Биография преподобного иоанна лествичника и о чем просят перед иконой, текст молитвы

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко Боже́ственную ле́ствицу, обрето́хом, Иоа́нне преподо́бне,/ твоя́ Боже́ственныя доброде́тели,/ к Небеси́ возводя́щия ны:/ доброде́телей бо ты был еси́ воображе́ние.// Тем моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 1 (Подобен: Лик Ангельский:)

Плоды́ присноцвету́щия,/ от твоея́ кни́ги принося́ уче́ния, прему́дре,/ услажда́еши сердца́, си́м с тре́звением вне́млющих, блаже́нне:/ ле́ствица бо е́сть, ду́ши возводя́щая/ от земли́ к Небе́сней и пребыва́ющей сла́ве// ве́рою чту́щих тя́.

Ин Тропарь, еллинский, глас 3 (из греческой Минеи)

Боже́ственную ле́ствицу для всех утверди́в,/ слове́с твои́х худо́жество,/ мона́шествующим наста́вник показа́лся еси́,/ от дея́ний, Иоа́нне, очище́ния,/ к созерца́ния возводя́й осия́нию./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Биография Иоанна Лествичника

Праведник Иоанн родился в 570 года в семье Ксенофонта и Марии. В возрасте 16 лет пришел в Синайскую обитель, где наставником стал духовный отец Мартирий. Через 4 года подвижнических трудов принял монашество.

На протяжении 20 лет инок находился в послушании у наставника, а когда он скончался, то ушел в пустынную местность. Здесь он провел сорок лет. Сопровождали его жизнь:

  • пост и безмолвие;
  • слезы и молитвы.

В своем труде он говорил, что слеза смывает всю нечисть. О силе его праведных молитв свидетельствует событие, произошедшее с его учеником.

По наставлению Иоанна ученик Моисей носил землю в сад. Когда он устал, то присел под утесом и уснул. Праведный Иоанн прилег и задремал, но его разбудил старец и сказал, что Моисею угрожает опасность. Тогда наставник стал читать молитву. Когда ученик вернулся, духовный учитель спросил, случилось ли с ним что плохое. Он рассказал, что во время сна его звал голос наставника. Моисей быстро поднялся и пошел, а за спиной свалилась высокая глыба на то место, где он спал.

Образ жизни Иоанна состоял из умеренного поста и нормального сна. Он не проводил все ночи напролет в усиленном бдении, чтобы держать ум в ясности. По его мнению, смирение – основное качество для Бога, Господь даровал ему мудрость и силу чудотворения.

Иоанн обладал проницательным умом и с любовью учил тех, кто обращался к нему. Но завистники твердили о его многословии, которое свидетельствует о гордыне. Тогда праведник дал обет безмолвия, чтобы не давать причин для осуждения. Эти люди позже поняли свою ошибку, так как лишились духовной пищи и бесед с ним.

Слава о его святости дошла до далеких мест от пещеры, где уединялся Иоанн. К нему шли с надеждой получить слова утешения и надежду на спасение. После 40 лет подвижнических трудов, преподобного избрали игуменом Синайского монастыря. Иоанн Лествичник 4 года руководил обителью.

Странные творения для христианства-лайт

В начале девяностых Россия была изумлена фамильярностью плакатов американских баптистов: «Иисус любит тебя. Все, чего тебе не хватает – это решимости следовать за Мной. Приходите на наши богослужения и совместные песнопения. В воскресенье будет проведена благотворительная ярмарка»

Наша современная вера не противоречит счастью, благополучию и не требует унижений. Наш современный Христос – это, добрый и снисходительный Бог и, скорее, американский Христос, чем Христос Иоанна Лествичника. И христианин в современном мире — это почти такой же обычный гражданин, на вид неотличимый от атеиста, у которого есть некоторые незначительные поведенческие  отличия

Прошло время. Все привыкли к тому, что для того, чтобы прийти ко Христу, нужна только решимость, песнопения на службе и немного благотворительности. У нас даже появился такой бренд, «христианство лайт». Однако никуда не делись творения святых отцов, которые все более и более кажутся странными и неудобоваримыми для православных-лайт.

Странными кажутся не только сами творения, но и то, в каком пространстве разворачивается духовная деятельность этих святых и методы духовного роста. Если читать Лествицу вдумчивей, то раскроется целый космос. И этот космос может показаться совсем не дружелюбным.

Особенности лиственита

С точки зрения геологии, лиственит относят к горным породам, а не к минералам. Лиственит представляет собой совокупность минералов: мусковита, фуксита и кварца. Из-за содержания слюды камень лиственит приобретает яркий блеск, в то время как фуксит придает листвениту зеленый оттенок, а кварц — твердость. В природе также встречаются бурые и красные камни.

Лиственит — это полностью непрозрачный камень, который обладает матовым блеском. Блеск камня неравномерный, поскольку лиственит покрыт трещинами и расколами.

В природе лиственит образуется под воздействием такого внешнего фактора, как гидротермальные растворы, которые вымывают камень змеевик. При длительном воздействии гидротермального раствора змеевик меняет свою структуру: кристаллическая решетка камня заменяется карбонатами. Это приводит к выделению кремнезема и формированию лиственита.

Показатель твердости камня составляет 4-5 баллов по шкале твердости минералов Мооса. Это означает, что лиственит легко поддается обработке, но при этом он достаточно твердый.

Где применяют камень:

  1. Строительно-декоративная отрасль производства: доступная цена лиственита делает его пригодным сырьем для изготовления полов, колонн, ступеней и блоков для облицовки стен.
  2. Изготовление предметов декора: из лиственита производят шкатулки, рамки для фото и картин, статуэтки и т. д.
  3. Ювелирная промышленность: лиственитом инкрустируются изделия из серебра, а вот сочетать этот полудрагоценный камень с золотом и платиной нет смысла — ценность лиственита неравнозначна ценности этих металлов. Тем не менее камень имеет тесную взаимосвязь с аурумом, так как лиственит является одним из спутников этого металла.

Серьги с лиственитом

Творческое наследие

Главный труд, написанный старцем Иоанном — «Лествица». Книга известна также под названиями «Скрижали духовные», «Лествица райская». Она написана в 6 веке и отражает уклад монашеской жизни того времени.

В произведении автор описывает 30 ступеней духовного развития, соответствующие годам Христа. Человек, преодолевший все ступени духовной лестницы, спасет душу и войдет в Царство Божие. После восхождения на последнюю ступень человек по чистоте души сравняется с Иисусом. Но главным условием для обретения душевного совершенства старец называл отречение от мирской жизни.

Преподобный написал сочинение для наставления монахов по просьбе Раифского игумена. Тот слышал о подвигах, мудрости и силе духа старца Иоанна и хотел, чтобы другие монахи учились благочестию и смирению. Но «Лествица» — полезное чтение не только для священнослужителей. Миряне тоже найдут в книге полезные наставления. Главное поучение автора в том, что ради спасения нужно самоотверженно трудиться, избавляться от пороков и страстей и стремиться к образу Божьему. Структура книги похожа на лестницу Иакова, описанную в Библии.

Святой Иоанн приводит примеры ревностного стремления к благочестию. В основе книги лежат его собственные духовные изыскания и наблюдения. Преподобный учит, как прийти к истине, любви и душевной чистоте, основываясь на собственном опыте. Менее известен второй писательский труд отца Иоанна Лествичника — книга «К пастырю». В сочинении преподобный обращается к духовным наставникам и сообщает об их обязанностях.

«Двачеры — это люди с большой душой и добрым сердцем»

«Двач» — имиджборд, портал для общения в Сети и обмена картинками (мемами, артами и т. д.), который объединяет десятки форумов на различные тематики от программирования до аниме. Он появился в 2006 году и просуществовал до 2009-го, а потом был закрыт владельцем. Но вскоре сайт возродился благодаря пользователям с никами Vitalik и Abu (Нариман Намазов, на момент написания материала он владеет платформой).

Отличительной чертой портала считается анонимность. Для посещения сайта не нужно регистрироваться или создавать аккаунт, так что вычислить, кто именно публикует посты и комментарии к ним, практически невозможно.

Чаще всего пользователи сайта обсуждают новости или события, но иногда проводят настоящие расследования. Например, в 2016 году двачеры разоблачили двух девушек из Хабаровска, которые издевались над животными.

Авторы официального сообщества «Двач» в соцсети «ВКонтакте» охарактеризовали пользователей платформы как добрых людей, которые борются со злом на просторах интернета.

Однако многие пользователи Сети не согласны с таким мнением, ведь помнят, как двачеры в 2016 году травили рэпера Басту, следили за людьми через веб-камеры и саботировали конкурс красоты «Мисс Игры@Mail.Ru», накрутив голоса одной из участниц.

Сейчас «Двач» превратился в отдельный мир, понять который может не каждый. Например, на портале встречается множество публикаций и комментариев, которые тяжело расшифровать из-за специфических терминов, придуманных пользователями.

Жизненный путь

На Святой Руси великие аскеты уединялись в лесах и пещерах, брали обет молчания и столпничества. Самомнение или гордость может погубить многолетние труды монаха в одно мгновение ока. Тем не менее, многие смогли справиться с искушениями и получить жизнь вечную. И все это благодаря Господу и Его монашествующим подвижникам, таким как преподобный Иоанн Лествичник, чье творение «Лествица» напутствует всех христиан к истинной духовной жизни.

Преподобный Иоанн Лествичник

О ранней жизни этого подвижника известно немного. Иоанн родился в семье благочестивых христиан Ксенофонта и Марии в период между 525-595 годами. В шестом веке гонения на христиан прекратились, что позволило серьезному не по годам юноше после светского образования податься в Синайский монастырь, для изучения духовных основ христианства. Наставником для шестнадцатилетнего подростка стал авва Мартирий. Уже через четыре года Иоанн принимает монашество на святой горе. Он верно нес послушания при авве Мартирие.

Жизнеописания других святых:

Житие преподобного Иоанна Кассиана РимлянинаЖитие преподобного старца Силуана АфонскогоЖитие святого преподобного Кукши Одесского

После его смерти Иоанн берет обет молчания и удаляется в безлюдное место. В посте и постоянной молитве святой проводит более сорока лет.

Исполнял все указания по уставу, вел духовную жизнь умеренно. На сон уделял совсем немного времени, чтобы его разум не помутился от постоянного бодрствования. Написание различных книг на тему духовной жизни стало для него отрадой во времена уныния. Благодаря своей скромной жизни, к нему приходили люди и братия монастыря. Монахи решили избрать Иоанна игуменом монастыря.

Сбылись пророчества отцов, которые предрекали Иоанну игуменство еще в его ранней молодости. Все последующие четыре года преподобный ревностно нес послушание игумена монастыря.

Написание «Лествицы»

Зная об огромном духовном опыте святого, братия попросила его написать руководство для монашеской жизни. Эта работа получила название «Лествица». Сам же автор объяснил, что название это отображает суть руководства: «Ведь книга эта — лестница, по которой все желающие могут подняться к вратам небесным».

Икона «Лествица Иоанна Лествичника»

Всего в ней насчитывается тридцать ступеней, что ознаменует собой тридцать лет Господня совершеннолетия.

Важно! Примечательно, что книга эта годится и для простых мирян. Преподобный Сергий Радонежский и Иосиф Волоколамский советовали эту книгу, как лучшее пособие по спасению своей души

Окончание земного пути

К концу своей земной жизни Иоанн получил дар чудотворения. Перед смертью он передал игуменство епископу Георгию, а сам удалился в безлюдное место для молитвы.

Ещё интересные статьи о православии:

Существует ли душа у человекаЕсть ли душа у животныхПочему болит душа и хочется плакать

По преданию, Иоанн Лествичник отошел ко Господу 30 марта 606 года в возрасте 80 лет. Частицы мощей святого хранятся в различных греческих монастырях:

монастыре Кехровуниу (остров Тинос);монастыре Богородицы (остров Самос);монастыре Богородицы (Панагии Турлиани, остров Миконос). Интересно! Следующий игумен, понимая свое бессилие в управлении монастырем, просил святого Иоанна, чтобы тот забрал его с собой. Иоанн пообещал, что будет просить об этом Бога. Через десять месяцев ставленник Иоанна мирно отошел ко Господу.

Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника 12 апреля, а также в четвертое воскресенье Великого поста.

Правда, что это – единственная православная книга, про которую икона написана?

-Да ладно, ничего… А правда, что это – единственная православная книга, про которую икона написана?

— Правда. Вот она, эта икона. Смотри: лестница от земли до неба, у подножия – Иоанн Лествичник такой в кафедре стоит , проповедует, а на лестницу  карабкаются человечки. Одни дальше лезут, ко Христу, вокруг них ангелы, другие срываются, падают, их черные подхватывают, утаскивают…

-Как думаешь, я на ней —  где?

— Ох!.. Откуда мне знать. Это ты сам должен чувствовать.

— Ну да… А ты?

-Ох!… Не знаю, брате.

— Кстати, к вопросу о «методичке». Вот, батюшка, я думаю: книга эта – памятник монашеской литературы. Так? Она ведь – для монахов. А мы-то с тобой – не монахи. Знаешь, сколько новоначальных пыталось эту книгу буквально применить в жизни, ничего у них не вышло, только повредились в своем житии, и вовсе бросили всякое делание. А то и из Церкви ушли, разочаровавшись?…

— И что?

— Да ничего… Нужная вроде бы книга, важная – но как нам-то ее, мирским, читать? Мы не отшельники, не в пустыне средневековой живем?

-Как читать? А вот именно – не как «методичку». А читать – творчески.

— Это как?

— А примеряя прочитанное – не букву, но дух, по слову евангельскому – к себе, к устроению своего «я»  и своей жизни.

— Например?

Что приходится на середину молитвенного восхождения?

Ступень священного безмолвия (исихия, Леств. 27) преподобный понимает не только как тихие внешние условия жизни на далеком отшельничестве, но и как непрерывную службу Богу, собирание ума и частое призывание Господа Иисуса в молитве.

Молитвенно восхождение к Богу происходит так: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим и помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу» (Леств. 28:19). Вот и прикровенное учение о ступенях Иисусовой молитвы!

Начало молитвы требует элементарной внимательности, хотя это и нелегко дается, но доступно всем нам: кающимся и борющимся со страстями.

А вот середина молитвы относится уже к безмолвнической жизни: подвижник сперва произносит Иисусову «однословную молитву» (см. Леств. 28:10, 27:61), а потом помышляет ее. Здесь прикровенно указаны две стадии в делании Иисусовой молитвы: 1. устная молитва (она произносится), 2. умная молитва (она помышляется).

Преподобный Иоанн Лествичник

Следующую стадию молитвы преподобный Иоанн обозначает как «восхищение ко Господу» (греч.: арпаги прос Кирион, PG 88:1132D). Эту стадию молитвы надо понимать, по крайней мере, – как 3. умно-сердечную молитву.

По-крайней мере… точно указать, какую стадию подразумевает преподобный Иоанн, нельзя, возможно он имеет в виду и более высокую стадию, вплоть до чистой молитвы. Про умно-сердечную молитву преподобный Иоанн прекрасно знал, достаточно вспомнить его яркий образ ума-епископа, который приносит Христу словесные жертвы в сердце (Леств. 28:51). Если ум в сердце молится Иисусу Христу, то это и есть умно-сердечная молитва.

О более высокой стадии в делании Иисусовой молитвы преподобный тоже свидетельствует. Причем он открывает свое сокровенное желание, говоря о себе: совлекаясь помышлений, хочу по милости Божией «непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе» (Леств. 28:25). Из этого текста ясно, что речь идет о 4. непрестанной молитве.

Между тем, в русском тексте «Лествицы» дается не буквальный перевод, а аскетическая интерпретация. Исходный греческий текст гласит: хочу «неразвлеченно всегда в молитве прилепляться к Тебе» (греч.: апериспастос диа пантос ен просевхи просколласфе Си, PG 88:1133C).

Как видим, в оригинале нет знаменитых исихастских терминов «безмолвие» и «непрестанная молитва». Но, без сомнений, преподобный Иоанн говорит о непрестанной молитве, только чуть иначе .

Итак, Иоанн Лествичник уже в VII в. обозначил ступени молитвы Иисусовой, которые впоследствии будут определены так: устная молитва, умная молитва, умно-сердечная молитва, непрестанная молитва. Полагаю, что в «Лествице» мы находим самое раннее свидетельство о последовательных ступенях Иисусовой молитвы.

Лествица Иоанна Лествичника (икона из собрания монастыря Святой Екатерины, XIII век)

Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»

Знаменитая икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» была написана неизвестным новгородским автором в XIII веке, в настоящее время хранится в Государственном Русском Музее в Санк-Петербурге. На ней изображены три фигуры – Иоанна Лествичника, воина великомученика Георгия и епископа Власия. Заметно возвышающаяся фигура Иоанна и ее центральное место в композиции символизируют огромный вклад Преподобного в познание истины Учения.

Строгость и выразительность образов иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» напоминают верующим о том, что дело спасения требует самоотверженности, крепости духа и силы воли.

Сурс, сап, борд. Как понять, что пишут двачеры?

Со временем у двачеров сформировалась особенная лексика, понять которую может не каждый, ведь новые термины появились не для описания локальных явлений, а в качестве замены уже существующим словам.

Сап

Термин встречается в самом начале текста публикации вместо приветствия. Он появился от английского What’s up (рус. «Как дела?»).

Двощ

Двач. Да, лишь искажённое название портала.

Скриншот публикации со словами «сап» и «двощ»

Сурс

Если вам кажется, что авторка опечаталась, когда хотела написать «курс», то это не так. Непонятное слово на самом деле — сокращение от «ресурс». Так двачеры обычно называют сайты, откуда можно скачивать контент, например музыку.

Реквестировать

Нет, не «рекламировать» и даже не «реинкарнировать», термин значит «просить, запрашивать». Если вы увидели этот термин, значит, пользователь портала хочет, чтобы ему отправили, например, ссылку.

Скриншот публикации со словами «сурс» и «реквестировать»

Борда

Скриншот публикации со словом «борда»

Бога узрят только чистые сердцем

Степени очищения души отец Иоанн изложил в своей книге языком поэтическим, ибо поэзия есть язык общения человека с Богом.

Чтобы решиться на такой труд, отцу Иоанну пришлось пройти подвижнический путь. На шестнадцатом году он пришел в монастырь и отдал себя в полное послушание аввы. Послушание становится основополагающим понятием для приобретения новоначальным иноком смирения и очищения сердца, ему преподобный посвятит отдельную главу своей книги.  

Послушание он определяет рядом поэтических троп, таких, как путешествие спящих, жизнь без любопытства, гроб собственной воли и даже добровольная смерть. Эти образы выдают в преподобном большого поэта. Послушание он вослед за отцами, называет исповедничеством. Об отцах он пишет, что всегда видел их веселыми, незлобивыми и кроткими. «Лествица» начинается с памяти этих отцов, воссоздавая их портреты. В них проявляются образы величайших христианских подвижников, учителей монашества, пастырей, перед которыми открыты самые тайные уголки сердец, притекающих в монастырь иноков.

Икона преподобного Иоанна Лествичника

Врачевание сердца для очищения его – первое, что необходимо сделать тому, кто решил стать монахом. Ибо Бога узрят только чистые сердцем. Для очищения сердца  нужен наставник, которому были бы открыты язвы нашего сердца

Выбору наставника отдает огромное внимание авва Иоанн:

Девятнадцать лет провел Иоанн Синайский  в послушании у аввы, к которому пришел на шестнадцатом году. Сорок лет он провел в молчании. После избрания его игуменом через некоторое время передал обитель в руки иного инока и вновь погрузился в молчание. Поэтому книга, которую он оставил после себя, – плод жизни – подвига.

Сегодня мы публикуем отдельные его мысли. Он писал их для монахов, но полезны они и для мирян.

Святой Иоанн стал игуменом в 65 лет

После того, как преподобный Иоанн Лествичник прожил отшельником в пустыне 40 лет, его избрали игуменом Синайского монастыря. По некоторым данным, это произошло тогда, когда святому исполнилось 65 лет.

Управлял обителью он в течение 4-х лет. За это время он совершил несколько чудес. Кроме того по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, он написал в это же время свою знаменитую «Лествицу», то есть руководство для восхождения к духовному совершенству.

Икона с изображением монастыря Святой Екатерины (XVIII век). Ранее это Синайский монастырь, игуменом которого святой Иоанн Лествичник был четыре года. На иконе присутствует символическое изображение лестницы в небо (Лествицы). Фото:upload.wikimedia.org В конце жизни святой Иоанн Лествичник назначил преемником в руководстве монастырём своего брата Георгия, молчальника-отшельника. При этом он предсказал, что он в течение года также отойдёт к Отцу небесному.

Действительно, через девять месяцев после кончины преподобного, Георгий сам отошёл к Господу. Считается, что Георгий был тем епископом Фаранским, который в 680 году окончательно перенес кафедру в Синайский монастырь.

80 лет

прожил Иоанн Лествичник

О смерти святого Иоанна Лествичника существуют противоречивые сведения. По одним из них святой умер в возрасте 80 лет около 606 года. По другим сведениям это произошло в 649 году.

Частицы мощей Иоанна Лествичника хранятся в греческих монастырях: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Коница), в монастыре Кехровуниу (остров Тинос), в монастыре Богородицы (остров Самос), в монастыре Богородицы (Панагии Турлиани, остров Миконос). Глава находится в монастыре в честь Преображения Господня (Метеоры).

Церковь Иоанна Листвичника. Колокольня Ивана Великого. В честь его освятили храм, ныне известный как колокольня Ивана Великого. По своему виду он напоминает лестницу в небо (Лествицу). Фото:upload.wikimedia.org Иоанна Лествичника почитали уже в Древней Руси. Игумену Синайскому посвятили, например, столпообразный храм в Московском Кремле. По своему внешнему виду он напоминает «Лестницу в небо» (Лествицу). В наше время она известна как колокольня Ивана Великого.

Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»

Знаменитая икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» была написана неизвестным новгородским автором в XIII веке, в настоящее время хранится в Государственном Русском Музее в Санк-Петербурге. На ней изображены три фигуры – Иоанна Лествичника, воина великомученика Георгия и епископа Власия. Заметно возвышающаяся фигура Иоанна и ее центральное место в композиции символизируют огромный вклад Преподобного в познание истины Учения.

Строгость и выразительность образов иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» напоминают верующим о том, что дело спасения требует самоотверженности, крепости духа и силы воли.

О любезном для всех и лукавом владыке чреве

Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объедение. Имея намерение говорить о чреве, если когда-нибудь, то теперь наиболее, предположил я любомудрствовать против себя самого; ибо чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего в гроб, освободился от сей страсти. Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!»

Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно произнекает другою. Заградил ли ты и сию — иною прорывается, и одолевает тебя.

Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом.

Знай, что часто бес приседет желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле.

О чем просят перед образом

Иоанн Лествичник — наставник по совершенствованию духа. Практические ответы на просьбы об укреплении духа, помощи в борьбе с пороками, которые могут быть ему адресованы, найдутся в его «Лествице». Он помогает своим сочинением преодолеть страсти, очистить душу от грехов слезами и покаянием, обрести покой и смирение. В страхе, скорби или унынии христиане могут обращаться к «Лествице».

Перед иконой славят святого в день памяти и просят об укреплении в вере. Специальной молитвы преподобному не составили. Его подвиг состоит в духовном труде. Поэтому обращаются к старцу своими словами, предварительно прочитав хвалебный гимн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector