«шинель» — анализ повести н. в. гоголя

Краткое содержание

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин жил в бедном районе Петербурга на съемной квартире. Работал в департаменте титулярным советником, переписывал документы. Коллеги часто подшучивали над ним. Но главный герой старался не обращать внимания.

Шинель

Однажды он заметил, что его шинель протерлась почти до дыр. Акакий Акакиевич обратился к портному. Оказалось, что починить ее невозможно, нужно шить новую. Узнав о цене в 150 рублей, чиновник очень расстроился. Таких денег у него не было.

Спустя год, насобирав нужную сумму, Башмачкин вновь обратился к портному. Новая шинель была сшита через две недели. Радостный Акакий Акакиевич сразу же надел ее на службу.

В департаменте, узнав о новой шинели Башмачкина, все говорили, что нужно отметить приобретение обновки. Но Акакий Акакиевич не знал, как отговориться. Тогда помощник начальника заявил, что он вместо титулярного советника приглашает всех к себе на чай, к тому же у него сегодня именины. Башмачкин не хотел идти, но все его стали стыдить, что некрасиво отказываться.

Пропажа

Собравшись вечером, сослуживцы стали хвалить новую шинель чиновника. Все пили шампанское, играли в карты. Только Башмачкину было скучно. В 12 часов ночи, когда уже никто не обращал на него внимания, он смог уйти.

По дороге домой на Акакия Акакиевича напали грабители. Спустя некоторое время он очнулся в снегу, с ужасом обнаружив, что шинель украдена. Он побежал к будочнику. Тот посоветовал обратиться к надзирателю. Но помощи Башмачкин не получил. В департаменте коллега посоветовал обратиться к одному значительному лицу.

Значительное лицо имело генеральский чин. Акакия Акакиевича просил оказать ему помощь, ускорить процесс поимки преступников. Но ему было сказано обратиться в канцелярию, подать просьбу. В ответ чиновник стал возмущаться, что это ненадежно. В итоге его выгнали на улицу.

Не помня, как добрался до дома, Башмачкин лег спать. На следующий день у него началось сильная горячка. Вскоре он умер.

Приведение в шинели

Стали ходить слухи, что возле Калинкина моста по ночам появляется призрак, крадущий с людей шинели. Однажды вечером одно значительное лицо почувствовало, что кто-то схватил его. Перед ним предстал Башмачкин, который требовал отдать шинель. Генерал немедленно ее снял. С тех пор чиновника-мертвеца никто не видел.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

Проблематика произведения Николая Гоголя «Шинель»

Повесть “Шинель” увидела мир в 1841 году

Обращая внимание на актуальность проблем, высветленных в произведении, ее изучают в школе. Написана она на основе старого анекдота о мелком чиновнике, который случайно потерял свое ружье, на которое длительное время копил деньги

Гоголя задела эта история, так как он не посчитал этот анекдот смешным и написал на его основе повесть, назвав ее коротко и лаконично — “Шинель”.

Гоголь с помощью своего произведения протестовал против устоявшихся канонов бюрократической системы, унижающие честь и достоинство обычного человека

“Шинель” имеет главную идею: важно в любой ситуации оставаться человеком и относится к другим людям как к равным себе, уважая их. Николай Васильевич показывает, насколько обычный гражданин ничтожен перед чиновниками, которые управляют государством на любом уровне

Общество уже давно потеряло всякое понимание и толерантность к другим людям, а взамен приобрело черствость и безразличие к людям. Повесть Гоголя написана как будто для того, чтобы в повседневной суете мы замечали тех, кто нуждается в нашей помощи, не были равнодушными и черствыми к проблемам и тяготам существования.

Мир непонятным образом устроен так, что общество выбирает для себя кого-то, кто не может самостоятельно заступиться за себя, выбороть свое место под солнцем, и начинает издеваться и гнобить этого человека. Моральные стереотипы, никому не нужные выводы и доводы абсолютно чужих людей то и дело вгрызаются в наше сознание, постоянно напоминая о том, что “ты ничтожество, ты все делаешь не так как надо, ты странный, страшный, без образования, без семьи, детей и кредитов., возьмись за ум и иди работать на трех работах. Будь таким как все и будет тебе счастье.”

Человек не может жить под копирку, взяв за пример моральные устои, слепо исповедуя не всегда милосердные и гуманные принципы общества, в котором ему пришлось жить. Он барахтается, пытается что-то изменить в своей жизни в лучшую сторону, меняет себя — обществу все равно на такие положительные изменения. Оно опять будет унижать и гнобить человека, ставшим “козлом отпущения”, пока не сломает его.

Сломанные люди начинают употреблять алкоголь, наркотики, теряют смысл жизни и даже делают попытки суицида из-за того, что общество их не воспринимает, не подпускает к себе, попросту не слышит. Так случилось и с Акакием Акакиевичем Башмачкиным — он хотел простого: поменять свою прохудившуюся шинель или хотя бы починить, чтобы в ней можно было походить какое-то время.

Он пытался найти отклик в людях, просил помощи, оббивая пороги, но его никто не хотел слышать. Непонимание, непринятие чужих проблем истощает моральное и физическое здоровье даже самого сильного человека, и вскоре Акакий Акакиевич тяжело заболел и не смог терпеть несправедливость этого мира. Его просьба не была чем-то, требующим огромных средств и траты времени. Но даже из-за какой-то несчастной шинели его не хотели слушать. Общество живет по правилу “твоя жизнь — это твои проблемы, но если что-то будет не так, мы обязательно тебе на это укажем, предоставим сотни советов и научим как правильно жить”.

Окружающие советуют, возомнив себя великими знатоками и вершителями чужих судеб, забыв, что самое главное — понять и выслушать. Никто не заботится о том, как себя чувствует человек, приятно ли ему такое отношение

Поэтому, чтобы не стать тем самым Башмачкиным из повести “Шинель”, важно самому заботиться о своем моральном здоровье и быть руководителем своей жизни. Общество может только сломать, но никак не помочь

Название и композиция

Глубокий смысл в таком предмете одежды, как шинель, не отслеживается. Но для Башмачкина она была особенной. Он ограничивал себя во всём, пытаясь накопить на неё. С портным, которому он заказывал её пошив, герой обсуждает её так, как будто это не шинель, а подруга жизни. Правильно было бы сказать, что он был одержим ею. Кульминация сюжета приходится на момент, когда она пропадает. Именно здесь отслеживается ожидаемый переход от действительности к миру сверхъестественного. В незамысловатом названии повести удалось отобразить ключевую проблему. Читатель сосредоточивается на обычном объекте, который неожиданно приобретает ценность.

Что касается композиции, то она здесь линейная. В произведении можно выделить вступление и эпилог. Поначалу отмечается экспозиция, где писатель рассказывает о Петербурге. Далее описывается жизненный путь главного героя. Это опять же является чертой писателей, которые относятся к школе реализма.

Такой прием позволяет Гоголю раскрыть мотивацию поступков Башмачкина. Потом следует завязка, где герой начинает задумываться о том, какое будущее ждет его шинель. После этого дело подходит к кульминации. Акакий Акакиевич попадает в руки грабителей. Развязка описывается на улице. Призрак нападает на чиновника и отнимает у него предмет одежды.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика
“Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль
повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея
у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Шинель — анализ повести

Жизнь Николая Васильевича Гоголя окутана мистической силой. Сколько тайн и загадок унёс в могилу знаменитый писатель.

Произведение «Шинель» практически сразу же стало популярным среди читателей и вызвало не мало шуму со стороны критиков.

Это история об Акакии Акакиевиче Башмачкине — бедном чиновнике над которым все смеются. Чтобы купить себе новую шинель главный герой отказывает себе во всём, экономит даже на продуктах, чтобы к зиме у него была новая вещь. Это чудо наконец-то наступает. Башмачкин, накопив нужную сумму денег и покупает себе долгожданную шинель. Радости было не счесть. Но в тот же вечер грабители отнимают у Акакия Акакиевича долгожданный предмет.    Главный герой борется до последнего за предмет обожания, но проигрывает эту борьбу. А в скором времени и во все умирает от горячки. И даже тут автор не обходится без мистики. Он пишет, что Башмачкин в образе призрака блуждает по городу с целью найти того преступника, а когда находит то, отнимает шинель и тогда душа покойного успокаивается.

Это повесть о маленьком человеке, который не стремится жить лучше, чем есть. Акакий Акакиевич доволен тем, что у него есть сейчас. Но, когда появляется цель, то и жизнь меняется. В этом и суть, что у главного героя жизнь не являлась жизнью без цели, хотя он любил свою работу и это можно было считать за главную цель в жизнь. Однако, когда встаёт вопрос о покупке новой шинели, то главный герой оживает ещё больше, чем когда — либо.

Так же автор даёт понять читателю, что нельзя относиться бессердечно к людям, издеваться, унижать. Это совершенно несправедливо, ведь у главного героя нет никого и ничего. Он абсолютно одинок. Когда шинель отбирают, то Башмачкин становиться одиноким и несчастным в двойне, ведь у него отобрали смысл жизни.

В те страшные годы не было дела до маленьких людей, которые так много страдали. Когда Акакий Акакиевич умер никто этого даже не заметил. Разве это не печально, что статус играет такую важную роль в социальной жизни человека. Если нет должного статуса, то звать значит никак. Эта идеология погубила немало судеб в те года, да и в нынешнее время это частично играет роль. Надо учиться избавляться от предубеждений, чтобы не создавать не себе, не другим проблемы.

Основываясь на анализе можно с уверенностью предположить, что делать смыслом жизни работу не всегда хорошо,  точнее грустно и серо. А маленькие цели всегда дают какую-нибудь надежду на что-то новое, интересное. Это как новая страница в книге.

Расчет финансовых возможностей главного героя

Известно жалование героя – 800 рублей в год. По тогдашним меркам, не так уж и мало, с голоду не умрешь. Судя по косвенным признакам и на основании текста повести, можно сделать вывод о том, что масштаб цен примерно соответствовал возможности рядового инженера поздней советской эпохи (70-х или 80-х годов), получавшего рублей 120 оклада. Известно также, во что обошлась Акакию Акакиевичу новая шинель. Повесть писалась в 1842 году, дефицита продуктов и очередей не было, но знакомства с нужными людьми уже тогда имели значение. «По блату» некий Петрович, портной, готов справить нужную вещь всего за 80. За такие деньги приличное пальто в СССР купить было невозможно, а чтобы собрать на обновку, рядовому трудящемуся требовалось экономить несколько месяцев.

Вот и Акакий Акакиевич урезал свой бюджет, чтобы пошить себе новую шинель. Проблемы его носили исключительно экономический характер, и, в общем-то, были вполне решаемыми.

Основная проблема в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

Основная проблема в повести Н.В

Гоголя «Шинель» – это судьба «маленького человека», своеобразный протест против общественных устоев, которые не ценят саму личность, а обращают внимание только на её статус. Именно Николай Васильевич сделал этот образ центральным в русской литературе, после него много последователей продолжили данную традицию

Что же означает само понятие «маленький человек»? Этот человек мал по своему социальному статусу, его положение в обществе не имеет особой важности или вовсе становится незаметным. Его «малость» ещё характеризуется скудным ограниченным духовным миром, всевозможные запреты и притеснения обеднили его душу, лишили всяческих стремлений и веры в собственные силы

Такого человека интересует только события, происходящие в его жизни, общие исторические или философские вопросы не имеют никакого значения.

Писатель изображает главного героя заурядным и незначительным чиновником, занимающимся перепиской департаментских документов. Акакий Акакиевич придерживался в жизни только одного правила – беспрекословно подчиняться своему начальству и выполнять любые его распоряжения, о смысле и значении своей работы он даже не задумывался. Именно поэтому он начинал волноваться, когда ему давались задания, требующие элементарной смекалки и сообразительности, Башмачкин не был к этому готов. Главного героя устраивала его должность, он даже брал работу на дом и там мог весь вечер переписывать то, что не успел сделать днём. Таким образом, он ограждал себя от всего внешнего мира, враждебно настроенного ко всем мелким чиновникам.

Главной целью в жизни Акакия Акакиевича было откладывания денег на приобретение новой шинели. Впервые его существование наполнилось счастьем от ожидания исполнения заветной мечты. Именно поэтому исчезновение шинели стало настоящим горем для Башмачкина, ведь эта вещь символизировала его веру в лучшую жизнь, составляла весь смысл его существования. Он прошёл такой сложный путь, полный страдания и лишений, а в конце оказалось сплошное разочарование. Никто не мог помочь главному герою, окружающие не понимали всю глубину его несчастья, поэтому могли только посмеяться над такой незначительной, по их мнению, неприятностью. Всем была безразлична не только трагедия Акакия Акакиевича, а и вся его судьба в целом. Практически никто не заметил его болезни, как и скорой смерти после неё. Произведение построено таким образом, что читатель прослеживает всю жизнь главного героя, начиная с того момента, когда его наградили именем Акакий и заканчивая последним вздохом.

Н.В. Гоголь затронул в своей повести также тему самой бедности, он был возмущён тем, что человек прилежно и усердно выполняя свои обязанности, не может позволить себе даже приобрести необходимую одежду. В то время как менее ответственным и способным людям просто повезло родиться в нужном месте и в нужное время, поэтому они могут себе позволить не только роскошную жизнь, но и бездумное транжирство ради забавы.

Призывая к справедливости, автор поднимает тему возмездия в конце своей повести. В эпилоге дух Акакия Акакиевича мстил жителям города за нанесённые ему унижения и оскорбления, он появлялся из темноты и отбирал у прохожих шубы и другую верхнюю одежду. Упокоился с миром он только после того, как отомстил человеку, оказавшему большое влияние на трагический исход Башмачникова. Наконец, у него удалось постоять за себя и достойно ответить обидчику, тем самым дав надежду похожим на него людям.

Башмачкин не представляет собой уникального человека, таких «маленьких» и униженных чиновников было очень много в современной Н.В. Гоголю действительности. При помощи этого образа писателю удалось представить всё петербургское общество, порождающее произвол и равнодушие по отношению ко всему, что не имело к нему отношения. Николай Васильевич умело показал, что трагедия «маленького человека» заключается в отсутствии уважения не из-за душевных качеств или отсутствия умственных способностей, а от положения конкретной личности в обществе

Автор своей повестью хотел обратить внимание на этих незаметных, беспомощных и нелепых людей, неспособных самостоятельно противостоять ударам судьбы. Только сами люди, помогая другим, способны исправить жизненную несправедливость

Главный персонаж, А. А. Башмачкин

Чтобы утвердиться во мнении о том, что в повести отсутствуют не то что революционные мотивы, но и вообще социальная идея, достаточно понять, о ком написал Н. В. Гоголь «Шинель». Анализ личности главного героя приводит к поиску современных аналогий. На ум приходят пресловутые «менеджеры среднего звена», презрительно называемые также «офисным планктоном», выполняющие рутинные поручения. Работники, по мнению одного литературного персонажа, делятся на две основные категории: большинство не способно ни на что, и лишь некоторые могут практически все. Судя по описанию Акакия Акакиевича и его отношений с коллективом, он к всемогущему меньшинству не относится. Но Гоголь не был бы собой, если бы не углядел в нем и определенных достоинств, о которых пишет тоже с изрядной долей иронии. Башмачкин, типичный «вечный титулярный» (таких в Советской Армии называли пятнадцатилетними капитанами, по сроку службы в младшем офицерском звании), работу свою любит, он прилежен и покорен до смирения. На шутки товарищей, порой злые, он реагирует мягко и мирно. Друзей, помимо красивых каллиграфических букв, у него нет, да ему и не нужно.

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

  • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
  • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
  • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
  • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В

Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Шинель»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Шинель»
  • для самых компанейских — Главные герои «Шинель»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Шинель»
  • для самых крутых — Читать «Шинель» полностью

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.

Что же случилось?

Сюжет Гоголю навеян был историей про такого же небогатого и заурядного чиновника, долго копившего на ружье и потерявшего его на первой своей охоте. Нужно было быть гением, чтобы увидеть в таком несмешном анекдоте фабулу будущего произведения и развить его до трагикомедии, каковой по праву считается повесть «Шинель». Главные герои ее — тоже чиновники, и в своем большинстве получают столько же, сколько Башмачкин, или больше, но ненамного. Увидев обновку, они, шутя, требуют «вспрыснуть» (сегодня чаще употребляют глаголы «обмыть» или «проставиться»). Коллеги знают, что денег на излишества у Башмачкина нет, а если бы и были, то, очевидно, он тоже не спешил бы с ними расставаться — за много лет характер его они изучили. Помощь пришла от помощника столоначальника (судя по названию должности, тоже не великий богач), который предлагает угощение и зовет к себе в гости. А после банкета Акакия Акакиевича ограбили и раздели, отняв новую шинель. Краткое содержание сцены дружеской попойки ярко показывает, насколько воспарил духом скоромный чиновник, купив, в общем-то, заурядную вещь. Он даже проявляет интерес к некой даме, впрочем, ненадолго.

И тут такой крах.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.

В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.

Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Анализ и проблематика повести

Жанр «Шинели» — повесть. Критики склонны считать, что жанр этого произведения определяется не формой, а содержанием. Казалось бы, простая история о чиновнике перерастает в мистическую притчу, затрагивающую вечные проблемы жизни.

Повествование в произведении ведется от автора. Рассказчик в патетической и одновременно сказовой манере излагает историю злоключений Акакия Акакиевича. Изначально такой художественный прием вызывает улыбку, и повесть воспринимается как сатирическая. Например, в комическом ключе описывается выбор имени для новорожденного. 

Ирония в дальнейшем сменяется откровенной жалостью к чиновнику. Ответ Башмачкина на придирки сослуживцев «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» заставляет задуматься о несправедливом отношении к «маленькому человеку» в обществе.

Гоголь поднимает проблему социального неравенства. Писатель был уверен в том, что, чтобы пробудить общество, необходимо показывать ему самые отвратительные явления действительности. Гротескное изображение чиновника, умирающего из-за шинели, соответствует этому утверждению. Герой «Шинели» беден не только материально, но и духовно. Он не способен на великие поступки, и верхом его мечтаний является предмет одежды. Но с другой стороны, даже такой убогий персонаж достоин того, чтобы к нему относились по-человечески. В этом заключается гуманистический пафос повести.

Финал повести, где Башмачкин и после смерти ищет свою шинель, понимается исследователями неоднозначно. Некоторые литературоведы видят в таком изображении обращение Гоголя к традициями немецкого писателя Гофмана. В его произведениях часто мечты героев разбивались о действительность. 

Другие исследователи пришли к выводу, что мистически финал повести — это пародия на романтические произведения начала 19 века.

История создания

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

История создания повести

Повесть Гоголя «Шинель» является одним из спорных произведений в творчестве писателя и в русской классической литературе. По воспоминаниям литературного критика П.В. Анненкова, Гоголь написал «Шинель» на основе истории, которую услышал случайно. Происшествие случилось с одним из чиновников, который долго копил деньги на ружье. Купив оружие, он отправился на утиную охоту. Когда чиновник плыл на лодке, ружье соскользнуло за борт и утонуло. Ошарашенный потерей, он слег в горячке. Сослуживцы поддержали его и скинулись на новое охотничье ружье. 

Эпизод этот не вызвал у Гоголя смех, а через несколько лет этот сюжет лег в основу петербургской повести «Шинель», которая увидела свет в 1842 году. 

Главная идея повести — обесценивание личности человека, о котором судят только по табелю о рангах. При этом сам человек не протестует против такого к себе отношения. Ценности его пошлы, а мечты меркантильны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector