Федор достоевский

Начало творческого пути

Хотя семья и не одобряла решения молодого Федора, он усердно принялся корпеть над начатыми ранее произведениями и развивать идеи новых. 1844 год ознаменовался для начинающего писателя выходом его первой книги – «Бедные люди». Успех произведения превзошел все ожидания автора. Критики и литераторы высоко оценили роман Достоевского, поднятые в книге темы нашли отклик в сердцах у многих читателей. Федора Михайловича приняли в так называемый «кружок Белинского», его начали называть «новым Гоголем».

Успех продлился недолго. Примерно через год Достоевский представил на суд публики книгу «Двойник», однако она оказалась непонятной для большинства почитателей таланта молодого гения. Восторг и восхваление писателя сменились критикой, неудовлетворением, разочарованием и сарказмом. Впоследствии литераторы оценили новаторство этого произведения, его непохожесть на романы тех лет, но в момент выхода книги этого не прочувствовал практически никто.

Вскоре Достоевский поссорился с Тургеневым и был выдворен из «кружка Белинского», а также поссорился с Н.А. Некрасовым, редактором «Современника». Впрочем, публиковать его произведения тут же согласилось издание «Отечественные записки» под редакцией Андрея Краевского.

Тем не менее, феноменальная популярность, которую принесла Федору Михайловичу его первая публикация, позволила ему завести ряд интересных и полезных знакомств в литературных кругах Санкт-Петербурга. Многие его новые знакомые отчасти стали прототипами различных персонажей последующих произведений автора.

Никогда не жил в материальном достатке

За печатный лист он зарабатывал 150 рублей. Для сравнения, Толстому за тот же объем платили 500 рублей.

В финансовых делах Федор Михайлович был человеком совсем не практичным: вести бюджет, планировать расходы, копить он не умел. Долги были его почти всегдашними спутниками. Можно почти с уверенностью сказать, что если бы его вторая жена Анна не взялась основательно за «экономическую политику» семьи (а об этом ее прямо попросил муж), то Достоевский мог бы скатиться до откровенного нищенства и уголовного преследования за невыплаченные долги.

Дом Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. XX в. Фото: ГМИРЛ им. В.И. Даля

Вообще надо отметить, что приведенный «прайс-лист» совершенно уместен для создания портрета писателя. Выбор литературного поприща в то время — это не только желание послужить искусству и выразить свои мысли и идеи «вслух», но и вполне продуманная карьера. Романы пользовались большой популярностью, и издатели готовы были платить немалые деньги за «горячие» новинки.

Сам Достоевский не только проецировал свои детские травмы и скрываемые переживания на плоскость художественного произведения, но и совершенно сознательно ориентировался на книжную конъюнктуру того времени. Он имел опыт издания журнала, а поэтому прекрасно понимал предпочтения читающей публики. Так что психологические лабиринты и детективная атмосфера — это не только отражение внутреннего мира писателя, но и осознанная литературная стратегия.

Петербургский писатель родился в Москве

Традиционно принято считать, что Достоевский — самый петербургский писатель из русских классиков. Действительно, как великий автор он раскрылся, живя в Петербурге. Но не все в курсе, что родился и вырос Федор Михайлович в Москве. Уехал оттуда подростком — в 15 лет. Московское детство стало для Достоевского той основой, подобной твердой почве под ногами, к которой он потом возвращался в течение всей жизни.

В каждом произведении звучат едва уловимые отголоски московской юности. Писатель любил этот город, знал его историю. Его главные творения «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы» были опубликованы в журнале из Москвы под названием «Русский вестник».

Воззрения о евреях[]

Широко известны и цитируются следующие мысли Достоевского, взятые из «Дневника писателя» за март 1877 года, главы второй:

А между тем мне иногда входила в голову фантазия: ну что, если б это не евреев было в России три миллиона, а русских; а евреев было бы 80 миллионов — ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили ли бы прямо в рабов? Хуже того: не содрали ли бы кожу совсем? Не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делывали они с чужими народностями в старину, в древнюю свою историю?

И вместо того, чтоб, напротив, влиянием своим поднять этот уровень образования, усилить знание, породить экономическую способность в коренном населении, вместо того еврей, где ни поселялся, там ещё пуще унижал и развращал народ, там ещё больше приникало человечество, ещё больше падал уровень образования, ещё отвратительнее распространялась безвыходная, бесчеловечная бедность, а с нею и отчаяние. В окраинах наших спросите коренное население: что двигает евреем и что двигало им столько веков? Получите единогласный ответ: безжалостность; «двигали им столько веков одна лишь к нам безжалостность и одна только жажда напиться нашим потом и кровью». И действительно, вся деятельность евреев в этих наших окраинах заключалась лишь в постановке коренного населения сколь возможно в безвыходную от себя зависимость, пользуясь местными законами. О, тут они всегда находили возможность пользоваться правами и законами. Они всегда умели водить дружбу с теми, от которых зависел народ, и уж не им бы роптать хоть тут-то на малые свои права сравнительно с коренным населением. Довольно они их получали у нас, этих прав, над коренным населением. Что становилось, в десятилетия и столетия, с русским народом там, где поселялись евреи, — о том свидетельствует история наших русских окраин. И что же? Укажите на какое-нибудь другое племя из русских инородцев, которое бы, по ужасному влиянию своему, могло бы равняться в этом смысле с евреем? Не найдёте такого; в этом смысле еврей сохраняет всю свою оригинальность перед другими русскими инородцами, а причина тому, конечно, этот status in statu его, дух которого дышит именно этой безжалостностью ко всему, что не есть еврей, к этому неуважению ко всякому народу и племени и ко всякому человеческому существу, кто не есть еврей. И что в том за оправдание, что вот на Западе Европы не дали одолеть себя народы и что, стало быть, русский народ сам виноват? Потому что русский народ в окраинах России оказался слабее европейских народов (и единственно вследствие жестоких вековых политических своих обстоятельств), потому только и задавить его окончательно эксплуатацией, а не помочь ему?

Легенда 7. А также православным фанатиком

Вердикт: это почти правда.

Центральная часть триптиха «Легенда о великом инквизиторе». Иллюстрация Илья Глазунова к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». 1983 год

Достоевский действительно был религиозным человеком, много размышлял о право­сла­вии и писал о нем как о глобальной идее в художественной прозе и публици­стике. Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия. 

Достоевский придавал особое значение фигуре Христа — называл его «идеалом человека во плоти»  Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 20. Л., 1971–1990. и писал, что если люди начнут следовать этому идеалу, то достигнут рая на земле  Об этом говорят Кириллов и Шатов в «Бесах» и Зосима в «Братьях Карамазовых». Отчасти об этом — знаменитая речь Достоевского о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей россий­ской словесности.. Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен. Поэтому в научных работах встречаются комментарии-оправдания, что писатель говорил образно или вообще подра­зумевал тысячелетнее царство  О. А. Богданова. Мотив «рая на земле» в худо­жественном сознании Ф. М. Достоев­ского // Новый филологический вестник. № 1. 2016..

Идеологические споры затрагивают и биографию писателя. Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности — об этом не могут договориться. Одна версия сос­тоит в том, что он серьезно увлекался социалистическими идеями, а не ре­ли­гией  В одном из писем Достоевский даже сравни­вает Христа и Гомера: «Гомер (баснословный человек, может быть, как Христос, воплощен­ный Богом и к нам посланный) может быть параллелью только Христу, а не Гете. <…> Ведь в „Илиаде“ Гомер дал всему древнему миру организацию и духовной, и земной жизни совершенно в такой же силе, как Христос — новому».
Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Л., 1985.. Другая — что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами. Эту версию подтвер­ждают воспоминания современников, правда написанные посмертно, когда Досто­евского уже считали великим писателем и религиозным мыслителем. 

Однако даже если признать Достоевского православным идеологом, то его все равно нельзя назвать хрестоматийным фанатиком, который всегда следует дог­мам. Не считая очевидного прегрешения, когда он завел любовницу и отпра­вил­ся с ней в путешествие, в его жизни были и другие случаи поверхностного отношения к христианским нормам.

Во второй половине 1860-х, во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви. Во время поездки по Европе его вторая жена записала в дневнике, что в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать, а Достоевский не сопровождал ее и был недоволен таким рвением — однажды сурово встретил по возвращении из церкви и отругал за то, что она не успела прибрать дома. Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку  А. Г. Достоевская. Дневник 1867 года. М., 1923..

Легенда 3. Достоевский был шизофреником

Вердикт: это неправда.

Иллюстрация Георгия Пожедаева к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». До 1971 года

В интернете можно найти подборки «Главные тайны Достоевского», «Чем болел Достоевский» — там обычно пишут, что у писателя были симптомы шизофрении или раздвоения личности. В подтверждение ссылаются на рассу­ждения немецкого исследователя Райнхарда Лаута о том, что Достоевский заставлял своих героев совершать преступления, потому что сам не мог, хотя очень хотел. Но Лаут не писал ничего подобного: он анализировал философию Достоевского, а не психику  Р. Лаут. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996. .

О ментальном здоровье Достоевского (если использовать современную терми­нологию) начали говорить еще его современники. Тургенев даже за глаза называл его сумасшедшим  И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. Т. 11. Письма, 1871–1872. М., 1999.. Однако не стоит слепо верить знакомым писа­теля, которые, во-первых, могли его недолюбливать, а во-вторых, не разбира­лись в психиатрии.

Первые психиатры, рассмотревшие творчество Достоевского с профессио­нальной точки зрения, предполагали, что он мог использовать собственный опыт, когда описывал душевнобольных  «Конечно, многое в болезненных состояниях души уяснила Достоевскому и его собствен­ная болезнь ; но почти невозможно определить, что именно мог указать Достоевский путем самонаблюдения. Библиографических сведений по этому вопросу нет, да едва ли и могут они быть; наконец, уважение к лично­сти и страданиям Достоевского многого не позволяет говорить даже врачу». 
В. Ф. Чиж. Достоевский как психопатолог. М., 1885. . Специалисты XX–XXI веков ставили героям романов психиатрические диагнозы, чаще всего шизофрению  О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев. Достоевский над бездной безумия. М., 2003.
В. С. Ефремов. Достоевский: психиатрия и литература. СПб., 2006.

Но ментальное состояние самого автора оценивали очень осторожно. 

Эти же авторы утверждали, что явный симптом шизофрении героев Достоев­ского — это «потеря способности эмоционального сопереживания… способно­сти налаживать нормальные отношения с людьми», а также различать добро и зло. Но специалисты видят эти проблемы у персонажей — у Ставрогина («Бесы») и Версилова («Подросток»), — а не у писателя  Там же..

Какие преступления вдохновили Достоевского

Следы уголовной хроники 1860-х годов в «Преступлении и наказании»

Сложный характер

Талантливые люди в большинстве своем — люди непростые, у каждого свои причуды. Но такова цена гениальности. Не стал исключением и Федор Михайлович, о чьем тяжелом нраве известно всем биографам.

Сохранился ряд свидетельств, что среди прочего писатель не терпел неряшливость и непунктуальность. Даже опоздание на 1 минуту могло привести его в бешенство — неточного гостя разворачивали и отправляли восвояси.

Нечистоплотность в одежде, увиденная Достоевским, неизбежно приводила к головомойке неряхи. Не раз бывало, что мятый галстук либо небольшое пятнышко на костюме приводили к разрыву дружеских отношений.

Игромания

Вскоре после освобождения Достоевский впервые посетил Европу, летом 1862-го он побывал в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии, в этой поездке он и пристрастился к азартным играм. Писатель много выигрывал и порой проигрывал все начисто и возвращался в Россию в долгах. Федор Михайлович однажды писал брату:

Фото: Википедия. Мария Дмитриевна Достоевская, Анна Григорьевна Достоевская и Аполлинария Прокофьевна Розанова

Система Достоевского состояла в том, «чтоб удерживаться поминутно, несмотря ни на какие фазисы игры, и не горячиться». Однако воспользоваться этим секретом, считал он, на практике мало кто может: «Будь семи пядей во лбу, с самым железным характером и все-таки прорветесь… А потому блаженны те, которые не играют и на рулетку смотрят с омерзением и как на величайшую глупость».

«Вий»: чего вы не замечали в самой страшной повести Гоголя?

В 1863 году Достоевский умудрился проиграть в Висбадене не только свои деньги, но и деньги Аполлинарии Сусловой. Чтобы расплатиться, ему пришлось заключить кабальный контракт с издательством на написание нового романа. В случае, если бы роман не был готов к 1 ноября 1866 года, Достоевский на девять лет потерял бы авторские права и гонорары на свои издания. Для ускорения работы писатель по совету друга, Александра Петровича Милюкова, пригласил стенографистку – Анну Григорьевну Сниткину. Сотрудничество оказалось очень успешным, его результатом стал роман «Игрок». Несмотря на 25-летнюю разницу в возрасте между писателем и стенографисткой вспыхнула любовь, 15 февраля 1867 года они поженились.

Однако и после второй женитьбы Федор Михайлович умудрился проиграть в Бадене не только четыре тысячи только что выигранных франков, но и все вещи – свои и жены. Только спустя десять лет после первой игры в рулетку ему удалось перебороть губительное увлечение, последний раз Достоевский играл 16 апреля 1871 года в Висбадене. Во многом этому личному успеху писателя способствовала его вторая жена. Анна Григорьевна лучше, чем муж, умела обращаться с деньгами и взяла на себя все финансовые заботы, она успешно вела дела с издателями и типографиями, занималась изданием сочинений Достоевского и после смерти мужа посвятила себя его наследию. Замуж она больше не вышла. В этом браке родилось четыре ребенка: Софья, Любовь, Федор и Алексей – однако двое умерли в раннем возрасте.

Федор Михайлович Достоевский умер в 59 лет, главными романами его жизни стали «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Анна Григорьевна пережила мужа на 37 лет, она умерла от малярии в Ялте в 1918 году.

Биография

Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. Он получил медицинское образование и работал в Бородинском пехотном полку, Московском военном госпитале, а также в Мариинской больнице для неимущих. Мать будущего прославленного писателя, Нечаева Мария Федоровна, была дочерью столичного купца.

Родители Федора не были богатыми людьми, однако они неустанно трудились, чтобы обеспечить семью и дать детям хорошее образование. Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда.

Читать мальчика научила мать, она использовала для этого книгу «104 Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Отчасти поэтому в знаменитой книге Достоевского «Братья Карамазовы» персонаж Зосима в одном из диалогов рассказывает, что в детстве научился читать именно по этой книге.

Навыки чтения юный Федор осваивал и на библейской Книге Иова, что также нашло отражение в его последующих произведениях: писатель использовал свои размышления о данной книге при создании известного романа «Подросток». Отец также вносил свою лепту в образование сына, обучая его латыни.

Федор Достоевский в молодости

В общей сложности в семье Достоевских родилось семь детей. Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра Варвара. Кроме того, у него были младшие братья Андрей и Николай, а также младшие сестры Вера и Александра.

В юности Михаила и Федора обучал на дому Н.И. Драшусов, преподаватель Александровского и Екатерининского училищ. С его помощью старшие сыновья Достоевских изучали французский язык, а сыновья преподавателя, А.Н. Драшусов и В.Н. Драшусов, обучали мальчиков математике и словесности соответственно. В период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л.И. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением.

В 1837 году случилось ужасное: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Оставшись без жены, Достоевский-старший решил отправить Федора и Михаила в Санкт-Петербург, в пансион К.Ф. Костомарова. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез.

Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Шекспир, Гофман, Байрон, Гёте, Шиллер, Расин, Гомер, Лермонтов, Гоголь, Пушкин – произведения всех этих прославленных авторов он глотал взахлеб, вместо того, чтобы увлеченно постигать азы инженерной науки.

В 1838 году Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. Завершив обучение в 1843 году, он даже получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.

Был женат дважды

С первой женой — Марией Исаевой — Достоевский познакомился во время армейской службы. В то время она была замужем за офицером, страдавшим алкоголизмом. После его смерти в 1855 году Федор и Мария окончательно сблизились и в 1857 году поженились.

Вопреки ожиданиям писателя, этот брак не был счастливым.

Шаткость положения усугублялась частыми приступами эпилепсии Федора.

Вместе они прожили семь лет. Мария умерла в 1864 году, как и мама писателя, от туберкулеза.

Вторая жена была младше Достоевского на 25 лет. Всем известна история, как простая стенографистка Анна Сниткина, нанятая для набора романов под диктовку, стала другом писателя, возлюбленной, а затем и женой.

Федор Михайлович и Анна Григорьевна

Впрочем, до наших дней дошли сведения, что Достоевский был очень ревнив — он даже разработал свод специальных правил для своей жены: например, не красить губы (вообще не пользоваться косметикой), не улыбаться мужчинам. Может быть, такое «закрепощение» супруги было отчасти нормой в то время — по крайней мере, сама Анна не бунтовала против такого формата отношений и оставалась верной спутницей до конца жизни.

Легенда 13. Страдал эпилепсией, но умер от другой болезни

Вердикт: это вроде правда, но у некоторых исследователей есть сомнения.

Федор Михайлович Достоевский на смертном одре. Рисунок Ивана Крамского. 1881 год

Таинственные припадки случались с Достоевским еще в юности. Его друзья называли их именно так — «припадки» — и рассказывали, что ему могло стать дурно на улице. Уже в Сибири после каторги и нескольких лет в армии врач поставил Достоевскому диагноз «падучая» (эпилепсия). Первый припадок случился в 1850 году. Он сопровождался «вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною пред ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом. Припадок продолжался 15 минут». Во второй раз это случилось в 1853 году, после чего приступы стали регулярно повторяться. Медик не наблюдал припадков и записал историю болезни со слов Достоевского  Публикация свидетельства лекаря: Л. П. Гроссман. Гражданская смерть Ф. М. Достоевского. // Литературное наследство. Т. 22–24. Чаадаев. Леонтьев. Одоевский. М., 1935..

Приступы с судорогами, потерей сознания и пеной у рта случались с писателем до конца жизни. Вторая жена рассказывала о припадках, которые длились дольше 15 минут. Считается, что этот опыт Достоевский перенес на многих своих героев — очень точно описывал эмоциональный подъем перед присту­пом и угнетенное состояние после него. 

Однако некоторые исследователи не согласны с тем, что у Достоевского была именно падучая. Во-первых, приступы эпилепсии не длятся 15 минут и дольше. Во-вторых, с той интенсивностью и частотой припадков, которая была у Досто­евского, он вряд ли смог бы заниматься литературой — болезнь вызвала бы расстройство мозговой деятельности. В-третьих, предрасположенность к эпи­лепсии передается по наследству, а среди родственников и потомков Достоев­ского случаев такой болезни не было. Но в семье Достоевских были распро­странены болезни сосудов — в этом случае смерть писателя от «болезни легочного кровотечения» выглядит закономерной. Правда, до сих пор точно неясно, следствием какой именно болезни стало это кровотечение. Согласно официальным медицинским документам, Достоевский к моменту смерти в 1881 году собрал целый букет заболеваний, в том числе эмфизему легких и туберкулез. Врачи также допускали, что причиной кровотечения мог стать разрыв легочной артерии  Об этом свидетельствуют записи, которые составлял доктор Яков Богданович фон Бретцель, лечивший Достоевского в последние годы его жизни. Они частично опубликованы в «Литературном наследстве»: Литературное наследство. Т. 86. Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. М., 1973..

еще на фактчек:

Самые популярные легенды о Гоголе

Сжег «Мертвые души»? Был похоронен без головы? Был геем?

Самые популярные легенды о Екатерине II

Спала с конем? Продала Аляску? Была немецкой шпионкой?

Самые популярные легенды о Петре I

Убил сына? Рубил бороды топором? Был подменен в младенчестве?

Самые популярные легенды о Юлии Цезаре

Он что, правда пришел, увидел и победил?

Самые популярные легенды о кардинале Ришелье

Был влюблен в Анну Австрийскую? Носил только красное?

Самые популярные легенды о Ленине

Кудрявый в валенках? На броневике? Ел чернильницы? Гриб?

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Мем дня

О растительности на лицеПодкаст дня

О Гражданской войне в СШАFancymusic дня

Нагло благозвучно и бесстыдно красиво

Архив

Перевод Бальзака

Традиционно считается, что литературным дебютом Достоевского был роман «Бедные люди», вышедший в составе «Петербургского сборника» в начале 1846 года. Это не со­всем так. В 1844 году в журнале «Репертуар и пантеон» был опубликован его перевод «Евгении Гранде» Оноре де Бальзака — первая в исто­рии русскоязычная версия этого романа. Публикация была анонимной, и о том, что автор — Достоевский, мы знаем из его переписки с братом Михаилом. Это подтверждает в своих воспоминаниях и Дмитрий Григорович, хороший знако­мый писателя и его товарищ по Инженерному училищу.

1 / 3

Оноре де Бальзак. Дагеротип Луи Огюста Биссона. Около 1845 года Getty Images

2 / 3

Рукопись романа «Евгения Гранде». 1833 годThe Morgan Library & Museum

3 / 3

Титульный лист первого отдельного издания романа «Евгения Гранде». 1834 годedition-originale.com

В середине 1840-х Достоевский был страстным поклонником Бальзака. Он принялся за работу с большим энтузиазмом, не обратив внимания на историю публикации романа на французском языке. Впервые «Евгения Гранде» была напечатана целиком отдельной книгой в 1834 году (этому предшествовала журнальная публикация начальных глав) и несколько раз переиздавалась еще при жизни Бальзака. К тому времени как Достоевский решил переводить роман, уже появились издания 1835, 1839 и 1843 годов. От одной печатной редакции к другой текст менялся: из него пропали предисловие и послесловие, были переставлены местами некоторые абзацы, уменьшилось состояние стари­ка Гранде и приданое его дочери Евгении. Кроме того, в издании 1834 го­да роман разделен на шесть глав, а в последующих версиях разбивка на главы исчезла. Существенные различия между текстами говорят о том, что Достоев­ский работал с самой первой публикацией 1834 года.

Обложка «Евгении Гранде». 1935 год

Петербургская критика не отреаги­ровала на перевод Бальзака, но через какое-то время заговорила уже о Досто­евском-писателе, авторе «Бедных людей» и «новом Гоголе». Начиная с этого момента Достоевский не афи­ши­ровал свой первый литера­турный труд и, напротив, подчеркивал, что «Бедные люди» — его первая работа.

Популярность «Евгении Гранде» резко выросла после смерти писателя в 1881 году. Спустя пару лет перевод был перепечатан в журнале «Изящная литература». Издатели сравнили текст Достоевского с последней версией «Евгении Гранде», обнаружили нестыковки и (видимо, решив с ува­жением отнестись к Бальзаку) внесли небольшие правки: убрали деление на главы и поработали со стилем. В 1897 году текст из «Изящной литературы» был переиздан еще раз в «Собрании сочинений избранных иностранных писате­лей». Его редакторы также оказались не очень довольны переводом и решили поправить язык. В советское время «Евгенией Гранде» Достоевского занялся известный специалист по творчеству писателя Леонид Гроссман.

Результат его работы — отредакти­рован­ный текст с небольшим коммента­рием — был выпущен издательством Academia в 1935 году, а в предисловии было вкратце описано, в чем именно эта работа заключалась:

Гроссман, с одной стороны, вернул в роман разделение на главы, как это было у Достоевского, с другой — продолжил текстуальную правку, корректируя стиль и некоторые факты. В 2007 году издательство «Азбука-классика» пере­печатало книжку Гроссмана без каких-либо изменений. Это издание можно найти в магазинах до сих пор, только это все еще не настоящий текст Достоев­ского, а редакторский гибрид.

Зачем это читать

Достоевский начал переводить «Евгению Гранде», когда ему было около 22 лет, и этот текст дает представление о том, каким был его стиль до всякой критики и советов. От Бальзака остался только сюжет: переводчик не пытался передать языковые особенности оригинала и писал так, как ему хотелось (или как у него получалось), просто пересказывая сложные фрагменты своими словами.

Где почитать

Настоящий текст «Евгении Гранде» в переводе Достоевского можно найти в шестом и седьмом номерах журнала «Репертуар и пантеон» за 1844 год, а также в первом томе нового «Полного собрания сочинений и писем в 35 то­мах» (2-е издание, исправленное и допол­нен­ное), где текст набран по журналу 1844 года с исправле­нием очевидных опечаток. Все остальные публикации подвергались серьезной редактуре: перевод старались приблизить к исходнику и представлениям о качественной работе, выполненной великим писателем. 

Расцвет творчества

В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» — хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу

Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения

Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком. Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте».

Примечательным для писателя стал и 1861 год. В этом году он, в сотрудничестве со своим старшим братом Михаилом, занялся издательством собственного литературно-политического журнала под названием «Время». В 1863 году издание было закрыто, и вместо него братья Достоевские начали печатать другой журнал – под названием «Эпоха».

Памятник Федору Достоевскому

Эти журналы, во-первых, укрепили позиции братьев в литературной среде. А во-вторых – именно на их страницах были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» и многие другие произведения Федора Михайловича. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году.

В 1860-ых годах писатель начал ездить за границу, находя в новых местах и знакомых вдохновение для своих новых романов. В том числе, именно в тот период у Достоевского зародилась и начала реализовываться идея произведения «Игрок».

В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей, и роман прославил Достоевского еще при жизни.

Следующей великой книгой Федора Михайловича стал «Идиот», опубликованный в 1868 году. Идея изобразить прекрасного человека, который пытается осчастливить других персонажей, но не может преодолеть враждебные силы и, в итоге страдает и сам, оказалась легкой для воплощения только на словах. В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем.

Могила Федора Достоевского

Закончив работу над этим романом, автор решил написать эпопею под названием «Атеизм» или «Житие великого грешника». Реализовать свою задумку ему не удалось, однако некоторые идеи, собранные для эпопеи, легли в основу последующих трех великих книг Достоевского: романа «Бесы», написанного в 1871-1872 годах, произведения «Подросток», завершенного в 1875 году, и романа «Братья Карамазовы», работу над которым Достоевский закончил в 1879-1880 годах.

Интересно, что «Бесы», в которых писатель изначально предполагал выразить свое неодобрительное отношение к представителям революционных течений в России, постепенно видоизменялись в ходе написания. Изначально автор не собирался сделать Ставрогина, ставшего впоследствии одним из самых известных его персонажей, ключевым героем романа. Но его образ оказался настолько мощным, что Федор Михайлович решил изменить замысел и добавить в политическое произведение настоящую драму и трагедию.

Если в «Бесах», помимо прочего, достаточно широко раскрывалась тема отцов и детей, то в следующем романе – «Подросток» — писатель вывел на первый план вопрос воспитания повзрослевшего ребенка.

Своеобразным результатом творческого пути Федора Михайловича, литературным аналогом подведения итогов, стали «Братья Кармазовы». Многие эпизоды, сюжетные линии, персонажи этого произведения были отчасти основаны на написанных ранее романах писателя, начиная с его первого опубликованного романа «Бедные люди».

Мать Достоевского и Александр Пушкин умерли с разницей в месяц

В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января (10 февраля) 1837 года погиб поэт, а 27 февраля скончалась Мария Федоровна от туберкулеза. «Ежели бы у нас не было семейного траура, я бы просил позволения отца носить траур по Пушкину», — говорил Достоевский.  

Спустя два года, в июне 1839 года, Федор Достоевский, студент Петербургского Главного инженерного училища, получил известие о скоропостижной смерти отца. Так семнадцатилетний юноша остался сиротой.

Моглила М.Ф. Достоевской на бывшем Лазаревском кладбище в Москве. Фото: А.Т. Лебедев, 1934 г. ГМИРЛ им. В.И. Даля

Михаил Алексеевич умер от апоплексического удара, спровоцированного, по одной из версий, конфликтом с крепостными крестьянами, которых он-де оскорбил в пьяном виде (а в пьянство он впал по причине потери жены). У этой версии есть противники, но в любом случае уход отца стал еще одним неожиданным ударом для Федора. Некоторые называют это событие прямой причиной развившейся у писателя эпилепсии.

Библиография

Романы:

  • 1844 — Бедные люди
  • 1861 — Униженные и оскорблённые
  • 1866 — Преступление и наказание
  • 1866 — Игрок
  • 1868—1869 — Идиот
  • 1870—1872 — Бесы
  • 1874 — Подросток
  • 1878—1880 — Братья Карамазовы

Повести:

  • 1846 — Двойник
  • 1847 — Хозяйка
  • 1848 — Слабое сердце
  • 1848 — Неточка Незванова
  • 1848 — Белые ночи
  • 1859 — Дядюшкин сон
  • 1859 — Село Степанчиково и его обитатели
  • 1860 — Записки из Мёртвого дома
  • 1864 — Записки из подполья
  • 1870 — Вечный муж
  • 1876 — Кроткая

Рассказы:

  • 1846 — Как опасно предаваться честолюбивым снам
  • 1846 — Господин Прохарчин
  • 1847 — Роман в девяти письмах
  • 1848 — Ползунков
  • 1848 — Честный вор
  • 1848 — Ёлка и свадьба
  • 1849 — Маленький герой
  • 1860 — Чужая жена и муж под кроватью
  • 1862 — Скверный анекдот
  • 1865 — Крокодил
  • 1873 — Бобок
  • 1876 — Мужик Марей
  • 1876 — Мальчик у Христа на ёлке
  • 1877 — Сон смешного человека
  • 1878 — Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector