Евангелие от матфея
Содержание:
- Краткое содержание Евангелия от Матфея.
- Призвание Матфея
- Распятие
- Нет надёжных оснований считать автором апостола Матфея
- Евангелие
- От Иоанна святое благовествование
- Автор Евангелия от Матфея неизвестен
- Читать Евангелие от Матфея.
- Глава 9
- Преображение
- Евангелие от Матфея написано на основе двух текстов: Евангелия от Марка и Источника Q
- Глава 2
- Глава 14
- Богословие
- Глава 24
Краткое содержание Евангелия от Матфея.
Глава 1. Родословная Спасителя. Рождение Мессии.
Глава 2. Бегство Святого Семейства в Египет. Возвращение Святого Семейства в Назарет.
Глава 3. Крещение Иисуса Иоанном Крестителем.
Глава 4. Начало проповеднической деятельности Иисуса Христа в Галилее. Первые ученики Христа.
Главы 5 – 7. Нагорная проповедь.
Главы 8 – 9. Проповеди в Галилее. Чудеса Христа. Власть спасителя над болезнями, силами зла, природой, над смертью. Умение Спасителя прощать. Способность обращать тьму в свет и изгонять бесов.
Глава 10. Призвание 12 апостолов
Глава 11. Вызов, брошенный власти Сына Божьего.
Глава 12. Споры о власти нового Царя.
Главы 13 – 18. Чудеса и притчи Христа. Проповедь в Галилее и близлежащих землях.
Главы 19 – 20. Иисус идёт из Галилеи в Иудею.
Главы 21 – 22. Вход Иисуса в Иерусалим и проповеди там.
Глава 23. Обличение Иисусом фарисеев.
Глава 24. Иисус предсказывает свое Второе Пришествие после разрушения Иерусалима.
Глава 25. Новые притчи. Объяснение будущих событий.
Глава 26. Помазание Иисуса миром. Тайная вечеря. Арест Мессии и суд.
Глава 27. Иисус Христос перед Пилатом. Распятие и погребение Спасителя.
Глава 28. Воскрешение Иисуса.
Читать Евангелие от Матфея на нашем сайте вы можете с иллюстрациями.
Призвание Матфея
Люди сами знают, когда они поступают неправильно.
(Мф 9:9) Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
Матфей писал о себе, как он встретил Господа и получил спасение. В его глазах стояли слезы, он вспомнил этот момент благодати.
Комментарий!
Пошлины собирались не для Израиля, поскольку в те дни Еврейский народ находился под властью Римлян и сборщики пошлин были изгоями общества, они больше не были частью Израиля. Их презирал и ненавидел собственный народ, потому что собирали пошлины для иностранного правительства.
(Мф 9:10) И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлежали с Ним и учениками Его.
Матфей пригласил Иисуса в свой дом и устроил угощение.
(Мф 9:11) Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками?
(Мф 9:12) Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные.
Это единственный ответ на вопрос: почему Он проводит время с грешниками. Ответ в том, что они нуждаются в Нем.
Люди говорят, что в церкви полно грешников, лицемеров. Это правда. Это место, куда приходят больные, потому что здесь Великий Врач — Иисус Христос.
Распятие
(Мф 27:25) Тогда отпустив им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
На самом деле это избиение заняло долгое время. Он снова и снова вставал, чтобы испить чашу до конца…
(Мф 27:27) Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк. И, раздев Его…
Иисуса до этого били и вот еще они причиняют Ему это унижение.
Почему?
Наших прародителей, Адама и Еву, Бог облек в славу, но они согрешили, и их слава исчезла. Они увидели, что наги и устыдились. Поэтому, чтобы искупить нас, Иисус взял наш стыд, нашу наготу на Себя и сделал это для нас.
Гора преображения
Иисус, Моисей и Илия
(Мф 17:1) По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
(Мф 17:3-4) И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Комментарий!
Моисей представляет закон, Илия представляет пророков. Петр ставит Иисуса на уровень закона и пророков. И вот теперь должен проговорить Бог.
(Мф 17:5) Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголящий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
Его слушайте, а не их.
(Мф 17: 6) И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Мы теперь живем не в области закона и пророков. Мы живем в области благодати, где Бог говорит о Христе, Его слушайте.
Что же говорит Иисус?
(Мф 17: 7) Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
(Мф 17:8) Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
Ни Моисея, ни Илию, а только одного Иисуса. Божье желание для Церкви, чтобы смотрели не на закон и пророков, а взирали только на одного Иисуса. Иисус ободряет вас и говорит: «не бойся». Ты смотришь в Его лицо, исполненное славой.
Нет надёжных оснований считать автором апостола Матфея
По традиции авторство Евангелия от Матфея приписывают Матфею. Об этом человеке Библия рассказывает немного:
Мф. 9:9
Мф. 10:2–4
Этого же апостола называют ещё:
- Левий Матфей;
- Левий Алфеев.
Он упоминается в Евангелии от Луки:
Лк. 5:27-29
Итак, Матфей был сборщиком податей и стал одним из двенадцати учеников, апостолов. Ещё мы знаем, что Иаков Алфеев, возможно, его брат. Это всё, что сообщает Священное Писание об этом человеке.
Откуда же взялось утверждение, что он написал первое Евангелие? Из Предания.
Папирус с текстом Евангелия от Матфея
Надо признать, что Предание — это не всегда надёжный источник. Чего стоят истории о том, что все герои Нового Завета — друг другу сёстры, братья и родители.
Преданию свойственно всё упрощать, и за пару веков с момента распятия Иисуса Христа многое успело обрасти домыслами. Поэтому доверять на 100% преданию нельзя.
Ириней Лионский
один из первых Отцов Церкви,епископ Лиона
Только во II веке Отец Церкви Ириней Лионский упомянул о письменном труде апостола Матфея:
В IV веке эту мысль повторил церковный историк Евсевий Кесарийский:
Он же он приводит цитату, якобы принадлежащую Папию Иерапольскому, современнику последних апостолов. Собственно, все высказывания Папия Иерапольского известны только из поздних источников других авторов. Вот эта цитата:
Всего этого недостаточно, чтобы поставить знак равенства между каноническим первым Евангелием и текстом, который мог написать апостол Матфей. И на то есть веские причины. Но о них поговорим в другом разделе.
Здесь же для нас важно, что основания для установления авторства довольно зыбки, и сегодня мы называем эту книгу Евангелием от Матфея лишь по традиции. Что касается самого апостола, то он, согласно преданию, проповедовал не то в Эфиопии, не то в Анатолии, за что убит около 60-го года
Что касается самого апостола, то он, согласно преданию, проповедовал не то в Эфиопии, не то в Анатолии, за что убит около 60-го года.
Апостола Матфея не следует путать с апостолом Матфием, которого избрали на место Иуды Искариота. Это разные люди.
Евангелие
Самые важные книги Нового Завета называются Евангелием, что в переводе с греческого означает «Благая весть». Они несут известие о спасении всех людей через Рождение, проповедь, Крестную смерть и Воскресение Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия. В этих книгах переданы свидетельства очевидцев о жизни Христа.
Евангелиями названы 4 книги Нового Завета. Их авторами являются апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов. Первые три Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) очень близки по содержанию и рассказывают в основном об одних и тех же событиях. Они называются синоптическими (от древнегреческого «συνοπτικός», со-«наблюдающий»). Евангелие от Иоанна существенно отличается от них как по содержанию, так и по стилистике. Иоанну как ближайшему ученику были открыты особые духовные тайны, поэтому и его Евангелие в большей степени касается богословских вопросов.
Значение Евангелия
Святые Отцы утверждают, что чтение Евангелия направляют христиан на путь, прямо ведущий в Царствие Небесное к самому Господу
Поэтому очень важно для каждого читать Священное Писание ежедневно. В исполнение заповеди Спасителя «проповедуйте Евангелие всей твари» (Евангелие от Марка, 16:15), во время православных богослужений происходит торжественный вынос Евангелия и его чтение
Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие.
От Иоанна святое благовествование
Глава 1.
1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2Оно было в начале у Бога.
3Все чрез Него на’чало быть, и без Него ничто не на’чало быть, что на’чало быть.
4В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10В мире был, и мир чрез Него на’чал быть, и мир Его не познал.
11Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
19И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
24А посланные были из фарисеев;
25И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
27Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
29На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
35На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви’,- что значит: учитель,- где живешь?
39Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49Нафанаил отвечал Ему: Равви’! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
« Предыдущая глава |
Следующая глава » |
Автор Евангелия от Матфея неизвестен
Нам неизвестно, кто написал Евангелие от Матфея (как и любое другое каноническое Евангелие). Авторы сохранили анонимность, и сам текст никак не позволяет уточнить личность его создателя.
Можно утверждать лишь то, что Евангелие от Матфея — единственное из четырёх канонических книг, написанное на арамейском (еврейском) языке. На это указывает манера изложения, обороты речи, общая подача текста.
Книга Матфея — единственное каноническое Евангелие на арамейском языке.
Видно, что автор — еврей, знакомый с жизнью иудеев. И пишет он для таких же евреев, которые без пояснений осведомлены о реалиях своего быта, традиций, времени.
Всё это мы знаем опосредованно, через греческий перевод. Оригинальная рукопись утрачена. Есть ряд греческих источников, которые местами отличаются друг от друга, но имеют около 60% общего текста, что позволило с большой долей точности восстановить Евангелие от Матфея.
Читать Евангелие от Матфея.
Евангелие от Матфея состоит из 28 глав.
Церковное предание называет автором Матфея – сборщика податей, который последовал за Христом. Однако современные исследователи полагают, что Евангелие не было написано непосредственным очевидцем события, а, следовательно, апостол Матфей не может быть автором первого Евангелия. Считается, что данный текст был написан несколько позже, а неизвестный автор опирался на Евангелие от Марка и на недошедший до нас источник Q.
Ввиду вопросов с авторством, возникают и проблемы с датировкой Евангелия. Согласно традиционной датировке, текст написан в 41—55 гг. Современные исследователи часто датируют текст 70—80-ми годами.
Глава 9
1 | Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. | |
2 | И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. | |
3 | При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. | |
4 | Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? | |
5 | ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? | |
6 | Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. | |
7 | И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. | |
8 | Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. | |
9 | Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. | |
10 | И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. | |
11 | Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? | |
12 | Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, | |
13 | пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. | |
14 | Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? | |
15 | И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. | |
16 | И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. | |
17 | Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. | |
18 | Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. | |
19 | И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. | |
20 | И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, | |
21 | ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. | |
22 | Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. | |
23 | И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, | |
24 | сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. | |
25 | Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. | |
26 | И разнесся слух о сем по всей земле той. | |
27 | Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! | |
28 | Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! | |
29 | Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. | |
30 | И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. | |
31 | А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. | |
32 | Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. | |
33 | И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. | |
34 | А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. | |
35 | И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. | |
36 | Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. | |
37 | Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; | |
38 | итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. |
Глава 8
Глава 10
Преображение
(Мф 17:1-2) По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег.
Преображение — метаморфоза.
Метаморфоза — то же слово используется, когда гусеница превращается в бабочку.
Когда вы созерцаете Иисуса в Его славе, вы преображаетесь.
(2Кор 3:14) Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Чем больше вы взираете на Него, тем больше преображаетесь от славы в славу в тот же образ.
А кто это делает? Вы своими усилиями?
Дух Господень.
Когда вы смотрите на Иисуса, на Его прекрасное, сияющее лицо, тогда все ваши земные черты тускнеют.
(Евр 12:2) Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…
Взирать — отвернуться от всего, что отвлекает, сосредоточиться на Нем и просто прославлять Иисуса Христа.
Когда вы смотрите на знаменитостей, вы остаетесь прежним. Когда вы смотрите на Иисуса, вы изменяетесь, вы преображаетесь, Его сила в этом.
Евангелие от Матфея написано на основе двух текстов: Евангелия от Марка и Источника Q
Евангелие от Матфея — это не воспоминания одного автора, а коллаж из нескольких первоисточников. К такому выводу приходят исследователи, которые внимательно изучили текст первой книги Нового Завета.
Если сопоставить её с другими христианскими рукописями, то легко заметить, что автор Евангелия от Матфея пользовался, как минимум, двумя источниками:
- Евангелие от Марка;
- Источник Q.
Но не стоит спешить открывать Библию и искать незнакомое Евангелие Q.
Этого текста там нет, как нет его и на руках у археологов. Это гипотетическая рукопись, факт её существования высчитан подобно тому, как астрономы выявляют наличие невидных небесных тел — за счёт косвенных признаков, вроде гравитации.
Графическое отображение вклада Евангелия от Марка и источника Q в тексты «Матфея» и «Луки»
Но обо всё по порядку.
Евангелие от Матфея — самое несамостоятельное Евангелие. Лишь 20% сведений в нём характерны исключительно для этого текста.
Но в то же время оно почти на половину наполнено материалом из Евангелия от Марка. Также и Евангелие от Луки тоже на 40% воспроизводит сведения из Евангелия от Марка. Дальнейшие исследования позволяют сделать следующие выводы:
- Тексты «Матфея» и «Луки» написаны на материалах из более раннего Евангелия от Марка;
- 20% и 35% у «Матфея» и «Луки», соответственно, уникальны, авторы вряд ли читали друг друга;
- Треть текстов «Матфея» и «Луки» совпадает, а значит, есть ещё один источник, который до наших дней не дошёл. Его-то и назвали Источник Q.
Источник Q — это раннее Евангелие. Возможно, это и есть тот самый, подлинный текст Матфея или кого-то из других апостолов. И всё же первая книга Нового Завета даёт возможность прикоснуться к этим, казалось бы, утраченным сведениям.
Глава 2
1 | Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: | |
2 | где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. | |
3 | Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. | |
4 | И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? | |
5 | Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: | |
6 | и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. | |
7 | Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды | |
8 | и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. | |
9 | Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. | |
10 | Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, | |
11 | и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. | |
12 | И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. | |
13 | Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. | |
14 | Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, | |
15 | и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. | |
16 | Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. | |
17 | Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: | |
18 | глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. | |
19 | По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте | |
20 | и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. | |
21 | Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. | |
22 | Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские | |
23 | и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. |
Мудрецы.
Глава 1
Глава 3
Глава 14
1 | В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе | |
2 | и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. | |
3 | Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, | |
4 | потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. | |
5 | И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. | |
6 | Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, | |
7 | посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. | |
8 | Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. | |
9 | И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, | |
10 | и послал отсечь Иоанну голову в темнице. | |
11 | И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. | |
12 | Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. | |
13 | И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. | |
14 | И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. | |
15 | Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. | |
16 | Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. | |
17 | Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. | |
18 | Он сказал: принесите их Мне сюда. | |
19 | И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. | |
20 | И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; | |
21 | а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. | |
22 | И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. | |
23 | И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. | |
24 | А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. | |
25 | В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. | |
26 | И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. | |
27 | Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. | |
28 | Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. | |
29 | Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, | |
30 | но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. | |
31 | Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? | |
32 | И, когда вошли они в лодку, ветер утих. | |
33 | Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. | |
34 | И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. | |
35 | Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, | |
36 | и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись. |
Глава 13
Глава 15
Богословие
Ксилография из Библии Антона Кобергера (Нюрнберг, 1483 г.): вдохновленный ангелами святой Матфей собирает фигур Ветхого Завета во главе с Авраамом и Давидом.
Христология
Христология — это богословское учение Христа, «утверждения и определения человечности и божественности Христа». В Новом Завете существует множество христологий, хотя и с одним центром: Иисус является фигурой, в которой Бог действовал для спасения человечества.
Матфей перенял свои ключевые христологические тексты от Марка, но иногда он менял рассказы, которые находил у Марка, свидетельствуя о своих собственных опасениях. Титул « идентифицирует Иисуса как исцеляющего и чудотворящего Мессию Израиля (он используется исключительно в отношении чудес), а еврейский мессия посылается только в Израиль. Как Сын Человеческий он вернется, чтобы судить мир, факт, который признают его ученики, но о котором его враги не знают. Как Сына Божьего его зовут Эммануил (Бог с нами), Бог открывает Себя через своего сына, а Иисус доказывает свое сыновство своим послушанием и примером.
Отношения с евреями
Главной заботой Матфея было то, чтобы еврейская традиция не была потеряна в церкви, которая все больше становилась нееврейской. Эта озабоченность лежит в основе частых цитирований еврейского Священного Писания, воскрешения Иисуса как нового Моисея наряду с другими событиями из еврейской истории, а также стремлением представить Иисуса как исполняющего, а не разрушающего Закона. Матфей, должно быть, осознавал тенденцию искажать учение Павла о законе, больше не имеющем власти над новозаветным христианином, в антиномизм и обращался к исполнению Христом того, чего израильтяне ожидали от «Закона и пророков» в эсхатологическом смысле, в что он был всем, что Ветхий Завет предсказывал в Мессии.
Евангелие было истолковано как отражение борьбы и конфликтов между сообществом евангелистов и другими евреями, особенно с его резкой критикой книжников и фарисеев. В нем рассказывается, как Мессия Израиля , отвергнутый и казненный в Израиле, выносит приговор Израилю и его лидерам и становится спасением язычников . До распятия Иисуса евреи назывались израильтянами — почетный титул избранного Божьего народа. После этого их стали называть Иудаями (евреями), знаком того, что из-за их отвержения Христа « Царство Небесное » было отнято у них и отдано церкви.
Глава 24
1 | И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. | |
2 | Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. | |
3 | Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? | |
4 | Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, | |
5 | ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. | |
6 | Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: | |
7 | ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; | |
8 | всё же это — начало болезней. | |
9 | Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; | |
10 | и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; | |
11 | и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; | |
12 | и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; | |
13 | претерпевший же до конца спасется. | |
14 | И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. | |
15 | Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- | |
16 | тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; | |
17 | и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; | |
18 | и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. | |
19 | Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! | |
20 | Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, | |
21 | ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. | |
22 | И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. | |
23 | Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте. | |
24 | Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. | |
25 | Вот, Я наперед сказал вам. | |
26 | Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне»,- не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах»,- не верьте; | |
27 | ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; | |
28 | ибо, где будет труп, там соберутся орлы. | |
29 | И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; | |
30 | тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; | |
31 | и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. | |
32 | От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; | |
33 | так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. | |
34 | Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; | |
35 | небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. | |
36 | О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; | |
37 | но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: | |
38 | ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, | |
39 | и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; | |
40 | тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; | |
41 | две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. | |
42 | Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. | |
43 | Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. | |
44 | Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. | |
45 | Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? | |
46 | Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; | |
47 | истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. | |
48 | Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, | |
49 | и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- | |
50 | то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, | |
51 | и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. |
Глава 23
Глава 25