Детство христа: как иисус срывал уроки, убивал соседей и приручал драконов

Апокрифы в древней Руси

В Древней Руси особо были любимы и распространены Сказание об Адаме и Еве, Сказание о праведном Енохе, Сказание о потопе и праведном Ное, апокриф об Аврааме, Заветы двенадцати патриархов, Исход Моисеев, Сказания о Соломоне, Прение Иисуса Христа с дьяволом. Слово Адама во аде к Лазарю, Беседа трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), Сказание о двенадцати пятницах, Луцидариус (переводная книга апокрифа западноевропейскою происхождения). О популярности апокрифов в Киевскую эпоху свидетельствует использование их в оригинальных памятниках древнерусской письменности («Повесть временных лет», «Хожение Даниила»). Однако, как и везде, положение апокрифов в церковной словесности не было определенным: одновременно с апокрифами в славяно-русскую письменность приходят из Византии и индексы запрещенных книг (впервые — в «Изборнике» Святослава, 1073). Несмотря на это, апокрифы широко распространялись в рукописной традиции, многие из них вошли в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Однако, видимо, в связи с появлением ересей, некоторые древнерусские писатели (Максим Грек, А.Курбский) выступили с критикой отдельных «отреченных книг». Отношение к апокрифам на Руси закрепилось в решениях «Стоглавого» собора 1551 и соборного суда по делу И.М.Висковатого (1570): предпочтение было отдано тем текстам, в которых подчеркивалась связь между ветхо и новозаветными событиями (троичность божества, святость икон). Во время реформ Никона (1653) апокрифы подверглись серьезной критике (известны случаи, когда в 17 в. апокрифы вырезались или вырывались из рукописных сборников) и после Раскола сохранили свою популярность в основном среди староверов. К апокрифам обращались многие древнерусские писатели: Кирилл Туровский, Нил Сорский, Нил Тверской, Зиновий Отенский, Фёдор Карпов, Иван Пересветов, Сильвестр, Иван Грозный, инок Корнилий, патриарх Гермоген и др. Апокрифы нашли отражение в фольклоре (духовные стихи). Апокрифические сюжеты и мотивы встречаются в творчестве Ф.М.Достоевского («Идиот», 1868; «Братья Карамазовы», 1879-80), Н.С.Лескова («Сошествие во ад», 1894), П.И.Мельникова-Печерского («В лесах», 1871-74).

Слово апокриф произошло от греческого apokryphos, что в переводе означает — скрытый, тайный, сокровенный.

Исторические дополнения к Библии

Апокрифы могут быть просто исторической литературой, не противоречащей основным догматам Церкви, но дополняющей и расширяющей канонические издания. Именно из такой литературы, написанной учениками пророков и апостолов, христианский мир узнал о мученической смерти апостолов.


Апокрифические книги имеют собственные повествования

Библия практически не описывает жизнь Богородицы, о рождении, воспитании родителях Девы Марии описывается в Протоевангелии Иакова. А также есть сведения о Благовещении и Введении в храм. Из апокрифических посланий мы узнали об Успении Богородицы и Ее вознесении к Богу Сыну. Мужи апостольские, так называли учеников ранних апостолов, а среди них и Игнатий Богоносец, излагали концепцию построение иерархии служителей церкви, не идущую вразрез с поданной в Новом Завете теорией.

Исторические сведения, переданные епископом Климентием, значительно расширили сведения о жизни ранней церкви. В своем «Дидахе» Климентий изложил правила жизни ранней христианской церкви, описывая:

  • евхаристию;
  • молитвы;
  • посты;
  • обычаи христиан;
  • взаимоотношения между общинами.

Римлянин Ерм, или еще пишут Герм, в своем послании «Пастырь» описал христианские гонения начала второго века от Рождества Христова.

Интересна аллегория этого послания, где в образе Дамы представлена Церковь, а Ангел — это пастух, пастырь. Дама дает наставления своим детям, как им вести праведный образ жизни, в заботе друг о друге, уклоняясь ото лжи и злости, не разделять лживые учения. Однако, апокрифы последнего времени смакуют схождения святых в ад или их пребывания в раю, выдавая такие послания за Божьи ведения.

Важно! Апокрифы, несущие ложные предания, как правило, анонимные, и уже по этой причине не могут рассматриваться Церковью, как богодуховные. Современное общество активно обсуждает новость о якобы пребывании Христа в Тибете, где Он, только вдумайтесь, Бог, создатель мира, учился у тибетских монахов

Это насколько надо унизить Творца, чтобы приравнять Его к Будде. Создатель современной Церкви есть Учитель и Спаситель, Он наполнен ведениями от Бога Отца, и Ему не нужны дополнительные учения, даже из Тибета, где нет поклонения Богу Живому. Если у некоторых христиан не хватает знаний противостоять современной ереси, тогда следует довериться мнению посвященных священнослужителей

Современное общество активно обсуждает новость о якобы пребывании Христа в Тибете, где Он, только вдумайтесь, Бог, создатель мира, учился у тибетских монахов. Это насколько надо унизить Творца, чтобы приравнять Его к Будде. Создатель современной Церкви есть Учитель и Спаситель, Он наполнен ведениями от Бога Отца, и Ему не нужны дополнительные учения, даже из Тибета, где нет поклонения Богу Живому. Если у некоторых христиан не хватает знаний противостоять современной ереси, тогда следует довериться мнению посвященных священнослужителей.

Апокрифы

Сокровенное знание

Некоторые специалисты выделяют также другой род апокрифической литературы, возводимой ко второму значению греческого термина – тайный. Постулируется факт наличия в большинстве религиозных систем внутреннего уровня, открытого лишь для продвинутых адептов и посвященных в некие тайны культа. В противоположность Писанию для всех, апокрифы играют роль эзотерического сопутствующего предания, истолковывающего Писание на самом высшем, мистическом уровне и открывающего великие истины. От обывателя эти откровения скрыты, а потому и книги, в которых они излагаются и раскрываются, для него являются тайными. Примером такого рода литературы может служить тайное евангелие от Марка, когда-то хранившееся в Александрийской церкви, о чем сообщает ортодоксальный учитель Климент.

Борьба с апокрифами после Рождества Христова

С возникновением христианства появилась ещё бо́льшая необходимость отделения официально признанных библейских книг от различных альтернативных апокрифических трактовок, сочинявшихся в разное время и разными людьми. Некоторые из них писались вполне благочестивыми, хотя наивными, людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание (так, например, в «Хождении Богородицы по мукам» описывается нисхождение Божией Матери в ад и затем представительство ее перед престолом Сына). Другие апокрифы родились в различных распространившихся раннехристианских сектах, и еретических движениях и в гностицизме, использующеми христианскую тематику. Были и такие авторы, которые специально, якобы от лица почитаемых в христианстве апостолов, составляли и распространяли компрометирующие официальную Церковь «послания», по их мнению — скрывшую изначально истинное учение. Поэтому христиане во все времена стрались защищать с их точки зрения истинную «чистоту своей веры», и во все времена на соборах ими составлялись списки отреченных книг (апокрифов), которые запрещалось читать, и которые разыскивались, рвались, сжигались или с пергаментов счищались/смывались апокрифические тексты и писались другие палимпсест.

В современном христианстве только 27 книг входят в новозаветный канон и признаются богодухновенными книгами, которые по мнению церкви были написаны непосредственно апостолами (самовидцами Христа). Состав новозаветного канона закреплён в 85-м Апостольском правиле. Вместе с книгами Ветхого Завета они образуют христианскую Библию, в которой всего 77 книг. Именно все эти богодухновенные книги считаются единственными авторитетным источником в вопросах священной истории и догматики в основных христианских конфессиях.

Однако написание богодухновенных книг не прекратилось со смертью апостолов. Православная Церковь пополнилась и продолжает пополняться огромным количеством творений (писаний) Святых Отцов, богослужебными текстами и описаниями жизни святых, которые, после тщательного и всестороннего исследования на предмет соответствия Священному Писанию (Библии), также признаются богодухновенными и обязательными для всех христиан. Поэтому эти религиозные книги, непосредственно не входящие в состав Библии, не считаются апокрифами.

Сохранившиеся до нашего времени древние апокрифы имеют не только историческое значение, но в некоторый степени и диалектическое, так как в них отражены взгляды христиан первых веков.

В число апокрифов включают так называемые ветхозаветные апокрифы, апокрифические Евангелия, Деяния, Апокалипсисы и пр., а также альтернативные «официальным» жизнеописания святых.

Апокрифы сочиняются и в наше время, когда различные секты, некие «старцы», предсказатели и «чудотворцы» издают и распространяют религиозную литературу, по-своему трактующую историю и принципы христианского вероучения.

Новозаветные апокрифы

АГРАФА Апокрифические евангелия Евангелие от евионитов (сохранившиеся
отрывки)Евангелие от евреев (сохранившиеся
отрывки) Евангелие от ессеев Евангелие Евы (сохранившаяся цитата)
Евангелие от Египтян (сохранившиеся
цитаты) Евангелие от Марии Евангелие от Никодима Евангелие от Петра (сохранившийся
отрывок) Евангелие от Филиппа (сохранившаяся
цитата) Папирус из Оксиринха (Неканонический
отрывок из синоптиков) Папирус Эджертона (Неканонический
отрывок из Евангелия
от Иоанна) Тайное евангелие от Марка
(отрывок в Послании Климента Александрийского Феодору)

Апокрифические евангелия детства

Арабское евангелие детства Спасителя
Евангелие детства от Фомы
Протоевангелие Иакова (История
Иакова о рождении Марии)
Евангелие от псевдо-Матфея

Апокрифические деяния
Армянское сказание об апостоле Ворфоломее
Деяния Андрея и Матафии
Деяния (страсти) апостола Ворфоломея
Деяния апостолов Петра и Андрея
Деяния Иоанна (сохранившиеся отрывки)
Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Деяния и мученичество апостола Матафии
Деяния Павла
Деяния Павла и Феклы
Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати
Деяния Филиппа
Деяния Иуды Фомы апостола
Деяния Фомы:

     Песнь о Жемчужине
     Песнь о Невесте
     Деяние шестое (О юноше, убившем молодую женщину)
Мученичество св. апостола Павла
Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея
Отрывок из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского о деяниях Фаддея
Страсти апостолов Петра и Павла (малые)
Страсти апостолов Петра и Павла (большие)
Учение Симона Кифы в Риме городе
О кончине святого Иоханнана, апостола и евангелиста
Фрагмент «Деяния Архелая»

Апокрифические послания

Первое послание Климента Епископа римского к девственникам
Второе послание Климента Епископа римского к девственникам
Первое послание Климента Епископа римского к Коринфянам
Второе послание Климента Епископа римского к Коринфянам
Послание апостола Варнавы
Послание апостола Петра к апостолу Иакову
Послание
двенадцати Апостолов
Послание к Лаодикийцам
Послание Климента Епископа римского к апостолу Иакову
Третье послание апостола Павла к Коринфянам
Послание Дионисия Ареопагита к Дорофею
Послание Дионисия Ареопагита к Иоанну Богослову
Послание
Дионисия Ареопагита к Поликарпу
Послание Дионисия Ареопагита к Сосипатру
Послание Дионисия Ареопагита к Тимофею
Послание Дионисия Ареопагита к Титу
Послания Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту

Апокрифические апокалипсисы

Апокалипсис от Петра (Отрывок)
Апокалипсис Петра (эфиопская версия)
Откровение Павла (не Наг-Хаммади)
Откровение Иоанна Богослова (апокрифическое)
Откровение пресвятой Богородицы (Хождение
Богородицы по мукам)

Другие раннехристианские писания
Апостольские постановления
Дидахе (Учение двенадцати апостолов)
Пастырь Гермы
Церковные правила святых апостолов

Прочие апокрифы— В пятницу цветной недели слово святых апостолов от Адама в аду к Лазарю
— В субботу цветную слово святого Иоанна Златоуста о воскресении друга христова Лазаря
— Галеново на Гиппократа
— Гомилия об архангеле Михаиле
— Григория Магистра ответ на послание сирийского католикоса
— Евангелие от Матфея искреннего
— Из «Беседы трех святителей»
— Книга Иосифа Плотника
— О священстве Иисуса Христа
— О сошествии Иоанна Предтечи во ад
— Обращение Пилата
— Переписка апостола Павла с Сенекой
— Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии
— Письмо Лентула сенату и Римскому народу
— Послание Пилата к Тиверию Кесарю
— Прение Господне с диаволом. (В великий пяток, о посте и о прении Господни со диаволом)
— Ответ Тиверия Кесаря Пилату Понтийскому и в ответ воеводе Рахааву и с ним воинам числом две тысячи
— Сказание о двенадцати пятницах
— Слово о крестном древе
— Слово о сошествии Иоанна Крестителя во Ад
— Слово о том, как осудила Марфа Пилата перед Кесарем царем
— Смерть Пилата
— Сказание Афродитиана о чуде, бывшем в персидской земле
— Тайная книга богомилов

О христианских святых— Житие Андрея Юродивого
— Житие и подвиги преподобного отца нашего Агапия Чудотворца
— Житие святого мученика Никиты
— Житие святого Федора Тирона
— Изречения Египетских отцов
— Краткое житие Климента Охридского
— Сказание о Макарии Римском

Документы и памятники по истории христианства— Канон Мypатоpи
— Папирусы и эпиграфии о переписке Христа с царем Авгаром
— Эдесская хроника

Канон и апокрифы

Во второй части Библии, в Новом Завете присутствуют четыре Евангелия. Для того чтобы они там находились, была произведена работа отцами церкви на протяжении многих поколений. Эти посвящённые Богу служители собирали данные, которые пришли к ним в письменной или устной форме от очевидцев, учеников, апостолов Иисуса Христа и христиан. В четырёх Евангелиях сложилась полная информация, в такой мере, которая нужна людям, о жизни Иисуса, о Его роли в жизни людей как настоящей, так и будущей, и о пришествиях Иисуса Христа, — бывшем и грядущем.

И не только Евангелия, отбор другой новозаветной литературы проходил по той же схеме. По мнению большинства тех, кто занимался отбором — ими было определено, что уже достаточно книг, чтобы во всей полноте явить миру Иисуса Христа и Его Евангелие.

Остальные книги, так называемые апокрифы древних христиан (апокрифы от Иисуса учеников), не вошли в Библию ввиду сомнительности их авторов, и недостаточного доказательства правдивости сюжета. Тем не менее эти книги остаются полезными, в роли дополнительной литературы к уже утверждённому законченному списку Писаний. Некоторые новозаветные апокрифы были разрешены к чтению в церкви, за неожиданную трактовку уже известных фактов об Иисусе, но большая часть запрещена из-за их явного расхождения с учением Апостолов.

Новозаветных писаний было достаточное количество, чтобы беспокоится о выборе в канон евангелий, Деяния, посланий, а также Апокалипсиса. Одних только претендентов на роль евангелия было как фольклорного, так и идеологического характера, множество. Среди них такие как Евангелие от Петра, Евангелие от Фомы, Евангелие от Никодима, Евангелие от Марии Магдалины, Евангелие от Филиппа и другие. И в наше время читать эти книги очень интересно, особенно тем людям, кто изучает книгу Библия и которых интересует, по каким критериям был отобран канон святыми отцами.

Апокрифы об Иисусе

Особый колорит принадлежит сказаниям об Иисусе, где авторы хотели представить жизнь Иисуса в детстве, отрочестве, а также в период, который отсутствует в канонических евангелиях. Эти апокрифы появились позднее. Вот некоторые из них:

  1. Послание Христа к Авгарю.
  2. Евангелие детства.
  3. Книга Иосифа плотника.
  4. Тибетское евангелие.
  5. Иисус в храме.

Апокалипсис апокрифы

Необходимо также сказать об Апокалиптике. Это наиболее древний литературный жанр. Прежде чем вышел в свет, библейский апокалипсис Иоанна, в мире уже существовала масса древних и иудейских, таких как Апокалипсис Варуха, Книга Еноха, Видение Исаия, Апокалипсис Адама и др.

Наряду, с апокалипсисом Иоанна существовали апокрифы, написанные раньше и позже, вошедшего в канон Откровения Иоанна Богослова. Вот некоторые из них:

  1. Апокалипсис Иоанна (от канонического существенно отличается).
  2. Апокалипсис Иоанна.
  3. Апокалипсис Петра.
  4. Апокалипсис Павла.
  5. Откровение Варфоломея.

Где встречается[править]

  • Реальная жизнь: утраченное «Евангелие Иуды» было найдено во время археологических раскопок. И оно лишь одно из многих апокрифических евангелий; известны также такие признанные неканоническими на церковных соборах описания жизни Иисуса, как «Евангелие от Фомы» (того самого, который Неверующий), «Евангелие от Марии Магдалины», «От Петра» и даже такая экзотика, как «Тибетское Евангелие». Есть также апокрифический Апокалипсис Петра.
    • Часть течений индуизма считает апокрифом Атхарваведу. Вместо пафосных рассказов о деяниях богов и героев она рассказывает о более приземлённых вещах, смахивая на энциклопедию древнеиндийской жизни — начиная с ритуалов и кончая такими вещами, как описание строительства хижины. Также она содержит описания методов ведения войны, которые по причине изменений в морали считаются брахманами безнравственными (яды, ловушки, биологическое оружие в форме заражённых болезнью жуков и т. п.), за что к ней относятся как к книга запретных знаний. А ещё она содержит и информацию о лечении ран и другие медицинские сведения, более древние, чем чисто медицинская Аюрведа.
    • Есть и ветхозаветные апокрифы. К ним относят либо побочные работы вроде Книги Юбилеев, либо не сохранившиеся на древнееврейском (Книга Еноха, Письмо Иеремии).
    • Наконец, есть книги Ветхого Завета, которые считаются каноном у католиков и православных, но отвергаются протестантами и иудеями, т. к. сохранились только в греческом переводе. Это целые куски книги Даниила, две книги Ездры, премудрости Соломона (не путать с железобетонно канонической Книгой притчей Соломоновых), премудрости Иисуса, сына Сирахова, Товит, Иудифь и три книги Маккавеев, к которым уже позже написали пять книг продолжений (продолжения в канон не входят нигде).
  • «Апокрифы» Карела Чапека — сборник сатирических рассказов с переиначиванием классических сюжетов — от жития Иисуса Христа до «Ромео и Джульетты».
  • Фильм «Догма», по сути, весь об этом.
  • Перезапуск канона ЗВ превратил почти всю Расширенную вселенную в предмет статьи.
  • Цикл Faction Paradox, а конкретно — Книга Войны для Doctor Who, раскрывает подробности устройства реальности Галлифрея (он же — Родина). Избегает конкретных терминов из-за авторских прав, так как цикл создан писателем, захотевшим собственный сеттинг (однако у него не получилось окончательно избавиться от наследия Доктора Кто).
  • В Morrowind

    Ну и, разумеется, одноименный даэдрический план, выглядящий как гигантская библиотека запретных знаний.

    апокрифы называются «Апографа» и представляют собой альтернативное Трибуналу учение, восхваляющее Даэдра. После падения Трибунала именно это учение стало доминирующей религией в Морровинде, а до того его приверженцы преследовались Ординаторами.

  • Dragon Age: у Андрастианцев есть свои апокрифы, именуемые «Нестройными куплетами» (Песнь Шартана, Песнь Маферата и прочие).

Что такое апо­криф?

Папи­рус с «Еван­ге­лием от Марии» — апо­кри­фом II века на копт­ском языке Те, кому сейчас больше сорока лет, пре­красно помнят дет­ские книжки совет­ской эпохи. Кра­си­вые, добрые, инте­рес­ные про­из­ве­де­ния, где герои побеж­дали зло, пока­зы­вая при­меры муже­ства, вза­и­мо­по­мощи, вер­но­сти и любви. Но были и такие изда­ния, в кото­рых ребенку тен­ден­ци­озно рас­ска­зы­ва­лось о боль­ше­вист­ской партии, рево­лю­ци­о­не­рах, «дедушке Ленине» и других ана­ло­гич­ных поня­тиях и лич­но­стях. Авторы этих пуб­ли­ка­ций созна­тельно умал­чи­вали о нега­тив­ных чертах тех, о ком они писали, пред­ла­гая юному чита­телю лубоч­ный и во многом выду­ман­ный порт­рет того или иного дея­теля, четко деля мир на «хоро­ших» своих и «плохих» чужих.

На языке Церкви такое твор­че­ство и назы­ва­ется апо­кри­фами – так обо­зна­ча­ются тексты, кото­рые каким-либо обра­зом отно­сятся к хри­сти­ан­ству, но имеют весьма сомни­тель­ное про­ис­хож­де­ние. Но прежде чем при­об­ре­сти именно такое зна­че­ние, этот термин пре­тер­пел немало видо­из­ме­не­ний.

Слово «апо­криф» пере­во­дится с древ­не­гре­че­ского языка как «тайный», «сокро­вен­ный». Изна­чально оно было почти что руга­тель­ством и при­ме­ня­лось для обо­зна­че­ния ере­ти­че­ских книг, кото­рые исполь­зо­вали в своем тесном кругу сек­танты, выда­вав­шие себя за хри­стиан и счи­тав­шие, будто именно они обла­дают спа­си­тель­ным зна­нием, недо­ступ­ным «обыч­ным смерт­ным». Необыч­ность испо­ве­ду­е­мого учения, а также замкну­тость самих этих сект застав­ляла их адеп­тов скры­вать свои истин­ные посту­латы и откры­вать тайные записи лишь самым посвя­щен­ным и «достой­ным», по их мнению, людям.

Со вре­ме­нем, когда гно­сти­цизм (так назы­ва­ется ряд раз­лич­ных оккультно-мисти­че­ских веро­ва­ний, кото­рые были рас­про­стра­нены в Рим­ской импе­рии и Перед­ней Азии во II–III веках) стал активно поле­ми­зи­ро­вать с Цер­ко­вью, апо­кри­фи­че­ские писа­ния сде­ла­лись досто­я­нием широ­ких масс и пере­стали быть тай­ными. Но само поня­тие апо­крифа оста­лось. Теперь ере­тики вла­гали в него сакраль­ный смысл и наста­и­вали, что именно в их сочи­не­ниях содер­жится истина, а Еван­ге­лие и прочие Писа­ния якобы явля­ются иска­же­нием и пере­ра­бот­кой под­лин­ных слов Христа. Отныне для ере­ти­ков апо­криф являлся «сокро­вен­ным» не столько в силу своего «под­поль­ного про­ис­хож­де­ния», сколько в силу того, что в нем содер­жится некая очень важная инфор­ма­ция, доступ­ная для пони­ма­ния лишь самым «про­све­щен­ным» и «про­дви­ну­тым». Конечно, эти тексты мог читать и про­стой чело­век. Но он, по мнению сек­тан­тов, не смог бы уви­деть в них скры­того таин­ствен­ного смысла, кото­рый видел гно­стик.

Однако это поня­тие имеет еще и поло­жи­тель­ный смысл, ведь апо­крифы созда­ва­лись не только в ере­ти­че­ской среде. Члены Церкви тоже довольно часто бра­лись за перо и фик­си­ро­вали то, что совре­мен­ные иссле­до­ва­тели отнесли бы к раз­ряду народ­ного твор­че­ства. Эти пись­мен­ные памят­ники содер­жали жиз­не­опи­са­ния святых, апо­сто­лов и Спа­си­теля, рас­ска­зы­вали о раз­лич­ных чуде­сах либо же систе­ма­ти­зи­ро­вали нрав­ствен­ное учение Церкви. Так к началу IV века сфор­ми­ро­вался очень мощный пласт хри­сти­ан­ской лите­ра­туры, кото­рый, помимо всего про­чего, пре­тен­до­вал и на то, чтобы занять место наравне со Свя­щен­ным Писа­нием.

В конеч­ном итоге к концу эпохи гоне­ний святым отцам уда­лось выра­бо­тать так назы­ва­е­мый Канон свя­щен­ных книг – список апо­столь­ских тво­ре­ний, про­ис­хож­де­ние кото­рых не под­ле­жит ника­кому сомне­нию. В отно­ше­нии осталь­ных писа­ний, пре­тен­до­вав­ших на то, чтобы занять свое место в Библии, но так и не заняв­ших его, у Церкви сло­жи­лась очень гибкая пози­ция, кото­рая сохра­ня­ется до сих пор. Исходя из нее, весь блок апо­кри­фов можно условно раз­де­лить на три группы лите­ра­тур­ных памят­ни­ков.

Что такое апокриф

Греки апокрифом называли тайные писания, имеющие скрытый иди сокровенный смысл. В православной литературе такие тайнописи известны, как неканонические, католики называют второканонические, а протестантские последователи называют их на греческий манер апокрифическими.

В отличие от православия и католицизма иудеи и протестанты в свои Библии не включают книги Маккавеев, Иудифь, Товит и другие, в то время, как в православных Библиях они встречаются.

Ветхозаветные апокрифы

Православные священники к апокрифам относят такие издания, как Книги Юбилеев и Еноха, Видения Исайи, Псалмы Соломона и другие, используя их в качестве дополняющей информации.

Книга апокрифов. Ветхий и Новый Завет

При этом в неканонических посланиях может быть неизвестно не только точное время его написания, но и авторство. В апокрифических находках прекрасно описана культура, идейная среда того времени, дающая более полное понятие предхристианского периода.

Между последним посланием Старого Завета, от пророка Малахии и до Евангелия от Матвея расстояние в 600 лет, и только скрытые книги могут донести до человечества события, которые происходили в этот период. Из старозаветных апокрифов наибольший интерес вызывают толкования канонических текстов или мидраши, как их называют евреи.

Мало кто из христиан слышал про Книгу Юбилеев, которая описывает семилетнее пребывание (об этом в Библии не говорится) Адама и Евы в Эдеме. Идентично «Откровению» Иоанна Богослова написана «Книга Еноха», описывающая последние дни жизни людей на земле. Об Апокалипсисе писали пророки, о «Вознесении Моисея» вспоминает в своем послании апостол Иуда.

В «Завете двенадцати патриархов» можно обнаружить молитвенный сборник, идентичный современному «Молитвеннику».

Читайте о Библии:

  • Малоизвестные факты о Библии
  • Как правильно читать Библию и с чего начать
  • Образ Иуды Искариота из Библии

Новозаветные апокрифы

Неканонические книги, не вошедшие в Библию, в отличие от старозаветных апокрифов, претендуют на равнозначность с Богодухновенным Писанием. Несмотря на то, что Церковь отрицает истинность некоторых из них, в мире продолжают появляться все новые евангелия, авторство которых приписывают:

  • Петру;
  • Фоме;
  • Иуде;
  • Марии Магдалине;
  • Филиппу;
  • Никодиму и другим апостолам и людям, встречающимся на пути Иисуса.

Трудно поверить в их подлинность, читая Новый Завет. В Евангелии от Иуды записано, что любимым и лучшим другом Христа был не Иоанн, а предатель Иуда, якобы посланный выполнить Божественную миссию. Евангелие от Варнавы вообще можно назвать богохульным, ибо в нем сообщается о нежелании Иисуса назваться Сыном Бога.

Апостол Павел в своем письме коринфской церкви предостерегает об иных благовествованиях, имея в виду апокрифические книги, извращающие учение Спасителя и значение Его смерти, Воскрешения и Вознесения.

Читайте о Христе:

  • Крестные страдания Иисуса Христа
  • Смерть Иисуса Христа
  • Воскрешение Иисуса Христа

Самые известные апокрифы

Фото: Flickr.com

Для того, чтобы предупредить подобные ошибки, приведем самые известные апокрифы, которые имеют хождение в наши дни.

Это такие книги, как:

  • Первая книга Еноха;
  • Книга Юбилеев;
  • Заветы двенадцати патриархов;
  • Евангелие Иуды;
  • Евангелие от Петра;
  • Евангелие детства;
  • Евангелие от Евы.

Но литература, в которой смешана правда и ложь, появляется и по сей день. Недаром в средствах массовой информации вдруг появляются «сенсационные находки» каких-то текстов, которые не были известны Церкви ранее. Эти сенсации, которые, якобы, проливают свет на те события, о которых не было сказано в Евангелии, проверяются. И, после проверки и сравнения, оказываются, либо давно известными апокрифами древности, либо просто – фальшивками, призванными вызвать коммерческий интерес.

Можно привести пример громкого апокрифа «Евангелие мира от ессеев». Его распространителем был венгерский ученый Эдмонд Бордо Секей (по-русски часто звучит как Шекли), который утверждал, что нашел это произведение в тайных архивах Ватикана. В изложении Секея во время земной жизни Христа, Он учил людей поклоняться не только Богу Отцу, но и Земле-матери. Он писал о том, что у Матери были и ее ангелы, также требующие поклонения. Кроме этого, Христос был веганом и сыроедом, к чему призывал и своих учеников.

Может быть, это выглядит смешно, но и этот апокриф нашел своего читателя.

В заключение хочется еще раз повторить главное отличие апокрифа от Писания. Апокриф написан без Бога. А это значит, что он не служит Господу, а является ложью.

Отличия апокрифической литературы от канонической.

Существует несколько принципов, отличающих апокрифическую литературу от канонической.

Апокрифическая литература Каноническая литература
Тексты не являются «боговдохновенными» Тексты считаются «боговдохновенными»
Апокрифы запрещены для чтения в церкви Тексты Библии читаются в церкви
Апокрифические тексты часто спорны, описываемые факты не находят подтверждения в других исторических документах Факты, описанные в канонических текстах, часто находят подтверждение в других источниках
Основные идеи часто противоречат учению Церкви. Основные идеи находятся в согласии с учением Церкви.
Тексты часто носят гностический или еретический характер Тексты признаются христианской Церковью и входят в Библейский канон
Апокрифические тексты, на основе Библейских событий написаны значительно позже канонических книг Многие канонические Книги написаны очевидцами событий или их учениками

Апокрифическая литература возникла задолго до распространения христианства. Известно, что еще Ездра после возвращения из Вавилонского плена пытался собрать и категорировать все известные на тот момент священные тесты. Ездра, да и не только он, с особой избирательностью относился к текстам, которые были написаны под явным влиянием оккультных практик или языческих мифов. Подобные, противоречащие традиционным преданиям, тексты часто намеренно уничтожались. Однако, стоит подчеркнуть, что большая часть ветхозаветных апокрифов вошла в состав Талмуда, ими также изобилует Каббала.

К слову, Ездра считал традиционными (каноническими) 39 священных текстов, которые и сейчас составляют основу Ветхозаветного канона. Александрийские богословы добавили к этим книгам еще 11, которые сегодня в православной традиции считаются второканоническими. В отличие от апокрифических текстов, тексты второканонических книг используются в богослужениях.

Вопрос отделения апокрифической литературы от канонической был весьма актуален и для раннего Христианства. Появилась новая волна апокрифических текстов, в которых авторы разного происхождения и разной степени грамотности, исходя из разных целей, пытались дополнить Священное Писание. Не стоит забывать и о том, что это было время распространения различных раннехристианских сект и спекулировании на религиозной тематике. Многие авторы пытались добавить авторитетности своим текстам, подписываясь именами почитаемых в то время апостолов. Многие авторы раннехристианских апокрифов считали, что официальная Церковь скрывает истинное учение от христиан и пытались исправить эту «ошибку».

В ответ на волну появления большого количества новых апокрифов официальная церковь стала на защиту чистоты Священного Писания и предпринимала попытки борьбы с апокрифической литературой путем:

  • составления списков запрещенных еретических текстов,
  • уничтожения апокрифических текстов;
  • опровержения лжеучений и критикой действий лжеучителей.

Вершиной борьбы с апокрифической литературой стало утверждение Новозаветного канонаиз 27 книг. Состав новозаветного канона был закреплён 85-м Апостольским правилом.

Долгое время статус той или иной апокрифической книги решался на многочисленных соборах.

Разъяснение о понятии «Апокриф» на примере древнего племени

Наш мир (живущие в нём люди) по своей сущности религиозен. Это означает, что большая часть человечества в период всей истории догадывалась о присутствии высших сил, которым подвластны небесные и земные стихии. Для того, чтобы все было в жизни благополучно, люди приносили этим божествам дары. У каждого народа и племени приношение совершалось, согласно тому, в какой местности они проживали, и религиозным традициям принадлежали.

Объясним понятие Апокриф, используя пример из жизни предполагаемого народа, живущего в отдалённом времени. Итак, такой вымышленный исторический сюжет.

У одного древнего народа или племени сложились религиозные отношения, которые мирно продолжались в течение нескольких поколений. Вдруг встаёт некий человек из священнического рода и говорит, что раньше такие-то и такие-то вещи совершались по-другому, то есть не так, как сейчас, в наше время. Давайте мол, поменяем кое-что в наших ритуалах и таким образом, вернёмся к истокам. Стали об этом рассуждать и выяснилось, что действительно об этом говорит некое устное предание, но доказательств, происходящему в прошлом этого народа иной традиции, нет. Решают оставить все как есть, а те предполагаемые вещи, которые будто совершались в старину, будучи не доказаны, пока оставить «апокрифом».

Конечно, такой термин звучал по-другому на языке того народа, но сущность вердикта была всем понятна. Следует отметить, что вопрос этот все равно оставался открытым, и в народе ещё долгое время витал дух тайны.

Мы нарисовали эту иллюзорную картину, чтобы показать то, как нам, современным людям принимать или отвергать апокрифы, например, как христианам принять апокрифы евангелия.

Ветхозаветные апокрифы.

К ветхозаветным апокрифам относятся:

  • Книга Еноха,
  • Книга Юбилеев,
  • Заветы двенадцати патриархов,
  • Псалмы Соломона,
  • Вознесение Моисея;
  • Апокалипсисы Варуха;
  • Третья книга Ездры
  • Славянская книга Еноха;
  • Видение Исайи;
  • Мученичество Исайи;
  • Завет Авраама
  • Завет Иова
  • Мельхиседек.

Первые ветхозаветные апокрифы относятся к 190-170 годам до н.э. Тексты многих ветхозаветных апокрифов не дошли до нас, многие дошли лишь частично. Большинство ветхозаветных апокрифов дошли до нашего времени лишь в поздних переводах. Авторство ветхозаветных апокрифов либо не установлено, либо вызывает множество споров.

Создание ветхозаветных апокрифов восходит к эллинистической эпохе. После распада империи Александра Македонского власть была сосредоточена в руках полководцев Александра. В ходе борьбы за власть возникли эллинистические государства Птолемеев и Селевкидов, между которыми находилась Палестина, ставшая предметом особого внимания соседей. Правители эллинистических государств постоянно предъявляли Палестине политические, территориальные и религиозные претензии. Это было время восстаний под предводительством Маккавеев и время возникновения большинства апокрифов Ветхого Завета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector