Кратко о евангелии
Содержание:
- Кто написал Евангелия
- Авторство
- Евангелие: только во Христе
- Священные тексты
- Ссылки [ править ]
- Влияние [ править ]
- Евангелие: только по вере
- Апостол Иоанн
- Мир Евангелия
- Как устроено Священное Писание?
- Ваш выбор: Что с этим делать?
- Что дальше?
- О молитве и чтении Евангелия в дороге
- В Библии 4 канонических Евангелия
- Четыре апостола и евангелиста
- Суть жизнеописания Христова
- Новый Завет
- Нам неизвестны авторы Евангелия
- Заключение
Кто написал Евангелия
Авторы Евангелия — апостолы, ученики Христа (формально), считается, что Писание было создано по Божественному вдохновению. Апостолы описывали те события, свидетелями и участниками которых стали лично. В пользу истинности того, что написано в Евангелии говорит и история создания Нового Завета. После распятия Христа Его ученики были абсолютно сломлены и подавлены. Все, во что они верили рухнуло в один момент. Логичным было бы вести тихую и спокойную жизнь, признав свое поражение. Возможно, им даже пришлось бы скрываться. Но, получив весть о Воскрешении Христа, они с риском для жизни отправились проповедовать Его слово и, не сговариваясь, рисковали собой, приняв мученическую кончину.
Авторство
У любой книги, каждого текста есть автор. Но кто в таком случае автор Библии?
Верующий человек, не задумываясь, ответит, что «Библия – слово Божье». Получается, что автор – сам Господь Бог. Тогда откуда в составе Библии, скажем Премудрость Соломона или Книга Иовы? Получается автор не один? Предполагается, что Библию писали простые люди: философы, землепашцы, военные и пастухи, врачи и даже цари. Но было у этих людей особое боговдохновение. Они не излагали собственных мыслей, а просто держали в руках карандаш, в то время как Господь водил их руку. И все же, каждый текст имеет свой стиль написания, чувствуется, что они принадлежат разным людям. Несомненно, они могут называться авторами, но все же в соавторах у них был сам Бог.
Авторство Евангелие долгое время ни у кого не вызывало сомнения. Считалось, что тексты написаны четырьмя Евангелистами, имена которых всем известны: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На самом же деле авторами их с полной уверенностью назвать нельзя. Доподлинно известно только то, что все действия, описанные в этих текстах, не проходили при личном свидетельстве евангелистов. Скорее всего, это собрание так называемого «устного творчества», рассказанное людьми, имена которых навсегда останутся тайной. Это не окончательная точка зрения. Исследования в этой области продолжаются, но на сегодняшний день многие священнослужители предпочли все же говорить прихожанам, что Евангелие было написано неизвестными авторами.
Евангелие: только во Христе
«Един Бог, един и посредник между Богом и человеками,
человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех».
1Тим.2:5-6
Сам Господь свидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Апостол Петр проповедовал: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Апостол Павел утверждал, что Христос – наш единственный Посредник (1Тим.2:5-6). Апостол Иоанн писал: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин.5:12).
Фраза «только во Христе» подразумевает с одной стороны, что без Христа спасение невозможно, с другой – что Христос является абсолютно достаточным средством нашего спасения. Обладающий Христом обладает спасением, и помимо Христа человеку больше ничего не требуется для спасения. Иисус Христос является «альфой и омегой» благой вести. Евангелие, которое не приводит человека к Иисусу Христу, которое не делает Христа единственной надеждой нашего спасения, является не силой Божией ко спасению, а орудием диавола к погибели нашей души.
Почему только во Христе есть спасение?
Это очень емкий вопрос, на который существует множество библейских доводов, но, если говорить просто, необходимо отметить, что 1) только Иисус мог нас спасти и 2) только Иисус совершил наше спасение.
- Только Иисус, будучи Богом (Иоан.1:1-3; Флп.2:6; Евр.1:5-9) и человеком (Лук. 24:39; Иоан.1:14; Флп.2:7; Евр.2:14; 1Ин.4:2), является единственным Посредником между Богом и людьми (1Тим.2:5-6; Евр.2:16-18; 3:1; 1Ин.2:1).
- Только Иисус, будучи безгрешным (Ин.8:29; 14:30; Деян.3:14; 2Кор.5:21; Евр. 4:15; 7:26-28; 1Птр.1:19; 2:22; 1Ин.3:5) смог принести совершенную жертву за грешных людей. Он умер не за Свои грехи, а за грехи наши (Ис.53:4-6; Рим. 4:25; 1Кор.15:3; Гал.1:4; 1Птр.3:18).
- Только Иисус воскрес из мертвых для оправдания верующих в Него (Мтф.28:7; Лук.24:6; Деян.2:24; Рим.4:25; 6:4; 8:34; 14:9; 1Кор.15:4,20; 1Фес.4:14; 1Птр.1:3; Откр.1:5).
- Только Иисус вознесся во славе и, восседая одесную Отца, ходатайствует за избранных (Рим.8:34; Евр.7:25; 9:15; 1Ин.2:1-2).
- Только Иисус вернется на землю для окончательного избавления верующих в Него (Мтф.24:27,37,39; 1Кор.15:23; Флп.3:20; 1Фес.4:15; Тит.2:13; 2Птр.3:4-10; 1Ин.2:28; Откр.22:17).
Этот перечень можно продолжить, но надеюсь и перечисленного достаточно, чтобы обоснованно утверждать, что спасение людей и Христос неразрывны. Слово Божие называет Иисуса Христа Спасителем не потому, что Он дает людям шанс спасти самих себя, а потому что Он действительно спасает людей Своих от грехов их (Мтф. 1:21). Иисус Христос – единственный Спаситель людей (Лук.2:11; Иоан.4:42; Деян. 5:31; 13:23; Еф.5:23; 1Тим.4:10; 2Тим.1:10; Тит.1:4; 1Ин.4:14).
Священные тексты
Фото: Flickr.com
Библия стала основой нескольких религий, распространенных по всему миру: христианства, ислама и иудаизма. По оценкам исследователей, Писание было переведено полностью или частично на более чем две тысячи языков мира в то время.
Библия — это книга, оказавшая значительное влияние на идеи многих людей, живущих на всех без исключения континентах. Также, в принципе, даже не имеет значения, действительно ли вы верите во Всевышнего или нет. Тем не менее, каждый человек, считающий себя образованным, должен знать и понимать, что это за книга Библия, о чем она, какие основные идеи и постулаты она содержит. В конце концов, именно на библейских текстах основано большинство моральных канонов, присущих любому гражданскому обществу.
От греческого слова «Библия» буквально означает «книга». По сути, это список текстов, написанных многими авторами в разное время под влиянием Святого Духа. Эти тексты стали основой ряда современных верований, которых придерживается большинство живых людей, для них эти тексты каноничны.
Евангелие переводится как «благовестие». Эти тексты описывают жизнь Иисуса Христа на земле. Он рассказывает о своих земных событиях, учениях, последователях, распятии и последующем воскресении. Это одна из составных частей Библии, включенной в Новый Завет.
Ссылки [ править ]
- Мадер, Эрик (2007). . NeededProse.com . NeededProse.com . Проверено 16 ноября 2017 года .
- Flowers, FA (июнь 1997 г.). . Небраска Пресс . Небраска Пресс . Проверено 28 июля 2017 года .
- Калашников, Александр (20 июня 2014 г.). . Сендебар . 25 : 108–122. ISSN .
- Бартлетт, Розамунд (2011). . Houghton Mifflin Harcourt. п. 289. ISBN. 978-0151014385.
- Шубин, Даниил (2009). . Даниил Геннадьевич Шубин. п. 23. ISBN 978-0966275711.
- ^ Вестергард, Питер (2009). . Репозиторий Витгенштейна . Репозиторий Витгенштейна . Проверено 28 июля 2017 года .
- Schardt, Билл; Большой, Дэвид (2001). . Философ . 89 (1).
- Монах, Рэй (1991). . Лондон: Книги Пингвинов. п. 116. ISBN .
- Джонс, Крис (15 мая 2016 г.). . Чикаго Трибьюн . Tronc, Inc . Проверено 16 ноября 2017 года .
- RITZEL, Ребекка (25 марта 2016). Вашингтон Пост . ООО «Компания WP» . Проверено 16 ноября 2017 года .
vтеЛев Толстой | |
---|---|
Романы и повести |
|
Короткие истории |
|
Игры |
|
Нехудожественная литература |
|
Семья |
|
Жизнь и наследие |
|
Почести |
|
Связанный |
|
Влияние [ править ]
Немецкий философ Людвиг Витгенштейн испытал глубокое влияние «Краткого Евангелия» , которое он назвал «великолепным произведением». Наткнувшись на книгу в польском книжном магазине, Витгенштейн носил ее с собой «постоянно, как талисман». Он взял книгу с собой в Первую мировую войну, рекомендуя ее однополчанам. Энтузиазм Витгенштейна по поводу книги в этот период был настолько велик, что он стал известен среди солдат как «человек с Евангелиями». В письме Людвигу фон Фиккеру Витгенштейн писал:
Некоторые современные ученые даже предполагают, что структура из 12 частей «Краткого Евангелия» повлияла на нумерацию важнейшего философского труда Витгенштейна « Логико-философский трактат» .
Евангелие: только по вере
«Человек оправдывается не делами закона,
а только верою в Иисуса Христа».
Гал.2:16
Евангелие действует спасительно только если человек верует в Иисуса Христа, потому что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6). Только простая вера в Божье Слово может восстановить несправедливость, которая была совершена людьми во время грехопадения в Едемском саду. Ведь Сатане люди поверили на слово, без доказательств, не имея более никаких оснований для неверия Богу (Быт. 3:1-6). Поэтому как через неверие человек впал в грех, так только верой человек может быть избавлен от греха (Гал.2:16; Рим.3:21-24; Рим.4:5; Еф.2:8-9). Как неверием Богу, человек не прославил Бога, так только верой в Иисуса Христа человек свидетельствует, что Бог истинен (1Ин.5:10).
Для одних спасение по вере кажется слишком простым, для других – слишком глупым (1Кор.1:18-23). Для тех же, кто смирил себя перед Словом Божиим, спасение по вере является единственным возможным и праведным путем примирения с Богом. Готовы ли Вы отвергнуть все свои попытки оправдаться перед Богом своими делами и религиозными обрядами? Можете ли Вы поверить Божьему слову и довериться Ему, что Он спасет вас по вере в Иисуса Христа и, что веры во Христа достаточно? Ведь в конечном итоге спасает нас не сама вера, а Христос спасает нас через веру (1Птр.1:5).
А как же добрые дела?
Для тех, кто переживает о том, что спасение по вере может привести к тому, что люди начнут произвольно грешить, пренебрегая деланием добрых дел, позвольте кратко объяснить, что, хоть спасение и оправдание человек получает независимо от дел закона (Рим.3:28), верующие люди обязательно будут делать добро, потому что:
- Бог призывает и поощряет верующих в Него делать добро всем людям (Мтф. 5:16; Лук.6:33-36; Рим.13:3; 1Кор.9:17; 2Кор.13:7; Гал.6:9-10; 2Фес.3:13; 1Тим. 6:18; 2Тим.3:17; Тит.2:7; 3:1,8,14; Евр.10:24; 13:21; Иак.4:17; 1Птр.2:12-15; 3:11; 1Ин.3:8);
- верующие во Христа покаялись в своих грехах, т.е. отвергли греховный образ жизни, «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24) и «умерли для греха» (Рим.6:1);
- Бог делает верующих во Христа неспособными жить во грехе, т.е. неспособными смириться с присутствием греха в своей жизни, они всегда будут стремиться к освящению (Рим.6:1-4,11-14; 1Ин.3:9; 5:14);
- Бог дает верующим во Христа внутреннее желание делать добрые дела, поэтому их не нужно принуждать их к этому страхом или угрозами (Иер.31:31; 2Кор.9:8; 13:7; Флп.1:18; Еф.2:10; Тит.2:14);
- только вера, которая творит добрые дела признается Богом как вера живая и спасающая (Иак.2:14-26). Добрые дела в Библии никогда не являются средством обретения спасения, но всегда признаются необходимым признаком спасительной веры (Мтф.7:16-20; Иоан.5:29; Рим.2:7; 1Ин.2:9-11; 2:18-19; 3:6-10; 3:14; 3Ин.1:11);
- добрые дела являются истинно добрыми если делаются нами без принуждения (Флм.1:14). Бог не дразнит нас обещанием спасения, заставляя делать добрые дела под страхом вечного осуждения. Он Сам спасает нас от греха, что выражается в том, что Он избавляет нас от стремления делать грех и дает нам новое стремление всегда делать только добро.
Да даст вам Господь покой и мир в уповании на Христа, «ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. … Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:9-13).
С молитвой,
Пастор, доктор богословия
Апостол Иоанн
Апостолу Иоанну принадлежит авторство нескольких книг в Новом Завете.Помимо Евангелия от Иоанна это Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) и Послания Иоанна. Автор четвертого Евангелия нигде не называет своего имени, а о событиях, участником которых он был, повествует в третьем лице. Но библеисты признают, что Евангелие написано апостолом Иоанном.
Известно многое о семье апостола. Жили они в Капернауме. Его отец Зеведей занимался рыбным промыслом, мать Саломия входила в число женщин, сопровождавших Спасителя, присутствовала при снятии с Креста, покупала ароматы для помазания тела Иисуса.
Старший брат Иоанна, Иаков, также вошел в число двенадцати апостолов.Иоанн стал одним из самых близких и доверенных учеников Христа. Он был свидетелем важнейших событий жизни Иисуса Христа: Преображении Господнем, молении в Гефсиманском саду.
После Вознесения Господня вместе с апостолом Петром Иоанн остается в Иерусалиме, присутствует на апостольском соборе в 51-52 гг. Затем Иоанн поселился в Эфесе и долгие годы окормлял христианские церкви Азии. Жизнь апостола была долгой, он скончался в возрасте ста лет.
Иоанн засвидетельствовал верность Христу страданиями. При императоре Нероне его в оковах привезли в Рим, где пытались отравить, бросали в котел с кипящим маслом, но апостол остался невредим. При императоре Домициане его сослали на о. Патмос. Здесь апостол удостоился видений, в которых ему были явлены судьба Церкви и конец мира, о чем он поведал в своем Откровении.
Икона
Иконография: Иоанн Богослов, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века.Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 34 см, ширина 22 см. Изображение пишущего евангелиста Иоанна с его символом – орлом. Инв. № ГМПИ 2979. ДИ-356-И. Государственный музей Палехского искусства
В своем Евангелии Иоанн говорит преимущественно о божественном достоинстве Христа. Символ евангелиста Иоанна – орел, как знак высоты полета его богословского учения.
День памяти
Дни памяти святого апостола Иоанна Богослова 8(21) мая, 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов), 26 сентября (9 октября) — преставление апостола Иоанна Богослова.
Молитва
Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову
О, вели́кий и всехва́льный апо́столе и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, напе́рсниче Христо́в, те́плый наш засту́пниче и ско́рый в ско́рбех помо́щниче! Умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех прегреше́ний на́ших, ели́ко согреши́хом от ю́ности на́шея во всем житии́ на́шем де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми на́шими чу́вствы. Во исхо́де же душ на́ших помози́ нам, гре́шным, изба́витися от возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да твои́м ми́лостивным предста́тельством прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Кроме четырех канонических существует множество евангелий апокрифических. Рассказы о детстве Иисуса Христа, о чудесах, совершенных Спасителем во время земной жизни, приписываемые ему откровения и изречения. Достоверность их отвергает как современная наука, так и Церковь. Однако в составе апокрифов есть так называемые аграфа (аграфы), то есть подлинные изречения Христа, не входящие в Четвероевангелие. Они признаются Церковью.
Марина Рогова
Мир Евангелия
Евангелие сконцентрировано вокруг личности Иисуса Христа, который воплощает в себе всю полноту божественной и человеческой природы. Ипостаси Христа — сын Человеческий и Сын Божий — предстают в Евангелиях неразделимо, но и не сливаясь друг с другом. Евангелист Иоанн уделяет больше внимания Божественной природе Иисуса, в то время как три первых евангелиста — его человеческой природе, таланту гениального проповедника. Создавая образ Иисуса, каждый из евангелистов стремился найти свое соотношение рассказа об Иисусе и Его делах и вести о Нем. Древнейшим считается Евангелие от Марка, которое помещено в Новом Завете вторым.
Как устроено Священное Писание?
Фото: Flickr.com
Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета.
Ветхий Завет содержит около пятидесяти отрывков из Священных Писаний. В Православии только 38 из них признаны канонами.
Новый Завет состоит из 27 книг, в том числе четырех Евангелий. Кроме того, составными частями Нового Завета являются Деяния Святых Апостолов и 21 апостольское послание.
Евангелие основано на четырех канонических текстах. Это Евангелие от Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Последний был создан намного позже, поэтому существенно отличается по тексту и событиям, о которых в нем рассказывается. Однако считается, что Евангелие от Иоанна основано на более старом тексте, поэтому оно также признано каноническим.
Ваш выбор: Что с этим делать?
Объяснив главную проблему человека и предусмотренное Богом решение, остается показать как евангелие из теории становится практикой нашей жизни.
«Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых,
то спасешься». Рим.10:9
Согласно Писанию евангелие производит свое спасительное действие только когда человек кается в своих грехах и верует во Христа (Мр.1:15; Рим.1:16). Покаяние во грехах состоит из личного понимания, признания и отвержения греха в своей жизни. Вера в смерть и воскресение Христа указывает на личное понимание и принятие Божьего спасения и примирения с Богом. Как покаяние, так и вера являются дарами Божьей благодати и сопровождают возрождение от Духа Святого (2Тим.2:25; Еф.2:6-8).
Верить, чтобы жить или не верить, чтобы не жить – Вот, в чем вопрос! Адаптация Шекспира
Евангелие приходит к нам не просто как выбор (2Кор.5:20), но как повеление (Деян.17:30). Не верить в евангелие значит противиться Богу и отвергать Его благую волю, верить в евангелие значит покориться Богу и принять Его любовь во Христе.
* * *
Евангелие, как Вы видите, это весть, которая состоит из конкретных утверждений и обещаний основанных на исторических событиях. Осознаете ли Вы себя грешным человеком перед Богом? Вкусили ли Вы, что грех дает людям не только временное удовольствие, но и страшные страдания, боль, сожаление, страх? Христос призывает Вас к Себе (Мтф.11:28), и я «от имени Христова» прошу Вас: «примиритесь с Богом» (2Кор.5:20).
Что дальше?
Изложенные здесь истины относятся к начаткам учения Христова (Евр.6:1-2). Человеку, вступившему на путь веры в Иисуса Христа, предстоит всю жизнь возрастать в познании Бога. Если Вы понимаете и сердцем принимаете благую весть, то Вам необходимо найти церковь, в которой проповедуется Слово Божие, чтобы пребывая в общении с другими людьми, разделяющими веру в Господа, Вы могли возрастать в познании и исполнении Его благой воли. В церкви вы сможете, согласно учению Христа, запечатлеть вашу веру в Него через водное крещение, свидетельствовать о ней через Причастие, и служить Тому, кто умер, чтобы дать нам жизнь и жизнь с избытком (Иоан.10:10).
С молитвой,В.В. Стариков
Пастор, доктор богословия
О молитве и чтении Евангелия в дороге
– В продолжение темы благоговейного отношения к Священному Писанию — можно ли читать его в транспорте? Очень много времени современный человек проводит в дороге и совмещает это время с чтением молитв и священных книг. Допустимо ли это?
– Мне кажется, что молитвенное правило нужно читать дома, в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает от собеседования с Богом. Исключением могут быть только форс-мажорные ситуации, когда человек или задержался на работе допоздна, или произошел какой-то сбой сложившегося графика, и человек точно знает, что он приедет домой и в силу объективных причин уже будет не в силах вычитать все молитвы. В таком случае допускается читать в транспорте. Но это не должно войти в привычку и стать постоянной практикой. Всегда нужно прислушиваться к своей совести и оценивать, насколько необходимость молиться в дороге является реальной и обоснованной.
А что касается Евангелия, духовной литературы, то, я считаю, можно и нужно читать в транспорте. Ведь через глаза в человека входит большая часть информации, так лучше пусть они будут заняты восприятием слова Божия, чем рассеиваются на окружающих людей, на рекламу и на другие, не приносящие никакого плода и даже вредящие вещи.
В Библии 4 канонических Евангелия
Четыре евангелия называются каноническими. Это значит, что они включены в Новый Завет практически с первых кодексов, например, они присутствуют уже в Синайском кодексе.
Канонические евангелия не подвергаются Церковью сомнением, даже несмотря на то, что неизвестно, кто их написал.
Тексты четырех канонических Евангелий считаются боговдохновенными.
Но при этом считается, что все авторы не писали, как приёмники, слова Божии, а пропустили текст через себя, из-за чего тексты обрели свой характер:
Евангелие от Матфея. Написано для еврейской аудитории. Автор, определённо, иудей, хорошо разбирающийся в реалиях своего времени. Текст написан грамотно и обстоятельно. Точно установлено, что существовал оригинал на древнееврейском языке, но до нас дошёл только перевод на греческий.
Лист «Евангелия от Матфея»
Евангелие от Марка. Очень короткий, чёткий и импульсивный текст. Создан для римской аудитории
Особое внимание автор уделил чудесам. Видно, что он не одарён литературным талантом и использует безыскусные выражения и просторечье
Текст написан на разговорном греческом.
Евангелие от Луки. С литературной точки зрения — лучшее из четырёх евангелий. Автор, безусловно, человек грамотный. Но вот оснований считать его врачом (на чём настаивают некоторые толкователи) нет: автор использовал те же слова и выражения, которые были известны любому его современнику. Текст — на греческом.
80-100
этими годами датирован самый поздний текст Евангелии от Иоанна
Евангелие от Иоанна. Это самый поздний текст (80–110 гг.). Отличается от трёх предыдущих Евангелий (синоптических) глубиной мысли. Подробности этого текста не содержатся в работах других евангелистов. Много философии, одна из центральных тем — любовь. Текст — на греческом.
Четыре апостола и евангелиста
Евангелие у христиан одно, а канонических текстов о жизни, Крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа — четыре. Они выделены по древней традиции из состава Нового Завета в особую книгу для богослужебного употребления — Четвероевангелие.
Апостолы евангелисты
Кто такие евангелисты (апостолы)
Евангелисты (греч. εύαγγελιστής —благовестники) это составители четырех записанных канонических Евангелий — апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
Изначально в христианствеевангелистами именовались все апостолы, проповедовавшие Евангелие (греч. εὐαγγέλιον —благая весть). Так называют и проповедь Христа о наступлении Божьего Царства, и проповедь апостолов о спасении человечества Господней волей через Мессию.
Слово «Евангелие» использовали, вероятно, сам Спаситель и его первые ученики, говоря об исполнении пророчеств Ветхого Завета о спасении.
Изначально рассказы о Христе, Его земной жизни, смерти и Воскресении были устными. Но уже со II века термин «Евангелие» употребляется только по отношению к четырем каноническим книгам (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна).
Святитель Иоанн Златоуст так объяснял необходимость нескольких евангельских повествований:
Единство «благой вести» подчеркнуто предлогом, в славянской традиции это предлог «от». «От Иоанна» подчеркивает, что не Иоанн является автором в обычном, человеческом смысле слова, а передает Благую весть от Бога. Господь и есть истинный Автор.
Интересный факт
В наиболее древних рукописях имена авторов вовсе не упоминались. Они появились только в свидетельствах христианских писателей начиная со II века.
Неизвестны точные даты создания Евангелий. Нет также ответа на вопрос, какое из Евангелий составлено первым. Церковное предание называет первым Евангелие от Матфея, написанное на еврейском.
Евангелистов Марка, Матфея и Луку называют Синоптиками, а их Евангелия — синоптическими (греч. συνοπτικός,дословно «сонаблюдающие», то есть имеющие общий взгляд на события). Действительно, у синоптиков совпадает порядок изложения событий, а также множество общих мест.
Четвертое — Евангелие от Иоанна – отличается от синоптических по изложению и стилю. Оно датируется учеными концом I века, в отличие от синоптических Евангелий (датировка 66-80-е гг. I века).
Есть еще одно важное различие. Евангелисты синоптики изображают Христа как основателя Царства Божьего, Иоанн смотрит в центр этого Царства, на самого Господа Иисуса Христа
Поэтому еще древние толкователи называли синоптические Евангелия телесными (εὐαγγέλιον σωματικόν), а Евангелие от Иоанна — по преимуществу духовным (πνευματικόν).
Символы евангелистов на иконах
Из Византии пришла традиция изображать четырех евангелистов в парусах под куполами храмов. Это символ распространения евангельского учения на все четыре стороны света. При этом Матфей и Иоанн изображались как седобородые старцы, Лука и Марк – как мужи средних лет, в античных одеяниях. В западноевропейской религиозной живописи Иоанн изображается юношей. Частый сюжет — апостол на о. Патмос диктует книгу Откровения своему ученику Прохору.
У каждого из евангелистов есть символическое изображение. У Матфея это человек (ангел), у Марка — лев, у Луки — телец, а у Иоанна орел. Согласно святителю Епифанию Кипрскому эти символы следует понимать следующим образом:
Суть жизнеописания Христова
Евангелие – это не просто несколько Книг, касающихся повествования о жизни Иисуса Христа. В чем же Его суть? Скорее, не суть, а смысл. Смысл следующий: Бог послал на землю Сына своего, чтобы Тот смертью искупил человеческие грехи. Иисус Христос принял смерть за людей, за каждого из нас. Он знал о том, что его предадут. Знал о позорной и страшной казни, которая предстояла Христу. И пошел на этот шаг, будучи безгрешным. Христос мог вообще не умирать, а Бог мог не посылать Его в мир грешный. Но Иисус выбрал смерть и искупление грехов людских Своей кровью. Как же надо любить, чтобы спасти тех, кто предал? Бог есть любовь, вот основная суть Евангелия.
Новый Завет
Создание всех Новозаветных книг датируется I веком нашей эры.
«Евангелие» означает «благая, радостная весть». Так называют первые 4 книги Нового завета, рассказывающие о жизни Иисуса Христа, его миссии, проповедях, мученической казни и чудесном воскрешении. Учение Иисуса – это и есть «благая весть» о возможном спасении грешного человечества.
Известны и признаны евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Все они рассказывают о Христе, но немного по-разному. Евангелия от Матфея, Марка и Луки считаются синоптическими, т. е. изложенными в едином образе. Евангелие от Иоанна отличается более эмоциональным изложением событий и, скорее, призвано не рассказать о жизни Иисуса, а рассуждать о великом смысле веры в Бога. Факты и обстоятельства в Евангелиях сходятся, а вот угол обозрения истории о Спасителе разный. Известно то, что евангелисты жили в одно время с Иисусом и были близко знакомы с ним или его апостолами.
Евангелие от Матфея
Так, Матфей изначально был мытарем, т. е. сборщиком налогов, а значит, презираем соотечественниками, как и все книжники, фарисеи и мытари. Когда он стал одним из 12 апостолов, был назван именем Левия. Осознав порочность своего прежнего существования, своё Евангелие Матфей пишет для еврейского народа, подчёркивает происхождение Иисуса от Давида и Авраама и часто ссылается к Ветхому Завету, желая убедить всех: Иисус – и есть Мессия, пророчество сбылось. Поскольку первое Евангелие было написано для иудеев, Матфей не объясняет значения национальных традиций и обрядов, а так как он долгое время проповедовал в Палестине, то не переводит арамейские слова, которые в той местности тогда употреблялись.
Евангелие от Марка
Евангелист Марк иначе именовался Иоанн. Он не был в числе приближённых Христа, а информацию о жизни Спасителя узнавал от апостола Петра. После кончины апостола Павла Марк стал первым епископом Александрийской Церкви. Евангелие от Марка предназначалось для христиан из римских язычников. В нём почти нет отсылок к Ветхому Завету и пропускается Нагорная проповедь Христа. Большой акцент в своём повествовании Марк делает на чудесах, совершаемых Иисусом и подчёркивает величие Его как Сына Божьего.
Евангелие от Луки
По преданию, евангелист Лука был врач, живописец, а вообще, язычник, принявший впоследствии христианство. Он относился к 70 ученикам Христа. Лука писал третье Евангелие, руководствуясь словами очевидцев событий того времени и анализируя имеющиеся тогда записи о Христе
В своём Евангелии Лука акцентирует внимание на том, что Иисус – Спаситель всех людей, включая язычников
Третий евангелист был другом святого проповедника Павла и создал «Книгу Деяний апостольских».
Евангелие от Иоанна
Иоанн Богослов происходил из состоятельной рыбацкой семьи. Он был сперва учеником Иоанна Крестителя, а позже – и самого Христа. Между ними были тёплые отношения и доверие: даже на кресте Иисус поручил Иоанну Свою Мать. Он глубже все принял христианскую любовь, и его рассказ о деяниях Спасителя пронизан восторгом и благоговением. Евангелие от Иоанна убеждает в необходимости любить через Господа и всякого ближнего.
Есть Евангелия и других авторов, всего их около 50, которые названы Церковью апокрифическими, недостоверными.
Книга Деяний и Соборные послания
Эти труды продолжают истории Евангелия и рассказывают о богоугодных делах апостолов. В своих книгах они отвечают на всевозможные вопросы о христианской вере, этических аспектах и порядках. Это было время становления христианских общин.
Книга Деяний говорит о Воскресении Христа и Вознесении его на небо. Заканчивается рассказ появлением Павла в Риме, где он в течение 2 лет проповедовал христианство.
7 Соборных посланий созданы апостолами Иисуса: Иаковом, Петром, Иудой (не Искариотом), а также Иоанном Богословом и содержат общие религиозно-нравственные учения.
Апокалипсис
Апокалипсис (Откровение) – пророческая книга Иоанна Богослова. Здесь он рассказывает о скором пришествии Мессии снова. Будущее человечества ждёт конец этого мира и начало нового, вечного, где каждый получит то, что «заработал» в течение земной жизни своими поступками и мыслями. Откровение показывает борьбу Церкви с силами зла, способы дьявола искусить верующих и совратить с истинного пути, а также призывает к искоренению своих грехов, а в конечном итоге свершится победа Христа над злом.
Итог человечества – Суд Божий, где решится судьба каждого, с самого начала времён.
Книга Апокалипсис написана не в хронологическом порядке, а так, чтобы яснее и ярче показать сущность борьбы добра и зла и перспективу живущих на Земле после Суда.
О противоречиях в Библии можно почитать здесь.
Нам неизвестны авторы Евангелия
Названия «От Матфея», «От Марка», «От Луки» и «От Иоанна» — это дань традиции. Дело в том, что первые христианские аналитики собирали по крупицам те предания, которые дошли до их дней. Было, например, известно, что существовали некие письменные свидетельства от Матфея, которые тот обращал к еврейскому народу.
Но были ли иные, веские основания приписать авторство Матфею? Нет.
Определить настоящих авторов евангелий невозможно.
Аналогично и с «Евангелием от Луки». Его, по преданию, якобы написал Лука. Ему же приписывают авторство Деяний. И в книгах действительно находят ряд параллелей. Но глубокий анализ текста показывает, что автор Деяний просто был знаком с Евангелием от Луки, — оттуда и сходства.
Плюс к этому остаётся вопрос, о каком именно Луке речь? В Деяниях, например, упомянут Луций Киренеянин, что сокращённо — тоже Лука, но к Луке, ученику апостола Павла он не имеет отношения. Возможно, что и он — автор третьего Евангелия. Хотя, автора могли звать и иначе.
Евангелие от Иоанна тоже названо таковым на основе произвольной интерпретации фразы:
Ин. 21:24
Оснований считать, что речь именно об Иоанне Богослове, нет. И по манере письма бесспорно ясно, что писал этот текст совсем не тот же человек, который создал Откровение Иоанна Богослова.
Перевод названий евангелий как «Евангелие от Марка» и т.д. неверен. Правильно по-русски было бы писать: «Евангелие по Марку», «Евангелие по Луке» и т.д.
Помимо лингвистической точности, такой заголовок больше соответствует реальности: евангельские тексты действительно могут быть изложением событий по версии того или иного их рассказчика, но не являться их прямым произведением.
Иными словами, кто-то мог записать Евангелие со слов Иоанна Богослова, так что оно действительно «по Иоанну», но никак не «от Иоанна».
Так известны ли нам авторы Евангелий, хоть один?
Нет. Все авторы Евангелия остались анонимны. Те названия, какие они есть сегодня, — удобные ярлыки, но не более.
Заключение
Какие выводы можно сделать из этой коротенькой статьи? Во-первых, что такое Евангелие.
Во-вторых, о том, что каноничны лишь четыре Книги. От Иоанна Богослова, Апостола Матфея, Апостола Марка и Апостола Луки. Самое короткое – от Марка. Самое красивое – от Апостола Иоанна.
Третий момент: как читать Евангелие? Начинать стоит с русского варианта, то есть, на русском языке. Так проще и понятнее для новоначального.
Четвертый пункт: желательно найти время на прочтение одной главы ежедневно. Если же совсем нет времени, то посвятить Евангелию хотя бы две минуты.
Пятый момент: перед чтением этой Книги и по окончании его вычитываются небольшие молитвы. Вступительные и благодарственные.
И главное, всегда помнить, что Христос ждет, когда мы к Нему обратимся. Он прощает и принимает кающихся грешников. Заблудших сыновей и дочерей Своих.