Православие и протестантизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
Содержание:
- Отличия протестантизма от православия
- Сравнение православия и протестантизма
- Философия Протестантизма
- Богословие протестантов
- Теперь можно говорить об отличиях:
- Отличие православия от католицизма и протестантизма
- Отличительные черты православия от других направлений христианства
- Отличие православия от католицизма и протестантизма
- Примирение церквей
- Современные отношения Церквей
- Чего еще нет у протестантов?
- Отношение к греху и спасению
Отличия протестантизма от православия
Различия между православием и протестантизмом связаны с происхождением этих вероучений.
Православная церковь ведёт свое происхождение от апостолов, а ее священники рукополагаются в непрерывной последовательности уже около двух тысяч лет.
Протестантизм же — это ветвь католицизма, который сам откололся от единого древа Вселенской церкви в 11 веке из-за нежелания римских пап (первоначально являвшихся православными патриархами Запада) отменить ряд ошибочных с точки зрения православия нововведений.
После раскола в Римской католической церкви стали множиться отличия от православия, а папа Римский Лев X разрешил продавать индульгенции — документы, освобождающие от церковных наказаний.
Обличение злоупотреблений католических священников со стороны богослова Мартина Лютера привело к началу Реформации в XVI веке.
Протестантские сообщества, появившиеся после проповедей Лютера, Жана Кальвина и других основоположников протестантизма, устранили многие организационные недостатки Римской церкви, но в плане догматики не приблизились к православию, а, напротив, ещё больше удалились от него (стоит отметить попытки некоторых деятелей англиканской церкви впоследствии сблизиться с православием).
Лютеране отвергли церковное Предание и решения Вселенских соборов, опираясь в деле спасения души исключительно на переведённый ими библейский текст. При этом, с точки зрения православных критиков, они не замечают противоречивости того факта, что сам состав Священного Писания было утвержден на соборах.
Провозглашенное протестантами право каждого человека толковать Библию на свой лад привело к появлению множества протестантских деноминаций, члены которых опирались на разных современных толкователей. Различают баптистов, методистов, меннонитов, квакеров, адвентистов, пятидесятников и приверженцев других направлений.
В протестантизме в той или иной мере получили распространение рационалистические взгляды и символическое понимание евангельских событий, в то время, как православие следует единому пути Отцов церкви первых веков.
Существенно отличается роль главы религиозной общины — если в православии священник совершает таинства и включен в обширную иерархию, то в протестантизме пастор может быть только оратором и организатором совместной молитвы.
Многие наслышаны, но не все знают, почему самоубийц не отпевают.
Сравнение православия и протестантизма
В чем же разница между православием и протестантизмом?
Внутренняя организация церкви
В православии существует территориальное деление на поместные церкви, которые, однако, не имеют существенных отличий в богослужебных вопросах. В протестантизме существует либо централизация, как в лютеранстве или англиканстве, либо полная независимость общин друг от друга, как в баптизме. Церковь – невидимое духовное сообщество людей. Православное белое духовенство вступает в брак, но при условии, что произойти это должно до принятия священства. Монахи соблюдают обет безбрачия. Священниками могут быть исключительно мужчины. В протестантизме нет особых условий вступления в брак духовенства. Они те же, что и для обычных граждан. В некоторых направлениях допускается служение женщин в священническом сане. В православии распространено монашество. В протестантизме его нет. В православии крестятся и дети, и взрослые. Детям обязательно выбираются крестные мать и отец. При крещении взрослых присутствие восприемников не обязательно. В протестантизме крещение совершается только над взрослыми людьми.
Вероучение
Высший авторитет в вопросах православной веры – Священное Писание и Священное Предание. Кроме этого, Символ Веры, правила и решения Семи Вселенских Соборов, многовековая практика Церкви. Безусловный авторитет в протестантизме – Священное Писание. В православии сам человек не имеет права толковать Священные Книги. В большинстве направлений протестантизма крайний индивидуализм в этом вопросе вполне приемлем. В православии глубоко почитание Пресвятой Богородицы. Она, по учению Церкви, лишена любого, даже первородного греха. Многие молитвы православных обращены именно к Богородице. В протестантизме Она всего лишь совершенная женщина. В православии Таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, елеосвященство, покаяние, брак, священство. В протестантизме таинств два – крещение и причащение. У квакеров и анабаптистов нет даже их. В православии существует учение о посмертных мытарствах души, то есть о страданиях ее за совершенные при жизни грехи. Православные молятся о своих умерших. Протестантизм такое учение отвергает. Принимается только вера в Страшный Суд.
Церковная практика
Причащение священства и мирян совершается на квасном (дрожжевом) хлебе. Под видом хлеба человек принимает Тело Христово, а под видом вина – Его Кровь. В протестантизме причащение совершается только хлебом, причем, вид его не имеет значения. Исповедь в присутствии священника обязательна в православии. В самых исключительных случаях допускается прямая исповедь перед Богом. Протестанты считают, что не должно быть посредника между Богом и человеком и используют прямое покаяние.
Богослужение
Главное богослужение в православии – Божественная Литургия. В протестантизме используются различные формы собраний верующих и какой-то особой, одинаковой для всех, не существует. В православии почитаются иконы, крест и мощи святых. Протестантизм, за малым исключением, это отвергает.
Философия Протестантизма
Философия протестантизма основана на реформации Римского католичества, которое как считается, отошло от истинного учения Библии.
К тому же, католическая церковь на Западе владела до 1/3 обрабатываемой земли, где использовался труд крепостных, то есть практически рабов. А протестантизм делает упор на личную ответственность перед Богом и обществом, а также не одобряет рабство.
Сторонники протестантизма
Лютеранскую Реформацию поддерживали крестьяне, которых практически разоряла церковная десятина, а также ремесленники, обложенные непосильным налогом.
Протестантизм отвергает все постановления Римского Папы и все его декреты, утверждая, что достаточно одного Священого Учения или Библии. В свое время Мартин Лютер даже прилюдно сжег один из папских указов.
Естественно вскоре после недовольства в сторону крупного церковного бизнеса с оборотом в десятки, если не сотни миллиардов долларов год, начались преследования протестантов, и хотя сам Мартин Лютер не пострадал, все же двое монахов протестантов были сожжены. Философию лютеранцев уже по-своему использовали народные массы в своих рыцарских и крестьянских войнах.
Позднее Мартином Лютером для сторонников протестантизма были написаны две книги: одна для пасторов, где говорится как правильно проповедовать, и другая для обычных верующих, где были изложены Десять Заповедей, Символ Веры и молитва Отче Наш.
Богословие протестантов
Протестантские церкви можно определить лишь по кресту, которые обычно присутствует в архитектуре здания. Иногда это вовсе только табличка при входе, в случае, если здание арендованное.
Что же касается богословия, то оно весьма схоже с православным. Его основные тезисы:
- Человеку необходимо оправдываться только верой в Господа, а не делами или деньгами.
- Библия имеет исключительный авторитет, это боговдохновенное слово от Господа.
- Человек имеет греховную природу и его может спасти только благодать Бога.
- Иисус — это единственный посредник между человеком и Богом. Спасение души предполагает веру в Него.
- Почтения и поклонения достоин только Господь. Спасение человеку дарует только Он по своей милости и воле. Это дар Искупления Христа на кресте и Его Искупление. Протестантская церковь внешне отличается от православных храмов
Следует уточнить, что богословие реформаторов формировалось в полном отрицании доктрины Римско-католической церкви, которое потеряло всякий авторитет в то время. Именно поэтому Лютер отверг всякие предания отцов, поскольку папство часто опиралось на них, неправильно их трактуя, и использовало в своих неблагочестивых целях (продажа индульгенций, инквизиция, повсеместное обогащение папства).
Для сведения! В целом, вопросы спасения человека не отличаются почти от доктрины православия.
Теперь можно говорить об отличиях:
1) Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;
5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких.
В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;
10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства. И Символ Веры у католиков и православных один.
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .
Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе.
Видео лекции Догматы Католической Церкви
Чем католичество отличается от англиканства? |
Почему католики правы? |
Отличие православия от католицизма и протестантизма
Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства – принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего — они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.Основные отличия православия от католицизма и протестантизма
Православие | Католицизм | Протестантизм | |
Управление | Патриарх, Собор | Папа | Всемирный совет церквей, советы епископов |
Организация | Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору | Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь» | Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы |
Дух Святой | Считается, что он исходит только от Отца | Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма | |
Бог Отец | Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец – существо совершенно бесстрастное и отвлеченное | Считается, что Бог страдает из-за людских грехов | |
Догмат Спасения | Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога | Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа | |
Разводы | Иногда разрешаются | Запрещены | Разрешены, но относятся к ним неодобрительно |
Непорочное зачатие Богородицы | Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается | Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом | Не признается категорически |
Взятие Богородицы на небо | Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено | Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам | Культ Девы Марии отрицается |
Обряд | Проводится только литургия | Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия | Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение |
Брак священнослужителей | Разрешен | Допускается только в византийском обряде | Разрешен |
Вселенские Соборы | За основу приняты решения первых семи | Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.) | Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию |
Крест | Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху | Используется простой четырехконечный латинский крест | В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий |
Иконы | Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами | Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему | Не используются |
Ветхий Завет | Признается как еврейский, так и греческий | Только греческий | Только еврейский канонический |
Отпущение грехов | Обряд проводит священник | Не допускается | |
Наука и религия | На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются | Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки |
Отличительные черты православия от других направлений христианства
Специфика православия – сохранение им древних, восходящих к первым векам, основ вероучения, богослужения, молитвенной, а также аскетической практики.
В чем отличие протестантов от православных
Прежде всего, это:
- протестанты отрицают большинство таинств, признают лишь Крещение; например, Евхаристия у большинства протестантских деноминаций – просто символическое «воспоминание» о тайной вечере; им также неизвестны священство, монашество;
- протестанты не молятся святым, Богородице, отрицают иконы;
- не признают молитв о усопших.
Отличия католиков от православных
К их числу принадлежат:
- различия в области догматов, главное – католическое прибавление к Символу Веры, говорящее об исхождении Св. Духа «etFilioqe» («и от Сына»);
- расхождения по части богослужебной традиции (одно из главных – совершение католиками литургии на пресном хлебе);
- в области духовной жизни – с точки зрения православия, для католиков характерно некритическое отношение к религиозному опыту, «видениям и откровениям», чрезмерная чувственность, экзальтация; это одна из причин того, что многие святые, канонизированные католиками после раскола, не признаются таковыми у православных;
- в области богословия – католическая традиция отличается большей опорой на разумное объяснение истин веры, рационализмом; он был особенно характерен для Средневековой схоластики, когда «объяснения от ума» доходили даже до изобретения «доказательств Бытия Божия».
Отличие православия от католицизма и протестантизма
Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства – принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего — они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.
Основные отличия православия от католицизма и протестантизма
Православие | Католицизм | Протестантизм | |
Управление | Патриарх, Собор | Папа | Всемирный совет церквей, советы епископов |
Организация | Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору | Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь» | Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы |
Дух Святой | Считается, что он исходит только от Отца | Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма | |
Бог Отец | Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец – существо совершенно бесстрастное и отвлеченное | Считается, что Бог страдает из-за людских грехов | |
Догмат Спасения | Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога | Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа | |
Разводы | Иногда разрешаются | Запрещены | Разрешены, но относятся к ним неодобрительно |
Непорочное зачатие Богородицы | Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается | Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом | Не признается категорически |
Взятие Богородицы на небо | Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено | Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам | Культ Девы Марии отрицается |
Обряд | Проводится только литургия | Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия | Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение |
Брак священнослужителей | Разрешен | Допускается только в византийском обряде | Разрешен |
Вселенские Соборы | За основу приняты решения первых семи | Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.) | Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию |
Крест | Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху | Используется простой четырехконечный латинский крест | В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий |
Иконы | Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами | Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему | Не используются |
Ветхий Завет | Признается как еврейский, так и греческий | Только греческий | Только еврейский канонический |
Отпущение грехов | Обряд проводит священник | Не допускается | |
Наука и религия | На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются | Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки |
Примирение церквей
Раскол и последующая вражда между христианскими конфессиями были ликвидированы на Втором Ватиканском Соборе в 1965 году. С этого момента римская католическая церковь признала в православии свою возлюбленную сестру, а протестантские движения назвала христианскими объединениями. Это был большой прогресс среди христиан мира, так как официально были признаны все конфессии и движения истинными и допустимыми.
Многовековая вражда закончилась, анафемы были сняты, и весь христианский мир с облегчение вздохнул на зависть врагам. Несмотря на то, что православие и католицизм продолжают считать свои учения единственно правильными, открытой вражды между ними нет. Сегодня никто не преследует протестантов и старообрядцев, считая их раскольниками и сектантами. В мире воцарились любовь и согласие, как и заповедовал всем своим последователям Иисус Христос.
Современные отношения Церквей
Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.
Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».
В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.
Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.
По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.
Таким образом, основное отличие православия от католицизма – это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная – и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.
Чего еще нет у протестантов?
Недаром многие не понимают, кто такие протестанты. Ведь у людей этого вероисповедания, как уже говорилось выше, нет духовной литературы, такой как у православных христиан. В духовных книгах православных можно найти практически все — от проповедей и толкования Библии до жития святых и советов о борьбе со своими страстями. Человеку становится намного легче разобраться в вопросах добра и зла. А без толкования Священного Писания в Библии крайне сложно разобраться. Духовная литература у протестантов стала появляться, но она еще только в зачатках, а в православии эта литература совершенствовалась больше 2000 лет. Самовоспитание, самосовершенствование — понятия, присущие каждому православному христианину, у протестантов сводятся к изучению и заучиванию Библии. В православии все — и покаяние, и исповедь, и причастие, и молитвы, и иконы, — все призывает к тому, чтобы человек стремился хоть на один шаг приблизится к идеалу, каким является Бог. Но протестант направляет все усилия на то, чтобы быть добродетельным внешне, и не заботится о своем внутреннем содержании. Это еще не все. Протестанты и православные отличия в вероисповедании замечают по обустройству храмов. Православный верующий имеет поддержку в стремлении быть лучше и разумом (благодаря проповеди), и сердцем (благодаря убранству в храмах, иконам), и волей (благодаря посту). Но в протестантских храмах пусто и протестанты слышат лишь проповеди, воздействующие на разум, не затрагивая сердца людей. Отказавшись от монастырей, монашества протестанты лишились возможности видеть для себя примеры скромной, смиренной жизни ради Господа. Ведь монашество — это школа духовной жизни. Не зря среди монахов множество старцев, святых или почти святых православных христиан. И еще понятие протестантов, что ничего, кроме веры во Христа, не нужно для спасения (ни добрых дел, ни покаяния, ни исправления себя) — ложный путь, ведущий лишь к добавлению еще одного греха — гордыни (из-за чувства, что раз ты верующий, то ты избранный и непременно спасешься).
Отношение к греху и спасению
В лютеранстве основной грех людей в том, что человек мало думает о Боге, мало слушает проповеди, мало впускает Евангелие в свою душу, а больше думает о себе и насущных делах. Отстраненность человека от Бога полагают лютеране главным грехом.
Православие призывает христиан Нового Завета, соблюдать, как минимум, Десять Заповедей, а также видеть и исповедовать большое количество разнообразных грехов, препятствующих попаданию в Жизнь Вечную.
В православии человек может, покаявшись и делая добрые дела, заслужить прощение своих грехов. Лютеранин одной только верой своей в Учение Иисуса Христа искупает грехи свои, по сути Господь своей Кровью искупил грехи всех лютеран.