Православие и иудаизм : отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
Содержание:
- Иудеи и христиане: в чем разница?
- Иудаизм — что это за религия
- Моральные кодексы и законы
- Брит-мила и бар-мицва
- Отношение православной церкви к иудаизму
- Общая характеристика иудаизма
- Отношение к другим мировым религиозным течениям
- Что делать, чтобы не было очень много евреев в духовенстве, в частности, в Москве?
- Христианство и Иудаизм. Ритуалы
- Отношение к мирской жизни и мирским утешениям
- Христианство и иудаизм в современности
- Раскол в христианстве
- Сравнение
- История взаимоотношений и современное состояние
- Религия
- История развития иудаизма
Иудеи и христиане: в чем разница?
Чем отличается христианство от иудаизма? Иудеи считают себя богоизбранной нацией, у которой есть священная миссия – научить Божественным истинам все остальные народы. Иудеи верят в приход Машиаха, то есть Мессии, Божьего помазанника из рода царя Давида. Считается, что он нравственно возродит человечество, избавит еврейский народ от власти язычников и установит своё великое царство на благо всего мира.
Христианство же стоит на том, что ветхозаветные пророчества о приходе Спасителя уже свершились. Непорочно зачатый Святым Духом и рождённый Девой Марией богочеловек Иисус Христос своей жертвой искупил грехи человечества и вознёсся к Богу Отцу. Иудеи же не признали Иисуса Мессией и до сих пор ждут прихода Божьего помазанника.
Христианство учит, что все мы рождаемся с печатью первородного греха и очищаемся от него Христом (Рим. 5:12, 18-19). Первородный грех был совершён нашими прародителями Адамом и Евой. Они отпали от Бога, нарушив Его волю, и были изгнаны из Рая. Согласно же иудейской вере, каждый человек рождается чистым и невинным. В течение жизни он сам делает нравственный выбор – грешить или нет.
Понятие человека в двух религиях
Библия учит, что Бог изначально создал мужчину и женщину как две ипостаси человеческого бытия. Талмуд же говорит, что главное Божье создание сочетало и мужское, и женское начала. А половое разделение природы человека произошло позднее. Также в иудаизме нет нравственного идеала непротивления злу насилием и любви ко врагам, которому учил Христос (Мф. 5:38, 44). Справедливость как юридическое понятие в иудаизме выше любви.
Христианство утверждает, что прийти к Богу можно только следованием за Христом. Согласно же иудаизму, человек самостоятельно может приблизиться к Богу. Глубокая иудейская вера для этого требуется лишь от евреев, на которых возложена бо́льшая ответственность в связи с их избранностью. Также отличительной чертой иудаизма является замкнутый национальный характер этой религии. Христианство же всемирно и универсально. По словам апостола Павла, в нём
Иудаизм — что это за религия
Иудаизм является древнейшей монотеистической религией, последователи которой были рождены евреями или обратились в эту веру в течение жизни. Несмотря на древний возраст (более 3000 лет) последователей этого течения не так много — всего около 14 миллионов людей. При этом именно из иудаизма вышли такие течения как христианство и ислам, которые сегодня имеют самое большое количество последователей. Что же исповедуют иудеи?
Иудаизм — это вера (религия) еврейского народа
Главная идея религии — это вера в Единого Бога Яхве (одно из имен Бога) и соблюдение Его заповедей, которые изложены в Торе. Помимо Торы у иудеев есть также Танах — еще один священный текст, вера в святость которого стала одним из фундаментальных отличий от христианства.
На основании этих двух документов, евреи придерживаются следующих взглядов:
- Монотеизм — верят в Единого Бога Отца, который сотворил землю и человека по Своему Образу и подобию.
- Бог является Совершенным и Всемогущим, а также представлен как источник Милости и Любви ко всем. Он не только является Богом для человека, но и любящим Отцом, который милует и помогает спастись от греха.
- Между человеком и Богом могут идти диалоги, т.е. молитвы. Для этого не нужно совершать жертвы или какие-то другие манипуляции. Бог хочет приблизиться к человеку напрямую и делает это по Своему желанию. Человеку лишь стоит стремиться к диалогу и святости Бога.
- Ценность человека, который создан по Божьему Образу, огромна. У него есть свое назначение от Господа, которое состоит в бесконечном и всестороннем духовном совершенствовании.
- В истории человечества есть великие люди и пророки, о жизни котором пишет Ветхий Завет. Среди них Адам, Ной, Авраам, Иаков, Моисей, Давид, Илия, Исайя и другие мудрецы, которые являются фундаментальными личностями в иудаизме и примером для подражания.
- Главные моральные установки религии — это любовь к Всевышнему и к ближнему;
- Основа религии — это десять Заповедей, соблюдение которых должно быть неукоснительно для еврея.
- Учение об открытости религии, т.е. возможность обратиться в нее каждому желающему.
- Учение о приходе Мессии — пророка и царя, который спасет человечество.
Это далеко не все тезисы иудаизма, но они фундаментальны и позволяют составить мнение об этой религии. На самом деле, она самая близкая к христианству по своим убеждениям, но все же имеет существенные отличия.
Читайте о религии:
- Доказательства христианской веры
- Православие и ислам
- Православие и сектанство
Моральные кодексы и законы
И христианство, и иудаизм связаны моральными кодексами и законами.
Еврейский народ в основном связан Талмудом – учениями и комментариями раввинов, и десятью заповедями, продиктованными Богом непосредственно Моисею на горе Синай. Иудеи считают Десять Заповедей основой для остальных заповедей.
Важно отметить! Десять Заповедей связаны с Богом и предписывают моральные принципы в обеих религиях. Они были первоначально установлены в иудаизме и продолжены в христианской традиции
Христианство выходит за рамки Десяти Заповедей и также придает большое значение учению Иисуса. Оно сосредоточено на любви к Богу и любви к ближнему. Это считается величайшей заповедью и центральным догматом христианской веры.
Брит-мила и бар-мицва
Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обряда и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бассейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения.
Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын заповеди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого возраста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — начале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он перешел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.
Отношение православной церкви к иудаизму
На протяжении всей церковной христианской истории (как и истории иудаизма) происходили воинственные стычки, которые касались разногласий в догматических вопросах.
Синагога — место общественного богослужения и средоточие жизни еврейской общины
В начале зарождения христианства (первые века н.э.) иудеи крайне воинственно относились к его представителям, начиная с распятия самого Христа и преследований Его первых учеников. Позже, при повсеместном распространении христианства, его последователи стали жестоко относиться к евреям и всячески их ущемлять.
По историческим документам имело место насильственное крещение евреев в 867–886 гг. и позже. Также многим известно о преследовании евреев как народа уже в 19-20 вв., особенно в СССР и во время Второй мировой войны, когда пострадали миллионы евреев.
Церковь сегодня отвечает на это следующим образом:
- насильственное отношение к иудеям имело место быть, но много позже, нежели страдали христиане;
- это было исключение, а не повсеместно распространённая практика;
- Церковь негативно относиться к такому проявлению насилия и осуждает действия и саму идею насильственного обращения в веру.
Александр Мень когда-то очень четко выразил свое отношение к иудаизму, и оно полностью совпадает с мнением всей Православной Церкви и ее отношением. По его словам, Ветхий Завет стал основой для трех главных монистических религий, которые возникли в лоне культуры Древнего Израиля. И иудаизм, и христианство, несмотря на их однозначное одинаковое признание Ветхого Завета, имеют свои учения и каноны, которые имеют свои богословские отличия.
Несмотря на это, по самостоятельному определению Русской православной церкви она является многонациональной и не желает и станет изгонять из своего лона еврейских элементов, поскольку имеет в себе множество их.
Важно! Христианство является братской религией и принимает всех и каждого, кто разделяет ее ценности. При этом она не отрицает разных культур и народностей, но стремиться к распространению веры во Христа среди всех народов и культур
Православная Церковь принимает все нации, в том числе и евреев, но не готова признавать убеждения иудаизма, поскольку находит их неверными. Если еврей желает посещать богослужения, ему никто не будет препятствовать или относиться с пренебрежением. Но православный христианин не может принять его убеждения, поскольку исповедует Христа, которого евреи отвергают как Господа.
Отсюда следует вывод, что принимать другие культуры и вероисповедания вежливо и толерантно должен всякий православный христианин, но не отрекаясь при этом своего национального происхождения и веры в Иисуса Христа.
https://youtube.com/watch?v=jNYn9fQN_TY
Принципиальное отличие христианства от иудаизма
Общая характеристика иудаизма
Какие сходства и различия имеют иудаизм и христианство? Чтобы это понять, необходима общая характеристика иудаизма. Это не только религиозное, но и национальное, этическое мировоззрение. Его носителем является еврейский народ.
Иудеи – это этно-религиозный термин. Им обозначают приверженцев иудаизма и всех, кто является евреем по матери. В древности же так обозначали израильтян из рода Иуды. Однако после Вавилонского пленения Израиля они стали единственными представителями своего народа. Центром религиозной жизни древних иудеев являлся Иерусалимский храм. Он был разрушен в 1 веке н.э. в ходе подавления восстания иудеев против римской власти. После этого евреи в очередной раз рассеялись по всей земле.
Менора — ритуальный семисвечник, один из символов иудаизма
Предыдущие еврейские рассеяния периодически происходили на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. Они были вызваны неоднократными завоеваниями евреев другими народами. Например, в 8 веке до н.э. произошло Ассирийское завоевание, в 6 веке – Вавилонское. А с 1 века до н.э. Иудея была под контролем Рима и евреи расселялись по всей империи. Важнейшую роль в их самосохранении как этноса сыграла именно национальная религия.
Отношение к другим мировым религиозным течениям
Почти все религии в мире придерживаются единой доктрины – на Небеса могут попасть только те люди, которые верят в истинного Бога. А верующие в другого Господа по сути этого права лишены. В каком-то плане данной доктрины придерживается и христианство. У иудеев отношение к другим религиям более лояльное. С точки зрения иудаизма, в Рай может попасть любой человек, соблюдающий 7 основных заповедей, которые Моисей получил от Бога. Так как эти заповеди универсальны, то человеку не обязательно верить в Тору. К этим семи заповедям относятся:
- Вера в то, что мир создан единым Богом.
- Не богохульствовать.
- Соблюдать законы.
- Не поклоняться идолам.
- Не воровать.
- Не прелюбодействовать.
- Не есть от живого.
Соблюдение этих основных законов позволяет представителю другого вероисповедания попасть в Рай, не будучи евреем. Если брать в общих чертах, то иудаизм относится лояльно к монотеистическим религиям, таким как ислам и христианство, но не приемлет язычества из-за многобожия и идолопоклонничества.
Что делать, чтобы не было очень много евреев в духовенстве, в частности, в Москве?
Думаю, что это глубокая ошибка. Я, например, не знаю ни одного в Москве. У нас примерно половина украинцев, довольно много белорусов, есть татары, есть много чувашей. Евреев там нет. Но, по определению Русской Православной Церкви, по уставу ее, принятому на соборе, она является многонациональной Церковью. А изгнание еврейских элементов из Церкви надо начинать с того, чтобы вынести все иконы Богоматери, которая была дочерью Израиля, выбросить иконы всех апостолов, сжечь Евангелие и Библию и, наконец, повернуться спиной к Господу Иисусу Христу, который был евреем. Эту операцию над Церковью проделать невозможно, но ее пытались произвести несколько раз. Были гностики, которые хотели отсечь Ветхий Завет от Нового, но они были признаны еретиками, и Отцы Церкви не допустили распространения гностицизма. Был еретик Маркион во II веке, который пытался доказать, что Ветхий Завет — это произведение дьявола. Но он был объявлен лжеучителем и изгнан из Церкви. Таким образом, эта проблема старая и ничего общего с Церковью не имеющая.
Христианство пришло в мир, неся братство людей. В то время, когда народы уничтожали и ненавидели друг друга, оно устами апостола Павла провозгласило, что во Христе “нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного”. Это вовсе не означает, что оно отрицает наличие людей разных культур, языков, историй, народностей. Церковь всегда развивала и поддерживала все национальные формы христианства. Поэтому, когда мы праздновали тысячелетие христианства на Руси, мы все, верующие и неверующие, знали, какое огромное влияние Церковь оказывала на русскую культуру. Но такое же влияние она оказывала и на греческую, и на римскую культуру. Войдите в храм и посмотрите, какой огромный вклад внес каждый народ в Церковь. О роли Израиля я уже сказал: Христос, Дева Мария, Павел, апостолы. Дальше идут сирийцы: бесчисленные мученики. Греки: Отцы Церкви. Италийцы: бесчисленные мученики. Нет народа, который не внес бы своего вклада в огромное и грандиозное здание Церкви. Каждый святой имеет свое отечество, свою культуру. И для нас, живущих, по воле Божией, в многонациональном государстве, христианское умение любить, уважать, чтить другие народы является не каким-то праздным дополнением, а жизненной необходимостью. Ибо тот, кто не уважает чужого народа, не уважает себя. Народ, уважающий себя, всегда будет уважительно относиться к другим народам, подобно тому как человек, хорошо знающий свой язык, ничего не теряет от того, что он знает и любит другие языки. Человек, который любит иконопись и древнерусское пение, может любить и Баха, и готическую архитектуру. Полнота культуры раскрывается в совместном творчестве разных народов.
Христианство и Иудаизм. Ритуалы
Обе религии имеют свои собственные важные обряды и ритуалы. Прежде всего, святым днем в иудаизме является суббота, а в христианстве – воскресенье.
В христианстве центральные обряды включают молитву, изучение Библии по воскресеньям и несколько таинств, включая крещение, причастие/конфирмацию, евхаристию, покаяние, помазание больных, брак и священный сан.
Для еврейского народа основными обрядами являются соблюдение субботы, обрезание новорожденных еврейских мужчин, ношение талита и тефилина, посещение молитвенных служб и бар/бат-мицва для 13-летних мальчиков/девочек, которые должны читать Тору перед собранием, чтобы официально вступить во взрослую жизнь.
Примечательно также, что в христианстве нет религиозных диетических законов. А значит, нет никаких ограничений на виды пищи и, в частности, животных, которые можно употреблять.
Иудейская вера, напротив, имеет ряд строгих диетических законов, известных как кашурат, которые должны соблюдаться. Они предусматривают, например, что нельзя есть свинину, а молоко и мясо всегда должны быть разделены.
Млекопитающие и птицы должны быть убиты в соответствии с ритуальным процессом убоя, известным как шхита. Это делает мясо кошерным, что является единственным разрешенным способом для еврейского народа потреблять мясо и птицу. Центральный постулат иудаизма состоит в том, что законы шхиты были даны Богом Моисею на горе Синай и поэтому имеют огромное значение.
Отношение к мирской жизни и мирским утешениям
Также совсем разное отношение к мирской жизни и утешениям имеют иудеи и христиане. В чем разница? В христианстве самой целью существования человека считается жизнь ради последующего мира. Конечно же, иудеи верят в грядущий мир, но главной задачей жизни человека ставится улучшение существующего.
Эти концепции хорошо просматриваются в отношении обеих религий к мирским желаниям, желаниям тела. В христианстве они приравниваются к нечестивым искушениям и греху. Люди верят, что в последующий мир может попасть только чистая душа, не подверженная искушениям. А значит, человек должен как можно больше питать духовное, тем самым пренебрегая мирскими желаниями. Поэтому Папа римский и священники дают обет безбрачия, отказываются от мирских утех, дабы достигнуть большей святости.
Иудеи тоже признают, что душа более важна, но не считают правильным полностью отказываться от желаний своего тела. Вместо этого они превращают их исполнение в святое дело. Поэтому христианский обет безбрачия кажется иудеям сильным отхождением от религиозных канонов. Ведь создание семьи и продолжение рода для иудея является святым деянием.
Такое же разное отношение у двух религий к материальным благам и богатству. Для христианства принятие обета бедности является идеалом святости. Тогда как для иуде, накопление богатства – это положительное качество.
В заключение хочется сказать, что иудеи и христиане, отличия между которыми мы рассмотрели, не должны настраиваться друг против друга. В современном мире каждый человек может по-своему понимать святые писания. И имеет на это полное право.
Христианство и иудаизм в современности
На протяжении многих веков между двумя религиями существовали натянутые отношения, которые часто переходили в массовые гонения. К таким инцидентам можно отнести крестовые походы и предшествующие им преследования евреев в Европе, а также холокост, устроенный нацистами в годы Второй мировой войны.
Отношения между двумя религиозными течениями начали налаживаться в 60-х годах ХХ века. Тогда католическая церковь официально изменила отношение к иудейскому народу, исключив антисемитские элементы из многих молитв. В 1965-м Ватикан принял декларацию «Об отношении Церкви к нехристианским религиям» (Nostra Aetate). В ней с иудеев снималось тысячелетнее обвинение в смерти Иисуса и осуждались все антисемитские взгляды.
Папа Павел VI попросил прощения у нехристианских народов (в том числе у евреев) за многовековые гонения со стороны церкви. Сами же иудеи относятся к христианам лояльно и считают их родственной авраамической религией. И хоть для них некоторые религиозные обычаи и учения непонятны, все же они благосклонно относятся к распространению базовых элементов иудаизма среди всех народов мира.
Раскол в христианстве
История христиан с самого начала характеризовалась наличием разнообразных групп и сект. Они отличались терминологией и пониманием общего символа веры. Борьба с подобными ересями велась на вселенских соборах. Однако противоречия оставались. С распадом римской империи христианство разделились на две части:
- западная часть – католичество;
- восточная часть – православие.
Отличие католиков от православных христиан было вызвано разницей культур и менталитетов. Окончательный разрыв двух направлений христианства сформировался в начале 13 века. Основные отличия православных христиан от католиков:
- иерархическое устройство церкви;
- обрядовые или дисциплинарные традиции;
- особенности вероучения.
Как крестятся православные христиане? До 13 века перстосложение производилось с помощью указательного и среднего пальцев. Сегодня более употребительно троеперстие.
В католицизме используют все пять пальцев. Крестное знамение совершается в память о количестве ран на теле Господа.
Протестантизм
Протестантство зародилось в 16 веке в Европе. Христиане протестанты откололись от Католической церкви в период Реформации. Разнообразие взглядов внутри религиозного ответвления выражается в независимых течениях и церковных союзах.
Евангельские христиане представляют крупнейшее объединение лютеранских и реформатских церквей. Оно положило начало процессу сближения разных конфессий по всему миру.
Церковь евангельских христиан баптистов возникла в 1944 году на территории СССР. Сегодня их общая численность превышает 400 тыс. человек.
Отличия баптистов
Чем отличаются баптисты от православных христиан? Спор между ними касается формы крещения. Баптисты считают, что оно должно быть сознательным и добровольным. Они отвергают крещение младенцев. Баптисты считают, что спасти душу можно только путем исполнения заповедей из священной книги христиан. Они не признают церковных таинств и христианских святых, а иконы считают обычными картинами.
Дополнительное отличие заключается в порядке захоронения христиан и проведении богослужений. Ключевой фигурой служения является не священник, а пастор общины. Во время службы не молятся, а читают библию и поют псалмы. Храм для баптистов – дом молитвы христиан, а причастие – вкушение вина и хлеба. Наиболее широкое распространение баптизм получил в Северной Америке. В конце 2011 года представителей течения было около 24 млн. человек.
Адвентисты седьмого дня
На почве баптизма возникли христиане-адвентисты. Течение образовалось в 19 веке на территории США.
В конце столетия первые общины адвентистов седьмого дня появились в Крыму. К началу октябрьской революции статистика христиан насчитывала 7 тыс. последователей. Однако в 30 годы христиане СССР были подвергнуты репрессиям. Общины адвентистов начали возрождаться только в конце 70 годов. Во время перестройки они объединились в единый союз.
Пятидесятники
Самое многочисленное направление в протестантстве представляют христиане-пятидесятники. Течение зародилось в начале 20 века на территории США. Первый Вселенский собор в 325 году осудил их и причислил к сектантству.
Пятидесятников еще называют христианами веры евангельской. В основе учения лежит крещение Святым Духом, который наделяет их даром пророчества и способностью нести благую весть.
Православие
Сколько в мире православных христиан? По статистике еще 100 лет назад православные христиане составляли пятую часть населения планеты. Сегодня их количество составляет от 150 до 260 млн. человек Они преимущественно проживают в странах Восточной Европы и СНГ.
Статистика христиан связывает снижение доли православных с демографическими проблемами в республиках бывшего СССР. Христиане России составляют самую большую численность среди православных во всем мире – около 105 млн. человек (72,6% населения).
Распространение православных по странам (млн. человек):
- Эфиопия – 36.
- Украина – 35.
- Румыния – 19.
- Греция – 10.
- Сербия – 6,7.
- Болгария – 6,2.
- Беларусь – 5,9.
- Египет – 3,9.
- Грузия – 3,8.
В конце 17 века в России возникло ответвление православия под названием «Духовные христиане». Представители течения проповедовали аскетизм и осуждали роскошь правящего класса. Новое течение подразделялось на несколько направлений:
- христововеров;
- скопцов;
- духоборов;
- молокан.
Сравнение
Христианство основывается на том, что Бог открыл себя людям через Иисуса Христа. Это Мессия, который пришел спасти мир. Официальный иудаизм отрицает Воскресение Христа, не считает его пророком и, тем более, Мессией.
Воскресение Христово
Христиане ждут второго пришествия Христа. Иудеи уверены, что Мессия еще не приходил в мир. Они все еще ждут Мошиаха.
Иудаизм возник на ветхозаветной, почти универсальной религии, но со временем превратился в национальную, утратив тем самым возможность стать религией мировой. Христианство, возникнув на той же почве, с течением времени превратилось в мировую религию.
Средоточие иудаизма – материальная религия, земное царство, господство, которое Мессия даст евреям над всем миром. Христианство верит в царство другого плана – Небесное. Мир духовный, покой во Христе, победа над страстями. Там окажется каждый, кто своей жизнью исполнил Заповеди Христовы, независимо от национальности и социального происхождения.
Учение иудаизма основывается только на книгах Ветхого Завета и устной Торе. В христианстве абсолютным авторитетом является Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы) и Священное Предание.
Главным догматом христианства является любовь. Сам Бог есть любовь. Ею пропитано каждое слово Евангелия. Все люди равны перед Богом. Иудаизм отрицательно относится к тем, кто не является иудеями.
В христианстве существует представление о первородном грехе. Поскольку состоялось грехопадение прародителей, человек, рожденный в мир, должен искупиться крещением.
Иудаизм придерживается того мнения, что человек рождается безгрешным, и уже потом выбирает для себя – грешить или не грешить.
История взаимоотношений и современное состояние
Из всех христиан первой с исламом столкнулась Православная Церковь Востока — государственная религия Византийской империи. С VII века начались регулярные столкновения мусульман с Византией. Ислам и Православие в своем взаимодействии основывались на собственных религиозных постулатах. От мусульман Коран требовал ведение священной войны против «тех, кто приписывает Богу неких сотоварищей» — то есть православных‚ которые верили в Святую Троицу. В христианстве же воспринимали ислам как ересь и «предвестника Антихриста». Религиозные распри между исламом и христианством продолжились и после падения Византии в 1453 году.
В настоящее время напряженность в отношениях христианства и ислама сохраняется. Но в современном мире у них гораздо больше общих точек соприкосновения, нежели поводов для разногласий. У православных и мусульман множество точек соприкосновения в области нравственности и в противостоянии окружающему атеистическому миру.
Религия
Моисей получает Тору. Иллюстрация к манускрипту (Франция, предположительно между 834 и 843 гг.). В верхней части рисунка: Моисей на горе Синай, окруженный языками пламени, получает от Б-га Тору. Снизу: Моисей передает Тору народу Израиля. (The British Library, Ms. ADD 10546 f25) Хотя период еврейско — русских контактов длился всего двести лет — история еврейско — христианских взаимоотношений, внутри которых и в контексте которых существует еврейско — русское пространство, составляет период ровно в десять раз более длинный, целых два тысячелетия.
В этих взаимоотношениях есть «классическая часть» — т. е. то, как эти отношения устанавливались в начальный период после отделения христианства от иудаизма и как они продолжались в течение многих веков, и современная часть — то, как за последнее столетие, буквально на наших глазах, меняются и ортодоксальный иудаизм, и ортодоксальное христианство.
Сегодня пересматриваются и исправляются концепции, казавшиеся незыблемыми в течение тысячелетий, причем это происходит не в результате реформы или образования новых сект, а в ходе «ортодоксальной модернизации», когда новое направление развития данной религии полностью сохраняет свою ортодоксальность и при этом модернизируется.
В течение всего «классического периода» открытый диалог между христианством и иудаизмом был невозможен, т. к. цели христианства в этом «диалоге» были чисто миссионерскими: где проповедью, а где давлением вынудить евреев отказаться от иудаизма и обратиться в христианство. В такой обстановке естественной защитной реакцией иудаизма было воздвижение стены между еврейским и христианским духовными мирами.
Однако в наше время это положение вещей стало меняться. Во второй половине XX века наметились серьезные положительные сдвиги в теологической позиции христианства по отношению к иудаизму.
В большинстве западных христианских деноминаций (католики и большая часть протестантов) начался процесс переосмысления иудаизма и принципиального отказа от миссионерства по отношению к евреям, — т. е. признания того, что даже с точки зрения христианства «Первый („Ветхий“) Завет», т. е. исходный Завет Б-га с евреями, продолжает действовать, ибо слово Бога вечно и не может «обветшать», устареть или «отмениться»; а поэтому евреи (в отличие от других народов мира) «спасаются через свой Завет с Б-гом и не нуждаются для этого в крещении». (Некоторые христианские теологи даже подчеркивают, что «христианское миссионерство по отношению к евреям, основанное на отрицании действенности Первого Завета, оскорбляет Б-га».)
Это наметившееся серьезное изменение позиции христианства (пока что только его части) дает возможность иудаизму также занять более открытую позицию, что вместе создает надежду на то, что стороны, впервые за много сотен лет, могут начать действительный диалог, направленный на взаимопонимание, а не на переубеждение оппонента.
Изменение позиций, как христианства, так и иудаизма, было вызвано теологическим осмыслением Катастрофы и особенно теологическим осмыслением создания Государства Израиля — этого поразительного факта возвращения евреев в свою Страну после двухтысячелетнего отсутствия.
А это возвращение имеет — никак не меньшую мировую духовную и религиозную значимость, чем произошедшее две тысячи лет назад разрушение иерусалимского Храма и начало изгнания евреев из Святой Земли, исторически (и неслучайно) совпадающее с началом распространения христианства.
И если мы действительно верим в Б-га и воспринимаем историю не просто как рутинную смесь интриг, экономики и политики, но как Диалог Б-га с человечеством — мы должны постараться понять, что же Б-г сегодня, текущим ходом истории, хочет нам сказать.
История развития иудаизма
Историю развития иудаизма можно разделить на четыре периода.
Библейский период
Начало своей истории религия евреев берет от сотворения мира Богом до выхода из египетского рабства и переселения в Землю Обетованную – Израиль. В этот период Авраам заключил первый Завет с Богом, в котором признавал Бога Единым. Моисеем во время 40-летнего странствия по пустыни были получены от Бога 10 Заповедей. На их основании и строилась нравственная и практическая жизнь еврейского народа.
Храмовый период
Период, длившийся около 1500 лет и закончившийся примерно во II веке до н. э. Именно в этот период вера в единого Бога получила название “иудаизм”. К этому промежутку времени относится образование еврейского государства с центром в городе Иерусалиме. Во время правления царя Соломона был воздвигнут Храм Божий, куда перенесли и хранили Ковчег Завета. Иерусалимский Храм считался главным духовным центром для иудеев. За время храмового периода Храм был несколько раз разрушен и перестроен. Этот временной промежуток закончился разрушением Храма и порабощением иудеев римлянами-язычниками.
Талмудический (раввинистический) период
Историки расходятся во мнениях стоит ли разделять эти периоды, также нет четких временных границ. Во II – IV веках Писание и Устная Тора были упорядочены и составлен Талмуд. В результате иудейская вера в Единого Бога трансформировалась в набор предписаний, ритуалов, норм и устоев, которые должны неукоснительно соблюдаться представителями иудаизма. Создание современной формы иудаизма приходится именно на этот временной период. В VI – VIII веках храмовые богослужения были заменены общими собраниями в синагогах, во время которых читаются молитвы. Руководят такими собраниями учителя, досконально изучившие Тору и Талмуд– раввины.
Современный период
Берет свое начало с 1750 года по настоящее время. Современная религия евреев, которую исповедуют современные евреи, не является в точности такой же, что была дана Израильтянам через Моисея и Пророков. Отличается она и от иудаизма до пришествия Мессии – Иисуса Христа. В наши дни они придерживаются верований, которые они сами придумали, исказив Священное Писание, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству. А вот ново-иудейская является плодом человеческих измышлений. При этом еврейская диаспора остается максимально сплоченной.