Текст апокрифа иоанна [266]

Апокалипсис

Некоторые работы представляют собой видения, часто обсуждая будущее, загробную жизнь или и то, и другое:

  • Апокалипсис Павла (в отличие от коптского Апокалипсиса Павла , также называемого Апокалипсисом Богородицы ).
  • Апокалипсис Петра (в отличие от гностического апокалипсиса Петра )
  • Апокалипсис Псевдо-Мефодия
  • Апокалипсис Фомы (также называемый Откровением Фомы )
  • Апокалипсис Стефана (также называемый Откровением Стефана )
  • Первый Апокалипсис Иакова (также называемый Первым Откровением Иакова )
  • Второй апокалипсис Иакова (также называемый Вторым откровением Иакова )
  • Второй Апокалипсис Иоанна (также называемый Апокрифическим Апокалипсисом Иоанна )
  • Пастух Ермы (также входит в собрание, известное как Апостольские отцы )

Канонические и апокрифические евангелия

В период с 41 по 98 год н. э. Матфей, Марк, Лука и Иоанн записали историю жизни Иисуса Христа. Их сообщения названы Евангелиями, что означает благая весть об Иисусе Христе.

Хотя, возможно, существовали устные предания, а также разные писания об Иисусе, только эти четыре Евангелия считались вдохновленными Богом и были включены в канон Священного Писания, поскольку в них содержится достоверная информация о земной жизни Иисуса и его учениях. Четыре Евангелия упоминаются во всех древних каталогах Христианских Греческих Писаний. Нет никаких оснований оспаривать их каноничность, то есть принадлежность к вдохновленному Слову Бога.

Однако позднее стали появляться другие писания, которые тоже получили называние «евангелия». Их называли апокрифическими евангелиями.

В конце второго века н. э. Ириней Лионский написал, что те, кто отступил от христианства, имеют «несказанное множество апокрифических и подложных писаний , которые они сами составили, для того, чтобы поражать людей бессмысленных». Поэтому постепенно распространилось убеждение, что апокрифические евангелия опасно не только читать, но и иметь.

Однако в Средние века монахи и переписчики не дали этим сочинениям уйти в забвение. В XIX веке, когда интерес к ним значительно возрос, были обнаружены многие собрания текстов и критические издания апокpифов, включая несколько евангелий. Сегодня некоторые из них переведены на многие распространенные языки.

Некоторые аспекты апокрифов не позволяют включить эти библейские рукописи в канон

Апокрифы — это рукописи религиозной направленности о событиях Ветхого и Нового Завета. Это не вошедшие в Библию писания, не канонические книги. При этом апокриф преподносится автором как нечто подлинное.

Почему же апокрифы не включены в библейский канон?

Это вопрос сложный — и в каждом случае индивидуальный. Апокрифичность того или иного текста церковные деятели устанавливали в течение столетий.

Фрагмент Первой книги Еноха, апокрифа, который включён в канон Ветхого Завета в Эфиопии

Вот, например, что сообщает об апокалипсисе Петра Канон Муратори (перевод самого древнего перечня книг Нового Завета):

То есть христианские деятели относили этот апокриф к списку канонических текстов, шли споры, так что решение об его исключении из канона в итоге приняли не без протестов.

Ещё один интересный пример — Первая книга Еноха. Она повествует о том, как ангелы приземлились на горе Ермон и брали в жёны обычных женщин, которые рождали от этого союза исполинов. Но примечательно не это, а то что апокриф входит в канон Ветхого Завета в Эфиопии.

Апокрифы
это рукописи религиозной направленности о событиях Ветхого и Нового Завета

Кстати, одно из условий попадания книги в канон: одна должна быть найдена на двух языках. С большинством апокрифов это не так.

Отличия апокрифической литературы от канонической.

Существует несколько принципов, отличающих апокрифическую литературу от канонической.

Апокрифическая литература Каноническая литература
Тексты не являются «боговдохновенными» Тексты считаются «боговдохновенными»
Апокрифы запрещены для чтения в церкви Тексты Библии читаются в церкви
Апокрифические тексты часто спорны, описываемые факты не находят подтверждения в других исторических документах Факты, описанные в канонических текстах, часто находят подтверждение в других источниках
Основные идеи часто противоречат учению Церкви. Основные идеи находятся в согласии с учением Церкви.
Тексты часто носят гностический или еретический характер Тексты признаются христианской Церковью и входят в Библейский канон
Апокрифические тексты, на основе Библейских событий написаны значительно позже канонических книг Многие канонические Книги написаны очевидцами событий или их учениками

Апокрифическая литература возникла задолго до распространения христианства. Известно, что еще Ездра после возвращения из Вавилонского плена пытался собрать и категорировать все известные на тот момент священные тесты. Ездра, да и не только он, с особой избирательностью относился к текстам, которые были написаны под явным влиянием оккультных практик или языческих мифов. Подобные, противоречащие традиционным преданиям, тексты часто намеренно уничтожались. Однако, стоит подчеркнуть, что большая часть ветхозаветных апокрифов вошла в состав Талмуда, ими также изобилует Каббала.

К слову, Ездра считал традиционными (каноническими) 39 священных текстов, которые и сейчас составляют основу Ветхозаветного канона. Александрийские богословы добавили к этим книгам еще 11, которые сегодня в православной традиции считаются второканоническими. В отличие от апокрифических текстов, тексты второканонических книг используются в богослужениях.

Вопрос отделения апокрифической литературы от канонической был весьма актуален и для раннего Христианства. Появилась новая волна апокрифических текстов, в которых авторы разного происхождения и разной степени грамотности, исходя из разных целей, пытались дополнить Священное Писание. Не стоит забывать и о том, что это было время распространения различных раннехристианских сект и спекулировании на религиозной тематике. Многие авторы пытались добавить авторитетности своим текстам, подписываясь именами почитаемых в то время апостолов. Многие авторы раннехристианских апокрифов считали, что официальная Церковь скрывает истинное учение от христиан и пытались исправить эту «ошибку».

В ответ на волну появления большого количества новых апокрифов официальная церковь стала на защиту чистоты Священного Писания и предпринимала попытки борьбы с апокрифической литературой путем:

  • составления списков запрещенных еретических текстов,
  • уничтожения апокрифических текстов;
  • опровержения лжеучений и критикой действий лжеучителей.

Вершиной борьбы с апокрифической литературой стало утверждение Новозаветного канонаиз 27 книг. Состав новозаветного канона был закреплён 85-м Апостольским правилом.

Долгое время статус той или иной апокрифической книги решался на многочисленных соборах.

Евангелия

Канонические евангелия

Четыре Евангелия стали частью канона Нового Завета.

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна

Евангелия младенчества

Редкость информации о детстве Иисуса в канонических Евангелиях привела к тому, что первые христиане жаждали более подробной информации о ранней жизни Иисуса. Это было обеспечено рядом текстов II века и более поздних, известных как евангелия младенчества, ни один из которых не был принят в библейский канон , но само количество сохранившихся рукописей свидетельствует об их неизменной популярности.

Большинство из них были основаны на самых ранних евангелиях младенчества, а именно Евангелии младенчества от Иакова (также называемом «Protoevangelium of James») и Евангелии младенчества от Фомы , а также на их более позднем соединении в Евангелие от Псевдо-Матфея (также называемое » Евангелием от Матфея «) Младенческое Евангелие от Матфея »или« Рождение Марии и Младенчество Спасителя »).

Другими значительными евангелиями младенчества являются сирийское Евангелие младенчества , История Иосифа Плотника , Жизнь Иоанна Крестителя .

Иудейско-христианские евангелия

В иудейско-христианских Евангелий были евангелия о в еврейской христианской характер цитирует Климента Александрийского , Оригена , Евсевия , Епифания , Иероним и , вероятно , Дидима Слепого . Большинство современных ученых пришли к выводу, что было одно Евангелие на арамейском / иврите и по крайней мере два на греческом, хотя меньшинство утверждает, что их было только два, арамейский / иврит и греческий.

Ни одно из этих евангелий не сохранилось до наших дней, но были предприняты попытки восстановить их по ссылкам в отцах церкви . Восстановленные тексты Евангелий обычно относятся к категории новозаветных апокрифов. Стандартное издание Шнемельхера описывает тексты трех иудейско-христианских евангелий следующим образом:

1) Евангелие эбионитов («ГЭ») — 7 цитат Епифания.
2) Евангелие от евреев («GH») — 1 цитата, приписываемая Кириллу Иерусалимскому, плюс GH 2–7 цитаты Климента, Оригена и Иеронима.
3) Евангелие назареев («GN») — GN 1 — GN 23 в основном от Иеронима; GN 24 — GN 36 взяты из средневековых источников.

Некоторые ученые считают, что два последних названных источника на самом деле являются одним и тем же источником.

Неканонические евангелия

  • Евангелие от Маркиона (середина 2 века)
  • Евангелие Мани (3 век)
  • Евангелие от Апеллеса (середина – конец 2 века)
  • Евангелие от Бардезана (конец 2 — начало 3 века)
  • Евангелие от Василида (середина 2 века)
  • Евангелие от Фомы (2 век; изречения Евангелия)

Евангелия страстей

В ряде евангелий конкретно говорится о « страстях » (от латинского глагола терпеливый, passus sum ; «страдать, терпеть, терпеть», откуда также «терпение, терпение» и т. Д.)) Иисуса:

  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Никодима (также называемое » Деяниями Пилата «)
  • Псевдо- Кирилл Иерусалимский , О жизни и страстях Христовых
  • Евангелие от Варфоломея
  • Вопросы Варфоломея
  • Книга Воскресения Иисуса Христа Апостола Варфоломея

Хотя три текста берут имя Варфоломея, возможно, что один из вопросов Варфоломея или Воскресения Иисуса Христа на самом деле является неизвестным Евангелием от Варфоломея .

Гармонизированные Евангелия

Ряд текстов призван обеспечить единую гармонизацию канонических евангелий, которая устраняет разногласия между ними, представляя в некоторой степени единый текст, производный от них. Самым читаемым из них был « Диатессарон» .

Послания

Существуют также неканонические послания (или «письма») между отдельными людьми или христианами в целом. Некоторые из них были очень высоко оценены ранней церковью. Те, что отмечены ромбиком (), включены в собрание, известное как Апостольские отцы :

  • Послание Варнавы
  • Послания Климента
  • Послание коринфян к Павлу
  • Послание Игнатия к Смирне
  • Послание Игнатия к траллианцам
  • Послание Поликарпа к Филиппийцам
  • Послание к Диогнету
  • Послание к лаодикийцам (послание от имени Павла)
  • Послание к Сенеке Младшему (послание от имени Павла)
  • Третье послание к Коринфянам — принималось в прошлом некоторыми в Армянской Православной церкви.

Утраченные работы

Некоторые тексты упоминаются во многих древних источниках и, вероятно, будут считаться частью апокрифов, но ни один известный текст не сохранился:

  • Евангелие от Евы (цитата из этого Евангелия дана Епифанием ( Haer. Xxvi. 2, 3). Возможно, это Евангелие Совершенства, на которое он ссылается в xxvi. 2. Цитата показывает, что это Евангелие было выражением полного пантеизма )
  • Евангелие четырех небесных царств
  • Евангелие от Матфея (вероятно, отличается от Евангелия от Матфея )
  • Евангелие Совершенства (используется последователями Василида и других гностиков. См. Епифаний, Haer. Xxvi. 2)
  • Евангелие семидесяти
  • Евангелие от Фаддея (это может быть синонимом Евангелия от Иуды , путая Иуду Искариота с Иудой Апостолом )
  • Евангелие Двенадцати
  • Memoria Apostolorum

Псевдоэпиграфы

Технически псевдоэпиграфон — это книга, написанная в библейском стиле и приписываемая автору, который ее не писал. Однако в общепринятом смысле термин псевдоэпиграф часто используется для обозначения апокрифических писаний, которые не появляются в печатных изданиях Библии , в отличие от текстов, перечисленных выше. Примеры включают:

  • Апокалипсис Авраама
  • Апокалипсис Моисея
  • Письмо Аристея
  • Мученичество и вознесение Исаии
  • Иосиф и Асенеф
  • Жизнь Адама и Евы
  • Жития пророков
  • Лестница Иакова
  • Яннес и Жамбрес
  • История плена в Вавилоне
  • История рехавитов
  • Эльдад и модад
  • История Иосифа Плотника
  • Оды Соломона
  • Молитва Иосифа
  • Молитва Иакова
  • Видение Ездры

В число псевдоэпиграфов часто включаются и 4 Маккавея, потому что они традиционно не встречаются в западных Библиях, хотя они есть в Септуагинте . Точно так же Книга Еноха , Книга Юбилеев и 4 Варуха часто упоминаются с псевдоэпиграфами, хотя они обычно включаются в эфиопские Библии. В Псалмах Соломона найдены в некоторых изданиях Септуагинты.

10 необычных апокрифов

Каждый апокриф по-своему удивителен, но их число близко к сотне, а потому интересно заострить внимание на наиболее оригинальных книгах

  1. Книга Яшер. Переводится как «Книга праведного». Эта рукопись до нас не дошла и могла бы навсегда затеряться в истории, если бы не один интересный факт. Пока все апокрифы ссылаются на Священное Писание, сама Библия дважды ссылается на книгу Яшер!

Нав. 10:13

2 Цар. 1:18

Есть несколько текстов-претендентов на то, чтобы называться книгой Яшер. Но все они признаны подделками. Подлинник, если он сохранился, до сих пор не найден.

  1. Евангелие Иуды (без «от»). Самая шумная библейская находка XX века. Не опровергает, но иначе интерпретирует события канонических Евангелий. Иуда здесь — любимый ученик Христа. Спаситель поручает ему принести величайшую жертву — предать Учителя и стать самым страшным мучеником — предателем в глазах человечества.
  2. Первая книга Еноха. Примечательна тем, что цитата из книги есть в послании Иуды 1:14: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих».
  3. Вторая (славянская) книга Еноха, а также третья книга Еноха. Это разные тексты, но их объединяет описание небесного мира. Здесь много космогонии и фантастических образом. Уфологии очень любят ссылаться на эти тексты, поскольку верят, что речь в них идёт о пришельцах.
  4. Евангелие от жены Христа. Небольшой фрагмент пергамента, который примечателен фразой: «Иисус сказал им „Моя жена…“». Сперва эту находку считали подлинной, сейчас большинство исследователей относятся к ней как к фальшивке. Однозначного мнения нет.

Историк Карен Кинг с единственным фрагментом Евангелия от жены Христа

  1. Тибетское евангелие. Этот текст вполне может не существовать. Мы знаем о нём лишь по рассказам двух-трёх людей, якобы видевших оригинальные записи о том, что Христос провёл свою молодость в Индии и на Тибете. Многое в истории о получении перевода этих записей журналистом Николаем Нотовичем странно — настоящий детектив с кучей противоречий и фактических ошибок. Вероятнее всего, никакого тибетского евангелия нет и никогда не было, но на него любят ссылаться любители современных неовосточных традиций.
  2. Евангелие от Марии. Уникально глубиной мистической мысли, но прежде всего тем, что его якобы написала женщина.
  3. Евангелие от Варнавы. Явная подделка. Интересна необычной интерпретацией библейских событий: вместо Христа распяли Иуду, которого мистическим образом все приняли за Иисуса.

В Евангелии от Варнавы вместо Иисуса распяли Иуду.

  1. Евангелие мира от ессеев. Современная подделка. В ней сделан сильный акцент на здоровом образе жизни. Христос здесь учит делать очистительные клизмы, не есть мясо и не обрабатывать термически пищу.
  2. Евангелие от Евы. Сохранилось всего в паре цитат в труде «Панарион» Епифания Кипрского, где тот критикует различные секты. Больше никто ничего не слышал про эту книгу. Если она действительно существовала, интересно было бы узнать, как связали давно почившую ветхозаветную прародительницу человечества и то, о чём рассказывает Новый Завет.

Близкие кандидаты на канонизацию

Хотя многие из перечисленных здесь книг считались еретическими (особенно те, которые принадлежали к гностической традиции — поскольку эта секта считалась еретической в протоортодоксальном христианстве первых веков), другие не считались особенно еретическими по содержанию, но на самом деле были вполне приемлемыми. принимаются как значимые духовные труды. Те, что отмечены ромбиком (), также включены в собрание, известное как Апостольские отцы .

Хотя некоторые из следующих работ появляются в полных Библии четвертого века, например, 1 Климент и Пастух Ермы, показывая их общую популярность, они не были включены, когда канон был официально утвержден в конце того века.

  • и 2 Климент
  • Пастырь Ермы
  • Дидахе
  • Послание Варнавы
  • Апокалипсис Петра
  • Третье послание к коринфянам

Можно ли читать апокрифы?

В то же время, мы то и дело можем встретить информацию о, скрываемых Церковью «Евангелии от Марии Магдалины», «Евангелии от Иуды», «тайной биографии Христа». Церковь не одобряет чтение апокрифов не потому, что скрывает какие-то тайны. Напротив, православное вероучение всегда выступало за правду, ведь мы знаем, кого называют «отцом лжи». Дело в том, что апокрифы не несут никакой пользы душе. Зато могут:

  • Зародить сомнения у верующего;
  • Создать ложное представление о сути христианства;
  • Отнять время, которое можно потратить на чтение Священного Писания.

Вред от чтения апокрифов очевиден, а пользы нет даже, если читать их «для общего развития». Лучше потратить это время на другую литературу. Апокрифы редко несут и художественную ценность, потому что написаны не из любви к литературе, а для коммерческой выгоду.

Есть, правда, и другая причина для того, чтобы писать апокрифы. Разные псевдохристианские течения использовали «неизвестные факты о Спасителе», чтобы оправдать то, как они извратили христианскую веру. Нередко в апокрифах смешивали христианство с языческими верованиями.

Ветхозаветные апокрифы.

К ветхозаветным апокрифам относятся:

  • Книга Еноха,
  • Книга Юбилеев,
  • Заветы двенадцати патриархов,
  • Псалмы Соломона,
  • Вознесение Моисея;
  • Апокалипсисы Варуха;
  • Третья книга Ездры
  • Славянская книга Еноха;
  • Видение Исайи;
  • Мученичество Исайи;
  • Завет Авраама
  • Завет Иова
  • Мельхиседек.

Первые ветхозаветные апокрифы относятся к 190-170 годам до н.э. Тексты многих ветхозаветных апокрифов не дошли до нас, многие дошли лишь частично. Большинство ветхозаветных апокрифов дошли до нашего времени лишь в поздних переводах. Авторство ветхозаветных апокрифов либо не установлено, либо вызывает множество споров.

Создание ветхозаветных апокрифов восходит к эллинистической эпохе. После распада империи Александра Македонского власть была сосредоточена в руках полководцев Александра. В ходе борьбы за власть возникли эллинистические государства Птолемеев и Селевкидов, между которыми находилась Палестина, ставшая предметом особого внимания соседей. Правители эллинистических государств постоянно предъявляли Палестине политические, территориальные и религиозные претензии. Это было время восстаний под предводительством Маккавеев и время возникновения большинства апокрифов Ветхого Завета.

Евангелия

Канонические евангелия

Четыре Евангелия стали частью канона Нового Завета.

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна

Евангелия младенчества

Редкость информации о детстве Иисуса в канонических Евангелиях привела к тому, что первые христиане жаждали более подробной информации о ранней жизни Иисуса. Это было обеспечено рядом текстов II века и более поздних, известных как евангелия младенчества, ни один из которых не был принят в библейский канон , но само количество сохранившихся рукописей свидетельствует об их неизменной популярности.

Большинство из них были основаны на самых ранних евангелиях младенчества, а именно Евангелии младенчества от Иакова (также называемом «Protoevangelium of James») и Евангелии младенчества от Фомы , а также на их более позднем соединении в Евангелие от Псевдо-Матфея (также называемое » Евангелием от Матфея «) Младенческое Евангелие от Матфея »или« Рождение Марии и Младенчество Спасителя »).

Другими значительными евангелиями младенчества являются сирийское Евангелие младенчества , История Иосифа Плотника , Жизнь Иоанна Крестителя .

Иудейско-христианские евангелия

В иудейско-христианских Евангелий были евангелия о в еврейской христианской характер цитирует Климента Александрийского , Оригена , Евсевия , Епифания , Иероним и , вероятно , Дидима Слепого . Большинство современных ученых пришли к выводу, что было одно Евангелие на арамейском / иврите и по крайней мере два на греческом, хотя меньшинство утверждает, что их было только два, арамейский / иврит и греческий.

Ни одно из этих евангелий не сохранилось до наших дней, но были предприняты попытки восстановить их по ссылкам в отцах церкви . Восстановленные тексты Евангелий обычно относятся к категории новозаветных апокрифов. Стандартное издание Шнемельхера описывает тексты трех иудейско-христианских евангелий следующим образом:

1) Евангелие эбионитов («ГЭ») — 7 цитат Епифания.
2) Евангелие от евреев («GH») — 1 цитата, приписываемая Кириллу Иерусалимскому, плюс GH 2–7 цитаты Климента, Оригена и Иеронима.
3) Евангелие назареев («GN») — GN 1 — GN 23 в основном от Иеронима; GN 24 — GN 36 взяты из средневековых источников.

Некоторые ученые считают, что два последних названных источника на самом деле являются одним и тем же источником.

Неканонические евангелия

  • Евангелие от Маркиона (середина 2 века)
  • Евангелие Мани (3 век)
  • Евангелие от Апеллеса (середина – конец 2 века)
  • Евангелие от Бардезана (конец 2 — начало 3 века)
  • Евангелие от Василида (середина 2 века)
  • Евангелие от Фомы (2 век; изречения Евангелия)

Евангелия страстей

В ряде евангелий конкретно говорится о « страстях » (от латинского глагола терпеливый, passus sum ; «страдать, терпеть, терпеть», откуда также «терпение, терпение» и т. Д.)) Иисуса:

  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Никодима (также называемое » Деяниями Пилата «)
  • Псевдо- Кирилл Иерусалимский , О жизни и страстях Христовых
  • Евангелие от Варфоломея
  • Вопросы Варфоломея
  • Книга Воскресения Иисуса Христа Апостола Варфоломея

Хотя три текста берут имя Варфоломея, возможно, что один из вопросов Варфоломея или Воскресения Иисуса Христа на самом деле является неизвестным Евангелием от Варфоломея .

Гармонизированные Евангелия

Ряд текстов призван обеспечить единую гармонизацию канонических евангелий, которая устраняет разногласия между ними, представляя в некоторой степени единый текст, производный от них. Самым читаемым из них был « Диатессарон» .

Апокалипсис

Некоторые работы представляют собой видения, часто обсуждая будущее, загробную жизнь или и то, и другое:

  • Апокалипсис Павла (в отличие от коптского Апокалипсиса Павла , также называемого Апокалипсисом Богородицы ).
  • Апокалипсис Петра (в отличие от гностического апокалипсиса Петра )
  • Апокалипсис Псевдо-Мефодия
  • Апокалипсис Фомы (также называемый Откровением Фомы )
  • Апокалипсис Стефана (также называемый Откровением Стефана )
  • Первый Апокалипсис Иакова (также называемый Первым Откровением Иакова )
  • Второй апокалипсис Иакова (также называемый Вторым откровением Иакова )
  • Второй Апокалипсис Иоанна (также называемый Апокрифическим Апокалипсисом Иоанна )
  • Пастух Ермы (также входит в собрание, известное как Апостольские отцы )

Откуда взялся «канон Ездры»?

Само слово «канон» не еврейское, а греческое: оно означает совокупность норм и правил. Однако несмотря на это, протестанты придумали миф о так называемом «каноне Ездры»: по их версии, иудеи вроде бы полностью сформировали свой канон якобы еще во времена первосвященника Ездры (V-VI вв. до Рождества Христова), когда возвращались из вавилонского плена и воспроизводили свою государственность на основе закона Торы. И конечно же, такая необоснованная мысль порождает больше вопросов, чем ответов.

Во-первых, Ездра жил намного раньше, чем были зафиксированы списки ветхозаветных (канонических) книг, упоминаемых в церковной истории. Кроме того, православные имеют Септуагинту, появившуюся значительно позже. Поэтому если поверить в «канон Ездры» (якобы состоявший только из 24 иудейских книг), то непонятно: зачем же к этому «канону» сами иудеи, проживавшие в Александрии, добавили другие древнееврейские тексты, которые использовали при переводах на греческий?

Во-вторых, именно Септуагинта, цитаты из которой встречаются в Новом Завете, сыграла немаловажную роль в церковной истории: она и стала своеобразным библейским каноном: именно ее использовали для переводов на другие языки (к примеру, на церковнославянский).

Новозаветные апокрифы

АГРАФА Апокрифические евангелия Евангелие от евионитов (сохранившиеся
отрывки)Евангелие от евреев (сохранившиеся
отрывки) Евангелие от ессеев Евангелие Евы (сохранившаяся цитата)
Евангелие от Египтян (сохранившиеся
цитаты) Евангелие от Марии Евангелие от Никодима Евангелие от Петра (сохранившийся
отрывок) Евангелие от Филиппа (сохранившаяся
цитата) Папирус из Оксиринха (Неканонический
отрывок из синоптиков) Папирус Эджертона (Неканонический
отрывок из Евангелия от Иоанна) Тайное евангелие от Марка
(отрывок в Послании Климента Александрийского Феодору)

Апокрифические евангелия детства

Арабское евангелие детства Спасителя
Евангелие детства от Фомы
Протоевангелие Иакова (История
Иакова о рождении Марии)
Евангелие от псевдо-Матфея

Апокрифические деяния
Армянское сказание об апостоле Ворфоломее
Деяния Андрея и Матафии
Деяния (страсти) апостола Ворфоломея
Деяния апостолов Петра и Андрея
Деяния Иоанна (сохранившиеся отрывки)
Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Деяния и мученичество апостола Матафии
Деяния Павла
Деяния Павла и Феклы
Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати
Деяния Филиппа
Деяния Иуды Фомы апостола
Деяния Фомы:

     Песнь о Жемчужине
     Песнь о Невесте
     Деяние шестое (О юноше, убившем молодую женщину)
Мученичество св. апостола Павла
Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея
Отрывок из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского о деяниях Фаддея
Страсти апостолов Петра и Павла (малые)
Страсти апостолов Петра и Павла (большие)
Учение Симона Кифы в Риме городе
О кончине святого Иоханнана, апостола и евангелиста
Фрагмент «Деяния Архелая»

Апокрифические послания

Первое послание Климента Епископа римского к девственникам
Второе послание Климента Епископа римского к девственникам
Первое послание Климента Епископа римского к Коринфянам
Второе послание Климента Епископа римского к Коринфянам
Послание апостола Варнавы
Послание апостола Петра к апостолу Иакову
Послание двенадцати Апостолов
Послание к Лаодикийцам
Послание Климента Епископа римского к апостолу Иакову
Третье послание апостола Павла к Коринфянам
Послание Дионисия Ареопагита к Дорофею
Послание Дионисия Ареопагита к Иоанну Богослову
Послание Дионисия Ареопагита к Поликарпу
Послание Дионисия Ареопагита к Сосипатру
Послание Дионисия Ареопагита к Тимофею
Послание Дионисия Ареопагита к Титу
Послания Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту

Апокрифические апокалипсисы

Апокалипсис от Петра (Отрывок)
Апокалипсис Петра (эфиопская версия)
Откровение Павла (не Наг-Хаммади)
Откровение Иоанна Богослова (апокрифическое)
Откровение пресвятой Богородицы (Хождение
Богородицы по мукам)

Другие раннехристианские писания
Апостольские постановления
Дидахе (Учение двенадцати апостолов)
Пастырь Гермы
Церковные правила святых апостолов

Прочие апокрифы— В пятницу цветной недели слово святых апостолов от Адама в аду к Лазарю
— В субботу цветную слово святого Иоанна Златоуста о воскресении друга христова Лазаря
— Галеново на Гиппократа
— Гомилия об архангеле Михаиле
— Григория Магистра ответ на послание сирийского католикоса
— Евангелие от Матфея искреннего
— Из «Беседы трех святителей»
— Книга Иосифа Плотника
— О священстве Иисуса Христа
— О сошествии Иоанна Предтечи во ад
— Обращение Пилата
— Переписка апостола Павла с Сенекой
— Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии
— Письмо Лентула сенату и Римскому народу
— Послание Пилата к Тиверию Кесарю
— Прение Господне с диаволом. (В великий пяток, о посте и о прении Господни со диаволом)
— Ответ Тиверия Кесаря Пилату Понтийскому и в ответ воеводе Рахааву и с ним воинам числом две тысячи
— Сказание о двенадцати пятницах
— Слово о крестном древе
— Слово о сошествии Иоанна Крестителя во Ад
— Слово о том, как осудила Марфа Пилата перед Кесарем царем
— Смерть Пилата
— Сказание Афродитиана о чуде, бывшем в персидской земле
— Тайная книга богомилов

О христианских святых— Житие Андрея Юродивого
— Житие и подвиги преподобного отца нашего Агапия Чудотворца
— Житие святого мученика Никиты
— Житие святого Федора Тирона
— Изречения Египетских отцов
— Краткое житие Климента Охридского
— Сказание о Макарии Римском

Документы и памятники по истории христианства— Канон Мypатоpи
— Папирусы и эпиграфии о переписке Христа с царем Авгаром
— Эдесская хроника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector