Домашние уроки ветхого завета
Содержание:
Содержание
Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением.
Библейские книги Ветхого и Нового Заветов классифицируются на Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие. Например, в Новом Завете Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова.
Главной чертой Библии, отличающей её от всех других литературных произведений, сообщающей ей непререкаемый авторитет, служит её богодухновенность, которая, тем не менее, не подавляла свободную волю и личность авторов. Вот почему мы наблюдаем значительные различия между отдельными книгами Библии, зависящие от индивидуальных, психологических и своеобразных литературных особенностей их авторов.
Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть книга Церкви. По плану Божию люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь
Это общество именуется Церковью. Церковь не только сохранила букву слова Божия, но обладает и правильным пониманием его. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время. Продекларированная протестантами самодостаточность Писания («Sola Scriptura»), порождает множество противоречащих друг другу толкований Библии, лишающих священные тексты их подлинного смысла.
Ветхий Завет: ответы священников
- Почему были истреблены ханаанские народы?
- Почему Лот предлагает содомлянам своих дочерей?
- Почему пророк Исаия назвал сатану «сыном зари» и «человеком, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею»?
- В Библии сказано о 7 днях творения, а в школе учат об эволюции, которая шла миллионы лет. Кто прав?
- Почему мы должны страдать из-за греха Адама и Евы?
- От кого произошли люди, если Каин после убийства Авеля остался один?
- Почему Бог дал закон только израильскому народу?
- Разъясните, почему есть явное несоответствие в последовательности событий, описанных в 10 и 11 главах книги Бытия?
- Как нужно относиться к книгам Ветхого Завета?
- Есть ли в Библии прямой текст указывающий, что Бог Отец является Творцом? Ведь слово Бог еще не означает, что имеется в виду Бог Отец?
Библейские сказания Нового Завета.
Рождение Иоанна Крестителя
Ветхий Завет заканчивается надеждой на то, что Бог пошлет Илию, чтобы подготовить людей к приходу Спасителя, Мессии. Таким человеком оказывается Иоанн Предтеча, который готовит людей к приходу Мессии, рассказывая им о покаянии.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Библейский сюжет о возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа. Ангел пришел к Богородице и произнес слова о том, что Она избрана Богом и обрела благодать у Бога.
Рождение Иисуса
Еще в Книге Бытия есть пророчества о приходе Мессии. Всего их в Ветхом Завете более 300. Данные пророчества сбываются в рождении Иисуса Христа.
Дары волхвов.
Три волхва приносят младенцу Иисусу дары на Рождество. В Библии волхвы — цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды.
Избиение младенцев
Избиение младенцев —новозаветной библейское предание, описанное в Евангелии от Матфея. В предании говорится о резне младенцев в Вифлееме после рождения Иисуса. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики.
Крещение Иисуса
Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре с целью принять крещение. Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.
Искушение Христа
После крещения Иисус ушел в пустыню, чтобы принять сорокадневный пост. В пустыне дьявол искушал Иисуса. В христианстве искушение Христа дьяволом трактуется как одно из доказательств двойной природы Иисуса, а уязвление Им Дьявола — как пример борьбы со злом и благодатный результат крещения.
Иисус ходит по воде
Хождение Иисуса по водам —одно из чудес, совершённых Христом для уверения учеников в Его Божественности. Хождение по воде описывается в трёх Евангелиях. Это — известный библейский сюжет, который использовался для христианских икон, мозаик и пр.
Изгнание торгующих из храма
Библейский сюжет, описывающий эпизод земной жизни Мессии. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки в храме. После входа в Иерусалим, Христос направился в храм, увидел торговцев и изгнал их.
Тайная вечеря
Тайная вечеря—последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников.
Моление о чаше
Моление о чаше или Гефсиманское моление — молитва Христа в Гефсиманском саду. Моление о чаше является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.
Поцелуй Иуды
Библейский сюжет, встречающийся в трех Евангелиях. Иуда поцеловал Христа ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй был знаком для ареста Мессии.
Суд Пилата
Суд Пилата — описанный в четырех Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.
Отречение апостола Петра
Отречение Петра — новозаветный сюжет, повествующий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса после ареста. Отречение было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери.
Крестный путь
Крестный путь или несение креста — библейский сюжет, составная часть Страданий Иисуса, представляющий собой путь, проделанный Христом под тяжестью креста, на котором он в последствии и был распят.
Распятие Христово
Казнь Иисуса проходила на Голгофе. Казнь Христа через распятие на кресте — завершающий эпизод Страстей Христовых, который предшествует погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте рядом с разбойниками.
Воскрешение.На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело преобразилось. Он вышел из гроба, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи.
Оглавление
Быт | Первая книга Моисеева. Бытие | Тора́ : Бе-решит |
Исх | Вторая книга Моисеева. Исход | Тора: Шмот |
Лев | Третья книга Моисеева. Левит | Тора: Ва-йикра |
Числ | Четвертая книга Моисеева. Числа | Тора: Бе-мидбар |
Втор | Пятая книга Моисеева. Второзаконие | Тора: Дварим |
Нав | Книга Иисуса Навина | Пророки (Невии́м): Йеhошу́а |
Суд | Книга Судей Израилевых | Пророки: Шофтим |
Руфь | Книга Руфь | Писания: Рут |
1 Цар / I Сам | Первая Книга Царств | Пророки: Шмуэ́ль I, т.е. Самуил I |
2 Цар / II Сам | Вторая Книга Царств | Пророки: Шмуэль II, т.е. Самуил II |
3 Цар / I Цар | Третья книга Царств | Пророки: Мелахим I, т.е. Цари I |
4 Цар / II Цар | Четвертая книга Царств | Пророки: Мелахим II, т.е. Цари II |
1 Пар / I Хр | Первая книга Паралипоменон | Писания (Ктуви́м): Диврей hа-йамим I, т.е. Хроники I |
2 Пар / II Хр | Вторая книга Паралипоменон | Писания: Диврей hа-йамим II, т.е. Хроники II |
Езд / Эзр | Книга Ездры | Писания: Э́зра |
Неем / Нех | Книга Неемии | Писания: Нехе́мья |
Есф | Книга Есфирь | Писания: Эсте́р |
Иов | Книга Иова | Писания: Йов |
Пс | Псалтырь | Писания: Теhилим, т.е. Псалмы |
Притч | Притчи Соломоновы | Писания: Мишлей |
Еккл | Книга Екклесиаста, или Проповедника | Писания: Коhелет |
Песн | Песнь песней Соломона | Писания: Шир hаширим |
Ис | Книга пророка Исаии | Пророки: Йешайя́hу |
Иер | Книга пророка Иеремии | Пророки: Ирмейя́hу |
Плач | Плач Иеремии | Писания: Эйха |
Иез | Книга пророка Иезекииля | Пророки: Йехезке́ль |
Дан | Книга пророка Даниила | Писания: Даниэ́ль |
Ос | Книга пророка Осии | Пророки: Hоше́а |
Иоиль | Книга пророка Иоиля | Пророки: Йоэ́ль |
Ам | Книга пророка Амоса | Пророки: Амос |
Авд | Книга пророка Авдия | Пророки: Овадья́ |
Иона | Книга пророка Ионы | Пророки: Йона |
Мих | Книга пророка Михея | Пророки: Миха́ |
Наум | Книга пророка Наума | Пророки: Наху́м |
Авв | Книга пророка Аввакума | Пророки: Хавакку́к |
Соф | Книга пророка Софонии | Пророки: Цфа́ния |
Агг | Книга пророка Аггея | Пророки: Хагга́й |
Зах | Книга пророка Захарии | Пророки: Зехарья́ |
Мал | Книга пророка Малахии | Пророки: Мальахи́ |
2 Езд | Вторая книга Ездры | |
Тов | Книга Товита | |
Иудифь | Книга Иудифи | |
Прем | Книга Премудрости Соломона | |
Сир | Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова | |
Посл Иер | Послание Иеремии | |
Вар | Книга пророка Варуха | |
1 Макк | Первая книга Маккавейская | |
2 Макк | Вторая книга Маккавейская | |
3 Макк | Третья книга Маккавейская | |
3 Езд | Третья книга Ездры | |
Мф | Евангелие от Матфея | |
Мк | Евангелие от Марка | |
Лк | Евангелие от Луки | |
Ин | Евангелие от Иоанна | |
Деян | Деяния Апостолов | |
Иак | Послание Иакова | |
1 Пет | Первое послание Петра | |
2 Пет | Второе послание Петра | |
1 Ин | Первое послание Иоанна |   |
2 Ин | Второе послание Иоанна | |
3 Ин | Третье послание Иоанна | |
Иуд | Послание Иуды | |
Рим | Послание к Римлянам Павла | |
1 Кор | Первое послание к Коринфянам Павла | |
2 Кор | Второе послание к Коринфянам Павла | |
Гал | Послание к Галатам Павла | |
Еф | Послание к Ефесянам Павла | |
Фил | Послание к Филиппийцам Павла | |
Кол | Послание к Колоссянам Павла | |
1 Фес | Первое послание к Фессалоникийцам Павла | |
2 Фес | Второе послание к Фессалоникийцам Павла | |
1 Тим | Первое послание к Тимофею Павла | |
2 Тим | Второе послание к Тимофею Павла | |
Тит | Послание к Титу Павла | |
Флм | Послание к Филимону Павла | |
Евр | Послание к Евреям Павла | |
Откр | Откровение Иоанна Богослова |
Первоначальный вид и язык Священного Писания
Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.
Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.
Собрание священных книг
Во втором смысле под Ветхим Заветом разумеется собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, в отличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственно христианского происхождения. О составе и названиях этих книг — см. статью Библия. Ветхим Заветом эта часть Библии называется вследствие самого содержания входящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветного домостроительства в различных фазисах его исторического развития.
Сначала является литература историческая
с ее почти эпической простотой в рассказе о первобытных временах, и к ней примыкает литература обрядово-юридическая, соответствующая начаткам национально-политической стадии в развитии народа. Затем, опять после ряда исторических книг, соответствующих высшей стадии в политическом развитии, является литератураполитическая , выражающая полный расцвет внутренней духовной жизни, и, наконец, она сменяется литературойдидактической , соответствующей периоду национальной старости с ее практической мудростью и горькими разочарованиями в жизни. С этой стороны ветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для истории национального развития древнееврейского народа, как и литература всякого другого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития в ней проводится с наглядностью и величайшей последовательностью.
Само название Ветхого Завета явилось весьма рано; оно встречается у ап. Павла во 2-м его Послании к коринфянам, где он говорит о «чтении Ветхого Завета» (2 Кор. 3, 14). Слово «завет» составляет перевод греческого греч. διαθήκη, которое на западе нашло себе выражение в слове testamentum.
Что касается соотношения Ветхого и Нового Заветов между собой, то внутренняя органическая связь их содержания рельефно выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т. е. Ветхий Завет в новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается (бл. Августин Иппонийский).
Обе изложенные стороны Ветхого Завета были предметом многочисленных исследований, и к первой стороне в действительности может быть отнесена вся библейско-историческая литература, в которой многие сочинения прямо называются «историей Ветхого Завета» . Вторая, литературная сторона также была предметом многих историко-литературных исследований и еще более критических, особенно размножившихся с начала настоящего столетия под влиянием так называемого библейского рационализма. Из цельных курсов по истории ветхозаветной литературы известны сочинения Jul. Fürst, «Geschichte der bibl. Literatur.» (1867 и 1870); Nöldeke, «Geschichte der ältest. Literatur» и др.