Фёдор достоевский — список книг по порядку, биография

Японский «Идиот» Акиры Куросавы (1951)

Русская классика от великого японца. Пожалуй, самая экзотическая экранизация Федора Михайловича и при этом весьма тонко устроенная. Действие фильма перенесено на Хоккайдо, самый северный из японских островов. Камэда возвращается домой. В трюме парохода он встречается с новоиспеченным миллионером Акамой, который рассказывает о своей роковой страсти к красавице Тэко Насу… Фильм был разгромлен критиками, но совершенно незаслуженно. Спустя 70 лет после премьеры он смотрится невероятно актуально. О ленте положительно отзывался даже знаменитый ученый Дмитрий Лихачев. «Я думаю, классика современна, пока современны проблемы, поднятые в произведении, как, например, в «Идиоте», — говорил он. — Ведь Мышкин гибнет оттого, что он беззащитен, слишком сложен и слишком высок для того мира, в который пришел. Это проблема вечная и, наверное, повсеместная. Поэтому для японцев оказалось закономерным и органичным сделать Идиота японцем и нашим современником».

Кадр из фильма «Идиот» (1951) Акиры Куросавы. Фото: kinopoisk.ru

Легенда 7. А также православным фанатиком

Вердикт: это почти правда.

Центральная часть триптиха «Легенда о великом инквизиторе». Иллюстрация Илья Глазунова к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». 1983 год

Достоевский действительно был религиозным человеком, много размышлял о право­сла­вии и писал о нем как о глобальной идее в художественной прозе и публици­стике. Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия. 

Достоевский придавал особое значение фигуре Христа — называл его «идеалом человека во плоти»  Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 20. Л., 1971–1990. и писал, что если люди начнут следовать этому идеалу, то достигнут рая на земле  Об этом говорят Кириллов и Шатов в «Бесах» и Зосима в «Братьях Карамазовых». Отчасти об этом — знаменитая речь Достоевского о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей россий­ской словесности.. Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен. Поэтому в научных работах встречаются комментарии-оправдания, что писатель говорил образно или вообще подра­зумевал тысячелетнее царство  О. А. Богданова. Мотив «рая на земле» в худо­жественном сознании Ф. М. Достоев­ского // Новый филологический вестник. № 1. 2016..

Идеологические споры затрагивают и биографию писателя. Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности — об этом не могут договориться. Одна версия сос­тоит в том, что он серьезно увлекался социалистическими идеями, а не ре­ли­гией  В одном из писем Достоевский даже сравни­вает Христа и Гомера: «Гомер (баснословный человек, может быть, как Христос, воплощен­ный Богом и к нам посланный) может быть параллелью только Христу, а не Гете. <…> Ведь в „Илиаде“ Гомер дал всему древнему миру организацию и духовной, и земной жизни совершенно в такой же силе, как Христос — новому».
Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Л., 1985.. Другая — что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами. Эту версию подтвер­ждают воспоминания современников, правда написанные посмертно, когда Досто­евского уже считали великим писателем и религиозным мыслителем. 

Однако даже если признать Достоевского православным идеологом, то его все равно нельзя назвать хрестоматийным фанатиком, который всегда следует дог­мам. Не считая очевидного прегрешения, когда он завел любовницу и отпра­вил­ся с ней в путешествие, в его жизни были и другие случаи поверхностного отношения к христианским нормам.

Во второй половине 1860-х, во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви. Во время поездки по Европе его вторая жена записала в дневнике, что в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать, а Достоевский не сопровождал ее и был недоволен таким рвением — однажды сурово встретил по возвращении из церкви и отругал за то, что она не успела прибрать дома. Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку  А. Г. Достоевская. Дневник 1867 года. М., 1923..

Романы

Романы писателя всегда отличались точностью описаний, раскрывали человеческую душу и всегда близки к простому народу. На страницах всегда можно найти что-то близкое сердцу и отражение собственных мыслей. А точность описаний природы, городов, времени – позволяет ближе узнать прошлое.

  1. «Бедные люди» — это первый роман Ф. М. Достоевского, опубликованный в 1846 году. Для этого произведения автор выбрал эпистолярную форму. Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Именно такая форма позволяет передать самые тонкие грани души главных героев, которые по мере повествования всё больше раскрываются не только перед читателем, но и перед самими собой.
  2. Роман «Униженные и оскорблённые» увидел свет в 1861 году в журнале «Время». Этот журнал выходил под редакцией Фёдора и Михаила Достоевских. Чтобы заполнить журнал Фёдор Михайлович и писал этот роман. Повествование идет от лица молодого писателя Вани. Многие события, описанные в романе автобиографичны, но сам исторический фон играет второстепенную роль. Это произведение, которое описывает страдания маленького человека, простой быт и контрасты жизни.
  3. «Игрок» — опубликован в 1866 году. За три года до выхода романа Фёдор Достоевский проиграл крупную сумму денег, и чтобы расплатиться по счетам заключил с издательством соглашение на написание романа «Игрок». Очень запутанный, но увлекательный роман. Это история о том, как игра становится сутью жизни, когда уже нельзя остановиться. Это история семьи, где у каждого есть свои мотивы, тайны и гордость.
  4. «Преступление и наказание». Над этим романом писатель работал год. В 1866 году был опубликован в журнале «Русский вестник». Через год роман появился в книжной версии, в которой автор изменил структуру и внёс ряд сокращений и изменений. Это удивительно тонкий мир героев, с их психологическими и социальными проблемами с философской точки зрения. С главными героями, как и с сюжетом романа знакомы все. «Преступление и наказание» проходят в школе, но в юном возрасте не всегда можно понять всю глубину романа, так что это произведение стоит читать в более зрелом возрасте.
  5. Роман «Идиот» публиковался в журнале «Русский вестник» в 1867-1868 годах. Думаю, что знакомить с этом романом не нужно. Скажу, что эта книга стала популярной во всем мире. Первая экранизация романа состоялась в 1910 году в России, а в 1946 году фильм сняли во Франции. Всего же экранизаций вышло за все время 14, которые снимали в Японии, Польше, Великобритании, Германии и Индии.
  6. «Бесы» — опубликован в 1871-1872 годах. На создание этого романа Ф. М. Достоевского подтолкнула сложная политическая ситуация в стране и зарождение террористического и радикального движения. Структура романа очень сложна, а истоки полемики между героями стоит искать еще в «Преступлении и наказании». Действие романа происходит в губернском городе в поместье Варвары Ставрогиной. Пётр Верховенский, который является идейным революционером, всеми силами старается привлечь в революционное движение сына Варвары Николая Ставрогина. Пётр вокруг себя собирает молодёжь, а чтобы укрепить дух и связать новую революционную ячейку, собирается убить студента, который отказался от революционных идей.
  7. Роман «Подросток» впервые опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1975 году. В этом произведении писатель затрагивает вечную проблему отцов и детей. В романе описываются отношения подростка Аркадия Долгорукого и его отцы дворянина Андрея Версилова. Ф.М. Достоевский смог передать самые тонкие грани становления и развития личности в атмосфере алчности, наживы и разврата. Кроме этого автор противопоставляет настоящего отца (Версилов) с фактическим (Макар Долгорукий), показывая нравственную разницу между людьми.
  8. «Братья Карамазовы» — последний роман писателя, опубликованный в 1880 году. Это один из самых философских и сложных романов писателя. В этом произведении затрагиваются глубокие и вечные вопросы о Боге, морали и свободе. Этот роман экранизировали 15 раз в нескольких странах мира, например, в Германии, Франции и Италии.

Расцвет творчества

В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» — хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу

Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения

Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком. Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте».

Примечательным для писателя стал и 1861 год. В этом году он, в сотрудничестве со своим старшим братом Михаилом, занялся издательством собственного литературно-политического журнала под названием «Время». В 1863 году издание было закрыто, и вместо него братья Достоевские начали печатать другой журнал – под названием «Эпоха».

Памятник Федору Достоевскому

Эти журналы, во-первых, укрепили позиции братьев в литературной среде. А во-вторых – именно на их страницах были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» и многие другие произведения Федора Михайловича. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году.

В 1860-ых годах писатель начал ездить за границу, находя в новых местах и знакомых вдохновение для своих новых романов. В том числе, именно в тот период у Достоевского зародилась и начала реализовываться идея произведения «Игрок».

В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей, и роман прославил Достоевского еще при жизни.

Следующей великой книгой Федора Михайловича стал «Идиот», опубликованный в 1868 году. Идея изобразить прекрасного человека, который пытается осчастливить других персонажей, но не может преодолеть враждебные силы и, в итоге страдает и сам, оказалась легкой для воплощения только на словах. В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем.

Могила Федора Достоевского

Закончив работу над этим романом, автор решил написать эпопею под названием «Атеизм» или «Житие великого грешника». Реализовать свою задумку ему не удалось, однако некоторые идеи, собранные для эпопеи, легли в основу последующих трех великих книг Достоевского: романа «Бесы», написанного в 1871-1872 годах, произведения «Подросток», завершенного в 1875 году, и романа «Братья Карамазовы», работу над которым Достоевский закончил в 1879-1880 годах.

Интересно, что «Бесы», в которых писатель изначально предполагал выразить свое неодобрительное отношение к представителям революционных течений в России, постепенно видоизменялись в ходе написания. Изначально автор не собирался сделать Ставрогина, ставшего впоследствии одним из самых известных его персонажей, ключевым героем романа. Но его образ оказался настолько мощным, что Федор Михайлович решил изменить замысел и добавить в политическое произведение настоящую драму и трагедию.

Если в «Бесах», помимо прочего, достаточно широко раскрывалась тема отцов и детей, то в следующем романе – «Подросток» — писатель вывел на первый план вопрос воспитания повзрослевшего ребенка.

Своеобразным результатом творческого пути Федора Михайловича, литературным аналогом подведения итогов, стали «Братья Кармазовы». Многие эпизоды, сюжетные линии, персонажи этого произведения были отчасти основаны на написанных ранее романах писателя, начиная с его первого опубликованного романа «Бедные люди».

Униженные и оскорбленные (1861 г.)

Достоевский написал это произведения после того, как вернулся из сибирской ссылки. Он почувствовал на себе, как общество относится к тем, кого вычеркнуло из своей добропорядочной жизни. Для него стало очевидно, что социальное расслоение в Российской Империи навсегда огораживает одних людей от других, и дворяне безнадежно далеки от народа, который, тем не менее, является движущей силой страны. Речь идет об «униженных и оскорбленных», чье достоинство и честь писатель защищал и отстаивал. Князь Валковский в этом произведении стал первым  героем-«идеологом» в творчестве писателя. Сочувствие и всепрощение в произведении приобрели реальные формы, и читатель явственно осознает их необходимость в повседневной жизни.

Расцвет творчества

Бытность каторжника, сложные условия ссылки, впечатления от заключения и мнимого расстрела, все это нашло отражение в творчестве писателя. Воспоминания о неволе вылились в «Записки из Мертвого дома».

Были и другие произведения. Однако прежде чем приступить к работе всей своей жизни, литератору потребовалось некоторое время, чтобы перевести дух.

Расцвет творчества писателя пришелся на 60-80 годы 19-го века. В этот период Достоевский готовит и издает романы, которые получили название «великого пятикнижия».

  • В 1866 появляется «Преступление и наказание».
  • Через 2 года, в 1868, Достоевский публикует «Идиота».
  • 1871-72 ознаменовались выходом «Бесов».
  • В 1875 был напечатан роман «Подросток».

Последней работой в череде крупнейших произведений стали «Братья Карамазовы» (1880), которых автор закончил всего за несколько месяцев до своей смерти.

5. Игрок

«Игрок» — одно из популярных произведений Достоевского, которое писатель создал в 1866 г., чтобы оплатить долги после крупного проигрыша в швейцарских казино. В его основу легли собственные впечатления Достоевского и его опыт. Тема произведения – абсолютное увлечение азартной игрой, ставшей единственной целью и смыслом жизни героя.

Ради казино он отказывается от увлечения юной девушкой и личного счастья. Автор детально описывает его как поэта игры, направившего все силы на рулетку, хотя стыдится этой страсти, но не может обойтись без адреналина и риска. Постоянно проигрывая, он надеется выиграть и называет это состояние красиво: «воскреснуть». Однако финал произведения закономерен и реалистичен.

Легенда 10. Достоевского ненавидели другие писатели

Вердикт: это полуправда.

Андрей Александрович Краевский и Федор Михайлович Достоевский. Карикатура Николая Степанова. 1847 год

Многие знакомые с Достоевским писатели его не любили — не из-за художе­ственных разногласий или идейного несовпадения, а из-за его поведения.

Еще в 1840-е годы молодой Достоевский, только-только написавший «Бедных людей», попал в кружок Белинского и не смог сдружиться с Тургеневым, Некра­совым и Панаевым. Они начали издеваться: в упомянутом выше «Посла­нии Белинского к Достоевскому» назвали его прыщом на носу литературы, а Тургенев распространил слух о том, что Достоевский требовал выделить «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» золотой каймой  В. Н. Захаров. По поводу одного мифа о Достоевском // Север. № 11. 1985. . Это был вымысел, но он казался правдоподобным. У всех насмешек был общий сюжет: Достоевский считает себя лучше остальных писателей и требует к себе особого отношения.

Зародившаяся тогда вражда с Тургеневым сохранилась на долгие годы, хотя их экономическим отношениям это как будто не мешало: Тургенев печатался у Достоевского в журнале в 1860-е годы, а Достоевский позже брал у него деньги в долг.

Чтобы не поссориться с Достоевским, можно было с ним не знакомиться и только читать его статьи и романы. Так сделал Лев Толстой: не встречался с писателем лично, но ценил его тексты. 

7. Записки из подполья

Проблематика напечатанной в 1864 г

повести предвосхищает концепцию экзистенциализма – философской теории, заостряющей внимание на неповторимости человеческого бытия. Герой произведения, бывший чиновник в отставке, получив наследство, закрылся в своей квартире

Сначала он от первого лица повествует о своих духовных открытиях, а затем переходит описанию своего детства, в котором у него никогда не было друзей, и о других событиях, оставивших глубокий след в его жизни, – череде воображаемых обид. Стычка с офицером, обед с давними товарищами, закончившийся оскорблением и вызовом на дуэль одного из них, глумление над проституткой привели к уходу героя от жизни.

Подполье – иносказательный образ, символизирующий интеллигентскую рефлексию, безволие. Персонаж считает себя выше других людей, хотя его жизнь пуста и незначительна.

Казнь Достоевского

В день казни людей вывели на эшафот, казнить должны были «тройками». Достоевский попал во вторую «тройку». В первую вошли Михаил Петрашевский, Николай Момбелли и Николай Григорьев – их облачили в специальные рубахи, опустили капюшоны, солдатам дали приказ «пли». Но выстрела не последовало. Несколько мгновений оглушающей тишины. Затем – топот копыт и адъютант вручает генералу Сумарокову пакет от императора, где сообщается о помиловании…Федор Достоевский писал, что этот момент перевернул всю его жизнь. Те несколько минут, которые отделяли его от, казалось бы, неминуемой смерти, навсегда изменили мировосприятие писателя. Григорьев тронулся умом… Еще несколько арестантов разрыдались прямо на плацу, узнав о помиловании… Это был тяжелый момент.

«Белые ночи», повесть, 1848

Еще одна повесть мастера, отличающаяся в целом не характерной для Федора Михайловича сентиментальностью. Поэтический образ мечтателя, обнаруживающего к концу книги неожиданный для такого характера стоицизм, вызывает сочувствие, родственное бескорыстному состраданию, которое испытывает он сам. Атмосфера белых ночей имперского Петербурга, во время которых разворачивается драма, оказывает настолько завораживающее действие, что экранизировать небольшую повесть в XX веке взялись несколько кинодеятелей. Прекрасный фильм выдающегося режиссера Лукино Висконти (который, однако, перенес декорации в родную Италию) — лучшее признание повести.

Преступление и наказание (1866 г.)

Этот роман впервые вышел в «Русском вестнике» и вызвал бурную реакцию общественности. Сегодня уже каждый школьник знает про старуху-процентщицу и шуточно философствует «тварь ли он дрожащая или право имеющий». Какой бы абсурдной не казалась эта теория, тут есть, над чем задуматься, и понаблюдать за тем, как герой загоняет себя в угол своими же убеждениями. Но, к счастью, тут так же поднимаются темы любви и веры. Именно они дают шанс на исцеление заблудшей душе. Роман будто кричит «у каждого оступившегося есть шанс», что, несомненно, приободряет и даёт надежду.

Автор полемизирует с ницшеанским учением, модным среди его современников, которое стало идеологической основой мировоззрения убийцы, который кровью хотел выкупить право называться сверхчеловеком. Тот же немецкий философ «похоронил Бога», но почвенник Достоевский наглядно доказывает, что безверие губит, а вот стремление к небесному Творцу действительно способно помочь в сложной ситуации.

Подросток (1875 г.)

Роман о наболевшей проблеме – последствии социального неравенства в Российской империи, а именно – о незаконнорожденных детях. Дворяне часто пользовались зависимым положением крестьянок и заводили внебрачные связи. Судьба такого ребенка была незавидной: он не был простолюдином, но и полноценным помещиком тоже не являлся. Его не принимали в семье отца, прилагая все усилия, чтобы лишить незаконного претендента положенного наследства. Да и сам претендент чувствовал себя лишним и отчужденным в мире, где его положение было столь шатким и позорным. Аркадий – жертва этого явления, в его характере выразились все те болезненные комплексы, которые формировались у внебрачных детей.

Произведения

Романы

  • 1846— Бедные люди
  • 1861— Униженные и оскорблённые
  • 1866— Преступление и наказание
  • 1866— Игрок
  • 1868—1869— Идиот
  • 1871—1872— Бесы
  • 1875— Подросток
  • 1879—1880— Братья Карамазовы

Повести и рассказы

  • 1846— Двойник
  • 1846— Как опасно предаваться честолюбивым снам
  • 1846— Господин Прохарчин
  • 1847— Роман в девяти письмах
  • 1847— Хозяйка
  • 1848— Ползунков
  • 1848— Слабое сердце
  • 1848— Честный вор
  • 1848— Ёлка и свадьба
  • 1848— Неточка Незванова
  • 1848— Белые ночи
  • 1849— Маленький герой
  • 1859— Дядюшкин сон
  • 1859— Село Степанчиково и его обитатели
  • 1860— Чужая жена и муж под кроватью
  • 1860— Записки из Мёртвого дома
  • 1862— Скверный анекдот
  • 1864— Записки из подполья
  • 1865— Крокодил
  • 1870— Вечный муж
  • 1873— Бобок
  • 1876— Мужик Марей
  • 1876— Кроткая
  • 1876— Мальчик у Христа на ёлке
  • 1877— Сон смешного человека
  • 1878 — Тритон

Публицистика и критика, очерки.

  • 1847— Петербургская летопись
  • 1861— Рассказы Н.В. Успенского
  • 1862— Зимние заметки о летних впечатлениях
  • 1876— Столетняя
  • 1880— Приговор
  • 1880— Пушкин

Дневник писателя.

  • 1873— Дневник писателя. 1873 год.
  • 1876— Дневник писателя. 1876 год.
  • 1877—Дневник писателя. Январь-август 1877 года.
  • 1877— Дневник писателя. Сентябрь-декабрь 1877 года.
  • 1880—Дневник писателя. 1880 год.
  • 1881—Дневник писателя. 1881 год.

Стихотворения.]

  • 1854— На европейские события в 1854 году
  • 1855— На первое июля 1855 года
  • 1856— На коронацию и заключение мира
  • 1864— Эпиграмма на баварского полковника
  • 1864—1873— Борьба нигилизма с честностью (офицер и нигилистка)
  • 1873—1874— Описывать все сплошь одних попов
  • 1876—1877— Крах конторы Баймакова
  • 1876— Дорого стоят детишки
  • 1879— Не разбойничай, Федул

Неоконченное.

Сбритые бакенбарды

Особняком стоит сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная», известный также под названием «Сибирской тетради», писавшийся Достоевским во время его каторги.

Арест и каторга

Судьбоносным для писателя стало знакомство с М.В. Петрашевским в 1846 году. Петрашевский устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана.

Во время встреч, так или иначе связанных с петрашевцами, Достоевский познакомился и с коммунистом Спешневым. Тот в 1848 году организовал тайное общество из 8 человек (включая его самого и Федора Михайловича), которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда было запрещено.

В том же 1848 году был опубликован роман Федора Михайловича «Белые ночи», но, увы, насладиться заслуженной славой ему не удалось. Те самые связи с радикально настроенной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости.

К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича исполнен не был. 19 ноября генерал-аудиториат счел его не соответствующим вине Достоевского, в связи с чем смертную казнь заменили на восьмилетнюю каторгу. А в конце того же месяца император Николай I еще больше смягчил наказание: писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведен в рядовые солдаты.

Портрет Федора Достоевского

Несмотря на все тяготы и лишения, которые предполагал подобный приговор, поступление в солдаты означало полное возвращение Достоевскому его гражданских прав. Это был первый подобный случай в России, поскольку обычно те люди, которых приговаривали к каторжным работам, до конца жизни теряли свои гражданские права, даже если выживали после многих лет заключения и возвращались к свободной жизни. Император Николай I пожалел молодого писателя и не захотел губить его талант.

Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал бесконечные страдания и одиночество. Кроме того, у него ушло немало времени на то, чтобы наладить нормальное общение с другими арестантами: те долго не принимали его из-за дворянского титула.

В 1856 году новый император Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений. И если в молодости Федор Михайлович был не определившимся в своей судьбе человеком, пытающимся найти правду и построить систему жизненных принципов, то уже в конце 1850-ых годов он стал зрелой сформировавшейся личностью. Тяжелые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, коим он оставался до самой смерти.

Переводы

Список литературных произведений, переведенных Федором Достоевским на русский язык.
Заголовок Дата Примечания
Матильда — Эжен Сью 1843 г. Заброшен из-за нехватки средств
Эжени Гранде — Оноре де Бальзак 1844 г. Единственный законченный перевод. Опубликовано в июне / июле 1843 г. в 6-м и 7-м томах журнала » Репертуар и пантеон».
La dernière Aldini , Жорж Санд 1844 г. Заброшен, потому что перевод был опубликован в 1837 году.
Лекции по истории философии по Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю 1855 г. Предлагаемый совместный перевод с другом Врангелем (говорящим на немецком языке)
Психея -Карл Густав Карус 1855 г. Предлагаемый совместный перевод с другом Врангелем (говорящим на немецком языке)

Библиография

Романы:

  • 1844 — Бедные люди
  • 1861 — Униженные и оскорблённые
  • 1866 — Преступление и наказание
  • 1866 — Игрок
  • 1868—1869 — Идиот
  • 1870—1872 — Бесы
  • 1874 — Подросток
  • 1878—1880 — Братья Карамазовы

Повести:

  • 1846 — Двойник
  • 1847 — Хозяйка
  • 1848 — Слабое сердце
  • 1848 — Неточка Незванова
  • 1848 — Белые ночи
  • 1859 — Дядюшкин сон
  • 1859 — Село Степанчиково и его обитатели
  • 1860 — Записки из Мёртвого дома
  • 1864 — Записки из подполья
  • 1870 — Вечный муж
  • 1876 — Кроткая

Рассказы:

  • 1846 — Как опасно предаваться честолюбивым снам
  • 1846 — Господин Прохарчин
  • 1847 — Роман в девяти письмах
  • 1848 — Ползунков
  • 1848 — Честный вор
  • 1848 — Ёлка и свадьба
  • 1849 — Маленький герой
  • 1860 — Чужая жена и муж под кроватью
  • 1862 — Скверный анекдот
  • 1865 — Крокодил
  • 1873 — Бобок
  • 1876 — Мужик Марей
  • 1876 — Мальчик у Христа на ёлке
  • 1877 — Сон смешного человека
  • 1878 — Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга

«Крокодил», рассказ, 1865

И, наконец, нельзя не вспомнить о таком необычном для Достоевского рассказе как «Крокодил». Неизвестно, читал ли его сумрачный Франц Кафка, родившийся через два года после смерти русского писателя, но не вспомнить о нем при чтении этого рассказа просто невозможно. Как и гоголевский «Нос», в подражание которому, очевидно, «Крокодил» и написан. А действие произведение насколько причудливо, настолько и просто: чиновник, проглоченный крокодилом целиком и оставшийся необъяснимым образом в живых, нелепо рассуждает об открывающийся перед ним благодаря этому происшествию карьерных перспективах. Здесь Федор Михайлович с особенной едкостью набрасывается на своих политических оппонентов из либерального лагеря — ехидства и желчи здесь куда больше, чем даже в другом его рассказе этой же направленности «Скверный анекдот».

Ссылки по теме:

Достоевский или не Достоевский? Викторина, 11.11.2016

О чем заочно спорили Набоков и Достоевский?, 06.11.2016

Призрак Достоевского,15.04.2016

Достоевский заменил Луначарского — 14.04.2016

Достоевский по Волгину — 14.03.2016

Гоголь, Достоевский, братья Коэны — 09.03.2016

Оригинал статьи: «Другие» книги Достоевского» — «Российская газета», 11.11.2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector