Священномученик кукша: за веру православную
Содержание:
Биография святого Кукши
До наших дней дошло немного подтвержденной информации о происхождении святого праведника. Версии сходятся в том, что, будучи от роду язычником, Кукша принял православную веру и посвятил себя служению Господу. Сохранились сведения о чудесах, которые творил монах, чтобы показать людям силу истинной веры и несостоятельность их языческой религии.
Происхождение
Племена вятичей обосновались в лесах близ верховья реки Оки. Местный народ, погрязший в язычестве и жертвоприношении, вел дикий образ жизни. Нестор Летописец, описывая вятичей, сообщает об их телесной нечистоте, неразборчивости в еде и многоженстве. Идолопоклонники вели примитивный быт и отличались агрессивным нравом.
Территории, заселенные вятичами, присоединил к Киевской Руси князь Владимир в 981 году. Племена оказывали сопротивление и поднимали восстание против князя, который усмирял непокорный народ. Через 7 лет Владимир начал отбирать мужчин из вятских племен для переселения в южные города Руси. По одной из версий, Кукша оказался в числе избранных мужей.
По другим данным, святой был сыном побежденного правителя вятичей Ходоты. Наследника захватил в плен Владимир Мономах и обратил его в христианство, определив на монашеское служение в Киевский Печерский монастырь. Инок был наречен Иоанном, но языческое имя Кукша сохранилось за праведником.
Житие и служение Богу
Около 15 лет жизни инок Кукша провел в стенах Киево-Печерской лавры, где посвятил себя служению Господу, изучению Евангелия и богословия, смирению и молитве. Здесь он стал мантийным монахом и получил сан священника православной церкви. Искоренение язычества было приоритетным направлением деятельности монашеской обители, напрямую связанной с Черниговской кафедрой.
По решению Черниговского архипастыря Иоанна была организована группа монахов во главе с Кукшей и направлена с апостольской миссией в земли язычников. Монах не противился возложенной на него ответственности и отправился проповедовать учение Христа своим сородичам.
Преодолев долгий путь по реке Десне, лесные чащи и болотные топи, Кукша, его ученик Никон и соратники прибыли к Мценску, неподалеку от которого проповедник соорудил для чтения молитв скитский дом. Около строения собственноручно выкопал колодец, получивший название «Богомольный». По пути движения миссии Кукша проповедовал учение Христа в поселениях, расположенных на территории современной Брянской, Тульской, Орловской, Калужской областей.
Преподобный Кукша читал вятичам Евангелие, на доступном им языке объяснял православные каноны и заповеди. Проповеди святого сопровождались сотворенными им с Божьей помощью чудесными явлениями.
Согласно обнаруженным свидетельствам от современников, печерский священник, достигший высочайшего уровня просвещенности, веры, духовного и нравственного совершенства, творил истинные чудеса:
- исцелял беснующихся людей;
- очищал жилища местных жителей от демонического влияния;
- вызывал дождь, спасающий урожай от засухи;
- иссушил озеро, развеяв языческие поверья о водяных.
Долгожданный дождь, вызванный проповедником, спас народ от голода и бедствия. Кукша, наделенный Господом удивительной силой, доказал вятичам несостоятельность их мнимых богов, которым они приносили кровавые жертвы. Осушив озеро, святой показал народу, что на его дне нет водяных, которым вятичи в жертву приносили живых людей, утапливая несчастных с привязанными к шее камнями, в воде.
Переход от язычества к православию не был массовым. Крещение шло постепенно, но верными шагами, развеивая облако непросвещенности над землями, населенными племенами. Но некоторые поселения оказывали сопротивление миссии. В особенности недовольство исходило от языческих жрецов и шаманов.
Кончина
Священномученик Кукша Печерский был жестоко убит группой местных жителей, противившихся принятию христианства. Августовской ночью убийцы ворвались в пристанище монахов и после жестокого истязания варварски в рассветные часы убили праведников. Тело Кукши нашли обезглавленным неподалеку от его колодца, который также стали называть «Страдальнический».
В некоторых источниках указано, что святого убили в городе Серенске Калужской области. Основанием для этого послужили найденные православные нательные кресты и другие следы пребывания апостольской миссии, но это может свидетельствовать о присутствии здесь монахов ранее.
В час кончины святого его страшную участь прозрел блаженный Пимен Постник. Посреди Великой Печерской церкви он вскрикнул братии о том, что Кукша убит на рассвете, и в ту же минуту преставился.
Кукша Одесский: пророчества
- Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится.
- Дорогие мои сестры во Христе нашего Господа Иисуса, мир вам и благодать от Господа за письмо, которое я недавно получил. Благодарю вас и спаси вас Господи, что вы не забыли меня, грешнаго. Милые мои сестры, я верю вашему горю и от души во всем благодарю, но очень жаль, что я не могу избавить от него, но терпите, мои дорогие сестры, ибо угодно так Небесному Отцу! Мои сестры, знайте, что все посылается от Бога: хорошее, плохое и горестное и вы с радостью все принимайте от руки Господней и не бойтесь, Бог не оставит вас! Он никогда не пошлет сверх вашей силы скорби, горе и тяжелого бремени, а все дает по вашим силам. Ему горе ваше великое – это значит, что у вас есть много сил его перенесть, но горе то или иное, все переносите терпеливо ибо время идет к гибели. Сейчас начинает испоняться глава 3-я книги пророка Ездры. К нам быстро катится гибель. Ох, сестры мои, какое настает время ужасное, что жить не захочешь на белом свете, а оно вот…вот.
- О, Господи, Боже мой, Боже мой! Грядут на землю страшные бедствия: огонь, голод, смерть, гибель и пагуба, и кто может их отвратить! И это время очень близко, не слушайте никого, если скажут, что будет мир, нет, мира не будет, будет война. И тут же начнется страшный голод. И куда все сразу денется! Есть будет нечего, и от глада ожидает людей гибель. Народ будут отправлять на восток, но назад не вернется ни одна душа, они там все погибнут от глада будет страшная гибель, а кто останется в живых, тот погибнет от моровой язвы. Это заразная болезнь не поддается лечению. Не напрасно сказано святым пророком Ездрой: горе, горе для тебя, наша земля, одно горе пройдет, настанет второе и третье и т.д.
- Люди добрые! Прощайтесь с земными благами, ибо жить никто не будет. Молитесь и спасайтесь о Господе! Драгоценное время данное для приобретения вечной жизни. Укрепляйте себя делами милосердия и любви к ближнему! Исполняйте заповеди Господни! Наступили последние времена. Скоро будет собор великий названием «святый», но это будет как раз Восьмой (Нечестивый!) Вселенский собор, на котором соединятся все веры в одну, отменятся святые посты, епископы будут жениться. Тогда туда будут гнать, но заходить туда ни в каком случае нельзя. Стойте за православную веру до конца ваших дней и спасайтесь. Мир вам и спасение да будет над нами и вами во веки. Аминь.
- Слушайте, сестры и братья мои, знайте, я вам скажу, что Бог приготовил для мира такую яму, что дна нет и всех нечестивых Он положит туда… О, не дай Бог туда попасть, Господи, спаси и помилуй! Истинно говорю вам, я не лгу, что это по Его милости открыл мне Господь. Говорить неправду – страшный грех. Боже спаси о женитьбе и замужестве сейчас не только говорить, но и думать нельзя, это страшный грех. Молодым юношам и девушкам в брак вступать не следует. Живущим в браке тоже надо жить целомудренно, Господи, сохрани и помилуй нас. Было время, когда жили спокойно и Сам Господь благословлял брак, но теперь всему этому пришел конец. Но люди мира сего будут творить беззакония до самого конца и за грехи будут низвержены в бездонную яму в ад-огонь, потому что не знают что творят. То, что Господь открыл мне для людей сего мира является тайной. Жалко мне всех, что они этого всего не знают и люди ходят как слепые, не видят пред собою эту бездонную яму в которую вот-вот полетят. Всем благодарю Истинного Бога, что Он милосердный возвестил мне о сем и показал мне все. Не думайте, что мне показано по молитве моей, все только по Его милосердию Господь открыл и показал мне все, чему надлежит быть вскоре. Но Господь не всем дает такую радость, какую сподобил показать мне, великому грешному. Воздайте Ему благодарение и хвалу во веки веков. Аминь.
Миссия Кукши на землях вятичей
Кукша пошел проповедовать христианство вместе со своим учеником Никоном, двигаясь из Киева «сквозь вятичи» к Ростову и Мурому.
Вероятно, христианство проникало в эти области еще до появления Кукши, однако, если и удержалось здесь, то лишь в некоторых городах. В сельской же местности безраздельно господствовало язычество, а потому проповедники неизбежно должны были столкнуться с большими трудностями и открытым сопротивлением со стороны местного населения. Но решительность и мужество Кукши были также велики — он сам был вятич.
Рассказы о событиях в Вятичской земле слишком кратки для того, чтобы на их основании можно было делать выводы о продолжительности и обстоятельствах миссии преподобного Кукши. Ясно, что протекала она летом, причем это было, по-видимому, какое-то особенно засушливое лето. Чудо святого, сумевшего «свести» дождь с небес, могло быть воспринято должным образом лишь в условиях жестокой засухи, от которой страдали местные жители. Епископ Симон изображает преподобного великим чудотворцем. Действительно, он не только вызвал спасительный для вятичских посевов дождь, но и иссушил некое озеро, а еще «прогнал бесов» и «много других чудес сотворил».
Согласно рассказу епископа, Кукше и его ученику удалось, по крайней мере отчасти, выполнить свою миссию. «Вятичи крести», — пишет о них епископ Симон. Однако, в конечном итоге их проповедь закончилась трагически: сам Кукша и его ученик были убиты. Смерть проповедников оказалась поистине ужасной. «…По многих муках усечен бысть с учеником своим», — рассказывает о Кукше епископ Симон. В древней Руси слово «усечен» употреблялось в самом буквальном смысле слова — когда речь шла об усечении головы. «Кукша, крестя неверных, под венец дасть главу» — так гласит подпись XVII века под гравюрой, изображающей обезглавленное тело страдальца. Перед смертью проповедников долго мучили, вероятно, призывая отречься от Христа.
Нет стопроцентной уверенности и определенности в том, где именно трагически оборвался их жизненный путь. Одним из предполагаемых мест кончины преподобного и его ученика называют Мценский район Орловской области: здесь у деревни Карандаково находится святой источник, который молва связывает с именем Кукши.
Несмотря на гибель Кукши и Никона, миссия их, несомненно, способствовала распростанению христианства. Пройдет всего несколько десятилетий — и семена христианского просвещения дадут всходы на неблагодатной вятичской почве. Уже в 40-е годы XII века вятичи — а именно их правящая верхушка, будут изображаться в источниках вполне искренними радетелями христианства. По крайней мере, в «Истории Российской» автора XVIII века В. Н. Татищева (располагавшего, помимо прочего, не дошедшими до нашего времени летописными материалами) под 1146 годом приведен такой ответ «вятичских старейшин» на предложение черниговских князей Давыдовичей убить или выдать им их князя Святослава Ольговича Новгород-Северского: «…Кто нами владеет, тому мы верны и покорны… разсуждая, что Бог вас над нами определяет. И не без ума, по Апостолу, меч в наказание винным, а отмсчение злым носите…». Можно предположить, что их ссылка на «Апостол» (книгу, содержащую Деяния Апостолов и апостольские послания), а также на нормы христианской морали явилась результатом их знакомства с проповедью вятичского «апостола» Кукши и его более удачливых последователей.
Житие Кукши Одесского
Икона священномученика Кукши. Фото: lavra.ua
Когда в 1897 году Косьма по благословению настоятеля монастыря едет в паломническую поездку в Иерусалим, то находясь у Силоамской купели, его нечаянно кто-то задел, и он первым падает в воду. Многие стоявшие рядом бесплодные женщины стремились войти в купель в числе первых. А по преданию, Господь дарует чадородие тому, кто первым войдет в воду. После этого случая над Косьмой стали подшучивать, что у него, мол, будет много детей. «И эти слова были пророческими! У старца Кукши было множество духовных чад», — отметил митрополит Павел.С малых лет любивший уединение и молитву, в 1896 году Косьма, получив благословение родителей, едет на Афон, где его принимают послушником.
10 сентября православные отмечают праздник святых, превративших Киев во второй Иерусалим
Приняв в 1904 году монашество с именем Ксенофонт, 16 лет отрок постигал основы монашеской жизни на Афоне под руководством старца Мелхиседека, который был отшельником в горах. Позже старец Кукша будет вспоминать: «До двенадцати ночи на послушании, а в первом часу ночи бежал в пустынь к старцу Мелхиседеку учиться молиться». Ксенофонт едва умел читать и писать, но Евангелие и Псалтирь он знал наизусть, а службу церковную совершал по памяти.
Когда в 1913 году от греческих властей поступило требование о том, чтобы с Афона выехали русские монахи, то очень не хотелось уезжать Ксенофонту, но благословение духовного отца как Божественное утешение поддерживало его.
В этом же году монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской лавры, где несет послушание в Дальних пещерах. Он очень хотел принять схиму, но поскольку ему было около 40 лет (очень молодой возраст для схимы), ему отказывали в его желании. Усердные молитвы угодникам Божиим помогли осуществиться мечте. Через несколько лет смертельно больной отец Ксенофонт был пострижен в схиму, при постриге получив имя Кукша в честь преподобного Кукши, в Ближних пещерах почивающего.
Когда закрыли Лавру, отец Кукша до 1938 году еще служил в Киеве в церкви на Воскресенской Слободке.
Затем были пятилетний срок в лагерях, три года ссылки.
Путь к святости
Преподобный Косьма появился на свет в 1875 г. в Николаевской губернии, его родителями были благочестивые христиане по имени Кирилл и Харитина. В семье у мальчика было два брата и одна сестра.
С раннего детства Косьма приучался к терпеливому труду, долгим хождениям до православного храма и смиренным стояниям во время богослужений.
- Его матушка, будучи еще девицей, желала обратиться в монахини, но родители уговорили её выйти замуж. Поэтому Харитина молилась Господу, что бы кто-нибудь из её чад обратился на путь иночества. Косьма с раннего детства искренне полюбил Господа и святую жизнь, чему способствовала христианская богобоязненная обстановка в семье. Он читал Священное Писание, любил уединенную молитву, часто посещал Божьи храмы и сторонился различных увеселений.
- Юный Косьма явился в этот мир святым, а его деяния стали настоящим примером высочайшего сострадания к несчастным больным. Поэтому дьявол, проявив зависть к нему, ополчался на преподобного всю жизнь. Косьма загорелся желанием начать монашеское подвижничество. В 1895 г. он вместе с праведными паломниками отправился в Иерусалим.
- Посетив святые места Палестины, он навестил один из монастырей Святого Афона. Именно здесь душа двадцатилетнего Косьмы распахнула объятия во имя служения Господу. Юный подвижник перед отъездом сказал, что желает остаться на Афоне, но прежде должен получить благословение родителей. Настоятель добродушно напутствовал ему выполнить свой моральный долг и возвращаться сюда через год.
- Вернувшись в России, юный подвижник посетил старца Иону, который лично подошел к нему и благословил на жизнь на Афоне. Милость оказала и матушка, а отец отпустил сына только после долгих и слезных уговоров. Харитина благословила сына святым Казанским образом Богородицы, с которым преподобный не расставался до кончины.
Монашеский период Ксенофонта
Подвижник прибыл на Афон в 1896 г., где стал послушником в Свято-Пантелеймоновской обители. Он ревностно трудился и служил Господу, уподобляясь житию древних святых отцов. Через год сюда приехала матушка Харитина, желавшая увидеть сына и монашеские обычаи. Настоятель благодушно разрешил ей обнять любимого Косьму.
- Вскоре Господь отправил своего смиренного слугу в Иерусалим, где святитель полтора года нёс послушание в Храме Гроба Господня. Вернувшись в земли Афона, святитель принял постриг и получил имя Ксенофонта. Духовным его учителем стал великий отшельник Божий по имени Мелхиседек.
- Вскоре из-за распространения некой «имябожнической» ереси многих русских монахов Афона попросили покинуть Грецию. Старец Мелхиседек успокоил душу отчаявшегося Косьмы и благословил на поездку в Россию, где человеку требовалась помощь от козней дьявола.
- В 1913 г. преподобный Ксенофонт получил должность насельника Киево-Печерской обители. В период Первой Мировой святитель делил печали с народом Отечества, горячо молился о спасении и ежедневно трудился на благо человечества. Братия и паства полюбила святителя за усердие и послушание в уединенном месте.
- Когда преподобному Ксенофонту исполнилось 56 лет, его здоровью стала угрожать тяжелая болезнь. Монахи решили постричь святителя в схиму, чего он сам долгое время горячо желал. С этого момента он стал носить имя великомученика Кукши, останки которого находились в пещерах Лавры. Однако Господь не позволил святителю покинуть бренный мир и совершенно исцелил его тело.
Тяжелые времена
В 1938 г. святителя окрестили «служителем культа» и отправили на пять лет в рабочий лагерь, а после окончания срока — в ссылку. В 63-летнем возрасте старца заставляли изнурительно работать на лесоповале. Преподобный старец вернулся в Киево-Печерскую обитель только в 1948 г., его принимали с великим восторгом.
Икона преподобного Кукши Одесского с житием
- Закаленный изнурительным трудом Кукша продолжал выполнять долг подвижничества, вселяя в сердца братии и прихожан веру и надежду. Вскоре КГБ распорядилось отправить старца в далекие места, где не найдет выхода его проповедь.
- В 1953 г. богоугодный Кукша пришел в Свято-Успенскую обитель города Почаев (Украина). Здесь он был послушником, исповедовал людей, возглавлял утреннюю литургию. В следующие годы святитель сменил два монастыря. Последний свой приют батюшка нашел в Свято-Успенской обители Одессы.
- В 1964 г. пришла неизлечимая болезнь легких, что привело к скоропостижной смерти. После кончины народ видел чудесные свершения, происходящие на месте погребения. Обретение мощей произошло в конце сентября 1994 г., а через три недели старца прославили в лике преподобных.
Кукша Одесский: чудеса
Осужденные работали на лесоповальных работах, при этом получая очень скудную еду. И как вспоминал сам старец: «Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный — ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога». Вдруг слышу над головой: «Кар-р-р!» — и к ногам упал пирог. Это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод».
В 1947 году окончилось время ссылки. Возвратившись в Киево-Печерскую Лавру, он начинает подвиг служения – старчество.
Нескончаемый поток людей шел к старцу за помощью и советом. Сохранились многочисленные свидетельства о исцелениях еще при жизни старца Кукши.
Он имел дар духовной прозорливости. Многие шли рассказать о своей беде и получить совет, а он, не слушая их вопроса, уже давал им ответ и духовный совет. Ко всем относился с глубоким состраданием, никого никогда не осуждал.
В 1951 году отца Кукшу переводят в Почаевскую лавру, где он нес послушание у чудотворной иконы. Люди сотнями стояли к нему в очереди и он, не жалея себя, без отдыха, принимал всех.
Встречу Крестных ходов с запада и востока отметили колокольным звоном трех лавр
Будучи три года, с 1957 по 1960 годы, в Крещатицком монастыре Черновицкой епархии, его трудами увеличились построения в обители, ожила духовная жизнь в монастыре.
В 1960 году его переводят в Одесский мужской монастырь, где он проведет последние четыре года жизни. Здесь у него было послушание исповедовать людей.
Он почти всегда носил афонскую власяницу, которая колола тело. Несмотря на уже преклонный возраст и болезни, он отказывался от посторонней помощи. Будучи в предсмертной болезни, он отказывался от врачей, не принимал лекарств, только причащался каждый день святых Христовых Тайн.
Он предвидел свою кончину. Умер в возрасте 90 лет.
«Старец Кукша заповедовал, чтобы верующие приходили к нему на могилку, рассказывая о своих нуждах и бедах, и они получат вразумление, облегчение и исцеление по его молитвам к Господу», — отметил митрополит Павел.
Молитвы
Му́ченическою кро́вию, свяще́нне Ку́кше,/ в про́поведи Ева́нгелия со ученико́м ти блаже́нным Ни́коном, че́стне украси́выйся,/ и Пи́мене, в по́стничестве светоза́рне просия́вый,/ в еди́н день и час внидо́сте в свет незаходи́мый,/ иде́же моли́теся Го́сподеви,// да пода́ст нам ве́лию ми́лость.
Перевод:
Мученической кровью, иеромонах Кукша, в проповеди Евангелия с учеником твоим Никоном, с честью украсившийся, и Пимен в постничестве светозарно просиявший, в один день и час вошли вы в свет неприступный, где молитесь Господу, да подаст нам великую милость.
Свети́ла разу́мная, соше́дшеся, хвала́ми воспое́м, лю́дие,/ просия́ли бо суть в ми́ре сем:/ Пи́мен мно́гими по́двиги,/ Ку́кша же со ученико́м Ни́коном про́поведию Сло́ва,/ и си́и трие́, единоу́мно предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ я́ко со́лнце сия́ют и просвеща́ют// любо́вию па́мять их восхваля́ющих.
Перевод:
Светила известные, собравшись, молитвенно воспоем и восхвалим, люди, ибо они просияли в этом мире: Пимен многими подвигами, Кукша же с учеником Никоном — проповедью Слова, и они трое, единомысленно предстоя , как солнце сияют и просвещают всех с любовью память их прославляющих.
Молитва священномученику Кукше Печерскому
Святы́й страстоте́рпче священному́чениче Ку́кше, соверши́вый по́двиги апо́стольския посреде́ обита́ния соплеме́нник твои́х, на́ших пре́дков, и́хже ты просвеща́л еси́ све́том и́стиннаго богопозна́ния и по да́нней ти благода́ти Ду́ха Свята́го бе́сы прогна́вый, дождь с небесе́ своди́вый, е́зеро изсуши́вый и сотвори́вый и́на мно́га чудеса́, запечатле́в многострада́льный свой по́двиг му́ченическою кончи́ною! Приими́ от нас усе́рдныя и умиле́нныя моли́твы и вознеси́ я́ ко Престо́лу Святы́я Тро́ицы, иде́же ты в ли́це святы́х предстои́ши, я́ко да твои́м хода́тайством Ми́лостивый Госпо́дь утверди́т в ми́ре, си́ле и сла́ве страну́ Рос-си́йскую, в ча́дех же Святы́я Правосла́вныя Це́ркве да укрепи́т дух ве́ры и благоче́стия, в па́стырех ея́ да усугу́бит ре́вность к нази-да́нию пасо́мых и да при́зрит ми́лостивным о́ком на лю́ди предстоя́щия и прибега́ющия ко твое́й по́мощи. Ей, святы́й уго́дниче Бо́жий! Ве́мы, я́ко ве́лиих ра́ди страда́ний твои́х мно́го мо́жет моли́тва твоя́ ко благосе́рдию Влады́ки. Сего́ ра́ди, я́ко ча́да твоя́ по ве́ре, припа́дающе к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, дарова́нных по всеблаго́му промышле́нию Бо́жию и по благослове́нию первоиера́рха Ки́евския Це́ркве в на́ше освяще́ние и в зна́мение твоего́ о нас заступ-ле́ния, мо́лим тя в ду́се сокруше́ннем и смире́ннем: не пре́зри моле́ний на́ших, излива́емых пред тобо́ю, и вознеси́ я́ ко Всеще́дрому Бо́гу, я́ко кади́ло благово́нное, да твои́м хода́тайством вы́ну почи́ет благода́ть Его́ на гра́де сем, в не́мже чти́тся пресла́вное и́мя твое́, и лю́ди, живу́щие в нем, да сохраня́тся от гла́да, огня́, смертоно́сныя я́звы и напра́сныя сме́рти, от вся́ких бед и напа́стей. Споспе́шествуй, свя-щенному́чениче Ку́кше, святы́ми твои́ми моли́твами честно́му бра́тству свята́го хра́ма сего́, да приумно́жится сие́ и процвета́ет во сла́ву Триеди́наго Бо́га, в похвалу́ твоего́ и́мене, и во бла́го Святы́я Правосла́вныя Це́ркве, да та́ко вси, охраня́еми твои́м предста́тель-ством, ми́рно и благоче́стно поживу́т, сла́вяще и благодаря́ще Еди́наго И́стиннаго Бо́га во Святе́й Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.