«преступление и наказание» (ф. достоевский)

2 вариант

Достоевский в названии представляет причину и следствие, две части, которые не могут существовать отдельно. После того как человек преступает нечто, он получает наказание. Такова человеческая природа.

Однако Родион Раскольников выбрал для себя путь необыкновенного человека, он считал, что для таких людей возможно безнаказанно преступать любые законы, в том числе и нравственные. Он видел возможность через свои пагубные и антигуманные действия достигнуть чего-то действительно ценного.

Тем не менее, Достоевский ставит своего героя на место и открывает ему положение дел. Не представляется возможным создать нечто прочное на такой зыбкой почве как презрение к людям и человеконенавистничество. Там, где Раскольников видит сообщество достойных людей, на самом деле обитают Лужин и Свидригайлов.

Более того, с высокой вероятностью те необыкновенные люди, такие как Наполеон и другие идеалы, которых себе рисует Раскольников, тоже в действительности не более чем такие же Лужины и Свидригайловы. Оказывается, ничего необыкновенного там не наблюдается, только полный нравственный упадок и вредоносный цинизм, а преступать там нечего, так как души подобных людей давно проданы по выгодной цене и растоптаны в угоду личной выгоде. В себе же Раскольников обнаруживает отсутствие возможности распорядиться плодами своей преступной работы, более того, он видит, что ему просто элементарно не хватает сил для этого.

Конечно, Достоевский предполагает наказание и для главных негодяев своего романа, просто они получают его иным образом не так как Раскольников, да и они не имеют возможности к раскаянию, которою получает Родион благодаря любви Сони и своим собственным склонностям. Мне кажется, Достоевский хотел сказать о том, что в этом мире все взаимосвязано и противоположности, как минимум в силу того, что они являются противоположностями, не существуют друг без друга. Таким образом, Раскольников проходит через обе стадии и выходит из ссылки действительно преображенным, только иным способом, не так как он предполагал.

Помимо этого название просто указывает на две части романа, определяет его структуру. Так условно книга действительно делится на часть, которая говорит о том как Раскольников преступает закон и далее мучается от этого, пытается скрываться. Далее следует часть с наказанием Раскольникова, которое для него становится искупительным и преобразует его личность.

Путь Родиона Раскольникова

Родион Раскольников, герой Достоевского, который не хочет вести жалкое существование среди так называемых «тварей дрожащих», не способных ничего изменить в мире, пытается себя приписать к разряду наполеонов, которым все дозволено, которые презирают действующие законы и могут устанавливать свои. Однако этот путь оказывается не таким простым. Раскрывая историю совершенного Раскольниковым преступления и последующего за ним наказания, Достоевский касается некоторых общих особенностей духовной и общественной жизни, моральных и нравственных проблем, которые стоят перед человечеством.

Помещик Свидригайлов

Также образ во многих аспектах дублирующий главного героя Родиона. Это не случайное совпадение, а прием, который выбрал Достоевский.

Роман наполнен двойственными образами, вероятно, чтобы показать: множество людей имеют в одинаковой степени негативные и позитивные стороны, могут проходить по одним жизненным тропинкам, но исход собственной жизни все время выбирают самостоятельно.

Помещик Свидригайлов является вдовцом. Еще когда была жива его супруга, он уже приставал к сестре Родиона, которая служила у них в имении. Когда его жена умерла, помещик отправился просить руки Раскольниковой. У него было много грехов: он подозревается в разврате, изнасиловании и совершении убийства. Однако это не помешало помещику быть единственным человеком, позаботившемся о семье покойного Мармеладова в материальном плане, также он помог пристроить малышей в детский дом.

Свидригайлов силой хочет расположить Дуню, но при этом его сильно ранила ее нелюбовь к нему и он совершает самоубийство, оставив Раскольниковым большую сумму. Жестокость и благородные поступки в этом образе объединены в причудливых картинах, как и в главном герое Родионе.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

В.А. Каверин «Два капитана»

В романе В.А

Каверина «Два капитана» важное место в системе отрицательных персонажей и в системе персонажей в целом занимает образ Татаринова Николая Антоныча.
В ходе повествования читатель узнает, что Николай Антоныч был влюблен в Марью Васильевну, жену двоюродного брата Татаринова Ивана Львовича. В.А

Каверин показывает, что для того чтобы быть вместе с Марьей Васильевной, Николай Антоныч совершает по-настоящему ужасный поступок, который можно назвать не только проявлением безнравственности, но и преступлением. Когда капитан Татаринов собирался в экспедицию, Николай Антоныч предложил ему свою помощь в снаряжении. Читатель видит, что Николай Антоныч настолько плохо снарядил экспедицию, что она потерпела поражение. Почти все члены экспедиции погибли. В.А. Каверин показывает, что для устранения мужа своей возлюбленной, для того чтобы ему не мешали устраивать любовные отношения с Марьей Васильевной, Николай Антоныч совершил преступление против нескольких десятков людей, которые отправлялись в экспедицию, даже не подозревая, что она плохо снаряжена. И за то, что он отправил десятки людей на гибель, Николай Антоныч не испытывал ни капли стыда, у него не было никаких угрызений совести. Двоюродному брату капитана пропавшей экспедиции удалось получить то, что он хотел: Марья Васильевна, смирившись с мыслью о гибели мужа, вышла замуж за Николая Антоныча, которому, несмотря на свое преступление, хватило смелости сказать Марье Васильевне, что она находится перед ним в долгу, поскольку он многое сделал для нее и для капитана Татаринова. Николай Антоныч косвенно становится убийцей и Марьи Васильевны, которая, узнав о том, что она вышла замуж за убийцу своего мужа, кончила жизнь самоубийством, в доведении к которому Николай Антоныч обвинил Саню Григорьева, сказавшего Марье Васильевне правду. Но даже самоубийство любимой женщины не заставляет Николая Антоныча признаться в вине и раскаяться в своем преступлении. Долгое время ему удается доказывать свою непричастность к пропаже экспедиции, перекладывая всю вину на Николая фон Вышимирского.
Однако преступления Николая Антоныча не остаются безнаказанными. Спустя годы центральному персонажу Сане Григорьеву удается найти пропавшую экспедицию и доказать причастность Николая Антоныча к ее гибели, о которой он говорил еще в школьные годы. В финале романа показано, как Саня Григорьев приводит неопровержимые факты причастности Николая Антоныча к гибели экспедиции, читая доклад о ее нахождении.

«Плаха» Чингиз Айтматов

Этот роман показывает, как преступление совершает один человек, а несет за него наказание другой. Базарбай украл у волчицы Акбары волчат и продал их, пропив все деньги. Акбара очень горевала, она приходила к чужим домам в надежде найти волчат. Бостон пытался договориться с Базарбаем, чтоб тот отдал волчат их обезумевшим от горя родителям. Бостон уверял, что теперь волки «в любой час мстить будут человеку». Однажды Акбара подкралась к дому Бостона и унесла с собой его ребенка Кенджеша. На крики мальчика выбежал отец. Он специально стрелял в воздух, чтобы случайно не попасть в сына, но выстрелы не останавливали волчицу. Пришлось стрелять в нее. Волчица упала. Бостон подбежал к раненой Акбаре и увидел, что «рядом с ней лежал бездыханный, с простреленной грудью малыш». Так человек, который не хотел лезть в волчью семью, получил наказание за преступное поведение своего соседа.

Кратко о героях романа Достоевского «Преступление и наказание»

Образы персонажей Достоевского в романе «Преступление и наказание», заражены духом протеста, отрицающим унижение человеческого достоинства и социальную несправедливость. Писатель верит в фундаментальные истины: каждый человек имеет право на духовную индивидуальность, справедливое к себе отношение и достойные условия жизни.

Немаловажное значение в трактовке и прочтении Достоевского имеет образ города, на улицах которого сосредоточены основные действия романа. Образ Петербурга дополняет и катализирует чувство безысходности, в котором погрязли главные герои произведения

Город душит героев романа, внушает чёрные мысли и вменяет неправомерные поступки. По средствам этого давления извне и рождается безумная теория главного героя.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Душный, пыльный, нищий Петербург в романе «Преступление и наказание» можно смело включить в список основных героев

Даже читая краткий пересказ событий произведения Достоевского, характеристике этого города следует уделить особое внимание

Великолепием городского ландшафта Санкт-Петербурга во все времена восхищались поэты и художники, гордились жители и любовались туристы. Но в бессмертном произведении Достоевского Северная столица представлена в совершенно другом свете. С первых страниц автор окунает читателя с головой в отвратительную своей духотой и бедностью атмосферу Петербурга «вонючего», каким видит его главный герой романа: унылые, болезненные лица прохожих, облупленная краска на стенах, помой, мусор, разбитые мостовые и бесконечные забегаловки, призывающие найти забвение в стакане дешёвого алкоголя.

Нищий квартал, в котором не живёт, а существует несчастный студент, вряд ли сможет кого-то вдохновить на создание прекрасного, он, напротив, служит толчком к рождению бесчеловечной теории Раскольникова. Жара, грязь, вонь, голод и человеческое безразличие воцарились на этих улочках, проникли в каждый дом и в сердца городских жителей.

Ужасны условия комнаты, размером с гроб, в которой ютится Раскольников, печальна атмосфера квартирки Сонечки Мармеладовой, отвратительны условия проживания и малолетних детей вдовы Катерины Ивановны. В судьбах этих героев нет воздуха, солнца и надежды на будущее. Они обречены страдать.

В описаниях пейзажей и интерьеров Достоевского превалируют жёлтый и серый цвета, символизирующие безысходность и непроглядную тоску. Дом, родной город, Родина — для человека всегда отдушина и спасение от трудных будней. Но персонажи Достоевского, несчастные люди, лишённые этой благодати и ощущения защищенности, которое даруется «родными стенами». Им негде укрыться, некуда пойти, они одиноки в своих несчастьях.

Эпилог[ред.]

Суд Раскольников не запутывал, факты не смягчал, помнил даже подробности. Срок ему смягчили ввиду нескольких обстоятельств: психическое расстройство, признание в момент, когда следствие запуталось, и некоторые подвиги времён студенчества. Назначены ему были каторжные работы второго разряда на восемь лет.

Соня и впрямь уехала с ним в Сибирь и была единственной ниточкой связи его с Петербургом. Правда, письма её не очень нравились Разумихину и Дуне — содержали слишком много фактов и мало мыслей.

Мать ещё до вынесения наказания — ей никто не говорил правду о сыне — тяжело заболела, чем вызвала сильное беспокойство Дуни, и все бредила: ждала возвращения Раскольникова и прибиралась в квартире.

Через семь месяцев после явки с повинной Дуня и Разумихин сыграли тихую свадьбу, а ещё через два месяца Пульхерия Александровна скончалась.

Соня и Родион тем временем осознали свои чувства. А осознав — признались друг другу. И с этого начинается совсем другая история.

Проблемы

Проблематика произведения весьма богата интересными и актуальными вопросами, которыми задаются многие люди.

  1. Автор поднимает множество проблем, но основная – это проблема ложных убеждений, она является актуальной во все времена. Теория, которой был предан Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.
  2. Проблема сочувствия и сострадания занимает также занимает большое место в этом романе. Люди замыкаются в кругу своих интересов и бед, не видят и не хотят замечать трудностей и боли окружающих. Это ведет к тому, что все мы становимся одинокими эгоистами, удел которых – жалость к себе. Но решить проблемы мы можем только сообща, поэтому необходимо объединиться в борьбе с ними, проявляя отзывчивость и доброту к тем, кто нуждается в этом.
  3. Свобода и ответственность. Родион искал в теории независимости, возможности вырваться из узкого круга того, что он мог себе позволить. Однако идея о вседозволенности лишь загнала его в тупик и едва не лишила разума. Это говорит о том, что настоящая свобода возможна только при условии ответственности за то, что делает человек. Раскольников освободился лишь тогда, когда полностью принял на себя груз раскаяния и покаяния, когда ответил за то, что сделал, и научился обдумывать последствия своих поступков.
  4. Вина и совесть. Человек не может раскаяться и исправить ошибку, пока не осознает вину. В этом ему помогает только совесть, которая формируется в процессе правильного воспитания. Автор рассматривает эти понятия через религиозную призму, говоря, что именно христианское вероучение способно привить личности обостренное чувство ответственности и справедливости. Стоит только отказаться от веры, и человек потеряет способность верно оценивать свои поступки. А ведь только она сдерживает плохие стороны его характера.

Почему роман называется «Преступление и наказание»

Социальный результат в действии Родиона отсутствует. Он не сделал добра людям, убив процентщицу, не реализовал свои мечты. Награбленное имущество он не забрал с собой, оставив под камнем. Единственный итог – полная социальная изоляция, чувство безнадежности, вины. Суть заглавия можно выделить следующую:

  • Уголовное наказание, нравственные мучения. Для преступника менее страшна юридическая ответственность, чем терзания души;
  • Неизбежность кары. Убийца всегда будет наказан. На примере Раскольникова Достоевский показывает, что моральное угнетение наступает значительно раньше законной кары. Герой испортил жизнь себе, обрек свою семью на позор, страдания.

Смысл названия романа «Преступление и наказание» кратко – это нигилистическая идея Родиона, основанная на безнравственности; душевное, уголовное наказание за воплощение этой идеи. Автор полностью описывает процесс разрушения персонажа как личности, деформацию его мировоззрения, ценностей. 

Смотри также: Символика чисел в романе «Преступление и наказание» и ее истоки

2 вариант

Роман Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из самых великих произведений мира, и самым популярным этого автора. Творение писателя, рассказывает нам о тяжелой судьбе, мужчины который из-за глупого поступка потерял смысл жизни. «Преступление и наказание» показывает нам, на что готов пойти человек из-за отчаяния, и что после происходит с его душой.

Главный героем романа Достоевского «Преступления и наказание» является Родион Раскольников. Именно через него автор, показывает читателям свои мысли об определенной теме, и рассказывает о тяжелой судьбе бедного человека.

Раскольников – красивый, умных человек, который владеет потрясающей харизмой и ловкостью, но, несмотря на большое количество положительных сторон, молодой человек очень бедный, ели платит деньги за аренду квартиры и постепенно бросает учебу. У Родиона довольно часто возникает мысль о величии одних людей над другими и именно из-за этой мысли он не может спать ночами. Несмотря на бедное существование, человек относит себя к высшей категории, которые правят мелкими людьми и окружающей серой массой. Именно из-за этой постоянной идеи, Раскольников решается на убийство бедной старушки, чтобы взять ее деньги и использовать для «полезных» вещей. Как сам мужчина считал, что он преобладает над женщиной, поэтому может делать с ней все что захочет.

Однако сам Достоевский показывает в произведении сильные сомнения героя и противоречия в его душе.

Раскольников долго думает над тем, убивать ли старушку или бросить эту глупую затею. Мужчина долго сомневается и даже пару раз отказывался от идеи, но как только узнал, что старушка будет сидеть дома целый день самой, решил все-таки пойти на этот ужасный поступок. Однако место одного убийства, Раскольников совершает два. Он убивает Алену Ивановну и не вовремя вернувшуюся беременную сестру старухи. Родион из-за сильного страха, хватает небольшое количество украшений и убегает от туда прочь.

Совершив этот ужасающий поступок, Родион позабыл о спокойной жизни. Он все время проводит дома в кровати, не спит, так как ему сняться ужасающие кошмары, а также его новым другом, стало одиночество. Раскольников, перестал общаться со старыми знакомыми, он отделил всех людей от себя и даже самого лучшего друга Размихина, свою сестру и мать. В конце концов, мужчина не выдерживает и идет в полицию, чтобы сдаться.

Но, казалось бы, даже пройдя этот ужасный и трудный путь, Раскольников должен поменять свою точку зрения о том, что он относиться к высшему классу. Но это не так. И только в самом конце герой осознает все свои ошибки, поэтому даже в тюрьме решает полностью изменить свою жизнь. Родион, начинает каяться и вновь стает на путь истинный.

Основные вопросы, которые поднимаются в произведении

Рассказывая историю заблудшей души, впоследствии преображенной, писатель не просто описывает сложный путь, который прошел герой, путь ошибок, терзаний и раскаяния. Ф. М. Достоевский (портрет его представлен в статье) проводит нас противоречивым и трудным путем поиска ответов на нравственные вопросы, близкие всем, но вместе с тем такие сложные.

Почему люди достойные — умные, благородные, честные, добрые — должны погибать в нищете, при этом подвергаясь унижению со стороны глупых, жестоких, подлых, ничтожных людей, живущих в богатстве и роскоши? Чем же провинились бедные дети? Ведь они вынуждены страдать и мучиться от болезней и голода. Что оправдывает существование такого порядка в мире и как его можно изменить? В чем предназначение человека? Почему есть разделение на «право имеющих», которые могут преступать моральные устои, и «тварей дрожащих», которым это запрещено? Все эти вопросы поднимает автор в романе «Преступление и наказание». Проблематика его во многом раскрывается на примере жизненного пути Родиона Раскольникова.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает. Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона. Герой полагает, что разорвать рубашку ради того, чтобы поделиться с ближним, — нелепый поступок. По его мнению, лучше наживать себе целый кафтан, ни с кем не разделяя своего имущества. Половина рубашки ведь все равно никого не согреет, а вот если каждый из нас будет стремиться к целому кафтану, зная, что никто ему не поможет, тогда сформируется здоровое и счастливое общество разумных эгоистов. Если Родион хотел отнять кафтан и разделить его между теми, у кого и рубахи нет, то Лужин и куска рубахи пожалеет для неимущих и уж точно не будет разбойничать во благо общества. Жениха Дуни интересовало только собственное благо, поэтому он и хотел взять бедную девушку в жены: она была бы бессловесной его рабой, ведь у самой ни гроша за душой не было. Кроме того, баловать такую жену и угождать ее родителям было лишними хлопотами.

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Сочинение Смысл названия Преступления и наказания

Роман Федора Михайловича Достоевского, который носит название «Преступление и наказание» является достоянием не только русской, но и мировой классической литературы. Причем пользуется он своей сумасшедшей популярностью даже в нынешнем двадцать первом веке. Федор Михайлович смог многогранной раскрыть дороги нравственного преобразования человеческого общества. Главным объектом исследования психолога-Достоевского был всегда человек с его мыслями, чувствами, эмоциями, переживаниями, поступками, желанием исправиться и продолжить лететь в бездну на самое дно общества. Эта привязанность прослеживается почти в каждом его романе.

Произведение «Преступление и наказание» не является из ряда вон выходящим. Осиливая его, любой читатель проводит свое время в мысленном напряжении и глубоком духовном самокопании. 

С первых строк романа к читателю просачивается безысходное, ничтожные, мрачное бытие главного героя, студента, Родиона Раскольникова. Федор Михайлович Достоевский подает Петербург читателю не как город, построенный в честь Петра Великого, а как место вечного мрака, дождя, холода, бедноты, нищеты и несчастья. Среди всего этого нереально стать или остаться нормальным неравнодушным человеком. И Родион не остался. Он живет в невероятно маленькой, ветхой каморке какого-то дома на несколько копеек в день. И то – он вынужден снимать это жилье, платя и беря день в долг у старухи процентщицы – противной старушонки по имени Алена Ивановна. Она очень сварливая, слизкая, противная и (о, Боже, совсем не удивительно!) не нравится не только одному Родиону Раскольникову. Сидя в кафе, главный герой стал невольным свидетелем разговора двух студентов, которые обсуждали Алену Ивановну, то, какая она противная, мерзкая и вообще отлично было бы, если бы ее кто-нибудь убил. Мир ничего бы не потерял, а, наоборот, жизни тех людей, которые знает ее стали лучше.

Этот разговор стал для Родиона знаковым и символичным призывом к действию. Тут он почувствовал властителем судеб. Кто же он: тварь или человек, который может вершить судьбы других таких людей? И Раскольников идет на Преступление…

Он убивает топором Алену Ивановну и не по плану вошедшую в это время ее сестру Лизавету.

Далее на протяжении всего произведения главный герой проводит в непрерывных размышлениях о своем поступке. Самое интересное, что он четко уверен, что поступил абсолютно правильно, ведь, убив эту старуху, он смог улучшить жизнь далеко не одного человека. В итоге полицейский его все-таки смог раскусить. Раскольников отправляется на каторгу.

Такой сюжетной линией Федор Михайлович Достоевский доказывает читателю, что за преступлением, любым преступлением всегда обязательно следует наказание.

Вероятно, убийство во благо других тоже не имеет смысла. Пусть Раскольников и прикрывался, что, убив старуху, он облегчил существование бедных студентов. Но он тоже совершил грех против духовности и понес за это заслуженное наказание.

«Фрукты с самого дна вазы» Рэй Брэдбери

Убийство, только что совершенное Уильямом Эктоном, сразу стало для убийцы наказанием. Как истинный преступник Уильям помнил: надо убрать улики. Он протер пол вокруг убитого, потом на расстоянии двух ярдов от него, после чего перед глазами убийцы предстал весь дом. Он осознал, что отпечатки его пальцев были «везде, везде». Вот он уже судорожно ищет перчатки, чувствуя себя голым и незащищенным без них. Нашел. Теперь он полирует пол, мебель и двери. Увидев восковые фрукты в вазе, он чистит и их, хотя уверен, что ранее их не касался. Теперь он чистит ботинки трупа.

Навязчивые мысли не покидают его. Беспокойно бросив взгляд на стол, «он снова вынул из вазы фрукты и тщательно протер те, что оставались на самом ее дне». Чуть ли не криком герой убеждал себя, что не трогал стены, но стал мыть их. Утром полицейский нашел его на чердаке, где он продолжал наводить порядок.

Его главное наказание — навязчивые мысли. Появившиеся после убийства, они свели его с ума.

Преступление и наказание — тема, которая, пожалуй, себя никогда не исчерпает. И это не всегда действие, которое может считаться преступлением с юридической точки зрения. Зачастую мы совершаем преступления против себя, своей совести, своих ценностей и призвания. И к сожалению, наказание несёт как тот, кто совершил преступление, так и его ближний.

О чем роман Достоевского – сюжет

Бывший студент Родион Раскольников живет в страшной нищете. Он является единственной надеждой матери и сестры, но не оправдывает их ожиданий. Чтобы помочь Родиону встать на ноги, сестра готова выйти замуж за богатого, но низкого человека.

В голове Раскольникова созревает план, как решить все навалившиеся на его семью финансовые проблемы. Он отправляется к старухе-процентщице Алене Ивановне, у которой часто берет деньги в долг. Родион убивает женщину топором, а затем избавляется и от ее сестры Лизаветы, ставшей невольной свидетельницей преступления.

Раскольников считает, что совершенное им убийство является идейным, и не подлежит осуждению. Всех людей он делит на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих», которым дозволено абсолютно все. Себя он относит ко второй категории. Однако даже его мировоззрение не спасает от угрызений совести, и он серьезно заболевает.

От своего товарища Разумихина Родион узнает, что следователь подозревает его в убийстве старухи. Судьба сводит героя с бедной девушкой Соней Мармеладовой. Он рассказывает ей о совершенном преступлении, и Соня советует пойти покаяться в полицию.

Раскольникова отправляют в Сибирь на каторгу, и вслед за ним едет и Соня. Ее любовь смягчает трудную жизнь героя, и в итоге в его душе воцаряется покой и надежда на счастье.

Темы произведения

Роман «Преступление и наказание» стал классикой русской литературы, потому что затронул важные темы человечества:

  1. Закон и противозаконные действия. Ничего не остается безнаказанным.
  2. В романе справедливость рассматривается, как наказание за преступление. Но при этом самому Раскольникову хотелось восстановить в мире справедливость. Любой ценой. Но даже самую благородную цель нельзя достичь антигуманными средствами.
  3. Семья в романе — это те, кто заслуживает любви. Ради семьи женские персонажи переступают через себя и идут на жертвы.
  4. Любовь рассматривается в первую очередь, как готовность к жертвам. Любить — это значит отдавать все, что имеешь, и прощать.
  5. Теория о маленьком человеке является центральной. Изначально Раскольников делил людей на маленьких и больших.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector