Могилы н.а. некрасова и ф.м. достоевского в санкт-петербурге

Расцвет творчества

Бытность каторжника, сложные условия ссылки, впечатления от заключения и мнимого расстрела, все это нашло отражение в творчестве писателя. Воспоминания о неволе вылились в «Записки из Мертвого дома».

Были и другие произведения. Однако прежде чем приступить к работе всей своей жизни, литератору потребовалось некоторое время, чтобы перевести дух.

Расцвет творчества писателя пришелся на 60-80 годы 19-го века. В этот период Достоевский готовит и издает романы, которые получили название «великого пятикнижия».

  • В 1866 появляется «Преступление и наказание».
  • Через 2 года, в 1868, Достоевский публикует «Идиота».
  • 1871-72 ознаменовались выходом «Бесов».
  • В 1875 был напечатан роман «Подросток».

Последней работой в череде крупнейших произведений стали «Братья Карамазовы» (1880), которых автор закончил всего за несколько месяцев до своей смерти.

«Достоевский в кругу друзей»

На территории Некрополя мастеров искусств будет создана интерактивная театральная зона, которая через взаимодействие музыкальной и актерской игры расскажет о людях, окружавших Достоевского, и о том, что любил писатель.

После завершения мемориальной акции начнется театрализованная экскурсия, посвященная Ф. М. Достоевскому, кругу его друзей и современников в Некрополе мастеров искусств. Посетители узнают, кто был современником Достоевского, с кем он был знаком, с кем его связывали дружеские отношения. В Некрополе мастеров искусств похоронены выдающиеся деятели русской культуры, наследие которых, как и творчество Ф. М. Достоевского, составляет гордость России.

Актеры будут читать произведения, которые любил Достоевский, в том числе сочинения актера И. Ф. Горбунова, который был мастером устного рассказа; певцы исполнят его любимые арии, музыканты сыграют произведения эпохи Достоевского. Посетителям расскажут о биографии и творчестве Достоевского, его друзей и современников. В рамках творческой мастерской для всех желающих пройдут мастер-классы по карвингу и «Петербургскому шаржу».

Место проведения: Некрополь мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры (Площадь Александра Невского, 1.). Начало в 12:30 и 13:30.

Стихи середины 1850-х годов

Прозаик Достоевский пробовал писать стихи — и от лица своих героев (например, капитана Лебядкина из «Бесов»), и для своих детей, чтобы их посмешить, и для публи­кации в юмористических альманахах. Но некоторые поэтические опыты он скрывал. Все они относятся к середине 1850-х.

В 1849 году Достоевский был осужден на четыре года каторги как политиче­ский преступник. Он провел их в Омском остроге, а после выхода был отправ­лен рядовым в Семипалатинск. Ему было запрещено возвращаться в Централь­ную Россию и печататься в журналах. При этом вернуться в литературу ему очень хотелось. Брату Михаилу он сообщал, что уверен в себе и в том, что теперь «вздору не напишет». Новых текстов, однако, у него не было: в пере­писке с братом Достоевский сетовал, что ему не хватает сил и времени на прозу, а просить разрешения печататься, не имея новых произведений, странно. Так он решил писать стихи. Первое из них называется «На европей­ские события в 1854 году», состоит из ста строк и, как нетрудно догадаться по названию, посвящено вступлению в Крымскую войну Англии и Франции. Похожий на оду текст всячески прославлял Россию, упирая на то, что главная ее сила состоит в приверженности православной вере:

Спасемся мы в годину наваждений,
Спасут нас крест, святыня, вера, трон!
У нас в душе сложился сей закон,
Как знаменье побед и избавлений!

Достоевский передал рукопись через своего непосредственного командира вышестоящему начальству для отправки в Петербург. Она попала к главе III Отделения Леонтию Дубельту, но тот по неизвестным причинам публикацию не разрешил. Однако Достоевский не отчаивался и написал «На первое июля 1855 года». Стихи имели элегический настрой и были обращены к вдове Николая I Александре Федоровне (1 июля — день ее рождения). Писатель сравнивал муки императрицы и России, потерявшей царя:

Свершилось, нет его! Пред ним благоговея,
Устами грешными его назвать не смею.
Свидетели о нем — бессмертные дела.
Как сирая семья, Россия зарыдала;
В испуге, в ужасе, хладея, замерла;
Но ты, лишь ты одна, всех больше потеряла!

На этот раз последовал успех. Вдовствующей императрице стихотворение не показали, однако командир Отдельного Сибирского корпуса генерал Густав Гасфорт стал ходатайствовать за писателя в военном министерстве, чтобы его произвели в унтер-офицеры в награду за «доброе поведение, усердную службу и непритворное раскаяние в грубом заблуждении молодости». Министерство удовлетворило ходатайство, и через пару месяцев Достоевский получил чин. Это его немного вдохновило, и он продолжил писать стихи и отправлять их в столицу.

Федор Достоевский. 1861 год

Следующее стихотворение, «На коронацию и заключение мира», он написал лично новому императору Александру II. Оно проникнуто патриотическим пафосом и надеждой на перемены к лучшему. Достоевский верил, что после смены монарха у него появится шанс вернуться в Петербург.

Своею жизнию и кровью
Царю заслужим своему;
Исполни ж светом и любовью
Россию, верную ему!

Текст попал к царю. Тот разрешения на публикацию не дал, но приказал установить за писателем «наблюдение», чтобы убедиться в его благонадеж­ности. Это произошло в сентябре 1856 года, а почти через год в августовском номере журнала «Отечественные записки» был напечатан рассказ «Маленький герой» — семейная драма, в центре которой несчастная замужняя женщина, влюбленная в другого. В 1859 году Достоевскому разрешили вернуться в Цент­ральную Россию.

Ни один из этих поэтических текстов не был напечатан при жизни писателя. Их читали только чиновники и Михаил Достоевский. Последний отзывался о стихах нелестно, прямо говоря, что это не специальность Федора. Да и сам Достоевский признавал, что опусы эти не очень хороши.

Зачем это читать

Несмотря на сугубо прагматические цели, которые преследовал автор стихов, они достаточно интересны. Идеи, высказанные в них, Достоевский будет потом развивать в своей прозе и публицистике. Сравнивать Россию с европейскими странами, убеждаясь в абсолютной правоте первой, он будет и в «Зимних заметках о летних впечатлениях», и в «Дневнике писателя», и в Пушкинской речи. А идея о праве России на азиатское владычество и на Константи­нополь («На европейские события в 1854 году») в итоге трансформи­руется в знамени­тую формулу «Константинополь, рано ли, поздно ли, должен быть наш».

Где почитать

Патриотические стихотворения Достоевского можно найти в сети.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Мем дня

О растительности на лицеПодкаст дня

О Гражданской войне в СШАFancymusic дня

Нагло благозвучно и бесстыдно красиво

Архив

Сенная площадь

Начало маршрута — Сенная площадь. Эта суетная площадь была источником сюжетов для многих произведений Достоевского.

Сенная площадь

Именно здесь в трактире рядом с Сенной площадью Раскольников узнал из разговора студента и офицера о богатой старухе процентщице. А позднее на углу переулка Гривцова (тогда он назывался Конный) подслушал разговор сестры старухи Лизаветы из которого узнал о том, когда процентщица будет дома одна.

Суета на Сенной площади

На Сенной площади он не раз попытается раскаяться публично. Соня Мармеладова уговорила его выйти на площадь и покаяться. Он выйдет, встанет на колени посреди площади, но любопытная толпа испугает его.

Вид на Сенную площадь с канала Грибоедова

Перевод Бальзака

Традиционно считается, что литературным дебютом Достоевского был роман «Бедные люди», вышедший в составе «Петербургского сборника» в начале 1846 года. Это не со­всем так. В 1844 году в журнале «Репертуар и пантеон» был опубликован его перевод «Евгении Гранде» Оноре де Бальзака — первая в исто­рии русскоязычная версия этого романа. Публикация была анонимной, и о том, что автор — Достоевский, мы знаем из его переписки с братом Михаилом. Это подтверждает в своих воспоминаниях и Дмитрий Григорович, хороший знако­мый писателя и его товарищ по Инженерному училищу.

1 / 3

Оноре де Бальзак. Дагеротип Луи Огюста Биссона. Около 1845 года Getty Images

2 / 3

Рукопись романа «Евгения Гранде». 1833 годThe Morgan Library & Museum

3 / 3

Титульный лист первого отдельного издания романа «Евгения Гранде». 1834 годedition-originale.com

В середине 1840-х Достоевский был страстным поклонником Бальзака. Он принялся за работу с большим энтузиазмом, не обратив внимания на историю публикации романа на французском языке. Впервые «Евгения Гранде» была напечатана целиком отдельной книгой в 1834 году (этому предшествовала журнальная публикация начальных глав) и несколько раз переиздавалась еще при жизни Бальзака. К тому времени как Достоевский решил переводить роман, уже появились издания 1835, 1839 и 1843 годов. От одной печатной редакции к другой текст менялся: из него пропали предисловие и послесловие, были переставлены местами некоторые абзацы, уменьшилось состояние стари­ка Гранде и приданое его дочери Евгении. Кроме того, в издании 1834 го­да роман разделен на шесть глав, а в последующих версиях разбивка на главы исчезла. Существенные различия между текстами говорят о том, что Достоев­ский работал с самой первой публикацией 1834 года.

Обложка «Евгении Гранде». 1935 год

Петербургская критика не отреаги­ровала на перевод Бальзака, но через какое-то время заговорила уже о Досто­евском-писателе, авторе «Бедных людей» и «новом Гоголе». Начиная с этого момента Достоевский не афи­ши­ровал свой первый литера­турный труд и, напротив, подчеркивал, что «Бедные люди» — его первая работа.

Популярность «Евгении Гранде» резко выросла после смерти писателя в 1881 году. Спустя пару лет перевод был перепечатан в журнале «Изящная литература». Издатели сравнили текст Достоевского с последней версией «Евгении Гранде», обнаружили нестыковки и (видимо, решив с ува­жением отнестись к Бальзаку) внесли небольшие правки: убрали деление на главы и поработали со стилем. В 1897 году текст из «Изящной литературы» был переиздан еще раз в «Собрании сочинений избранных иностранных писате­лей». Его редакторы также оказались не очень довольны переводом и решили поправить язык. В советское время «Евгенией Гранде» Достоевского занялся известный специалист по творчеству писателя Леонид Гроссман.

Результат его работы — отредакти­рован­ный текст с небольшим коммента­рием — был выпущен издательством Academia в 1935 году, а в предисловии было вкратце описано, в чем именно эта работа заключалась:

Гроссман, с одной стороны, вернул в роман разделение на главы, как это было у Достоевского, с другой — продолжил текстуальную правку, корректируя стиль и некоторые факты. В 2007 году издательство «Азбука-классика» пере­печатало книжку Гроссмана без каких-либо изменений. Это издание можно найти в магазинах до сих пор, только это все еще не настоящий текст Достоев­ского, а редакторский гибрид.

Зачем это читать

Достоевский начал переводить «Евгению Гранде», когда ему было около 22 лет, и этот текст дает представление о том, каким был его стиль до всякой критики и советов. От Бальзака остался только сюжет: переводчик не пытался передать языковые особенности оригинала и писал так, как ему хотелось (или как у него получалось), просто пересказывая сложные фрагменты своими словами.

Где почитать

Настоящий текст «Евгении Гранде» в переводе Достоевского можно найти в шестом и седьмом номерах журнала «Репертуар и пантеон» за 1844 год, а также в первом томе нового «Полного собрания сочинений и писем в 35 то­мах» (2-е издание, исправленное и допол­нен­ное), где текст набран по журналу 1844 года с исправле­нием очевидных опечаток. Все остальные публикации подвергались серьезной редактуре: перевод старались приблизить к исходнику и представлениям о качественной работе, выполненной великим писателем. 

Легенда 9. Достоевский был приговорен к смертной казни, но его помиловали на эшафоте

Вердикт: это правда.

Обряд казни на Семеновском плацу. Рисунок Бориса Покровского. 1849 год

Достоевского приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев. Главу этого объединения Михаила Буташевича-Петрашевского обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства»  В кружке были люди разных политических взглядов, но многие были социалистами-утопистами. Свергать власть они не плани­ровали.. Самого Досто­евского — в том, что он распространял копии письма Белинского к Гого­лю, где критик, как указано в материалах уголовного дела, «разбирая положение Рос­сии и народа, сперва говорил о православной религии в непри­личных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законах и вла­стях». Достоевский так­же оказался виноват в том, что не донес о собрании, где другой петрашевец, Николай Григорьев, читал свое сочинение «Солдатская беседа» с рекомендаци­ями, как свергнуть царя  Петрашевцы в воспоминаниях современ­ни­ков. Сборник материалов. В 3 т. Т. 3. Доклад генерал-аудиториата. М.-Л., 1928.. В итоге и Буташевичу-Петрашевскому, и Достоев­скому, и еще 19 участникам кружка вынесли смертный приговор.

Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять. По про­цедуре к столбам их выводили по трое. Уже было готово императорское поми­лование и решение заменить казнь на другие виды наказания, но петра­шевцам об этом не сообщали. Власти решили разыграть маленький спектакль и как будто действительно провести расстрел. 

Достоевский после вспоминал, что был в списке шестым. В сериале Владимира Хотиненко «Достоевский» допущена неточность: писателя вместе с Буташевичем-Петрашевским и еще одним членом кружка первыми выводят на расстрел и надевают мешок на голову, будто они главные преступники и заговорщики. А в реальности Достоевский наблюдал за казнью со стороны, просто зная, что он следующий. Другие осужденные вспоминали, что в этот день он вел себя очень восторженно — впечатлений от ожидания казни ему хватило на всю жизнь. А вот Николай Григорьев, который на самом деле был в первой тройке и ждал выстрелов с мешком на голове, сошел с ума.

Дом старухи-процентщицы

Вид на дом старухи-процентщицы по адресу г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 104

Жилое здание на набережной канала Грибоедова, 104, не обходит стороной ни одна литературная экскурсия по городу. По мнению исследователей творчества Достоевского, здесь жила героиня романа Достоевского Алена Ивановна. Дом на участке с двумя дворами был построен в 1800 году. С 1816 по 1818 годы в нем жил известный русский драматург и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов, и в гостях у него бывали декабристы.

Основа жилого здания и каркас первых этажей сохранились с начала XIX века, а другие части дома были несколько раз реконструированы. На стене висит доска об охранном статусе постройки, но открывать здесь музей пока не планируют.

Схема маршрута Петербург Достоевского по следам Раскольникова

Маршрут по местам Достоевского на картинке с пометками из 11 значимых мест. Нулевой Сенная площадь. Конечная точка — дом Сонечки Мармеладовой.

Маршрут по местам романа Преступление и наказание

Ещё два адреса не вошли в маршрут.

  1. Под номером 10 отмечено здание по адресу Вознесенский проспект 22, которое не вошло в маршрут. Здесь была гостиница Блюмера, где Разумихин снял номер для сестры и матери Раскольникова, когда те приехали в Петербург.
  2. В начале Вознесенского, дом 3-5 (доходный дом Гавриловой), был тот самый камень, под который Раскольников спрятал украденные у старухи деньги. Супруга Достоевского Анна Сниткина утверждала, что писатель лично показывал ей этот камень.

Поэтому, при желании, можете посетить ещё и эти два места.

А вот интерактивная карта маршрута Петербург Достоевского, можете перенести её на на свой смартфон.

Санкт‑ПетербургЯндекс.Карты

Прогулка «великанцев» (гигантских марионеток) КУКФО по водным «анфиладам» города

Театр арендует катер, на котором по рекам и каналам поплывут гигантские куклы в сопровождении нескольких актёров, а публике предлагается, не нарушая требования санэпиднадзора, просто гулять по набережным и наблюдать это яркое зрелище — а судя по прошлогодним выступлениям театра КУКФО, таким оно и будет. 

Каждый петербуржец сможет выйти погулять вдоль набережных и помахать проплывающему мимо Федору Михайловичу ручкой в ночь с 2 на 3 июля. Катер отплывает в 00:00 с причала на Фонтанке, 15, потом плывёт через Мойку в Неву, там открывает мосты и плывёт обратно.

Напоминаем, что до 30 сентября можно поучаствовать в фотоконкурсе «Достоевский-200», который портал «Культура Петербурга» проводит совместно с Музеем Достоевского. По его итогам 200 работ примут участие в виртуальной выставке, а 30 лучших снимков окажутся в выставочном пространстве Музея Достоевского. Подробности читайте в новости.  

Материал подготовила Алиса Куликова — портал «Культура Петербурга», специалист по связям с общественностью и СМИ

Дом Бакалеева

Вознесенский проспект, 22

Бывшая «Варваринская гостиница», где Лужин поселил мать и сестру Раскольникова: «Это на Вознесенском,… там два этажа под нумерами; купец Юшин содержит… Скверность ужаснейшая: грязь, вонь, да и подозрительное место; штуки случались; да и черт знает кто не живет!»

Здесь же располагалась кондитерская Миллера, где Иван Петрович встретил старика Смита: «Посетители этой кондитерской большею частию немцы. Они собираются сюда со всего Вознесенского проспекта – все хозяева различных заведений: слесаря, булочники, красильщики, шляпные мастера, седельники – все люди патриархальные в немецком смысле слова. У Миллера вообще наблюдалась патриархальность.»

Money. Power. Glory. Настольная игра (16+)

Места Достоевского — это что-то в районе Сенной площади и Кузнечного переулка? Нет. Маршрут по стопам героев «Преступления и наказания» — это что-то очень мрачное из серии «некуда идти»? Снова нет! Совсем не обязательно ехать в район Сенной и внимательно отсчитывать шаги от дома до дома. 

В библиотеке Охта-8 вас ждёт остросюжетная игра-бродилка «Преступление и наказание», которую проведет ее создательница Юля Космос. Библиотека приглашает сыграть в настолку, обсудить с Юлей особенности создания игр по литературным сюжетам и гарантированно получить приятный сувенир от библиотеки.

Игра пройдёт в филиале Библиотеки имени В. В. Маяковского «Охта-8». Подробнее о встрече читайте в паблике ВКонтакте или в Instagram. Начало в 17:00.

Игромания

Вскоре после освобождения Достоевский впервые посетил Европу, летом 1862-го он побывал в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии, в этой поездке он и пристрастился к азартным играм. Писатель много выигрывал и порой проигрывал все начисто и возвращался в Россию в долгах. Федор Михайлович однажды писал брату:

Фото: Википедия. Мария Дмитриевна Достоевская, Анна Григорьевна Достоевская и Аполлинария Прокофьевна Розанова

Система Достоевского состояла в том, «чтоб удерживаться поминутно, несмотря ни на какие фазисы игры, и не горячиться». Однако воспользоваться этим секретом, считал он, на практике мало кто может: «Будь семи пядей во лбу, с самым железным характером и все-таки прорветесь… А потому блаженны те, которые не играют и на рулетку смотрят с омерзением и как на величайшую глупость».

«Вий»: чего вы не замечали в самой страшной повести Гоголя?

В 1863 году Достоевский умудрился проиграть в Висбадене не только свои деньги, но и деньги Аполлинарии Сусловой. Чтобы расплатиться, ему пришлось заключить кабальный контракт с издательством на написание нового романа. В случае, если бы роман не был готов к 1 ноября 1866 года, Достоевский на девять лет потерял бы авторские права и гонорары на свои издания. Для ускорения работы писатель по совету друга, Александра Петровича Милюкова, пригласил стенографистку – Анну Григорьевну Сниткину. Сотрудничество оказалось очень успешным, его результатом стал роман «Игрок». Несмотря на 25-летнюю разницу в возрасте между писателем и стенографисткой вспыхнула любовь, 15 февраля 1867 года они поженились.

Однако и после второй женитьбы Федор Михайлович умудрился проиграть в Бадене не только четыре тысячи только что выигранных франков, но и все вещи – свои и жены. Только спустя десять лет после первой игры в рулетку ему удалось перебороть губительное увлечение, последний раз Достоевский играл 16 апреля 1871 года в Висбадене. Во многом этому личному успеху писателя способствовала его вторая жена. Анна Григорьевна лучше, чем муж, умела обращаться с деньгами и взяла на себя все финансовые заботы, она успешно вела дела с издателями и типографиями, занималась изданием сочинений Достоевского и после смерти мужа посвятила себя его наследию. Замуж она больше не вышла. В этом браке родилось четыре ребенка: Софья, Любовь, Федор и Алексей – однако двое умерли в раннем возрасте.

Федор Михайлович Достоевский умер в 59 лет, главными романами его жизни стали «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Анна Григорьевна пережила мужа на 37 лет, она умерла от малярии в Ялте в 1918 году.

Биография подробно

Детство писателя Федора Михайловича Достоевского можно назвать благополучным: рожденный в дворянской семье в 1821 году, он получил отличное домашнее образование, воспитание. Родителям удалось привить любовь к языкам (латыни, французскому, немецкому), истории. После достижения 16 лет Федор был отправлен в частный пансион. Затем обучение продолжалось в военно-инженерном училище Петербурга. Интерес к литературе Достоевский проявлял уже тогда, посещал с братом литературные салоны, пробовал писать сам.

Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца. Внутренний протест ищет выхода, Достоевский начинает знакомиться с социалистами, посещает кружок Петрашевского. Роман «Бедные люди» написан под влиянием идей того периода. Это произведение позволило писателю, наконец, закончить ненавистную инженерную службу и заняться литературой. Из никому неизвестного студента Достоевский стал успешным писателем, пока не вмешалась цензура.

В 1849 году идеи петрашевцев признаны вредными, членов кружка арестовывают, отсылают на каторгу. Примечательно, что приговор изначально был смертным, но последние 10 минут изменили его. Уже стоявших на эшафоте петрашевцев помиловали, ограничив наказание четырехлетними каторжными работами. Михаил Петрашевский был приговорен к пожизненной каторге. Достоевского отправили в Омск.

Биография Федора Михайловича Достоевского рассказывает, что отбывание срока давалось литератору тяжело. Он сравнивает то время с погребением заживо. Тяжелая однообразная работа вроде обжигания кирпича, отвратительные условия, холод подорвали здоровье Федора Михайловича, но и дали ему пищу для размышлений, новые идеи, темы для творчества.

После отбывания срока Достоевский служит в Семипалатинске, где единственной отрадой стала первая влюбленность – Мария Дмитриевна Исаева. Отношения эти были нежными, чем-то напоминающими отношения матери с сыном. Останавливало писателя от того, чтобы сделать женщине предложение, лишь наличие у нее мужа. Чуть позднее он скончался. В 1857 году Достоевский, наконец, добивается Марии Исаевой, они венчаются. После заключения брака отношения несколько изменились, сам литератор отзывается о них как о «несчастных».

1859 год – возвращение в Петербург. Достоевский снова пишет, с братом открывает журнал «Время». Брат Михаил ведет бизнес неумело, влезает в долги, погибает. Разбираться с долгами приходится Федору Михайловичу. Ему приходится писать быстро, чтобы получить возможность оплатить все накопленные задолженности. Но даже в такой спешке были созданы сложнейшие произведения Федора Михайловича Достоевского.

В 1860 году Достоевский влюбляется в молодую Аполлинарию Суслову, совсем не похожую на жену Марию. Отношения сложились также иные – страстные, яркие, длились три года. Тогда же увлекается Федор Михайлович игрой в рулетку, много проигрывает. Этот период жизни нашел отражение в романе «Игрок».

1864 год унес жизни брата и жены. В писателе Федоре Михайловиче Достоевском будто что-то сломалось. Отношения с Сусловой сходят на нет, писатель чувствует себя потерянным, одиноким в мире. Он пытается бежать от самого себя за границу, отвлечься, но тоска не оставляет. Учащаются эпилептические припадки. Таким Достоевского узнала и полюбила Анна Сниткина, молодая стенографистка. Мужчина поделился с девушкой историей своей жизни, ему нужно было выговориться. Постепенно они сблизились, хотя разница в возрасте составляла 24 года. Анна приняла предложение Достоевского выйти за него искренне, ведь Федор Михайлович вызывал в ней самые светлые, восторженные чувства. Брак был воспринят негативно обществом, приемным сыном Достоевского Павлом. Молодожены уезжают в Германию.

Отношения со Сниткиной повлияли на писателя благотворно: он избавился от пристрастия к рулетке, стал спокойнее. В 1868 году рождается Софья, но умирает через три месяца. После сложного периода общих переживаний Анна и Федор Михайлович продолжают попытки зачать ребенка. Им это удается: рождаются Любовь (1869 год), Федор (1871 г.) и Алексей (1875 г.). Алексей унаследовал от отца болезнь, умер в возрасте трех лет. Жена стала для Федора Михайловича поддержкой и опорой, душевной отдушиной. Кроме того, она помогла улучшить финансовое положение. Семья переезжает в Старую Руссу, чтобы сбежать от нервной жизни в Петербурге. Благодаря Анне, мудрой не по годам девушке, Федор Михайлович становится счастлив, хотя бы ненадолго. Здесь они проводят время счастливо и безмятежно, пока здоровье Достоевского не вынуждает их вернуться в столицу.

В 1881 году писатель умирает.

Музей Ф. М. Достоевского в Новокузнецке

Вид на Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Новокузнецке

Один из семи литературных музеев писателя расположен в Новокузнецке. Когда-то здесь стоял дом, где в 1856-1867-годах трижды бывал Федор Михайлович. Этот период жизни гения мировой литературы отражен в пяти экспозициях. Музей рассказывает о пребывании Достоевского в городе и его венчании с Марией Дмитриевной Исаевой.

В залах выставлены миниатюрный макет старого Кузнецка, копии писем, книги и критические работы Ф. М. Достоевского. Сотрудники музея проводят для гостей Южного Кузбасса интересные обзорные экскурсии по городу, туристические маршруты по музеям Новокузнецка и Кузнецкой крепости.

Дом Раскольникова

Вид на дом Раскольникова по адресу г. Санкт-Петербург, Гражданская улица, 19

Главного героя романа писатель поселил в доходном доме на пересечении Гражданской улицы и Столярного переулка. Согласно тексту произведения, Родион Раскольников снимал комнату на 4 этаже. Красивое здание было построено в 1831 году по проекту, который подготовил архитектор Егор Тимофеевич Цолликофер.

На стене старинного дома можно увидеть мемориальные таблички на русском и немецком языках, которые отмечают уровень подъема воды во время наводнения 1824 года. В угловой части постройки установлен горельеф, посвященный знаменитому роману Достоевского.

Рулетка и обручальное кольцо

«Мы уезжали за границу на три месяца, а вернулись в Россию через четыре с лишком года, – вспоминала Анна Григорьевна. – За это время произошло много радостных событий в нашей жизни, и я вечно буду благодарить Бога, что он укрепил меня в моем решении уехать за границу. Там началась для нас с Федором Михайловичем новая, счастливая жизнь и окрепли наша взаимная дружба и любовь, которые продолжались до самой кончины моего мужа»*.

Достоевская завела записную книжку, в которую записывала день за днем историю их путешествия. «Так возник дневник жены Достоевского — уникальное явление в мемуарной литературе и незаменимый источник для всех, кто занимается биографией писателя»***. «Сначала я записывала только мои дорожные впечатления и описывала нашу повседневную жизнь, — вспоминает Анна Григорьевна. — Но мало-помалу мне захотелось вписывать все, что так интересовало и пленяло меня в моем дорогом муже: его мысли, его разговоры, его мнения о музыке, о литературе и пр.»*.

Помимо радостей путешествие принесло и немало тяжелых минут. Здесь выявилась болезненная страсть Федора Михайловича к игре в рулетку, которой он увлекся еще в 1862 году, во время своей первой поездки заграницу. И без того тощий кошелек супругов опустошался мгновенно. «Простой житейский мотив — выиграть «капитал», чтобы расплатиться с кредиторами, прожить не нуждаясь несколько лет, а самое главное — получить, наконец, возможность спокойно поработать над своими произведениями, — за игорным столом утрачивал свой изначальный смысл. Порывистый, страстный, стремительный Достоевский отдается безудержному азарту. Игра в рулетку становится самоцелью»***.

Иллюстрация к роману «Игрок»

Удивительна глубина смирения, с которым Анна Григорьевна перенесла эту «болезнь» мужа, а ведь он в азарте закладывал буквально все, даже… обручальное кольцо и ее серьги.

Анна Григорьевна своей смиренной любовью сотворила чудо: муж излечился от страсти. В последний раз он играл в 1871 г., перед возвращением в Россию, в Висбадене. 28 апреля 1871 г. Достоевский пишет жене из Висбадена в Дрезден: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. Десять лет (или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами) я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же всё кончено! Это был вполне последний раз. Веришь ли ты тому, Аня, что у меня теперь руки развязаны; я был связан игрой, и теперь буду об деле думать и не мечтать по целым ночам об игре, как бывало это. А стало быть, дело лучше и скорее пойдет, и Бог благословит! Аня, сохрани мне свое сердце, не возненавидь меня и не разлюби. Теперь, когда я так обновлен — пойдем вместе и я сделаю, что будешь счастлива!»*.

Клятву свою писатель сдержал.

Постепенно супруги срастались друг с другом неразрывно, становясь, по слову Господа, «одной плотью». В письмах Федор Михайлович часто повторял, что чувствует себя «приклеенным» к семье и не может переносить даже короткой разлуки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector