Что такое евангелие
Содержание:
- Глава 4
- Евангелие от Иоанна
- Матфей — сборщик налогов, представитель одной из позорных социальных групп того времени
- Современные евангелия
- Какие символы были у этих четырех евангелистов
- Тексты «Луки» и «Матфея» написаны на основе текста от Марка и источника Q
- Книги Ветхого Завета
- Как и почему запретили другие Евангелия?
- 3 совета о том, как лучше читать Евангелие
- Кто написал Евангелия
- Главные отличия Евангелия от Библии
- В Библии 4 канонических Евангелия
- Марк — евангелист, который не видел Христа, но писал евангелие со слов очевидцев
- Раньше всех написано Евангелие от Марка — в 40-е годы
- Глава 1
- Как устроено Священное Писание?
- Священные тексты
- Толкование Евангелия от Иоанна.
- В Библии 4 канонических Евангелия
- Четыре апостола и евангелиста
- Иоанн — рыбак, единственный из апостолов, умерший естественной смертью
Глава 4
1 | И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. | |
2 | И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: | |
3 | слушайте: вот, вышел сеятель сеять; | |
4 | и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́. | |
5 | Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; | |
6 | когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. | |
7 | Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. | |
8 | И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. | |
9 | И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! | |
10 | Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. | |
11 | И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; | |
12 | так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. | |
13 | И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? | |
14 | Сеятель слово сеет. | |
15 | Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. | |
16 | Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, | |
17 | но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. | |
18 | Посеянное в тернии означает слышащих слово, | |
19 | но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. | |
20 | А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. | |
21 | И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? | |
22 | Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. | |
23 | Если кто имеет уши слышать, да слышит! | |
24 | И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. | |
25 | Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. | |
26 | И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, | |
27 | и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, | |
28 | ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. | |
29 | Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. | |
30 | И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? | |
31 | Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; | |
32 | а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. | |
33 | И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. | |
34 | Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все. | |
35 | Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. | |
36 | И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. | |
37 | И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. | |
38 | А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? | |
39 | И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. | |
40 | И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? | |
41 | И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? |
Глава 3
Глава 5
Евангелие от Иоанна
Евангелие от Иоанна, в отличии от остальных трёх, образует собственный класс. В нем есть не только молоко для молодых верующих, но и твердая пища. Даже если верующие ходят с Господом какое-то время, они всегда возвращаются к Евангелию от Иоанна.
Комментарий!
Отец Небесный предусмотрел, чтобы было четыре Евангелия, четыре истории о Его жизни.
Посмотрите послание к Евреям, «где прощение грехов, там не нужно приношение за них». Чтобы мы не делали, кровь тельцов и козлов лишь покрывала грехи, а Кровь Иисуса Христа навсегда удалила грехи.
(Евр 10:18) А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
(Евр 10:19-20) Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою.
Матфей — сборщик налогов, представитель одной из позорных социальных групп того времени
Апостол Матфей и ангел. Гвидо Рени, 1635-1640.
- Символ — ангел или человек;
- Дата рождения — 1 век н.э;
- Дата смерти — 74 год н.э;
- Книги — Евангелие от Матфея;
- Смерть — убит мечом в Эфиопии.
О евангелисте Матфее известно немногое. Писание говорит, что Левий Матфей был сборщиком пошлин (такие люди назывались «мытари»). Однажды он услышал голос Иисуса, который сказал ему: «Иди за мной». С тех пор Матфей оставил работу и дом и неотступно следовал за Христом. Перед этим он раздал имущество бедным. Был свидетелем многих чудес Спасителя. Прошел вместе со своим Учителем страдания. Видел, как Он умер, воскрес и вознесся на небо.
Матфей проповедовал в Палестине, Персии, Мидии, Сирии и Парфии. Он продолжил свою христианскую деятельность в Эфиопии, где ее оборвала мученическая смерть, назначенная правителем Фулвианом.
Евангелие от Матфея стоит первым среди всех книг Нового завета. В нем Матфей часто ссылается на Ветхий Завет, показывая, что написанные в нем пророчества сбылись с появлением Иисуса Христа.
Современные евангелия
- Евангелие Иисуса Христа Водолея (1908)
- Книга Мормона (еще одно свидетельство об Иисусе Христе) (1830 г.)
- Распятие Иисуса очевидцем (1907 г.)
- Ессейское Евангелие мира (1937; 1974)
- Пятое Евангелие (1908, Штайнер)
- Пятое Евангелие (1956, Набер)
- Пятое Евангелие (1993, Ванденберг), роман
- Евангелие, данное в Аресе (1974)
- Евангелие Иисуса от Габриэле Виттек (1977)
- Евангелие от Иосифа Флавия (1927)
- Евангелие детства Господа нашего Иисуса Христа от Св. Петра (1904 г.)
- Евангелие Святых Двенадцати (1881)
- Жизнь и нравственность Иисуса (1820 г.)
- Иошуа Назир (1917)
- Мистическая жизнь Иисуса (1929)
- Неизвестная жизнь Иисуса Христа (1894)
- Книга Урантии (1955)
- Ур-Евангелие ессеев (1848)
- Великое Евангелие от Иоанна (1851–1864)
- Свиток Иисуса (1972)
- Поэма о человеке-боге (1956)
Какие символы были у этих четырех евангелистов
Символы четырёх евангелистов появились в самых ранних изображениях святых. Изначально их представляли в образе четырех райских рек. Затем появились символы четырех животных, которые окружают престол Иисуса.
Впервые эти существа встречаются в Ветхом Завете в видении Иезекиля, где они предстают в виде стражей Трона Господа с ликом человека, тельца, быка и орла.
Во втором веке Иреней Лионский предлагает такую символику:
- Иоанн – образ орла;
- Матфей – лик ангела, или человека;
- Марк – образ льва;
- Лука – образ быка.
Блаженный Иероним связывает образ определенного живого существа и евангелиста так:
- Иоанн – львиный образ;
- Матфей – человеческий лик;
- Марк – образ орла;
- Лука – образ тельца.
Есть три версии, которые интерпретируют символы апостолов евангелистов.
Одна из них предполагает, что символ апостола Матфея — это человеческая жизнь Иисуса на земле. Символ Луки бык воплощает жертву Христа ради спасения людей. Воскресает Спаситель, как символ Иоанна лев. И воспаряет в небеса, как орел — символ евангелиста Марка.
Иероним изъясняет символы так:
- Матфей в своём евангелии отображает человеческое происхождение Иисуса, его род;
- Марк описывает слово Крестителя Иоанна раздается как львиный рев в пустыне;
- Лука описывает жертву Захарии, которую можно сравнить с языческим обычаем — приносить в жертву быка;
- Иоанн: его возвышенный слог напоминает высокий полёт орла.
У иерусалимского патриарха Софрония человек означает явление Иисуса во плоти, лев – умение Христа вести за собой, телец – служение Спасителя людям, орёл – воплощение святого духа.
Четыре евангелиста и их символы. Сверху вниз: Матфей, Иоанн, Лука, Марк
Четыре евангелия описывают и раскрывают жизненный путь и наставления Иисуса Христа с разных сторон. Имена 4 евангелистов: Матфей, Иоанн, Марк, Лука вошли в историю христианства.
Тексты «Луки» и «Матфея» написаны на основе текста от Марка и источника Q
Евангелие от Матфея датируют в промежутке от 41 до 55 года. Евангелие от Луки чуть позднее — от 70 до 100 года.
Точно установлено, что оба автора писали не сами по себе, а на основе Евангелия от Марка. Заимствования из этого текста очевидны и заметны в обоих писаниях.
Кроме того, тексты «Луки» и «Матфея» имеют много общих эпизодов, которые явно взяты из ещё одного источника. Он получил название «Источник Q». Вероятно, это ещё более ранее Евангелие.
Возможно, это был не полноценный текст, а сборник высказываний и пометок. Именно им и пользовались авторы канонических евангелий.
Графическое отображение вклада Евангелия от Марка и источника Q в тексты «Матфея» и «Луки»
Книги Ветхого Завета
Библия разделена на Ветхий и Новый Заветы. В библейском понимании Завет — это двухстороннее соглашение между Творцом и людьми. Божьи предложения можно условно выразить формулой: «если ты будешь…, то Я…». Господь обещает даровать особые благословения человеку при выполнении определенных условий, содержащихся в Завете.
Книги Ветхого Завета были написаны до Воплощения Сына Божия. В этих Книгах раскрываются первостепенные истины для всего человечества: сотворение мира, причины и следствие грехопадения первых людей. Ветхий Завет говорит о Божьих обетованиях (обещаниях), представлены богодухновенные образцы покаянных, просительных и хвалебных молитв. В ветхозаветные времена Божественные откровения способствовали людям «подготовиться» к встрече со Спасителем мира.
Религиозный опыт Ветхого Завета важен и для каждого современного человека. Для христиан история спасения начинается с грехопадения первых людей, то есть с возникновения потребности в спасении
Очень важно понять, от чего именно человечество должно спасаться, почему человек отдалился от Создателя и откуда появилась смерть. Об этом и говорят книги Ветхого Завета
Ветхозаветные книги сообщают правила поведения (Закон) для людей, а также наказание за их нарушение. Главное событие в Библии — Крестная Жертва Сына Божия. Но что это за Жертва и зачем нужна, Кто и по какому поводу ее приносит, можно понять только из текста Ветхого Завета.
Как и почему запретили другие Евангелия?
Известно, что еще в I веке нашей эры существовало по крайней мере около 50-ти различных Евангелий и других религиозных текстов. Поэтому не мудрено, что во избежание путаницы и споров между христианами необходимо было выбрать лишь несколько из них.
Удивительно, но первый этой проблемой озадачился отнюдь не священник, а богатый судовладелец, а по совместительству богослов по имени Маркион. Именно он в 144 году создал перечень книг, которые, на его взгляд, являлись подлинными. Помимо нескольких религиозных текстов, в списке Маркиона значилось только одно Евангелие – от Луки.
Вслед за Маркионом за дело взялись и официальные служители церкви. Однако окончательно соответствующими всем религиозным канонам были признаны только Евангелия от Луки, От Матфея, от Марка и от Иоанна. Священники объясняют подобный выбор тем, что авторство этих 4-х писаний не вызывает сомнений. К тому же именно в них наиболее полно и в то же время без излишеств излагается суть учения.
В то время как апокрифы содержат много ненужных бытовых сцен, а также загадок и шокирующих подробностей, которые не имеют никакой духовной ценности. Зачастую священнослужители в качестве довода упоминают и видение Иезекииля, когда пророку явились четыре животных с человеческими лицами. А святой Ириней, например, утверждал, что Евангелий должно быть именно четыре в соответствии с четырьмя сторонами света.
Однако некоторые исследователи предполагают, что остальные Евангелия перешли в разряд запрещенных потому, что в них содержатся не совсем лицеприятные сведения о жизни библейских персонажей, в частности о жизни Иисуса Христа.
3 совета о том, как лучше читать Евангелие
Совет 1. Сверять с пословным переводом
На славянские языки Библию начали переводить ещё братья Кирилл и Мефодий, а вот именно на русском Священное Писание появилось довольно поздно — в 1683 г. — переводчик дьяк Авраам Фирсов. Однако патриархия (точнее патриарх Иоаким) запретила эту книгу.
1822
в этом году впервые появилось Евангелие на русском языке
В дальнейшем и другие энтузиасты пытались перевести Библию. Архимандрит Макарий (Глухарёв) успешно переводил с древнееврейского Ветхий Завет, а вот Евангелие впервые вышло на русском в 1822 году. Переводчики — члены Петербургской духовной академии. Этот перевод мы называем Синодальным.
Увы, в нём достаточно ошибок. Например, Иоанн Окунатель (Предтеча) отчего-то стал Крестителем, спустившийся с неба сатана описан свергнутым, да и в придачу остаётся открытым вопрос о корректности перевода множества названий напитков единственным словом «вино». Знать, что и как переводится, — просто незаменимо в таких случаях.
Надо осознавать первичность греческого источника и чаще обращаться к нему.
Кирилл и Мефодий переводили Евангелие, но не на русский, а на славянский
Совет 2. Читать комментарии к Священному Писанию
Исследователи уже изучили Писание вдоль и поперёк. Они прекрасно понимают отсылки авторов, находят параллели в текстах Библии, приводят исторические сведения.
Работа с комментариями специалистов значительно расширяет кругозор и помогает сэкономить массу времени.
Православные и протестантские комментарии к Библии на сайте Bible.By
С богословской точки зрения полезно читать Библию параллельно с толкованием от святых отцов, но нужно помнить, что бывает и они ошибаются. Всё же знания прошлого плохо конкурируют с пояснениями людей с сегодняшним багажом знаний.
Совет 3. Осмыслять прочтённое и обращать на пользу себе
Конечно, можно прочесть Евангелие просто как историю про Иисуса Христа, признаём мы Его за Сына Божьего или нет. Но вообще этот текст — не столько нужен для того, чтобы человек узнал о событиях минувшего, сколько для того, чтобы каждый из нас думал о вечных истинах и перенимал их в свою жизнь.
При этом для Евангелия не важно, какое читать первым, да и вообще нет таких строгих представлений, как Библия на каждый день. Священное Писание полезно, но только тогда, когда душа человека открыта ему
Кто написал Евангелия
Авторы Евангелия — апостолы, ученики Христа (формально), считается, что Писание было создано по Божественному вдохновению. Апостолы описывали те события, свидетелями и участниками которых стали лично. В пользу истинности того, что написано в Евангелии говорит и история создания Нового Завета. После распятия Христа Его ученики были абсолютно сломлены и подавлены. Все, во что они верили рухнуло в один момент. Логичным было бы вести тихую и спокойную жизнь, признав свое поражение. Возможно, им даже пришлось бы скрываться. Но, получив весть о Воскрешении Христа, они с риском для жизни отправились проповедовать Его слово и, не сговариваясь, рисковали собой, приняв мученическую кончину.
Главные отличия Евангелия от Библии
Есть несколько ключевых моментов, по которым следует различать эти священные книги:
Евангелие — одна из составных частей Библии, связанных с текстами Нового Завета. Библия начала писаться намного раньше (примерно в 15 веке до нашей эры), писалась в течение 1600 лет. Евангелие описывает жизнь Иисуса Христа на земле и его воскресение. Библия также содержит информацию о сотворении мира Вседержителем, о роли, которую он сыграл в жизни евреев, о том, как он непосредственно повлиял на них, и т.д
Библия уделяет пристальное внимание необходимости ответственности каждого человека за каждое совершенное действие. Если Евангелие написано на древнегреческом языке, Библия включает священные тексты на нескольких языках
Считается, что Библия была написана обычными людьми, вдохновленными Богом. До сих пор ведутся споры об истинных авторах Евангелия. Основная версия состоит в том, что это были четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн, которые дали свои имена каждому из Евангелий.
В Библии 4 канонических Евангелия
Четыре евангелия называются каноническими. Это значит, что они включены в Новый Завет практически с первых кодексов, например, они присутствуют уже в Синайском кодексе.
Канонические евангелия не подвергаются Церковью сомнением, даже несмотря на то, что неизвестно, кто их написал.
Тексты четырех канонических Евангелий считаются боговдохновенными.
Но при этом считается, что все авторы не писали, как приёмники, слова Божии, а пропустили текст через себя, из-за чего тексты обрели свой характер:
Евангелие от Матфея. Написано для еврейской аудитории. Автор, определённо, иудей, хорошо разбирающийся в реалиях своего времени. Текст написан грамотно и обстоятельно. Точно установлено, что существовал оригинал на древнееврейском языке, но до нас дошёл только перевод на греческий.
Лист «Евангелия от Матфея»
Евангелие от Марка. Очень короткий, чёткий и импульсивный текст. Создан для римской аудитории
Особое внимание автор уделил чудесам. Видно, что он не одарён литературным талантом и использует безыскусные выражения и просторечье
Текст написан на разговорном греческом.
Евангелие от Луки. С литературной точки зрения — лучшее из четырёх евангелий. Автор, безусловно, человек грамотный. Но вот оснований считать его врачом (на чём настаивают некоторые толкователи) нет: автор использовал те же слова и выражения, которые были известны любому его современнику. Текст — на греческом.
80-100
этими годами датирован самый поздний текст Евангелии от Иоанна
Евангелие от Иоанна. Это самый поздний текст (80–110 гг.). Отличается от трёх предыдущих Евангелий (синоптических) глубиной мысли. Подробности этого текста не содержатся в работах других евангелистов. Много философии, одна из центральных тем — любовь. Текст — на греческом.
Марк — евангелист, который не видел Христа, но писал евангелие со слов очевидцев
Апостол Марк Евангелист
- Символ — лев или орел;
- Дата рождения – 1 век;
- Дата смерти – 68 год н.э.;
- Книги — Евангелие от Марка;
- Смерть — был сожжен за свою веру в Александрии.
Марк родился в Иерусалиме. Его с детства окружали преемники Христа. Мать его свято верила в учение Христа. Марк был близок со своим дядей апостолом Варнавой, учителем – апостолом Петром, апостолом Павлом. С ними святой трудился и проповедовал в Селевкии, Риме, Египте, Антиохии, на Кипре.
Он стал основателем многих церквей и христианского училища. Путешествуя по Африке, Ливии, Нектополю, апостол нёс Божье слово людям. Марк принял смерть в Александрии от рук несогласных с учением Христа язычников. Евангелие от Марка было написано им в Риме и предназначалось для новообращённых в христианскую веру язычников.
Раньше всех написано Евангелие от Марка — в 40-е годы
Время написания Евангелий выяснить довольно сложно. Целиком они дошли до нас поздно — в IV веке, в Синайском кодексе. Именно он и служит сегодня образцом, который принято считать наиболее близким к оригиналу.
Всё, что найдено до Синайского кодекса, — это отрывки. Причём часто тексты отличаются друг от друга.
Наиболее ранний из найденных отрывков — это фрагмент Евангелия от Марка.
Его датируют 40-ми годами нашей эры. Бесспорно, это старейшее из Евангелий. Правда, нельзя утверждать, что самые старые отрывки составляли полноценный текст, а не были просто заметками.
Мы не можем говорить, что до «Евангелия от Марка» не было других текстов Евангелий. Они просто не обнаружены. Популярна версия, что ещё во времена Христа ученики записывали его изречения, а Евангелия — это уже поздняя литературная обработка этих пометок.
Глава 1
1 | Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, | |
2 | как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. | |
3 | Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. | |
4 | Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. | |
5 | И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. | |
6 | Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. | |
7 | И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; | |
8 | я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. | |
9 | И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. | |
10 | И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. | |
11 | И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. | |
12 | Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. | |
13 | И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. | |
14 | После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия | |
15 | и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. | |
16 | Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. | |
17 | И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. | |
18 | И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. | |
19 | И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; | |
20 | и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. | |
21 | И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. | |
22 | И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. | |
23 | В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: | |
24 | оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. | |
25 | Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. | |
26 | Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. | |
27 | И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? | |
28 | И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее. | |
29 | Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. | |
30 | Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. | |
31 | Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. | |
32 | При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. | |
33 | И весь город собрался к дверям. | |
34 | И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. | |
35 | А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. | |
36 | Симон и бывшие с ним пошли за Ним | |
37 | и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. | |
38 | Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. | |
39 | И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. | |
40 | Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. | |
41 | Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. | |
42 | После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. | |
43 | И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его | |
44 | и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. | |
45 | А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду. |
Глава 2
Как устроено Священное Писание?
Фото: Flickr.com
Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета.
Ветхий Завет содержит около пятидесяти отрывков из Священных Писаний. В Православии только 38 из них признаны канонами.
Новый Завет состоит из 27 книг, в том числе четырех Евангелий. Кроме того, составными частями Нового Завета являются Деяния Святых Апостолов и 21 апостольское послание.
Евангелие основано на четырех канонических текстах. Это Евангелие от Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Последний был создан намного позже, поэтому существенно отличается по тексту и событиям, о которых в нем рассказывается. Однако считается, что Евангелие от Иоанна основано на более старом тексте, поэтому оно также признано каноническим.
Священные тексты
Фото: Flickr.com
Библия стала основой нескольких религий, распространенных по всему миру: христианства, ислама и иудаизма. По оценкам исследователей, Писание было переведено полностью или частично на более чем две тысячи языков мира в то время.
Библия — это книга, оказавшая значительное влияние на идеи многих людей, живущих на всех без исключения континентах. Также, в принципе, даже не имеет значения, действительно ли вы верите во Всевышнего или нет. Тем не менее, каждый человек, считающий себя образованным, должен знать и понимать, что это за книга Библия, о чем она, какие основные идеи и постулаты она содержит. В конце концов, именно на библейских текстах основано большинство моральных канонов, присущих любому гражданскому обществу.
От греческого слова «Библия» буквально означает «книга». По сути, это список текстов, написанных многими авторами в разное время под влиянием Святого Духа. Эти тексты стали основой ряда современных верований, которых придерживается большинство живых людей, для них эти тексты каноничны.
Евангелие переводится как «благовестие». Эти тексты описывают жизнь Иисуса Христа на земле. Он рассказывает о своих земных событиях, учениях, последователях, распятии и последующем воскресении. Это одна из составных частей Библии, включенной в Новый Завет.
Толкование Евангелия от Иоанна.
Евангелие от Иоанна отличается от трех первых канонических евангелий, которые также получили название «синоптических», вследствие их схожести. Считается, что Иоанн долгое время после воскрешения Иисуса проповедовал в устной форме и лишь под конец жизни решил записать свои знания. Он был знаком с написанными ранее «синоптическими» евангелиями, и хотел поведать о ныне неизвестных или забытых деяниях Христа. Подобные заметки и составили четвертое Евангелие.
Вероятно, Иоанн написал Евангелие по просьбе малоазийских епископов, которые хотели получить от него наставления в вере и благочестии. Сам Иоанн хотел написать «Евангелие духовное». По сравнению с синоптическими Евангелиями, которые в большей степени являются повествовательными, Евангелие Иоанна Богослова представляет наивысший уровень христологии. В нем Иисус описывается в качестве вечного Логоса, находящегося у истоков всех явлений.
В Евангелии от Иоанна философски противопоставляются:
- Бог и Дьявол,
- Свет и тьма,
- Вера и неверие.
Повествование Иоанна в основном сосредоточено на проповедях и служении Иисуса в Иерусалиме, а также на Его общении с учениками и служении им
Большое внимание также уделяется семи знамениям того, что Иисус является мессией, Сыном Божьим. Здесь же содержаться беседы, трактующие смысл сотворенных Им чудес
В книге описывается семь «Я есмь» Иисуса.
«Я есмь…
- … хлеб жизни»
- … свет миру»
- … дверь овцам»
- … Пастырь Добрый»
- … воскресение и жизнь»
- …. путь и истина и жизнь»
- …. истинная виноградная Лоза»
Вопрос веры – центральный в Евангелии от Иоанна. Автор хотел подчеркнуть непреходящность и жизненность веры в Иисуса Христа.
В Библии 4 канонических Евангелия
Четыре евангелия называются каноническими. Это значит, что они включены в Новый Завет практически с первых кодексов, например, они присутствуют уже в Синайском кодексе.
Канонические евангелия не подвергаются Церковью сомнением, даже несмотря на то, что неизвестно, кто их написал.
Тексты четырех канонических Евангелий считаются боговдохновенными.
Но при этом считается, что все авторы не писали, как приёмники, слова Божии, а пропустили текст через себя, из-за чего тексты обрели свой характер:
Евангелие от Матфея. Написано для еврейской аудитории. Автор, определённо, иудей, хорошо разбирающийся в реалиях своего времени. Текст написан грамотно и обстоятельно. Точно установлено, что существовал оригинал на древнееврейском языке, но до нас дошёл только перевод на греческий.
Лист «Евангелия от Матфея»
Евангелие от Марка. Очень короткий, чёткий и импульсивный текст. Создан для римской аудитории
Особое внимание автор уделил чудесам. Видно, что он не одарён литературным талантом и использует безыскусные выражения и просторечье
Текст написан на разговорном греческом.
Евангелие от Луки. С литературной точки зрения — лучшее из четырёх евангелий. Автор, безусловно, человек грамотный. Но вот оснований считать его врачом (на чём настаивают некоторые толкователи) нет: автор использовал те же слова и выражения, которые были известны любому его современнику. Текст — на греческом.
80-100
этими годами датирован самый поздний текст Евангелии от Иоанна
Евангелие от Иоанна. Это самый поздний текст (80–110 гг.). Отличается от трёх предыдущих Евангелий (синоптических) глубиной мысли. Подробности этого текста не содержатся в работах других евангелистов. Много философии, одна из центральных тем — любовь. Текст — на греческом.
Четыре апостола и евангелиста
Евангелие у христиан одно, а канонических текстов о жизни, Крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа — четыре. Они выделены по древней традиции из состава Нового Завета в особую книгу для богослужебного употребления — Четвероевангелие.
Апостолы евангелисты
Кто такие евангелисты (апостолы)
Евангелисты (греч. εύαγγελιστής —благовестники) это составители четырех записанных канонических Евангелий — апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
Изначально в христианствеевангелистами именовались все апостолы, проповедовавшие Евангелие (греч. εὐαγγέλιον —благая весть). Так называют и проповедь Христа о наступлении Божьего Царства, и проповедь апостолов о спасении человечества Господней волей через Мессию.
Слово «Евангелие» использовали, вероятно, сам Спаситель и его первые ученики, говоря об исполнении пророчеств Ветхого Завета о спасении.
Изначально рассказы о Христе, Его земной жизни, смерти и Воскресении были устными. Но уже со II века термин «Евангелие» употребляется только по отношению к четырем каноническим книгам (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна).
Святитель Иоанн Златоуст так объяснял необходимость нескольких евангельских повествований:
Единство «благой вести» подчеркнуто предлогом, в славянской традиции это предлог «от». «От Иоанна» подчеркивает, что не Иоанн является автором в обычном, человеческом смысле слова, а передает Благую весть от Бога. Господь и есть истинный Автор.
Интересный факт
В наиболее древних рукописях имена авторов вовсе не упоминались. Они появились только в свидетельствах христианских писателей начиная со II века.
Неизвестны точные даты создания Евангелий. Нет также ответа на вопрос, какое из Евангелий составлено первым. Церковное предание называет первым Евангелие от Матфея, написанное на еврейском.
Евангелистов Марка, Матфея и Луку называют Синоптиками, а их Евангелия — синоптическими (греч. συνοπτικός,дословно «сонаблюдающие», то есть имеющие общий взгляд на события). Действительно, у синоптиков совпадает порядок изложения событий, а также множество общих мест.
Четвертое — Евангелие от Иоанна – отличается от синоптических по изложению и стилю. Оно датируется учеными концом I века, в отличие от синоптических Евангелий (датировка 66-80-е гг. I века).
Есть еще одно важное различие. Евангелисты синоптики изображают Христа как основателя Царства Божьего, Иоанн смотрит в центр этого Царства, на самого Господа Иисуса Христа
Поэтому еще древние толкователи называли синоптические Евангелия телесными (εὐαγγέλιον σωματικόν), а Евангелие от Иоанна — по преимуществу духовным (πνευματικόν).
Символы евангелистов на иконах
Из Византии пришла традиция изображать четырех евангелистов в парусах под куполами храмов. Это символ распространения евангельского учения на все четыре стороны света. При этом Матфей и Иоанн изображались как седобородые старцы, Лука и Марк – как мужи средних лет, в античных одеяниях. В западноевропейской религиозной живописи Иоанн изображается юношей. Частый сюжет — апостол на о. Патмос диктует книгу Откровения своему ученику Прохору.
У каждого из евангелистов есть символическое изображение. У Матфея это человек (ангел), у Марка — лев, у Луки — телец, а у Иоанна орел. Согласно святителю Епифанию Кипрскому эти символы следует понимать следующим образом:
Иоанн — рыбак, единственный из апостолов, умерший естественной смертью
Иоанн Богослов пишет Евангелие
- Символ — орел или лев;
- Продолжительность жизни — 72 года;
- Книги – Евангелие от Иоанна, 1, 2, 3 послания Иоанна, Откровение;
- Смерть — естественная, по возрасту.
Христиане знают его под вторым именем — Богослов. В своем евангелии он называл Иисуса Словом Божьим («Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» Ин.1:1).
Иисус Христос называл его «Сын грома» — за порывистость и эмоциональность. Иоанн был простым рыбаком. После призвания в ряды учеников Иисуса, апостол больше не покидал Его.
Евангелист видел чудеса Иисуса: воскрешение дочери Иаира, Преображение на Фаворе. Он был рядом с Ним на Тайной Вечере. В день казни Иисус поручил заботиться о Своей матери именно Иоанну.
Иоанн проповедовал христианство, изгонял бесов из храмов, лечил больных, воскрешал умерших. В отличие от других апостолов, Иоанн принял естественную смерть. Когда пришел его час, святой помолился, лег в заранее приготовленную могилу и попросил учеников захоронить его.
Позже другие ученики раскопали могилу, но ничего в ней не обнаружили.