаялся и обратился к Богу, — опыт его преодоления оказался фундаментом для добра, которое иначе он не мог бы совершить. Бог одерживает победу над злом не тем, что совершенно не дает ему происходить (это значило бы лишить тварный мир самостоятельности, а людей — свободного произволения), а тем, что прекращает зло, а его последствия обращает в добро.
Им предшествует долгая подготовка — Бог избирает Себе народ, древний Израиль, общину верующих, которой Он открывается как единый и единственный Бог, Творец всего сущего. Он долго ведет этот народ и терпеливо учит его отвергать ложных языческих богов и хранить верность только Ему. Он также обещает через пророков приход Спасителя, который избавит людей от зла и греха и положит начало мессианской эре — эре восстановленной близости между людьми и Богом, эре мира и гармонии. Обо всем этом очень подробно повествует часть Библии, которую мы называем Ветхим Заветом; а Новый Завет начинается с события, ради которого все это совершалось. Вера ветхозаветного народа Божия достигает своей вершины в Деве по имени Мария, Той, которую, по Ее пророчеству, ублажат, то есть благословят и прославят, все поколения, потому что она станет Матерью Господа.
Через Нее сам Бог входит в сотворенный Им мир Человеком по имени Иисус из Назарета. Он становится эмбрионом, младенцем, ребенком, юношей, мужчиной. Бог-Сын становится Сыном Человеческим, человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Он входит в нашу историю изнутри, как один из нас, чтобы — как говорит Он сам — послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45). Мы не можем искупить себя, загладить свои грехи, восстановить наши отношения с Богом — это делает сам Бог в лице Иисуса Христа. Праведность проявляется в испытаниях; предельная праведность — перед лицом предельного зла. Любовь Божия сражалась за нас — и победила — когда мы возненавидели ее и распяли. Как говорит апостол, — Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим 5:6–8).
Бог обращает смерть в жизнь, поражение в победу, безутешную скорбь — в вечное ликование. Силы греха и зла против своей воли служат лишь раскрытию любви Божией — теперь мы знаем Бога не только как Творца и Промыслителя, но и как Искупителя. Так, подобно ужасу Страстной Пятницы, все ужасы мира будут не просто изглажены — их преодоление послужит фундаментом для чего-то немыслимо радостного и прекрасного.